Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Правовое регулирование финансового контроля в РФ

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Тема  4. Правовое регулирование финансового контроля в РФ 

         
    Сущность  и задачи государственного финансового контроля.
    Правовые основы государственного финансового контроля.
    Принципы организации государственного финансового контроля.
    Принципы осуществления государственного финансового контроля.
    Формы и виды финансового  контроля
    Органы государственного финансового контроля.
    Методы финансового контроля
    Негосударственный финансовый контроль.
 
    Сущность  и задачи государственного финансового контроля
 
         Финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами. Необходимость финансового контроля вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Эти отношения затрагивают интересы государства, работников предприятия, контрагентов предприятия.
       Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
       Финансовый  контроль – это  контроль за законностью  действий в области образования, распределения, использования денежных фондов государства, организаций, граждан .
       Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании фондов денежных средств во всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
       Финансовый  контроль прослеживает весь процесс  движения финансовых ресурсов - от стадии их формирования до получения финансовых результатов. Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.
       Финансовый  контроль является важнейшим средством  обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.
  Задачи  финансового контроля:
    контроль за состоянием финансовых ресурсов и их использование;
    контроль по выполнению обязательств перед бюджетом;
    обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
    содействие рациональному использованию денежных ресурсов предприятия;
    устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
       Финансовому контролю присущи  те же принципы, на которых базируется финансовая деятельность государства:  принципы законности, гласности, федерализма, плановости, независимости, объективности, компетентности и гласности.
     Основы  организации финансового контроля закреплены в бюджетном Кодексе, нормативных актах органов специальной компетенции.
      Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов.
      Государственный финансовый контроль в соответствии с финансовым правом можно определить как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства. Этот контроль способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую обнаружить нарушения финансовой дисциплины. 

    Правовые основы государственного финансового контроля
 
      Правовые  основы государственного финансового  контроля составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
      Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности.
      Контроль  со стороны государства ведется  также за доходами физических и юридических лиц в целях налогообложения, за соблюдением установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдением правил внешнеэкономической и банковской деятельности.                                        
      Государственный финансовый контроль в субъектах  Российской Федерации включает в себя контроль за финансовыми средствами и материальными ресурсами субъектов Российской Федерации, в том числе в виде финансовой помощи.
      Принципиальные  основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции РФ. Главные задачи, поставленные Конституцией РФ, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.
      Бюджетным кодексом РФ установлены цели, задачи, принципы и основные механизмы реализации финансового контроля в бюджетной сфере.
      Согласно  Указу Президента РФ от 25.07.1996г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»  определены приоритеты государственного финансового контроля:
    контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и иные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование государственного бюджета.
    контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
 
      Принципы  организации государственного финансового контроля
 
      Принципами  организации государственного финансового контроля являются:
    разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти;
    разграничение функций и полномочий между федеральными органами государственного финансового контроля и органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;
    координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти;
    функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость контрольных органов и их должностных лиц от объектов контроля.
      Разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с разделением властей и бюджетным федерализмом определяет систему органов государственного финансового контроля и структуру их полномочий по формам, методам и объектам контроля. Соответственно законодательством предусмотрены организационные формы парламентского контроля и контроля в рамках исполнительной власти, президентского контроля и счетных палат как специализированных органов государственного финансового контроля с особым статусом.
      Независимость (административная автономность) контрольных органов является основным условием эффективного финансового контроля. Независимыми должны быть сам контрольный орган, а также его члены, ревизорские и инспекторские кадры. Например, Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что, она обладает организационной и функциональной независимостью.
      Выделяют  независимость следующего характера (на примере Счетной палаты):
      Функциональная  независимость контрольно-счетных органов от законодательной и исполнительной властей прежде всего проявляется в самостоятельном выборе тем для проверок и в осуществлении ревизионных программ. Сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий Счетная палата также устанавливает самостоятельно. Таким образом, функциональная независимость Счетной палаты обеспечивается установленным законом порядком выбора объектов контроля, подготовки и проведения мероприятий, надзора за ходом исправления выявленных нарушений.
      Организационная независимость Счетной палаты проявляется в первую очередь в том, что структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты
      Внутренние  вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами, функции структурных подразделении аппарата, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий определяются Регламентом Счетной Палаты. Организационная самостоятельность Счетной палаты обеспечивается также тем, что Палата наделена статусом юридического лица, т.е. с точки зрения организационно-правовой формы она отделена от других органов государственной власти.
      Персональная независимость руководящих должностных лиц контрольного органа и его инспекторско-ревизорского персонала также должна быть гарантирована. Здесь важную роль играет механизм назначения и снятия с должности высших должностных лиц контрольных органов, в особенности их руководителей. Это достигается установлением фиксированного срока пребывания в должности с исключительным перечнем оснований для освобождения от должности, а также определенного уровня личной неприкосновенности высших должностных лиц палаты.
      Финансовая  независимость  является одним из основных условий, необходимых для самостоятельной работы, так как финансовые ограничения влекут за собой ограничение деятельности контрольного органа. Например, средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в государственном бюджете отдельной строкой.  

      Принципы  осуществления государственного финансового контроля
 
      Принципами осуществления государственного финансового контроля являются:
      законность;
      объективность;                           
      гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;           
      системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.
      Законность  — один из ключевых принципов деятельности организации государственного финансового контроля.
      Органы  государственного финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность:
    за ущерб, причиненный органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий (бездействия);
    за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий; 
    за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
      Органы  власти РФ и субъектов РФ и их должностные лица, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане вправе обжаловать решения органов финансового контроля в административном и судебном порядке, если такие решения, действия (бездействие) нарушают их права.
      Объективность является определяющим условием эффективной контрольной работы. Объективность заключений органов государственного финансового контроля обеспечивается несколькими способами. Один из них – установление высоких квалификационных требований к лицам, занимающим ответственные должности.
      Кроме того, сотрудники контрольных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
      Большое значение для достижения объективности  контроля имеет адекватное информационное обеспечение, т.к. на основе неполной или искаженной информации невозможно сделать правильные выводы. Законом всем объектам контроля предписано предоставлять контрольным органам всю информацию и документацию, необходимую для обеспечения деятельности этих органов.
      Принцип гласности означает:
    обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
    обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
      Принцип системности подразумевает, что в течение определенного периода времени (например, финансового года) органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля:
    бюджет, а в его рамках налоговые и неналоговые доходы, основные расходные статьи и бюджетные строки;
    Внебюджетные фонды;
    вопросы оценки финансовой эффективности управления и распоряжения государственным имуществом;
    использование заемных средств;
    взаимоотношения правительственных организаций с банковской средой, финансовые потоки в рамках межбюджетных отношений
      Принцип системности означает также необходимость  периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.
                             
                                   5.Формы и виды финансового контроля.
     В зависимости от цели назначения и  срока проведения различают следующие формы контроля.
     Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. В рамках предприятия – при составлении смет, учредительных документов, документов по расходу ТМЦ; на общегосударственном уровне - при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, бюджетных кредитов, законов, нормативных актов по финансовым вопросам и пр.
         Текущий финансовый контроль состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины (налоговых платежей, финансовых норм, нормативов). Осуществляется финансовыми службами с целью предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
     Последующий финансовый контроль – это контроль за финансовыми результатами деятельности предприятий. Осуществляется при завершении отчетного периода. Цель - выявление эффективности финансовой деятельности предприятия; проверки правильности и эффективности расходования средств.
     Эти формы контроля получили законодательное  обоснование в бюджетном кодексе  РФ (раздел 1Х Государственный и  муниципальный финансовый контроль, глава 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля")
     Различают следующие виды контроля:
Признак классификации    Виды контроля
1. по субъектам контроля президентский, исполнительных органов власти, финансово – кредитных органов, ведомственный, негосударственный (внутрихозяйственный и аудиторский)
2.по  форме проведения 
3. по  сфере финансовой деятельности
обязательный (внешний), инициативный (внутренний). Бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, инвестиционный и страховой
4. по  методам проведения проверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

 
     В теории и практике различают внешний  и внутренний контроль. Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля.
     Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.
                         
                            6.Органы государственного финансового контроля 

      Орган государственного финансового контроля это специализированное учреждение, имеющее собственный статус. Его основная и единственная задача - финансовый контроль от имени государства. Основы  контроля закреплены в Конституции РФ.
      В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 8.04.2004г.  № 198 «Вопросы федеральной  службы финансового надзора» государственный  финансовый контроль осуществляют органы  законодательной, исполнительной власти (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство), Счетная палата, Центральный Банк РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.
     Президентский  контроль  осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ.  Его функции: контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, рассмотрение жалоб и предложений граждан и юридических лиц. Оно подчиняется непосредственно Президенту РФ.
     Законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
    предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта законов о бюджете и других законов по бюджетно-финансовым вопросам:
    текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, парламентских слушаний и пр.;
    последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
    К функциям Государственной  Думы относятся:
    дача согласия Президенту на назначение председателя правительства
    решение вопроса о доверии Правительству;
    назначение на должность или освобождение Председателя Центрального банка, Счетной палаты;
    рассмотрение проектов бюджетного, налогового, валютного, кредитного, таможенного, денежного законодательства.
     Счетная палата – это высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию (Федеральный закон № 58-ФЗ «О Счетной Палате» от  29.06.2004.). Счетная палата - юридическое лицо. Возглавляет ее председатель, назначаемый Госдумой на 6 лет. Коллегия Счетной палаты включает 12 аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспекторы.
     Сфера полномочий Счетной палаты закреплена в Федеральном законе:
    контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов;
    определение эффективности и рациональности использования государственных средств;
    проведение финансовых экспертиз проектов законов, предусматривающих бюджетные расходы;
    контроль за законностью использования бюджетных средств;
    контроль состояния внутреннего и внешнего государственного долга.
     Основные  формы контроля, проводимого Счетной  палатой - тематические проверки и ревизии. Деятельность счетной палаты является гласной - результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
     Органы  исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
     Правительство контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств.
     Министерство  финансов РФ разрабатывает финансовую политику страны и контролирует ее исполнение в процессе разработки проекта Федерального бюджета, проводит контроль поступления доходов бюджета, их расходование, валютный контроль. Кроме того, Минфин осуществляет контроль исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Все структурные подразделения Минфина контролируют различные группы финансовых отношений.
     Оперативный финансовый контроль в рамках министерства финансов осуществляет Федеральное  казначейство РФ.  Единая система федерального казначейства включает Главное управление и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе  Федерации, краям, областям, городам, районам и районов в городах. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы власти РФ об исполнении бюджета, иных финансовых операциях.
     Основная  задача федерального казначейства - контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств - поступление, целевое и экономное  расходование государственных средств.
     Поэтому казначейство имеет право получать соответствующие справки от банков, других финансово- кредитных учреждений о состоянии счетов предприятий, производить проверки различных денежных документов, счетов, смет и представлять правительству информацию о состоянии бюджетной системы.
     Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору осуществляет контроль:
      финансовой деятельности предприятий муниципальной собственности;
      расходования бюджетных средств на государственных предприятиях и коммерческих структурах;
      исполнения смет местными администрациями.
     Федеральная налоговая служба осуществляет контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей.
     Налоговые службы обладают следующими правами:
      могут закрывать операции по счетам предприятий в банках;
      изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;
      устанавливать штрафные санкции.
     Центральный банк РФ в соответствии с ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г.№86 с изменениями от 18.07.2005 г. организует и контролирует денежно- кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью в нем создан Департамент банковского надзора.
     Основные  контрольные функции ЦБ состоят  в следующем:
      разработка и проведение  государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
      организация валютного регулирования и валютного контроля
      участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организация составления платежного баланса Российской Федерации;
      надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
      установление правил  банковских операций
      управление золотовалютными резервами Банка России;
      эмиссия наличных денег и организация наличного и безналичного денежного обращения.
     Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Контроль осуществляется при утверждении местного бюджета, отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов.  

                              7. Методы финансового контроля
    К методам  финансового контроля относят:
      Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органик проводится путем:
    проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию для установления законности и правильности произведенных операций;
    проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
    встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;  
    фактического контроля за наличием, движением и сохранностью материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой учета продукции;
    проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
    проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов;
    проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
      Под проверкой понимается единичное контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Проверки бывают следующих видов:
    тематическая проверка,
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.