На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговый кодекс РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Федеральное агентство по образованию РФ
      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
      Восточно-Сибирский  государственный  технологический  университет 

      Межрегиональный институт подготовки кадров 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
      по  дисциплине: «Экономическая теория» 

      на  тему: Налоговый кодекс РФ 

          Выполнил: студент гр.ТД-10 Намжилова С.Ш.
                                       Проверил: руководитель: зав. кафедрой «Таможенное дело», доцент, к.э.н, Танганова Т.А. 

                ___________«___»_____2011г.
                отметка о допуске к защите дата допуска
                __________ «___»_____2011г.
                оценка по защите  дата защиты 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Улан-Удэ 2011 г.

Содержание

 

Введение

 
     Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов". Это означало, что за годы социалистического строительства в СССР отсутствовала мотивация и востребованность научных разработок в области налогообложения.
            Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы и связанных с ней теоретических исследований, в том числе принятия налогового законодательства.
     Одна  из первых проблем, которую надо было решать, - это уточнить содержание категории "налог".
     Хотя  этот вопрос до сих пор остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой) природы  налога, но можно утверждать, что  определенное продвижение по данному направлению есть.
     При утверждении законодательным образом  конкретных налоговых форм, под которыми в первую очередь понимается состав и структура налоговой системы, особое значение имеет трактовка  понятий "налог", "пошлина", "сбор". Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределения налоговой нагрузки.
     Различия  также важны и для осуществления  юридических доктрин в рамках единой налоговой системы.
     В российской практике эти понятия  часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении  проблем создания объективной системы  взаимоотношений плательщиков с  государством, которые базируются на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности.
     Определение понятия налога и выявление его  признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть  сущность и характерные особенности  правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения.
     Кроме того, в отличие от остальных видов  платежей налог не имеет установленных  и предусмотренных законом особенностей, чем и определяется особый механизм его взимания. Поэтому в понятие "налог" должны быть заложены отличительные  элементы, позволяющие определить его место среди других платежей в бюджет.
      Любое государство, концентрированно выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др. Одним из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.
         Налоговая политика государства - есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.
      1. Цели и задачи налоговой политики  обычно определяются в зависимости  от конкретной экономической  конъюнктуры.
      2. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета.
      3. Проведение же самой налоговой  политики оформляется путем принятия  соответствующих нормативных актов:  федеральных законов, указов президентов,  федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.
      4. Необходимо отметить, что Конституция  РФ (ст. 114 ч. 1 п.» Б») закрепила принцип  единой финансовой политики, а  поскольку налоговая политика - это  составная часть финансовой политики  государства, ей также присуще внутреннее единство.
     Все вышеперечисленное подтверждает актуальность этой темы.
      Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение состоит в обобщении опубликованных материалов по теме исследования и изучении теоретических основ налогового кодекса. Практическая значимость -  в обосновании особой значимости налогового планирования на предприятиях и в организациях и в жизни людей, выявлении путей законного обхода, изъятия, уплаты налогов.
     Цель  исследования – анализ необходимости налогов в жизни общественности, индивида, гражданина, муниципальных организаций.
     В соответствии с поставленной целью  в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
    раскрытие теоретических аспектов понятия налог, налоговый кодекс;
    изучение элементов, этапов и принципов налогового кодекса, налогового планирования;
    исследование проблемы уплаты налогов с помощью изучения понятий налогов.
    Объектом  исследования является налоговый кодекс РФ, функции
налогов, виды налогов и сборов в РФ, налоговое  планирование.
          Предмет  исследования - детальное рассмотрение структуры налогов, ее элементов, этапов и принципов.
     Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
     В первой главе рассмотрены сущность налогов, понятие налогового кодекса, налогового права и функции налогов.
     Во  второй главе рассмотрено виды налогов  и сборов в РФ.
     Третья  глава посвящена налоговому планированию.  

Глава 1. Сущность налогов

1.1. Понятие  Налогового кодекса и признаки налога

 
     Налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности  с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
     Налоги - одна из древнейших экономических  и правовых категорий, определяющих взаимоотношения государства и  налогоплательщиков. Являясь обязательными  платежами в государственную  казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.
     Налоги - одно из основных проявлений суверенитета государства и необходимое условие  его проявления. Этим налоги отличаются от доходов государственного имущества и займов. Право взыскивать налоги, всегда было одним из суверенных прав государства.
     В зависимости от сущности, предназначения, порядка взимания все обязательные платежи можно разделить на три  основные группы: налоги, сборы и пошлины. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы.
     1 января 1999 года вступила в действие  первая часть Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), который  призван урегулировать отношения в сфере отечественного налогообложения. Налоговый кодекс сохранил преемственность принципиальных положений Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» действующего с 1992 года. Были учтены принципы налогообложения и сборов, обозначенные в постановлениях Конституционного Суда РФ, а также практика применения судебными и налоговыми органами законодательства 1992-1998 годов.
     Первая  часть Кодекса, устанавливая основные принципы российского налогового права, раскрывает правовую концепцию налоговых отношений в России, а уровень налогового бремени, то есть экономическое содержание налоговых правоотношений (экономическая концепция), будет определяться во второй, специальной части Налогового кодекса.
     Налоговый кодекс - это федеральный  закон с высокой степенью систематизации, то есть кодификационный законодательный акт. Он представляет собой своеобразную налоговую конституцию и кроме того позволяет обеспечить внутреннюю согласованность, целостность, системность и полноту правового регулирования налоговых отношений. Налоговый кодекс является также комплексным актом, так как содержит не только материальные, но и процессуальные нормы.
       Так, в ст.17 НК РФ определены общие правила установления налога, существенно отличающие его от сборов и других платежей. Действующий в настоящее время Налоговый кодекс РФ содержит в ст.8 определение налога и сбора: "налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований".
     При поиске различий между сборами и  налогами следует помнить, что определение  понятия "налог" было позаимствовано составителями Налогового кодекса РФ из решений Конституционного Суда РФ. В свою очередь, Конституционный Суд РФ давал определение налога с учетом тех проблем, решить которые ему предстояло в конкретном деле. Поэтому понятие "налог", сформулированное Конституционным Судом РФ, с одной стороны, отражало не всю гамму конституционных характеристик налога, а, возможно, только некоторые наиболее важные, сущностные. С другой стороны, не исключается, что присущие налогу качества могут быть характерны и для других платежей.
     Пошлины и сборы не имеют финансового  значения, присущего налогам. При  уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и  специальные интересы. Цель взыскания  пошлины или сбора состоит  лишь в покрытии без убытка, но и  без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина.
     Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
       Право парламента утверждать  налог есть выражение права  народа соглашаться на его  уплату. С этой позиции изучается  правовая природа налога.
     Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Например, согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 10.01. 1995 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете.
     Тем самым главная черта налога - односторонний  характер его установления. Налог  взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного вознаграждения плательщику. Именно поэтому из понятия "налог" следует исключить всякий элемент взаимности услуг.
     Отметим, что налог является экономической  категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования  являются экономическими. Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной основе. Следовательно, налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
     Не  все обязательные платежи, взимаемые  на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.
     Налоговое правоотношение носит односторонний  характер, где стержневым юридическим  элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.
     Налоговое право. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимания налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже под отраслью - «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституция РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
     "О  налогах не договариваются" - главный  принцип налогового права. Таким  образом, методом налогового права  является метод властных предписаний.  Приводным механизмом налогообложения  может быть только принуждение. 
     В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19) и следующие элементы налогообложения:
     1. объект налогообложения (ст. 38);
     2. налоговая база (ст. 53);
     3. налоговый период (ст. 55);
     4. налоговая ставка (ст. 53);
     5. порядок исчисления налога (ст. 52);
     6. порядок и сроки уплаты налога (ст. ст. 57, 58).
          Налог определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.
     Законодательное определение налога дается с целью  указать признаки данного платежа  и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.
     Налоги  поступают в пользу субъектов  публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     Из  определения налога видно, что целью  его взимания является обеспечение  государственных расходов вообще, а  не какого-то конкретного расхода.
     До  вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г) фактически все обязательные платежи в бюджеты объединялись законодателем понятием "налоговая система". Статья 2 Закона РФ от 27.12. 1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Таким образом, действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.
     С принятием НК РФ и БК РФ налоги и  сборы как правовые категории  были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
     В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.
     В действующем налоговом законодательстве также закреплено определение налога. В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     В данном определении уточнено, что  налог взимается с организаций  и физических лиц и форма платежа  обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.
     В определении налога, приведенном  в ст.8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что является недостатком данного определения.
     Сущность  налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

1.2. Функции налогов

 
     Сущность  налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога - это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
     В настоящее время в юридической литературе термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Существуют следующие признаки функции налога:
     - они вытекают из сущности налога  и определяются назначением налога  в обществе;
     - представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления;
     - отражают наиболее значимые, главные  характеристики права и направлены  на решение конкретных задач,  стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
     - выражают направление активного  действия права, упорядочивающего  налоговые отношения;
     - отвечают критерию постоянства,  т.е. обладают стабильностью, непрерывностью, длительностью действия (8).
     Одни  ученые выделяют три функции - фискальную, распределительную и стимулирующую; другие к ним добавляют еще две - контрольную и поощрительную; третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную.
     Анализ  концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую (20).
     Функции налогов формируют структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и в содержании функций.
     Есть  мнение, что налог не исполняет  никаких функций. Функция есть атрибут  только системы налогообложения, так как теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции - соответственно фискальная и распределительная (9).
     Фискальная  функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога. Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога - обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства государств является преобладающей.
     Фискальная  функция определяется самой природой налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их развития. С ее помощью образуется государственный  денежный фонд, и создаются материальные условия существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает.
     Несмотря  на то, что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели - экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п.
     Таким образом, пользуясь налогом как  косвенным инструментом воздействия, государство вызывает к жизни  новые отрасли, при этом налог  может быть и доходным, но цель налога явно не только фискальная.
     Регулирующие  возможности налога определяются конституционностью принципа всеобщности налогообложения.
     Государство, как правило, облагает любую деятельность, способную приносить доход. В  этом выражается абсолютность фискальной функции. Индивид лишен права  выбора: платить или не платить налоги. Общеобязательность налогообложения создает необходимый фон для влияния на выбор деятельности путем манипуляции налоговыми обязательствами, сопутствующими тому или иному виду деятельности.
     В этом заключается, относительность  регулирующей функции, то есть ее значение исчисляется не от нуля (как фискальной), а от общего уровня налогообложения. Несмотря на относительность регулирующей функции, нельзя говорить о вторичности налоговых стимуляторов, поскольку практикой признан факт налогового планирования, то есть использование налогоплательщиком собственного капитала наиболее выгодным для себя образом. Такому влиянию подвержен практически каждый активный налогоплательщик. Это означает, что налог начинает занимать лидирующие позиции среди факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь общества (8).
 

Глава 2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

 
     Классификация налогов по существенным признакам  позволяет определить роль каждого  налога и налоговой группы в составе  доходных источников консолидированного федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета.
     Система налогообложения, складывающаяся в  той или иной стране, есть результат  воздействия множества факторов. Один из них - форма государственного устройства. Федерация - это сложное государство по своей структуре и характеру взаимоотношений составных частей. Значительной спецификой характеризуется и правовое регулирование самих налогов в федеративном государстве
     Все налоги и сборы в Российской Федерации распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов и отражают федеративное устройство государства. В частности, предусматриваются:
     - федеральные налоги и сборы;
     - налоги и сборы субъектов Российской  Федерации (региональные налоги и сборы);
     - местные налоги и сборы. 
     Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации.
     Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
     При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
     Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок их применения.
     Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.