На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Метод фокус-групп в маркетинговых и социологических исследованиях

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Метод фокус-групп в  маркетинговых и  социологических  исследованиях”
Марина Власова, к.фил.н., консалтинговая группа РУСИНФОМАР
Данная  публикация не содержит полного текста курса, это очень подробный  план и основные определения, однако мы уверены, что  знакомство с таким  планом поможет вам  лучше ориентироваться  в теме при ее самостоятельном  изучении, подобрать  подходящую литературу, расставить акценты (Редакция сайта).
Программа валидирована Манчестерским  университетом (Великобритания)
аналогичный курс читается в рамках магистерской программы  на факультете социологии Российско-Британского  постдипломного университета Московская высшая школа  социальных и экономических  наук
Тема 1. Фокус-группы как  метод социологических  и маркетинговых  исследований.
1.1. Соотношение  количественных и качественных  методов в социологии. Основные  сравнительные характеристики количественных  и качественных методов.
1.2. Краткий  обзор групповых качественных  социально-психологических методов.  Вербальные и невербальные техники  в групповых качественных социально-психологических  методах.
1.3. Фокус-группы: история возникновения и применения  метода. Определение понятий: "фокус-группа", "фокусированное интервью в  группе", групповая дискуссия", "глубинное групповое интервью".
1.5. Место  фокус-группы в системе социологических,  маркетинговых, политологических  исследований. Фокус-группы и наблюдение. Фокус-группы и индивидуальные  глубинные интервью. Фокус-группы  и количественные опросы. Фокус-группы  и контент-анализ.
Список  обязательной литературы:
    Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб. 1999.
    Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 5-67.
    Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 7-20.
    Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 4-21.
    Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью: Пер. с англ., М., 1991.
Список  дополнительной литературы:
    Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о “качественной социологии”// Социологический журнал, 1994, N 2, С. 28-42.
    Белановский С.М. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.
    Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 1994,С.193-196.
    Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ., М. 2000.
    Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов// Журнал о рекламе YES! N 3 (24), 1998, С.79-81.
    Громова О.А. Возможности проективных методов в маркетинговых исследованиях. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000, №N 4.
    Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях.//Практический Маркетинг, 2000, 1 (35).
    Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.
    Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 1994, С.182-192.
    Фоломеева Т.В., Бартенева О.М. Опыт применения проективной методики “психологический рисунок” в исследовании восприятия социальных объектов// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000, N 2.
    Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология 4М, 1991, N 1, с.14-31.
    Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С. 16-28.
1.2.1. Краткий обзор  групповых качественных  социально-психологических  методов.
Название  метода Суть  метода Кол-во участ- 
ников в группе
Наличие модера- 
тора (веду- 
щего)
Области применения Дополнительная  информация
Фокус-группы Групповое фокусированное полустандарти- зированное интервью в форме групповой  дискуссии по заранее  разработанному сценарию. 6-12 чел. есть Получение предварительной  информации по интересующей теме. Выработка исследовательских  гипотез.
Изучение  восприятия определенных объектов.
Стимулирование  новых идей и творческих концепций.
Используемый  в фокус-группах  метод групповой  дискуссии лежит  в основе практически  всех групповых методов  социальной психологии
Peer-группы Переходный  метод от индивидуальных интервью к групповым 2-4 чел. есть аналогично Создают возможность получения  более детальной  информации от каждого  участника
Номинальные группы Вариант 1. Результаты индивидуальных интервью одних участников обсуждаются другими участниками. Вариант 2. Участники собираются в единую группу, но отвечают на вопросы  по одному, без непосредственного  взаимодействия друг с другом.
до 12 чел. есть Получение предварительной информации по интересующей теме. Выработка исследовательских  гипотез.
Изучение  восприятия определенных объектов.
Стимулирование  новых идей и творческих концепций.
Чаще  всего используются в тех случаях, когда нельзя собрать вместе интересующую группу (известных политиков, ученых, чиновников, специалистов и т.п.)
Десантные группы Проведение  групповых обсуждений в реальной обстановке
6-12 чел. есть аналогично Используются  для создания обстановки, близкой к действительности
Брэйнсторминг Метод группового коллективного  продуцирования новых  идей. При этом процесс  выдвижения идей отделен  от процесса их критической  оценки и отбора от 3 чел. необяза-тельно Самые разнообразные: от решения  научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов  поведения в определенных ситуациях Процедура проводится в два  этапа: 1. выдвижение идеи; 2. оценка идей. Этап 2 лучше проводить  через несколько  дней
Синектические группы Дискуссию начинают синекторы, стараясь представить  различные точки  зрения по поводу темы беседы. Постепенно включаются остальные. В ходе дискуссии  вырабатывается групповое  решение более 10 чел. 4-5 синек-торов Анализ  характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной  стратегии, создание рекламных конструктов Специальные техники: “личные  аналогии”, “заглавие  книги”, “примерное отступление” и др.
Дельфи-группы Выдвижение  идей о будущем  с целью прогноза, основанных на коллективном мнении экспертов. Суммирование прогнозов в статистической форме. Определение ключевых положений. Передача материалов для следующего обсуждения.   нет Разработка  прогнозов в социально-экономической  и политической сферах Процедура повторяется либо до достижения единой точки зрения, либо до отсутствия дальнейших изменений в индивидуальных прогнозах
Группы  конфликта Специально  комплектуются таким  образом, чтобы спровоцировать столкновение различных  мнений 6-12 чел. есть Сопоставление различных стилей жизни, взглядов, мнений. Выработка новых идей.
При наборе участников в  отличие от фокус-групп  отсутствует принцип  гомогенности
Группы  обсуждения без лидера Групповое обсуждение проблемы без участия ведущего 6-10 чел. нет Получение предварительной  информации по интересующей теме. Выработка исследовательских  гипотез.
Изучение  восприятия определенных объектов.
Стимулирование  новых идей и творческих концепций.
При проведении таких  групп участникам могут даваться как  общие, недетализированные, так и очень  подробные инструкции
Адаптационные группы Ориентированы на определение того, в какой мере употребление товаров определяется их социальной или  потребительской  ценностью 6-12 чел. есть Для определения факторов отношения к тому или иному товару, явлению Наиболее  часто применяется  для изучения феномена престижного потребления
Расширенные креативные группы (ECG) Выполнение  группой различных  проективных заданий  с их последующим  обсуждением. 6-10 чел. есть Анализ  характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной  стратегии, создание рекламных конструктов Проективные техники: интуитивные  ассоциации, рисуночные техники, коллажи, ролевые  игры, психогеометрические  и цветовые тесты, антропоморфные методики
1.2.2. проективные Вербальные  техники в групповых  качественных социально-психологических  методах.
Название техники
Суть  техники специфические атрибуты цели примеры
Завершение  предложений Участникам  даются незавершенные утверждения и предлагается их закончить. не  требуются Выявление ключевой информации, свободной от влияния группы; подготовка участников к трудной теме, анализ специфических характеристик продукта, получение более непосредственной реакции на изучаемый объект и т.п. Если  бы директором был я, ... Я бы начал рекламную  кампанию с ...
Для меня поход в Макдональдс  это...
Свободные и направленные ассоциации Участников  просят назвать первое, что им приходит в  голову, в связи  с предъявлением (воспоминанием) того или иного  объекта, предмета и  т.п. не  требуются Анализ  глубинного восприятия тестируемого объекта, рекламного материала  и т.п., а также  снятие напряжения, расслабление участников Какие ассоциации вызывают у вас слова  “минеральная вода”?
Аналогия Респондентам  предлагается представить  тестируемый объект в виде чего-то другого не  требуются Освобождение  респондентов от логических ограничений, придание большей эмоциональности  ответам при анализе  глубинного восприятия тестируемого объекта, поиске рекламных  идей и т.п. Представьте себе торговую марку  “Довгань” в виде животного, автомобиля, музыки, дерева и  т.п.
Антропоморфизм (персонификация) Участникам  предлагается оживить  тестируемый объект, дать ему человеческое имя, физическое описание, рассказать об его  характере, положительных  и отрицательных  качествах, судьбе и  т.п. И наоборот, сравнить реального человека (например, политика)с чем-то “нечеловеческим” не  требуются Анализ  глубинного восприятия тестируемого объекта, разработка образа объекта, поиск рекламных  идей, разработка рекламных  материалов и т.п. Предположим, что эта стиральная машина превратилась в человека. Каким  он будет? С каким цветом ассоциируется  у вас этот бизнесмен?
Персонализация Вариант антропоморфизма, когда  участника просят представить себя изучаемым объектом и рассказать о  своих ощущениях, чувствах. мыслях, состоянии  и т.п. не  требуются Анализ  глубинного восприятия тестируемого объекта, разработка образа объекта, поиск рекламных  идей, разработка рекламных  материалов и т.п. Представьте себе, что вы - автомобиль “Шкода”. Как бы вы себя чувствовали  на российских дорогах?
Ролевая игра Участникам  предлагаются определенные роли и определенные ситуации. могут использоваться специальные атрибуты, помогающие участникам лучше  сыграть свои роли
Анализ  принятия решений, изучение реального поведения  различных субъектов  в той или иной ситуации и т.п. Группа  делится на две  части: разработчики рекламного ролика и  “приемная комиссия”  заказчика. Цель одних  участников - доказать, что ролик хорош. Цель других - найти  слабые стороны ролика.
Фантастические  сценарии Участникам  предлагается представить  себе идеальную ситуацию, связанную с тестируемым  объектом не  требуются Создание  идеального образа тестируемого продукта, определение  его базовых характеристик, разработка рекламных  идей Представьте себе, какое чудо может с вами произойти  после того, как  вы выпили ликер Бэйлис.
Гипотетические  сценарии Участникам  предлагается представить  себе реальную ситуацию, связанную с тестируемым  объектом не  требуются Выявление реальных характеристик  тестируемого объекта, конкретных факторов связанных с его  употреблением и  т.п. Расскажите, когда и как  вы употребляете коньяк: на встрече с друзьями, на романтическом  свидании, один - для  снятия стресса.
1.2.3. проективные неВербальные  техники в групповых  качественных социально-психологических  методах.
Название техники
Суть  техники специфические атрибуты цели примеры
Коллаж Участники создают свой образ  тестируемого объекта  или реакцию на него при помощи вырезок, собственных рисунков и т.п. Затем следует обсуждение. В коллажах анализируются цвета, избранные объекты и т.п. Наборы (для  каждого участника) иллюст- 
рированных журналов, газет и т.п. предназначенных для вырезания
Провокация  эмоциональных, фантазийных, креативных идей у  респондентов, сокращение времени подробного устного обсуждения тестируемого объекта, выявление основных мотивов респондента, создание образа тестируемого объекта и т.п. Используя имеющиеся у вас  материалы, создайте, пожалуйста, коллаж, который бы соответствовал вашим ощущениям после просмотра данного рекламного ролика.
Психоло- 
гический рисунок (лепка)
Участникам  предлагается выразить с помощью рисунка  свое отношение к  тестируемому объекту  или свою реакцию  на него. В рисунках анализируются цветовая гамма, использованные символы и т.п. Иногда  вместо рисунка респондентам предлагается использовать глину.
Наборы (для  каждого участника) материалов для рисования, дающие возможность  максимально полно  выразить свое мнение Провокация  эмоциональных, фантазийных, креативных идей у  респондентов, создание специфических ассоциаций (цвета, формы, символов) с  тестируемым объектом, создание образа тестируемого объекта и т.п. Нарисуйте, пожалуйста, как вы себе представляете  идеальную ситуацию для употребления шампанского “Вдова Клико”.
BUBBLES (завершение рисунка) Вариант 1. Участникам предлагаются нечеткие, недетализированные “размытые” рисунки, которые необходимо завершить. Например, одеть человечка, олицетворяющего  тестируемый объект. Дорисовать его лицо, прическу, а также  изобразить его дом, его собаку и т.п. Вариант 2. Участникам предлагается некая нарисованная ситуация, в которой  принимают участие  тестируемые объекты (или  их образы). От респондентов требуется придумать диалоги между героями рисунка.
Комплекты рисунков для каждого  участника) Провокация  эмоциональных, фантазийных, креативных идей у  респондентов, создание образа тестируемого объекта, противопоставление того, что респонденты  говорят по ходу обсуждения тому, что они думают и т.п. Перед вами лежат два  одинаковых недорисованных человечка. Представьте  себе, что один из них это банк Менатеп, а второй - банк Империал. Оденьте их, пожалуйста.
манипуляция с предметами Респондентам  предъявляют образцы  тестируемых объектов (либо их фотографии, видеозаписи  и т.п.) и предлагают их проранжировать по различным критериям Образцы тестируемых объектов (желательно для каждого участника) Выявление специфических характеристик  тестируемых объектов, выбор лучшего  рекламного материала  и т.п. Проранжируйте. пожалуйста. представленные винные этикетки на основе следующих  критериев:  
красоч- 
ность;  
информатив- 
ность;  
нетрадицион- 
ность;  
соответствие продукту.
1.3. Фокус-группы: история  возникновения и  применения метода.
· Основные направления экспериментальной работы с группами:
1. Научное:  анализ групповой динамики.
2. Групповая  психотерапия.
3. Профессиональная  экспертиза и процесс принятия  управленческих решений.
· 1941, ноябрьпроведение первой фокус-группы - Мертон Р., Лазарсфельд П. - изучение эффективности работы радио во время Второй мировой войны.
· 1956, первое издание - Р.Мертон, М. Фиске. П.Кендалл. “Фокусированное интервью”.
1.4. Определение понятий: "фокус-группа", "фокусированное  интервью в группе", “групповая дискуссия", "глубинное  групповое интервью".
· Несколько определений фокус-групп:
Р.Мертон (1956): 1. Интервьюируемые должны быть участниками некоторой определенной ситуации. 2. Характер, процессы, общая структура этой ситуации должны быть заранее проанализированы социологом. 3. На основе этого анализа должен быть составлен план интервью, в котором очерчиваются важнейшие вопросы и гипотезы. 4. Интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации.
И.Голдман (1962): Групповое глубинное фокусированное интервью: “групповое” означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; “глубинное” означает поиск информации, более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; “интервью” означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; ”фокусированное” означает, что интервью ограничено малым числом вопросов.
Р.Крюгер (1994): Фокус-группа это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер.
Тема 2. Методологические и  методические принципы организации фокус-групп.
2.1. Понятие  малой группы. Классификация малых  групп. Основные направления изучения  малых групп. Динамические процессы  в группе.
2.2. Факторы  влияния на групповую динамику.
2.2.1. Внутриличностные  переменные: демографические, физиологические  и личностные характеристики  участников фокус-группы.
2.2.2. Межличностные  переменные: сплоченность группы, групповая  совместимость, групповой восприятие  социальной власти.
2.2.3. Экологические  переменные (влияние окружающей  среды): территориальность, личное  пространство, организация пространства.
2.3. Определение  размера фокус-групп.
2.4. Отбор  участников фокус-групп. Принцип  внутригрупповой гомогенности. Ограничения  на участие в фокус-группах.  Основные техники отбора респондентов: случайный отбор, метод "снежного  кома", использование готовых  списков, формирование специальных  выборок.
Список  обязательной литературы:
    Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994, С. 163-230, 265-278.
    Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 75-98.
    Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
    Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 41-48.
Список  дополнительной литературы:
    Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 75-95, 123-137.
    Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 21-41.
    Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 20-4, 45-51.
    Донцов А.И. О понятии “группа” в социальной психологии// Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999 С.175-182.
    Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
    Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии// Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999 С.209-229.
    Левин К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ., СПб. 2000.
    Майерс Д. Социальная психология, Пер. с англ. М., 1997, С. 269-398.
    Робер М.-А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе// Хрестоматия по социальной психологии, М., 1994, С.142-156.
    Baron R., Kerr N., Miller N. Group Process, Group Decision, Group Action. Buckingham, Open University Press, 1992.
    Lift J. Groups Processes: An Introduction to Group Dynamics. 3e ed., Mayfield Publishing Company, 1984.
    Napier R.W., Gershenfeld M.K. Groups: Theory and Experience, Houghton Mifflin Company, 1993.
    Raiffa H. Decision Analysis: Introductory Lectures on Choices Under Uncertainty. McGraw-Hill, Inc, 5e ed., 1976, P.188-239.
2.1. Понятие малой  группы.
· Определения:
“Под малой  группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов”.
“Двое или  более лиц, которые взаимодействуют  друг с другом, влияют друг на друга  дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как “мы” в отличие от “они”.
· Классификация малых групп:
    Номинальные и реальные.
    Лабораторные и естественные.
    Открытые и закрытые.
    Формальные и неформальные.
    Группы членства и референтные группы.
· Основные направления исследования малых групп:
    Социометрическая школа (Дж.Морено).
    Социологическая школа (Э.Мэйо)
    Школа групповой динамики (К.Левин)
2.2. Динамические процессы  в группе.
Групповая динамика- совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в определенную единицу  времени.
1. Процесс образования  групп.
· Феномен группового давления (феномен конформизма).
Виды  группового влияния:
- нормативное  (влияние большинства);
- информационное (влияние меньшинства).
· Феномен групповой сплоченности.
· Лидерство и руководство.
2. Процесс принятия  группового решения.
1. Групповая  дискуссия позволяет столкнуть  противоположные позиции и тем  самым увидеть разные стороны  проблемы, уменьшить их сопротивление  новой информации.
2. Если решение  инициировано группой, то оно  является логическим выводом  дискуссии, его значение возрастает, так как оно превращается в  групповую норму.
· Факторы, влияющие на эффективность групповых решений.
    Феномен “сдвига риска”.
    Феномен групповой поляризации.
    Феномен огруппления мышления.
2.3. Факторы влияния  на групповую динамику.
1). Внутриличностные  переменные: демографические, физиологические и личностные характеристики участников фокус-группы.
· Требования, связанные с полом респондентов.
    Обязательное соблюдение принципа половой сегрегации с респондентами моложе 25 лет.
    В смешанных группах не обсуждаются предметы, связанные с интимной или сексуальной жизнью.
    При проведении смешанных групп следует строго соблюдать принцип гомогенности по возрасту и уровню образования.
    Принцип половой сегрегации следует строже соблюдать среди менее образованных слоев населения.
    В группах профессионалов признак пола не оказывает влияния на ход обсуждения.
· Требования, связанные с возрастом респондентов.
    Необходимо всегда обращать внимание на то, что возраст скоррелирован с определенными социальными характеристиками (наличие детей, трудоспособный возраст, пенсионный возраст, семейное положение и т.п.).
    В группах до 20 лет возрастная разница между участниками дискуссий не должна превышать 2-х лет, среди детей и подростков (до 12 лет) - одного года.
    Группа от 17 до 25 лет (“молодежь”) обычно плохо вписывается в дискуссии, в которой принимают участие люди старшего возраста. В этой группе особенно существенны социальные характеристики (респондент учится или работает, имеет или не имеет семью. имеет или не имеет детей и т.п.), поэтому при отборе участников упор рекомендуется делать на них.
    Группу от 25 до 55 лет (“население трудоспособного возраста”) либо разбивают на две подгруппы (от 25 до 40 лет и от 40 до 55 лет)), либо составляют “среднюю” группу (от 30 до 50 лет и т.п.).
    Группа старше 55 лет (“пенсионеры”), как и в случае с “молодежью”, здесь очень существенные социальные характеристики. группа не легко взаимодействует с другими возрастами.
· Требования, связанные с образованием и социальным статусом респондентов.
В целях  повышения качества дискуссии, получения  широкого спектра различных мнений рекомендуется подбирать участников с одинаковым уровнем образования  и социально-экономическим статусом.
· Личностные характеристики.
Блоки личностных черт, значимых с точки зрения группового общения (по М.Шоу):
    Межличностная ориентация
    Социальная сензитивность.
    Стремление к власти.
    Надежность.
    Эмоциональная стабильность.
2). Межличностные переменные.
Сплоченность  группы.
Групповая совместимость.
Социальная  власть.
3). Экологические переменные.
Территориальность.
Личное  пространство.
Организация пространства.
2.5. Отбор участников  фокус-групп.
· Основные стратегии формирования групп респондентов:
    Охват широких целевых групп.
    Охват активных потребителей.
    Охват потенциальных потребителей.
· Основные техники отбора респондентов:
    Случайный отбор.
    Включение фильтрующих вопросов в анкету.
    Метод "снежного кома".
    Использование готовых списков.
    Формирование специальной выборки.
    Отбор в местах потенциального скопления респондентов.
· Ограничения на участие в фокус-группах:
    Лица, знакомые с процедурой фокус-групп, принимавшие в них участие ранее.
    Лица, знакомые друг с другом или с модератором.
    Лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения.
    Лица, связанные с маркетинговыми исследованиями и рекламой.
Тема 3. планирование и Организация  фокус-групп.
3.1. Планирование фокус-группы. Определение цели, объекта и предмета  исследования. Определение  числа фокус-групп.  Выбор техники  рекрутмента участников  фокус-группы. Формализованные  и неформализованные  фокус-группы.
3.2. Подготовка топик-гайда.  Выбор тем для  обсуждения. Типология  вопросов топик-гайда.
3.3. Выбор места и  времени проведения  фокус-группы. Обеспечение  явки участников  фокус-групп. Техническое  обеспечение фокус-групп:  видео- и аудиозапись,  организация наблюдения  за фокус-группой.
Список  обязательной литературы:
    Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 9-123, 137-144.
    Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 37-46, 56-59.
    Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991. С. 33-35, 39-43, 45-77, 142-146, 173-179.
    Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 38-53.
    Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P.39-74.
Список  дополнительной литературы:
    Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М, 1995, N 5-6, С. 28-48.
    Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью// Социологический журнал, 1994, N 3, С.
    Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 44-61, 69-71.
    Bradburn N.M., Sudman S. Improving Interview Method and Questionnaire Design. San Francisco, Jossey, 1979.
    Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
    Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theorie and Practice. L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.
3.1. Планирование фокус-группы
Определение целей исследования
· Перед разработкой целей ФГ необходимо “глубинное интервью с заказчиком”. Его основные вопросы:
Какую проблему хочет решить заказчик?
Какими  средствами он для  этого располагает?
Какая информация ему нужна  для решения своей  проблемы?
· Результат этапа постановки целей - программа исследования:
    Цели исследования. (Краткая характеристика проблемы - предмета фокус-группового исследования, основные задачи исследования, краткое описание той информации, которую получит заказчик).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.