На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Бюджету и бюджетному учету"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Б – бюджет
БФ – бюджетный фонд
БС – бюджетная система РФ
РФ – Российская Федерация (федеральный уровень)
СФ – субъект Российской Федерации (региональный уровень)
МО – муниципальное образование (местный уровень)
ГВ – государственная власть (РФ или СФ)
МСУ – местное самоуправление
184-ФЗ - ФЗ от 06.10.99 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти СФ"
131-ФЗ - ФЗ от 06.10.03 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
МБО - межбюджетные отношения
ФД - финансирование дефицита
НГ - нефтегазовый
БКл - бюджетная классификация РФ
ФК – Федеральное казначейство
 
Тема 1. Основы построения БС РФ.
1. Экономическое содержание БФ.
БФ - фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов ГВ и МСУ и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций этих органов. БФ является материальным воплощением бюджетных отношений. Он формируется в результате перераспределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства. Количество БФ зависит от количества органов ГВ и МСУ, функционирующих в государстве. Уровень концентрации финансовых ресурсов в БФ отражает степень влияния органов ГВ и МСУ на экономическую и социальную сферы государства; на уровень влияют:
- уровень развития экономики государства;
- решаемые социально-экономические задачи;
- исторические и национальные особенности развития государства и др.
Установление оптимального размера БФ, обеспечивает достаточное финансирование общественных потребностей и одновременно условия для накопления финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования и граждан. Размер БФ определяется в ходе бюджетного планирования. Черты сходства БФ и финансового фонда:
- функциональная обособленность: вычленение части финансовых ресурсов из стоимости объектов распределения и последующая концентрация этих финансовых ресурсов в распоряжении органов ГВ и МСУ;
- целевое назначение: обеспечение органов ГВ и МСУ денежными средствами, необходимыми для исполнения возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей;
- сбалансированность: обеспечивается заимствованиями в различных формах и другими способами;
- нормативно-правовая регламентация порядка его формирования и использования.
Специфические черты БФ:
а) масштабность финансовых ресурсов БФ определяется их объемом, поступающим в распоряжение органов ГВ и МСУ и отражающим уровень ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и национального богатства, который распределяется через тот или иной фонд;
б) маневренность (мобильность) БФ - подвижность бюджетных средств в процессе формирования и использования бюджетных фондов; она обеспечивается способами:
- соблюдение принципа общего (совокупного) покрытия расходов Б позволяет использовать бюджетные средства в зависимости от имеющихся задач на определенном этапе;
- соблюдение принципа единства кассы позволяет сосредоточить все доходы и поступления на счете средств Б и направить их бюджетополучателям исходя из утвержденных бюджетных назначений;
- привлечение бюджетных кредитов из других Б БС в случаях возникновения временных кассовых разрывов при исполнении Б, при ликвидации последствий стихийных бедствий; временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете Б денежных средств, необходимых для кассовых выплат из Б (такие кредиты выдаются на срок, не выходящий за пределы финансового года);
- изменение в ходе исполнения Б бюджетных назначений, если фактическое исполнение Б происходит с отклонениями от величин, заданных законами или решениями о Б; при поступлении сверхплановых доходов изменение бюджетных назначений создает правовые основания для осуществления расходов в объеме и по направлениям, отличающимся от утвержденных законом или решением о Б, исходя из фактического исполнения Б по доходам;
- формирование и использование бюджетных резервов.
1а. Бюджетные резервы.
1) резервные фонды:
- резервные фонды исполнительной власти формируются в расходной части Б; их размер устанавливается законами и решениями о соответствующих Б и не может превышать 3% общего объема расходов этих Б; средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; порядок использования средств резервных фондов устанавливается соответствующими органами:
Резервный фонд Правительства РФ (Постановления Правительства №810 и №838), Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, резервные фонды высших исполнительных органов ГВ СФ (Постановление Правительства Москвы от 06.12.05), резервные фонды местных администраций; использование средств регулируется распоряжениями исполнительных органов;
- Резервный фонд Президента РФ формируется в расходной части федерального Б в размере не более 1% утвержденного объема расходов; он используется на финансовое обеспечение непредвиденных расходов Б; законодательство не допускает расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов и на освещение деятельности президента; использование этих средств осуществляется на основе указов и распоряжений Президента (ст. 82);
- Резервный Фонд и Фонд будущих поколений - часть средств федерального Б, подлежащая обособленному учету и управлению; утверждаются в Б отдельной строкой; формируются за счет нефтегазовых доходов федерального Б и за счет средств от управления средствами этих фондов;
2) оборотно-кассовая наличность - вид бюджетных расходов, образующийся за рамками Б за счет остатков средств на начало (и конец) планируемого года и предназначенный для бесперебойного финансирования расходов при возникновении временных кассовых разрывов; в БК образование наличности не регламентируется, поэтому минимально необходимый уровень наличности и порядок ее расчета определяются органами ГВ СФ и МСУ самостоятельно (в федеральном Б она не формируется); использование оборотно-кассовой наличности планируется при поквартальном распределении доходов, расходов и источников ФД: в случае недостаточности в каком-либо квартале доходов и поступлений на покрытие предусмотренных расходов привлекается наличность; при этом суммы, заимствованные из наличности в течение года, до конца года должны быть восстановлены;
3) остаток бюджетных средств на счетах - денежные средства, образующиеся на счете Б на начало очередного финансового года; он формируется за счет:
- остатков на начало предыдущего финансового года;
- дополнительно полученных и не использованных при исполнении Б доходов;
- экономии в расходах;
остаток используется на покрытие временных кассовых разрывов, финансирование сверхплановых расходов.
2. Сбалансированность Б.
Сбалансированность в широком понимании - равенство объема расходов и объема доходов. Нарушение сбалансированности: профицит или дефицит. БК регулирует сбалансированность Б только в части дефицита. Сбалансированность Б (БК) означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений источников ФД. Б обязательно должны быть утверждены источники ФД. Дефицит:
- первичный: превышение расходов над доходами за исключением расходов на обслуживание государственного и муниципального долга;
- общий (итоговый): превышение общей суммы расходов над общей суммой доходов.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для покрытия дефицита возможно путем:
а) проведения государственных или муниципальных заимствований: кредиты и займы, привлекаемые от иностранных государств, иностранных и международных организаций, по которым возникают долговые обязательства; это основной неинфляционный способ покрытия дефицита Б;
б) продажи государственного или муниципального имущества (земельных участков, материальных запасов); не инфляционный способ, но ограниченный;
в) кредитно-денежная эмиссия - увеличение количества денег в обращении, инфляционный способ; используется при кризисах государственных финансов.
Бюджетное законодательство (ст. 92, 94, 96) регламентирует конкретный состав источников ФД.
При составлении, утверждении и исполнении Б органы ГВ и МСУ должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита Б. Это достигается за счет изыскания резервов роста доходов Б, эффективного разграничения расходных обязательств РФ, СФ и МО, рационального и целевого использования бюджетных средств.
БК в настоящее время не регулирует общие направления расходования средств при профиците Б. Профицит также бывает первичным (без расходов на обслуживание долга) и общим. Б подлежит сбалансированию не только в части годовых назначений по доходам, расходам и источникам ФД Б, но и при их поквартальном распределении. В ходе поквартального распределения могут возникать временные кассовые разрывы, покрытие которых обеспечивается за счет оборотно-кассовой наличности, остатков бюджетных средств и путем привлечения бюджетных кредитов. Если в отдельные кварталы доходы и поступления превышают расходы, это превышение направляется на покрытие расходов следующего квартала.
3. Особенности Б государственных внеБФ.
В финансовом обеспечении органов ГВ особая роль принадлежит Б государственных внеБФ. Их средства учитываются на отдельных счетах. Важный отличительный признак внеБФ - достаточно узкое целевое назначение (в РФ - социальное). Поступление денежных средств в Б внеБФ осуществляется с учетом заранее обозначенных направлений использования этих средств (привязка определенных доходов к определенным расходам), т.е. принцип общего покрытия расходов Б теряет значимость. Одновременно существенно ограничивается маневренность средств фондов.
Согласно БК федеральные органы ГВ формируют Б Пенсионного фонда (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Федерального фонда социального страхования (ФСС), региональные - Б территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Средства Б внеБФ находятся в федеральной или региональной собственности, а порядок их формирования и исполнения регламентируется федеральными или региональными законами. Само управление средствами осуществляется соответствующими финансово-кредитными учреждениями (Московский городской фонд ОМС).
4. Бюджетные системы унитарного и федеративного государства. БС государства - совокупность Б государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Первичные элементы Б:
а) вид Б - форма образования и расходования бюджетных ресурсов, определенная органами ГВ и МСУ;
б) уровень Б - совокупность видов Б, соответствующих определенному уровню власти.
Факторы построения БС:
1) форма государственного устройства, которая определяет административно-территориальное деление государства, уровни государственной власти и структуру ее органов;
а) особенности БС государства:
- двухуровневая структура (центральный и местные Б);
- высокая степень концентрации бюджетных средств в центральном Б;
- основными видами доходов местных Б являются отчисления от распределения доходов и финансовая помощь из центрального Б;
б) особенности БС федеративного государства:
- трехуровневая структура (федеральный, региональные и местные Б);
- разграничение доходов между уровнями БС на основе разграничения полномочий органов ГВ РФ и СФ;
- межбюджетное перераспределение средств в меньших объемах (по сравнению с унитарным);
- основными видами доходов региональных Б являются собственные доходы;
2) особенности территориальной организации МСУ отражает виды МО, их положение; механизм  формирования местных Б устанавливается с учетом различий в статусе МО.
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие построение и функционирование БС РФ.
Построение и функционирование БС регулируется нормативно-правовыми актами, которые принимаются уполномоченными органами власти и имеют различную юридическую силу. Акты, действующие на территории:
1) РФ (федеральные):
- БК;
- федеральные законы о федеральном Б и Б федеральных внеБФ;
- федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения (184-ФЗ и 131-ФЗ);
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения;
2) СФ (региональные) принимаются в пределах компетенции, установленных Конституцией, БК, 184-ФЗ:
- законы СФ о бюджетном устройстве и процессе в СФ;
- законы о межбюджетных отношениях СФ;
- законы СФ о Б СФ и Б территориальных внеБФ;
- нормативно-правовые акты исполнительных органов ГВ СФ, регулирующие бюджетные правоотношения;
3) МО (местные) принимаются в пределах компетенции, установленной 131-ФЗ:
- решения представительных органов МО о местных Б;
- иные нормативно-правовые акты представительного органа МО;
- постановления главы местной администрации по вопросам формирования местных Б;
- решения о бюджетном устройстве и процессе МО.
Бюджетное законодательства РФ:
а) БК - основа бюджетного законодательства - определяет:
организацию и функционирование БС;
основы межбюджетных отношений;
правовое положение субъектов бюджетных правоотношений;
основы бюджетного процесса;
основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
б) федеральные законы о федеральном Б;
в) федеральные законы о Б федеральных внеБФ;
г) законы СФ о Б СФ;
д) законы СФ о территориальных внеБФ;
е) муниципальные правовые акты о местных Б;
б) - е) занимают особое положение:
* устанавливают определенные правила  формирования Б, действующие в течение срока, на который составляется и утверждается Б;
* устанавливают основные характеристики Б: общий объем доходов и расходов, профицита / дефицита и источников ФД, межбюджетных трансфертов из других Б и другим Б;
* устанавливают верхние пределы внутреннего (государственного / муниципального) и внешнего (только государственного) долгов по состоянию на начало года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
ж) иные федеральные законы, законы СФ и муниципальные акты представительских органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения.
6. Структура БС РФ.
БС РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального, региональных, местных Б и Б внеБФ. БС охватывает весь объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов ГВ и МСУ. Структура БС регулируется БК, законами СФ о бюджетном устройстве и процессе. БС РФ включает:
1) федеральный уровень: федеральный Б и Б государственных внеБФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ; использование органами ГВ РФ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается;
2) региональный уровень: региональные Б и Б территориальных (государственных) внеБФ предназначены для исполнения расходных обязательств СФ; использование органами ГВ СФ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается; региональные Б:
- республиканские;
- краевые;
- областные;
- окружные автономных округов;
- областной автономной области;
- городские городов федерального значения;
3) местный уровень: местные Б предназначены для исполнения расходных обязательств МО; использование органами МСУ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается; многообразие видов МО (ст. 2 131-ФЗ) определяет многообразие видов местных Б:
- Б муниципальных районов;
- Б городских поселений и Б сельских поселений (могут предусматривать сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся МО);
- Б городских округов;
- Б внутригородских МО городов федерального значения (в Москве - 125 районов, в Санкт-Петербурге - 111 муниципальных округов, городов и поселений).
В соответствии с БК могут составляться консолидированные Б. Консолидированный Б - свод Б БС на соответствующей территории за исключением Б государственных внеБФ и без учета межбюджетных трансфертов. Они законодательно не утверждаются и имеют расчетно-аналитическое значение:
а) консолидированный Б РФ - федеральный Б и свод консолидированных Б СФ;
б) консолидированный Б СФ - региональный Б и свод Б МО, входящих в состав СФ;
в) консолидированный Б муниципального района - Б муниципального района и свод Б городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.
7. Принципы построения БС РФ.
В ст. 29-38 БК представлены принципы построения БС (первые 4) и функционирования БФ и органов бюджетного процесса (остальные):
а) единство БС – единство:
- бюджетного законодательства;
- принципов организации и функционирования БС;
- форм бюджетной документации, отчетности и классификации;
- санкций за нарушение;
- порядка формирования доходов и осуществления расходов Б;
- ведения бюджетного учета и отчетности и т.д.;
б) разграничение доходов, расходов и источников ФД между Б БС:
- закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за Б БС;
- определение полномочий органов ГВ и МСУ по формированию доходов, установлению и исполнению расходов;
в) самостоятельность Б:
- право и обязанность органов ГВ и МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность Б и эффективность использования средств;
- право и обязанность органов ГВ и МСУ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (кроме случаев БК);
- право органов ГВ и МСУ устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;
- право органов ГВ и МСУ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (кроме расходов за счет субсидий и субвенций);
- недопустимость расходов за счет средств более одного Б или без определения Б;
- недопустимость непосредственного исполнения расходов за счет других Б и т.д.;
г) равенство бюджетных прав СФ, МО:
- определение бюджетных полномочий органов ГВ СФ и МО;
- установление и исполнение расходов, формирование доходов;
- определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов
в соответствии с едиными принципами и требованиями БК;
д) полнота отражения доходов, расходов и источников ФД Б:
- все доходы и расходы подлежат отражению в Б в обязательном порядке и в полном объеме;
- все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств БС;
е) сбалансированность Б:
- объем предусмотренных Б расходов должен соответствовать суммарному объему доходов Б и поступлений из источников ФД;
- уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита;
ж) результативность и эффективность использования бюджетных средств: уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств (достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств);
з) общее (совокупное) покрытие расходов Б:
- все расходы Б должны покрываться общей суммой доходов Б и поступлений из источников ФД;
- доходы Б и поступления из источников ФД не могут быть увязаны с определенными расходами (кроме целевых бюджетных фондов, иностранных кредитов, субвенций);
и) прозрачность (открытость):
- обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов;
- обязательная открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам Б;
- секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального Б;
к) достоверность Б:
- надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;
- реалистичность расчета доходов и расходов Б;
л) адресность и целевой характер бюджетных средств: средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их финансирования.
При исполнении Б органы исходят их принципов подведомственности расходов бюджетов и единства кассы.
 
Тема 2. Межбюджетные отношения.
1. Содержание МБО.
МБО – отношения, возникающие между органами ГВ и МСУ в ходе:
- разграничения доходов, расходов и источников ФД Б между Б БС;
- распределения доходов между Б;
- межбюджетного перераспределения средств.
Субъекты - ОГВ РФ, ОГВ СРФ и ОМСУ МО.
МБО направлены на:
а) реализацию права ОГВ и ОМСУ на самостоятельное формирования собственных Б за счет закрепленных за Б доходов исходя из необходимости исполнения расходных обязательств;
б) создание равных финансовых возможностей ОГВ и ОМСУ для реализации возложенных на них полномочий;
в) выравнивание бюджетной обеспеченности СФ и  МО;
г) возмещение дополнительных расходов ОГВ и ОМСУ, связанные с выполнением переданных им полномочий;
д) повышение уровня Б финансирования со стороны ОГВ СФ и ОМСУ на реализацию приоритетных для государства социальных мероприятий.
Организация МБО в РФ осуществляется в соответствии с такими актами, как:
* БК РФ, 184-ФЗ, 131-ФЗ;
* федеральные законы о федеральных Б и Б государственных ВБФ на очередной год;
* нормативно-правовые акты Правительства и Президента;
* законы СФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о МБО субъектов;
* законы СФ о Б СФ и Б территориальных ВБФ;
* решения ОМСУ о местных Б.
2. Разграничение расходных обязательств между РФ, СФ и МО.
Расходные обязательства - обусловленные нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего Б. Разграничение расходных обязательств между Б БС РФ - закрепление расходов за Б в соответствии с законодательством РФ и их осуществление на основе расходных обязательств РФ, СФ и МО.
В основе разграничения расходных обязательств РФ и СФ лежат:
а) разграничение предметов ведения (Конституция):
- предметы ведения РФ (ст. 71);
- предметы совместного ведения РФ и СФ (ст. 72);
- предметы ведения СФ (ст. 73);
б) разграничение полномочий по соответствующим предметам ведения (184-ФЗ):
- полномочия ОГВ РФ по предметам ведения РФ (…);
- полномочия ОГВ РФ по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 7 ст. 26.3);
- полномочия ОГВ СФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ОГВ СФ самостоятельно (п. 2, 5 ст. 26.3);
- полномочия ОГВ СФ по предметам ведения СФ (Конституции и Уставы, законы СФ).
В итоге разграничение расходов (БК):
1) расходные обязательства РФ возникают при осуществлении ОГВ РФ полномочий по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 1 ст. 84); они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД Б РФ и за счет средств государственных внеБФ (п. 2 ст. 84);
2) расходные обязательства СФ возникают при осуществления ОГВ СФ полномочий по предметам ведения СФ и предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 1 ст. 85); они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД Б СФ и за счет средств территориальных внеБФ.
С учетом изменений в территориальных организации МСУ возникает необходимость разграничения расходных обязательств МО различного вида:
а) разграничение предметов ведения (131-ФЗ):
- вопросы местного значения поселений (ст. 14);
- вопросы местного значения муниципальных районов (ст. 15);
- вопросы местного значения городских округов (ст. 16);
б) разграничение полномочий (уставы МО):
- полномочия ОМСУ поселений по решению вопросов местного значения поселений;
- полномочия ОМСУ муниципальных районов по решению вопросов местного значения муниципальных районов;
- полномочия ОМСУ городских округов по решению вопросов местного значения городских округов.
В итоге разграничение расходов (БК) – за Б каждого вида МО закрепляются расходные обязательства, возникающие при осуществлении ОМСУ полномочий по решению соответствующих вопросов местного значения; они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД соответствующего местного Б.
Процесс разграничения полномочий дополняется процессом их передачи – исключения определенных полномочий из компетенции ОГВ одного уровня и включения этих полномочий в компетенцию ОГВ другого уровня на срок или бессрочно:
а) от ОГВ РФ:
- международным объединениям (ст. 79 Конституции)
- ОГВ СФ по соглашению (ст. 78 Конституции) за счет субвенций из Б РФ;
- ОМСУ за счет субвенций из Б СФ, переданных из Б РФ;
б) от ОГВ СФ:
- ОГВ РФ по соглашению (ст. 78 Конституции) за счет субвенций из Б СФ;
- другим ОГВ СФ;
- ОМСУ за счет субвенций из Б СФ;
в) от ОМСУ:
- другим ОМСУ за счет субвенций из Б МО.
Средства, направленные на исполнение расходных обязательств для обеспечения переданных расходных полномочий отражаются в Б отдельно.
3. Разграничение доходов между Б.
Разграничение доходов - законодательно закрепление федеральными ОГВ соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за определенными Б БС. Разграничение доходов позволяет обеспечить ОГВ и ОМСУ средствами, снизить масштабы перераспределения средств между Б, создать стабильные условия взаимоотношений РФ, СФ и МО, стимулировать ОГВ СФ и ОМСУ к наиболее полной мобилизации доходов на соответствующей территории. Формы разграничения:
1) разделение доходов между уровнями ОГВ и ОМСУ: основано на определении органа власти, в чьей компетенции находится введение данного дохода и установление порядка его исчисления и взимания; все списки налогов закрыты, т.е. ОГВ и ОМСУ не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК:
а) федеральные – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы (А);
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- единый социальный налог (ЕСН);
- налог на прибыль организаций (НПО);
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- водный налог (ВН);
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (СПО);
- государственная пошлина (ГП);
все элементы установлены НК;
б) региональные –  налоги, установленные НК и законами СФ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих СФ:
- налог на имущество организаций (НИО);
- налог на игорный бизнес (НИБ);
- транспортный налог (ТН);
ОГВ СФ в порядке и пределах, определенных НК, устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, основания и порядок их применения; остальные элементы установлены НК;
в) местные – налоги, установленные НК и нормативными правовыми актами представительных ОМСУ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих МО:
- земельный налог (ЗН);
- налог на имущество физических лиц (НИФЛ);
ОМСУ в порядке и пределах, определенных НК, устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, основания и порядок их применения; остальные элементы установлены НК;
в городах федерального значения местные налоги устанавливаются НК и законами СФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих СФ;
г) налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами – налоги, установленные НК и обязательные к уплате налогоплательщиками, которые на них перешли:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- единый налог при упрощенной системе налогообложения (ЕНУСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- налог при выполнении соглашений о разделе продукции (НСРП);
они могут предусматривать особый порядок налогообложения и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов;
* проблемы:
- федеральные налоги и сборы самые значительные по объему и самые устойчивые по поступлениям (преобладание интересов федеральных ОГВ при разграничении доходов);
- ОГВ СФ и ОМСУ не могут оказать существенного влияния на объем доходов, поступающих в их Б от уплаты региональных и местных налогов;
2) квотирование поступлений дохода - разграничение доходов путем квотирования контингента (ст. 50-51, 56-57, 61-62 БК) и ставок (НК); квотирование позволяет обеспечить ОГВ СФ и ОМСУ полной и своевременной мобилизацией налогов на соответствующей территории и сохранить единый методологический подход в налогообложении объекта на всей территории РФ; проблемы:
- отсутствие научно обоснованных критериев выбора объекта;
- отсутствие методики расчета квот по различным доходам;
3) установление надбавок к налогам (в РФ не применяется) - утверждение ОГВ СФ и ОМСУ дополнительных процентов к ставке соответственно федеральных и региональных налогов в пределах, установленных вышестоящими ОГВ; надбавки позволяют:
- заменить региональные и местные налоги;
- оптимизировать издержки по взиманию налогов;
- заинтересовать ОГВ СФ и ОМСУ в полном и своевременном поступлении федеральных и региональных налогов.
Особенности разграничения доходов Б:
а) федеральные налоги и сборы, налоги специальных налоговых режимов полностью или частично закрепляются за Б РФ, Б СФ и Б МО (а также ВБФ); при этом в городские Б городов федерального значения эти налоги и сборы подлежат зачислению по суммарным нормативам для СФ и МО;
б) региональные налоги полностью закреплены за Б СФ;
в) местные налоги полностью закреплены за Б поселений и городских округов, на территории которых они взимаются; за Б муниципальных районов закреплены местные налоги, взимаемые на межселенных территориях;
г) неналоговые доходы закреплены за федеральными, региональными и разными видами местных Б.
3а. Распределение доходов между Б.
Разграничение доходов между Б дополняется их распределением. Распределение доходов - передача ОГВ и ОМСУ доходов, закрепленных за Б, другим Б БС по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год (плановый период):
1) ОГВ РФ федеральными законами о ФБ на очередной финансовый год устанавливают нормативы распределения доходов в Б СФ; от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта 9-25% (кроме вин) и алкогольной продукции >25% (кроме вин, произведенных на территории РФ), а также от уплаты акцизов на автомобили, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла;
2) ОГВ СФ региональными законами (кроме законов на ограниченный срок) могут устанавливать для МО на своей территории нормативные отчисления в местные Б от уплаты федеральных и региональных налогов и сборов, налогов специальных налоговых режимов, подлежащих зачислению в Б СФ; при этом раздельно устанавливаются единый норматив для поселений и единый норматив для муниципальных районов, а единый норматив для городских округов равен сумме этих двух (т.к. городской округ является поселением, но не входит в муниципальный район);
3) ОМСУ муниципальных районов своими решениями (кроме решений на ограниченный срок) могут устанавливать единый для всех поселений этого района норматив отчислений;
4) ОГВ СФ в законе о Б СФ могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные Б от НДФЛ для полной или частичной замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, районов, округов;
5) ОГВ СФ обязаны устанавливать единые и дополнительные нормативы отчислений в местные Б от НДФЛ исходя из минимума в 10% налоговых доходов консолидированного Б по этому налогу;
6) ОГВ городов федерального значения своими законами определяют значения и порядок установления нормативов отчислений от налогов специальных налоговых режимов в Б внутригородских муниципальных образований.
4. Межбюджетное перераспределение средств.
Перераспределение средств - передача денежных средств от одного Б другому Б БС для выравнивания бюджетной обеспеченности СФ и МО, финансового обеспечения переданных полномочий, финансирования временных кассовых разрывов и других целей. Формы перераспределения отличаются условиями и назначением предоставления средств. Формы (кредиты - источники ФД, остальные -  доходы):
1) трансферты – средства, передаваемые одним Б БС другому Б БС (кроме бюджетных кредитов), т.е. безвозмездная передача средств:
а) дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования;
- из федерального Б - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности СФ (Федеральный фонд финансовой поддержки СФ);
- из Б СФ - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (региональные фонды финансовой поддержки поселений) и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов (региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов);
- из Б муниципальных районов - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (районные фонды финансовой поддержки поселений);
б) субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые для софинансирования расходных обязательств РФ, СФ и МО, возникающих при осуществлении органами ГВ и МСУ своих полномочий;
- региональным Б - для софинансирования расходных обязательств СФ, возникающих при реализации полномочий ОГВ СФ по предметам ведения СФ и предметам совместного ведения РФ и СФ, а также для софинансирования расходных обязательств, связанных с полномочиями ОМСУ по решению вопросов местного значения;
- местным Б - для софинансирования расходных обязательств МО, возникающих при реализации ОМСУ полномочий по решению вопросов местного значения;
Субсидии могут предоставляться на выравнивание бюджетной обеспеченности СФ и МО по реализации отдельных расходных обязательств:
- Федеральный фонд софинансирования расходов (совокупность субсидий СФ);
- региональные фонды софинансирования расходов (совокупность субсидий МО);
в) субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые для финансового обеспечения расходных обязательств РФ, СФ и МО, возникающих при осуществлении органами ГВ и МСУ своих полномочий;
- субвенции местным и региональным Б предоставляются для финансирования расходов СФ или МО, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных СФ или МО (Федеральный фонд компенсаций);
- субвенции местным Б предоставляются для финансирования расходов МО, возникающих при выполнении полномочий РФ и СФ, переданных МО (региональные фонды компенсаций);
г) иные формы межбюджетных трансфертов могут устанавливаться нормативно-правовыми актами РФ, СФ и МО и являются доходами Б;
2) бюджетные кредиты - денежные средства, предоставляемые Б БС другому Б БС на возвратной и возмездной основе; их перестанут относить к трансфертам из-за отличающихся условий предоставления и назначения с 01.01.08;
средства, поступившие в форме бюджетных кредитов из других Б БС (за вычетом объема погашенных бюджетных кредитов) и средства, полученные от возврата бюджетных кредитов (за вычетом объема предоставленных кредитов), включаются в состав источников ФД Б (БК);
Предоставление бюджетных кредитов региональным и местным Б осуществляется в соответствии с БК, ФЗ о федеральном Б, законами СФ о Б СФ, решениями представительных ОМСУ муниципальных районов, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а также в соответствии с ГК; бюджетные кредиты предоставляются: за счет средств соответствующих Б и средств целевых иностранных кредитов;
- бюджетные кредиты региональным Б предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности СФ по денежным обязательствам (кроме случая реструктуризации обязательства);
- бюджетные кредиты местным Б предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности МО по денежным обязательствам (кроме случая реструктуризации обязательства), а также при условии предоставления МО обеспечения обязательств по возврату бюджетных кредитов;
бюджетные кредиты за счет средств соответствующего кредита??? предоставляются на срок до 1 года, процентная ставка и цели устанавливаются законом или решениями о Б; кредиты предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении Б СФ и на ликвидацию последствий стихийных бедствий; плата за пользование кредитами на покрытие разрывов - 1/4 ставки рефинансирования на день соглашения, на ликвидацию последствий - 0%; сроки и цели предоставления кредитов Б БС за счет средств целевых иностранных кредитов определяются Программой государственных внешних заимствований РФ.
 
Тема 3. Формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
1. Формирование федерального Б.
Формирование федерального Б осуществляется посредством мобилизации доходов:
1) налоговые доходы (основа Б) зачисляются в федеральный Б по нормативам, установленным БК и ФЗ о федеральном Б (за минусом задолженности по отмененным налогам и сборам):
- федеральные налоги и сборы (НДС, А, НДФЛ, ЕСН, ННП, СПО, ВН, ГП, НДПИ) и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (ЕСХН, ЕНУСН, ЕНВД, СРП);
- денежные взыскания в виде санкций по соответствующим налогам;
2) неналоговые доходы зачисляются в федеральный Б по нормативам, установленным БК и ФЗ о федеральном Б:
а) доходы от внешнеэкономической деятельности:
- таможенные пошлины и сборы;
- доходы от экспорта высокообогащенного урана и др.;
б) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности - арендная плата за передачу в возмездное пользование государственного имущества РФ (кроме имущества федеральных автономных учреждений и государственных унитарных предприятий);
в) доходы по остаткам бюджетных средств на счетах федерального Б в Банке России и кредитных организациях;
г) плата за пользование бюджетными кредитами;
д) дивиденды по акциям, принадлежащим РФ и доход в виде прибыли по доле в уставном капитале;
е) часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей;
ж) доходы от перечисления части прибыли БР и другие платежи за пользование природными ресурсами:
- плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
- плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- платежи за пользование недрами (геологическая информация, проведение государственной экспертизы запасов недр);
з) доходы от оказания платных услуг и коми.... з государства:
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов ГВ РФ;
- плата за предоставление информации, содержащейся в ЕГРН;
- плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- консульский сбор;
- доходы от оформления виз;
- пошлины за патентование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков;
и) доходы от продажи материальных и нематериальных активов:
- доход от продажи имущества (кроме акций и форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней, имущества автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий);
- средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства;
к) административные платежи и сборы;
л) штрафы, санкции, возмещение ущерба:
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, компенсации и конфискации;
- средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
3) безвозмездные поступления:
- от других Б БС в форме межбюджетных трансфертов;
- от юридических и физических лиц;
- от международных организаций;
- иностранных правительств;
- добровольные пожертвования.
Все поступления (кроме субвенций) являются собственными доходами федерального Б.
С 01.01.08 в составе доходов федерального Б выделяют НГ доход:
- НДПИ в виде углеводородного сырья;
- вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты.
Он направлен на обеспечение НГ трансферта, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. НГ трансферт - часть средств федерального Б, обеспечивающая финансирование неНГ дефицита федерального Б за счет НГ доходов федерального Б и средств Резервного фонда. НеНГ дефицит федерального Б - разница между доходами федерального Б (без учета НГ доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального Б в соответствующем финансовом году. НГ трансферт используется на финансирование расходов федерального Б, не обеспеченных неНГ доходам и доходами от управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. В случае превышения объема НГ дохода над величиной НГ трансферта часть НГ дохода направляется на формирование Резервного фонда (если накопленный объем Резервного фонда не превышает 10% прогнозируемого ВВП; если норматив превышен, то сумма в объеме превышения направляется в Фонд национального благосостояния). Резервный фонд формируется также за счет управления его средствами (аналогично Фонд национального благосостояния). Средства Резервного фонда могут использоваться на финансирование обеспечения НГ трансферта в случае недостаточности НГ дохода для его формирования, а также на досрочное погашение государственного внешнего долга.
Средства Фонда национального благосостояния используются на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечения сбалансированности Б Пенсионного фонда РФ. НГ доход федерального Б, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального Б, открытых Федеральным казначейством в Банке России.
Средства, поступающие в федеральный Б, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов ГВ РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и СФ. За счет средств федерального Б осуществляются:
- финансирование деятельности Президента РФ, органов ГВ РФ;
- проведение выборов и референдумов РФ;
- финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах;
- финансирование фундаментальных исследований;
- обслуживание государственного долга;
- финансирование национальной обороны;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики;
- исследование и использование космического пространства;
- финансирование деятельности федеральных государственных учреждений образования, культуры и искусства;
- финансовая поддержка СФ (трансферты);
- прочие расходы.
В соответствии с принципом сбалансированности Б объем предусмотренных Б расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений источников ФД.
Источники ФД федерального Б:
1) внутренние:
- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
- бюджетные кредиты, полученные от других Б в валюте РФ;
- кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций в валюте РФ;
- остатки средств на счетах по учету средств федерального Б в течение соответствующего финансового года;
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней;
- курсовая разница по средствам федерального Б;
- средства, полученные от возврата предоставленных из федерального Б бюджетных кредитов юридическим лицам в валюте РФ;
- средства, полученные от возврата предоставленных из федерального Б бюджетных кредитов другим Б в валюте РФ;
- иные;
2) внешние:
- средства от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты, полученные РФ от иностранных государств в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты;
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные.
Кредиты Банка России и средства от приобретения им государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источником ФД федерального Б.
Дефицит федерального Б, утвержденный законом о федеральном Б на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер НГ дефицита федерального Б. Утвержденный этим же законом общий объем источников ФД федерального Б, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП, указанного в законе. Это ограничение может быть превышено только на сумму средств Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году.
2. Формирование Б СФ.
Формирование Б СФ осуществляется с учетом определенных требований, предусмотренных БК. 1 требование: размер дефицита не должен превышать долю утвержденного общего годового объема доходов Б без учета объема безвозмездных поступлений:
- 15% для обычных СФ;
- 10% для СФ, в Б которых доля межбюджетных трансфертов из федерального Б (за исключением субвенций) в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного Б СФ;
это ограничение может быть превышено только в случае утверждения законом СФ о Б в составе источников ФД Б объема поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также при снижении остатков средств на счетах по учету средств Б СФ; превышение может осуществляться в пределах сумм поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и сумм снижения остатков средств на счетах;
2 требование: предельный объем государственного долга СФ не должен превышать долю общего годового объема доходов Б СФ (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений):
- 100% для обычных СФ;
- 50% для СФ, в Б которых доля межбюджетных трансфертов из федерального Б (за исключением субвенций) в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного Б СФ;
3 требование: предельный объем расходов на обслуживание государственного долга СФ в очередном финансовом году не должен превышать 15% объема расходов данного Б за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций из других Б.
Доходы Б СФ:
1) налоговые доходы:
- федеральные налоги и сборы и налоги специальных налоговых режимов, зачисляемые в Б СФ в соответствии с БК (ст. 56-57: НПО, НДФЛ, А, НДПИ, СПО, исключая внутренние водные объекты, ГП, ЕСХН, ЕНУСН) и федеральным законом о федеральном Б (А на алкогольную продукцию и на автомобильные топлива);
- региональные налоги 100% в соответствии с БК (НИО, НИБ, ТН);
- денежные взыскания в виде санкций по этим налогам в доле зачисления налогов в Б СФ;
- в Б городов федерального значения зачисляются и местные налоги;
* БК предусмотрены особенности зачисления налоговых доходов в Б краев / областей, в состав которых входят автономные округа:
- федеральные налоги и сборы и налоги специальных налоговых режимов подлежат зачислению в Б края или области, если иное не предусмотрено федеральным законом о федеральном Б и договором между органами ГВ края / области и автономного округа;
- региональные налоги: чьи органы ГВ установили налог, того и тапки;
2) неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящегося в собственности СФ:
- дивиденды по акциям, находящимся в собственности СФ;
- доходы от предоставления бюджетных кредитов за счет средств Б СФ;
- доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий СФ;
- иные;
б) платежи при пользовании природными ресурсами:
- плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
- плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности СФ;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
в) доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства:
- доходы от оказания платных услуг государственными учреждениями СФ;
- сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти СФ;
- иные;
г) доходы от продажи материальных и нематериальных активов:
- доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности СФ;
- доходы от продажи имущества, кроме акций и иного участия в капитале, находящегося в собственности СФ (за исключением имущества государственных автономных учреждений и унитарных предприятий СФ);
д) административные платежи и сборы;
е) штрафы, санкции и возмещение ущерба СФ:
- денежные взыскания за нарушение лесного законодательства в части лесных участков, находящихся в собственности СФ;
- денежные взыскания за нарушение водного законодательства в части водных объектов, находящихся в собственности СФ;
- денежные взыскания за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для нужд СФ;
- денежные взыскания за нарушение бюджетного законодательства в части Б СФ;
- иные;
нормативы отчислений от неналоговых доходов устанавливаются БК, федеральным законом о федеральном Б и законами субъектов;
3) безвозмездные поступления:
- от других Б БС (из федерального - дотации, субсидии, субвенции, из местных - субсидии);
- от юридических и физических лиц;
- от международных организаций;
- от правительств иностранных государств.
Поступившие в Б СФ средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов ГВ СФ по предметам ведения СФ и предметам совместного ведения РФ и СФ. Расходы Б СФ:
- финансирование деятельности высшего должностного лица СФ, законодательного и исполнительных органов ГВ СФ;
- проведение выборов в органы ГВ СФ и референдумов СФ;
- материально-техническое обеспечение мировых судей и содержание Конституционного или Уставного суда СФ;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера;
- государственная поддержка отдельных отраслей экономики (сельскохозяйственное производство, транспорт пригородного и межмуниципального сообщения, строительство автомобильных дорог общего пользования межмуниципального назначения);
- осуществление межмуниципальных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- организация предоставления дошкольного и общего образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении СФ;
- содержание государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении СФ;
- обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- государственная поддержка учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении СФ;
- обеспечение библиотечного обслуживания населения библиотеками СФ;
- оказание специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях, находящихся в ведении СФ;
- социальная поддержка и социальное обслуживание определенной категории граждан (инвалиды, ветераны труда, дети-сироты и без попечения, малоимущие и т.д.);
- осуществление региональных программ в области физической культуры и спорта;
- обслуживание государственного долга СФ;
- выравнивание бюджетной обеспеченности МО на территории СФ;
- иные расходы.
Основной удельный вес в составе расходов СФ занимают расходы на предоставление межбюджетных трансфертов МО, а также на государственную поддержку отдельных отраслей экономики регионального и межмуниципального значения.
Источники ФД:
1) внутренние:
- средства, поступающие от размещения ценных бумаг СФ (номинал в рублях);
- кредиты от кредитных организаций в рублях;
- бюджетные кредиты из других Б БС в рублях;
- кредиты международных финансовых организаций в рублях;
- остатки средств на счетах по учету средств Б СФ;
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности СФ;
- средства, полученные от возврата предоставленных из Б кредитов юридическим лицам, другим Б;
- иные;
2) внешние (с 2008):
- средства, поступающие от размещения ценных бумаг СФ (номинал в иностранной валюте);
- кредиты, полученные от иностранных кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные.
Кредиты Банка России и средства от приобретения им ценных бумаг СФ не могут быть источником ФД Б СФ.
3. Формирование местных Б.
Требования к формированию местных Б (ст. БК):
а) размер дефицита местного Б не должен превышать долю утвержденного общего годового объема доходов Б (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений):
- 10% для обычных МО;
- 5% для МО, в Б которых доля межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышала 70% общего объема собственных доходов;
ограничение может быть превышено только на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также на сумму снижения остатков средств на счетах по учету средств местного Б;
б) предельный объем муниципального долга не должен превышать долю утвержденного общегодового объема доходов (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений:
- 100% для обычных МО;
- 50%  для МО, в Б которых доля межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышала 70% общего объема собственных доходов;
в) предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов местного Б (кроме расходов за счет субвенций).
Доходы местных Б:
1) налоговые доходы:
- федеральные налоги (НДФЛ, ГП) и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (ЕСХН, ЕНВД), зачисляемые в местные Б в соответствии с БК;
- региональные налоги, зачисляемые в местные Б в соответствии с законодательством СФ и МО;
- местные налоги (ЗН, НИФЛ), зачисляемые в соответствии с БК и муниципальными правовыми актами;
- денежные взыскания в виде санкций, применяемых по этим налогам в доле зачисления соответствующих налогов в местный Б;
это налоговые доходы, закрепленные БК за соответствующим видом Б или передаваемые органами ГВ СФ или МСУ муниципальных районов;
2) неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящихся в муниципальной собственности:
- дивиденды по акциям, принадлежащим МО;
- проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов за счет средств местного Б;
- доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных платежей;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов МСУ и созданных ими учреждений (кроме имущества муниципальных автономных учреждений);
б) платежи при пользовании природными ресурсами:
- плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности МО;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
в) доходы от оказания платных услуг и компенсаций З государства:
- доходы от оказания платных услуг муниципальными учреждениями;
- сбор за выдачу органами МСУ лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
г) доходы от продажи материальных и нематериальных активов:
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности (кроме имущества муниципальных автономных учреждений и унитарных предприятий);
- средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доходы МО;
д) административные платежи и сборы;
е) штрафы, санкции и возмещение ущерба МО:
- денежные взыскания за нарушение бюджетного законодательства в части местных Б;
- денежные взыскания за нарушение лесного законодательства, установленные на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
- денежные взыскания за нарушение водного законодательства, установленные на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности;
3) безвозмездные поступления:
- от других Б БС: дотации, субсидии и субвенции из Б СФ, дотации из Б муниципальных районов поселениям, субсидии и субвенции из Б поселений в Б муниципальных районов (на решение вопросов местного значения муниципального (межпоселенческого) характера);
- от юридических и физических лиц.
Все доходы (кроме субвенций) являются собственными доходами местных Б.
Средства местных Б направляются на осуществление расходов:
1) по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов МСУ данного МО;
2) связанных с решением вопросов по осуществлению полномочий, переданных иными органами МСУ;
3) по осуществлению переданных органам МСУ отдельных государственных полномочий.
Расходы местных Б:
а) содержание органов МСУ;
б) проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
в) обслуживание муниципального долга;
г) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО;
д) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах МО;
е) транспортное обслуживание населения в границах МО;
ж) обеспечение жителей МО услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
з) строительство и содержание муниципального жилого фонда;
и) организация благоустройства и озеленения территории (для поселений и городских округов);
к) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (для поселений и городских округов);
л) обеспечение общего образования по основным общеобразовательным программам и обеспечение бесплатного дошкольного образования (для муниципальных районов и городских округов);
м) обеспечение библиотечного обслуживания населения;
н) охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения (для поселений и городских округов);
о) организация оказания на территории МО скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях (для муниципальных районов и городских округов);
п) обеспечение развития на территории МО массовой физической культуры и спорта (для поселений и городских округов);
р) выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (для муниципальных районов).
Сбалансированность местных Б обеспечивается органами МСУ за счет поступлений источников ФД местного Б. Согласно бюджетному законодательству РФ, для местных Б предусмотрены только внутренние источники ФД:
- средства от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в рублях;
- кредиты от кредитных организаций в рублях;
- бюджетные кредиты из других Б БС;
- остатки средств на счетах по учету средств местного Б;
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале в собственности МО.
Другие источники (кредиты ЦБ, средства от приобретения муниципальных ЦБ) не могут быть источниками ФД местных Б.
 
Тема 4. Бюджетная классификация РФ.
1. БКл РФ.
БКл - группировка доходов, расходов и источников ФД Б БС, используемая я составления и исполнения Б, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей Б БС. Она предполагает присвоение объектам классификации группировочных кодов - условных цифровых обозначений доходов, расходов и источников ФД Б, отражающей их принадлежность к определенной классификационной группе. Правовое регулирование БКл:
а) БК РФ;
б) законы и решения о Б;
в) Приказ МФ РФ от 24.08.07 №74н "Об утверждении указаний о порядке применения БКл РФ";
г) нормативные правовые акты финансовых органов СФ и МО.
Состав БКл РФ:
- классификация доходов Б;
- классификация расходов Б;
- классификация источников ФД Б;
- классификация операций сектора государственного управления.
Бюджетные полномочия в части БКл:
1) РФ:
- установление основ БКл и общего порядка ее применения;
- установление, детализация и определение порядка применения БКл в части, относящейся к федеральному Б и Б государственных внеБФ РФ;
2) СФ: установление, детализация и определение порядка применения БКл в части, относящейся к Б СФ и Б государственных территориальных внеБФ РФ;
3) МО: установление, детализация и определение порядка применения БКл в части, относящейся к местным Б.
БКл должна отвечать требованиям единства (принцип единства БС), стабильности и преемственности (принцип прозрачности / открытости БС). Она является единой в части первых двух уровней детализации:
- групп и подгрупп БКл доходов;
- разделов и подразделов БКл расходов;
- групп и подгрупп БКл источников ФД;
- групп и статей БКл операций сектора государственного управления.
Перечень этих подразделений устанавливается БК, а коды - Приказом 74н. Кроме того, Минфин может устанавливать единый для всех Б перечень и коды статей и подстатей БКл доходов, а также перечень и коды подстатей БКл операций сектора. Иные подразделения БКл, требующие отражения специфики формирования Б, утверждаются законами / решениями о Б. Ими утверждается ведомственная структура расходов Б, в рамках которой органы ГВ соответствующего уровня и МСУ утверждают перечень главных распорядителей бюджетных средств и перечень целевых статей и видов расходов классификации расходов Б. Законом / решением устанавливается перечень главных администраторов доходов Б и главных администраторов источников ФД Б.
2. Классификация доходов Б. Классификация доходов Б предусматривает группировку доходов по:
1) главным администраторам доходов Б;
* главный администратор доходов Б - определенный законом / решением о Б орган ГВ / МСУ / местной администрации / управления государственным внеБФ / ЦБ / иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов Б или являющимися ими; * администраторы доходов Б - вышеназванные органы + бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами Б БС;
перечень и коды главных администраторов, закрепляемые за ними виды и подвиды доходов устанавливаются законом / решением о Б; порядок закрепления доходов и присвоения кодов главным администраторам:
- закрепление осуществляется в соответствии с перечнем главных администраторов, утвержденных Приказом 74н; коды устанавливаются органами ГВ РФ, СФ и органами МСУ с учетом кодов главных администраторов доходов, предусмотренных Приказом 74н;
- за главными администраторами - органами ГВ СФ закрепляются доходы, администрирование которых не предусмотрено Приказом 74н; органы ГВ СФ не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов Б, совпадающие с кодами главных администраторов доходов Б, утвержденными Приказом 74н;
- за главными администраторами - органами МСУ МО (кроме поселений) закрепляются доходы, администрирование которых не предусмотрено Приказом 74н, а также нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ; органы МСУ МО (кроме поселений) не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов Б, совпадающие с кодами главных администраторов доходов Б, утвержденными Приказом 74н, а также с кодами, установленными нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ;
- за главными администраторами - органами МСУ поселений закрепляются доходы, администрирование которых не предусмотрено Приказом 74н, а также нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ и органов МСУ муниципальных районов; органы МСУ поселений не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов Б, совпадающие с кодами главных администраторов доходов Б, утвержденными Приказом 74н, а также с кодами, установленными нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ и органами МСУ муниципальных районов;
администрирование отдельных доходов осуществляется определенными органами (доходов от денежных взысканий - органами, вынесшими постановление о наложении штрафов; доходов от дотаций - органами, организующими исполнение Б; доходов от субсидий и субвенций - органами, уполномоченными на их использование); код главного администратора доходов состоит из 3 знаков (1-3 разряды общего кода);
2) видам доходов (группам, подгруппам, статьям, подстатьям и элементам дохода); она является (кроме элементов) единой для всех Б БС;
- группы доходов сформированы исходя из особенностей мобилизации доходов в Б; по БК существуют 2 группы: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления, в Приказе 74н есть еще доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; согласно п.5 ст.41 БК с 2008 доходы от использования имущества в государственной / муниципальной собственности, доходы от платных услуг бюджетных учреждений и доходы от иной приносящей доход деятельности относятся к неналоговым доходам; однако это положение применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от такой деятельности; поскольку он еще не принят, то в 2008 сохранена подгруппа, указанная в Приказе 74н;
- подгруппы позволяют конкретизировать группы в зависимости от объекта обложения (по налоговым доходам) и источника и назначения дохода (по остальным); подгруппы утверждены БК и Приказом 74н, при этом в ст.20 БК указано, какие доходы в составе группы "налоговые и неналоговые доходы" отнесены к налоговым, а какие - к неналоговым;
- статьи и подстатьи детализуют подгруппы; их перечень утвержден Приказом 74н;
- элемент дохода и его код соответствуют Б БС; коды элементов: 01 - федеральный Б, 02 - Б субъекта, 03 - Б внутригородских муниципальных образований, 04 - Б городского округа, 05 - Б муниципального района, 06 - Б Пенсионного фонда РФ, 07 - Б Фонда социального страхования, 08 - Б Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 09 - территориального фонда обязательного медицинского страхования, 10 - Б поселения; при этом по коду 05 отражаются доходы Б района и МО, пока не перешедших на систему организации МСУ согласно 131-ФЗ;
код вида доходов состоит из 10 знаков (4-13 разряды общего кода): код группы - 1 знак, подгруппы - 2 знака, статьи - 2 знака, подстатьи - 3 знака, элемента - 2 знака;
3) подвидам доходам; порядок установления перечня и кодов подвидов доходов:
- Минфин утверждает перечень и коды подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы ГВ РФ, ЦБ, органы управления государственными внеБФ и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- финансовые органы СФ утверждает перечень и коды подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы ГВ СФ, органы управления государственными территориальными внеБФ и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- финансовые органы МО утверждают перечень и коды подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы МСУ и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
код подвида доходов состоит из 4 знаков (14-17 разряды общего кода); они установлены для налогов, сборов, госпошлины, регулярных платежей за пользование недрами, таможенных пошлин и таможенных сборов; если уплачиваются платежи (+ перерасчеты, недоимки и задолженность), то код подвида 1000, пени и проценты - 2000, штрафы - 3000; возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду подвида, по которому они поступили; при этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду 2000;
4) подразделениям классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам Б (группам, статьям, подстатьям операций); это группировка доходов Б в зависимости от их экономического содержания; она включает группы, статьи и подстатьи операций сектора, которые являются едиными для Б БС; код состоит из 3 знаков (18-20 разряды общего кода); перечень групп, статей и подстатей содержится в БК, а их коды - в Приказе 74н; группировка доходов осуществляется по 2 группам:
- доходы: налоговые, от собственности, от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от Б, взносы на социальные нужды, прочие;
- выбытие нефинансовых активов: уменьшение стоимости основных средств (410), нематериальных активов (420), непроизведенных активов (430), материальных запасов (440).
Коды доходов в группировках 2) и 4) ежегодно утверждается законом / решением о Б.
3. Классификация расходов Б. Это группировка расходов Б БС, которая отражает направления бюджетных средств на выполнение единицами сектора ГВ и МСУ основных функций, на решение социально-экономических задач. Она предусматривает группировку расходов:
1) по главным распорядителям;
* главный распорядитель - орган ГВ / МСУ / местной администрации / управления государственным внеБФ, а также наиболее значимое учреждение науки, образования (МГУ), культуры, здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов Б, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями или получателями; перечень и коды утверждаются законом / решением о Б в составе ведомственной структуры его расходов; для федерального Б они также утверждены Приказом 74н; код главного распорядителя состоит из 3 знаков (1-3 разряды общего кода);
2) по разделам, подразделам, целевым статьям (в т.ч. программам и подпрограммам) и видам расходов;
а) разделы сформированы исходя из основных функций органов ГВ и МСУ, на выполнение которых направляются бюджетные средства; эти функции сгруппированы в 11 разделов:
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография, средства массовой информации;
- здравоохранение, физическая культура и спорт;
- социальная политика;
- межбюджетные трансферты;
они детализируются 95 подразделами; перечень и коды разделов и подразделов являются едиными для Б БС; перечень утвержден БК, а коды - Приказом 74н; код раздела состоит из 2 знаков (4-5 разряды общего кода), код подраздела - из 2 знаков (6-7 разряды общего кода);
Приказом 74н установлены правила отнесения расходов Б на соответствующие разделы и подразделы БКл расходов; целевые статьи и виды расходов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующего Б; их уникальные коды присваиваются каждому публичному нормативному обязательству, каждой долгосрочной целевой программе (подпрограмме) каждой обособленной функции (сфере деятельности) органа ГВ или МСУ и каждому проекту для осуществления бюджетных инвестиций;
б) целевые статьи имеют внутреннюю структуру и включают программы и подпрограммы, обеспечивающие детализацию направлений использования средств; порядок присвоения кодов:
- распределение расходов федерального Б по целевым статьям и видам расходов осуществляется в соответствии с Приказом 74н;
- распределение расходов Б СФ и местных Б по целевым статьям и видам расходов осуществляется в порядке, устанавливаемом финансовыми органами СФ и МО (за исключением расходов, которые обеспечиваются за счет субвенций и субсидий); перечень целевых статей и видов расходов Б СФ и МО может содержать целевые статьи и виды расходов, предусмотренные Приказом 74н (при этом перечень исключительных расходов устанавливаются финансовым органом, за счет средств Б которого предоставляются эти трансферты);
- перечень и коды целевых статей и видов расходов утверждается законом / решением о Б в составе ведомственной структуры расходов Б или, в случаях, предусмотренных БК, сводной бюджетной росписью;
- уникальные коды целевых статей / видов расходов присваиваются каждому: публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции органов ГВ и МСУ, проекту для осуществл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.