На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Культурная жизнь города Казани

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Культура столичного города в цивилизованном государстве неизменно выступала и продолжает выступать мощным ресурсом его неиссякаемого авторитета. Символом культурного потенциала такого города становится его имя. Один из таких великих в истории России символов – город Казань – столица Республики Татарстан. Непревзойденное очарование нашему городу придает сочетание в нем двух основных национальных культур - русской и татарской. Взаимопроникая и взаимообогащая друг друга, они создали совершенно уникальную культуру Казани, которая неизменно выступает как мощный ресурс авторитета города.    
Казань – высокоразвитый культурный центр, в котором ежегодно проходят ставшие традиционными  международные театральные и музыкальные фестивали – все это свидетельство признания вклада Казани в мировое культурное достояние. Так, начиная с 1982 года, в Казани проходит Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина; с 1987 года – Фестиваль классического балета им.Р.Нуриева; с 1993 года – Международный фестиваль современной камерной музыки «Европа-Азия»; с 2001 года – Международный фестиваль фортепианной музыки «Пианофорум». В эти годы регулярно начинает проводиться открытый фестиваль хореографических училищ и школ; Так же в 2001 году впервые за 1000-летнюю историю в нашем городе прошел Международный фестиваль музыки Софии Губайдулиной.
Наша столица по праву  может гордиться тем что, именно в Казани находятся второй по величине в России Большой концертный зал с уникальным в Европе ручной работы органом, 7 государственных театров, государственная филармония, 13 музеев, 5 выставочных залов и галерей, 7 творческих союзов, 7 высших и средних учебных заведений культуры и искусства, 55 музыкальных и художественных школ.
Большое значение в культурной жизни города играет Национальный культурный центр «Казань», который является единственным учреждением нового типа, объединяющим образовательные, музейные, выставочные, досугово-развлекательные, творческие функции с традиционными и инновационными формами работы. Здесь ежегодно проходит почти 1500 лекций, экскурсий, около 100 круглых столов.      Кроме   этого     в     Казани     функционируют     Дом     дружбы     народов,     8  городских учреждений культурно-досугового типа (Дворцы и Дома культуры, клубы, культурные центры), в которых расположены и работают 124 клубных формирования, как для детей, так и для взрослых. В том числе хоровые, хореографические, театральные, фольклорные, клубы и другие объединения по интересам. Все они открыты для любого желающего.
На рубеже XX-XXI веков в Российской Федерации произошли огромные перемены, которые затронули все сферы жизни человека и общества, по существу начался переход к новой общественной системе. Эти перемены затронули сферы политики, экономики, образования, культуры и искусства. Осуществился рост самосознания граждан и наций Российской Федерации.
Основой изменений у особой «татарстанской» модели развития стали такие важные принципиальные документы, принятые Верховным Советом РТ как, Декларация о государственном суверенитете, Конституция Республики Татарстан, а также Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан
Актуальность темы дипломной работы продиктована тем, что одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальное вражде).
Новизна темы дипломной работы состоит в том, что данная тема из-за приближенности к нам по времени мало изучена, практически нет обобщающих трудов, оценивающих культуру  и искусство данного периода.
Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью  выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности  государственной политики по  отношению к культуре и управление  культурной жизнью Казани в  постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.
3. Проследить развитие различных  видов зрелищного искусства, праздники  и традиции в конце XX  начале XXI вв. (на примере города Казани).
Территориальные рамки  дипломной работы - город Казань.
Объектом изучения  данной работы является Культурная жизнь города на примере города Казани.
Хронологические рамки дипломной работы ограничиваются 1985-2005годами, т.к. представляло особый интерес изучить развитие культуры в сложнейший постперестроечный период.
Степень изученности темы: К сожалению, на данный момент практически отсутствует обобщающая литература по данной теме. В последние годы вышло несколько монографий по различным аспектам изучаемых темы и достаточно большое количество статей в различных периодических изданиях, выходящих в Казани и республике.
В мае 1995 года вышел пробный номер историко-документального журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков». Его предшественником был архивный журнал «Записки Центрального архива ТССР», выходивший в 1925-1933 гг. с перерывами. Новое издание собрало большую заинтересованную аудиторию. В его поддержку высказалась не только научная общественность. Идея документального освещения истории татарского и других народов республики привлекла внимание людей самых разных профессий. В редакцию стали поступать письма корреспондентов соседних республик, стран ближнего и дальнего зарубежья. Готовность к сотрудничеству выразили руководители Государственной архивной службы России, многих архивных учреждений Российской Федерации. 
        В 1996 г. правительство Татарстана приняло постановление о периодическом издании журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» под учредительством Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ. Журнал начал обретать свое лицо, своего читателя. На сегодня это — объемное иллюстрированное издание, которое можно назвать уникальным и единственным в своем роде в Татарстане.
Содержание журнала представляют рубрики: «На путях духовного  возрождения», «Из глубины столетий», «ХХ век: страницы истории», «Время в судьбах и документах», «Мнения. Суждения. Версии», «Свидетельства. Мемуары», «Перелистывая редкие издания», «Обычаи и обряды» и др. У каждой из них свое историческое пространство и время, свои виды представленных и анализируемых источников, свои формы подачи материала. Но общей является цель, которая состоит в том, чтобы дать многомерную характеристику, прежде всего, истории России и Татарстана и его народов, включая и историю современности.
 Для написания данной дипломной  работы из журнала была использована статья: «О культурной политике Татарстана на рубеже ХХ-ХХI вв.» 2009 г № 11. 1  Эта статья была написана на основе программы: Культурная политика в Российской Федерации. Европейская программа обзоров национальной культурной политики. В докладе группы европейских экспертов Совета Европы в 1996 году на комитете по культуре в Г.Страсбурге рассматривалась культурная политика в Российской Федерации отмечалось, «сфера культуры не избежала глубокого кризиса, поразившего страну в нынешней фазе перехода от «старого» порядка к «новому»: резкое уменьшение финансирования, сокращение аудитории, обнищание населения отражают общую социально-экономическую ситуацию. Необходимость сильной и честолюбивой культурной политики как таковая еще не рассматривалась и, тем более, она не была предметом постоянного внимания, как это следовало бы сделать».2
А также были использованы материалы общественно-политического журнала «Татарстан», который отражает многогранную жизнь Республики.
На его страницах анализируются самые актуальные вопросы политической, экономической, духовной и культурной жизни татарстанцев. В каждом номере информация о значимых событиях республики и интервью с людьми бизнеса и власти.  Предоставляя деловым и общественным структурам возможность излагать их точку зрения на злободневные проблемы, приглашая влиятельных собеседников к дискуссии и раскрывая важные темы на основе эксклюзивной информации, "Татарстан" задает высокую планку и для себя, и для своей аудитории.
Журнал начал выходить в 1920 году на русском языке под названиями: «Вестник Татарского областного комитета РКП(б)» (1920 – 1921), «Спутник агитатора» (1921), «Коммунистический путь» (1921 – 1925), «Путь Ильича» (1925), «Причал» (1925), «Спутник партийного активиста» (1926 – 1927). На татарском языке партийная пропаганда началась вестись через журнал «Наш путь» («Безнен юл»), созданный в 1922 году. С 1926 года эти функции начал выполнять журнал «Житякче» («Руководитель»). В 1932 году журнал переименован в «Татарстан большевигы» («Большевик Татарии»). С 1935 года журнал начал издаваться на татарском и русском языках под названием «Коммунист Татарии» – «Татарстан коммунисты». Издание временно прекратило свое существование перед началом Великой Отечественной войны и возобновило свою работу в 1958 году под названием «Коммунист Татарии» – «Татарстан коммунисты». Журнал был единственным партийным общественно-политическим и теоретическим изданием среди автономных республик СССР. Он был также единственным двуязычным журналом такого характера в стране. С 1998 года журнал «Татарстан» выходит как иллюстрированное многоцветное общественно-политическое и литературно-художественное издание, в новом современном формате. С 2001 журнал возобновил выход на двух государственных языках Республики Татарстан, временно прекращенный в начале 1990-х годов (некоторое время издавался только на татарском языке).
В дипломной работе были использованы множество статей из этого  журнала:
- Бухараев, З.Г. «Жизнь республики языком кино»;3
- Маликов, А. Р. «Заседание президиума Кабинета министров: 11 марта под председательством  Премьер-министра РТ Ф.Мухаметшина;4
 - Подписание соглашения: О подписании 20.05.99г. в г.Казани соглашения между
председателем Госкомитета РФ по кинематографии А.Голутвой и Премьер-министром РТ Р.Н.Миннихановым о сотрудничестве;5
- Олина, С. Камаловцы перешли на "трехъязычие".6
  Так же была использована программа: Закон Республики Татарстан об утверждение государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республики Татарстан на 2004-2013 годы.
Эта программа  была принята Государственным Советом Республики Татарстан 9 сентября 2004 года.  Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Татарстан, определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.
Для написания дипломной  работы были использованы интернет ресурсы.
1) Сайт Министерства  Культуры Татарстан http://mincult.tatar.ru/.7 Этот сайт был создан 2003г и работает  по сегодняшний день. На сайте есть информация о планах Министерства и его программах, которые доступны для любого пользователя. Для написания дипломной работы мною были использованы планы, программы, материалы коллегии министерства.  Так же на сайте существует информация  о прошедших и предстоящих культурных событиях в республике.
2) Портал культуры  Республики Татарстан http://culture.tatar.ru/ 8На данном портале  есть вся информация о прошедших и предстоящих событиях в Татарстане. Обсуждаются на форуме актуальные темы и вопросы. На этом сайте свой видеодневник ведет Зиля Валеева, заместитель премьер-министра РТ, министр культуры РТ. Так же размещены статьи об аспектах культурной жизни Татарстана.
3) Портал правительства Республики Татарстан http://prav.tatarstan.ru/ .На главной странице есть вся информация о содержание портала, и все последние новости. Так же на странице имеются ссылки: « Портал государственных и муниципальных услуг Республик Татарстан»,  и  «Официальный сайт президента республики Татарстан». На портале можно оставить: предложения, замечания по работе Портала Правительства РТ.
4) Официальный сервер Республики Татарстан. http://tatarstan.ru/9. На главной странице сервера публикуются все последние новости,  содержание портала. На сайте, есть возможность воспользоваться быстрым поиском, для нахождения необходимой информации. Так же есть возможность воспользоваться « Календарем событий». Кроме того на сервере, имеются публикации СМИ и  фоторепортажи.
  Существует большое количество определений культуры и в практической жизни употребляются словосочетания: «политическая культура», «культура производства», «культура быта», «художественная культура», «культура поведения» и т.д., где, по сути, речь идет об определенной степени совершенства. Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. На этой основе формируется представление народа о своем месте во всемирном историческом процессе.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
 
 
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
Министерство культуры Республики Татарстан создано в 1953 году в результате объединения Управлений по делам искусств, культпросвет учреждений, кинофикации, издательств и полиграфической промышленности, Комитета радиоинформации при Совете Министров ТАССР. Подчиняется Президенту РТ и Кабинету Министров РТ (до 1991 года – СМ ТАССР). 
      Министерство культуры Республики Татарстан реализует государственную политику и регулирует отношения в сфере культуры (в том числе искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия), досуга и общественных организаций.  
      Основными задачами министерства являются: участие в обеспечении реализации республиканской государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия и обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан в РТ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям; осуществление предоставленных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); содействие развитию национальных культур народов Республики Татарстан, укреплению межнациональных культурных связей, взаимодействие с национально-культурными автономиями и их территориальными органами, иными организациями и др.10 
Основными задачами Министерства являются:
2.1. Участие в обеспечении реализации  республиканской государственной  политики в сфере культуры, искусства и кинематографии, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, и создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан в Республике Татарстан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
2.2. Государственная охрана объектов культурного наследия, обеспечение сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан, в пределах полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, а также в пределах переданных Российской Федерацией полномочий в соответствии с федеральным законодательством в интересах государства в порядке, установленном законодательством;
2.3. Содействие народам Республики  Татарстан в сохранении их  этнокультурной самобытности и развитии культуры, укреплении межнациональных культурных связей, во взаимодействии с национально-культурными автономиями и их территориальными органами в субъектах Российской Федерации и за рубежом, иными организациями;
2.4. Определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов деятельности в области культуры, в том числе профессионального искусства, кинематографии, фотографии, музейного и библиотечного дела, декоративно-прикладного, монументального искусства и народного творчества, культурно-познавательного туризма, культурного наследия, образования и науки в сфере культуры;
2.5. Содействие муниципальным образованиям  в развитии сферы досуга, обеспечении разнообразия культурно-досуговой деятельности различных слоев населения;
2.6. Обеспечение процесса интеграции культуры Республики Татарстан в мировое культурное пространство.
Руководителя министерства в эти  годы были:
Министр культуры Татарской АССР  - Алеев Ильтазар Нуриевич (1976-1985)
Министр культуры Республики Татарстан  - Таишев Марсель Мазгарович (1985-1999)
Министр культуры Республики Татарстан  – Тарханов Ильдус Габдрахманович (1999-2005).
В начале 90-х годов XX века Министерство культуры Татарстана при активном участии деятелей культуры и искусства, Союза писателей РТ, Союза художников РТ, Союза композиторов РТ, Союза театральных деятелей РТ, ведущих творческих коллективов разработало и затем утвердило на уровне Президента РТ и правительства РТ, новую государственную политику в области культуры, стратегию управления культурными процессами, включающей целую систему социальных ориентиров, организационно-правовых, экономических, материально-технических и кадровых условий. При этом эта государственная культурная политика достаточно гибко изменялась исходя из реалий настоящего дня и изменения задач, стоящих перед государственными органами республики.
Концепция историко-культурной среды, или как ее называл Д.С.Лихачев  «экология культуры» содержит в себе не только представление об этой среде как живом организме культурного фонда человечества, но и в качестве важнейшего условия духовно-нравственного развития народов, сохранения национально-культурной самобытности.
В законе «Об охране и использовании  культурных и исторических ценностей» (1996) был введен ряд новых положений, в частности формы собственности, условия, при которых происходит обременение права собственности, экономические основы сохранения в виде различных источников финансирования, понятие Охранных реестров, Государственной экспертизы и ряда других, которые стали основой при разработке и утверждении в 2002 г. федерального закона «Об объектах культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации».11
Важным этапом в формировании законодательной  базы стали Законы «О культуре», «О библиотеках и библиотечном деле», которые регулировали широкий круг общественных отношений в сфере культуры, создания и распространения произведений литературы и искусства, обеспечения реальных возможностей духовного развития граждан республики, их прав в области культуры.12
Программа «Развитие культуры города Казани на 2002-2006 годы», реализованная Министерством культуры Республики Татарстан позволила ввести в эксплуатацию после реконструкции здания Государственного ансамбля песни и танца РТ, Казанского хореографического училища, Молодежного театра, построить парк Победы, отреставрировать монумент павшим на площади у парка им. Горького, сквер по улице Чехова, Лядской садик, НКЦ «Казань», Центр русского фольклора, кинотеатры, школы, библиотеки. Были выполнены значительные работы по благоустройству откосов территорий Казанского Кремля.13 Так же открыты памятники таким выдающимся людям как Ф. Шаляпин, М. Горький, М. Девятаев, Г. Державин. А на улице Баумана летом 2003 года появилась Аллея звезд, на которой первыми увековечены имена выдающихся современных исполнителей народной и эстрадной песни Ильхама Шакирова и Альфии Афзаловой. 30 ноября 2000 года историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В Татарстане, во многом благодаря  сильной государственной политике Президента РТ Шаймиева М.Ш., удалось избежать многих кризисных явлений. Была подготовлена и утверждена на коллегии Министерства культуры Республики Татарстан Концепция развития культуры в Республике Татарстан. Анализ начала 90-ых годов показал, что происходящие процессы модернизации в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни пришли в противоречие с государственной политикой в области культурного строительства. Культурный потенциал республики длительное время формировался в условиях недооценки роли культуры, особенно татарской традиционной культуры, базировался на противопоставлении социалистической и буржуазной культур, отмирания наций. Превращение культуры в разновидность идеологии с неизбежностью вело к ее политизации и, в конечном счете, к недооценке основ многовековой духовной культуры народов.
В сфере культуры процессы были достаточно противоречивыми. С одной стороны, был накоплен значительный творческий потенциал, создана разветвленная сеть учреждений культуры и искусства, активно начало совершенствоваться управление развитием культуры на республиканском и муниципальном уровнях, внедрено территориальное управление деятельностью учреждений культуры и искусства за счет повышения социально-экономической самостоятельности местных администраций. Новый хозяйственный механизм деятельности учреждений культуры и искусства существенно расширил их права в выборе направлений и форм работы, привлечении и использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Начата разработка научно-обоснованных программ дальнейшего развития отрасли, создания и поддержания, многообразных культурно-исторических традиций, расширились связи и рамки культурного сотрудничества татарского и других народов Татарстана с регионами и республиками Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Создаются благоприятные условия для культуротворческой деятельности граждан и развития новых видов творчества, возрождения развития лучших национальных традиций и обрядов.
С другой стороны, развиваясь в течение многих десятилетий в условиях жесткой идеологической цензуры, остаточного принципа финансирования, уровень культуры заметно начал отставать от тех запросов, которые диктовались развитием новых социально-экономических отношений и политическими процессами в связи с принятием Декларации о суверенитете и Конституции Республики Татарстан.
Это особенно ярко отразилось на репертуаре театров республики, отсутствии единой научной концепции развития татарского фольклора, утрате преемственности народной культуры, исчезли многие красочные обряды, народные праздники, песни, обычаи, заброшены некоторые виды народных ремесел, преданы забвению замечательные произведения классиков татарской литературы. Превращение культурно-просветительных учреждений в средство идеологической пропаганды привело к снижению интереса и оттоку населения от клубов, Домов культуры, библиотек и музеев, падению их престижа.
Эту противоречивость особенно наглядно можно было рассмотреть на примере анализа хода выполнения республиканской целевой программы «Наследие» («Мирас»), принятой в 1989г. бюро Татарского обкома КПСС и Совета Министров ТАССР.
Первые годы реализации программы  совпали с глубокими преобразованиями основных структур государственного строя, в целом, и народного хозяйства, в частности, затронули сферу охраны и использования памятников. Анализ ситуации показывал, что выполнение только намеченных программой мероприятий не решит всех поставленных задач, не обеспечит сохранность многих категорий памятников. Кроме того, программа «Мирас» была создана в свете идеологических установок того времени и ограничивалась только границами Татарстана. Первостепенное значение здесь придавалось памятникам, связанным с жизнью и деятельностью революционных, партийных лидеров, с революционными событиями, а также отдельными архитектурными сооружениями, главным образом до 1-ой трети 19 в. История и наследие значительной части татарского народа, проживающего за пределами республики, не была охвачена. Практически не рассматривались вопросы сохранения многочисленных культовых зданий, зданий жилой архитектуры в городах и селах, памятников, связанных с именами просветителей, ученых, деятелей культуры, духовенства, купечества и демократической интеллигенции.
Основной целью республиканских  органов власти и управления было обеспечение максимального полного удовлетворения культурных потребностей своих граждан, поскольку общедоступность искусства является базовой ценностью культурной политики государства. Поддерживая высокий качественный уровень культурного процесса, обеспечивая достаточный финансовый и структурно организованный уровень функционирования учреждений культуры, государство тем самым побуждает их к отказу от компенсации затрат за счет доходной части своего бюджета и удорожания услуг.
Начиная с 90-х годов XX в. поддержка проектов, ориентированных на гармоничное развитие всех видов искусства, на сохранение и развитие многообразных культурных традиций в нашей республике, создание условий для реализации творческого потенциала деятелей культуры и творческих коллективов стали определяющими в культурной политике.
 
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
 
В период глобальных экономических  преобразований 90-ых годов XX века российский кинематограф пережил стадию и находился в состоянии, близком к полному коллапсу. Прессинг социально-экономических проблем, разрыв системных связей между звеньями единого кинопроцесса, разобщение экономических интересов производителей, прокатчиков и демонстраторов фильмов привели к утрате отечественного кино своего фундамента - многомиллионной зрительской аудитории. Разрушение обратной связи со зрителем деформировало внутреннюю логику художественного развития российского киноискусства, когда кино не только отражало конкретные социальные коллизии, но наполняло произведения человеческим содержанием, обогащало их опытом мировой культуры. Попытка безумного копирования стандартов американской киноиндустрии, «вестернизация» отечественного кинематографа нанесла ему колоссальный ущерб и едва не оторвала его от основ российской киношколы.
Однако это был период тяжелого осознания дальнейших путей движения российского киноискусства, способных вернуть ему былой авторитет в мире. Стало очевидно, что, во-первых, мировые тенденции развития кинематографа заключаются в постоянном совершенствовании технологии съемок и кинопоказа. Современный зритель уже не воспринимает содержание фильма, если он сделан без спецэффектов, трюков, сложных постановочных решений, стереофонического звука. Во-вторых, начал происходить переход от авторского кино, в котором главными фигурами являлись автор сценария и режиссер-постановщик и такой кинематограф всецело зависел от безвозвратных вложений со стороны государства или спонсоров-меценатов к продюсерской модели, когда идею, основной состав постановщиков и исполнителей, бюджет определяет лицо, отвечающее за конечный экономический результат. Хотя сегодняшний этап развития продюсерского кино является самым начальным, подлинных кинопродюсеров у нас слишком мало.
Наконец, третий вывод, вытекающий из уроков кризисного периода в новейшей истории российского кино - это невозможность его развития в ближайшем будущем без мощной государственной поддержки, структура которой будет постепенно меняться от преобладания финансового участия к акценту на правовое регулирование, но в любом случае государство не может оставаться в стороне от состояния дел в отечественном кино. Именно в связи с резким уходом государства из кинематографа в начале 90-ых годов последний едва не прекратил свое существование, и именно благодаря своевременному возвращению государства к участию в кинопроцессе российское кино сохранилось как часть национальной и мировой культуры.14
Следует заметить, что параллельно  с кризисом отечественного кинопроизводства, бурными темпами развивался российский рынок аудиовизуальной продукции, который в короткое время стал частью мирового аудиовизуального рынка. Это сыграло положительную роль, поскольку расширило для жителей страны связь с мировым кинематографом, но национальное кино не может существовать изолированно, поэтому должно бороться за существование, прежде всего на внутреннем рынке, открытом для зарубежной кинопродукции. Поэтому существует потребность, как в расширении масштабов кинопроизводства, так и в насыщении кинорепертуара отечественными фильмами, реально востребованными российским зрителем.
Данные ведомственного отчета Министерства культуры Российской Федерации показывают, что если до 1998 года общая посещаемость зрителями киносеансов уменьшалась и составила 31,7 млн. человек (самый низкий уровень за все годы), в 2002 г. - 52,9 млн. человек. Для сравнения в 1992 году она составила 645 млн. человек, в 1994 г. - 314 млн., в 1995 г. - 110 млн. человек, в 1996 г. - 52 млн. человек, в 1997 г. -40 млн. человек.15 Как видим этот уровень далек от посещаемости начала 90-х годов или сегодняшней посещаемости кинотеатров в странах Европы и США, то повышением жизненного уровня населения в целом по России, прежде всего в крупных городах, превращение современных кинотеатров в многофункциональные торгово-досуговые центры и появление в кинематографии изобразительных и звуковых эффектов позволяет предполагать, что в ближайшие годы он значительно повысится. Однако сельская киносеть по сравнению с городской показывает иные тенденции. Если в 1992 г. городская киносеть дала 397 млн. человек, в 1994 г. - 183 млн. человек, в 1995 г. -59 млн. человек, в 1996 г.-28 млн. человек, в 1998г.-24,1 млн. человек, а в 2002 г. - 40,3 млн. человек, то сельская киносеть - в 1992 г. - 248 млн. человек, в 1994 г. - 131 млн. человек, в 1995 г. -51 млн. человек, в 1996-24 млн. человек, в 1998 г. - 7,6 млн. человек, то в 2002 г. - 12,6 млн. человек, причем этот уровень с 1999 г. стоит на одном уровне и даже чуть-чуть понизился.16
В республике работает система кинопроката  и кинопоказа. К концу 90-ых годов XX века действовало 400 киноустановок и 30 кинотеатров. В последние годы значительно пополнился фильмофонд. Традиционно в республике проводятся кинофестивали, тематические и премьерные показы, благотворительные и семейные сеансы. Для кинематографистов важны крупные юбилейные даты: 80-летие «Татаркино», 70-летие «Татаркиновидеопроката», 40-летие Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан. Доброй традицией стало проведение специальных детских сеансов по доступным ценам, бесплатных кинопоказов для ветеранов войны и труда. Были проведены киномарафоны «Немеркнущий свет Победы», которым было охвачено105 тыс. человек, «Вместе против наркотиков (74,5 тыс. человек), фестивали детских зрителей, Дни современного немецкого кино в Республике Татарстан и т.д.
Кинофильмы, произведенные по госзаказу  на Казанской студии кинохроники  были удостоены почетных наград: документальная лента «Диалоги в электричке»  стала призером четырех международных  и региональных фестивалей, «Планета Казань» получила награду Международного кинофестиваля в г.Якутске, полнометражный фильм «Куктау» стал призером VIII форума кинематографии стран СНГ и Балтии.
В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани были произведены  и вышли в прокат киноленты  об истории г.Казани «Осенняя рапсодия», о национальном празднике татарского народа «Сабантуй». К 60-летию Победы выпущено 6 сюжетов в кинолетописном журнале «Татарстан», посвященных ветеранам Великой Отечественной войны.
Ежегодно на кинопленку снимается  около 30 частей фильмов - документальных, летописных, научно-популярных и публицистических. К несомненным творческим удачам следует отнести выход в свет картин из серии «Жизнь замечательных людей» о композиторе Алмазе Монасыпове, о писателе Г.Баширове, С.Сайдашеве, Хасане Туфане, Миркасыме Усманове, Марине Цветаевой и др.; 5 фильмов в цикле «Ватан», в том числе «Мост», «Мы век себе по росту подбираем», «Великий Волжский путь», фильмы в циклах «Кем син татар» и т.д.17
Казанская студия кинохроники была организована в 1932 году на основе Татарской производственной базы «Союзкинохроника». Многие документальные фильмы студии получили высокую оценку на всесоюзных, всероссийских и зональных фестивалях и смотрах, переведены на языки народов СССР, включались в каталоги «Союзэкспортфильма» для демонстрации за рубежом.
Среди лучших фильмов студии «Джалиль. Страницы борьбы» (1976 г.), «Это – КамАЗ» (1982 г.), «Нефтяники Татарии» (1982 г.), «Здравствуй, Леша» (1985 г.). Последняя картина была принята Госкино СССР по I (высшей) категории и выпущена на экраны страны самым массовым тиражом – 980 кинокопий. 18
В настоящее время студия осуществляет производство хроникально-документальной кинопродукции по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии и Министерства культуры РТ. Заметными картинами последнего периода стали «Иман» и «Тамырлар» режиссера Х. Фахрутдинова, «Аяз», «Алмаз Монасыпов: Казанным, Казанным…», «Елабуга, или Сон о Марине», созданные В. Игнатюком, «Планета Казань», «Два дня и три ночи» (режиссер Г. Гатауллина); «Евгений Кузин. Монолог без грима», «Ласточкино гнездо» Э.Гущина, «Диалоги в электричке», «Паромщик» (режиссер С.Литовец).19
В республике важным направлением стало  обновление кинотехнологического оборудования, поиск новых эффективных форм работы, создание более комфортных условий для зрителей. К ранее действующим центрам Российской кинематографии кинотеатров «Мир» г.Казани и «Чулпан» прибавились кинотеатры в торговых комплексах «Тандем», «Кольцо», «Сувар плаза» и др.20
Для пополнения республиканского фильмофонда  ежегодно с середины 90-ых годов XX века приобреталось более 120 кинофильмов.
Перевод ряда киноустановок на видеопоказ, оптимизация расходов киноучреждений, увеличения объема платных услуг, массовое проведение киномероприятий позволило увеличить валовой сбор от кинопоказа на сельских киноустановках. Так, в 2004 г. киноорганизациями республики было обслужено 821,2 тыс.зрителей, валовой сбор при этом составил 13,2 млн. рублей.
Подъем роли кино в жизни народов  республики и выход на международную  арену стало проведение Международных кинофестивалей мусульманского кино «Алтын Минбар». Причем, если в первом, который состоялся в 2005 г. приняло участие более 20 государств, то в III Международном кинофестивале (2007 г.) уже приняло участие более 60 стран. Проведение фестивалей продемонстрировало творческие достижения кинематографистов мусульманских стран, популяризировало духовно-нравственные и культурные традиции мусульманской культуры, создавало объективные представления об исламе в российском и мировом сообществе.21
В заключение хотелось бы отметить, что благодаря участию государства российский, в том числе татарстанский кинематограф, вышел из глубокого кризиса, постигшего его в начале 90-х годов. Татарстанское кино сохранилось как часть национальной и мировой культуры.
 
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
 
Одними из коренных и наиболее острых вопросов в новых постсоветских  государствах и республиках оказались вопросы языковой политики, так как язык - драгоценное достояние каждого народа. Он создается и совершенствуется в течение многих веков, является не только средством общения, но и хранилищем тысячелетнего опыта народов, его культуры. Забота о языке, его сохранении и развитии является показателем уровня национального самосознания той или иной этнической группы. Поэтому понятно, что попытка совершенствования национально-государственных отношений в стране, укрепление суверенитета республик начались именно с законодательного укрепления статуса национальных языков.
Вопрос о необходимости новой  политики в сфере языка в Республике Татарстан был поставлен на повестку дня в 1988-1989 гг. Татарский язык оценивался учеными как полуфункциональный и самодостаточный, в связи с чем в Татарстане наиболее остро среди республик России проявилось противоречие между потенциалом титульного языка и его реальным функционированием. Сокращение функций татарского языка в общественной и производственной сфере, в сфере образования и семейного общения стимулировало представления о необходимости придания ему статуса государственного.
Закон Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан” (июль 1992 г.) принимался после принятия федерального Закона “О языках народов РСФСР” (октябрь 1991г.). В июне 1992 г. Совет Национальностей одобрил “Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов РФ”. Принятый в Республике Татарстан Закон о языках в принципиальных положениях опирался на общероссийское законодательство. Это касается, прежде всего, положений федерального закона о языковом суверенитете народа и личности как праве на сохранение родного языка и свободу выбора и использования языка общения, закреплении статуса государственного за русским языком при гарантиях защиты языков всех народов Российской Федерации со стороны государства и прав граждан независимо от знания языков. Гарантии защиты языков подкреплены не только правовыми нормами, но и бюджетным финансированием. Введение этих принципов в Закон Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан”, а также принятие Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в 1994 г. имели важное психологическое значение не только для татар и русских, но и для других народов, проживающих в республике.22
В Законе Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан” статус государственного закреплен за татарским и русским языками на паритетных основах. Наряду с этим, законодательство в области языковых отношений в Республике Татарстан базируется на идее сохранения за русским языком его исторически сформировавшейся функции языка межнационального общения, полноценно функционирующего во всех сферах общественной и государственной жизни.
За 8 лет со времени принятия Закона Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан” и 6 лет реализации Государственной программы проведена значительная работа, достигнуты существенные результаты и успехи, позволяющие подвести определенный промежуточный итог. Вместе с тем, выявилось множество серьезных проблем, стало возможным более глубокое их понимание, с одной стороны, и осознание необходимости проведения фундаментальных научных исследований, разработки и реализации долгосрочных и краткосрочных программ разных уровней, с другой23.
Кроме того, опыт реализации Государственной  программы за прошедшие годы выявил ряд факторов, препятствующих достижению поставленных целей:
сложность процессов, происходящих в  языковой сфере общества, и медленный, постепенный характер изменений, отражающих повышение статуса и расширение функций татарского языка;
наличие пробелов в правовом регулировании языковой политики, отсутствие необходимых законов и нормативных правовых актов в языковой сфере;
происходит массовое снижение речевой  культуры, стирание границ между функциональными  стилями языков, наблюдается пренебрежение  литературной нормой, непомерный удельный вес заимствованной лексики;
сокращаются сферы функционирования татарского языка в регионах компактного проживания татар в Российской Федерации, насчитывающих около 3,8 миллионов человек;
недостаточная разработанность научных  основ нормирования и совершенствования языковой деятельности в различных сферах функционирования татарского языка;
описательно-декларативный характер Закона о языках, отсутствие механизмов реализации положений Закона и Государственной программы, санкций за нарушение законодательства о языках народов Республики Татарстан.
В результате на повестку дня закономерно  встал вопрос о необходимости  совершенствования деятельности государственных структур и научных учреждений в области языковой политики. В этих целях были разработаны проекты новых нормативно-правовых актов, а в сентябре 1999 г. после долгих и многократных обсуждений был принят Закон Республики Татарстан “О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики”.
Решение о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы было обусловлено необходимостью введения научно обоснованного оптимального для фонетической системы татарского языка алфавита, создающего благоприятные условия для его вхождения в систему мировой коммуникации. Проводились конференции, совещания по изучению данной проблемы, публиковались многочисленные материалы, создавались специальные группы по разработке татарского алфавита, основанного на латинской графике. Был изучен опыт применения “Яћалифа” в 1927-1939 годах.24 Итоги этой работы обсуждались в апреле 1998 года на расширенном заседании Комитета по реализации Закона Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан” при Кабинете Министров Республики Татарстан. Для окончательной доработки татарского алфавита с латинской графикой была создана согласительная комиссия под председательством Президента Академии наук Республики Татарстан М.Х. Хасанова.
В 90-е годы активно зазвучали  в пользу латинского алфавита и голоса специалистов в области компьютерных технологий, особенно тех из них, кто занимается компьютеризацией татарского языка и татаризацией компьютерных программ.
 Алфавит на основе кириллицы  значительно сложнее адаптируется  к компьютерным технологиям. Возникает оторванность от мировой компьютерной информационной системы. Аналогично обстоят дела и с алфавитом русского языка. Решения требуют дополнительных усилий и средств. Проблемы и затраты возникают не на уровне пользователей, а в области программирования. Не случайно практически все языки развитых информационных технологий используют латиницу.
Переход татарского языка на латиницу позволит войти в мировую компьютерную информационную систему, выйти на уровень международных языков, функционировать без конвертации шрифта в информационных системах типа “Интернет”. В частности, исследования татарстанских ученых показывают, что татарский язык, благодаря своим грамматическим и морфологическим особенностям, является и перспективным для использования в информационных системах.
Деятельность государственных  органов Республики Татарстан в  области языковой политики нацелена на:
- развитие и поддержку государственных  языков Республики Татарстан;
- повышение статуса татарского  языка в современном республиканском  и российском образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народа Республики Татарстан, татар, проживающих в Российской Федерации и татарской диаспоры за рубежом;
- расширение функционирования  языков народов, компактно проживающих  в республике.
Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, следует выделить то, что судьба государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан перестала восприниматься как вопрос второго порядка. Для преодоления диспропорции в реальном функционировании двух государственных языков на прошедшем этапе обеспечивалось ускоренное развитие общественных функций татарского языка. В условиях преобразований общества, связанных с развитием рыночных отношений, удалось замедлить процесс сужения сферы функционирования ряда языков, прежде всего татарского. В последние годы в языковой сфере не отмечены потери, имевшие место в прежние десятилетия. Более того:
было положено начало формированию языкового законодательства республики;
расширились  рамки  использования татарского языка, в том числе в деятельности органов государственной власти;
увеличилось количество печатных и  электронных средств массовой информации, использующих в своей деятельности татарский язык;
успешно решен комплекс задач первого этапа в организации преподавания татарского языка и литературы в школах и учреждениях начального профессионального образования, связанный с обеспечением учебно-методической литературой и квалифицированными кадрами;
увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;
началось внедрение татарского языка в систему среднего и высшего профессионального образования;
активизировалось изучение языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан, в общеобразовательных учреждениях и сети воскресных школ, расширилось применение этих языков в средствах массовой информации;
проведены работы по включению республики в мировой интеграционный процесс  в области информационных технологий, созданию условий для базовой  национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и татарской локализации компьютерных технологий;
развернута работа по разностороннему  словарному описанию и исследованию татарского языка с точки зрения его грамматической, топонимической, терминологической и стилистической систем;
начат научный анализ двуязычия, продолжено изучение взаимодействия государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан;
проведены научные исследования по вопросам восстановления татарского алфавита на основе латинской графики, принят Закон Республики Татарстан «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики», осуществлена работа по подготовке соответствующей научно-методической и материально-технической базы, а также кадров для образовательных учреждений;
проведен эксперимент по адаптации учащихся к татарскому алфавиту на основе латинской графики.
Вместе с тем, несмотря на провозглашение равноправного статуса татарского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования татарского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась реальная практика применения татарского языка в процессе законотворчества, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. При этом очевидно, что только придание татарскому языку статуса государственного  позволило реально начать  работу по расширению его использования.
Работа по реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в период с 1994 года позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних.25
 
 
§ 4 Религиозная политика
 
«Исламский» фактор в общественно-политической жизни Татарстана наиболее значимым явлением стал в конце 1980-х гг. Это  первоначально было связано не с  непосредственно возрождением самого ислама, а с появлением национальных общественно-политических организаций, рассматривающих исламский фактор как важнейший компонент национального самосознания и необходимый атрибут в борьбе за суверенитет Татарстана. Появление первых религиозных институтов в республике стало результатом деятельности этих организаций. В 1992 г. было создано самостоятельное Духовное управление мусульман РТ (ДУМ РТ), с одной стороны, как одно из проявлений национального движения татар, а с другой — как вполне неизбежная в тех условиях децентрализация управления мусульманскими общинами. Этот период стал первым этапом возвращения исламских ценностей в татарстанское общество и поэтому 1988–1992 гг. можно условно назвать периодом легализации.
Дальнейшее  распространение и функционирование ислама в общественно-политической жизни Татарстана условно можно разделить еще на три периода.
1992–1998 гг. — период институционализации ислама, для него стали характерными такие явления, как:
а) становление  мусульманских общин. Этот процесс, начавшийся раньше, именно в данный период достиг своего апогея. Так, если в 1988 г. было 18 мусульманских общин, то к 1992 г. их стало более 700. Правда, и в дальнейшем процесс роста количества общин продолжался, но темпы их увеличения были заметно снижены. В 2000 г. их стало около 950, а в 2001 г. около 1000. К началу 2003 г. эти показатели уже практически не изменились;
б) появление  первых мусульманских учебных заведений, которых к 1992 г. было уже более 15. Из них наиболее крупные и авторитетные среди мусульман: медресе «Мухаммадия» и имени Тысячелетия принятия Ислама (Казань), «Йолдыз» (Набережные Челны);
в) возрождение  института мусульманского духовенства. В основном этот процесс шел по пути превращения неофициальных и необразованных сельских мулл в официально зарегистрированное духовенство. В этот период духовенство формировалось как особая социальная прослойка, хотя говорить об особых, отличных от других, мировоззренческих установках и поведенческих стереотипах духовенства было еще рано, поскольку оно было довольно разношерстным. Те молодые люди, которые обучались в мусульманских странах, в первую очередь в Саудовской Аравии (к началу 90-х гг. XX в. их количество превысило 100 человек) в среде мусульманского духовенства не делали погоду;
г) появление основных элементов структуры управления мусульманскими общинами (махалля — мухтасибат — ДУМ РТ).
Но для  этого периода характерно бессистемное возникновение многочисленных мусульманских институтов. Между собой они были связаны довольно условно, и, в основном, функционировали самостоятельно.
Следующий этап охватывает период между февральскими съездами 1998 и 2002 гг., его можно обозначить как период структуриализации.
Для данного  этапа характерно формирование действующей  системы управления мусульманскими общинами и другими институтами ислама. ДУМ РТ стало единственным высшим органом мусульман республики, имея во всех 45 районах Татарстана свои структурные подразделения — мухтасибаты, которые занимались организацией деятельности 1 000 мусульманских общин на местах.
В этот период все мусульманские учебные заведения стали структурными подразделениями ДУМ РТ, которое, в свою очередь, выработало для них образовательные стандарты, применение которых привело к сокращению количества стихийно возникших учебных заведений. Сегодня в республике действуют восемь учебных заведений, что вполне достаточно для удовлетворения потребностей мусульманских общин в имамах. В них обучаются очно и заочно (не включая слушателей воскресных школ) 1 000 шакирдов.26
Духовное  управление мусульман РТ. Возникновение  ДУМ РТ в 1992 г. было обусловлено многими факторами. Во-первых, процессы «демократизации и суверенизации», а также распад СССР (декабрь 1991 г.) во многом способствовали кардинальным изменениям, произошедшим в рамках официальных религиозных институтов в бывшем СССР и России. Во-вторых, в татарском национальном движении, особенно после принятия Декларации о государственном суверенитете республики 30 августа 1990 г., Духовное управление рассматривалось как необходимый атрибут государственности. В контексте нашей проблемы это свидетельствует о том, что изначально ДУМ РТ было нацелено на выполнение иных, чем формирование полноценной конфессиональной политики задач. Оно как атрибут национального движения должно было служить единению татарской нации. Поскольку национальное движение пыталось использовать религиозный фактор для решения своей стратегической задачи, вновь возникшие Духовные управления должны были играть свою роль только в националистическо-политическом поле. Как считает один из идеологов татарского национального движения конца 1980-х и 90-х гг. Д. Исхаков, «духовное управление мусульман Татарстана, хотя и было самостоятельной организацией, развивалось как одна из фракций национального движения».  Это не отрицают и сами религиозные деятели. Так, первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла Якупов обратил внимание, что «мы сами выросли из них (общественных организаций — Р.М.)». Действительно, при первом муфтии ДУМ РТ Габдулле-хазрате Галиулле до 1995 г. эта организация была больше политической, чем конфессиональной. Она находилась в оппозиции к властям, организационно и структурно была очень рыхлой. Но Духовному управлению, не имеющему ни периодических изданий, ни учебных заведений для подготовки кадров, ни структуры, способной работать на местах, ни постоянных источников финансирования, довольно сложно было найти и свою политическую нишу, и рассчитывать на понимание рядовых верующих. Возможно, поэтому многие процессы, связанные с возрождением ислама в Татарстане, развивались независимо от деятельности ДУМ РТ. В такой ситуации эта организация не просто не предпринимала разумных попыток формирования конфессиональной политики, она практически самоотстранилась и от оперативного управления этими процессами.
На рубеже столетий наше общество испытывает глобальные изменения. Последние, к сожалению, сопровождаются серьезными конфликтами, террористическими актами, вооруженными столкновениями. Мир стал весьма уязвим. В этих тревожных событиях религия, межконфессиональные отношения оказались в центре внимания. Вот почему многократно возрастает ответственность политиков, религиозных деятелей, журналистов за любое высказанное в этой сфере слово или действие, впрочем, как и бездействие. Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев неустанно повторяет - в частности, это прозвучало и в обращении по случаю 10-й годовщины Конституции республики, - что межнациональный и межконфессиональный мир и согласие являются нашим драгоценным достоянием. Они имеют испытанную историческую основу и подкрепляются целенаправленной политической деятельностью.27
 Соблюдение баланса интересов  двух крупных конфессий и равенства  всех религий перед законом явилось основой межконфессионального согласия в республике. Это, в свою очередь, является важной составной частью религиозной политики Татарстана, проводимой в целях поддержания мира и согласия в обществе.        
Новые общественно-политические реалии получили отражение в принятом в 1997 году Законе Российской Федерации "О свободе совести и религиозных  объединениях". Ориентируясь на нормы и принципы международного права, руководство Татарстана два года спустя инициировало принятие аналогичного республиканского закона, призванного в русле общероссийского законодательства учесть региональные особенности, прежде всего специфику жизнедеятельности мусульманской уммы республики.  
        Обсуждение путей и методов реализации социально-духовного и миротворческого потенциала ислама и христианства продолжается. Оно протекает на двух уровнях - как среди религиозных, научных и государственных деятелей, так и в среде рядовых верующих. Казань постепенно превращается в общероссийский центр такого диалога. Традиционными стали встречи, "круглые столы", высокие межрелигиозные форумы. Весьма продуктивными оказались проведенные здесь международные научно-практические конференции "Исламо-христианское пограничье" (1994 г.), "Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции" (1997 г.), "Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий" (2000 г.). 28 
          По мере развития религиозных структур и поворота общественного сознания к ценностям религии возрастают внутренние ресурсы саморегуляции и самообеспечения религиозной жизни. Нередко строить культовые здания в районах республики помогают частные лица, что порой приводит, на первый взгляд, к количественному дисбалансу мусульманских и православных храмов и становится поводом для обвинения в этом государства. Участились случаи, когда вопреки закону некоторые лидеры религиозных организаций настойчиво пытаются возложить свои обязанности по содержанию и ремонту культовых зданий, строительству новых, оплате коммунальных услуг, обеспечению транспортом, а иногда даже оплату своего труда на органы государственной власти. Но надо понимать, что влияние государства здесь должно быть акцентировано, прежде всего, на реставрации и охране памятников культового назначения, вопросов религиозного образования. 
       В последнее десятилетие благодаря демократическим преобразованиям татары, как и многие другие народы России, переживают процесс духовного возрождения, который был бы невозможен без возрастания роли ислама. Перед мусульманским сообществом Татарстана ныне во весь рост встали вопросы нового осмысления исламских ценностей в меняющемся мире, наращивания собственного теологического потенциала, развертывания системы религиозного образования. Особое значение приобретает проблема консолидации мусульманских общин, усиления роли конфессии в социополитических процессах, выработке "иммунитета" от проникновения радикальных течений.
. Религиозная  обстановка в многонациональной  и многоконфессиональной Республике Татарстан в той или иной степени отражает последствия коренных изменений в государственном и политическом строе, которые произошли за последнее десятилетие и существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений, деятельности религиозных организаций на всей территории бывшего СССР. Государственно-церковные отношения в Татарстане строятся в строгом соответствии с принципом свободы совести, включающем в себя такие понятия, как равенство всех религий перед законом; право граждан исповедовать любую религию или не придерживаться никакой религии; светский характер государства; отделение от него религиозных и иных, созданных по мировоззренческому признаку, объединений. В республике происходит дальнейшая демократизация государственно-церковных отношений, не осталось никаких неправомерных ограничений в деятельности религиозных организаций.
Наверное, трудно найти в России регион с  таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований. Это и мусульмане, и христиане (в числе которых - православные, старообрядцы, католики, протестанты различного толка), а также иудеи, кришнаиты, бахаисты... Такое религиозное многообразие и мирное сосуществование различных конфессий во многом уникально, его изучение и, главное, сохранение - важная государственная задача. Важная, еще и потому, что в последние годы - в русле демократических преобразований общества, разрушения прежней идеологической системы - влияние религии на общество возросло. Достаточно привести такие цифры: десять лет назад в республике было зарегистрировано 38 религиозных общин, в том числе 18 мусульманских и 15 православных. Сегодня в Татарстане различных религиозных организаций насчитывается около тысячи. Число мусульманских общин приближается к семистам, а православных - более ста пятидесяти.
В последние  годы в республике идет интенсивный  процесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановление исторической справедливости. Начиная с 1988 года религиозным мусульманским и православным организациям передано более 50 культовых зданий - памятников истории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная, Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская "Иске-Таш" мечети в городе Казани, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики; Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря, Варваринская, Тихвинская, Богоявленская, Старообрядческие церкви, Ивановский монастырь в Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском, Чистопольском и других районах. Только в 1996 году в столице республики верующим были переданы следующие культовые здания (помимо упомянутых): синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. Органы государственной власти и управления в столице республики и на местах положительно решают вопросы передачи культовых зданий религиозным организациям с соблюдением установленного порядка. В настоящее время в большинстве городов и районов республики этот вопрос решен практически полностью. 29
Несмотря  на то, что религия отделена от государства, власти изыскивают средства и возможности для реставрации и ремонта культовых зданий - памятников. В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора. К началу 1997 года было завершено строительство, отреставрировано и сдано в эксплуатацию 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В стадии строительства и реставрации находились 182 культовых здания, в том числе мечетей - 148, церквей - 34. К 1997 году в распоряжении мусульманских общин находилось 386 зданий мечетей, у православных обществ - 99 церквей.
Наиболее традиционными для  Татарстана религиозными конфессиями  являются ислам и православие. Они оказывают наибольшее влияние на общественно-политическую обстановку в республике. За многие годы сосуществования между ними сложились нормальные, доверительные отношения.
Ислам в Татарстане имеет более  чем тысячелетнюю историю. На основании  дошедших до нас документов установлено время официального принятия предками казанских татар - волжскими булгарами ислама - 922 год. Ислам в Татарстане - суннитский, ханафитского масхаба, одной из черт которого является терпимость и взаимоуживаемость с другими религиями.
К концу 1996 в республике действовало  зарегистрированных 653 мусульманских, 168 православных организаций и 52 религиозные организации других конфессий.
Государственные структуры, и, прежде всего, Совет по делам религий  при Кабинете министров Республики Татарстан, оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих проблем - в первую очередь, в повышении правовой культуры, формировании цивилизованных отношений, основанных на уважении к закону. Следует отметить, что Советом по делам религий разработан проект Закона Республики Татарстан "О религиозных организациях", который в настоящее время находится на доработке для последующего обсуждения его на сессии Государственного Совета Республики Татарстан.
  Длительная и устойчивая  приверженность традиционным религиям (прежде всего православию и исламу) сформировали особую социокультурную ситуацию в стране. Эти религии стали государствообразующими факторами в истории народов. Представители их и в дальнейшем будут определять религиозную ситуацию в регионе. В непростых условиях последнего десятилетия жители Татарстана сумели сохранить межнациональный и межконфессиональный мир. Преемственность тысячелетних традиций сосуществования представителей ислама и православия сохраняется и продолжается.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани
 
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
 
Э.Гофман писал: "Нет для искусства  высшей задачи, как зажигать в человеке радость, снимающую с него все  его земные страдания, освобождающую его, как от нечистот и грязи, от унизительного гнета повседневности... Возбуждение такой радости — только это и есть, по моему убеждению, истинная задача театра".30 То, что сегодня вновь с особой остротой начинает ощущаться необходимость в искусстве театра, говорит в пользу того, что в нем скрыты не только общие для всех видов искусства "механизмы", заставляющие человека развиваться как личность, но еще и того, что театр располагает чем-то, что не могут дать другие учреждения культуры. Ответом, наверное, могут служить слова Г.А. Товстоногова: "Театр обязан соединить, сплавить воедино школу с праздником, мудрость с развлечением, урок со зрелищем"31. Именно эмоциональное восприятие жизни, показанное актерами со сцены, "развивает, очищает, смягчает человеческую душу, делая ее глубже, емче, восприимчивее к добру"32.
Однако на сегодняшний  день процент посещающих театры по отношению к общему населению городов республики составляет лишь 52,3%. Таким образом, почти половина населения республики не входит в "зону влияния театра". Тем не менее, театр остается одним из немногих мест, которые дают столь необходимую сегодня возможность единения людей в общем созидательном процессе сопереживания, сопричастности. Невозможность существования в атмосфере всеобщей разобщенности, недостатка внимания, любви и теплоты к ближнему, невозможности реализации своих жизненных притязаний становится для многих все более и более очевидной. Несмотря на различие задач и функций отдельных театров, все они, являясь элементами системы театрально-зрелищных предприятий, выполняют единые функции приобщения населения к театру, формирования потребностей в театре и развития художественного вкуса. В конечном счете, реализация этих функций ведет к общему повышению культуры личности, ее гармоничному развитию.
Метаморфозы театральной  системы конца XX века происходили без резких скачков и "потрясений". Творческая интеллигенция "аплодисментами встретила перестройку", однако, культурная реальность оказалась нежданной и непрогнозируемой. "Если попытаться кратко определить сложившееся сегодня состояние театральной жизни, то наиболее емким словом будет "рассогласованность". На самом деле растерянность, разорванность сознания идеологов нашей сцены, конвульсивность организационно-управленческих реформ, любительщина и дилетантизм новаторских экспериментов, разрыв преемственности творческих, этических художественных традиций, в прочной сопряженности которых формировался генофонд театра, его культурный опыт, его историко-культурная целостность, — вот, пожалуй, основные характеристики современного состояния театра".33
В 1985—2005 годах деятельность татарских режиссеров была направлена на решение трех основополагающих проблем, это:
— осмысление жизни и деятельности современника;
— возвращение народу творческого наследия репрессированных драматургов и освоение произведений национальной, русской и зарубежной классики;
— воссоздание на сцене галерею  образов исторических личностей татарского народа.
Естественно, указанные направления деятельности полностью не охватывают весь спектр поисков национальной режиссуры данного периода. Однако, думается, по объему жизненного материала и по его эстетической емкости они достаточны, чтобы стать предметом художественного анализа.
Особо важным идейно-тематическим направлением поисков татарской режиссуры в 1985—2005-х годах явились исследования жизни и деятельности современного человека, определение характера и личных качеств героя нового времени, постоянная устремленность к острейшим проблемам дня. Менялось время, менялись герои, животрепещущие проблемы современности. Режиссерское искусство каждый раз должно было заново выработать критерии оценки и выбора, найти, определить и вывести на сцену лучшего из лучших, параллельно развенчивая все то, что мешало движению общества вперед.
Справедливости  ради, необходимо отметить, что национальная режиссура не всегда улавливала самые острые тенденции времени, не всегда выражала главные процессы, происходившие в глубине общественной жизни - на то имелись свои серьезнейшие причины. Но свое слово о современности и современниках она стремилась сказать убедительно и весомо. Каждый раз заново раскрывая обусловленность поступков человека со сложившимися социальными, политическими и экономическими отношениями, татарские режиссеры ставили своих героев перед нравственным выбором и, вновь и вновь проверяя их все новыми средствами испытания, утверждали мысль о самоценности человека и человеческой жизни, воспитывали у зрителя активное отношение к действительности.
Таким образом, основные усилия татарских режиссеров всегда были направлены на исследование центральной проблемы театрального искусства -проблемы художественного воплощения образа человека новой формации, постижения его социальной и нравственной сущности. При этом национальные режиссеры пытались подойти к проблеме с более широкой историко-философской меркой. Стремясь как можно глубже постичь современника, постановщики старались выявить его духовный потенциал как в напряженнейших неординарных: поворотах истории, так и в рабочих буднях. Осмысляя новый тип современного человека, режиссеры спектаклей активно включали его в живые, динамичные связи со временем, стремясь придать своему художественному замыслу историческую масштабность и философскую глубину.34
Казалось бы, с постановкой классических произведений все благополучно. Татарские режиссеры достаточно часто обращаются к высоким образцам национальной, русской и зарубежной литературы. Однако при внимательном исследовании репертуара театров выявляются весьма серьезные недостатки в данной области. Да, театральные коллективы республики Татарстан научились довольно хорошо ставить и играть бытовую психологическую драму и сатирическую комедию. Но произведения иного жанра, другой стилистической окраски, начиная от высоких романтических трагедий и драм В.Шекспира, А.Шиллера, кончая тонкими, богатыми на психологические нюансы пьесами А.П.Чехова, инсценировками произведений Ф.М.Достоевского, т.е. богатейшая пласт стилистики мировой культуры до сих пор остается в стороне от внимания татарской режиссуры. Достаточно сказать то, что до сегодняшнего дня татарский зритель не видел на родном языке ни И.С.Тургенева, ни Л.Н.Толстого, ни М.Е.Салтыкова-Щедрина, ни А.В.Сухово-Кобылина, хотя их произведения по стилистике весьма близки национальной публике. К сожалению, довольно часто татарская режиссура никак не реагирует на новые веяния времени. В частности, в 60—70-х годах татарского театра не коснулось всеобщее увлечение «эпическим театром» Б.Брехта и его пьесами, что могло тогда серьезно обогатить национальную режиссуру неиспользованными доныне средствами сценической выразительности, а актерские коллективы — новой техникой. Национальное сценическое искусство республики Татарстан в исследуемый период терял от недостатка активности режиссерской мысли и нехватки смелости воплощения генерируемых идей. Галерея исторических личностей татарского народа, открытая на рубеже 30—40-х годов образом великого Тукая (режиссер ШСарымсаков), в 40-х годах пополнилась спектаклями, посвященными жизни и деятельности Каюма Насыри (1944, режиссер Х.Уразиков), Мулланура Вахитова (1948, режиссер Х.Уразиков). Обновление общества после разоблачения культа личности Сталина дало возможность вывести на сцену образ Джалиля и как бы навсегда сняло негласный запрет, ограничивающий интерес деятелей художественной культуры к историческому прошлому своего народа, к судьбе, делам, личной жизни своих великих сыновей и дочерей. Начавшийся в середине 50-х годов период «хрущевской оттепели» позволил деятелям татарского театра в 60-е годы вновь обратиться к образам Г.Тукая (1961, режиссер Г.Юсупов), Каюма Насыри (1969, режиссер Х.Уразиков), воссоздать на сцене образы первой татарской актрисы Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской («Гульжамал», 1963, режиссер П.Исанбет), писателя и драматурга, борца за народное счастье Шамиля Усманова (19б7, режиссер М.Салимжанов). В последующие десятилетия режиссеры национального театра стремились к эстетическому освоению образов автора бессмертной поэмы «Кысса и Юсуфи Кул Гали (1974, режиссер М.Салимжанов), одного из руководителей Пугачевского восстания Бахтияра Канкаева («Канкай углы Бахтияр», 1975, режиссер М.Салимжанов), противоречивого и трагического предводителя народных масс периода Золотой Орды Идегея (1994, режиссер М.Салимжанов) и др.
Если попытаться обобщить опыт режиссуры последнего периода в области воссоздания на сцене образов исторических личностей татарского народа, то можно выделить два подхода к данной проблеме. Первый подход характеризуется исследовательской кропотливостью, особо внимательным отношением к исторической достоверности, ко всему тому, что создает так называемую «вещественную среду». Это соблюдение стиля эпохи в декорационном решении, в костюмах действующих лиц, б бутафории и реквизите. В данном случае режиссер и исполнитель заглавной роли добиваются портретной схожести создаваемого персонажа с его историческим прототипом. Подобная же установка относится и к другим историческим лицам, введенным в спектакль. Для создания особой атмосферы исследуемой эпохи используется стилизованная под архаику музыка, помогают освещение, звукошумовое оформление. В мизансценических композициях и в манере исполнения актерского ансамбля сохраняется принцип жизненной достоверности. В качестве примера характеризующего первый подход режиссуры к решению исторических пьес можно отнести такие спектакли как «Муса Джалиль» (1957), «Мы уходим, вы остаетесь» (1986), поставленные по пьесам Н.Исанбета и Т.Миннуллина режиссерами П.Исанбетом и М.Салимжановым.
Второй  подход режиссуры к воссозданию  на сцене образов исторических личностей татарского народа отмечается несколько условно-обобщенным отношением к изображаемому материалу. Здесь постановщики особо не связывают себя с жизненными и историческими реалиями. В данном случае конкретность не возводится в степень обязательности. Владеющая богатыми ассоциативными возможностями условно-метафорическая конструкция заменяет жизненно достоверное, конкретное обозначение» мест действия». Как ненужные, отбрасываются реквизиты и бутафория. Эпоха может соблюдаться лишь в костюмах действующих лиц. Самое главное, теперь уже и актер, и режиссер не добиваются портретного сходства с историческим прототипом. В образе главными становятся не внешность, не грим, не одежда, а внутренний мир героя, логика его поведения в определенных ситуациях, дела и поступки, мысли и чувства, отношения с другими персонажами. То есть, в данном случае акцент делается не на внешних средствах выразительности актера, а на его внутренних данных. Чем богаче внутренне исполнитель, чем гибче и отзывчивее его инструмент, тем заразительнее, крупнее, эмоционально насыщеннее создаваемый им образ. Естественно, от этого зависит многое в постановке, если не сказать все.
В контексте  подобного спектакля метафорические возможности могут приобрести все компоненты постановки: сценография, музыка, театральные шумы, освещение, даже отдельные мизансценические построения. Применение языка выразительности условно-метафорической образности могут сделать богаче, доходчивее, многообразнее, и, наконец, шире, масштабнее, возможности сценической композиции. К такому типу можно отнести спектакль ТГАТ им. Г. Камала.35
Однако на практике довольно часто  встречаются случаи, когда постановщик отходит от жизненной конкретности, но не достигает обобщенности, многозначности метафорического решения. В таких работах места событий обозначаются условно, а актерские образы создаются по канонам психологического реализма. Это не возбраняется, ибо иногда найти образное решение бывает очень трудно. Даже весьма опытный художник и режиссер достигают его не всегда.
В заключение необходимо отметить, что 22 декабря 2006 года татарский театр  отметил свое столетие. Обобщая богатую историю его режиссуры, важно помнить, что на различных этапах своего развития она переживала и взлеты, и неудачи. Но никогда театр не стоял на месте. В целом с полным основанием можно сказать, что национальное режиссерское искусство всегда служило высоким демократическим идеям, пропагандировало общечеловеческие гуманистические идеалы. В поставленных татарскими режиссерами спектаклях никогда не звучали призывы к войне, межнациональной розни, жестокости и насилию. Татарский театр поэтому всегда был «школой жизни для народа» и остается ею до сей день.36
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.