На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Национальные виды спорта в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                        Оглавление
    Введение....................................................................................................................3
    Исторические предпосылки развития национальных видов спорта...4
    Русские национальные виды спорта:
§1. Единоборства...................................................................................................5-8
§2. Пляски и танцы...............................................................................................9-10
§3. Массовые игры................................................................................................11
§4.Спортивная игра - Русская лапта................................................................12-13
§5.Спортивная игра - Городошный спорт.....................................................14-15
4.Заключение...............................................................................................................16
5.Список использованной  литературы................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Проблема  сохранения и развития  национальных видов спорта  является актуальной в наши дни. Так,развитие народных видов спорта как один из главных способов  оздоровления народа стал предметом дискуссии во время встречи Председателя Совета Федерации С.М. Миронова и заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева с руководителями федераций национальных и неолимпийских видов спорта.
               В ходе неё в Российском  государственном университете физической  культуры, спорта и туризма 13 ноября 2009 года прошла  презентация отдельных  национальных видов спорта –  канат, борьба на поясах, самбо,  городки. Затем прошло заседания  «круглого стола» на тему «Спорт  для всех – здоровье нации». В нем приняли участие представители  наиболее популярных и массовых  национальных видов спорта.
              Участники встречи рассмотрели  проблемы российского и мирового  опыта поддержки массового спорта, а также вопросы совершенствования  законодательства Российской Федерации  относительно национальных видов спорта и традиционных игр.  В своем выступлении С. М. Миронов отметил важность работы по сохранению и развитию народных спортивных состязаний. Яркой чертой любого народа являются созданные им спортивные игры. Эти игры веками сопутствуют повседневной жизни людей, вырабатывают особые черты менталитета народа, важные личностные качества Национальные виды спорта – это неотъемлемая часть нашего культурного достояния, которую необходимо бережно сохранять. Председатель Совета Федерации особо отметил роль М.Е.Николаева как первого Президента Республики Саха (Якутии)  в развитии национальных видов спорта народов Арктики и Сибири и создании международных спортивных игр «Дети Азии».
               В своем выступлении заместитель  Председателя Совета Федерации  М.Е. Николаев обратил внимание  на то, что наши дети в течение  года находятся в школе около  150 дней. Остальное время они проводят  вне стен общеобразовательных  учебных заведений. Надо стремиться  научить молодое поколение рационально  и полезно использовать это  время. Во многом этому содействуют  занятия спортом. Нам необходимо  не просто наращивать количество  спортивных мероприятий и организаций,  а формировать спортивный стиль  жизни молодежи. Нужно развивать  доступные молодым людям массовые  виды спорта и популяризировать  среди них занятия физической  культурой. Также будет правильным, если России поставить перед  собой цель – включить один  из российских национальных видов  спорта в программу Олимпийских  игр. Безусловно, это поднимет  международный престиж России  как великой спортивной державы  и будет содействовать пропаганде  спорта внутри страны. В российских  регионах должны быть приняты  конкретные меры по развитию  и популяризации народных  и  массовых неолимпийских видов  спорта.
              Выступившие затем участники  круглого стола неоднократно  ссылались в своих выступлениях  на опыт развития национальных  видов спорта, накопленный в Якутии. Было обращено внимание на  несовершенство федерального законодательства, касающегося физкультуры и спорта. Оно не позволяет создавать  всероссийских федераций национальных  видов спорта. Они могут иметь  только лишь статус региональных  спортивных организаций. На «круглом  столе» отмечалось, что в России  не сформулированы долгосрочные  цели развития национальных и  неолимпийских видов спорта. Но  именно от них во многом  зависит сохранение этнического  разнообразия России и культурной  самобытности её народов.
              В завершение работы участники  круглого стола внесли предложение  создать Совет по национальным  видам спорта при Председателе  Совета Федерации.                                                       3
                                                                                                                             Исторические предпосылки развития национальных видов спорта 

   Для периода  до национальных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходило образование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывались племена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен и племенных союзов. С появлением классового общества возникла такая социально-этническая общность людей, как народность, и с этого времени следует говорить о народной физической культуре. 

   Для периода  зарождения и развития наций правомерно употребление термина "национальная физическая культура". Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой.  

   Изучение  диалектики понятий и сферы действий физической культуры привело к употреблению термина "межнациональное" в данной области. Известно, что многие народы издревле живут по соседству, имеют много общего в жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего и в сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данном случае отметить, что межнациональное в физической культуре, спорте проявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой, сколько с их содержанием, внутренней структурой. 

   В современной  спортивной литературе встречаются  термины "народные виды спорта", "народные формы физической культуры". Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы. 
 
 
 

                                                                                                                                              4
   Единоборства
   Кулачный  бой. На протяжении всей Истории славяне  вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя  в быт и отразившись в традиционных "потехах". Русский кулачный бой ("кулачная потеха"), – яркий  тому пример. 

   Первые  летописные упоминания о кулачном бое  встречаются в начале XIII в. Великий  Князь киевский, Мстислав III, и князь  псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках". 

   На  первый взгляд, кулачный бой может  показаться достаточно варварским развлечением. Но, памятуя, что на Руси редкий год  обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда (который  в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией. А для государства  в целом – полезной школой, в  которой население обучалось  воинскому искусству "без отрыва от производства". Обычно плохо вооруженные  ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой. 

   Кулачные  бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой  бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища  бескомпромиссной борьбы. 

   Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми  боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения  правоты ответчика в судебном деле.
   Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами "под свое крыло" – они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей  потехи.
                                                                                                                                             
                                                                                                                                              5
   Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места – городские  площади, поляны. Зимой "потеха" происходила  чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских  народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и  полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары  наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела. 

   Большинство кулачных боев были "правильными", т.е. проводившимися по правилам. Вот  основные их положения: 

   •  биться "по любви" – то есть не иметь на противника злобы, 

   •   не бить лежачего противника, 

   •  не бить сзади, 

   •   не таить в кулаке тяжелых предметов, 

   •  не ставить подножек и не захватывать одежды противника, 

   •   не бить ногами (удар обутой ногой мог  покалечить противника). 

   В боях "стенка на стенку" принимало участие  почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. 

   Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.
                                                                                                                                              6                                                                                                                                                                          
Развивались чувство  локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве. Продолжался  кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. 

   По  окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов – их поили  вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги. Однако единых правил все же не использовалось и  нередко бои ограничивались только неизменными – "лежачего не бить" и "досмерти не убивать". 

   Существовал и очень жесткий тип боя, "свалка-сцеплялка" больше напоминающий побоище – в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые. 

   Из  того, что до кулачных боев допускались  даже дети, ясно отношение, которое  имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую. 

   Однако  для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам – а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь. 

   Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину. 

   С развитием  огнестрельного оружия кулачные бои  потеряли для государства свое прикладное значение (не малую роль тут сыграло  христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их "вредной забавой". В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире  собор, на котором между иными  правилами постановлено было: "отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать".
                                                                                                                                              7
   Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г) "О повсеместном и полном запрещении кулачных боев" ("Кулачные бои, как  забава вредная, вовсе запрещаются") – они не прекратили своего существования  и продолжали сохраняться в народном быту. 

   После 1917 года, кулачный бой был зачислен в "прогнившее наследие проклятого царизма" и не нашел своего места  среди спортивных видов борьбы. Идеология  кулачного боя, основанная на религиозности  и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей  совсем иные ценности, и кулачный бой  за годы Советской Власти не получает никакого развития. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу  подготовки пограничников и милиции  успехом не увенчались. 

   Возрождение кулачного боя происходит уже  в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях  кулачного боя или использующих его элементы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                              8
   Пляски  и танцы
   Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни  современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и  праздниках в исполнении фольклорных  коллективов. А создавалась она  совсем не как развлечение, а как  специфическая система игровой  тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и  силу. 

   Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства. 

   Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу  с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством! 

   Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь  стремился отбить плясунью, оттерев  умелым движением соперника и  самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна – требуется  тщательный контроль над сложными боевыми  переходами. Недопустимым считалось  не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок –  но не бой, а искусство! 

   На  Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. 

   Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные  соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом  секрете. Это постоянно пополняло  и обогащало технику русского пляса. 

   Различали парный и одиночный перепляс. В  первом случае один из плясунов показывал  какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои.
         
                                                                                                                                              9
Во втором –  соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов". 

   Один  из вариантов боевого пляса "скобарь" (или как его еще называли – "ломание веселого") предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке. 

   Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого  падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш. 

   Перед началом "ломания" плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому. 

   Расслабленное тело скобаря реагировало не то что  на действия соперника – а даже на дуновение ветерка. Подобное состояние  аналогично трансу, в который вводили  себя воины Востока. 

   Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Самым "славянским" из которых является хоровод (коло, корогод, танок). 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                            10
   Массовые  игры
   На  ярмарках и гуляниях популярностью  пользовались состязания силачей в  поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда  два участника садились друг перед  другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга  на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге "взапуски", то есть наперегонки. К массовым играм относились и  перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях  – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе. 

   Взятие  городка. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой  из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри "крепости". Парни, разделившись на "всадников" и "коней", начинали приступ. Их задачей было разрушить  укрепления и, пробившись сквозь строй  защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на "коне". Если "всадник" падал с "коня" или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой  мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или  не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц. 

   Коняшки. Игроки разделялись на два "войска". Каждое "войско", в свою очередь, состояло из "всадников" и "коней". Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести  из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                            11
   Спортивная  игра - Русская лапта
   В древних  русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди  предметов, найденных при раскопках  древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.
   Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много  родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.
   Первый  чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В  России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу  Спартакиады народов РСФСР.
   Однако  в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный  мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: "… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших  полей замечательная русская  игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали  игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность".
   И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс  к развитию лапты дало постановление  Госкомспорта СССР "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", принятое в 1987 г.
   Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся  в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд.
                                                                                                                                            12
В 1994 г. лапта  была включена в Единую Всероссийскую  спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к  игре со стороны физкультурных организаций  областей и регионов России. В настоящее  время лапта культивируется как  игровой вид спорта более чем  в тридцати областях и регионах.
   Особой  популярностью лапта пользуется в Амурской, Иркутской, Тюменской, Томской, Саратовской, Брянской, Омской, Волгоградской, Тульской, Новгородской, Московской, Белгородской и других областях, в городе Красноярске, в Краснодарском крае, в республике Башкортостан.
   С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской  лапты России.
   Чем же интересна русская лапта, что  привлекает в ней специалистов и  любителей?
   Эта игра не требует ни особых дорогостоящих  принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в  настоящее время приобретает  особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м  в длину и 25-40 м в ширину с  травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г и теннисный  мяч.
   Лапта - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых  является непрерывное изменение  структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой  спортивной игре, является высокая  психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении  не составляет исключения. Вместе с  тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством  удачно проведенных перебежек, за которые  команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как  можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать  результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные  с лёта мячи.
   Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой  и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.                                                                                                                            13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.