На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка инвестиционной привлекательности региона и пути её повышения на примере Удмуртской Республики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………………………………5
1.1. Инвестиционная  привлекательность  регионов и факторы ее определяющие. Экономическое содержание инвестиций………………………….......................................................5
1.2.  Роль государства в инвестиционном процессе………………….6        
1.3. Факторы, влияющие на объём инвестиций………………………7
1.4. Субъекты и объекты инвестиций……………………………..…8
1.5. Классификация инвестиций……………………………………...9
1.6. Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее определяющие………………………...…………………………………...…….10
1.7. Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности российских регионов…………………………..………………………..……….13
1.8. Зарубежная практика оценки инвестиционного потенциала………………………………………………………………………..15
2.Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Удмуртской Республики)………………………………………………………..18
2.1. Общие сведения о регионе…………………………..…….……..18
       2.1.1. Географическое положение…………………………….…18
       2.1.2. Население…………………………………………….…….19
2.2. Социальная инфроструктура……………………………….…….20
       2.2.1. Образование…………………………………………...……20
       2.2.2. Физическая культура и спорт…………………………..…21
       2.2.3. Наука………………………………………….…………….23
2.3. Экономический потенциал…………………………………….....25
       2.3.1. Промышленность………………………………….……….25
       2.3.2. Машиностроение и металлообработка………………...…25
       2.3.3. Металлургия………………………………………………..26
       2.3.4. Нефтедобыча……………………………………………….26
       2.3.5. Лесная и деревообрабатывающая промышленность…….27
       2.3.6. Агропромышленный комплекс……………………………27
       2.3.7. Животноводство……………………………………...…….28
       2.3.8. Другие отрасли ……………………………………...……..28
2.4. Позитивный имидж региона……………………………………..29
2.5. Основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности региона………………………………………………...………….41
2.6.Вектор инновационного развития Удмуртии……….........................................................……………………...........45
2.7. Развитие предпринимательства в Республике…………….……47
2.8. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики развития Удмуртии…………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….……...52
Список использованной литературы……………………………………...……54
 
Введение
 
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Инвестиция - это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства - это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход.
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения выхода из сложившейся экономической ситуации, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
В Удмуртской Республике инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.
Моя курсовая работа посвящена исследованию инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике, факторов, влияющих на инвестиционную активность, а также привлекательности региона для инвесторов. Для этого необходимо рассмотреть такие элементы, как социально-экономический и инвестиционный потенциал региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, нормативно-правовая база привлечения инвестиций, внешние инвестиции в экономику региона, а также выявить приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в будущем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности регионов.
 
1.1. Инвестиционная  привлекательность  регионов и факторы ее определяющие. Экономическое содержание инвестиций
Проблема повышения эффективности российской экономики неразрывно связана с эффективным вложением капитала с целью его приумножения, или с инвестированием. В условиях рынка возможностей для инвестирования довольно много. Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Однако принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами, такими как: тип инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск и т. д.
Прежде чем разбирать данные проблемы процесса инвестирования, необходимо рассмотреть экономическое содержание инвестиций и их роль в условиях рыночной экономики.
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает следующее определение понятия «инвестиции»:
«Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Из данного определения видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся бесполезными, если они дохода не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно - вложение ресурсов для получения требуемого дохода.
Таким образом, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурса и получения результата.
Необходимо отметить, что эти два процесса могут происходить в различной временной последовательности. Различают последовательное (получение прибыли сразу же после завершения инвестиций в полном объеме), параллельное (получение прибыли возможно еще до полного завершения процесса инвестирования) и интервальное (между завершением инвестиций и получением прибыли проходит определенное время) протекание процессов вложения ресурса и получения результата.
 
 
 
1.2.           Роль государства в инвестиционном процессе.
Роль государства в инвестиционном процессе состоит в следующем: с одной стороны, государство реализует политику государственных капиталовложений как централизованных (за счет бюджетов различных уровней), так и децентрализованных (осуществляемых за счет собственных и заемных средств государственными предприятиями); с другой стороны, функция государства заключается в регулировании инвестиционного процесса путем проведения гибкой экономической политики (налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и др.), регулировании движения средств на кредитном рынке, управлении ставкой процента государственных ценных бумаг и т. п.
Формы и методы государственной инвестиционной деятельности различны и зависят от направленности и целей инвестирования. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиции через государственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования является налоговая система. Государство оказывает влияние путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей и производств.
Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики. К числу форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести и антимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства.
Прежде всего, объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения. Рост доходов вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые служат источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений вызывает соответствующий рост объема инвестиций, и наоборот.
 
 
 
1.3.           Факторы, влияющие на объём инвестиций
Значительное влияние на объем инвестиций оказывает ожидаемая норма чистой прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем, соответственно, выше будет объем инвестиций, и наоборот. Существенное воздействие на объем инвестиций оказывает также ставка ссудного процента. Дело в том, что в процессе инвестирования используется не только собственный, но и заемный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций, и наоборот.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем инвестиций, следует отметить также предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени обесценится будущая прибыль от инвестиций и соответственно меньше стимулов будет к наращиванию объемов инвестиций.
 
 
1.4. Субъекты и объекты инвестиций
В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами (инвесторы), с другой стороны - предприятия, организации и др., испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третьей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обеспечивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов.
Инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных средств в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом и имущественными правами, граждане (в том числе иностранные лица), предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, (в том числе иностранные юридические лица, государства и международные организации).
В зависимости от тактики поведения различают пассивных и активных инвесторов. Первые стремятся улучшить состояние контролируемого предприятия за период продолжительностью в несколько лет. Вторые стремятся получить возможность покупки высоколиквидных активов.
Под инвестиционной деятельностью понимается последовательность поступков инвестора по выбору и/или созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации и ликвидации, по осуществлению необходимых дополнительных вложений и привлечению внешнего финансирования.
Под объектом инвестирования обычно понимают любой объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» к ним относятся денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, интеллектуальные ценности, права пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права и ценности.
 
 
1.5. Классификация инвестиций
1. По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:
1) реальные (капиталообразующие) инвестиции - вложения средств в реальные активы как материальные, так и нематериальные, которые осуществляются в форме капитальных вложений;
2) финансовые инвестиции - вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги.
3) интеллектуальные инвестиции - вложения средств в научные разработки, в подготовку специалистов, в социальную сферу.
2. По признаку «область инвестирования» инвестиции классифицируются в зависимости от сферы деятельности, в которую они направляются (снабжение, производство, сбыт и т. п.).
3. По признаку «форма собственности инвестиций» выделяют:
1) государственные инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств;
2) иностранные инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и международными организациями;
3) частные инвестиции, осуществляемые частными лицами и предприятиями негосударственной формы собственности;
4) совместные инвестиции - осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами.
4. По признаку «характер участия в инвестировании» выделяют прямое участие в инвестировании (непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств) и непрямое участие в инвестировании (инвестирование, опосредствуемое другими лицами).
5. По признаку «период инвестирования» различают краткосрочные инвестиции (период не более 1 года) и долгосрочные инвестиции (период свыше 1 года).
6. По признаку «региональный характер инвестиций»:
1) инвестиции за рубежом - вложение средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных границ данной страны;
2) внутренние инвестиции - вложение средств в объекты, размещенные на территории данной страны;
3) региональные инвестиции - вложение средств в пределах конкретного региона страны.
7. По признаку «масштаб инвестиций» выделяют:
1) прямые инвестиции - вложения в конкретный, как правило, долгосрочный, проект, обычно связаны с приобретением реальных активов;
2) портфельные инвестиции - вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий.
 
 
1.6. Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее определяющие
Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политичес­ких, социально-культурных предпосылок, предопределяющих привлекатель­ность и целесообразность инвестирования в регион.
Оценка инвестиционной привлекатель­ности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в регионе, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. При этом инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных. Они основаны на многовариант­ной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных. В основу со­поставления инвестиционной привлекательности территорий была положена экспертная шкала, включавшая следую­щие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капи­тала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уро­вень инфляции, возможность использования национального капитала.
Факторы учитываемые при оценке привлекательности региона иностранными инвесторами:
?      политическая стабильность;
?      уровень инфляции;
?      тип экономической системы;
?      макроэкономиче­ские показатели (объем ВНП, структура экономики и др.);
?      состояние инфраструктуры;
?      усло­вия развития внешней торговли;
?      участие государства в экономике;
?      емкость внутреннего рынка;
?      доступ к природному сырью;
?      развитие правового регулирования, регламентирующего деятельность иностранных инвесторов в стране;
?      макроэкономическая политика и перспективы экономического роста;
?      издержки производства и качество рабочей силы;
?      кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
 
Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России являются:
?      емкий национальный рынок;
?      наличие относительно дешевой и высококвалифицированной рабочей силы;
?      начавшийся динамичный экономический рост;
?      сокращение бюджетного дефицита и дальнейшее снижение инфляции;
?      осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;
?      дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.
Сложившаяся макроэкономическая ситуация в российской экономике способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется финансовое положение предприятий, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей экономики.
Здесь можно сделать вывод о высокой инвестиционной привлекательности Российской Федерации, однако, все же инвестиционный климат является все еще неблагоприятным, что обусловливается следующими факторами:
?      значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает масштабы развития инвестиционного процесса, что в итоге не стимулирует иностранного инвестора;
?      низкий кредитный рейтинг и высокие инвестиционные риски сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций;
?      низкая форма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики;
?      низкие темпы реструктуризации банковской системы;
?      недостаточный объем собственных капиталов для кредитования.
Теперь уже можно сделать окончательный вывод о том, что экономика России нуждается в инвестициях, однако, ее состояние пока не позволяет привлекать иностранные капитала для решения своих проблем. Рыночная экономика данной страны находится еще на пути становления, а, следовательно, слишком высок риск потерять вложенные суммы. Естественно, что это главная причина, по которой инвесторы не хотят вкладывать деньги в российскую экономику. Но все же Россия делает шаги навстречу инвесторам, начинает создавать более благоприятный инвестиционный климат. И можно сказать, что через некоторый период времени Россия станет страной, в которую будет выгодно вкладывать капиталы, причем не маленькие, а достаточно крупные.
 
 
1.7. Обзор методов оценки инвестиционной привлекательности российских регионов.
Большинство экономистов одинаково трактуют содержание дан­ного понятия, но при конкретизации его структуры, методик оценки мнения ученых существенно расходятся. Можно выделить три наибо­лее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый - суженный. Он базируется на оценке динамики вало­вого внутреннего продукта, национального дохода и объемов произ­водства промышленной продукции; динамики распределения нацио­нального дохода, пропорций накопления и потребления; хода прива­тизационных процессов; состояния законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй - расширенный, факторный. Он основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них:
- характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченно­сти энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры);
- общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершен­ного строительства, степень изношенности основных производствен­ных фондов, развитие строительной базы);
- зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной ин­фраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную актив­ность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, сте­пень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возмож­ности, присутствие иностранного капитала);
- политические факторы (степень доверия населения к регио­нальной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений);
- социальные и социокультурные (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестици­онный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов);
- организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уро­вень оперативности при принятии решений о регистрации предпри­ятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных ор­ганов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, дело­вые качества и этика местных предпринимателей);
- финансовые (доходы бюджета, а также обеспеченность сред­ствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность фи­нансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, дос­тупность кредита в иностранной валюте, уровень банковского про­цента, развитость межбанковского сотрудничества, кредиты банков на 1000 населения, удельный вес долгосрочных кредитов, сумма вкладов на душу населения, доля убыточных предприятий).
Третий подход - рисковый. Сторонники данного подхода в каче­стве составляющих инвестиционного климата рассматривают два ос­новных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные рис­ки; инвестиционные риски и социально-экономический потенциал. Иногда учитываются только риски (кредитные).
 
 
1.8.Зарубежная практика оценки инвестиционного потенциала.
Рассмотрим наиболее распространенную методику анализа инвестиционной привлекательности регионов, применяемую за рубежом, - методику журнала «EA-Ratings».
В соответствии с нею, в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов приняты две характеристики: инвестиционный потенциал (объективные возможности страны или региона) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора).
Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Величина инвестиционного потенциала определяется значениями восьми частных потенциалов региона:
- ресурсно-сырьевого
- трудового
- производственного
- инновационного
- институционального
- инфраструктурного
- финансового
- потребительского.
Каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью различных показателей. Ранг каждого региона определяется количественной оценкой его потенциала как доли в суммарном потенциале всех регионов страны.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он является интегральным показателем, синтезирующим в себе семь частных видов рисков:
- экономического
- финансового
- политического
- социального
- экологического
- криминального
- законодательного.
Ранг региона по тому или иному виду риска определяется по значению индекса инвестиционного риска — относительному отклонению от среднего уровня риска по стране, принимаемого за единицу.
Результатом методики является сформированный рейтинг, согласно которому все регионы, рассматриваемые в плоскости «потенциал — риск», распределены по следующим группам (введена следующая шкала):
· максимальный потенциал — минимальный риск (1А);
· высокий потенциал — умеренный риск (1В);
· высокий потенциал — высокий риск (1С);
· средний потенциал — минимальный риск (2А);
· средний потенциал — умеренный риск (2В);
· средний потенциал — высокий риск (2С);
· низкий потенциал — минимальный риск (ЗА);
· пониженный потенциал — умеренный риск (3В1);
· пониженный потенциал — высокий риск (ЗС1);
· незначительный потенциал — умеренный риск (ЗВ2);
· незначительный потенциал — высокий риск (ЗС2);
· низкий потенциал — экстремальный риск (3D).
Взаимосвязь инвестиций, риска и потенциала характеризуется местом каждого региона в координатной плоскости, по оси ординат которой отложены суммарные инвестиции, приходящиеся на 1% потенциала региона, а по оси абсцисс — индекс инвестиционного риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ инвестиционной привлекательности региона
на примере Удмуртской Республики.
2.1. Общие сведения о регионе.
2.1.1. Географическое положение.
Удмуртия находится в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Все реки относятся к бассейну Камы, наиболее крупные из них - Чепца, Вала и Кильмезь. В республике огромное количество подземных источников питьевой воды, за что Удмуртию и называют родниковым краем. Природа Удмуртии богата и живописна, по растительному покрову относится к таежной зоне. Примерно 46,4% территории покрыто лесом. Наиболее распространены ель, береза, сосна и осина, встречается дуб, что определяет особенности состава земельного фонда и природно-ресурсного потенциала республики, где удачно сочетаются главные природные богатства - лес и сельскохозяйственные земли.
Территория Удмуртии  — 42,1 тыс. кв. км. (0,25% территории Российской Федерации). Протяженность территории: с севера на юг – 297 км., и с запада на восток – 200 км.
Столица Республики Удмуртия – Ижевск. Основные города: Сарапул, Глазов, Воткинск, Можга, Камбарка. Количество муниципальных образований - 341.
Республика богата нефтью, каменным углем, торфом, строительными материалами. Близость к территории Урала, Сибири, Поволжья позволяет завозить сюда недостающие природные ресурсы. Входит в Западную экономическую зону, в состав Урало - Поволжья и Уральского экономического района.
 
 
 
 
 
2.1.2. Население.
Население республики на 1 января 2006 года составило 1544,4 тыс. человек. Основная часть населения Удмуртии (около 70% сосредоточена в городах). Из них в столице республики проживало по состоянию на 1997 год более половины всего городского населения республики (654 тыс. человек). Среди сельских районов по численности населения выделяются Балезинский (41,4 тыс. человек), Завьяловский (53,6 тыс. человек), Игринский (47,4 тыс.человек), Увинский районы (42,2 тыс.человек). По плотности населения УР занимает 27 место в РФ (38,9 чел.  На 1 кв. км) и второе место среди регионов Уральского экономического района. Численность населения республики в трудоспособном возрасте на 1 января 2006 года составляла 994,7 тыс. человек (64,4% от общей численности населения Удмуртской Республики). Трудоспособное население республики представляет 1,1% от всего трудоспособного населения России. Численность населения республики в трудоспособном возрасте на 1 января 2006 года составляла 994,7 тыс. человек (64,4% от общей численности населения Удмуртской Республики). Трудоспособное население республики представляет 1,1% от всего трудоспособного населения России.
  В Удмуртии проживают представители более ста национальностей.  По данным переписи населения в 1989 года: русских - 58,9 %, удмуртов - 30,9 %, татар - 6,9 %. Коренное население - удмурты. Это один из древних восточно-финских народов северо-западного лесного Приуралья. По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси. Общая численность удмуртов в мире - около 750 тыс. человек. 67 % процентов из них живут в Удмуртской Республике.
 
 
 
 
 
2.2. Социальная инфраструктура.
2.2.1. Образование.
Дошкольное образование
В городе Ижевске увеличивается количество детей дошкольного возраста. В связи с этим возрастает потребность в услугах дошкольного образования и воспитания.
Исполнение мероприятий Программы по вводу в эксплуатацию детских садов, подлежащих ремонту и реконструкции, реализуемой под руководством Президента Удмуртской Республики Александра  Волкова, позволило в 2008 году ввести в городе Ижевске 1224 места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. В результате обеспеченность воспитанников местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 77%, что значительно превышает уровень по Российской Федерации.
В Ижевске более 33 тысяч воспитанников посещают 222 дошкольных образовательных учреждения (из них 218 муниципальных).
В 2008 году по сравнению с 2007 годом в 2 раза увеличился объём средств, направленных на капитальный ремонт муниципальных дошкольных учреждений.
С целью обеспечения устойчивого развития системы дошкольного образования, повышения его качества в городе Ижевске с 2009 года реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования города Ижевска на 2009-2010 годы».
 
Общее среднее, специальное, высшее и дополнительное образование.
Основой обеспечения в столице Удмуртской Республики государственных гарантий общедоступности образования, адаптивности системы образования к условиям и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников является единое образовательное пространство. В 102 общеобразовательных учреждениях Ижевска обучаются около 60 тысяч учеников. Система учреждений повышенного уровня обучения включает в себя 11 лицеев и 3 гимназии. Успешно функционируют и развиваются 11 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Во исполнение закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики», в целях удовлетворения национально - культурных запросов населения, укрепления и совершенствования национальной общеобразовательной школы ежегодно разрабатывается и реализуется план мероприятий по национальному воспитанию учащихся. В 17 учебных образовательных учреждениях изучается удмуртский язык и в 8 – татарский язык.
Профессиональную подготовку специалистов в столице Удмуртской Республики осуществляют 4 государственных высших учебных заведения: Удмуртский государственный университет, Ижевский государственный технический университет, Ижевская государственная медицинская академия, Ижевская сельскохозяйственная академия. Работают также несколько негосударственных вузов, 13 средних профессиональных учебных заведений (не государственных – 14, при ВУЗах - 11) и 12 учреждений начального профессионального образования.
 
 
 
2.2.2. Физическая культура и спорт.
 
Сеть муниципальных учреждений города Ижевска составляют 26 детско-юношеских спортивных школ, 9 из них – школы олимпийского резерва. Работают стадионы, Дворцы спорта и физкультурно-оздоровительные комплексы. Всего 858 сооружений принимают детей и подростков. Физической культурой и спортом занимаются более 100 тысяч горожан. В Ижевске популярны 67 видов спорта. В 2009 году официально зарегистрированы новые спортивные общественные объединения: Ассоциация дартс, Федерация современного пятиборья, Федерация татарской национальной борьбы на поясах.
Наибольшим интересом пользуются легкая атлетика, футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, плавание, биатлон и единоборства. 6 команд по игровым видам спорта выступают в высших дивизионах чемпионата и первенства России. В течение года в столице Удмуртской Республики проводятся более 600 мероприятий районного, городского, республиканского, всероссийского и международного уровней.
Столица Удмуртской Республики уже давно заявила о себе в Большом спорте. Для поддержания имиджа спортивной столицы региона и достижения высоких результатов большое внимание уделяется воспитанию новых поколений спортсменов. Важным шагом в этом направлении является развитие массовых видов физической культуры и привлечение ижевчан к здоровому образу жизни.
В Ижевске чтятся многолетние спортивные традиции массовых соревнований. Несколько десятилетий проходят легкоатлетическая «Эстафета Мира» и «Кольцевая велогонка», популярны детские турниры «Золотая шайба» и «Кожаный мяч», «Веселые старты» и «Лыжный серпантин» среди воспитанников дошкольных учреждений. Традиционными праздниками спорта для ижевчан стали «Кросс наций» и «Лыжня России», в них принимают участие тысячи любителей спорта. Большой популярностью пользуются Всероссийская велогонка на призы АО «Ижевский радиозавод», Летняя и зимняя Спартакиады ОАО «Газпром». Под патронатом Главы муниципального образования «город Ижевск» В.В. Балакина ежегодно проходят соревнования среди учащихся общеобразовательных школ в Школьной футбольной лиге, Школьной баскетбольной лиге, Школьной волейбольной лиге, Школьной гандбольной лиге и Детской лиге плавания.
В 2008 году был открыт «Центр истории спорта города Ижевска», в котором представлены уникальные исторические материалы о развитии физической культуры и спорта города Ижевска, спортивные гоночные мотоциклы и автомобиль, личный спортивный инвентарь легендарных спортсменов Г. Кулаковой, Т. Тихоновой, В. Медведцева, А. Чижова, А. Кобелева, С. Иванова, Г. Скурыгина, М. Азябиной и других. Кроме того, в музее размещены фотографии, бесценные награды с Олимпийских игр, Чемпионатов Мира и Европы, множество кубков и медалей.
В городе появляются новые спортивные объекты: после реконструкции открыт республиканский легкоатлетический манеж, продолжается строительство крытой ледовой арены, что позволит сотням фигуристов и хоккеистов повышать свое мастерство.
В развитии спортивной инфраструктуры активно участвует бизнес: девять залов в 2008 году открыты в частных физкультурно-оздоровительных комплексах Ижевска.
Особое внимание уделяется проведению спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для людей с ограниченной двигательной активностью. Впервые проведен межрегиональный спортивный фестиваль инвалидов и их семей «Вместе к победе».
Деятельность органов местного самоуправления города Ижевска в сфере физической культуры и спорта направлена на укрепление здоровья и организацию активного отдыха населения города, формирования потребности в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности, пропаганду здорового образа жизни и распространение передового опыта.
 
 
2.2.3. Наука
В течение двух с половиной столетий - промышленность c энергоемкими отраслями - станкостроение и металлургия - основа экономического развития Ижевска.
Ижевск изначально был ориентирован на производство оборонных видов вооружений, обеспечивающих безопасность страны. Эта специализация поддерживается и развивается вплоть до настоящего времени.
Благодаря развитию высокотехнологичных производств, в Ижевске сконцентрировался мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал. Ученые и сотрудники 23 научно-исследовательских центров и институтов ведут исследовательскую работу в области физики, прикладной механики, экономики, участвуют в разработке генерального плана города, проблем экологии, землепользования, развития социальной сферы города.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Экономический потенциал.
2.3.1. Промышленность
История промышленности Удмуртии как "кузницы оружия" началась со времен закладки в начале XVII века заводов на реках Иж и Вятка.
Современная промышленность республики представляет собой уникальный комплекс производств, выпускающих широкую гамму продукции от товаров потребительского спроса до стрелкового оружия и космической техники.
В республике насчитывается более 400 крупных и средних промышленных предприятий, большинство из которых имеют современное техническое оснащение и опытных специалистов. Высокая культура производства была заложена в процессе выполнения военных заказов, к которым во всем мире предъявляются повышенные требования по качеству.
 
2.3.2. Машиностроение и металлообработка.
Главной отраслью промышленности Удмуртской Республики является машиностроение и металлообработка. Сохраняя тенденцию роста производства эта отрасль занимает около 40% в общем объеме промышленности, в ней занято более 50% работающих.
Особое внимание уделяется использованию незадействованных мощностей предприятий ОПК Удмуртии. На предприятиях в целом сохранена инфраструктура оборонных производств, мобилизационные мощности, финансовая и юридическая самостоятельность.
Предприятиями машиностроительного комплекса продолжается реализация перспективных проектов по освоению и выпуску широкой гаммы традиционной для Удмуртии тематики - оружейной, станкостроительной, инструментальной, энергетической, автомобилестроительной, нефтяной, железнодорожной, коммуникационной, космической.
В настоящее время успешно развивается совместный проект группы СОК с компанией KIA Motors. В 2005 году начато серийное производство автомобиля KIA Spectra на ОАО «ИжАвто». В 2006 году выпущено более 24 тыс. автомобилей модели KIA.
 
2.3.3. Металлургия.
Основным предприятием отрасли является ОАО «Ижсталь». На предприятии продолжается реконструкция сталеплавильных и ломоперерабатывающих цехов, что позволит увеличить выпуск конкурентоспособной востребованной рынком продукции четвертого передела.
Увеличился выпуск изделий с более высокой добавленной стоимостью: изделия четвертого передела, поковки, штамповки, серебрянки, ленты, стальные фасонные профили, номенклатура марок стали, пользующихся повышенным спросом (быстрорежущих, нержавеющих и нихромовых). При этом удовлетворены все потребности отраслей экономики республики в различных видах продукции черной металлургии.
 
2.3.4. Нефтедобыча.
Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает нефтедобывающая отрасль. По объему добычи нефти Удмуртия занимает 10 место в России.
На территории республики добычу нефти ведут 2 крупные нефтяные компании: ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть», обеспечивающие 97,5% всего объема добываемой нефти, и 9 небольших компаний.
В течение 2003-2006 годов в связи с интенсификацией производства в нефтедобывающей отрасли республики произошел резкий подъем объема добычи нефти. Добыча нефти в целом по Удмуртской Республике в 2006 году составила свыше 10,2 миллиона тонн.
 
 
 
 
2.3.5. Лесная и деревообрабатывающая отрасль промышленности.
Лесопромышленный комплекс в структуре промышленности Удмуртской Республики составляет 2,7%. Несмотря на незначительный удельный вес, отрасль является социально значимой с точки зрения занятости населения и социально-экономического развития лесных поселков.
Самыми крупными из них являются ОАО «Увадрев- Холдинг», ОАО «Глазовская мебельная фабрика», ОАО «Ижмебель», ЗАО р МДНП «Красная звезда», ОАО «Можгинский лесокомбинат», ОАО «Удмуртлеспром-Холдинг».
Предприятиями лесопромышленного комплекса ежегодно выпускается более 170 тыс.куб.м. древесностружечных плит, более 16 тыс.куб.м фанеры клееной. Освоено производство домов из оцилиндрованных бревен, ламинированной пленки, березового древесного угля.
Реализуется республиканская целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2006-2008 годы». В современных условиях перспективным является интеграция предприятий лесопромышленного комплекса, что позволяет повышать конкурентоспособность предприятий и качество продукции.
 
 
2.3.6. Агропромышленный комплекс.
На долю Удмуртии приходится 1,2 % от общероссийского и 4,9 % от уровня ПФО объема валовой продукции сельского хозяйства.
Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Основная часть пахотных земель - дерново-подзолистые почвы. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1907,4 тыс. га, из них 1719,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 1312,5 тыс. га пашни.
Преобладающими являются коллективные формы хозяйствования, основанные на частной форме собственности на землю и имущество. На начало 2006 года в республике функционировали 422 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций.
 
2.3.7. Животноводство.
В сельскохозяйственном производстве животноводство имеет профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60%. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, птицеводство.
 
2.3.8. Другие отрасли промышленности
В структуре промышленности республики также функционирует ряд отраслей, значимость которых для экономики существенна. Это целлюлозно-бумажная, легкая, стекольная, медицинская и полиграфическая промышленности, а также промышленность строительных материалов и другие. Этими отраслями в суммарном объеме производится свыше 7% объема всей промышленной продукции Удмуртской Республики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.4. Позитивный имидж региона.
Имидж региона – один из наиболее действенных инструментов эффективного развития региона. Формирование собственного имиджа каждого региона и повышение узнаваемости российских территорий способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит.
По итогам 2003-04 г.г. Удмуртской Республике был присвоен код рейтинга «3В1», что имеет под собой значение «пониженный потенциал – умеренный риск».
- Такая оценка определяется рядом факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие параметры:
- Ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- Потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
- Интеллектуальный (образовательный уровень населения);
- Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- Инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Обратимся непосредственно к ситуации в Удмуртской Республике. Компания «Центр Высоких Технологий», совместно с Ассоциацией Выпускников Президентской Программы УР провели аналитическое исследование имиджа Удмуртии. Объектами исследования стали носители внешней и внутренней информации о регионе. В частности, таковыми выступили:
- Лица, находящиеся в постоянном контакте с зарубежными партнерами (критерий отбора – частый – не реже 1 раза в год – выезд за рубеж);
- Представители зарубежных стран, приезжающих в Удмуртию;
- Лица, находящиеся в постоянном контакте с партнерами из других регионов России (критерий отбора – частый – не реже 8 раз в год выезд в другие регионы);
- Представители других регионов, приезжающих в Удмуртию;
Методами сбора информации стали:
- Фокусированные полустандартизованные интервью. Всего проведено 5 интервью. Отбор респондентов стихийный.
- Экспертные интервью с лицами, часто выезжающими за рубежи за пределы УР. Проведено 18 интервью. Отбор участников – по признаку преобладания официальных или неофициальных визитов.
- Массовый опрос населения городов Ижевск, Глазов, Воткинск. Отбор участников квотная половозрастная выборка. Проведено 300 интервью.
Данная работа является одноэтапным исследованием имиджа УР. Исследование  состоит из трех частей: анализ документов, экспертный опрос, опрос респондентов.
Исследование проводилось в трех направлениях:
- Исследование имидживых характеристик республики с точки зрения инвестиционной привлекательности;
- Исследование причин возникновения сложившегося имиджа республики, определение перспективных направлений развития отраслей экономики УР;
- Изучение имиджа республики с позиции населения, определение желаемых характеристик республики;
 
По первому направлению проведено пилотажное исследование на предмет выявления основных показателей имиджа.
По второму направлению проведен опрос компетентных должностных лиц и представителей бизнеса с целью изучения экономических особенностей республики с точки зрения перспектив развития приоритетных отраслей. Отбор единиц наблюдения проводится по сфере деятельности организации.
По третьему направлению проведен опрос жителей региона на предмет характеристики УР и желаемых характеристик. А также,  предпочтительных формах сотрудничества с республиканскими органами власти по вопросу улучшения имиджа республики.
Цель исследования: описание и анализ существующего имиджа Удмуртии, оценки его эффективности с точки зрения формирования благоприятной инвестиционной привлекательности республики.
Задачи исследования:
- Определение существующих параметров оценки региона с точки зрения имиджа;
- Исследование влияния существующего имиджа на инвестиционную привлекательность УР;
- Определение желаемых характеристик региона;
- Выявление перспективных для инвестиций отраслей экономики республики;
- Замер степени готовности населения способствовать формированию имиджа УР.

Внутренняя и внешняя составляющие имиджа УР.

Как было отмечено выше, имидж региона можно разделить на две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренний имидж связан в основном с восприятием региона и отношением к нему населения. Однако именно резиденты являются основными носителями и распространителями информации, определяющей имидж региона в глазах нерезидентов. Иными словами, внешний имидж республики во многом зависит от качества внутренней составляющей имиджеобразующей политики.
Исследование показало, что результаты оценки внутреннего имиджа УР можно скомпоновать в три основных группы по принципу критериев оценки респондентами.
Первая группа респондентов считают, что оценка внутреннего имиджа республики во многом определяется менталитетом местного населения. Основными характеристиками населения, упомянутыми респондентами данной группы, стали такие, как пассивность, безразличность, инертность, вечная позиция ожидания, незаинтересованность в развитии, перекладывание ответственности на других (например, обвинение Президента республики во всех бедах).
Среди второй группы респондентов основной характеристикой внутреннего имиджа стало отсутствие единого духа населения и отсутствие патриотизма, инертность.
В третьей группе респондентов внутренний имидж характеризовался медленным развитием жизни в Удмуртии.
Внешний имидж региона характеризуется респондентами как несформированный и стихийный. Большая часть респондентов отмечают почти полное отсутствие информации о республике за ее пределами. Информационное поле, в котором складываются представления о республике, характеризуется следующими особенностями:
Представление об Удмуртии формируется, как правило, в контексте информации о России.
Все представители бизнеса отмечают отсутствие стабильных исходящих информационных потоков, что порождает сложность в получении информации о компаниях Удмуртии за ее пределами.
Исторически сложившийся имидж военно-промышленного центра, тем не менее, тоже мало известен. Такие индикаторы как «Калашников» - известны, но, как правило, никак не ассоциируются с Удмуртией или Ижевском.
Есть некоторая степень известности экологической обстановки в регионе (склады химического оружия).
Большинство респондентов отмечаю, что недостаток информации и «закрытость» в прошлом республики вызывает настороженность у представителей других стран.
Необходимо отметить различное восприятие города и республики респондентами, приезжающими в кратковременные, хотя и многочисленные деловые командировки, занимающихся бизнесом на территории УР продолжительное время, а так же тех, кто приезжает погостить по личным приглашениям и научным обменам.
Первую из указанных групп респондентов отличает то, что, несмотря иногда на неоднократное пребывание в республике, их практически ничего не привлекало здесь. Интерес к культуре региона, жизни людей полностью отсутствует.
Вторую группу респондентов можно охарактеризовать как толерантную ко всем, как общероссийским, так и к региональным политическим и экономическим, часто меняющимся, условиям. Это характерно для «западных» и «восточных» бизнесменов (США, Вьетнам).  
Третья – самая адаптивная к условиям пребывания группа. Совершенно терпимо относятся к неудобствам разного рода и, несмотря на различные бытовые проблемы, собираются приезжать сюда на продолжительное время.
Небольшая часть опрошенных респондентов отмечают известность Удмуртии в мире и России. Большое количество торговых связей и широкая география работ местных предприятий способствует этому. Также сильно влияет на известность региона наличие обширных программ по обмену опытом на предприятиях и в образовательных учреждениях. За рубежом отмечают хорошую профессиональную и академическую подготовку кадров. Основные ассоциации известные на весь мир – Калашников АК, автомобили ИЖ, водка.
 
Существующие информационные потоки и их характеристики:
Телевидение. В основном респонденты говорят о существенной роли телевидения в формировании представления об Удмуртии. На их взгляд, оно является наиболее действенным и в то же время наиболее необъективным источником информации. Все отмечают очень редкое появление информации об Удмуртии на федеральных и международных каналах. Респонденты, жившие в других регионах, отмечают тот факт, что информация вообще не доходила до них раньше.
Справочные издания. Единогласно всеми респондентами отмечен ничтожно малый объем тиражей такого рода изданий. В справочниках Ижевск известен как столица военной промышленности. Также Удмуртия связывается с именем Калашникова.
Презентационная продукция. Часть  респондентов отмечают наличие сувениров – результата народного творчества и представление ремесел. Они пользуются успехом у иностранных гостей, которые их покупают. Но разнообразие их недостаточно большое в связи с неслишком развитым туризмом в Удмуртии. Но эта сувенирная продукция больше связана с особенностями национальной культуры. А вот как промышленный центр и регион в геополитическом смысле Удмуртия вообще не представлена. Нет оригинального сувенира Удмуртии. Многие респонденты отмечают основным сувениром – водку «Калашников». Среди VIP-сувениров интересны охотничьи ружья.
Отдельный поток сувенирной продукции ориентированной на бизнес. Но такая продукция формирует имидж Удмуртии только косвенно.
Интернет. Большинство респондентов говорят о несформированности информационного пространства Удмуртии в сети Интернет. Найти актуальную на текущий момент официальную информацию в Сети об Удмуртии крайне сложно. Нет единых информационных центров с развитыми интерактивными сервисами.
У ограниченного числа частных фирм есть качественные ресурсы, и они осуществляют попытки вести бизнес через Интернет.
Явно отмечена проблема с каналами коммуникации и местами общественного доступа в Сеть в отдаленных регионах Удмуртии.
Но почти все респонденты отмечают перспективность электронных СМИ, признают их реальную и самую эффективную возможность в формировании имиджа региона. Самый простой способ достать более актуальную информацию по сравнению со справочниками.
Официальные визиты. Граждане России, отъезжающие за рубеж, официально не говорят об Удмуртии как об отдельной республике, так как информация об особом статусе настораживает зарубежных коллег. Хотя иногда приходится объяснять, что Удмуртия – не отдельная страна, а часть России.
Тем не менее, интерес иностранцев к информации о регионе, большой. В первую очередь они интересуются географическим положением. Оценивают его относительно Москвы, Пермской области и Татарии. Не особенно интересуются промышленностью, экономикой. Больше интересуются конкретными людьми, чем страной как таковой.
По мнению респондентов, существует два потока информации: профессиональный и «светский».
Сугубо специальные вопросы обсуждаются с интересом, особенно когда решаются схожие профессиональные проблемы.
В приватном общении все участники используют для идентификации республики имена Калашникова и Чайковского. Практически всех удивляет, что Калашников – это человек, и что он еще жив.
Неофициальные визиты. Респонденты, побывавшие за рубежом в неофициальных поездках, отмечают, что Удмуртия при первом информационном контакте идентифицируется, прежде всего, географически – по отношению к соседям (Татария, Пермь), иногда к Сибири.
Абсолютно универсальный фактор идентификации – Калашников, Чайковский. Калашников – фактор удивления, интереса с экзотическим оттенком. Чайковский упоминается реже, но создает более «уважительное» отношение к региону.
Для частных случаев эффективна идентификация по «героям спорта» - особенно в странах с развитыми зимними видами спорта – лыжи, биатлон.
Факторы формирования существующего имиджа УР.
Очевидно, что начинать что-либо перестраивать необходимо с подробного анализа того, что уже построено. Даже если речь идет об имидже региона. Такой конструктивный подход во многом помогает избежать повторения прошлых ошибок и делает процесс внесения перемен более гладким и менее болезненным. По этой причине отдельный блок проведенного исследования был  посвящен выяснению и анализу причин формирования именно того имиджа  Удмуртской Республики, который был описан респондентами в предыдущих главах данной статьи.
В первую очередь респонденты отмечают исторический фактор. Закрытость республики в течение долгих лет советского периода повлияла на уровень известности ее в России и за рубежом.
Следующий фактор – размещение в регионе военных производств. Это обусловило наличие в республике определенного набора кадров, образовательных учреждений, производственных мощностей и технического потенциала.
Фактор менталитета населения. Инертность мышления людей, неготовность к активным совместным действиям. В качестве одной из возможных причин респонденты называют многонациональность региона.
Многие респонденты отмечают слабое влияние власти республики на происходящие в ней процессы, незаинтересованность власти в развитии и помощи бизнесу. Не ощущается наличие и реализация программ развития региона на длительный период времени.
Упоминается так же конфликт республиканской и городской власти, который имел место быть в недалеком прошлом. В результате «перетягивания одеяла» не выиграл никто.
 
Желаемый имидж Удмуртии.
Еще один раздел проведенного исследования был посвящен выяснению того, каким респонденты видят имидж региона, близкий к идеальному.
Большинство респондентов говорят о необходимости более явной консолидации сил власти, бизнеса и общества. Смена политики власти в отношении развития Удмуртии.
Развитие высоких технологий и переоборудование производств на более современные технологии помогут поднять экономику.
Часть респондентов считает необходимым развитие всех сфер деятельности. Это приведет к формированию имиджа независимого региона.
У респондентов нет желания менять специализацию региона. Промышленный центр самое оптимальное направление развития, акцент должен быть сделан на правильное использование имеющегося потенциала и ресурсов.
Практически необходимое условие – смена позиции власти по отношению к региону в сторону открытости деятельности и защиты интересов республики на межрегиональном и федеральном уровнях.
Ответственность за формирование имиджа Удмуртии.
Практически все респонденты считают, что за формирование имиджа республики должен отвечать Президент УР и Правительство. Часть респондентов честно ответила, Президент и Правительство УР не уделяет должного внимания данному стратегическому вопросу. Но в идеале рассматривается вариант формирования имиджа региона либо специализированным подразделением, либо общественными организациями. Но в том и другом случае – это профессионалы и политтехнологи. Многие согласны, что бизнес может сыграть существенную роль в данном процессе. И многие респонденты, как представители бизнеса, готовы к сотрудничеству.
 
 
 
Результаты исследования инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.
Большая часть респондентов утверждает наличие инвестиционной привлекательности региона. Основой для такой уверенности является наличие в регионе достаточных и необходимых ресурсов. В первую очередь, это производства и строения. Наличие крупных заводов всегда привлекает внимание инвесторов. Во-вторых, наличие природных ресурсов, таких как нефть, газ, торф, и т.д. В-третьих, огромное наличие человеческих ресурсов. Они характеризуются определенным уровнем и направлением образования (количество ВУЗов на небольшой территории), а так же огромным опытом работы. И еще одна характеристика человеческого ресурса – относительно невысокая стоимость  рабочей силы по сравнению с другими регионами.
Отдельным обоснованием инвестиционной привлекательности, с точки зрения респондентов, служит показатель высокого спроса на покупку предприятий федеральными и иностранными компаниями и холдингами.
При этом около 30% респондентов уверены в непривлекательности региона с точки зрения инвестирования. Отмечается утверждение, что в Удмуртию будут вкладывать деньги, когда больше вкладывать будет некуда.
Основные препятствия в формировании инвестиционно-привлекательного имиджа следующие:
- Нестабильность экономики и низкий уровень жизни населения.
- Отсутствие гарантий и стабильности настораживают инвесторов, т.к. это порождает существенные риски.
- Отсутствие программ инвестирования.
Существующие программы по повышению инвестиционной привлекательности Удмуртии отличаются абстракцией, нечеткостью. Многие респонденты отмечают краткосрочность таких программ. Отсутствие реальных, стратегических инвестиционных программ сильно затрудняет данный процесс.
Также большим препятствием, отмечаемым почти всеми респондентами, является непредставление интересных и конкурентоспособных инвестиционных проектов со стороны бизнеса. Это связано с низкой степенью работы просвещения, семинаров и тренингов в этой области, и в большей степени, пассивностью основной массы регионального бизнеса.
Если вернуться к факторам оценки инвестиционного потенциала, с упоминания которых начиналась данная аналитическая статья, то на основе проведенного исследования можно сделать ряд основных выводов:
- Ресурсно-сырьевой фактор. Всеми респондентами однозначно указывается, что Удмуртия располагает всеми видами природных ресурсов. Однако большинство считает, что использование их далеко от оптимального.
- Производственный фактор. Исследование показывает, что производство в целом является наиболее потенциально перспективным для развития Удмуртской Республики. Однако текущее состояние этого сектора экономики требует существенных изменений, которые в свою очередь требуют большое количество привлеченных ресурсов.
- Потребительский. Совокупная покупательная способность населения региона определена респондентами как недостаточно высокая по сравнению с соседними регионами.
- Инфраструктурный. Экономико-географическое положение региона характеризуется респондентами как вполне благополучное. Особо отмечаются относительно низкие риски природных катаклизмов.

-  Интеллектуальный. В ходе исследования еще раз был подтвержден тот факт, что уровень образования населения Удмуртии остается весьма высоким. Около 30% опрошенных имеют высшее образование,  48% получили среднее-специальное образование.

- Институциональный. Данный фактор инвестиционной привлекательности в целом определяется результатами исследования как умеренно развитый. Причиной тому во многом является структура экономики Удмуртии, ориентированная, прежде всего, на  крупные производст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.