На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Китай и Россия. Пути развития экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
Введение………………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Внешнеэкономические связи: теоретические аспекты

1.1          Понятие и функции внешнеэкономических связей………………………………….......4

1.2          Классификация внешнеэкономических связей…………………………………………..5

1.3          Внешнеэкономические связи РФ и КНР: исторические аспекты…………………........6

Глава 2. Современные этапы развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР

1.4          Период 1993-1995 г…………………………………………………………………….....10

1.5          Период 1996 – 2000 годы……………………………………………………………........13

1.6          Период 2000 г. по наши дни………………………………………………………….......16

Глава 3. Приморский край и КНР: современное состояние и проекты
3.1 Современное состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и
     Китаем…………………………………………………………………..………………........21
3.2   Приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфуньхэ»……………………..24
3.3    «Туманганский проект»…………………………………………………………………...27
3.4    Формирование и развитие проекта «Морской порт Зарубино»: поиски системного
       решения……….………………………………………………………………………….......32
3.5    «Морской порт Зарубино» и региональное развитие Северо-Восточных провинций
        КНР: расчет реальных перспектив…………………………………………………...……35
   Заключение……………………………………………………………………………………..39
  Список использованной литературы………………………………………………………….42
   Приложения..................................................................................................................................44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В последнее десятилетие Российская Федерация активно развивает внешнеэкономические связи со странами АТР.
На страны Азии приходится около четверти внешнеторгового оборота РФ. Большинство этих стран являются давними традиционными торговыми партнерами России, со многими из которых экономические связи не ограничиваются взаимной торговлей, а дополняются экономическим и техническим содействием России в сооружении на их территории объектов капитального строительства, а также научно-техническим и военным сотрудничеством. Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В частности, наиболее активное и перспективное развитие происходит с КНР.  Китай является главным торговым партнером России среди стран АТР. Динамичному развитию  российско-китайских экономических связей способствует ряд факторов: значительная взаимодополняемость экономик, географическая близость, наличие богатого опыта сотрудничества.
Цель курсовой работы – изучить внешнеэкономические связи России и КНР. В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1.       Изучить теоретические аспекты внешнеэкономических связей
2.       Показать современные периоды развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР
3.       Обозначить перспективы сотрудничества между Приморским краем и Китаем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Внешнеэкономические связи: теоретические аспекты:
1.1. Понятие и функции внешнеэкономических связей
Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.
Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением  государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложение феодализма. Переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям вызвал резкий скачок в развитии национальных рынков отдельных государств и в обмене товарами этих национальных рынков, что привело к расширению и углублению интернациональных связей и международного обмена в экономической сфере государственных отношений [1].
Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.
Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.
Такими функциями являются:
1.       Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами в их вещественной и стоимостной форме.
2.       Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда.
3.       Организация международного денежного обращения.
Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.
В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончание обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (её практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.
Содержанием третьей функции является создание с помощью механизма этих связей условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.
Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.
В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.
Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственной сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.
Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.
Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.
 
1.2. Классификация внешнеэкономических связей
Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.
Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей (см. приложение А).
Вид внешнеэкономических связей – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.
Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.
Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.
Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относятся:
1.       Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарств, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и ноу-хау, инжиниринговая продукция.
2.       Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере – на заводах, фабриках, предприятиях, в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.
3.       Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах.
4.       Сотрудничество, содействие. Всё большее распространение во внешнеэкономических связях получает научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.
1.3. Внешнеэкономические связи РФ и КНР: исторические аспекты
История отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Более трех столетий шел процесс формирования восточной части границы между двумя государствами.
В середине XVII столетия Приамурье было освоено русскими и административно включено в состав России, затем уступлено по Нерчинскому договору 1689 г. Китаю. После заключения Айгуньского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров Приамурье, а затем Приморье были возвращены в состав России.
Заключение русско-китайских договоров по пограничным вопросам в середине XIX в. имело важное значение для обеих стран. Россия окончательно закрепила за собой Приамурье и Приморье, обезопасив свою территорию от агрессии других стран. Китай предотвратил возможное вторжение западных держав с севера, со стороны Амура. Великие страны решили пограничные вопросы мирным путем, что стало основой для дальнейших добрососедских отношений двух государств. Началось освоение и заселение русскими людьми Уссурийского края - территории современного Приморья. Важную роль в освоении Приморского края сыграли китайские иммигранты, чей труд использовался в самых разных отраслях экономики, в большей или меньшей степени вплоть до середины 30-х годов [15].
В истории российско-китайских и советско-китайских отношений есть и непростые и даже трагические страницы. Период дружественных и даже братских, союзнических отношений двух стран в 50-е гг. сменился периодом резкого ухудшения отношений в 60-70-е гг., отмеченных различными, вплоть до вооруженных пограничных, инцидентов. Одно из самых серьезных столкновений произошло в марте 1969 г. на о. Даманском на р. Уссури и повлекло за собой человеческие жертвы с обеих сторон.
Напряженность в приграничном пространстве двух стран к середине 80-ых гг. нашего столетия под воздействием внутренних и внешних факторов стала снижаться. Это сопровождалось большой работой по определению прохождения линии границы, направленных на устранение прежних спорных вопросов.
Важным стимулом двусторонней экономической кооперации являются хозяйственные реформы в обеих странах. Они протекают в разных социально-политических условиях, разными темпами. Руководители двух стран по-разному представляют себе их конечные результаты. И все же в процессах преобразований в наших странах много общего. Это прежде всего разрыв с прежней уравнительно-распределительной системой, развитие рыночных отношений и многообразных форм хозяйствования, активное использование внешнеэкономических факторов роста, открытость к внешнему миру. Так, важное значение для роста объемов сотрудничества(см. приложение Б) имели проведенная в ноябре 1991 г. в России либерализация внешнеэкономической сферы (разрешение всем без исключения российским предприятиям заниматься внешнеэкономической деятельностью без специальной регистрации, отмена ограничений на бартерные операции и т.д.), а также переход в июле 1992 г. к внутренней конвертируемости рубля по текущим операциям.
В начале 90-х годов значительные изменения произошли и в практике внешнеэкономического регулирования в КНР. В конце 1991 г. всем китайским гражданам, имеющим валютные доходы или выезжающим за рубеж, была предоставлена возможность свободной купли-продажи валюты в государственных банковских учреждениях за юани по рыночному курсу. В 1992 г. упразднен "регулирующий" налог на импорт, на 7,3% снижены импортные пошлины, отменено около 75% нетарифных ограничений [13].
Двум странам удавалось достаточно успешно решать проблемы, связанные с переходом на новую систему взаиморасчетов. До начала 90-х годов двусторонняя торговля велась на клиринговой основе, но с начала 1991 г. сфера применения клиринга существенно сократилась. Далее он применялся только для обслуживания поставок между центральными внешнеторговыми компаниями в рамках межправительственных протоколов. В 1992 г. на них приходилось не более 10% товарооборота. Доля децентрализованных каналов торговли (прямые связи, приграничная торговля, поставки через третьи страны, бартерная торговля) увеличилась с 59% в 1991 г. до 90% в 1992 г. В 1992 г. российский экспорт в КНР составил 3,53 млрд. долл., а импорт из Китая - 2,33 млрд. долл., положительное сальдо России - 1,2 млрд. долл., 46% товарооборота приходились на приграничную торговлю [13].
Между тем эти изменения мало отразились на товарной структуре российского экспорта. Доля машин и оборудования - товаров отраслей, традиционно подвергавшихся наиболее жесткому государственному контролю, сократилась в 1992 г. весьма незначительно - с 35 до 31 %. Не претерпевал изменений и удельный вес другой продукции тяжелой промышленности, в которой весьма заинтересована КНР, - минеральных удобрений и химического сырья (остался на уровне 44%). С 10 до 14% увеличилась доля черных и цветных металлов.
Напротив, в структуре российского импорта происходили сдвиги в сторону усиления роли отраслей, работающих на конечный потребительский спрос. Хотя доля продовольственных товаров и уменьшилась с 36 до 27%, но это снижение было компенсировано ростом поставок товаров широкого потребления - с 33 до 53 %. В то же время доля товаров инвестиционного спроса относительно сократилась: машин и оборудования - с 11 до 8%, минерального сырья - с 9 до 4%, химических товаров - с 4 до 3% [13].
В условиях либерализации цен, приспособления предприятий к колебаниям платежеспособного спроса поставки на китайский рынок способствовали преодолению кризиса реализации продукции тяжелой промышленности, замедлению спада производства. В частности, китайские заказы были важны для поддержки уровня производства на таких гигантах российской индустрии, как КамАЗ (производство грузовиков), "Сибсельмаш" (сельскохозяйственное машиностроение), Ангарский химический комплекс. Что же касается импорта из КНР, то уменьшение закупок инвестиционных товаров было напрямую связано с общим спадом инвестиционной активности в России. В условиях галопирующей инфляции российские импортеры отдавали предпочтение закупкам товаров, сулящим быструю окупаемость затрат. В то же время импорт китайского продовольствия сыграл важную роль в стабилизации продовольственного снабжения, преодоления последствий краха прежней системы распределения, разрыва связей с бывшими республиками СССР. Так, по некоторым оценкам, в 1992 г. за счет поставок из КНР удовлетворялось 80% потребности в сахаре, 60% потребности в овощах, 30% потребности в рисе и кукурузе в Сибири и на Дальнем Востоке [13]. В 1992-1993 гг. в России наблюдался "взрывной эффект" потребности в китайских товарах.
Нехватка у обеих сторон средств в свободно конвертируемой валюте (СКВ) обусловила особую популярность бартерной формы торговли. В 1992 г. на нее приходилось 63% всех сделок - на сумму в 3,72 млрд. долл. [13]. В 1993 г. эта доля увеличилась. Большая часть поставляемых в КНР лесоматериалов, грузовых автомобилей, тракторов и комбайнов, станков, горно-шахтного оборудования оплачивалась встречными поставками продукции пищевой промышленности, текстильных изделий, бытовой электроники. За свободно конвертируемую валюту в Китай реализуются в основном удобрения, запчасти к вертолетам и автомобили "Волга". Однако к началу 1993 г., очевидно, в связи с ростом валютных возможностей КНР российские специалисты стали отмечать возросшую готовность китайских контрагентов оплачивать поставки в СКВ.
Немалую часть российского импорта в 1992-1993 гг. составляли операции частных лиц (так называемых "челноков"), совершающих разовые поездки в соседнюю страну. Такие закупки весьма слабо отражаются статистикой, и при условии их учета положительное сальдо России в двусторонней торговле заметно уменьшится.
          В 1992 г. объем организованного туризма из стран СНГ в Китай составил почти 290 тыс. чел. - больше, чем в какую-либо другую страну. По сравнению с 1991 г. число туристов, выехавших в КНР, выросло в 5 раз. В то же время в 1992 г. в Россию въехало 184 тыс. китайцев, и Китай стал вторым по значению источником иностранного туризма в России после Финляндии.
Глава 2. Современный этап развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР.

2.1. Период 1993 – 1995 годы

На 1 июля 1993 г. на территории России было зарегистрировано 347 предприятий с участием инвесторов КНР. Их удельный вес в общем числе предприятий, основанных на иностранных инвестициях,  невелик - только 3,8%. Китай находился на восьмом месте среди ведущих вкладчиков капитала в экономику России. Но доля китайских фирм была существенно выше в восточных районах России. Из около 200 предприятий, созданных с иностранным участием в Хабаровском крае к началу 1993 г., на долю КНР приходилось 73, и китайские инвесторы опережали японских (45) и американских (31) вкладчиков. В свободной экономической зоне Находка в начале 1993 г. из около 200 предприятий 42 использовали китайские инвестиции, причем из 25 предприятий полной собственности иностранного инвестора 14 принадлежали вкладчикам из КНР [13].
К середине 1993 г. активность "челночной" торговли стала спадать в силу ряда причин: роста курса доллара к рублю, ограничивающего эффективность импорта, насыщенности рынка России китайским ширпотребом, прогрессирующего вытеснения мелких торговцев крупными фирмами, предлагающими более качественную продукцию.
Число иностранных рабочих, находящихся по контракту в России, сократилось со 160 тыс. в 1992 г. до 50-60 тыс. на середину 1993 г., в том числе китайских рабочих - с 30 до 15 тыс. чел. [13]. Либерализация внешнеэкономической деятельности дала мощный толчок развитию двустороннего туризма. В конце мая 1993 г. вступило в силу соглашение о безвизовых туристических поездках.
Так же в этот период времени с российской стороны на продажу пошло все, армейские запасы, неликвиды, новое оборудование, машины и многое другое. Основной товар – КАМАЗы и карбамид.  Лес и металлы по-прежнему  на втором месте. Только совсем ленивый русский предприниматель не пытался торговать «красной ртутью». Так и осталось непонятным, а существовало ли на самом деле такое вещество или это гениальное изобретение наших  «воротил». 1993 – 1995 г. в России можно обозначить как финансовый кризис, плюс производственный кризис, умноженные на огромные бессмысленные запасы на складах устаревающей продукции, на фоне приватизации, когда все очень  быстро менялось.
Это эпоха грандиозных «провалов» как российских, так и китайских бизнесменов. В 1994г. Владивостокская компания «Фести», поставила на 1,5 долл. металлоизделий в КНР,  для харбинской компании «Лун Ан». Груз был доставлен в Шанхай на склад китайской компании, купившей груз у «Лун Ан». Кто кого из китайцев обманул, сейчас установить трудно, но между ними начался внутрикитайский арбитраж, и склад, где лежал товар, был опечатан судебными приставами Шанхая в обеспечение долга. Начался судебный процесс. Груз на складе не разворован, полностью сохранен, просто поржавел слегка. Компания «Лун Ан» выдержала 17 процессов, выиграла часть из них и через 7 лет в 2001г. была тихо закрыта властями КНР. Ее китайский ответчик в Шанхае также обанкротился, ее директор в бегах. Но и российская фирма пострадала на  800 000 долл. и фактически прекратила свое существование. А товар скорее всего будет продан на металлолом в покрытие судебных издержек и оплаты за хранение груза на охраняемых складах в течение долгих лет.
Девиз Китая  в эти годы был такой: «Изучаем Россию, работаем сами, долой русских посредников». Китайские компании, созданные для приграничной торговли, в конце 80-х окрепли и развились, начали осваивать наш рынок. Например, компания   Дунфан «Ориент групп» или «Восток», в переводе на русский. Если в начале 90-х с Россией работало 5-6 человек в компании, то в 1995г. в компании работало 8 отделов по работе с Россией и СНГ общей численностью 45-50 человек. Вся Россия была поделена на зоны ответственности отделов. Типичный пример работы тех лет: на Навоборском трубном заводе (Горьковская область), берется 3 вагона труб под поставки сахара, но сахар туда не поставляется. В Смоленск через Владивосток поставляются бытовые газовые счетчики, Смоленск тоже не платит, ему должен Луганский металлургический комбинат, его представитель отвозит деньги в Навоборский комбинат. При таких схемах возникали огромные дисконты в пользу Китая.  Иногда они достигали 100% от реальной стоимости груза, самое интересное - все эти цепочки китайцы строили самостоятельно.  Постоянно на территории РФ находилось 4-5 руководящих сотрудников КНР,   которые могли прибыть в течение 2-3 дней в случае необходимости в любую точку РФ и принять ответственное решение. В период с 1992 по 1995 годы компания «Восток» никаких противоправных действий в России не совершала. Проблемы с законом имели место в КНР,  так как китайские работники часто имели невысокую квалификацию, и в указанный период они допустили ряд ошибок в бизнесе. Из Челябинска поступило  11 вагонов разборных металлических гаражей для индивидуальных машин, но личного автотранспорта в КНР в те годы не было и продать их не смогли. Из п. Славянка завезли 7 вагонов сборных щитовых домиков, их поставка произошла с задержкой на год и сбыть их было невозможно. Из п. Шкотово поставили 5 автомашин «Бучилен» (пропарка одежды и постельных принадлежностей в армии для уничтожения паразитов), которые вообще никому  не были нужны. Всего   к 1994 году на складах «Востока», скопилось невостребованных покупателями товаров из России на 2,5 млн. US$. Компания застраховала от несчастных случаев склады (в том числе и от пожара), и в мае 1994г. склады сгорели со всеми этими товарами, среди которых были и 11 вагонов металлических гаражей. В конце 1994г. «Восток» приступил к строительству нового офисного здания в 12 этажей в центре Харбина, и на четыре года финансовое положение корпорации стабилизировалось. В эти же годы «Восток» интенсивно создает совместные предприятия в России и пытается инвестировать туда средства. В городе Находка создано строительное совместное предприятие «Арксим», во Владивостоке - магазин «Восток», в городе Холмск рыбоперерабатывающий цех, в Нижнем Новгороде - фотоателье и ряд других предприятий. Столкнувшись с полной невозможностью нормально работать в России из-за чиновничьего произвола и принципиальным нежеланием россиян считаться с правами собственника, к 1998 году, еще до дефолта вся работа совместных предприятий была свернута, а связи с Россией приобрели эпизодический характер. С 1988 по 1995 год «Дунфан» построил контейнерный терминал в Деляне, 2 фабрики в Южной Корее, 4 предприятия пищевой и швейной  промышленности в КНР, текстильную фабрику в США, в 17 странах открыл филиалы и в 43 странах - представительства, 7 совместных предприятий, из них 4 в России. Годовой оборот возрос с 1,5млн. US$ в 1990 году до 32 млн. US$ в 1995 году. Компания до 1995 года умышленных обманов не допускала, очень интересовалась Россией и активно с ней работала, каждый 3-й работник владел русским языком. Список компаний входивших в структуру китайского предприятия «Восток» (см. приложение В).
В этот период Китай в торговле с РФ по-прежнему делал упор на промышленную продукцию, но, сталкиваясь с непорядочностью российских бизнесменов, китайские корпорации все больше начинают склоняться в сторону закупок сырья. При этом у китайских бизнесменов за 8 лет сложился устойчивый стереотип мышления и был сделан ряд выводов: торгуя с Россией не нужно платить за товар столько денег, сколько платят американцу или европейцу, для торговли с Россией русские посредники не нужны, все надо делать самим, инвестиции в РФ бессмысленны – их украдут и обманут.
На этом этапе Россия упустила свой второй шанс на рынке КНР. Объем поставок промышленной продукции на этом этапе увеличился по сравнению с 1988-1992г., однако между русским производителем и китайским потребителем осталось два (а обычно 4-5) посредника с русской и китайской стороны. В итоге российские предприятия не закрепились на рынке Китая, не остались на рынке ремонта и обслуживания техники, поставок запасных частей технического перевооружения, модернизаций, не получили доступа к серьезным международным проектам Китая.

2.2. Период 1996 – 2000 годы

Главная тенденция - ослабление позиций России, значительное снижение продаж машин и оборудования.  Лес, металл, черный и цветной металлом, карбамид, рыба, выходят на первое место в торговле. Расцвет дикого челночного движения. Этот период, несмотря на дефолт в России, кризисы в Азии, весьма однороден по своим характеристикам.
Русские предприниматели начали создавать совместные предприятия в Китае. К концу периода эти совместные предприятия они закрыли, бросили или потеряли. Типичные примеры:  Туймазинский завод бетононасосов создал совместное предприятие в г. Муданцзян, поставил в уставной капитал   два миксера на базе КАМАЗа (общая стоимость взноса 65 000 US$). При отсутствии средств на содержание российского персонала, предприятие превратилось в пункт проката русской  техники. Через 3 года, после выхода из строя техники вследствие интенсивной эксплуатации и отсутствия ее обслуживания, совместное предприятие обанкротилось.
16 русских заводов создали совместное предприятие «Салон русской  техники в Харбине». Российская сторона поставила до 100 000 US$ оборудования в уставной капитал, но ни один завод не дал ни одного цента оборотных средств. Российский персонал не на что было содержать в КНР, а китайская сторона была заинтересована только в поставках товаров, освобожденных от ввозных пошлин. К 2000г. Совместное предприятие также прекратило свою деятельность.
Чебоксарский завод промышленных тракторов пошел другим путем. Он создал в Харбине торговое представительство и отправил туда двух русских работников. Но тоже «забыл» платить им зарплату, оплачивать жилье, офис хозяйственные расходы. Руководитель представительства в течение двух лет пытался работать на завод за свой счет. В 1998г. ему это надоело, и он занялся коммерцией самостоятельно, для себя. К настоящему времени эта структура формально является представительством завода, а фактически представляет из себя крупную компанию со 100%  иностранным капиталом, юридическое лицо КНР. Со штатом русских работников. Компания принадлежит руководителю представительства.
Русские бизнесмены поняли, что идти в Китай надо. Но условие, что при выходе предприятия на новый рынок надо сначала туда вкладывать средства, нашим бизнесом принято не было.
Свою огромную нишу заняли «челноки» и туристические фирмы, обслуживавшие их, миллиарды наличных неучтенных долларов в обороте у сотен тысяч бывших учителей, врачей, инженеров и пенсионеров. На Дальнем Востоке, эта отрасль дает от 75 до 85 тысяч рабочих мест, что превышает 5% всего трудоспособного населения региона. В описываемый период российский «челнок» и наши туристические фирмы, явно доминировали на рынке. Сложилась хорошо отлаженная система провоза грузов, проживания, упаковки, закупа, складирования, при этом россияне в значительной мере контролировали систему. В России контроль над инфраструктурой туризма и сбыта товара был под полным контролем России. Китайский бизнес пытался выйти на этот рынок,  однако заметных успехов в этот период не достиг. Судьба городов приграничного Китая полностью была в руках русских «челноков». В августе-сентябре 1998г. в период пика дефолта, Суйфэньхэ был на грани голода, в городе оставалась торговля, транспорт, сфера упаковки, гостиничный бизнес. В течение полугода до 20 000 жителей города были заняты неполный рабочий день, или вообще не работали.  По оценке мэрии Суйфэньхэ, дефолт 1998г. в России, принес убытков городу до 200 млн. US$ [21]. Торговля городов приграничья оправлялась от дефолта России более года и только к концу 1999 г. ситуация нормализовалась.
100% работы по черным схемам, ни власти РФ ни КНР не знают реального оборота этой отрасли, налоги с обеих сторон платятся с одной двадцатой части существующего оборота. При  прохождении груза через границу, по оценкам Межрегиональной Информационно-Аналитической Палаты [22], платится 30% положенных сборов, по оценке ФСБ не более 25%.
В компаниях Китая ситуация была несколько иной, китайцы поняли, что работать через совместные предприятия в РФ бессмысленно и надо самим регистрировать свои компании.  Китайский бизнес интенсивно стремился изучить наше законодательное поле. В течение периода ситуация плавно менялась от дикого массового въезда в РФ китайцев и нелегального их проживания, до вполне цивилизованного въезда-выезда, и законной легализации остающихся в России китайских граждан. Объем нелегалов с 1996 по 2000 годы сократился на порядок. В то же время в КНР появились наши нелегалы с просроченными паспортами, без жилья. Естественно  по масштабам сравнить объемы нелегалов русских в КНР и китайцев в РФ нельзя.
В этот период пионеры и лидеры российско-китайской торговли начала 90-х сильно изменились. Такие компании как: «Век»; «Новая эра»; «Харбин энергия технология»; «Дунфан» Даоли; «Ориент Групп» Наньган и многие другие, окрепли, стабилизировали свое финансовое положение, закрыли совместные предприятия с Россией, отстроили офисы. Оборот капитала в каждом из этих предприятий  в 2000 г. составил 400 – 500 млн. долл. в год, благодаря чему перечисленные компании вышли на рынки Ю. Кореи, США, Европы и стали стремительно терять интерес к России [22]. В Китае в эти годы завершился очередной этап технической революции, китайская промышленность по объемам и техническому уровню в основных отраслях сравнялись с Россией при меньшей себестоимости товаров. Наши предложения по объему и качеству перестали удовлетворять китайскую сторону.  Посреднические фирмы Китая вышли на новый уровень развития, они стали транснациональными. Перед тем как уйти с рынка России, почти все компании Харбина остались должны своим российским партнерам: «Дунфан» Даоли - 54 000$ российской компании «Уником» г. Екатеринбург, «Ориент Групп» Наньган - 1 250 000$ - «Сахалинскому  морепродукту», «Харбин энергия технология» - 300 000$ - «Консорциуму русских компаний», «Новая эра»-100 000$ - «Техноинторг» и т.д. [22].
Вернемся к описанию деятельности компании «Ориент Групп» из района Наньган («Восток» или «Дунфан»). В 1997г. вице-президент компании Ху Джань У заключил очередной договор с компанией «Сахалинский морепродукт» на поставку минтая и камбалы. В оговоренные сроки рыба была доставлена в порт Далянь. Китайская сторона не заплатила ни копейки. После 4 месяцев обещаний перечислить деньги и разговоров  о плохом качестве товара, представители «Ориент Групп», заявили: «вице-президент не имеет права подписывать контракт, сегодня он уволен, груз получил он, а не компания, платить не будем». 8 отделов «Ориент Групп» по работе с РФ  были реорганизованы в один, названный «Восточная Европа», из 60 работающих осталось 12 человек, годовой оборот компании превысил 500 млн. долл. На украденные в России деньги, компания «Ориент Групп» в Гонконге зарегистрировала фирму по производству противодиабетических  препаратов, а вице-президент Ху Джань У  стал президентом новой дочерней фирмы. История развития «Ориент Групп» типична для пионеров торговли России и Китая.
Освободившиеся кадры китайских специалистов создали фирмы ориентированные на работу с Россией. Эти люди, проанализировав опыт предшественников, начинали деятельность в России с регистрации компании со 100% иностранным капиталом или филиалы иностранных юридических лиц. В условиях потери интереса у крупного бизнеса Китая к России, новые компании взяли на себя инициативу по формированию взаимоотношений в торговле между нашими странами.
 
2.3. Период с 2000 г. по наши дни
Последние годы торгово-экономические отношения России и Китая ознаменовались значительным ростом. И дело не только в том, что торговый оборот между двумя странами достиг рекордного уровня свыше 10 млрд. долл. США и продолжает расти. Более существенным представляется увеличение деловой активности, всемерная диверсификация торговли, причем в значительной мере за счет наукоемкой продукции и высоких технологий. Успешно развивается межбанковское и инвестиционное сотрудничество. Активизировано взаимодействие в области транспорта, связи и информационных технологий.
Темпы развития сотрудничества и колоссальный взаимный интерес деловых кругов России и Китая позволяют судить о двусторонних торгово-экономических отношениях как наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Такое развитие обусловлено созданием благоприятных условий. Самым главным фактором явился Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В прошлом году главы наших государств, проявив незаурядную прозорливость, полное взаимопонимание, в рекордно короткие сроки подготовили и подписали этот исторический по значению, программный, по сути, двусторонний документ — договор XXI века, “обращенный в будущее, для будущих поколений”.
С подписанием Договора значительно возросла эффективность работы Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, которые значительно стимулируют развитие сотрудничества, содействуют практической реализации конкретных проектов, в частности в области энергетики.
Возросла роль общественных объединений и организаций, выразителей интересов различных слоев населения наших стран. И без сомнения самой активной межгосударственной общественной организацией стал Российско-Китайский Комитет дружбы, мира и развития, заслужено пользующийся всемерной поддержкой глав наших государств и правительств [14]. На протяжении пяти лет своей работой, состоящей не только из пленарных заседаний, но и множества практических мероприятий и в России и в Китае, Комитет заработал большой авторитет среди широких общественных кругов двух стран. Свою посильную лепту в процесс укрепления и дальнейшего развития двусторонних связей вносит Российско-Китайский центр (РКЦ) торгово-экономического сотрудничества. Неслучайно РКЦ был поручен целый ряд мероприятий. Это и визит в КНР 100 российских предпринимателей по приглашению Премьера Госсовета КНР, и проведение международной выставки “Технология из России-2002” и Российско-китайского форума торгово-экономического сотрудничества в апреле 2002 г. в г. Шэньян. В этих мероприятиях одновременно приняли участие более 500 российских специалистов.
Правительством России и Правительством Москвы поручено РКЦ оказывать содействия китайской стороне в строительстве Китайского торгово-делового центра в Москве. Китайская сторона намерена вложить в проект более 300 млн. долл.
В 2002 г. отмечается небывалый приток в Россию деловых делегаций крупнейших китайских предприятий, а также руководителей провинциальных и городских правительственных структур из различных регионов Китая. В ходе состоявшихся многочисленных встреч, семинаров можно с уверенностью отметить значительный рост заинтересованности китайских компаний в установлении и развитии отношений с российскими партнерами.
Речь идет о предприятиях по производству оборудования для нефтегазодобывающих компаний, контрольно-измерительного оборудования, химических волокон, кабелей, очистных систем, бытовой техники, станков и машин, упаковочного сварочного, железнодорожного оборудования, строительных материалов, мотоциклов, запчастей для автомобилей, обуви, информационных систем и т.д.
Если ранее РКЦ, как и многие другие ведомства и организации России, такие визиты относил к категории так называемого “делового туризма”, то на нынешнем этапе подобные встречи свидетельствуют о том, что мы имеем дело со специалистами – первыми лицами крупнейших предприятий в Китае – государственных, частных и смешанных (с японским, немецким, американским, французским капиталом), демонстрирующих высококлассные технологии и продукцию, имеющих зарубежные рынки сбыта и крайне заинтересованных в сотрудничестве с Россией.
С уверенностью можно сказать об острой востребованности китайской стороны в такой структуре как РКЦ. В этой связи и с учетом мнений китайской стороны, РКЦ разработал и подготовил комплексную программу деловой подготовки китайских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории России или в КНР. Эта программа осуществляется в форме базового семинара “Российский рынок XXI в. Пути сотрудничества” в течении 3-5 дней. Подготовлена она с использованием потенциала РКЦ и с привлечением высококлассных специалистов ряда российских организаций. Впервые эта Программа была озвучена при поддержке Консультационного Центра Института России, Восточной Европы, Средней Азии АОН КНР на очередном рабочем Совещании Управления по делам иностранных специалистов КНР, которое состоялось в Нанкине с 23 по 26 октября 2002 г. Указанная Программа была практически реализована РКЦ при поддержке Шэньянского городского народного правительства в период визита в Москву в ноябре 2002 г. делегации по торгово-экономическому сотрудничеству провинции Ляонин и г. Шэньян в составе 68 человек [14].
Кроме того, подобная Программа разработана и для российских участников ВЭД с КНР под названием “Деловой Китай”.
Помимо семинарских занятий предусмотрены встречи с российскими предпринимателями и посещение профильных предприятий. Программа имеет долгосрочный характер.
Еще одна сфера деятельности РКЦ – это организация специализированных выставок в России и Китае. Положительный результат апрельской выставки “Технология из России-2002” несомненен; это признают и российские, и китайские организаторы и участники.
По последним статистическим данным Китайской таможни, в январе-августе 2004 года объем китайско-российской торговли составил 12,87 млрд. долл. США или возрос на 35,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2003 г. двусторонний товарооборот достиг 15,76 млрд. долл. США (рост – 32%). Таким образом, уже в течение 5 лет сохраняется тенденция динамичного роста китайско-российской торговли.
Как показывает статистика, за первые 8 месяцев 2004 года экспорт Китая в Россию составил 4,85 млрд. долл. США (рост – 57%), импорт Китая из России - 8,02 млрд. долл. США (рост - 25 %) [21]. В настоящее время Россия является 8-м по величине торговым партнером Китая. По статистике российской стороны, по объему торговли с Россией Китай занимает 4-е место среди ведущих российских торговых партнеров, уступая Европейскому Союзу, Беларуси и Украине.
Китай поставляет в Россию, главным образом, текстильные изделия, одежду, обувь, бытовые электроприборы и другие товары бытового назначения. На их долю приходится свыше 70% общего объема экспорта Китая в Россию. Россия экспортирует в Китай в основном сырьевые ресурсы. Импорт машиностроительной и электронной продукции из России постоянно сокращается.
Согласно статистическим данным Министерства коммерции КНР, к концу августа в России было зарегистрировано 549 проектов с китайскими инвестициями на договорную сумму 582 млн. долл. США [21]. В прошлом году договорная сумма китайских инвестиций в экономику России составила 339 млн. долл. США, увеличившись в 9 раз по сравнению с предыдущим годом. Инвестиции Китая в России, главным образом, сосредоточены в торговле, микроэлектронике, связи, производстве одежды, сборке бытовой техники, общепите, переработке древесины и сельском хозяйстве.
К концу августа в Китае было зарегистрировано 1644 предприятия с участием российского капитала (0,5% от общего количества действующих в Китае предприятий с зарубежными инвестициями), объем фактически освоенных российских инвестиций в Китае составил 414 млн. долл. США (0,08 % от общего объема практически освоенных Китаем иноинвестиций). Российские инвестиции в Китай направлены, главным образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию и фармацевтику.
В январе-августе 2004 г. Китай заимствовал из России 25 технологий общей стоимостью 15,3 млн. долл. США, затрагивающих атомную энергетику, космонавтику, электронику и другие сферы. В 2003 году Россия передала Китаю 39 технологий на общую сумму 24 млн. долл. США [21].
Китайско-российская приграничная торговля также сохраняет хорошую тенденцию развития. По статистике Китайской таможни, в 2003 году объем китайско-российской приграничной торговли составил 3,5 млрд. долл. США или 22 % двустороннего товарооборота. В первые 8 месяцев 2004 года он составил около 2,7 млрд. долл. США или возрос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [17].
10 июня 2004 года в Хабаровске завершился Китайско-Российский экономический форум, в ходе которого заключен ряд инвестиционных контрактов на сумму более 700 миллионов долларов США [20].
Так, подписано соглашение по созданию в поселке Хор Хабаровского края завода по производству химико-термомеханической массы мощностью 300 тысяч тонн в год, Договор о создании совместного предприятия по производству плит МДФ, Контракт о сотрудничестве в освоении лесных ресурсов и создания совместного предприятия по заготовке и переработке древесины, Протокол намерений о сотрудничестве между правительством Еврейской автономной области и главным управление провинции Хэйцлунцзян в области выращивании сои, Соглашение о сотрудничестве в области лесозаготовки и деревообработки в ЕАО, Соглашение о намерении сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов в Томской области, Соглашение о намерениях сотрудничества по созданию в поселке Пограничном Приморского края Суйфэньхэньской промышленной зоны по сборке бытовых электроприборов и производства изделий легкой промышленности и др.
Выступая перед участниками форума, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский отметил, что в экономических отношениях между двумя странами должно царить доверие и уважение, которые давно торжествуют в политических отношениях.
«На доверии и уважении должны быть построены отношения к иностранным инвесторам, к китайским инвесторам в России. Сегодня, к сожалению, не всегда даже региональные и федеральные власти России уважительно относятся к китайским предпринимателям. Возмущен недавним случаем неправомерных действий милиции на китайском рынке в Уссурийске. Такие примеры не сделают Россию привлекательной страной для иностранного капитала»,- отметил К. Пуликовский.
Полпред также сказал: «Контакты на высшем уровне, двусторонние межправительственные и межведомственные комиссии по сотрудничеству, их подкомиссии и рабочие группы являются эффективным средством оперативного обмена мнениями и согласования позиций по двусторонним вопросам и актуальным международным проблемам между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Знаменательно, что первое заседание постоянной комиссии по инвестиционному сотрудничеству проходит в период работы Российско-Китайского инвестиционного форума.
Экономические отношения России и Китая переходят в новую фазу. Приоритетным становится наше сотрудничество в реализации взаимных инвестиционных проектов, производственной и технологической кооперации» [20].
 
 
 
        Глава 3: Приморский край и КНР: проблемы и перспективы:
3.1. Современное состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и Китаем.
Торговый оборот Приморского края с КНР в 2003 году составил 720,8 млн. долл. США. Удельный вес КНР в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края достиг 38% [12]. Последние 2 года КНР является стабильно лидирующим партнером Приморского края в области торгово-экономических отношений. Этому способствует общая граница между нашими территориями, а также взаимодополняемость наших экономик на современном этапе: КНР достигла ощутимых успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, дальнейшее же их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры (в первую очередь энергетики, транспорта), а также металлургии; Приморский край, в свою очередь, располагает высоким производственным потенциалом отраслей машиностроения (авиастроение, судостроение, приборостроение), в настоящее время не задействованным на внутреннем рынке, и некоторой металлургической базой. Обрабатывающие же отрасли края в настоящее время требуют восстановления.
Экспорт Приморского края в Китай в 2003 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США [19]. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.
Позитивные тенденции отмечаются в области инвестиционного сотрудничества. Совокупный (накопленный) объем иностранных инвестиций из КНР в экономику края на 1 января 2004 года составил 9,9 млн. долл. США (2,9% всего объема накопленных инвестиций в Приморский край), тогда как на 1 января 2003 года совокупные инвестиции составляли всего 2,3 млн. долл. США. В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится почти 40% (первое место) от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями [12]. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка. Около 2/3 китайских совместных предприятий действуют в сфере торговли. В основном это небольшие по численности работающих (3-5 чел.) предприятия, с преобладанием 100% прямых частных китайских инвестиций. Однако среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае совместные предприятия “Виктори” и “Юань-дун”, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек.
Неуклонно развиваются межрегиональные связи в различных областях между Приморским краем и соседними северо-восточными китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов и Планов развития сотрудничества. Они охватывают такие сферы, как нефть и газ, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.
Активно развиваются межрегиональные связи в области науки и образования. Дальневосточное отделение РАН проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями КНР по самым различным направлением, в том числе — по нефти и газу, биологии, химии, геологии, энергетике, экономике и общественным наукам. В 2002 году подписан договор о сотрудничестве между Дальневосточным государственным университетом и Академией общественных наук КНР о совместных научных исследованиях, обмене учеными, аспирантами и стажерами.
Важной областью межрегионального сотрудничества является туризм. В последние годы обозначилась тенденция роста числа туристов из России, включая Приморский край, посетивших Китай. В 2003 году отечественными туристами из Приморского края было совершено 480 поездок в КНР (89,2% от общего числа поездок в зарубежные страны). Популярным для туристов из Китая становится Приморский край. В 2003 году их число достигло 113 тыс. человек, что составило 96,7% от общего числа иностранных туристов [12].
Приморский край все чаще становится местом проведения крупных международных мероприятий — встреч, конгрессов, симпозиумов, ярмарок, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, в которых активное участие принимают китайские партнеры.
Важным механизмом решения вопросов двустороннего сотрудничества наших стран является Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая и действующие в ее рамках подкомиссии. Приморский край стал местом проведения рабочих встреч комиссий по межправительственному сотрудничеству в различных областях, в частности, в области транспорта, стандартизации и метрологии по пограничным пунктам пропуска и приграничным торгово-экономическим комплексам, по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.
В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Вместе с тем необходимо отметить некоторые факторы, сдерживающие поступательное развитие отношений. К их числу можно отнести такие, как преобладание в структуре приморского экспорта сырьевых товаров, отсутствие крупных совместных предприятий с китайскими инвестициями, отсутствие надежного механизма взаиморасчетов и урегулирования экономических споров. Существуют проблемы по контролю качества товаров, не отлажены механизмы регулирования приграничной торговли. В лесной промышленности китайская сторона по-прежнему ориентируется исключительно на импорт из России круглого леса, а не на создание мощностей по совместной переработке древесины на нашей территории, как это предусмотрено соответствующим межправительственным соглашением. Имеются и другие вопросы, без решения которых невозможно здоровое развитие двустороннего сотрудничества.
Однако и российское правительство, и местные власти ПК делают реальные шаги к тому, чтобы решить эти проблемы, чтобы подготовить базу дальнейшей интеграции Приморского края в экономическую, политическую культурную жизнь АТР. И в этом отношении Администрация Приморского края надеется на помощь и поддержку китайской стороны.
В целях активизации двусторонних связей между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая целесообразным было бы направить общие усилия на решение следующих задач.
Прежде всего, необходимо продолжить совместную работу по развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные переходы с целью создания международных транспортных коридоров по перевозке экспортно-импортных грузов КНР с использованием транспортной инфраструктуры Приморского края. Необходимо возобновить совместную работу над международным проектом «Коридор Восток-Запад», который подразумевает использование портов Приморского края в качестве транзитных пунктов для перевалки грузов, направляющихся из северо-восточных провинций Китая к Западному побережью США и в страны АТР.
Большой толчок дальнейшему развитию торгово-экономических отношений должен оказать ввод в действие приграничного торгового комплекса «Пограничный-Суйфуньхэ», строительство которого ведется в соответствии с межправительственными соглашениями России и Китая.
Важным моментом для Приморского края является вопрос о переходе от экспорта в Китай товаров сырьевой направленности к российско-китайской кооперации производителей на территории Приморскою края в области сельского, лесного хозяйства, марикультуры: с целью экспорта готовой продукции в третьи страны. Необходимо диверсифицировать товарную структуру взаимной торговли, переходить к более глубоким формам хозяйственного взаимодействия и инвестиционного сотрудничества.
Перспективным направлением сотрудничества может стать проведение совместных геологических исследований на нефть и газ в приграничных районах северо-восточных провинций Китая и Приморского края.
Одним из возможных вариантов решения проблемы создания механизма взаиморасчетов между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая может стать создание регионального российско-китайского банка с головным офисом во Владивостоке и филиалами в крупных городах северо-восточного Китая.
3.2. Приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфуньхэ»
Приграничные торговые комплексы - это одна из реальных форм реализации провозглашенного Президентом России В.В. Путиным курса на стратегическое партнерство с Китаем и указанных в "Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации" таких направлений деятельности, как сотрудничество в сфере торговли и при осуществлении инвестиционных проектов.
Цели проекта:
1. Федерального уровня:
?        Осуществление стратегического партнерства с КНР.
?        Расширение приграничного сотрудничества, укрепление торгово- экономических связей.
?        Увеличения внешнеторгового оборота между Россией и КНР.
2. Регионального уровня:
?        Создание центра экономического роста региона на основе использования взаимовыгодного сотрудничества передовых, производственных, финансовых и торговых институтов российской и китайской сторон.
Комплекс задач проекта в реализации поставленных целей конкретизируется по следующим аспектам:
?        Максимальное использование субъектов РФ и провинций КНР в вопросах совершенствования торговых отношений и международного разделения труда.
?        Изучение культуры, языков, достижений медицины, организация совместного отдыха.
?        Создание экологически чистых производств на основе научных достижений и разработок обеих стран.
С инициативой создания комплекса выступили администрация Приморского края Российской Федерации и народное правительство провинции Хейлунцзян Китайской Народной Республики.
Проект реализуется в рамках Межправительственного Соглашения от 2 июня 1999 года "Об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, расположенные с российской и китайской сторон от российско-китайской границы", а также Договора "О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР" от 16 июля 2001 года [18].
Реализацию проекта Приграничного торгового комплекса на российском участке комплекса осуществляет ЗАО "ИАА "Приморье". Партнером с китайской стороны является корпорация "Шимао", в частности строительная компания "Шанхай Шимао".
Концепцией реализации проекта предусмотрено строительство и развитие российского и китайского участков комплекса как единой торгово-экономической зоны, застройка которой и дальнейшее функционирование будет осуществляться по единому плану и в соответствии с согласованными между российскими и китайскими партнерами принципами. Здесь будут расположены не только торговые комплексы, но и гостиницы, историко-культурные объекты двух стран, медицинские центры, центры развлечений, выставочные комплексы. В целом ПТЭК займет территорию в 453 га: 153 га — китайской территории и 300 га — российской [ см. приложение Г]. Причем проехать на его территорию можно будет без визы, достаточно наличие загранпаспорта.
Экспертная оценка затрат на реализацию проекта российского участка комплекса составляет:
?        180 миллионов долларов США для строительства объектов 1 очереди;
?        до 600 миллионов долларов США для полного освоения участка.
Сроки реализации проекта:
1. Первая очередь строительства - 2007г.
2. Полное освоение участка - 2015г.
14 сентября 2004 г. начато строительство торгового центра — первого объекта приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) «Пограничный—Суйфэньхэ». Символическую «кнопку старта строительства» нажали генеральный директор ЗАО «Приморье» Владимир Стегний, идейный вдохновитель проекта ПТЭКа с российской стороны депутат Законодательного собрания края Геннадий Лысак, глава китайской корпорации «Шимао» Суй Жунмао, представители Народного собрания провинции Хэйлунцзян, администрации Суйфэньхэ [16].
Де-факто на китайском участке ПТЭКа строительство уже началось.  Сдача в эксплуатацию торгового центра площадью 80 тыс. кв. м запланирована на июнь будущего года. По словам председателя совета директоров компании «Шимао» г-на Суй Жунмао, это предприятие уже вложило в строительство 2 млрд. юаней, это порядка 240 млн. долл. США [16].
«Мы придаем проекту ПТЭК большое значение, — говорит г-н Суй Жунмао. — В принципе, это первый большой проект на северо-востоке КНР, в котором «Шимао» принимает самое активное участие. И мы рассматриваем проект как хороший шанс для дальнейшего продвижения на российский рынок. Например, нам было бы очень интересно заниматься строительством или инвестициями в эту отрасль во Владивостоке. Это сулит хорошие перспективы» [16].
Частная компания «Шимао» активно работает на рынке строительства в Китае уже лет 20. До этого она вкладывала деньги в основном в проекты в Харбине и Шанхае. Акции компании котируются на биржах как в самом Китае, так и в Гонконге. В год в Китае компания строит 4,5 млн. кв. м жилья и производственных объектов. Поэтому неудивительно, что власти провинции Хэйлунцзян заинтересованы в привлечении такого известного и богатого партнера. Ведь реализация проекта автоматически привлечет в Суйфэньхэ туристов и коммерсантов со всего Китая. В перспективе — гостей и бизнесменов из других стран.
На сегодня из 300 га российского участка будущего ПТЭКа на 70 га проведены земельные работы, в октябре должно начаться строительство участка дороги протяженностью 6,7 км к будущему комплексу, канала для водоснабжения объектов. Позже к этому месту совместно с ОАО «Дальэнерго» протянут ЛЭП-35, к которой будет подсоединена и оптико-волоконная линия связи.
«Строить уже сами объекты комплекса на российском участке мы планируем начать летом 2005 года, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «Приморье» Сергей Вохмянин. — Первый этап российской части проекта включает в себя четыре объекта: торговый, финансово-экономический, медицинский центры и пятизвездочную гостиницу. Непосредственно строительные компании, которые будут возводить все это, будут отбираться нами и представителями корпорации «Шимао» на открытом конкурсе. Цена же строительства всех объектов на российском участке — примерно 600 миллионов долларов» [16].
 
3.3.             «Туманганский проект»
«Туманганский проект» (“The Tumen River Area Development Programme”- TRADP) на самом деле является долгосрочной субрегиональной программой ПРООН, которая объединяет пять стран: КНДР, Республику Корею, Монголию, КНР, Россию. Цель ее - гармоничное экономическое развитие региона в интересах всех участников. В качестве обозревателей участвуют Финляндия, Канада, Япония, Мировой Банк, Азиатский банк развития [5]. При этом финансовые средства на развитие проекта вложены ПРООН, Республикой Корея (300 т долл. только одним из участников.), также средства предоставлены Финляндией (1 млн. долл.) и Канадой. Функции секретариата проекта выполняет региональный представитель ПРООН в Пекине (КНР) [6]. Географические особенности стыка границ трех стран, которые ранее (в период холодной войны) препятствовали сотрудничеству теперь отмечены как системное преимущество программы развития Туманган. В условиях возрастающей загрузки других портов СВА развитие этого субрегиона может дать доступ на его емкий рынок быстро развивающимся странам (КНР, в перспективе Монголии, др.) посредством более сокращенного выхода как в Европу, так и в государства Тихого Океана.
Сама Программа была принята в 1991 году. При этом ПРООН отводит себе роль стимулятора процесса (как значится в официальных документах этой организаций), не являясь инвестором, а предоставляя свои финансовые средства в целях продвижения Программы.
Как считают эксперты ПРООН, целью правительств участвующих стран является достижение более высокого уровня развития прилегающих областей за счет сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, создание здесь более привлекательного инвестиционного климата, развитие региональной и транзитной торговли. И, в то же время, сохранение уникальной окружающей среды. Рассматриваются два возможных источника поступлений: развитие региональной торговли и транзита грузов за счет улучшения транспортной инфраструктуры и выхода к обустроенным портам в КНДР и России. Под территорией проекта понимают зону между Чхонджин (КНДР), Яньцзи (КНР), Восточный, Хасан (Российская Федерация) [4]. Экономический потенциал этой территории представлен ресурсами, структурными особенностями местной экономики, капиталом Японии и Ю. Кореи. Конкурентообразующие перспективы - значительный потенциал роста торговли, промышленности, инвестиций. По прогнозам, уровень доходов на душу населения увеличится в регионе к 2010 году в три раза. ПРООН предпочитает «прогрессирующий гармонизированный» подход, суть которого состоит в том, что правительства должны создавать сгармонизированные условия на своих территориях, достигая сбалансированного развития.
За прошедшие годы достигнуты известные позитивные результаты: страны сформулировали региональную стратегию развития, проведены исследования по секторам, включая определение наиболее эффективных направлений и проектов в инфраструктуре и промышленности; идет процесс инвестирования в инфраструктуру, торговлю промышленность, в том числе и по линии правительств всех трёх граничащих стран, в особенности в КНДР и КНР; уже осуществляется ряд конкретных проектов по реконструкции инфраструктуры. Россия также стремится к тому, чтобы вывести на должный уровень развития инфраструктуру юга Приморья.
К настоящему моменту начаты или заявлены несколько «малых» проектов, каждый из которых может рассматриваться с одной стороны, как национальный (двусторонний) региональный проект создания зон специализированного развития, с другой стороны — как сегмент  ТRADP. В первую очередь следует упомянуть Свободную экономическую и торговую зону Раджин-Сонбон в КНДР, Приграничную зону экономического сотрудничества Хуньчунь в КНР, СЭЗ ‘Находка” и Корейский технопарк в г. Находке в России. Идет строительство новых железнодорожных линий, связывающих КНДР, КНР и Россию, обустройство портов, автодорог, прокладка линий волоконно-оптической связи [8].
По оценке многих экспертов, приоритет должен лежать в направлении создания институциональных организующих форм и законодательных условий. На рассмотрение национальных групп даже были переданы проекты международных соглашений по созданию организационных форм развития и по вопросам окружающей среды. Были также проведены исследования в таких областях, как телекоммуникации, лесное хозяйство, водные ресурсы, туризм, инфраструктура и окружающая среда [7].
Эксперты ПРООН полагали, что в конце ХХ — начале ХХ вв. приоритет должен быть отдан достижен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.