На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Бирский филиал Башкирского Государственного  Университета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                     Семинар по антропологии №2
 
 
Предмет антропологии. Ее место в системе  человекознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 1 курса группы СГФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2012
 
1.Теоретико-методологические  подходы.
Различные аспекты, связанные с  социологией новых форм жизни, разрабатываются  в современной социологии. В ней  идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения  внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом, Вселенной, их единство и взаимосвязь. Представляется, что разработка космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии, сочетающей в себе два взаимосвязанных подхода, - социокосмологический и социоэнергоинформационный (социоэниологический), - одно из перспективных направлений ее развития. Другое теоретико-методологическое основание разработки проблем социологии новых форм жизни, это социология культурного уровня жизни, слабо отраженная в социологической литературе. На указанные два важных основания мы и хотим обратить внимание, не противопоставляя их другим подходам, имея в виду в целом идею многомерности, многоуровневости социальной реальности.
Социология новых форм жизни  опирается на наследие П. Сорокина: концепцию истинной и абсолютной реальности, чувственного, идеационального  и интегрального социокультурных  типов, интегральную теорию человеческой личности, теорию воссоединения Истины-Добра-Красоты в интегральном строе, закон поляризации, теорию любви, ее созидающей, творческой, умиротворяющей и гармонизирующей роли в жизни и деятельности человека и человечества, анализ и синтез систем, методов и технологий адаптации и развития социальных субъектов .
В отечественной социологии 80-х-90-х  годов ХХ столетия и начала XXI века получила развитие социология жизни. В  ней определилось несколько концепций. С этим направлением мы и идентифицируем концепцию социологии новых форм жизни. В первую очередь следует выделить разработки проф. Ж.Т. Тощенко .Социология жизни в концепции автора ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. "…социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей" .В концепции Ж. Т. Тощенко увязаны различные уровни социологического знания: теория, методология и эмпирический, прикладной уровень. Ряд вопросов разработаны впервые в отечественной социологии, в частности исследования социальных настроений и социальных ожиданий людей. Ж. Т. Тощенко выдвинул идею о социальном настроении как доминирующей характеристике реально функционирующего общественного сознания и поведения. Представляет интерес идея алгоритмизации социального управления и т. д. В зависимости от условий и сферы жизнедеятельности человек выступает как многомерный субъект: как экономический человек, профессиональный человек, технологический человек, биологический человек, социально-психологический человек, управленческий человек, творческий человек, социально-политический человек, парадоксальный человек и т. д.
 
В концепции Ю.М. Резника "Социология жизни" рассматривается как новое  направление междисциплинарных  исследований. Она развивается на теоретико-методологическом уровне и  не опирается на эмпирический уровень (нет как собственных эмпирических исследований, так и обобщения эмпирических работ других авторов). По мнению Ю. М. Резника, объектом социологии жизни выступает социальная область жизненного мира людей, а предметом институализация социальной области жизненного мира, которая "охватывает собой широкий круг явлений, в том числе создание новых культурных образцов, развитие альтернативных стилей жизни, возникновение организационных форм гражданского общества, ориентированных на удовлетворение постоянно растущих и разнообразных потребностей людей" [42, с.9].
Концепция виталистской социологии, социология жизненных сил разрабатывается  коллективом ученых Алтая под  руководством С.И. Григорьева. Важной особенностью развиваемой концепции является единство теоретико-методологического и эмпирического уровней социологического знания. Особенность концепции состоит, в частности, в том, что объектом исследования является не просто человек как социальный, а как биопсихосоциальный субъект [28, 29, 30, 31, 48].
Концепция универсумной социологии, развиваемая В.Г. Немировским и коллективом ученых г. Красноярска [39, 40, 41, 53]. Предметом универсумной социологии является эволюционизирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосму), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосму).
К социологии жизни можно отнести  и концепции ряда авторов научного сборника работ [43]: Т.М. Дридзе (парадигмы  экоантропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии), Л.М. Дробижева (этносоциология), И.В. Журавлева (социология здоровья) и др.
Концепция социологии новых форм жизни  является составной частью социологии жизни. Она строится на основе сочетания  и развития теоретико-методологических, эмпирических и прикладных исследований. Общее, что объединяет эту концепцию с другими:
Выдвижение в центр внимания социального человека во взаимодействии и взаимосвязи с многомерным  человеком, как субъектом жизнедеятельности: культурным, биологическим, духовно-психическим, космическим и т. д.;
Обоснование концепции в контексте  современной научной картины  мира;
Подход к социальной реальности как к многоуровневой, когда эта  реальность переходит, трансформируясь, с одного уровня на другой, обуславливаемая также  и конкретной многоуровневой жизненной средой.
Социология новых форм жизни  строится на основе стратегий, базирующихся на мультипарадигмальном и междисциплинарном  синтезе. При этом для своих исследовательских  целей разрабатывается и совершенствуется стратегия исследования новых форм жизни, реализуется вариант этого синтеза традиционных и нетрадиционных, классических и неклассических (постнеклассических) подходов.
Некоторые результаты исследований в  области социологии новых форм жизни  это:
 
обоснование необходимости развития новых форм жизни путем активного культурного освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, выработанных человечеством.
мультипарадигмальный и междисциплинарный  синтез подходов культурологического (социология культурного уровня жизни), активистско-деятельностного, социокосмологического, социоэнергоинформационного (социоэниологического), социоэкологического и др., на идее многомерности и многоуровневости реальности, находящейся в поле зрения социологии. В центре этой реальности – человек, как социальный субъект, взаимодействующий с человеком культурным, космическим, биологическим, духовно-психическим и т. д.
Формы жизни рассматриваются как  многоуровневая социальная реальность, связанная с жизнедеятельностью социального субъекта. Предметом исследования является их динамика под воздействием освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта во взаимосвязи и взаимодействии с биологической и духовно-психической формами жизни. Разработана, в целом, система основных понятий и их многоуровневая операционализация. Первый уровень операционализации осуществляется с помощью понятий-индикаторов: социальная энергоинформация, социальная коммуникация, культурный уровень жизни, образ жизни, социальные отношения, поведение, здоровье, мироощущение и мировосприятие (мировоззрение). Развивается идея мультипарадигмального подхода в социологии путем расширения набора, используемого в западной и отечественной социологии, в частности, включения  социокосмологической, энергоинформационой парадигмы в социологии и социологии новых форм жизни. Исследуется взаимосвязь социологии новых форм жизни и социологии культурного уровня жизни, ибо культурный уровень жизни - исходная действующая сила социального развития.
Опыт показывает, что обеспечение  роста культурного уровня жизни  – объективная необходимость, условие  и составная часть развития и  модернизации общества в условиях реформирования. Это обусловливается все большей  ориентацией развития экономики на решение социально-культурных задач и достижение крупных целей общественного развития, одной из которых и является обеспечение более высокого уровня жизни, требованиями научно-технической революции, изменением характера развития экономики, опирающейся в растущей мере на интенсивные факторы, в том числе на рост культурного уровня жизни, возрастанием в жизни человечества глобальных общечеловеческих проблем и ценностей. Проблемы повышения культурного уровня как меры развития и реализации сущностных человеческих сил в условиях обновления общества выходят в число объективно неизбежных и приоритетных, как, например, и конфликтология. Ибо выход из кризиса, переходный период будут длительными, во многом они будут зависеть от того, как будут решаться проблемы роста культурного уровня жизни. К сожалению, в процессе реформирования России эти проблемы остаются в тени, за редким исключением не находя отражения в программах, предлагаемых учеными, партиями, общественными движениями, реализуемых Правительством и разными эшелонами власти. В экономических программах, программах социальной защиты, политических программах, как правило, отсутствует компонент реформирования общества, каким являются программы повышения и качественного преобразования культурного уровня жизни. Ключевой причиной такого положения дел является то, что проблемы культурного уровня жизни остаются малоисследованными и отсутствует система научно обоснованных рекомендаций, что и отражается в практической деятельности людей, органов власти в центре и на местах. В научных учреждениях России нет подразделений, занимающихся культурным уровнем жизни. Проблемы культурного уровня жизни как в теоретическом и прикладном аспектах разработаны слабо. Между тем такие исследования как в научном, так и в практическом отношении могут привести к прогрессу практики. Нет таких исследований применительно к условиям кризиса, формирования рыночных отношений, демократизации общества. Не исключение и социология.
В современных условиях одним из направлений теоретических и прикладных социологических исследований становится формирование социологии культурного уровня жизни как отраслевой социологической теории, находящейся в причинно-следственных связях и опосредованных по вертикали и горизонтали со всеми компонентами социологического знания. Предметом исследования культурного уровня жизни были до сих пор отдельные компоненты: степень развития и реализации способностей, интересов, ценностных ориентации, других социокультурных свойств и качеств, а также культурный уровень жизни в отдельных сферах жизнедеятельности социальных субъектов (труда, быта, досуга и т. п.). Нет и общей программы повышения культурного уровня жизни в современных условиях. Вместе с тем, имеется некоторый опыт таких исследований. Он накоплен при нашем активном участии на протяжении более чем 40-летней научной деятельности координационной работы, внедрения результатов исследований в практику. Разработана методика исследования, проведен мониторинг развития новых форм жизни в 90-е годы, дана характеристика социокультурной динамики и дифференциации взрослого населения применительно к условиям Москвы .
 
2.Основные этапы формирования и развития исследований по социологии культурного уровня жизни.
Первый этап-- исследование культурного  уровня трудящихся в рамках проблематики социального времени, бюджетов времени и свободного времени. В рамках активистско-деятельного подхода рассматривалось социальное время и свободное время, их структура как форма жизни и мера (система показателей) социальных процессов и явлений и в том числе связанных с культурным уровнем трудящихся. Культурный уровень трудящихся был составной частью уровня жизни, который в экономической и социологической науке интерпретировался как материальный и культурный уровень жизни, их повышение считалось главной целью производства. С той поры показатели использования социального времени и особенно свободного времени включались нами как составная часть в систему показателей культурного уровня жизни. Этот этап важен и как период осмысления социального времени, как формы жизни в аспекте времени.
Второй этап – формирование основ теории, методологии и методики социологических исследований культурного  уровня жизни На этом этапе обоснована необходимость формирования социологии культурного уровня жизни как предметно-проблемного направления исследований, ее место в структуре социологического знания. В научный оборот было введено понятие культурного уровня жизни как степени развития и реализации сущностных человеческих социальных сил, определен его статус, место в системе социологических категорий, взаимосвязь с сопряженными социологическими категориями (культура, сущностные человеческие социальные силы, образ, уровень и качество жизни, социальная деятельность, социальное время и др.). Была определена структура (состав) культурного уровня жизни: знания, умения, способности, потребности, ценностные ориентации, интересы, различные социокультурные качества и т.д.Дано определение понятия "общественно-необходимый культурный уровень жизни социального субъекта", "социокультурная проблема", "социокультурная цель", пути решения социокультурных проблем и достижения социокультурных целей и др. Были опубликованы основные принципы построения системы показателей культурного уровня жизни социальных субъектов, разработана методологическая сетка для систематизации социокультурных проблем, целей и путей роста культурного уровня жизни социальных субъектов и эффективного использования их социокультурного потенциала, выявлены и описаны наиболее актуальные социокультурные проблемы развития России в 80-х 90-х годах ?? века.
Третий этап. Углубление исследований культурного уровня жизни с использованием преимущественно качественных методов в рамках социологической проблематики, связанной с новыми формами жизни.Главное достижение на этом этапе синтез в теории, методологии и методике исследования культурного уровня жизни активистско-деятельной с космопланетарной, энергоинформационной парадигмой. Обе эти парадигмы сочетаются как между собой, так и с другими. При этом культурный уровень жизни рассматривается как процесс, который пронизывает социальную реальность, а средствами культуры - и биологическую и духовно-психическую сферы жизни социальных субъектов. Социология культурного уровня жизни рассматривается как часть социологии культуры в широком, пронизывающем жизнь социума значении.
3.Космопланетарная, энергоинформационная парадигма в социологии (социобиопсихоэнергоинформатика)
На каждом этапе развития социологии формируется специфическая приоритетность и конфигурация. В современных  условиях и в перспективе 21-го века на передний план выходит космопланетарная, энергоинформационная парадигма. Она пока выпала из исследовательского поля социологии и из учебной литературы, хотя в России получила развитие как направление социологии [27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 41, 60, 61, 62, 63, 64], философии и естествознании [37, 38, 45, 46]. В академической социологии отсутствует космопланетарная, энергоинформационная парадигма и ее социологическое направление в русском космизме. Это отсутствие обнаруживается в такой наиболее, на наш взгляд, продвинутой учебной литературе как учебник для высших учебных заведений "Социология: парадигмы и темы" и учебное пособие для студентов высших учебных заведений "Социология в России", других учебниках и пособиях. Она нашла отражение в журнале "Социологические исследования" [30, 41 и др.].
Программа исследований по проблеме "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" реализуется по теоретическому и  эмпирическому направлениям. Термин "космопланетарная, энергоинформационная социология" введен нами в 1999 г. и  используется как более социологичный и емкий по сравнению с ранее применявшимся "социобиопсихоэнергоинформатика", который имеет право на существование, как частное по сравнению с общим.
Космопланетарная, энергоинформационная социология имеет длительную предысторию и историю развития, начиная с древнейших эзотерических учений и практик. Этапом развития этой социологии является русский космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, Л.Н. Гумилев и другие). Космопланетарная, энергоинформационная социология изучает закономерности и механизмы возникновения, функционирования и развития социальных субъектов, социума (от человека как микросоциума до глобального человечества как макросоциума) как целостной открытой, космопланетарной, многоуровневой энергоинформационной системы во взаимосвязи и взаимодействии с жизненной средой (социальной, природной, космической). Выделяется множество форм и уровней жизнедеятельности социальных субъектов, которые систематизированы по следующей структурной схеме: биологическая (нижняя), социальная (как срединная) и духовно-психическая (высшая) формы жизнедеятельности социальных субъектов и функционирования энергоинформации.
Энергоинформация рассматривается  как глубинная основа (субстанция) жизнедеятельности и ее форм, единство широко понимаемых жизненной энергии как силы и информации как регулирующего, организующего феномена (аспекта) жизнедеятельности социальных субъектов. Социология изучает социальную жизнь, как функционирующую и развивающуюся энергоинформационную реальность. Социальные взаимодействия имеют энергоинформационную компоненту, энергоинформационный континиум в многоуровневом энергоинформационном пространстве, энергоинформационный механизм (мыслеобразы и мыслеформы, вибрации и т. д.). При этом в социологическом исследовании внимание сосредоточивается на социальной энергоинформации в связи с другими видами энергоинформации, взаимопереходящими друг в друга при определенных условиях. Многие из других понятий [см. 19] не требуют пояснений.
Космопланетарная, энергоинформационная модель социальных субъектов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.