На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и значение службы занятости населения в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ..................................................................................................................... 3
Глава 1. Общая характеристика занятости и безработицы
      Государственное регулирование занятости населения в РФ........................... 4
      Основные формы, причины и последствия безработицы................................ 6
      Основные способы борьбы с безработицей в целях обеспечения полной занятости…………….......................................................................................…10
Глава 2. Роль и значение службы занятости населения в РФ
2.1 Служба Занятости Населения (СЗН) и ее функции......................................... 13
2.2 Социально-психологическая работа в Государственных Центрах Занятости    Населения.................................................................................................................. 16
2.3 Занятость населения в Мурманской области................................................... 17
2.4 Мероприятия по организации занятости населения....................................... 19
Заключение................................................................................................................ 20
Список использованной литературы...................................................................... 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
        Безработица - это незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Проблема безработицы актуальна для большинства стран мира, в том числе и для Российской Федерации. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.  
       Одна из основных целей макроэкономической политики государства - достижение высокого уровня занятости. Роль государства должна состоять в постоянном контроле и поддержке всех преобразований, касающихся приоритетов в области занятости. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

        Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
       Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
        Целью данной работы является  изучение проблемы занятости  в РФ.         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные формы, причины, последствия и способы борьбы с безработицей,
- проанализировать  состояние рынка труда в современных  условиях. 

Глава 1. Общая характеристика занятости  и безработицы.
      Государственное регулирование занятости населения в РФ
 
      В Российской Федерации существует Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1, определяющий правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
        Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие  трудовых ресурсов,
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости,
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду,
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы,
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы,
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними,
- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости. 1
         В РФ величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости. Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Таким  образом, в  Российской  Федерации  выделяется  два  среза  безработицы:  собственно безработица,  определяемая  органами  статистики,  и  та  ее  часть,  которая регистрируется  органами  государственной  службы  занятости.  Общее  число безработных  в  настоящее  время  приблизительно  8  млн.  чел. (из  них около  2  млн.  чел.  зарегистрированы  в  службе  занятости).  Это  так называемая  явная  безработица.  Что  касается  скрытой  безработицы,  то количество  работников,  которые  числятся  на  предприятиях,  но  фактически не  работают,  составляет  сегодня,  по  расчетам  Института  труда Министерства  труда  РФ,  более  6 млн.  чел.  Это примерно  12%  занятых на крупных и средних предприятиях.  Скрытую безработицу следует рассматривать как в принципе  ненормальное  явление. 2 
 

1.2 Основные  формы, причины и последствия  безработицы.
    Такое явление как безработица присутствует в любом государстве, независимо от его экономического благополучия. В развитом государстве (в отличие от стран со средним или низким уровнем экономики) безработица составляет 3-4 % от всего трудоспособного населения, в основном это люди, которые находятся в процессе перехода с одного рабочего места на другое, взявшие отпуск по уходу за ребенком и т.п.  Такой уровень безработных граждан называется естественным.
        Существует несколько форм этого явления, обычно выделяют следующие виды безработицы:
- Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде. Её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
- Безработица зарегистрированная - незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
- Безработица маргинальная - безработица слабозащищенных слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
- Безработица неустойчивая - вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
- Безработица циклическая - вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
- Безработица сезонная - зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
- Безработица структурная - обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
- Безработица технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
- Безработица институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
- Безработица фрикционная - время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место. 3
          Безработица, как и любое явление, имеет свои причины. Можно выделить несколько таких причин:
-  внедрение новых технологий и оборудования,
- экономический спад, вынуждающий работодателей снижать потребность в трудовых ресурсах,
- политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу,
- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики, изменения в демографической структуры, в частности увеличение спроса на труд увеличивает вероятность безработицы
         Современные экономисты считают, что полное искоренение безработицы невозможно. Кроме того, небольшой уровень безработицы создает конкуренцию на рынке труда и способствует повышению профессиональной квалификации рабочей силы. В то же время высокий уровень безработицы порождает серьезные социальные проблемы и отрицательно отражается на всей экономике страны. Кроме того, безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе. Не случайно утверждение врачей о том, что высокая и длительная безработица ухудшает здоровье нации. 
Различные исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психическое самочувствие: от недомогания, бессонницы и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических проблем. 
          Особенно опасна безработица среди молодежи, заканчивающей средние учебные заведения. Отсутствие профессиональной подготовки и специальности делает для них довольно сложной проблему трудоустройства. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду. По мнению некоторых специалистов, потеря работы способна нанести психическую травму, выше которой по уровню стресса лишь смерть близких родственников или заключение в тюрьму. Поэтому не случайно в любом государстве безработица считается центральной проблемой современного общества. К экономическим последствиям безработицы можно отнести снижение доходов населения, экономическую напряженность, сокращение экономического потенциала. Экономисты выяснили, что среднегодовой темп прироста ВВП на 2,5% сохраняет норму безработицы неизменной, 
а повышение  темпа прироста ВВП на один процентный пункт ведет 
к снижению  нормы безработицы на 0,4 процентных пункта. Это означает, что превышение фактического уровня безработицы на 1% над величиной естественной нормы безработицы вызывает снижение на 2,5% объема ВНП по сравнению с тем объемом, которого общество могло достигнуть при использовании своих потенциальных возможностей. Следовательно, безработица, уменьшая возможности роста ВВП, приводит к сокращению поступаемых в бюджет налогов в результате снижения налогооблагаемой базы и, по мере своего роста, увеличивает расходы государства. 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Основные способы борьбы с безработицей в целях обеспечения полной занятости.
     
         Полная занятость представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.
        Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.
       Полная занятость - это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы  - фрикционная безработица. 5
      Для эффективного осуществления государственной политики в области занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.  Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу.
        К сожалению, на сегодняшний день российское законодательство, регламентируя правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в обеспечении полной занятости. Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование со стороны государства регулирования данных вопросов представляется, как минимум, необоснованным. Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда (МОТ), и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления.
         В ходе борьбы с безработицей очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 30 -е годы. Комплекс таких мер включает в себя:
1. Развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;  
2. Улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;  
3. Разработку программ по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;  
4. Сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;  
5. Организация общественных работ;  
6. Исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;  
7. Организацию служб занятости молодежи, разработку программ ученичества по специальностям и установление стипендий для обучающихся, снижение налогов с предприятий, использующих труд подростков;  
8. Развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;  
9. Разработку новой системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;  
10. Снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.

         Таким образом, государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль и значение службы занятости населения в РФ
2.1 Служба Занятости Населения (СЗН) и ее функции 

     Федеральная служба занятости России была создана  в 1991 г. в соответствии с Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно-самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
     В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств — Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ. Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.
          Целью деятельности Службы Занятости Населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона.
     Исходя  из цели, задачи СЗН включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению СЗН, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании. Можно выделить четыре важнейшие задачи СЗН:
1. облегчение адекватного трудоустройства;
2. предоставление социальной защиты;
3. развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;
4. предоставление информации о рынке труда.
     Для решения этих задач СЗН применяет  различные мероприятия по реализации политики занятости, которые можно объединить в четыре основных блока:
1. Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных. Служба занятости информирует обращающихся граждан о возможностях занятий и трудоустройства, а работодателей — о состоянии конъюнктуры рынка труда, о возможностях обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность широкого выбора различных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов.
2. Меры активной политики занятости. Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку Рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.
3. Социальные гарантии зарегистрированным безработным. Служба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безработице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном порядке; предоставляет материальную помощь безработным и членам их семей.
4. Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятости и адаптации к рынку труда. Служба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной молодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Проводит мероприятия по расширению возможности трудоустройства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время. 6
            Таким образом, СЗН предоставляет  социальную защиту населению,  информирует, ориентирует и поддерживает  граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Социально – психологическая работа в Центрах Занятости Населения
 
         Идея психологической поддержки в службе занятости основана на том, что человек, потерявший работу, может справиться с некоторыми психологическими проблемами самостоятельно.  Однако есть такие проблемы, при которых лучше обратиться к профессиональному психологу. Рекомендации, полученные психологом, позволят ускорить решение проблемы и в дальнейшем  в подобных ситуациях действовать более уверенно
       Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:
    Неприятие статуса безработного,
    Потребность в поддержке, сочувствии,
    Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах,
    Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию,
    Конфликтное поведение во время приема,
    Профессиональное самоопределение,
    Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому,
    Выбор профиля переобучения,
    Вопросы профессионального становления, карьеры.
         В Центрах Занятости психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии. После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы.
2.3 Занятость населения в Мурманской области.
           Основные черты рынка труда Мурманской области – высокая экономическая активность населения, значительная занятость в промышленности и более высокий уровень безработицы. Высокая экономическая активность (более 72% населения в возрасте 15-72 лет, в РФ - 65%) типична не только для области, но и для всех северных регионов, она обусловлена максимальной долей трудоспособного населения среди жителей.
          Государство остается работодателем для половины занятого населения области, учитываемого статистикой: на предприятиях и организациях государственной формы собственности работает 29% занятых (в среднем по РФ – 21%), муниципальной формы собственности – еще 20% (в РФ – 15%). Численность занятого населения росла только в первые годы экономического подъема, а с 2002 г. она ежегодно сокращается на 2% (данные областного комитета статистики, по данным Росстата, рост продолжался). Показательные изменения численности занятых в отраслях экономики за 1995-2003 гг.: в строительстве – сокращение более чем в 2 раза, в промышленности – на четверть, а на транспорте, в ЖКХ и в социальной сфере сокращения почти не было, несмотря на массовый отток населения. Как везде в России, единственной отраслью с устойчивым ростом числа занятых остается торговля.      
          Отраслевая структура занятых, несмотря на существенные изменения, сохраняет все черты северных индустриальных регионов: более высокую долю занятых в промышленности и на транспорте по сравнению со среднероссийской, повышенную занятость в социальной сфере и сверхвысокую в управлении. В социальной сфере это связано с разреженной сетью и автономностью поселений, а в управлении со сложившимся дробным административным делением области. Спад инвестиций привел к резкому сокращению занятости в строительстве. Мурманская область отличается от других северных регионов только более значительной занятостью в торговле. Это связано с рядом причин: во-первых, торговля концентрируется в городах, а область – самая урбанизированная среди регионов страны (92% городского населения); во-вторых, почти все промышленные предприятия Мурманска так и не вышли из кризиса, поэтому приток занятых в торговлю был очень сильным, как и рост самозанятости.
          Все регионы Европейского Севера испытали более значительный рост безработицы, чем страна в среднем. Во второй половине 90-х годов массовый миграционный отток не успевал «вымывать» из Мурманской области избыточных работников, поэтому всплеск безработицы был в полтора раза выше среднероссийского. Ситуация на Севере так и не нормализовалась хотя бы до среднего уровня по стране, спрос на рынке труда остается низким, особенно для женщин. Мурманская область относится к той четверти регионов страны, где уровень женской безработицы выше, чем мужской (10,8 и 9,2% соответственно). 7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.