На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Советская система,перестройка,распад СССР

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
1.Концепция и основные направления перестройки в СССР.
2.Суверенизация советских  республик. Факторы и условия  распада СССР.
3.Социально-экономические,  культурно-этнические и геополитические  последствия распада СССР.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Концепция и основные направления перестройки в СССР.
Задачи перестройки
a) Переход от  плановой экономике к рыночной;
b) Уменьшение вложений  в ВПК и космос;
c) Ускорение и  реформация экономики на базе  НТР и НТП.
Социально-экономическое  и внутриполитическое положение  в Советском Союзе в середине 1980-х гг. было довольно неоднозначным, даже противоречивым. С одной стороны, СССР продолжал удерживать высокий  статус из двух мировых «сверхдержав», обладал очень большим военно-техническим, промышленным, научным, кадровым, сырьевым потенциалом. Советская экономика  по своей общей величине являлась второй в мире. На достаточно высоком  уровне находилось промышленное производство, некоторые отросли которого, например космическая и авиационная, военно-промышленный комплекс, цветная и отчасти черная металлургия, по прежнему занимали лидирующие позиции.
С другой стороны, внутренне проблемы во многих важных сферах жизни советского общества постепенно, но неуклонно возрастали и к середине 1980-х гг. приобрели уже достаточно широкие масштабы. Наиболее отчетливо  это наблюдалось в экономической  области. Темпы роста советской  экономики не просто существенно  замедлились, но стали неуклонно  падать. Еще хуже обстояли дела интенсификацией  промышленного и особенно сельскохозяйственного  производства, ростом производительности труда, внедрением передовых технологий. На низком уровне находились ресурсосбережения. Все это в конечном счете закономерно  вело к растущему технологическому и общему экономическому отставанию СССР от наиболее развитых стран.
Постепенно накапливались  и имевшиеся социальные проблемы и противоречия. К уже установившимся и ставшим, по сути дела, привычным  сложностям в жилищной, продовольственной, бытовой сферах в первой половине 1980-х гг. прибавились и реальное снижение жизненного уровня основной части населения, ёё увеличение дефицита промышленных и продовольственных  товаров, скрытый рост цен. Процветавшая в оплате труда уравниловка способствовала дальнейшему падению уровня производительности, общему небрежному отношению людей  к выполнению своих профессиональных обязанностей. Снижался авторитет, престиж  и социальная значимость образовательного и квалификационного уровня граждан, стимулы к их повышению становились, как правила, номинальными. Девальвировались привычные социальные ценности и  ориентиры. Усиливались тенденции  различных антисоциальных проявлений (тунеядства, пьянства, бытовой и  уголовной преступности).
В общем и целом  советская общественно-экономическая  система окончательно еще не исчерпала  всего своего внутреннего потенциала, еще могла определенный период времени  продолжать свое существование. Однако к середине 1980-х гг. ее основные социально-политические институты, базовые отросли экономики  фактически находились в стадии стагнации, а некоторые - и в явном предкризисном  состоянии. В отдельных сферах жизни  советского общества отчетливо обозначались и возрастали конкретные кризисные  проявления.
Меры перестройки
a) Антиолкагольная  компания (потеря 37 млр руб.);
b) Борьба с нетрудовыми  доходами;
c) Обновление хозяйственного  руководства (хозяйственно эконом. свобода.);
d) Закон о государственном  предприятие.
Уже на следующий  день после смерти К.У. Черненко, 11 марта 1985 г. Состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС, на котором новым Генеральным секретарем ЦК партии был избран М.С. Горбачев. Спустя чуть больше месяца, на апрельском Пленуме ЦК партии новый советский лидер заявил о необходимости преобразований. Их основным направлением провозглашалось «ускорение социально-экономического развития страны», предусматривавшее довольно масштабное и быстро техническое переоснащение и общую технологическую модернизацию всей производственной сферы, качественное переоснащение всего народно-хозяйственного комплекса страны. Серьезные изменения предусматривались в структурной и инвестиционной политике. Вместо требовавшего больших затрат нового капитального строительства основные средства планировались перераспределять на реконструкцию действовавших предприятий.Помимо масштабного технического перевооружения и выхода на новые технологические уровни концепция «ускорения» предусматривала задействование скрытого потенциала работников народного хозяйства путем так называемой активизации человеческого фактора. Данный подход совмещал в себе как укрепление трудовой дисциплины и повышение персональной ответственности, так и широкое внедрение различных видов стимулирования, новых форм организации труда. Подъему экономики должно было способствовать и оздоровление социально-бытовой обстановки, прежде всего за счет резкого уменьшения пьянства. Однако такую серьезную и застарелую социальную проблему попытались решить исключительно путем скоропалительных административно-запретительных мер. В мае 1985 г. Вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», содержавшее конкретные направления разворачивавшейся массовой антиалкогольной кампании.
В результате кадровых изменений в среде высшего  советского руководства М.С. Горбачеву удалось уже к концу 1985 г. Обеспечить преобладание в нем своих сторонников. Вместо отправленных на пенсию противников нового генсека, таких как Г.В. Романов, Н.А. Тихонов, В.В. Гришин, в состав Политбюро и Секретариата ЦК КПСС были введены активно поддерживавшие тогда Горбачев Е.К, Лигачев, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов, В.А Медведев, Э.А. Шеварднадзе, Б.Н. Ельцин. Председателем Совета Министерства СССР в сентябре 1985 г. стал Рыжков. Менее чем за два года почти на половину был обновлен весь состав ЦК КПСС, заменены две трети секретарей ЦК компартии союзных республик, крайкомов и обкомов партии.
 
 
 
 
2.Суверенизация советских  республик. Факторы и условия  распада СССР.
Перед тем, как  начать рассматривать возможные  и невозможные причины распада  СССР, мне кажется, стоит обозначить события последнего времени, произошедшие перед развалом сверхдержавы, так  как некоторые из них, быть может, будут являться предпосылками того самого события, о котором пойдет речь.
В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
Публикация и  обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.
В ночь на 19 августа  президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева--в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП-Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.
Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.
22 августа члены  ГКЧП были арестованы. Одним из  указов Б. Н. Ельцина прекращалась  деятельность КПСС. 23 августа был  положен конец ее существованию  как правящей государственной  структуры.
События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.
В декабре 1991 г. в  Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ-Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение). Так это произошло.
Предпосылки распада  СССР:
Теперь же надлежит углубиться в осмотр, непосредственно  тех, последних лет существования СССР, точнее последних трех десятков их, где я и постараюсь показать вам причины распада столь сильного государства, как было в то время.
В начале 70-х был  нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово  «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация  промышленного производства. Появились  производственные научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом  подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого  же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой - разного рода полу законной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые  предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.
Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой  системе общественных отношений  в России была безнадежно упущена. Стихийное  перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей  и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился  характер производственных отношений  внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский  человек, отчужденный от распределения  произведенного продукта, превратился  в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная  мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество  коммунистических идеалов, параллельно  этому сокращался поток нефтедолларов  и рос внешний и внутренний долг государства.
В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция  хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.
Большинство рабочих  и служащих необходимость перемен  связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать  подлинными хозяевами своей земли  и своего труда.
Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и  зависимостью личного благополучия от служебного положения.
Таким образом, к  началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки  в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.
Первым конкретным шагом на пути политической реформы  стали решения внеочередной двенадцатой  сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали  изменение структуры высших органов  власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого  им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной  системы, прежде всего введение выборов  на альтернативной основе.
1989 год стал  годом радикальных изменений,  особенно в политической структуре  общества. Состоявшимся в 1989 году  выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная  в нашей стране избирательная  кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения  нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто  9505 кандидатов) наконец-то давала  советским гражданам действительно  выбирать одного из нескольких.
Треть народных депутатов  избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как  наиболее массовой «общественной организации» на Съезде иметь 
большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов  среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод  о том, что в условиях свободы  выбора был подтвержден авторитет  партии.
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным  и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся  страна - повсеместно зафиксировано  снижение производительности труда.
Первый Съезд  народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны.
Практических  результатов Съезда было немного, в  частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих  постановлений, например Постановление  об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более деловой  характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных  актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов  было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о  борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении  между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских  войск в Афганистан в 1979 г.) так  и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)...
Когда открылся первый Съезд народных депутатов, многие возлагали  на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь «игрой в демократию», каковой он, собственно, и являлся. Ко второму Съезду интерес  людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним  волшебным мановением руки сделать  жизнь лучше. Реформа избирательной  системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. Введение президентства.
Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать  политическую силу и влияние, позволили  им представить правоцентристское  единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический  маневр. Ситуация в стране требовала  решительного развития курса на смешанную  экономику, на создание правового государства  и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.
К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что  весенние выборы в республиках приведут к победе радикальных сил («Демократическая Россия», РУХ и другие), которые  сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую  позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники  выступали еще несколько месяцев  назад. Используя свой авторитет  в возглавляемом им Верховным  Совете СССР, он сумел - при сопротивлении  Межрегиональной депутатской группы - провести решение об учреждении поста  Президента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.
Затем политическая борьба перешла на государственный  уровень. Сложилось фактическое  многовластие, при котором союзные  и республиканские структуры  не могли ни действовать без оглядки  друг на друга, ни договориться между  собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой  вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило  на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между  республиками и внутри их.
В результате наметился  очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных  индустриальных центрах России и  Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по «сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным  Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал  Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.
Говоря о СССР, нужно сделать существенную оговорку, насчет первого президента Советского Союза, которым стал Михаил Сергеевич  Горбачев, поскольку это тоже сыграло  свою роль в истории СССР, в частности  в распаде. Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря  ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, «недоступной простому смертному» аппаратной игры победу одержала именно его команда.
Естественно, Горбачеву  нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически  обосновать свою борьбу со старой партийной  гвардией, он вынужден был провозгласить  курс на обновление социализма с его, ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ  скорбел по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный  отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил  теперь уже подзабытый Егор Кузьмич  Лигачев, и за два года справился  со своей задачей - рассадил преданных  людей на все ключевые посты.
На этом все  партийные «перестройки» до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние  Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание  конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что  перестройка продолжается.
Однако «свалить»  Лигачева на партийной арене оказалось  не так-то просто, и Горбачеву, в конце  концов, пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы  держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях  сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов  всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.
Борьба на политической арене страны шла главным образом  вокруг двух пунктов. Первый - общий  сценарий развития перестройки. Будет  ли это постепенное врастание  сложившихся структур управления в  рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического капитализма «сверху»? Или же, напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование капитализма «снизу»?
Второй узловой  момент: поскольку реформы требуют  заведомо непопулярных мер, то ответственность  за их принятие и все, связанные с  ними издержки возлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего  в роли «козла отпущения» выступал Центр. Это проявлялось, например, в  ходе политического скандала, который  разразился в Верховном Совете России, когда союзное правительство  обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в  ноябре 1990 года). А между тем это  решение было согласовано и с  Б.Н. Ельциным, и с И.С. Силаевым. Известны и обратные случаи, когда Центр  сам находил «козла отпущения»: введенный  по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из кармана  населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда (931.5 млн.) рублей, «свалили» на Совет Министров  РСФСР.
К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в  отдельности, добиться позитивных сдвигов  в экономике, политике, социальной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих  первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев.
Понимание необходимости  политического компромисса наблюдалось  как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать  не просто блок сил «социалистической  ориентации», но пойти на союз со всеми  демократическими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в решении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея компромисса с частью аппарата и центром и создания сильной исполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской программной статьи Г.Х. Попова, озаглавленной не без претензии: «Что делать?». Идея гражданского согласия путем приостановки действия идеи полного роспуска всех политических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом говорили и А.А. Собчак, и лидер либерально-демократической партии России В.В. Жириновский. Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так и не начавшись.
Роза политических ветров перестройки изменилась в  очередной раз. Разразился острейший  кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг «Вся власть - Советам!», реформаторы даже не задумывались над  тем, что Советы, которые перестали  быть приводными ремнями КПСС, не в  состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала «некомпетентных  демократов», не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит  большинство. «Некомпетентные демократы» кивали на «саботаж» со стороны прежней  правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько  некомпетентности или саботажа, сколько  отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный  выход из этого кризиса. Болезненнее  всего на него реагировали «государственные сословия» - те слои, само существование  которых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режима при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. Он нуждался в поддержке, но получить ее было ниоткуда: КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалось инерция конфронтации.
Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации  режима едва ли удалось избежать. Ибо  либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству  как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэтому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве  что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим  предполагается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформаторов, либералы нацеливались на изменение фундамента политической системы, на трансформацию советской  власти в парламентскую республику.
1990 год ознаменовался  односторонним решением некоторых  союзных республик (в первую  очередь прибалтийских) о самоопределении  и создании независимых национальных  государств.
Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения, в конечном счете, не имели успеха. По стране прокатилась  волна провозглашения суверенитетов  союзных республик, избрания в них  своих президентов, введения новых  названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей  независимости.
Реальная опасность  неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки
ни у политического  руководства страны, ни у народных депутатов, еще не
освободившихся  от пережитков имперских настроений. В то время многим казалось, что  договор - не главное. Окончательно центр  «дозрел» до осознания важности Союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил  Союз, когда центробежные тенденции  набрали силу.
Нельзя не упомянуть  о путче в 91 году, поскольку он ускорил процесс развала СССР, то есть, после путча СССР прекратил  фактически свое существование.
Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов  на решительные действия, так как  соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева  с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало  известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова  Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала  министра обороны, самого Крючкова, и  ряд других высокопоставленных лиц.
Однако, в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был насильственно отстранен  от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили  вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны  Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный  комитет по чрезвычайному положению  в СССР (ГКЧП).
Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным  образом в РСФСР, вводился режим  чрезвычайного положения, запрещались  митинги, манифестации, забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации.
Но, только три  дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на активное сопротивление россиян.
События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое  перестройка как «революция сверху»  в рамках старой системы с ее ориентацией  на раз и навсегда сделанный социалистический выбор.
Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Все  попытки М.С. Горбачева возобновить  работу по подписанию нового Союзного договора оказались безуспешными. Украина  и Белоруссия проголосовали за независимость  своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В  этой ситуации объединение с другими  республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано  Беловежское соглашение об образовании  Содружества Независимого Государств. Позже к ним присоединились Казахстан  и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.
Причины распада СССР
Причина первая. Во времена перестройки существовала множество людей, которые получали деньги за то, что на площадях и в парках собирали вокруг себя народ и поднимали д
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.