На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Франция как член Евросоюза

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?По дисциплине: Международные интеграционные процессы и международные отношения
На тему: « ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕН ЕВРОСОЮЗА»
 
 
 
1. Характеристика, структура и особенности внешней торговли Франции.
Последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
      В 2002 г. доля внешней торговли Франции в ВВП составила 39,7%, а
экспортная квота – 20%. Основные статьи импорта – машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда. Многие из этих статей являются также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили и другие средства наземного транспорта, машины и оборудование, авиатехника, химические продукты, фармацевтические препараты и
парфюмерно-косметическая продукция. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. При этом Франция, не располагающая значительными запасами углеводородного сырья, является чистым импортером энергии. Для сокращения энергетической зависимости Франция проводила политику, направленную
с одной стороны на контроль над потреблением энергии, с другой – на развитие ядерной энергетики. Благодаря такой двоякой политике доля импорта энергоносителей в общем объеме импорта Франции упала с 28% в 1980 г. до 7% в начале 2000-х гг. В структуре как экспорта, так и импорта услуг ведущая роль отведена туризму и транспортным услугам.
      Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей мере она ориентирована на Европейский союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Основными импортерами французской продукции являются ближайшие соседи Франции: Германия (14,7%), Великобритания (9,8%), Испания (9,6%) и Италия (8,8%). Значительная доля французского экспорта приходится также и на США (8,7%). Наибольший удельный вес во французском импорте принадлежит Германии (16,7%), Италии (9,1%), США (8,9%), Великобритании (7,5%) и Бельгии-Люксембургу (7%). При этом Германия уже на протяжении многих
лет является ведущим французским торговым партнером.
Важно отметить, что экспорт французских товаров преимущественно в европейские страны способствовал повышению их качества до уровня первоклассной продукции, усилению позиций в таких отраслях, как авиационная промышленность, автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и т.д. Но одновременно, специализация Франции не слишком четко проявляется в области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту
услуг. Нерешенной проблемой остается и зависимость Франции от импорта
оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе все еще ниже, чем у однотипных европейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке зависит, в основном, от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта Франции и его сокращением.
         Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем объеме внешней торговли. На одну только Германию приходится такой же объем французского экспорта, как на все развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые. При этом доля Франции на рынках Азии, Латинской Америки остается в пределах 2-4% (по сравнению со средним показателем примерно 10% на
ее традиционных рынках – в Европе и Африке). Но если в странах Азии и Латинской Америки экономика будет и впредь развиваться более быстрыми темпами, чем в других странах, Франция может утратить свои позиции, что неизбежно приведет к сокращению ее доли на мировом рынке (составляющей сегодня около 5%). Следовательно, одной из существенных задач для французских предприятий является расширение присутствия на азиатских и латиноамериканских рынках, которые благодаря своей специализации обладают мощным потенциалом роста.
Рассматривая динамику внешней торговли, необходимо отметить, что с 1993 г.сальдо торгового баланса Франции становится активным, в то время как в конце 80-х гг. оно характеризовалось значительным дефицитом. За 1993-1999 гг. активное сальдо торгового баланса Франции значительно увеличилось, достигнув в 1997 году рекордного уровня в 160 млрд. франков (около 2% ВВП). В 1999 году, несмотря на неблагоприятное стечение обстоятельств (слабый экономический рост в Германии, повышение цен на нефть), положительное сальдо внешнеторгового баланса все же оставалось на уровне 113 млрд. франков (16,5 млрд. евро). В 2000 г. вследствие дальнейшего роста цен на нефть стоимость импорта товаров несколько превысила стоимость экспорта. Однако экспорт услуг по-прежнему превышал их импорт, и баланс текущих операций был сведен в 2000 г., как и в 1999 г., с положительным сальдо. При этом по сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта в 2000г. повысились более чем втрое, что было связано как с введением евро, так и
с его девальвациями.
          В первой половине 2001 г. экспорт французских товаров увеличивался, несмотря на падение темпов роста американской экономики. Однако во второй половине 2001 г. произошло сокращение французского экспорта товаров, связанное с падением спроса со стороны большинства индустриальных стран, особенно Германии. Кроме того, в конце года наблюдалось резкое сокращение в торговле услугами (особенно в авиаперевозках и туризме), вызванное последствиями событий 11 сентября. В результате за 2001 г. экспорт французских товаров и услуг увеличился лишь на 1% против увеличения на 14,5% в 2000 г. Но в то же время Франция вернулась к положительному сальдо торгового баланса, которое составило 3,8 млрд. евро. Если к торговле товарами добавить обмены в сфере услуг, то активное сальдо торгового баланса Франции в 2001 г. составило 23,7 млрд. евро. При этом наблюдалось сокращение чистого экспорта сельскохозяйственной продукции на фоне увеличения чистого экспорта промышленной продукции невоенного характера. Эти тенденции говорят о сокращении зависимости Франции от импорта оборудования, что позволяет
строить благоприятные прогнозы относительно будущей позиции страны в сфере мировой торговли.
          С точки зрения географии французской внешней торговли в 2001 г. Наблюдалось сокращение экспорта в страны Еврозоны, особенно в Германию и Нидерланды. В то же время было достигнуто высокое активное сальдо в торговле товарами со странами-экспортерами нефти и развивающимися странами Азии и Африки, вызванное увеличением экспорта в эти страны французского морского и воздушного транспортного оборудования. Кроме того, был сокращен дефицит в торговле с США благодаря более быстрому падению импорта по сравнению с падением французского экспорта в эту страну.
         В целом, Франция удержала свои доли на рынке стран ОЭСР и сохранила уровень своей конкурентоспособности в странах, являющихся основными торговыми партнерами. Она сохранила лидирующее положение по величине активного сальдо баланса текущих операций среди стран ЕС. Таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.
2.Политика Франции в области внешнеторгового регулирования
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского Раунда между странами-членами ВТО.
          Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий.
       Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.
Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме
Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через            Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой
стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.
      В общем можно говорить, что, как и в отношении импорта, так и в случае
поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.
 
 
 
         3.Место Франции в сфере международных инвестиций
Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации становится масштаб притока иностранного капитала в страну. Причем, эффективность участия в мировом хозяйстве непременно предполагает усиление международной специализации национальной экономики: создание и развитие собственных производственных ниш, формирование маркетинговых подразделений на основных рынках сбыта. Этот процесс предполагает активное подключение экспорта капитала и в данном отношении Франция занимает одну из лидирующих позиций в мире. Во-первых, в 2001 г. Франция вышла на 2-е место после США по экспорту
прямых инвестиций. Во-вторых, в этом же году она стала 3-й в мире после США и Великобритании по величине привлеченных прямых иностранных инвестиций, сместив с этой позиции Китай.
          Рассматривая положение Франции в сфере международного движения капитала, необходимо отметить, что для нее характерным является превышение экспорта капитала над его импортом. В большей степени это обеспечивается превышением французских прямых инвестиций за границу над прямыми иностранными инвестициями во Францию. Портфельные же инвестиции, напротив, в последние годы привлекаются в страну в больших объемах, чем направляются за рубеж.
В 2001 г., как и в предыдущие годы, во Франции экспорт прямых инвестиций
превысил их импорт. Однако по сравнению с 2000 г. произошло 51% падение французских прямых инвестиций за границу с 190,5 млрд. евро до 92,5 млрд., связанное с глобальным снижением количества слияний и поглощений. Наибольшую активность в экспорте прямых инвестиций в 2001 г. проявили телекоммуникационный и энергетический сектора. Произошли некоторые изменения и в размещении французских инвестиций. Если в 2000 г. на страны, не входящими в Еврозону, приходилось 75% экспорта прямых инвестиций, то в 2001 г. в связи с поглощением компании «Оранж» компанией «Франс телеком» доля этих стран сократилась до 51%.
При этом 16% французских инвестиций было направлено в США и 10% – в
Великобританию. Среди стран Еврозоны лидером по притоку французских инвестиций является Бельгия, на ее долю пришлось 27% прямых инвестиций, на долю Германии –10%.
      В отличие от экспорта прямых инвестиций их импорт продолжает
увеличиваться, что говорит о растущей привлекательности Франции в глазах
иностранных инвесторов. Так, в 2001г. их объем составил 58,8 млрд. евро против 46,6 млрд. в 2000 г., увеличившись тем самым на 26%. Доля Франции в импорте прямых иностранных инвестиций Еврозоны составила 18%. При этом большая часть инвестиций пришлась на телекоммуникации и банковский сектор. Кроме них достаточно высокой привлекательностью пользуются электроника, химическая и фармацевтическая промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2001 г. (против 49% в 200 г.) пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний, проинвестировали французскую экономику в размере 20% и 17% от общего объема прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания (22%) и США (9%). Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости. Так, например, только в 1997 году иностранные инвесторы создали во Франции
более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов.
      Как уже было отмечено, в последние годы импорт портфельных инвестиций во Францию превышал их экспорт. Причем по величине привлеченных портфельных инвестиций Франция является лидером среди стран Еврозоны: на ее долю приходится 35,5%. Однако в 2001 г. произошло сокращение чистых портфельных инвестиций на 50% по сравнению с 2000 г., их размер составил 21 млрд. евро против 40 млрд. в 2000 г. Причиной этому явилось падение интереса нерезидентов к покупке французских ценных бумаг. Важно отметить, что в целом это является положительным фактом для французской экономики, поскольку именно нерезиденты оказывали серьезное воздействие на рынок акций, принуждая предприятия добиваться в первую очередь увеличения рентабельности активов, повышения дивидендов нередко в ущерб инвестиционной активности. Как отмечают французские
специалисты, данный фактор таил потенциальную опасность для экономического роста Франции.
       Привлекательность Франции в глазах иностранных инвесторов обеспечивают высокий уровень квалификации рабочей силы и высокая конкурентоспособность французской продукции, которые результируют в достаточно высокой отдаче на вложенный капитал. В целом, эти факторы можно в равной степени отнести ко всем развитым странам, но в сочетании более быстрыми темпами роста французской экономики по сравнению со среднеевропейскими показателями и низким уровнем инфляции (1,8% –
одним из самых низких в Европе) они обеспечивают Франции одно из лидирующих положений в сфере привлечения иностранного капитала. Тем не менее, французский инвестиционный климат гораздо менее благоприятный по сравнению с США и Великобританией. И вызвано это, прежде всего, особенностями французской модели развития.
       Во-первых, недостаточно благоприятен во Франции предпринимательский климат. Уровень совокупного налогового бремени здесь значительно превышает как американский, так и великобританский (46% против 31% и 36%, соответственно). Результатом является бег компаний: некоторые попросту перенесли свои офисы в Лондон – так выгоднее. Во-вторых, приобретение зарубежными собственниками крупной французской фирмы нередко вызывает общественный протест, что также
оказывает сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных
инвестиций. В-третьих, во Франции просматривается определенная «перезрелость» экономической структуры, которой недостает новаторства и предпринимательского риска. Развитию информационных технологий препятствуют замедленные темпы внедрения электроники в производственные процессы, недостаточное использование Е-коммерции. Кроме того, во Франции кредитором нередко выступает государство, и в результате часть компаний функционирует без серьезного участия фондового
рынка капиталов. В то же время в США и Великобритании именно фондовые рынки обеспечивают своевременный и необходимый приток ресурсов.
       Ко всему прочему, привлечению иностранных инвестиций в больших размерах, чем в Великобританию (и уж тем более в США), препятствует тот факт, что во французской корпоративной модели по-прежнему нет ориентации на повышение стоимости акционерного капитала. Однако некоторые ведущие французские корпорации, в частности, «Алкатель» и «Данон», уже начали ориентироваться на стратегию «накачивания акционерной собственности». Направленность правительственной политики на снижение налогового бремени и доли государства во французской экономике, дальнейшее развитие отраслей «новой экономики» в сочетании с подобными изменениями в корпоративной модели способны еще более
улучшить положение Франции в сфере привлечения иностранного капитала. Без осуществления этих действий возникает опасность потери Францией своих позиций, поскольку другие европейские страны могут увеличить свою инвестиционную привлекательность. Так, после проведения налоговой реформы   в   Германии   многие   аналитики     стали      оптимистически предсказывать, что «вскоре страна может догнать американцев по уровню инвестиционной привлекательности».
 
 4. Французские ТНК на современном этапе

         В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций. Впрочем, эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно.
        К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы,  представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также
превратились из французских в транснациональные.
В 1990-1999 гг. объем накопленных инвестиций французских компаний заграницей достиг 298 млрд. долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%. Первоначально стремление французов работать за рубежом поощрялось. В частности, именно Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди» с американскими компаниями. Однако он же в 2002 г. фактически обвинил главу «Вивенди» Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении американской культуры посредством телевещания. И сегодня уже многие, даже умеренные политики называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы иностранных инвесторов выше интересов Франции».
Тем не менее, с экономической точки зрения деятельность французских ТНК
приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных
предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в меньшей степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает
французским ТНК явное преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК.
      Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным.
 
5 Влияние европейской интеграции на французскую экономику
    Развитие вглубь и вширь интеграционного процесса в Европе, приведшее к образованию Европейского Союза, обладающего мощным интегрированным промышленным и финансовым потенциалом, способным во многом конкурировать с США, полностью отвечало политическим интересам Франции. Влиянию же европейской интеграции на экономику Франции можно дать менее однозначную оценку. С одной стороны, интеграция привнесла во французскую экономику много положительного, с другой стороны, в условиях единого европейского рынка четко проявились недостатки «французской модели», которые делают ее менее конкурентоспособной среди ряда других европейских стран.
    Важной особенностью экономики стран ЕС является их тесная взаимосвязь, чему в немалой мере способствовало принятие Единого европейского акта, обеспечившего с 1 января 1993 г. свободу передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. В результате заметно выросла взаимная торговля внутри ЕС. Так, только на страны ЕС приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Торговля с европейскими странами в условиях свободного рынка, безусловно, стимулирует французские предприятия повышать качество производимой продукции. В целях обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь, существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить качество в машиностроении и автомобильной промышленности. Кроме того, существенные выгоды от европейской интеграции получило французское сельское хозяйство. В результате проведения общей сельскохозяйственной политики странами ЕС Франция стала 4-й в мире по производству зерновых и мяса.
     Интеграционные процессы упрочили положение Европы (и Франции в т.ч.) в миграции транснационального капитала. Образование основ целостного хозяйственного комплекса в регионе усилило интерес к нему со стороны ТНК. Поскольку основным средством их доступа на европейский рынок являлись прямые иностранные инвестиции, увеличился импорт иностранных инвестиций во Францию и сегодня по этому показателю она занимает 3-е место в мире.    С наступлением различных этапов единого европейского рынка и Экономического
и валютного союза (ЭВС) основные задачи французского правительства заключались в том, чтобы дать предприятиям возможность укрепить свою конкурентоспособность в борьбе с более открытой и жесткой конкуренцией и глобализацией рынков, обеспечивая им условия работы на равных с другими европейскими странами.
    С одной стороны, в реализации этого курса в последнее время был достигнут существенный прогресс. В 1986-91 гг. инфляцию удалось стабилизировать на уровне 3% в год, а в последующие годы на уровне 2%, т. е. ниже среднеевропейского уровня. Торговый баланс с 1993 года удается сводить с положительным сальдо, а в последнее время и с весьма значительным по объему. С 1986 года франк являлся стабильным по отношению к марке, а всплески колебаний краткосрочных и долгосрочных обменных курсов с Германией были практически сведены к нулю. В последние годы во многом благодаря Маастрихтскому договору успешно проводится ограничительная бюджетная политика. В 1997-2001 гг. бюджетный дефицит удалось значительно уменьшить до 1,4% ВВП в 2001 г., государственный долг начал снижаться, резко сократилась безработица, вырос внутренний спрос. Именно для удовлетворения условиям ЕС правительство Жоспена провело колоссальную приватизацию, снизив при этом долю государства во французской экономике.
    С другой стороны, в ряде случаев в реализации курса на повышении
конкурентоспособности французских предприятий правительство явно терпит поражение. Прежде всего, это относится к области обязательных платежей в пользу государства, где Франция имеет специфические особенности, по сравнению с другими крупными европейскими странами. Во-первых, для Франции характерен их очень высокий общий уровень (45,5% ВВП), который постоянно рос в последние 15 лет. Аналогичный показатель в других странах ЕС оставался относительно стабильным и более низким: в Германии – 42%, в Великобритании – 36%. Во-вторых, более высокая доля социальных отчислений, составивших в 1997 г. 43% от ВВП, в
отличие от 36% – в Испании, 34% – в Италии, 33% – в Бельгии, 18% – в
Великобритании. Это повышает затраты французских предприятий на единицу продукции, ограничивает норму их прибыли и ведет к более низкой рентабельности. Поскольку международные инвесторы стремятся к обеспечению высоких норм прибыли, французские предприятия часто вынуждены вкладывать инвестиции за пределами национальных границ. Следствием этого является замедление темпов прироста ВВП и ограничение реальных доходов рабочих и служащих, что сдерживает внутренний спрос и влияет на его составляющие. Кроме того, высокий уровень социальных отчислений заставляет предприятия быть более осторожными в политике найма и отчасти объясняет высокие показатели безработицы.
    Таким образом, экономическая формула Франции, основанная на высоких налогах и крупных социальных отчислениях, ставит французские предприятия не в самое выгодное положение. В условиях единого экономического пространства, когда конкуренция прямо определяется уровнем национальных фискальных издержек, это становится особенно очевидным. Чтобы сократить отрицательное воздействие интеграционных процессов на экономику Франции и увеличить положительное, необходимо в первую очередь провести налоговую реформу и тем самым несколько изменить всю экономическую формулу.
 
 
          6. Трансформация валютной системы: переход к евро и его
последствия
В 1999 г. Франция в числе 12 стран Европы отказалась от национальной денежной единицы в пользу новой единой валюты евро. Центральный Банк Франции установил следующий курс соотношения с евро французского франка: 6,55957 французских франков за 1 евро. Этот курс не подлежал изменению и при переходе на наличные деньги, который произошел 1 января 2002 г. Важно отметить, что Франция в лице ее президента Жака Ширака сделала многое для появления единой европейской
валюты. Причина этого следующая: Франция рассчитывала на то, что евро будет удерживать экономическую мощь Германии в рамках ЕС, где Франция будет продолжать играть ведущую политическую роль.
     Введение евро в качестве единой валюты ряда стран Европы привело к
серьезным изменениям в финансовой и фискальной политике, а также на рынке капитала. Безусловно, эти изменения коснулись и Франции.
Во-первых, появился Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), который начал проводить единую финансовую политику. Вместе с тем многие специалисты подвергают сомнению эффективность этой политики. В частности, В. Ханкель, советник Комиссии ЕС, считает, что невозможно в течение длительного времени поддерживать единую процентную ставку для всех 12 стран ЭВС и одновременно требовать от них соблюдения жесткой бюджетной дисциплины, поскольку между странами существуют значительные различия в структурах производства и тенденциях развития
экономического цикла. Он отмечает внутреннюю противоречивость и недостаточную гибкость единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Например, с осени 2001 г. для поддержания макроэкономической сбалансированности в странах с повышенными темпами инфляции – Ирландии, Испании и Португалии – требовалось увеличение процентных ставок, в то время как во Франции – их снижение. В результате, неизменная с ноября 2001 г. единая процентная ставка оказалась слишком высокой во Франции для стимулирования деловой активности, и во многом поэтому темпы экономического роста во Франции сократились с 3,8% в 2000 г. до 1,8% в 2001 г. Кроме того, по мнению экспертов, оборотной стороной довольно жесткой денежно-кредитной политики ЕЦБ и недостаточной для сглаживания структурных диспропорций межстрановой мобильности трудовых ресурсов является более высокий уровень безработицы в странах ЭВС по сравнению с США. В целом по Еврозоне она составляет 8,3%, во Франции – 9,1%, в США – лишь 5,6%.
     Произошли некоторые изменения и в фискальной политике. Бюджетные дефициты стран-участниц в полной мере определены Пактом стабильности и роста, который заставляет экономику стран валютного союза работать таким образом, чтобы можно было избежать чрезмерного расхождения в действиях отдельных государств в этой сфере и проводить единую финансовую политику. Наличие такого соглашения требует от стран-участниц союза поддерживать бюджетный дефицит на низком уровне. Хотя рост бюджетных расходов, по мнению экспертов, смог бы оказать положительное влияние на экономику, в особенности в ее положении на данном этапе, когда экономический рост в европейских странах и практически во всем мире относительно невелик. По расчетам французских экономистов, в случае сокращения дефицита бюджета страны до уровня 1% ВВП темпы экономического роста во Франции упадут более чем на 2%.
После введения евро произошли также структурные изменения на рынке капитала. Наблюдается устойчивый рост выпуска негосударственных долговых обязательств, ценных бумаг, которые традиционно были более популярны в США, чем в Европе.
Иными словами, происходит увеличение вложения денежных средств в акции, что положительным образом сказывается на деятельности предприятий и экономическом росте.
Важно добавить, что в самом начале своего функционирования евро в полной мере не оправдал всех надежд, которые возлагали на него инвесторы. С момента введения его курс относительно доллара США постоянно снижался, что свидетельствовало о продолжающейся тенденции вывоза капитала из стран Европейского валютного союза в США. Но в то же время именно введение и девальвации евро во многом способствовали росту французского экспорта в 1999-2000 гг. Введение наличных евро в 2002 г. изменило ситуацию и усилило  интерес инвесторов к европейской валюте. В результате уже к концу 2002 г. общеевропейская валюта догнала по обменному курсу американский доллар, а со временем и превзошла его. Введение наличного евро знаменательно для Франции еще и в том плане, что оно спровоцировало массированный приток денежных средств в банковскую систему и увеличило потребительские расходы. По мнению экс-министра финансов Франции Фабиуса именно это позволило Франции избежать рецессии в 2002г.
             Таким образом, старт наличного евро прошел успешно, и, по мнению многих специалистов, единая европейская валюта вполне законно претендует на роль денежной единицы, которая сделает современную мировую валютную систему биполярной.
 
               7. Место Франции в международном разделении труда
      Франция, без сомнения, играет одну из крупнейших ролей в международном разделении труда. Ее доля в мировом экспорте товаров составляет 5,2%, а в мировом экспорте услуг еще больше – 5,5%. При этом как во французском сельском хозяйстве, так и в промышленности, и в секторе услуг, присутствуют отрасли, занимающие лидирующее положение не только в Европе, но и во всем мире.
     Благодаря своему умеренному климату и обилию плодородных земель Франция на протяжении многих веков была передовой аграрной страной. На севере выращивают пшеницу, сахарную свеклу, овощи и яблоки. Молочный скот пасется на пастбищах юго-запада. Здесь производятся сливочное масло и сыры. Виноградни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.