На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пластиковые карточки современный платежный инстумент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?19
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ, ИХ ВИДЫ
1.1. История создания и развития системы безналичных финансовых платежей на базе платежных карт: зарубежный опыт и российская практика
1.2. Виды банковских пластиковых карт
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ
2.1. Процедуры и методы расчетов в платежных системах
2.2. Юридическая природа пластиковых (банковских) карт и их место в современной платежной системе
3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В РФ
3.1. Обзор российского рынка платежных карт
3.2. Проблемы и перспективы развития банковских карт в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
В течение последних лет наблюдается динамичное развитие товарно-денежного оборота. Данная позитивная динамика обусловлена не только экономической составляющей, но и прогрессированием самой системы расчетов. В последнее время высокую популярность приобрела система безналичных расчетов посредством банковских карт. В связи с чем представляется возможным исследовать правовую природу банковской карты в контексте возможного распространения на данное средство расчета режима ценных бумаг, а если быть точнее, режима коммерческих ценных бумаг.
Под банковской картой обычно понимают персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).
Как один из перспективных банковских продуктов банковские карты, с одной стороны, позволяют аккумулировать денежные средства населения в безналичной форме на счетах в кредитных организациях, а с другой стороны, предоставлять физическим лицам краткосрочные кредиты. Иными словами, банковские карты представляют собой уникальный банковский продукт, который сочетает в себе сразу два основных направления деятельности кредитной организации, собственно и составляющие банковский бизнес, - привлечение денежных средств клиентов и размещение этих денежных средств от своего имени[1].
Использование современных платежных систем и высокотехнологичных банковских продуктов является непременным условием успешного бизнеса кредитных организаций. Банковский сервис, ориентированный, в первую очередь, на клиента, предполагает внедрение и использование платежных карт. За последние годы платежная индустрия России добилась впечатляющих результатов, и есть все основания поздравить банковское сообщество страны с достигнутыми успехами. В Visa считают, что на российском рынке электронных платежей уже заложена основа для дальнейшего динамичного развития. В будущем это принесет РФ значительные социально-экономические выгоды. Это очень важно для страны, ведь, несмотря на стабильный рост объемов электронных платежей, который сопутствует общему развитию российской экономики, сохраняется и целый ряд проблем, таких как отсутствие опыта обращения к банковским услугам у значительной части населения и общая ориентация экономики на преимущественное использование налично - денежных средств».
Цель курсовой работы - рассмотреть пластиковые карточки – как современный платежный инструмент.
Для достижения цели работы, задачами курсовой работы будут являться:
1.                  Изучение истории возникновения и развития пластиковых карт и рассмотрения их основных видов.
2.                  Изучение технологических и юридических аспектов банковских платежных систем.
3.                  Анализ современного состояния рынка пластиковых (банковских) карт, выявление основных проблем и дальнейших перспектив развития.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты, труды российских ученых, периодические издания посвященные исследованию вопросов применения и проблем использования пластиковых (банковских) карт.
 

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ, ИХ ВИДЫ
 
1.1. История создания и развития системы безналичных финансовых платежей на базе платежных карт: зарубежный опыт и российская практика
 
Актуальность изучения исторических аспектов возникновения пластиковых (банковских) карт обусловлена их местом и ролью в системе зарубежных банковских продуктов, что позволило финансистам мирового сообщества назвать пластиковые (банковские) карты «самой значительной банковской услугой XX века». Рассмотрение опыта США позволяет выделить несколько этапов развития банковских пластиковых карт, показав их эволюцию в увязке с совершенствованием вычислительной техники и программного обеспечения, выступающих основой для введения новых услуг, предлагаемых клиенту[2].
Первый этап (1951 - 1965гг.) - этап зарождения пластиковых (банковских) карт и функционирования одноэмитентных платежных систем. В 1951 - 1958 гг. американские банки, конкурируя друг с другом за привлечение индивидуальных клиентов к обслуживанию, приступили к созданию собственных карточных систем. Данные обстоятельства определяли недостаток нормы прибыли кредитных организаций от «карточного» бизнеса, сдерживая его развитие. В 1958г. на рынок вышли два крупнейших банка: Bank of America и Chase Manhattan Bank. Наиболее жизнеспособной оказалась пластиковая (банковская) карта BankAmerica (эмитент — Bank of America) для универсального использования, которая могла совмещать две функции: выступать как средство, предоставляющее дополнительные услуги для клиента (оплата товаров и услуг в торгово-сервисной сети, контролируемой данным банком), либо как средство мгновенного получения личной ссуды с возможностью почти неограниченного периода ее погашения. Основное преимущество Bank of America состояло в большой сети его отделений в штате Калифорния и наличии клиентов, располагавших значительными денежными средствами, что в дальнейшем позволило устранить главное препятствие развития услуг с использованием кредитных карт - локальность сети обслуживания. Chase Manhattan Bank к концу первого года обслуживания клиентов по кредитным картам привлек более 350 000 держателей карт и 5 300 предприятий торгово-сервисной сети. Неразвитость сети отделений банка тормозило внедрение операций с частными лицами и препятствовало использованию пластиковых карт в платежном обороте, что привело к сокращению числа клиентов к 1960г. до 160 000, росту объема операционных расходов и невозврату кредитов, и, как следствие — к убыточности проекта. В 1972 г. проект был продан ассоциации National BankAmericard Incorporated[3].
Второй этап (1966 - 1971гг.) - этап становления и роста многоэмитентных платежных систем, развития их до национального уровня. В возможности объединения кредитных организаций и создании многоэмитентной платежной системы с использованием пластиковых (банковских) карт значительную роль сыграл бурный рост возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, благодаря которому удалось создать эффективную автоматизированную систему взаиморасчетов на базе клиринговых палат. В 1966 г. Bank of America принял решение о расширении системы расчетов с использованием кредитных карт до национального уровня через сеть банков-корреспондентов в других штатах и начал кампанию по лицензированию своей программы кредитным организациям и установлению процедуры ее использования. Период массового объединения локальных систем расчетов с использованием пластиковых (банковских) карт и консолидации их во многоэмитентные пришелся на 1966 г., когда появились ассоциации Interbank Card Association, Master Charge, Carte Blanche, Everything Card и др. Объединение крупнейших банков и проектов с использованием пластиковых (банковских) карт в 1970 г. позволило создать на уровне государства две крупнейшие платежные системы национального масштаба: ассоциацию Master Charge (впоследствии преобразованную в Master Card) и National Bank-Americard Incorporated (в 1977 г. преобразованную в VISA), созданную для контроля над системой BankAmericard.
Третий этап (с 1972 - 1979гг.) - этап становления международных платежных систем. Преобразования национальных систем кредитных карт в международные расчетно-платежные системы начались в 1972 г., когда кредитные организации из 15 разных стран подписали договор о сотрудничестве и стали лицензированными членами системы National BankAmericard Incorporated. Вместе с тем, только изменение названия National BankAmericard Incorporated на VISA International в 1977 г. и последовавшая за ним большая автономия деятельности банков-участников системы дали возможность активному распространению кредитных карт за рубежом[4].
Четвертый этап (с 1980г. по настоящее время) - этап развития международных платежных систем. Экспансия американских платежных систем, начавшаяся в конце 70-х гг. ХХ в., охватила страны Европейского сообщества и Японии, а впоследствии и мировое сообщество, что способствовало к настоящему моменту их активному развитию как международных платежных систем. Сегодня VISA - это электронная платежная система, которая объединяет более 21000 банков-членов по всему миру, на ее долю приходится более половины мирового рынка международных пластиковых карт. Согласно данным платежной системы, карты с логотипом VISA принимают более чем 25 млн. торговых и сервисных предприятий и обслуживают более 770 тыс. банкоматов по всему миру. Международная платежная система MasterCard также активно расширяет свои позиции на мировом рынке, являясь второй после VISA международной платежной системой по объемам эмиссии карт. Что же касается отечественного рынка пластиковых (банковских) карт, то одной из главных причин, тормозящих процесс развития и нормального функционирования этого рынка, является недостаточная проработка данной проблемы в нормативно-правовых документах. Без солидной правовой базы банковский рынок пластиковых (банковских) карт в России подвержен нестабильности и заключает в себе реальный и постоянный правовой риск для банков и экономики в целом. Современный зарубежный опыт пластиковых (банковских) карт, прежде всего, рынок США и Европы, характеризуется чрезвычайной насыщенностью предложений банковских услуг с использованием пластиковых (банковских) карт. На российском рынке пластиковых (банковских) карт примерно 28% населения страны являются обладателями пластиковых (банковских) карт. Поэтому коммерческие банки пока используют тактику внедрения пластиковых (банковских) карт через сеть «зарплатных» проектов, а тарифы по обслуживанию индивидуальных карт нельзя назвать низкими. В связи с этим, ситуация, сложившаяся на отечественном рынке пластиковых (банковских) карт, пока менее благоприятная для клиента, чем на Западе[5].
 
1.2. Виды банковских пластиковых карт
 
В России эмиссия банковских карт в рамках реализации проектов сформировала предпосылки для привлечения к банковскому обслуживанию широких масс населения. Порядок выпуска банковских карт и операций с ними регламентируется положением Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»[6]. В данном положении банковская карта рассматривается как один из видов платежных карт. В свою очередь, платежная карта – это инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами (держателями карт) операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. Банки имеют право эмитировать три вида банковских карт: расчетные, кредитные и предоплаченные. Расчетная карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной банком-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с договором при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт). Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются банком-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования обладателя такой карты к банку - эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств[7].
Наиболее высокими темпами в настоящее время в Российской Федерации растет рынок кредитных карт. В 2008 г. темп прироста по отношению к 2007 г. составил 128,3% по количеству кредитных карт, 77,2% по количеству операций с их использованием и 88,4% по объему операций. Но, несмотря на такой значительный рост, доля операций с использованием кредитных карт в общем объеме операций с использованием платежных карт остается небольшой — около 2%. По технологии обработки и передачи информации банковские карты делятся: на карты с магнитной полосой; карты со встроенной микросхемой (чиповые). Наиболее распространенными являются карты с магнитной полосой. Для записи и хранения информации они имеют три магнитные дорожки, одна из которых предназначена для переписи данных во время каждой авторизации, а остальные две используются для идентификации владельца карты. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями на передней стороне карты: имя, номер счета владельца карты, дата окончания ее действия. При платежах по магнитным картам применяется режим on-line. Разрешение на платеж дает в этом случае компьютер банка или процессингового центра при связи с торговой точкой с целью подтверждения платежеспособности владельца карты.
Магнитные карты имеют существенные недостатки, к числу которых относятся плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе можно легко разрушить), невозможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента, необходимость ее обслуживания в режиме on-line. Это означает, что для каждой трансакции необходимо обращаться через модемную связь в центр авторизации, что дорого и недостаточно надежно. Кроме того, эти карты слабо защищены от мошенничества (их легко украсть, подделать путем копирования информации с магнитной полосы), а также от производства фальшивых карт[8].
На картах со встроенной микросхемой носителем информации является интегральная микросхема (микрочип), которая записывается заранее. Чиповые карты бывают различных видов: карты памяти, микросхема которых содержит только запоминающее устройство. Объем памяти и уровень защиты этих карт не очень высок, поэтому они используются в прикладных системах, которые не требуют значительного уровня защиты информации, например для оплаты телефонных разговоров. Смарт-карты - это карты, в интегральную микросхему который включен микропроцессор, что делает их «интеллектуальными». Микросхемы смарт-карты по сути представляют собой микрокомпьютер, способный выполнять расчеты подобно персональному компьютеру, хранить в памяти информацию о состоянии карточного счета предыдущих расчетных операциях. При платежах по смарт-картам применяется принципиально off-line режим - разрешение на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в нее микросхема) при общении с торговым терминалом непосредственно в торговой точке. Накладные расходы по обеспечению платежей чрезвычайно малы, проблемы связи не играют той роли, как в технологиях on – line. Достоинства смарт-карт заключаются также в их надежности и безопасности. Копирование данных, кроме как их производителями, невозможно благодаря внутреннему коду, записанному на каждой карте (пин - коду), известному только ее хозяину. Пока этот код не будет представлен, карту использовать невозможно. При несанкционированной попытке использования смарт-карта способна самостоятельно на время или навсегда прекратить свою работу. Для восстановления функционирования карты необходим ее возврат на место выдачи (в банк). Еще одним преимуществом смарт-карт над другими платежными картами является и их многофункциональность. Благодаря встроенным микрокодам, позволяющим осуществлять многие математические и логические операции, и значительному по объему хранимой на них информации одни и те же смарт-карты могут использоваться в различного типа автоматических устройствах: в автоматах по продаже сигарет, прохладительных напитков, телефонных автоматах, на автомобильных стоянках и мойках, и автосервисах и т.д.[9]
 
 
 
 

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ
 
2.1. Процедуры и методы расчетов в платежных системах
 
Платежная система (paymentsystem) - система, состоящая из ряда инструментов, банковских процедур и межбанковских систем денежных переводов, которые обеспечивают денежное обращение. Платежный инструмент (payment instrument) - форма платежной инструкции в конкретной платежной системе. Это распоряжение или послание о переводе денежных средств (в форме денежного требования к стороне) в пользу бенефициара. Распоряжение может касаться либо кредитового, либо дебетового перевода. Кредитовый перевод - подтвержденное плательщиком электронное или бумажное платежное распоряжение, инструктирующее ведущий счет плательщик расчетный институт перевести средства со счета плательщика на счет названного бенефициара в этом или другом банке. Дебетовый перевод — электронное или бумажное платежное распоряжение, выданное или подтвержденное плательщиком, которое переправляется из банка бенефициара в банк плательщика и приводит к дебетованию счета последнего[10].
Система перевода (transfer system) — общий термин, описывающий межбанковские платежные системы (interbank funds transfer systems) и системы, предполагающие обмен активами (exchange-for-value systems). При осуществлении денежных переводов и расчетов могут использоваться несколько международных и (или) национальных платежных систем. Межбанковская платежная система (interbank funds transfer system), - система перевода денежных средств, в которой большинство (или все) прямые участники являются финансовыми организациями (банками и другими кредитными организациями). Система, предполагающая обмен активами (exchange for value systems) — система, в которой исполнение обязательств происходит путем обмена активами (денежными средствами, иностранной валютой, ценными бумагами или другими финансовыми инструментами). В подобной системе могут использоваться одна или несколько систем перевода денежных средств в целях исполнения платежных обязательств. Связи между обмениваемыми активами и платежными системами могут осуществляться ручным или электронным способом. Расчетная система (settlement system) — система, используемая для осуществления расчетов по сделкам (т.е. для перевода финансовых инструментов и/или перечисления денежных средств). Клиринг (clearing) — это процесс передачи, сверки и, в некоторых случаях, подтверждения платежей перед расчетом, возможно, включающий взаимный зачет платежей и определение конечного расчетного сальдо (нетто-позиции)[11].
Процесс осуществления расчетов включает три основные процедуры: инициирование платежа, обмен платежными инструментами и процедуру расчета. Инициирование платежа - процедура, с помощью которой один из участников расчетной операции (клиент) поручает обслуживающему его расчетному институту произвести платежи между участниками расчетов. Инициирование платежа осуществляется с помощью платежных инструментов, основанием для этой процедуры являются расчетные документы или электронные платежные инструкции. Процедура обмена платежными инструментами между участниками платежной системы состоит в передаче платежных инструментов, которые являются основаниями для зачисления или списания средств. Обычно эта процедура представляет собой систему информационных и коммуникационных средств для передачи платежных инструкций. Процедура расчета между участниками представляет собой определенные операции, с помощью которых списываются или зачисляются денежные средства (расчетные активы) на соответствующие счета. Расчеты на основании нормативно установленных расчетных документов принято называть документарными формами расчетов. Расчетные документы представляют собой: распоряжение плательщика (клиента расчетного института) на списание денежных средств со своего счета и перечисление их на счет получателя средств; распоряжение получателя (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств (взыскателем). К расчетным документам, используемым для получения платежа посредством дебетования счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся платежные требования, инкассовые поручения и чеки (если кредитные организации осуществляют их инкассирование). Процедура инициирования при документарной форме расчетов начинается в момент предоставления клиентом расчетного документа в обслуживающий его расчетный институт. Эта процедура может быть выполнена с помощью передачи бумажного документа клиентом в офисе расчетного института или с использованием электронных средств обмена, например системы «клиент-банк». После проверки документа на соответствие его установленным требованиям он принимается к платежу[12].
Эмитент (card issuer) - расчетный институт, осуществляющий эмиссию карт, которая представляет собой деятельность по выпуску платежных карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им карт. Эмитент берет на себя финансовые обязательства перед своими клиентами по выданным им платежным картам. Эквайрер (acquirer) - расчетный институт, осуществляющий расчеты с организациями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдающий наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся его клиентами. Эквайрер выполняет посредническую деятельность по осуществлению расчетов платежными картами между держателями карт и торгово-сервисными предприятиями, а также обеспечивает выдачу денег в пунктах выдачи наличных по картам других эмитентов[13].
2.2. Юридическая природа пластиковых (банковских) карт и их место в современной платежной системе
 
Правовая база расчетов пластиковыми картами (в отношении оформления договорных отношений между банком и клиентом, операций с банковскими картами, безопасности расчетов в части управления рисками по операциям с платежными документами, а также в аспекте защиты расчетов от мошеннических действий и др.) развивается и совершенствуется, но еще не охватывает всего комплекса вопросов, связанных с их использованием. В России ныне действует положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»[14]. По сравнению с утратившим силу положением ЦБ РФ № 23-П новое положение № 266-П определяет порядок расчетов по банковским картам путем списания или перечисления указанных денежных средств с банковских счетов клиентов, открываемых на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт, дает расширенный перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами, также определяет документальное оформление по операциям, совершаемым с использованием платежных карт. Также безналичные операции физических лиц регулируются положением Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»[15]. В соответствии с этим документом безналичные расчеты осуществляются физическими лицами по текущему счету. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», положение ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» регулируют управление рисками по операциям с платежными картами и другие нормативные документы[16].
Банковские (пластиковые) карты являются уникальным платежным средством, которое сочетает в себе одновременно положительные качества наличных денег (высокую ликвидность) и безналичных средств (снижение издержек на обслуживание налично-денежного обращения), чем способствуют рациональной организации безналичных расчетов. В законодательстве существуют определенные разногласия по вопросу отнесения расчетов с банковскими картами к типу денежного оборота (налично – денежному либо безналичному). Налоговым кодексом РФ данный вид расчетов приравнен к налично - денежным операциям. Следует отметить в качестве обоснованной точку зрения С. В. Сарбаш и Г Н. Клиновой о том, что обязательство банка перед клиентом по договору банковского счета не является денежным, к тому же подтвержденной арбитражной практикой РФ. При этом трудно согласиться с мнением о том, что правовой основой для возникновения межбанковских операций (обязательств по ним) является только договор, поскольку все безналичные расчетные обязательства, за исключением обязательств между плательщиком и получателем, возникают на основании целого ряда юридических фактов (сложного юридического состава)[17].
Рассматривая правовую природу банковских (пластиковых) карт и проблем их применения необходимо обратиться к статье Е. Е. Кузнецовой, где взгляд на банковскую карточку как на «требование», которое необходимо соблюсти независимо от полезности такого инструмента, приводит к неиспользованию сторонами возможности своей волей определить существо отношений, связанных с предоставлением карточки, и как следствие — к конфликту, вызванному тем, что одна сторона рассматривает карточку как доверенность, а другая — как техническое средство идентификации личности, дающей банку письменное распоряжение. В положении ЦБ РФ № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», от 24.12.2004 дано новое определение банковским (пластиковым) картам. Банковские карты именуются видом платежных карт, инструментом безналичных расчетов, предназначенных для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента. В этой трактовке назначением банковских карт обозначена организация безналичных расчетов физических лиц. Определяя сущность пластиковых (банковских) карт необходимо особо отметить значение и цели расчетов картами, определить, в чем преимущества и недостатки экономико-правового характера расчетов пластиковыми картами, провести анализ действующего законодательства. Развитию рынка банковских карт способствуют удобство и выгода для всех участвующих сторон. Объектом автоматизации в платежных системах на основе пластиковых карт являются денежные расчеты, осуществляемые как на внутригосударственном[18].
К преимуществам безналичных расчетов с использованием пластиковых карт можно отнести: повышение эффективности выплат социальных пособий малоимущим слоям населения через формирование прозрачной системы адресной социальной поддержки и исключение нецелевого использования предусмотренных на это бюджетных средств; минимизация возможностей для совершения махинаций с наличными деньгами на предприятиях, а также сокращение бесконтрольного оборота неучтенных наличных средств в сфере услуг; стимулирование развития сферы потребительского кредитования. Без определения структуры правоотношений (а расчеты с пластиковыми картами - именно правовые отношения, участниками которых являются и физические, и юридические лица, в том числе банки-эмитенты, эквайреры и т.д.) невозможно понять, проанализировать и выявить закономерности особенностей расчетов пластиковыми картами как способа исполнения обязательств, соотношение различных видов платежных инструментов, достоинства и недостатки расчетов пластиковыми картами, расчеты пластиковыми картами в системе безналичных расчетов. А именно исполнение обязательств и способы защиты в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств являются основным практическим вопросом, регулируемым гражданским законодательством. Без понимания общих теоретических моментов невозможно рассматривать такие важные стороны данного вопроса, как безопасность в сфере расчетов, виды нарушений и способы правовой защиты и, конечно, перспективы и проблематика развития расчетов банковскими (пластиковыми) картами[19].
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СОВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В РФ
 
3.1. Обзор российского рынка платежных карт
 
Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводится работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитию в России карточной индустрии. Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и, соответственно, кредитных возможностей банков, а также во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости. Во многом благодаря универсальности платежной карты, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в России, но и за рубежом) карточному
направлению. В настоящее время более 60% банков осуществляет эмиссию и (или) эквайринг платежных карт (709 кредитных организаций из 1136), количество эмитированных ими банковских карт (данные на 01.01.2009) составило 103,5 млн., что на 38% больше, чем в 2008 году[20].
              Анализ российского рынка пластиковых карт показывает, что количество карт, выпущенных кредитными организациями в России с каждым годом увеличивается (рисунок 1): так по состоянию на 3 квартал 2006г. было выпущено 67678 тыс.ед. карт, на 3 квартал 2007г. – 96222 тыс. ед. карт, на 3 квартал 2008г. – 118321 тыс. ед. карт, на 3 квартал 2009г. – 121359 тыс.ед. карт.  Как показывают статистические данные за год с 01.10.2008 по 01.10.2009г. - количество выпущенных карт увеличилось на 3038 тыс. ед. карт, что является негативной тенденцией, связанной, по всей видимости, с мировым финансовым кризисом, снижением платежеспособности населения.
 

Рис. 1. Количество карт, эмитированных кредитными организациями
в России
              Одновременно с увеличением числа карт, эмитированными в России кредитными организациями и находящимися в обращении, растет количество операций, совершаемых с их применением (таблица 1)[21].
 
 
 
 
Таблица 1
Отдельные показатели, характеризующие операции
с использованием банковских карт
 
Физические лица
Юридические лица
количество банковских карт, тыс.ед.
общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб.
в том числе:
количество банковских карт, тыс.ед.
общий объем операций с использованием банковских карт, млн. руб.
в том числе:
по получению наличных денег, млн. руб.
по оплате товаров (работ, услуг), млн. руб.
по получению наличных денег, млн. руб.
по оплате товаров (работ, услуг), млн. руб.
2007г
103316
6240404
5777054
463350
181
295581
101968
193613
2008г
119019
8875003
8072915
802088
223
378354
133066
245287
2007 год
I кв.
81172
1240288
1143963
96325
177
54339
19216
35123
II кв.
92060
1478857
1376401
102456
179
70540
24097
46443
III кв.
96222
1624263
1504919
119344
182
76550
26647
49903
IV кв.
103316
1869996
1751771
145225
181
94152
32008
62144
2008 год
I кв.
106986
1828971
1653463
175508
194
84191
26225
57966
II кв.
111504
2132072
1943971
188101
195
86445
34288
52157
III кв.
118321
2344167
2120573
223594
221
103763
39579
64184
IV кв.
119019
2569793
2354908
214885
223
103954
32974
70980
2009 год
I кв.
121729
2069231
1869941
199289
242
48837
23947
24890
II кв.
121379
2283086
2082664
200422
245
57713
24951
32762
III кв.
121359
2443082
2218542
224540
245
136719
33612
103107
 
              Из таблицы 1 мы видим, что количество банковских карт, принадлежащих физическим лицам в разы больше количества карт юридических лиц, так в 2008 году количество банковских карт увеличилось на 15703 тыс.ед. или на 15%, общий объем операций с использованием банковских карт в 2008 году увеличился на 42% и составил на конец 2008 года 8 875 003 млн. руб., в том числе 8 072 915 млн. руб. по операциям по получению наличных денег и 802 088 млн. руб. – по оплате товаров (работ, услуг). Количество банковских карт, принадлежащих юридическим лицам увеличилось на 42 тыс.ед. или на 23%, общий объем операций с использованием банковских карт в 2008 году увеличился на 28% и составил на конец 2008 года 378 354 млн. руб., в том числе 133 066 млн. руб. по операциям по получению наличных денег и 245 287 млн. руб. – по оплате товаров (работ, услуг).
Рост количества безналичных платежей с использованием карт в значительной степени связан с ростом количества операций по оплате жилищно -
коммунальных услуг, услуг мобильной связи, интернет - провайдеров, кабельного телевидения и т.п., совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов. В то же время доля платежей, совершаемых с использованием карт в сети Интернет, незначительна (1,3%), что объясняется, прежде всего, высокой стоимостью интернет - платежей, а также отсутствием доверия держателей карт к этим платежам из-за высокого уровня мошеннических операций в сети Интернет, связанных с неправомерным получением и использованием персональной информации об их держателях. Удельный вес безналичных операций с картами в общем объеме розничного товарооборота, общественного питания и платных услуг населению по сравнению с прошлым годом вырос в 1,2 раза и составил 2,7%, что также свидетельствует о позитивных тенденциях использования карты как инструмента безналичных расчетов[22].
В настоящее время более 80% российского рынка платежных карт (по количеству и объему операций, клиентской базе и пр.) занимают карты международных платежных систем, таких как Visa Int., MasterCard Int., остальная часть рынка - российские платежные системы, среди которых «РПС Сберкарт», «Золотая Корона», STB Card, Union Card, Accord и NCC. Ориентированность российского рынка платежных карт на выпуск и обслуживание карт международных платежных систем обусловлена следующими причинами. Во-первых, более развитой инфраструктурой приема платежных карт международных платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. В России карты платежных систем VISA Int. и MasterCard Int. принимают к обслуживанию почти все банкоматы (удельный вес в общем количестве составляет около 90%), пункты выдачи наличных (почти 90%) и устройства (электронные терминалы, импринтеры и банкоматы), используемые при оплате товаров (работ и услуг) (почти 90%). Во-вторых, развитие отечественных платежных систем сдерживает отсутствие совместимых программно-технических средств; различие в технологии обработки операций; отсутствие гарантий приема банками-участниками карт, эмитированных в рамках одной системы. Сегодня на территории России существует более 40 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах. Отсутствие межхостового интерфейса между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в пределах области (района, города), но и удорожанию инфраструктуры, предназначенной для приема банковских карт. Конкуренция и технологические особенности функционирования указанных систем препятствуют их интеграции в ближайшей перспективе, что, в целом, является сдерживающим фактором развития безналичных расчетов в сфере розничных платежей[23].
 
3.2. Проблемы и перспективы развития банковских карт в РФ
 
За последние годы платежная индустрия России добилась впечатляющих результатов, и есть все основания поздравить банковское сообщество страны с достигнутыми успехами. Российская экономика в значительной степени ориентирована на преимущественное использование налично - денежных средств, поскольку более 50% «узкой денежной массы» (М1) представлены наличными деньгами а обращении. Такая ориентация экономики не только снижает способность банков выступать в качестве финансовых посредников, но и подпитывает теневую экономику. Многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов электронных платежей обеспечивает странам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено главным образом тем, что в большом масштабе электронные платежи намного эффективнее наличных расчетов с точки зрения затрат. Россия по сравнению с другими странами с переходной экономикой демонстрирует относительно высокий коэффициент восприятия карточных платежных технологий, однако, большая часть эмитированной базы - это дебетовые карты, выданные в рамках «зарплатных» схем, т.е. не по требованию потребителей, а по распоряжению работодателей[24].
Можно утверждать, что большинство населения, участвующего в «зарплатных» схемах, использует свои карты главным образом для снятия наличных. Чтобы Россия могла рассчитывать на полную экономическую отдачу, которую способны обеспечить карточные платежи, необходимо стимулировать использование карт в розничной торговой сети. Международные сравнения показывают, что степень проникновения карточных технологий в торговую среду в России низка (например, около одной двадцатой от показателя Великобритании, с учетом численности населения), несмотря на отмечающийся в последнее время рост показателей обслуживания платежных карт. Низкие показатели приема карт к обслуживанию могут быть обусловлены целым рядом факторов. Ограниченная совместимость платежных сетей на уровне торговых точек и раздробленность эквайрингового рынка означают, что торговая точка должна вложить средства в несколько терминалов, чтобы иметь возможность принимать основные карты. Это и непрактично, и неэкономично. Более того, торговые точки не до конца понимают преимущества, которые дает обслуживание пластиковых карт (например, уход от высоких издержек, связанных с обработкой наличных платежей). Наконец, электронные платежи сделают более прозрачными доходы торговых точек, в результате чего им станет труднее выступать в качестве участников неофициальной экономики. Существуют различные меры, которые могли бы быть приняты отраслью с целью стимулирования торговых предприятий к более активному обслуживанию пластиковых карт[25].
В России заложен фундамент для построения эффективно функционирующей системы электронны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.