На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование толерантности в межнациональных отношениях в современном Российском обществе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное  бюджетное образовательное
учреждение высшего  профессионального образования
«Тульский государственный  университет»
 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине
«Общая социология»
 
 
Формирование  толерантности в межнациональных  отношениях в современном Российском обществе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студент гр. 820402 _____________________________________Дёминов М.Е.
(подпись)
 
 
Науч. рук.: канд. филос. наук, доц.________________________Лях В.И.
                             (подпись)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тула 2011
Оглавление
Введение 3
2.Сущность  понятия «толерантность» и его  актуальность в условиях современной  России. 5
3.Государственно-правовое  регулирование проблем толерантности  в современном обществе 9
3.1 Анализ  правовых актов по проблемам  толерантности 9
3.2 Роль религии в формировании толерантности 13
4 Основные  направления работы по формированию  толерантных отношений в России 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность исследования. В условиях усиления дифференциации социального и экономического положения населения, идеологического и экономического плюрализма вопросы о согласовании жизненных ценностей, позиций и установок тех или иных социальных групп, отражающих их интересы политических партий и общественных объединений, приобретают первостепенное значение. Формирование установок толерантности, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма, и противодействие им имеют для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность.
Степень научной разработанности  проблемы. В истории мировой научной мысли анализ взаимодействия веротерпимости, этничности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества осуществлен в трудах М. Вебера, Вольтера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Осмыслению вопросов этнического, религиозного, политико-правового бытия посвящены работы представителей отечественной науки: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П Сорокина, B.C. Соловьева. Необходимо также отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений. Это, в первую очередь, исследования Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ю.В. Бромлея, В.В. Глебкина, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоколова, В.А. Тишкова, А.В. Шипилова.
Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России и проанализировать особенности и факторы формирования этнической толерантности в современной России.
 
Объект исследования - социальная толерантность, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.
Предмет исследования - проблема формирования толерантности в современном российском обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России.

 
Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.
Жизненный опыт людей позволяет  утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и  мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального  поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для  определённых национальных и культурных сообществ. Представители населения  различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские  жители – все они живут в  мире своих правил и норм, обычаев  и традиций, которые выражаются в  особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах. На основе различий в системе  нравственных и этических норм, обычаев  и традиций уже в первобытную  эпоху появились антитезы: «мы  – они», «свои – чужие», «Я –  другой». Человек как субъект  и как личность не существует без  другого, той единицы, той точки  отсчёта, которая даёт представление  о соразмерности человека в его  сравнении с себе подобным. Философская категория «Другой» рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов. Cущность человека, его самость проявляются лишь в диалоге, во взаимодействии с другим человеком. Но в силу индивидуального восприятия окружающего мира, каждая личность по-своему понимает особенности культурной среды представителя аутгруппы, которая определяется как группа, в которой данная личность не принадлежит. Такой взгляд на общество, при котором определённая группа считается центральной, а все остальные группы соизмеряются и соотносятся с ней, называется этноцентризмом1.
Факты негативного влияния  этноцентризма подтверждаются рядом социологических исследований. Так, например, ещё до распада СССР Институт социологических исследований АН СССР опросил 12 тысяч человек в ряде республик и областей. Выявилось, что имеет место «значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях. Московским педагогом В.Б. Новичковым выделен целый ряд фактов, обуславливающих отрицательное, нетерпимое отношение индивида к особенностям культур представителей различных аутгрупп по г. Москва. Во-первых, одна из самых существенных социокультурных характеристик Москвы – её полиэтичность; сегодня Москву населяют представители свыше 120 этносов, а число эмигрантов и вынужденных переселенцев за последние пять лет заметно увеличивается. Во-вторых, многоконфессиональность Москвы, в которой представлены все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В-третьих, поликультурность среды, включающая в себя не только полиэтичность и конфессиональность, но и сопряжённость образцов деятельности в различных сферах социума.
Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного  слова при употреблении его в  обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»2.
Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности, как  решение проблемы отношения к  религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений  с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести  и веротерпимости внесли гуманисты  эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк, «Письма о веротерпимости»; Вольте, «Трактат о веротерпимости»). Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости, - одной из составляющих понятия «социокультурная толерантность».
 «Социокультурная толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Для более полного выяснения  сущности понятия «толерантность»  рассмотрим его противоположное  значение – «интолерантность» («нетерпимость»). Исходя из определения толерантности, идентифицирует интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.
Исторически культурным рецидивом  древней эмоции, происходящей из представления  о ритуально «чистом» и «нечистом», является эмоции отвращения. Например, известно, что враждующие представители  христианской и мусульманской общин  Бейрута взаимно считают друг друга «грязными». Отвращение побуждает  человека отстраниться от объекта, вызывающего  отвращение, или устранить сам  объект. Причины появления данной эмоции с точки зрения общей психологии заключается в контакте с вещью, разложившейся или испорченной в физическом или психологическом смыслах. Порочность в сочетании с физической нечистоплотностью – идеальный объект для отвращения. Контакт с живой человеческой реальностью может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия тогда, когда одним из контрагентов общения выступает человек, несущий на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит…».
Таким образом, исходя из приведённых  выше определений толерантности  с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности – уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избегания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями.

3.Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе

3.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности

На Всемирной конференции  по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, которая проходила  в Дурбане (Южная Африка) 31 августа  – 7 сентября 2001 г. акцент был сделан на то, что «…все мы – одна человеческая семья, эта истина становится теперь самоочевидной в свете первоначальной расшифровки генотипа человека –  выдающегося достижения, которое  не только лишний раз подтверждает нашу человеческую общность, но и обещает трансформировать научную мысль и практику, а также представления нашего человеческого рода о самом себе». Эту Декларацию о видении будущего, инициированную Верховным комиссаром ООН по правам человека и генеральным секретарём Всемирной конференции против расизма Мэри Робинсон, при патронаже Нельсона Манделы, подписали руководители 75 стран3.
Гражданские и  политические права. Несовместимость  демократии и расизма.
Из доклада Верховного комиссара по правам человека на 58-й  сессии Комиссии по правам человека ООН 7 февраля 2002 г.: «…Всемирная конференция  по борьбе против расизма, расовой дискриминации  подтвердила, что демократия необходима для эффективного предотвращения расизма  и связанной с ним нетерпимости и их ликвидации».
Всемирная конференция выразила обеспокоенность по поводу того, что  расистские и ксенофобные программы вновь получают политическое, моральное и даже правовое признание многими путями, в том числе через посредство некоторых политических партий и организаций. Конференция подчеркнула ключевую роль, которую политические деятели могут играть в борьбе против такого зла, как расизм, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость.Она настоятельно призвала к всеобщей ратификации к 2005 году Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также к отзыву всех оговорок. Она также рекомендовала ряд законодательных, судебных, регулирующих, административных и иных мер на национальном уровне в целях предупреждения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и защиты от них. К ним относится принятие следующего:
а) конституциональных, законодательных  и административных мер для содействия равенству, включая рассмотрение, исправление  и отмену национального законодательства и административных положений, которые  могут приводить к дискриминации;
б) национальной стратегии, планов действий, законодательства и  административных мер по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;
в) законодательных и административных стратегии, а также других превентивных мер для защиты определённых групп  трудящихся;
г) эффективных стратегий  и программ по предотвращению и привлечению  к ответственности за проступки  сотрудников полиции и других правоохранительных органов, включая  преследование в судебном порядке  лиц, совершивших такие проступки;
д) мер, направленных на ликвидацию расовой ориентации.
Государственные учреждения, позволяющие урегулировать разногласия посредством диалога, также играют важную роль в обеспечении защиты прав уязвимых групп. Конференция рекомендовала создавать и укреплять уже существующие независимые национальные учреждения в целях борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и оказания помощи жертвам.
Гражданское общество. Конференция также признала основополагающую роль, которую гражданское общество играет в борьбе против расизма и в стимулировании общественной заинтересованности. Она также отметила, что содействие обеспечению более высокой степени взаимного уважения и доверия между различными группами внутри общества должно быть общей, но дифференцированной обязанностью государственных институтов, политических лидеров, низовых организаций и граждан.
Средства массовой информации. СМИ, будь то аудиовизуальные, электронные или печатные, играют важную роль в демократических обществах. Признавая позитивный вклад, вносимый СМИ в борьбу против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Всемирная конференция с сожалением отметила, что некоторые СМИ, создавая неверное представление об уязвимых группах и отдельных лицах, в частности мигрантах и беженцах, и формируя негативные стереотипы, способствуют распространению в обществе ксенофобии и расистских настроений и в некоторых случаях поощряют насилие со стороны расистски настроенных лиц и групп.
Образование. Невозможно переоценить важную роль образования в обеспечении информированности и поощрении уважения и терпимости в целях предотвращения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и борьбы с ними. Всемирная конференция, состоявшаяся в Дурбане, вновь подчеркнула не только важность доступа к образованию без какой-либо дискриминации, но также и роль образования в области прав человека в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью и в укреплении взаимопонимания между всеми культурами и цивилизациями4.
Федеральная Целевая Программа «Формирование  установок толерантного сознания и  профилактика экстремизма в российском обществе» (на 2001-2008 годы).
Целью Программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих и социальных групп  в различных ситуациях социальной напряжённости как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Программа состоит из следующих подпрограмм: 1) «Личность», включает разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности; развитие механизмов страхования как социального института конструирования мотивации безопасности поведения; 2) «Семья», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности; 3) «Общество», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным конфликтам; 4) «Государство», включающая комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности государственной политики по снижению социально-психологической напряжённости в обществе; 5) «Организационное и информационное обеспечение», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению эффективности реализации Программы, включая международное сотрудничество. В Москве один раз в год, по данной программе в школах, проводится «День толерантности». Отсутствие толерантного климата в сегодняшнем российском обществе способствует возникновению в стране очагов социальной напряжённости, различных конфликтов (межэтнических, межрелигиозных и проч.), проявлений экстремизма, великодержавного шовинизма, вспышек русофобии. Эффективное противодействие этим негативным социально-политическим явлениям возможно при осуществлении целой системы мер. Эффективность же государственной и общественной деятельности зависит во многом от воплощения в жизнь принципов толерантного поведения, от реального соблюдения терпимости в различных областях жизни. Так, в Декларации принципов толерантности, принятой 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., утверждается, что «терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…»; что «терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающие нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека…»5

3.2 Роль религии в формировании толерантности

 
Для постепенного распространения  в российском обществе духа и принципов  толерантности важное значение имеют повсеместное утверждение в нём свободы совести, отношение к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.
Актуальность и трудности  обеспечения религиозной толерантности  в современной России обусловлены  рядом обстоятельств: негативными  историческими традициями (вопросы  свободы совести нередко решались в стране в угоду политическим интересам государства, партий); сложным  поликонфессиональным (около 70 религиозных течений) и полиэтническим (более 150 этносов) составом населения; необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями (православие – ислам, православие – иудаизм, ислам – иудаизм и т.д.), конфессиями (православие – католицизм, православие – протестантизм, протестантизм – католицизм и т.д.), между традиционными религиями и новыми, в том числе эзотерическими, религиозными образованиями, между верующими (45% населения), неверующими и другими мировоззренческими группами населения (более половины россиян – неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или неопределившиеся в своих мировоззренческих исканиях); не изжитой практикой нарушения конституционных норм должностными лицами; проявлениями среди определённых групп населения, в том числе в молодёжной среде, экстремизма и различных форм нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам и т.д.
Для нашей страны, познавшей  в последнее время горечь национальных распрей, этнического эгоизма, даже этнофобии, особое значение приобретает  позиция религиозных организаций, отношение верующих к перечисленным  проблемам. Это тем более важно, что националистические, экстремистские группировки в центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии неизменно используют в той или иной мере религию, порождая тем самым межнациональную и межконфессиональную напряжённость. А это – игра с огнём. Ведь если к существующим этническим противоречиям и конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве, то последствия (как свидетельствует печальный опыт Ольстера, индии, Пакистана, Боснии, Хорватии, Косово) могут быть трагическими. К счастью, благодаря традиционной религиозной толерантности в России, здравомыслию религиозных руководителей, их моральному авторитету во многом были нейтрализованы попытки полномасштабного использования религиозного фактора в преступных целях этнократически настроенными и экстремистскими группировками. Достаточно отметить, что кровопролитные события в Чечне на стыке 20 и 21 вв. вопреки стремлению сепаратистов не переросли в религиозную войну, хотя религиозный фактор всячески используется террористами для обоснования своих преступных действий.
Общий позитивный толерантный  настрой во взаимоотношениях представителей различных российских этнических и  религиозных общностей неизменно  находит подтверждение в ответах  на многие вопросы. Так, при опросе 2001 г. вновь крайне низкий процент опрошенных (3,6%) посчитал, что иное вероисповедание  оказывает негативное влияние на его отношение к другому человеку. Правда, почти столько же (3,2%) сочло, что данное обстоятельство оказывает  позитивное влияние, но основная масса  исходит из того, что на отношение  к другому человеку иное вероисповедание  никакого влияния не оказывает (73,7%).
В этом массовом безразличии  – как верующих, так и неверующих – к вопросам веры в межличностных  отношениях не следует усматривать  какие-то негативные моменты. Наоборот, что, как представляется, свидетельство  отсутствия помех для нормальных личностных взаимоотношений, невзирая на мировоззренческие различия. Подобное утверждение толерантных, рациональных начал можно считать серьёзным показателем демократичности нашего общества, отсутствия в нём предубеждённости против представителей других этноконфессиональных общностей. Исходя из того, что чувства, составляющие «триаду враждебности» - гнев, отвращение, презрение, - являются сущностными характеристиками понятия «интолерантность» как понятия, антонимичного «толерантности», можно предположить, что сущностными характеристиками «толерантности» являются понятия, противоположные по значению чувствам, составляющим «триаду враждебности»6.
Прочность данной позиции  позволяет уточнить ответы на вопросы  относительно ряда бытовых ситуаций, где присутствуют этноконфессиональные факторы. В целом результаты мониторинга показывают, что общественное мнение заинтересовано в диалоге последователей разных конфесий и мировоззрений, в устранении предубеждённости и тем более экстремистских проявлений в межличностных отношениях, в утверждении принципов толерантности и сотрудничества во имя общего блага. Вместе с тем опросы отразили обеспокоенность респондентов состоянием межнациональных отношений. Подавляющее большинство респондентов (около 80%) уверено, что напряжённость в этой сфере может привести к развалу Российского государства. Это мнение характерно для всех мировоззренческих и конфессиональных групп.
Особенно остро существующие межнациональные и межконфессиональные  проблемы проявляются в молодёжной среде. Так, заслуживает пристального внимания высокий уровень нетерпимости, проявляемый самой молодой возрастной группой (16-17-летние) к ряду национальностей. Доля самых молодых, отрицательно относящихся к иным этносам и другим религиям, в 1,5 – 2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах.
Воспитание в духе толерантности  и противодействия экстремизму  зависит от объективного и многостороннего  учёта сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и  социальные традиции и нейтрализовывать отрицательные факторы; важное значение имеет и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации.
Современное российское законодательство в принципе обеспечивает равенство  различных религиозных объединений  перед законом, исключает дискриминацию  по религиозным мотивам, создаёт  условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества последователей всех религиозных направлений. На практике нарушения духа и буквы законодательства о свободе совести во многом связаны  с тем, что российское общество (при  всех кардинальных идеологических, правовых, политических переменах последнего времени) остаётся на одном и том  же уровне массовой культуры, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в  том числе терпимостью к административному  своеволию. Уместно подчеркнуть, что  эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных «объективных»  предпосылок повышает возможности  нарушения толерантности, сказывается  в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфессиональных отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одной (как правило, самой распространённой) религии, что влечёт ущемление интересов  других, имеют место произвольные действия местных администраций, что  обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоправные эксцессы.
Для общественного настроения, разделяемого подавляющей частью российского  населения, характерно лояльное отношение  к людям других верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах – от быта до политики. В отличие от некоторых религиозных руководителей большинство населения (более 70%) не соглашается с идеей исключительности, единственной истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против других религий.
Толерантное интернациональное  воспитание – многогранный процесс. Здесь обращение к каждому  аспекту проблемы требует серьёзного внимания и такта. Оно, в частности, предполагает точное использование  название этносов и государственно-территориальных  образований (например, Татарстан, а  не Татария, Башкортостан, а не Башкирия), исключение всякого предубеждения  против любого этноса, аргументированную  критику некоторых получивших распространение  стереотипов, предрассудков и мифов, даже некорректных толкований терминов, к примеру таких, как «этническая преступность». Развенчание подобных мифов, показ того, что обычно преступные группировки комплектуются из представителей разных национальностей, - важная предпосылка воспитания толерантности7.
К подобным мифам относится  и исключительная угроза «исламского  экстремизма» в России. Во-первых, стремление прикрыться религиозными идеями для  оправдания своих противоправных действий в мире наблюдается во многих странах, где распространены различные религии. Так, в Ольстере или Хорватии противостояли  и противостоят приверженцы христианских конфессий. А самое главное в том, что ислам как религия не может быть экстремистским. Другое дело – распространение радикализма среди мусульманской молодёжи России, ставка сепаратистов на использование ислама для оправдания экстремизма и терроризма. Однако причины распространения этих идей среди молодых людей кроются не в исламе, а в большей мере в условиях жизни последователей этой религии в том или ином регионе страны. По данным исследований, именно среди мусульманской молодёжи подчас выше уровень безработицы, ниже уровень жизни, у них большие трудности в адаптации к современным реалиям, в том числе и из-за патерналистских мусульманских традиций; патриархально воспитываемая исламская молодёжь болезненнее, чем последователи других религий, переживает кризис традиционных ценностей и образа жизни.

4 Основные направления  работы по формированию толерантных  отношений в России

 
В связи с актуальностью  комплексного исследования проблем  прав человека и толерантности возникает  вопрос: существуют ли в стране необходимые  системы, механизмы для их обеспечения, защиты? Среди таковых можно выделить следующие: судебная защита, несудебная защита и деятельность неправительственных  правозащитных организаций (НПО). Показателен  тот факт, что, по оценкам экспертов, лишь около одной трети россиян  имеют реальные возможности для  защиты своих прав в случае их нарушения. Меньше же всего возможностей для  этого у жителей Северо-Западного, центрального, северо-Кавказского регионов страны. Проблема защиты своих прав стоит перед большинством социальных групп, среди которых – коренные малочисленные народы Севера, предприниматели, россияне, проживающие за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, заключённые, военнослужащие, пенсионеры, женщины и дети, инвалиды и другие социально уязвимые слои населения.
Демократическая система  защиты прав человека предполагает возможность  для всякого гражданина обращаться в суды различных инстанций. Судебная система является наиболее эффективным  механизмом восстановления нарушенных прав; она представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.
К механизмам несудебной защиты прав человека относится: институт Уполномоченного  по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Коллегия адвокатов, министерства и ведомства РФ и  др.
Недостающим звеном в механизме  обеспечения прав человека в России является деятельность неправительственных  правозащитных организаций (НПО). И, прежде всего потому, что в стране нет общего информационного источника  в области прав человека, доступного юристам, журналистам, всем заинтересованным лицам и организациям. Базы данных, распространяющиеся на коммерческой основе, не могут решить проблемы, т.к. они  не имеют специальной «правозащитной»  ориентации, обычно не содержат материалов международного уровня, продаются по высокой цене и не являются, таким  образом, общедоступными. Правозащитникам  необходимо привлечь внимание к нарушениям прав человека. Во многих странах мира общественные кампании, организуемые НПО, представляют мощный инструмент борьбы за права и свободы человека, серьёзный  аргумент для властей. В России такая  практика отсутствует.
Немаловажное значение в  деле практического осуществления  правозащитных мероприятий и  установления толерантных отношений  в обществе имеет образование  и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного  соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников социологических опросов, учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти. Прежде всего потому, что не разработаны научные основы такого преподавания. Нет пока и особой заинтересованности со стороны компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.