На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История становления предпринимательства в Республике Казахстан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

История становления и развития предпринимательства в Казахстане

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.
В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки.
Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.
В той сложной и критической обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас, по истечении более 15 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составила 7,0% от валового внутреннего продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан.
Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.
Банковская и торговая деятельность оказалась наиболее прибыльной в ущерб реальному сектору экономики. В 1995 году, против 1992 года, удельный вес продукции субъектов малого предпринимательства в ВВП страны снизился на одну треть, с 7,0% до 4,7%, а численность работающих в этом секторе экономики сократилась в 2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно.
В этот период ослабленное предпринимательство не могло сдерживать рост безработицы.
Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ президента Республики Казахстан от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Во исполнение этого Указа в Республике субъектам малого предпринимательства продано 1520 пустующих объектов и сооружений, передано в аренду - 1334 объекта. По выбору предпринимателей, для использования в производственных целях, передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе - 204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664 разрешений. Увеличилось число проданных в рассрочку и переданных по актам на землевладение земельных участков.
Многие отрасли в период «дикой» приватизации навсегда умерли, и лишь некоторые из них возрождаются только сегодня. Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных предприятий, лишенных централизованного управления, в связи с ликвидацией бывших республиканских министерств.
Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа в рынок.
Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях. Примерами адресной продажи предприятий являются кондитерская фабрика «Рахат», «Бахус», «Алматы Крем» и др.
В результате этих мер в стране появились первоклассные кафе, рестораны, магазины и предприятия сферы услуг. Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность работающих в этом секторе экономики в 1997 году превысила показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой существенный вклад в стабилизацию экономики Республики.
Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес в Казахстане развивается быстрыми темпами. Численность субъектов малого предпринимательства возросла за год (с августа 2004 по август 2005) на 9,6%, численность занятых - на 8,5%, объем продукции в номинальном выражении - на 13,5% (в целом рост реального ВВП к соответствующему периоду прошлого года - 9,7%). Но, несмотря на его устойчивый рост, в настоящее время отчетливо обозначилась явная тенденция замедления темпов малого бизнеса. Так, в 2002 году года темпы роста малых предприятий по числу предприятий и численности занятых составляли около 60% и 40%, в 2003 году - 34% и 31%, в 2004 году - 15,4% и 6,7%, а за 8 месяцев 2005 года - 9,6% и 8,5%.
Данная тенденция является симптоматичной, т. к. экономическая ситуация в стране в 2004 и за 8 месяцев 2005 года была значительно лучше, чем в прежние годы. Сказалась благоприятная внутренняя и внешнеэкономическая конъюнктура, быстрый рост производства во многих отраслях экономики, увеличение реальных денежных доходов населения и т. д. Тогда как в 1998-1999 годах условия для развития малого предпринимательства были значительно менее благоприятны. Такая ситуация с развитием малого предпринимательства свидетельствует, что существует ряд проблем, которые заметно сдерживают его развитие и которые до сих пор не нашли разрешения, несмотря на принятые государством меры.
Показательным в этом отношении является невыполнение Государственной программы развития и поддержки предпринимательства на 1999-2000 годы. «В ней, как и в прежних законодательных и программных документах, предусматривалось осуществить мероприятия, направленные на решение имеющих место проблем в области кредитования, налогообложения, обучения кадров и развития соответствующей инфраструктуры для СМП. Согласно целевым установкам данной программы, к концу 2000 года ожидалось довести количество субъектов малого предпринимательства до 500 тысяч, численность занятых - до 2 миллионов человек. Предполагалось, что доля производства субъектов малого предпринимательства в ВВП возрастет до 15%. Однако, несмотря на сравнительно высокие темпы роста количества субъектов малого предпринимательства и численность занятых в них, указанные значения рассматриваемых параметров достигнуты не были» (16, с. 2).
В этих условиях обязательства МЭИТ по доведению доли малого предпринимательства в 2006 году до 30%, а численности занятых - до 2-х миллионов могут быть решены только при успешном разрешении проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Стабилизация социально-экономического положения в стране оказала положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2005 года в Республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.
Численность граждан, занятых в малом предпринимательстве (юридические лица), достигла на 1 января 2005 года 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую дату рост составил 8,7%.
Доля вклада субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно малое и среднее предпринимательство дает около 25%.
Увеличение дохода от реализации товаров и услуг юридических лиц - субъектов малого предпринимательства за 2004 год составило к 2003 году 8,7%.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий практически не меняется в последние годы. Из общего количества активных юридических лиц - субъектов малого предпринимательства доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования - 40,5% от общего количества активных в сфере малого предпринимательства с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом предпринимательстве).
В 2003 году доля теневой экономики составила 22,6% от ВВП, в то время как за период с 1992 по 1998 годы в среднем данный показатель оценивался в интервале от 30 до 38%.
На сегодняшний день предприниматели пытаются скрыть свою деятельность от налогов, ведя двойную бухгалтерию, занимаясь подпольным производством и фиктивными сделками либо участвуя в других теневых операциях.
Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности.
Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс РК - важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.
Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Резюмируя все вышесказанное, остается отметить, что необходим равноправный союз между экономическими изменениями и законодательной базой, и именно это равноправие поможет сделать Казахстан экономически развитой страной с большими перспективами развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.