На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Изучение эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
                                         
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему Изучение эмоциональной сферы у детей  
дошкольного возраста (5-7 лет)
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург
2011 
Содержание 

 

Введение 

     Интерес к изучению эмоциональных процессов  не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоции, начиная с древнегреческого периода до XIX века, и то, что к концу XX века отмечено 20 теорий эмоций. Ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций когнитивного и мотивационного. [Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д., 1991].
     Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
     Эмоция  всегда «оценивает», «окрашивает» отражаемое содержание ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое. Именно эта направленность, предметная отнесенность эмоции к определенному элементу познавательного образа – уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического.
     При всей кажущейся простоте, распознавание  и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
     Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его  функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоции регулируют все виды деятельности поведения человека. Ребёнок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка считается важнейшей задачей психологов и педагогов и родителей, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, но и формирование положительного отношения к окружающим людям и действительности. 

     Объект  исследования: эмоциональная сфера дошкольников
     Предмет исследования: изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
     Цель  исследования: выявить дифференциацию эмоциональной сферы дошкольников 

      Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
      2. Выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
      3. Дать рекомендации родителям по развитию и формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 

     Гипотеза: дифференциация эмоций у детей 5 – 7лет проявляется на средней и высокой степени выраженности.
     Методы: организационный, экспериментальный.
     Методика: диагностика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», (Ореховой О.А.). 
 
 

 

1. ТеорЕтические основы изучения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
1.1 История исследования эмоций в зарубежной  
и отечественной литературе
 

     Проблема  эмоций является одной из фундаментальных  проблем в современной науке. Значимость изучения данной проблемы обусловлена тем, что эмоции включены во все психологические процессы и состояния человека. [15, с.123]
     В процессе эволюции эмоции возникли, как  средство позволяющие живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, избегает опасности, продолжает род), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям.
     В 18 и 19вв не было единой точки зрения на эмоции. Немецкий психолог И.Д. Гербарт (1776-1841), считал, что важнейшим психологическим фактором является представление, образ. Так, согласно трехкомпонентной теории В.Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные реакции являются лишь следствием эмоции, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.
     В 1872 Ч.Дарвин опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений в частности организма и эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность. Он считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх дает дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими еще движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятся влажными, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э.Клапаред, написавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции – 1928). [7, с.27-79, 9, с.32, 15,с.443]
     Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи американского  психолога У.Джеймса (1842-1910) «Что такое  эмоция». В следующим году немец Г.Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. Джеймс писал: «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных физиологических изменений, то Ланге – только с изменениями сосудистой системы. Периферические органические изменения, которые рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной.
     Считалось, что нежелательные отрицательные эмоции, например, горе, можно подавить, если специально совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. И действительно, даже при «выжатой из себя» улыбке, намеренно напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и соответствующих центрах мозга – центрах бодрого настроения.
     Теория  Джеймса – Ланге была подвергнута критике со стороны американского физиолога У.Кеннона, который обратил внимание на тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеет и в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений недостаточно, чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Телесные изменения при эмоциях, по У.Кеннону, имеют важное биологическое значение. Их главная задача – предварительная настройка всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии. В связи с этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию.
     В дальнейшем положения У.Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. [15, с. 446, 19, с.273, 9, с.48].
     Отдельно  стоит группа теорий, объясняющих  природу эмоций через интеллектуальные или, как их еще называют, когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л.Фестингером в 1957 г. Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающие в ситуации, когда человек имеет разные противоречивые друг другу сведения, мнения, знания об одном и том же объекте. Так, когда о вашем друге говорят плохо, вы испытываете отрицательные эмоции и хотите доказать, что это не так.
     Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если вашего друга похвалили, вы испытываете чувство гордости за него. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремиться избавиться. Для этого у каждого человека есть два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новую информацию, которая бы устранила противоречие и согласовывалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
     Одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Он старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. Изард описал такие фундаментальные эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–застенчивость, вина.
     Отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматриваются как основа эмоций.
     Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает, в зависимости от своих особенностей, разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.
     Роль  психических процессов в формировании эмоций более детально исследовал Дж.Леду.
     Считалось, что сенсорные сигналы направляются в таламус, откуда в кору головного мозга, где идет их смысловая обработка, и уже из коры больших полушарий, сигналы направляются в лимбический мозг, откуда подается «команда» на то или иное реагирование. Дж.Леду, включил в существующую схему эмоций роль миндалевидного ядра. Согласно его открытии, миндалевидное ядро начинает реагировать еще до того как полученные таламусом сигналы от органов чувств, поступают в кору головного мозга. Поэтому иногда человек не понимает, почему он так делает, так реагирует. Эмоциональная реакция опережает когнитивную.
     Наши  эмоции имеют свой собственный разум, который может функционировать независимо от нашего рационального разума. Созревание мозговых структур в ходе онтогенеза различно. К моменту рождения миндалевидное ядро почти полностью сформировалось, тогда как кора больших полушарий еще не достаточно сформирована, т.е. не сформированы механизмы мыслительных процессов. Дж.Леду объясняет этим историю ранних взаимодействий ребенка со взрослым, как ряд глубоко запечатленных эмоциональных уроках. Он считает, что эти эмоциональные уроки запечатлеваются у ребенка как бессознательные отпечатки эмоциональной жизни потому, что эти самые эмоциональные воспоминания фиксируются еще до того, как ребенок овладел речью. И далее они в поздней жизни человека не могут быть осмысленно выражены.
     Человек может испытывать сильные чувства  не имея слов для их описания и воспоминания об их происхождении. Все это свидетельствует о том, что эмоциональная реакция часто предшествует рациональной, указывая на значение данного события для человека.
     Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения  к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:
     1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).
     2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).
     3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).
     Согласно  первой точки зрения специфичность  эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает» [20 ,с.385]. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности». С.Л. Рубинштейн (264).
     Другой  взгляд на определение эмоций исходит  из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира» [23, с.24].
     Аспект  отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам» [23, с.361].
     Эмоции  возникают при очень сложном  взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания:
     «В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок» [3, с.109].
     Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - это непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М. предлагает двухкомпонентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру Л.М. «...во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту...» [2, с.66].
     Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог Вилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которое «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» [10, с.43].
     Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонгьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [16, с.369].
     Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций1. Эта формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции – потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.
     С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается  Б.И. Додонов, который считает, что «...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой» [12, с.45]. Б.И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения эмоции должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это оценка, необходимая «...для существования организма и личности, для организации их поведения» [14, 16]; с другой стороны – это положительная самостоятельная ценность, которая является целью деятельности.
     Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения  эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области признан академик П.К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. Он подчёркивал, что «...физиологическая характеристика эмоций... связана прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение» [16, с.317].
     В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни раскрывается роль психических, в том числе и эмоциональных состояний в структуре личности, их связь с процессами высшей нервной деятельности и психическими свойствами личности.
     Говоря  об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что  большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв – считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями, которые представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.
     Другой  подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности.
     Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и  др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.
     Другие  учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью.
     До  настоящего времени единой точки  зрения на природу эмоций не существует. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относятся различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Можно утверждать, что эмоции возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.
     Отечественные и зарубежные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций. Их труды дают научное объяснение природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. Основная трудность изучения эмоций – в их глубоко интимном содержании. 
 
 
 
 

 

1.2 Эмоция  в структуре личности 

     Сущность  личности определяется ее отношениями  к окружающему миру, общественному  бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей.
     Проблема  эмоции в структуре личности впервые  обсуждалась В. Н. Мясищевым в его теории отношений. Он включил в структуру личности, наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями, отношения человека. Причем отношения выступают как структурообразующий вид психических явлений, определяющий активность личности. Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, общественному бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей. [14,. с.28]
     Ореховой  О.А были определены нравственные категории – ряд возможных в общении и деятельности категорий социальных эмоций, представленных в виде парных полюсов, которые; как мне кажется, могут играть роль структурообразующей системы отношений личности.
     К этим категориям по теории Ореховой О.А. относятся:
     счастье – горе, справедливость – обида, дружба – ссора, доброта – злоба, восхищение – скука.
     Перечисленные социальные эмоции составляют субъективно  ценностную систему из пяти блоков личностных отношений.
     1. Блок базового комфорта и благополучия («счастье – горе»)
     Известно, что наиболее остро счастье переживается, когда потребности человека удовлетворяются  при оптимальном сочетании положительных  и отрицательных эмоций. Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где то посередине между крайними состояниями.
     Понятие «Счастья» является сложным, имеющий  когнитивный и эмоциональный компонент, который отражает как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливому или несчастливому человеку. При этом четких и единых критериев для счастья нет. Социологи, например, выявили, что счастливых людей чаще можно встретить в экономически слаборазвитой Индии, чем в благополучной Швеции. Следовательно, уровень жизни мало влияет на переживание собственной счастливости или несчастливости.
     По  мнению М.Аргайла (1990), счастье не зависит  от возраста, но у мужчин и женщин представление о счастье несколько отличается. Женщины считают себя более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем мужчины. Любовь, семья, радость и смысл жизни для женщин имеют большее значение, чем для мужчин. Для мужчин большие значение имеют факторы, как судьба, везение, устремленность в неизведанное, острота борьбы и радость одержанной победы. М.Аргайл определяет счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций.
     Горе  – Это глубокая печаль по поводу утраты кого – либо или чего – либо ценного, необходимого. Причины горя могут быть разнообразны:
     1. Длительная разлука или утрата человека, к которому имеется привязанность, при этом происходит разрушение ставших привычными функциональных связей.
     2. Серьезная болезнь или увечье самого себя или близкого человека.
     3. Утрата ценного имущества, потеря источника средств к существованию. Это означает потерю источника удовольствия, радости благополучия. Горе может рассматриваться как фрустрирующее переживание. Н.Д.Левитов пишет, что в аффективном переживании горя можно выделить ряд компонентов: жалость к тому, с кем случилось несчастье, и отчасти к себе, ощущение беспомощности, невозможности все вернуть назад, в редких случаях – отчаяние.
     К.Изард  рассматривал горе как взаимодействие печали, страдания с другими базовыми эмоциями: страхом, гневом, чувством вины. Дж.Эйврил полагает, что горе имеет биологическую основу и генетические механизмы возникновения, служит для обеспечения групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы вызывает физиологическое и психологическое напряжение. По К.Изарду, горе сводится к страданию, печали, унынию.
     Однако  уныние, как уже говорилось, понимается и как безнадежная печаль, и как гнетущая скука, поэтому к горю может относиться только первое понимание уныния. Уныние отражает не всякое горе, точнее – не всякой интенсивности. Аффективно проявляемое горе при потери близкого человека никак не сводится к унынию. Лишь когда аффективные проявления горя стихнут, оно может перейти в безнадежную печаль.
     2.Блок  личностного роста  («Справедливость  – обида»).
     Чувство обиды возникает у человека, когда  он считает, что по отношению к  нему совершена какая - то несправедливость, имеет место обман, неблагодарность. В основе этого чувства лежит механизм неподтвержденного ожидания относительного значимых других. Чувство обиды, возникшее у одного из партнеров, может полностью прервать их общение или деятельность. При этом формируются механизмы психологической защиты, препятствующие личностному развитию.
     Д.Менделевич (2002) считает, что обида возникает вслед за действием психотравматирующией ситуации, феномен обиды оказывается базовым для дальнейшего формирования аффективных невротических симптомов и синдромов. «Как правило, обида – наиболее широко представленное чувство – возникает вследствие несовпадения завышенного, излишне оптимистичного или доверчивого отношения к окружающим с реальной оценкой их действий в условиях конфликта или любого иного взаимоотношения». Сходная закономерность наблюдается и при аффекте разочарования, и при чувстве растерянности и недоумения.
     Чувство справедливости – сложное человеческое чувство, выделяемое разными науками, в том числе этикой. В психологии его часто определяют через противоположное – чувство несправедливости: «чувство, что с тобой поступили несправедливо» (Изард К.2000). Чувство справедливости очень развито у детей дошкольного и школьного возраста. Известно, что у современных подростков часто можно встретить понятие обостренного чувства несправедливости. Так или иначе, это чувство можно изучать психологически в качестве в качестве эмоциональных отношений к нему.
     3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («Дружба – Ссора»)
     Здесь рассматриваются коммуникативные  эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желанием делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда человек подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления: «есть упоение в бою». Поэтому отношение «Дружба – Ссора» - очень важная психологическая информация об уровне развития личности.
     В.Н.Мясищев  считал, что дружба – это первостепенный результат общения, направленного на общую цель деятельности. Идеалом человеческих отношений является дружба. Основным признаком дружбы можно считать, лозунг «вместе» - вместе быть, вместе играть, трудиться, делать что либо друг для друга, уступать друг другу, вплоть до жертвования собой за него.
     К.К.Платонов рассматривает дружбу как сложное  моральное чувство, в структуру которого входят: потребность в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения при общении, воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах, совместные сопереживания, бывшие, существующие и возможные; эмоциональная память; чувство долга; страх потери. Дружба предполагает проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных отношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией, влечением, любовью имеет более осознанный, прагматичный характер.
     М.Аргайл отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или семейной жизни. В разных возрастных группах это соотношение может меняться. М.Аргайл указывает три причины, по которым устанавливаются дружеские отношения:
     1.нужда  в материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;
     2.нужда  в социальной поддержке в форме  совета, сочувствия, доверительного общения;
     3.совместные  занятия, общие игры, общность  интересов.
     Н.Н.Обозов обнаружил, что чаще дружат люди, сходные  по характеристикам личности. Однако Т.Б.Карцева исследовала пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и контраста.
     Чувство враждебности – это неприязненное  отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. А.Басс понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющие определенный объект.
     К.Изард  определяет враждебность как комплексную аффективно – когнитивную черту, или ориентацию личности, что соответствует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Гнев, отвращение и презрение – самостоятельные дискретные эмоции, часто взаимодействуют друг с другом, могут стать главным аффективным компонентом враждебности.
     Чувство враждебности возникает из отрицательного опыта общения и взаимодействия, с каким - либо человеком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в эмоциях гнева, отвращения, презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут, приводит к агрессивному поведению.
     К.Изард  подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические действия входят во враждебность. Чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии, или наоборот, уклонений от контакта) в качестве одного из мотиваторов, но подменить весь мотивационный процесс и мотив оно не в состоянии.
     4.Блок  потенциальной агрессии («Доброта  – Злоба»).
     Переживания, возникающие на основе потребности в содействии и доверии, желание приносить другим людям радость; радости за другого, чувства участия и жалости. В то же время противоположный полюс связан с чувствами враждебности – взаимодействия фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, ведущая к агрессии как механизму психологической защиты.
     А.Ф.Лазурский  писал, что в основе альтруизма лежит  комплекс эмоциональных свойств человека: чувство симпатии или процесс «вчувствования», аффективная возбудимость, сила и продолжительность эмоций, а также значительное развитие волевой деятельности, направленной на помощь страждущим и нуждающимся, отсутствие эгоизма и себялюбия, доходящие часто до самозабвения и самопожертвования, значительное развитее нравственных качеств, интерес к внутренним, душевным переживаниям.
     М.Барнет и Дж.Бриан выявили, что у детей  семи лет проигрыш в соревновании ничуть не умаляет их бескорыстное желание помогать другим, а у десятилетних переживание проигрыша подавляет альтруизм.
     Озлобленность – это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни ко всем и вся, ожесточение. Это хроническое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости, озлобления, ненависти. Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и других взрослых. Они относятся к окружающим с таки же равнодушием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились, когда то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования. Ненависть проявляется в исполненном злобы раздраженно – придирчивом отношении к кому - нибудь, а также в клевете, особенно если ненависть носит скрытый характер.
     В то же время чувство ненависти  может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.
     5.Блок  познавания мира («Восхищение  – Скука»).
     Здесь рассматривается важное личностное отношение, закладывающие основу познавательной потребности ребенка. Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своих характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается а производстве, в учебной деятельности и спортивно – тренировочной деятельности, да и просто в обычной жизни.
     Монотонность  влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на развитее его личности. Канадский ученый В.Герон, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для нормального существования. Даже животные избегают монотонной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же; она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью. Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние – следствие однообразной деятельности. Вопрос только в том, какую деятельность считать однообразной.
     Многие  авторы под монотонностью понимают возникающие при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «Скука». Другие авторы называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае, монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «монотонии». Субъективная (кажущаяся) монотонность, сопутствует объективной монотонности и является отражением в сознании человека. Но субъективная монотонность деятельности и ситуации может, имеет место и без объективной монотонности. Она может быть обусловлена отношением человека к деятельности и ситуации.
     Скука сидит в животе у непонимания. (Колесов Д.В.,2006) В.Леви блестяще раскрывает вопрос о скуке и борьбе с ней. По его мнению, у «человеческого детеныша существует природная психогенетическая программа интенсивного развития лобных долей головного мозга как средства борьбы со скукой». Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться, а когда не получают работы или с ней не справляются – тотчас рождают скуку. 90% времени бодрствования у ребенка уходит на сопротивление скуке. Скука рождается, когда умирает игра. Скучные взрослые это дети, «отравившиеся взрослятиной». Это часто происходит тогда, когда процессы обучения и воспитания идут по пути необоснованного усложнения и не опираются на законы содействия ребенка и взрослого, а также на мотивационно – потребностные законы поиска ребенком личностного смысла освоения любого вида деятельности или знания.
     Восхищение – сложное чувство, к переживанию которого можно отнести положительные практические и интеллектуальные чувства: интерес, радость, удовлетворение достижения цели, увлеченность делом, любование достигнутым результатом. Согласно некоторым авторам, интерес не является эмоцией (Ильин Е.П.,2000), а удивление не имеет положительной или отрицательной окрашенности (Лук А.Н.,1982; Маклаков А.Г.,2000). Между тем, восхищение связанно с эстетическим утверждением идеалов, которым соответствуют искомые потребности.
     Таким образом, структура личности по теории О.А. Ореховой состоит из пяти блоков, основанных на базовых эмоциях, которыми определяется отношение личности к окружающему миру, общественному бытию, к другим людям и к себе самой.
 

1.3 Виды и  характеристика эмоций. 

     Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
     Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.
     Эмоции  характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
     В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
     Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности  и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
     Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.
     Эмоции  – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
     Аффект  – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
     В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания.
     Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
     Другим  проявлением эмоциональных процессов  является Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.
     Другим  проявлением эмоциональных процессов  является возбуждение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.
     С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».
     Принято выделять следующие эмоции:
     Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
     Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
     Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
     Гнев  – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
     Отвращение  – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
     Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
     Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
     Стыд  – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
     Следует отметить, что эмоциональные переживания  носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.[13, с.398] 

1.4 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 

     Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на детей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо «плотнее», чем наше.
     Источником  переживаний малыша оказывается  все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми и детьми – ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом – на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящие. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.
     На  протяжении дошкольного детства  происходит «воспитание чувств»  – они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребенка – бесспорный психологический факт. Чувства у детей менее осознаны, чем у взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту слезы. Ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств.
     В отличие от трехлетнего, пяти – шести  летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх. В этом возрасте они усваивают язык чувств – при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Взаимоотношение с другими людьми, их поступки – важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев могут возникнуть у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы.
     Наиболее  сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
     Важная  особенность эмоциональной сферы  пяти – семилетнего ребенка: все  его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга.
     Можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшие влияние на эмоциональную сферу. Это мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.
    Мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Большое значение в поведении ребенка – дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими людьми. Ребенок возраста пяти – семи лет будет, не имея серьезной на то причины, любым образом избегать конфликтных ситуаций. Детям важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной  оценкой поступка. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становиться все более важным их отношение к нему.
    Мотивы самолюбия, в дошкольном детстве развивают самоутверждение. И они теснейшим образом связаны с эмоциями. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Также в этот период формируются познавательные и соревновательные мотивы .Под влиянием взрослых ребенок начинает все больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что то новое. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становиться самостоятельным мотивом действия ребенка, начинает направлять его поведение. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.
    Нравственные мотивы, выражают отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, понимание значения своих поступков для других людей. Большое место занимают общественные мотивы – желание сделать что – то для других людей, принести им пользу.
     Складывается  иерархия мотивов: одни из них приобретают  более важное значение для ребенка, чем другие. Ребенок только что поделился конфеткой со сверстником, и тут же он отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.
     Если  главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. После того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов.
     К шестому году, как правило, дети могут  нормально взаимодействовать с  окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовы сотрудничать с другими людьми. Дошкольники начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они.
     Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет  имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет  определять всю систему реакций  ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей. Эмоциональная  сфера ребенка пяти – семи лет формируется, преломляясь через призму общения, связываясь с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них.
     В дошкольном возрасте формируется внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
     Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат, прежде всего, сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. Важнейшей составляющей влияния взрослого на ребенка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок, характеристик. Ребенок склонен подражать взрослым, перенимать их манеры, заимствовать оценку людей, событий, вещей. Дошкольник знакомиться с жизнью взрослых многими путями: наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Немалое значение имеют сказочные герои, наделенные теми или иными моральными чертами.
     Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство – особый в этом отношении  период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами  жизни ребенка, когда он находится «в плену своих эмоций».
     Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский  писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений и закрепиться в ней.
     Таким образом, ребенок живет эмоциями и руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делаю окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. 
 

 

2. Экспериментальное исследование  
эмоциональной сферы детей 5-7 лет
 

2.1 Описание метода  и методики 

     Тест  «Домики» разработан на основе авторской  модели структуры личности и факте предпочтения эмоции как потребности Ореховой О.А. и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Методической основой теста «Домики» это цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте. Используя цвет, ребенок выражает свое отношению (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта.
     Цель диагностики:
     Выявить степени дифференцированности-обобщенности эмоциональной сферы детей 5-7 лет (дифференциация, амбивалентность, инверсии позитивных и негативных эмоций).
     Задачи: определить шкалы актуальных ценностей, предпочтения определенных видов деятельности, варианты личностного развития; дать рекомендации коррекции в случае необходимости в определенных эмоциональных блоках.
     Методической  основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент, известный  по тесту А.Эткинда. Процедура теста  предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.
     Необходимые материалы:
    Ответный лист
    Шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный.
     Процедура исследования состоит из трех заданий  по раскрашиванию.
     В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.
     Во  втором задании сущность процедуры  меняется. Здесь происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет»ряд нравственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отношение к той или иной нравственной категории. Цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.
     В третьем задании  происходит подключение  цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка  к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду.
     Сущность  процедуры исследования усложняется  при раскрашивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности. Собственно весь тест является отражением шкалы духовных ценностей ребенка.
     Но  так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы говорим  о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности(духовной ценности, ценности ориентации) относительно социальных объектов и занятий.
     После раскрашивания домиков мы видим  все систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты личностного развития, а порой боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период педагогического общения, общения со сверстниками и воспитателями.
     Психологическая диагностика проводится в форме  индивидуальных и групповых занятий  с детьми в зависимости от требований к чистоте эксперимента и определяется нормами, регламентирующими продолжительность различных видов деятельности ребенка в детском саду, но не больше 20 минут на одного ребенка. 

 

2.2 Анализ и обработка результатов 

     В исследовании принимали участие 10 детей: 5 девочек, 5 мальчиков в возрасте от 5 до 7 лет.
     Анализ  экспериментальных данных показал:
     Дифференциация эмоций наблюдается только у троих детей, у остальных эмоциональная сфера дифференцирована не полностью. Таким образом, можно полагать, что в период с 5 до 7 лет является сенситивным для развития эмоциональной сферы.
     Амбивалентность проявляется у трех девочек и пяти мальчиков.
     Инверсия выявлена у четырех мальчиков и трех девочек.
     Исследование  Ореховой О.А. показало, что возрастной период 5-7 лет является сенситивным для снижения инверсий позитивных и негативных эмоций.
     В подтверждение полученных результатов можно привести мнение Л.С.Выгодского [1982], который считал, что у ребенка 6-7 лет возникает обобщение чувств, то есть если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого также относится к единичному восприятию или воспоминанию. Часто эти аффективные образования носят негативный характер, помрачение позитивных состояний. Выгодский приводил пример с мальчиком, радость игры в футбол для которого омрачается его хромотой. З.Фрэйд считал, что подобные амбивалентные аффекты, перенесенные в детстве, становятся причиной болезни взрослого. 

 

     Сводная таблица  сырых баллов (девочки) 

Имена детей
Позитивные  Эмоциональные категории Катя Лиза Люба Аня Рита Сред.
Счастье 4 6 6 1 4 4,2
Справедливость 6 4 5 2 3 4
Дружба 5 5 1 3 5 3,8
Доброта 3 4 5 1 6 3,8
Восхищение 4 5 1 3 3 3,2
Средние 4,4 4,8 3,6 2 4,2  
Негативные  эмоциональные категории            
Горе 2 1 4 6 2 3
Обида 1 3 3 5 1 2,6
Ссора 2 2 2 4 2 2,4
Злоба 1 3 3 2 2 2,2
Скука 5 6 6 4 1 4,4
Средние 2,2 3 3,6 4,2 1,6  
 
Виды  деятельности
Эмоциональные отношения Катя Лиза Люба Аня Рита Сред.
Детсад 5 4 6 2 2 3,8
Рисую 2 5 1 3 3 2,8
Танцую 4 6 4 1 1 3,2
Музей 6 2 2 5 4 3,8
Пою 3 3 1 4 6 3,4
Считаю 5 1 5 3 5 3,8
Читаю 1 4 6 1 2 2,8
Играю 2 6 3 2 3 3,2
Природа 3 5 1 3 4 3,2
Средние 3,44 4,00 3,22 2,67 3,33  
Выбранная актуальная ценность 2 2 6 5 1  
 
     По  результатам таблицы видно, что у девочек актуализированы «Счастье», «Справедливость» Категории «Дружба», «Доброта» находятся на одном уровне. В зоне отвержения на первом месте стоит «Злоба», затем «Ссора», «Обида» и «Скука».
     Девочки отрицательно относятся к рисованию, чтению. А на более высоком уровне находится детсад, музей и счет.
 

     Сводная таблица  сырых баллов (мальчики) 

Имена детей
Позитивные  Эмоциональные категории Ваня Алеша Дима Данил Никита Сред.
Счастье 6 4 6 2 3 4,2
Справедливость 1 6 5 1 6 3,8
Дружба 6 4 6 3 5 4,8
Доброта 5 4 3 2 3 3,4
Восхищение 6 1 6 1 5 3,8
Средние 4,8 3,8 5,2 1,8 4,4  
Негативные эмоциональные категории            
Горе 2 1 1 4 2 2
Обида 2 2 1 5 1 2,2
Ссора 2 5 5 6 4 4,4
Злоба 5 6 2 4 2 3,8
Скука 1 2 4 3 6 3,2
Средние 2,4 3,2 2,6 4,4 3  
 
Виды  деятельности
Эмоциональные отношения Ваня Алеша Дима Данил Никита Сред.
Детсад 6 3 6 5 6 5,2
Рисую 5 1 1 2 4 2,6
Танцую 4 4 6 3 5 4,4
Музей 2 5 3 4 3 3,4
Пою 5 6 6 1 1 3,8
Считаю 1 2 4 6 2 3
Читаю 6 3 2 4 5 4
Играю 4 4 5 2 6 4,2
Природа 6 3 6 4 4 4,6
Средние 4,33 3,44 4,33 3,44 4,00  
Выбранная актуальная ценность 6 3 6 5 6  
 
     На первом месте у мальчиков находится «Дружба», затем «Счастье», «Справедливость», «Восхищение» и «Доброта».
     В негативной эмоциональной категории  преобладают «Ссора», «Злоба».
     У мальчиков сформировано позитивное отношение к детсаду, природе, танцам, игре, чтению. Такие виды деятельности как рисование, счет, музей отвергаются.
2.3 Рекомендации родителям  по развитию эмоциональной  сферы  
детей дошкольного возраста.
 

     Эмоции  воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
     Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают.
     Уже с раннего детства можно знакомить  ребенка с образцами изобразительного искусства. Как правило, первыми произведениями изобразительного искусства, которые видит и воспринимать ребенок, являются книжные иллюстрации. Читая текст, непременно обращайте внимание ребенка на картинки. Он должен учиться тому, что слово и изображение могут дополнять, пояснять, комментировать друг друга. Для малыша очень важна выразительность и определенность в передаче настроения и характеров героев.
     Помните, что тонкости и полутона ребенку  пока недоступны и не нужны. Знакомьте его с базовыми эмоциями и тем, как они могут проявляться и передаваться. Обращайте внимание на общее настроение рисунка – веселый, грустный; на характеры героев, стараясь вместе определить, какой персонаж изображен на конкретном рисунке – добрый, злой, честный или нечестный.
     Когда вы рассматриваете с ребенком картинки в книге, не ждите того, что ребенок  сразу начнет выражать словами свое отношение к увиденному. Старайтесь не пропустить любой эмоциональный отклик ребенка – жест, улыбку, мимику (иногда дети изображение одного героя стремятся погладить, а другого могут оттолкнуть, закрыть рукой, даже зачеркнуть карандашом или ручкой) и непременно поддержите малыша!
     Самые богатые возможности для развития у ребенка эмоциональной сферы, формирования богатого и сложного внутреннего мира открывается в возрасте от 1 до 6 лет. В это время ребенок активно интересуется окружающим миром, идет процесс переработки огромного количества информации, бурно развиваются и формируются речевые навыки, стремительно растет словарный запас.
     В это же время происходит так называемая социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности. Поэтому все упущения в развитии эмоциональной сферы ребенка, которые будут сделаны в этом возрасте, непоправимы.
     Если  эмоциональная жизнь в это  время бедна, восприятие красоты  окружающего мира не развилось, то в дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не будут идти из глубины личности. Ребенку можно дать представление об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь.
     Воспитание  чувства прекрасного лучше всего  начинать с того, чтобы научить ребенка видеть красоту природы. А для этого нужно учить его воспринимать окружающий мир. Эта работа должна проходить постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно, через восторг и удивление взрослого. Не нужно пытаться объяснить, почему это красиво.
     Главное, чтобы у родителей, бабушек, дедушек, любого человека, который общается с ребенком, было искреннее и ярко выраженное восхищение красотой этого мира. Нужно просто обращать внимание малыша на то, что вас самих удивляет и радует, например, на цветы, деревья, свежую траву, небо. Не стесняйтесь открыто выражать свой восторг: «Посмотри, какая красивая травка!», «Послушай, как поют птицы, как они радуются солнышку!»
     Дети  очень чутки к эмоциональной  фальши. Любые преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять прежде всего вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей. Это будет формировать в нем замкнутость, подозрительность, угрюмое отчуждение от людей и впоследствии может стать непреодолимым препятствием для дружеских и любовных отношений.
     Не  упускайте возможности лишний раз  обратить его внимание на гармоничные красивые звуки, краски, дайте познакомиться с различной фактурой живого и неживого материала, пусть он попробует на ощупь траву, листья, лепестки цветов, кору деревьев, поверхность камня, шерсть кошки или собаки, птичье перо. Даже домашние игрушки могут стать отличным пособием в воспитании эмоционального восприятия окружающего мира.
     Они должны быть выразительные, красивые, причем это не имеет никакого отношения к цене покупки. Главное – целостный и ярко выраженный образ. Ребенок будет воспринимать этот образ, охотно откликаясь и передавая отношения к нему поведением, мимикой, жестами, словами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.