На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ознакомление с основными разделами бизнес-плана: аннотация, резюме, описание продукции, анализ рынка сбыта, конкурентных позиций, составление маркетингового, производственного, организационного, финансового планов, оценка рисков реализации концепции.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по курсу "Менеджмент"
по теме: "Определение содержания бизнес-плана"
1. Резюме
Содержание и степень детализации бизнес-плана в основном зависят от его назначения. Например, существуют уже упоминавшиеся формы бизнес-планов, представляемых для заключения соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности, разработанные Минэкономразвития России.
Несмотря на то что строгой регламентации содержания бизнес-плана нет, можно выделить ряд наиболее важных его компонентов.
Бизнес-план достаточно большой документ и знакомить сразу инвесторов и кредиторов с ним полностью нецелесообразно -- у потенциальных партнеров (потребителей документа) сразу, скорее всего, просто не найдется времени на полное ознакомление с ним. Поэтому в начале бизнес-плана находятся разделы, в которых кратко аккумулируется основная информация. К ним относятся:
* аннотация -- документ не более чем на одну страницу, в котором представлены основные целевые установки;
* резюме -- документ, представляемый совместно с аннотацией.
Резюме -- это раздел, с которого начинается содержательная часть инвестиционного бизнес-проекта. Пишется резюме после того, как составлен весь бизнес-план, так как оно должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам (в том числе и акционерам) на два главных вопроса: что они получат при успешной реализации данного плана и каков риск потери ими денег? Данный раздел должен представлять собой рекламу проекта. В нем должны быть кратко и убедительно изложены его основные положения: чем будет заниматься организация, сколько средств необходимо вложить, ожидаемый спрос на продукцию, в чем гарантии успеха.
Обычно потенциально заинтересованные лица начинают знакомство с проектом именно с резюме. В связи с этим при написании резюме должны быть выполнены следующие условия:
резюме должно содержать ответы на следующие вопросы:
в чем состоит общая концепция бизнеса,
какую выгоду получит потенциальный инвестор,
с какими рисками столкнется инвестор;
текст резюме не должен превышать двух -- четырех страниц;
стиль и язык изложения должны быть понятны любому потребителю проекта.
На последний пункт необходимо обратить большое внимание, поскольку качественное изложение материала в данном разделе бизнес-плана помогает настроить инвестора на будущую работу с проектом. Информация должна быть проста для восприятия и не перегружена специальными терминами. Однако необходимо учитывать, что чрезмерная простота может вызвать сомнение в вашей компетенции и качественной эффективности предлагаемого проекта. Язык резюме должен быть деловым и направленным на то, чтобы стимулировать инвестора к участию в проекте. Такие стиль и язык изложения подразумевают использование общеизвестных терминов.
В резюме должны быть освещены следующие моменты:
что и кто предлагает для бизнеса, где и как это будет производиться;
основные потребители;
цели предлагаемого бизнеса;
цели составления бизнес-плана;
основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития;
необходимые инвестиции, их целесообразность и условия инвестирования, риск инвестирования;
основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя.
Основными элементами, требующими освещения в резюме, являются:
сущность предполагаемого проекта и место его реализации;
эффективность реализации проекта;
общая стоимость проекта;
необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы;
срок окупаемости проекта;
финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, ежегодные суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет на ближайшие три года);
предполагаемая форма и условия участия инвестора (кредитора);
гарантии возврата инвестиций (кредитных ресурсов);
сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта.
Кроме того, для большей убедительности в резюме можно разместить схему, рисунок или фотографию потенциального продукта.
Как составная часть бизнес-плана резюме играет чрезвычайно важную роль, ведь изначально именно по нему инвесторы и кредиторы составляют свое мнение относительно эффективности проекта и целесообразности вложения в него средств.
2. Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг
В этом разделе бизнес-плана описываются товары (услуги), которые организация предлагает или собирается предложить рынку. Их характеристика требует проработки следующих подразделов:
потребности, удовлетворяемые товаром (услугой);
описание и внешнее оформление товара (услуги);
оценка свойств товара (услуги);
инновационные основы ценности товара (услуги).
Потребности, удовлетворяемые товаром (услугой)
При анализе и планировании товарного предложения необходимо исходить из того, что потребитель воспринимает товар как набор определенных свойств (функций), которые дают возможность получить полезный эффект от его использования. Эти свойства определяются спецификой товара.
В качестве основной информации, представляемой в этом подразделе, выступают:
наименование товара;
назначение товара, потребность, удовлетворяемая товаром, полезный эффект, т.е. то, ради чего покупается товар;
универсальность использования товара, косвенная польза, второстепенные области применения;
факторы, обеспечивающие уникальность товара (например, надежность, простота хранения, эксплуатации).
Необходимо также указать, соответствует ли предлагаемый товар (услуга) как минимум одному из требований рыночной новизны и является ли пионерным, т.е. позволяет ли он:
открыть перед потребителем возможность удовлетворения совершенно новой потребности;
поднять на новую качественную ступень удовлетворение обычной, известной потребности;
удовлетворить более широкому кругу потребителей известную потребность на определенном уровне (доступность по цене).
Описание и внешнее оформление товара (услуги)
В этом подразделе дается детальное описание товара, его конструктивных особенностей, применяемых при производстве материалов, способа эксплуатации и др. Относительно услуг приводится последовательность действий при их реализации, описываются окружающая обстановка и содержание (сущность услуги).
Также необходимо рассмотреть оформление товара с точки зрения его соответствия современному дизайну и требованиям потребителей, указать, как форма изделия соответствует его функциям, на основе чего осуществляется выбор материала и цвета. По возможности привести фотографию или рисунок товара.
Оценка свойств товара (услуги)
Оценка свойств продукции связана с характеристикой ее качественных параметров и расчетом цены потребления.
Качество -- совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии, с ее назначением. В данном пункте приводятся количественные (измеряемые) показатели качества в понятиях, соответствующих покупательским представлениям о качестве. Данные показатели имеются в сертификатах продукции, ГОСТах и в сокращенном (скорректированном) виде могут быть представлены в форме таблицы. Также в этом подразделе рассчитывается цена потребления -- объем затрат потребителя в течение всего срока службы товара (времени оказания услуги). Она определяется (оценивается в рублях экспертным путем) с учетом специфики последнего по составляющим: продажная цена, расходы на транспортировку, расходы на установку, расходы на обучение, расходы на эксплуатацию, расходы на техническое обслуживание и ремонт, налоги, страховые взносы и т.д. В случае оказания комплексной услуги (или в случае комплексных продаж) необходимо четко разделять набор основных услуг и дополнительные услуги, не включенные в условия контракта и оплачиваемые потребителем отдельно.
Показатели по рассматриваемому виду продукции (услуги) сводятся в таблицу (табл. 1).
Таблица 1. Экономические показатели продукции
Вид продукции
Цена потребления, руб.
продажная цена
доставка
итого
1.
2.
3.
На основе выделенных параметров указывают преимущества и недостатки продукции относительно аналогичных товаров, продаваемых на рынке. Они также могут быть представлены в форме таблицы, все графы которой заполняются в разрезе каждого вида продукции (табл. 2).
Таблица 2. Преимущества и недостатки продукции
Достоинства продукции
Недостатки продукции
Меры по устранению недостатков продукции
1.
1.
1.
2.
2.
2.
Инновационные основы ценности товара (услуги)
Ценность товара (услуги), или выгода потребителя, -- это условная разность между совокупной потребительской ценностью, представляющей собой оценочное суждение покупателя о способности товара (услуг, обслуживающего персонала) удовлетворить его потребности, и совокупными потребительскими затратами, представляющими собой общую (условную) сумму денежных, временных, энергетических и психологических затрат, связанных с приобретением и использованием товара.
Новаторские организации идут по одному из трех путей или комбинируют их:
увеличивают потребительскую ценность, повышая выгоду покупателя от сделки как за счет самого продукта, так и услуг персонала или образа (имиджа) товара;
уменьшают нефинансовые затраты покупателя, экономя его временные, энергетические и психологические ресурсы;
уменьшают денежные расходы покупателя за счет снижения цены, льготных условий платежа или заключения контракта на обслуживание, позволяющего в целом сократить затраты на эксплуатацию и ремонт.
В этом подразделе бизнес-плана по обозначенным направлениям рассматривают инновационные факторы, которые обеспечивают выгоду потребителя и представлены различными объектами интеллектуальной собственности (табл. 3) и лицензиями на них. Необходимо кратко описать те объекты интеллектуальной собственности, которые обеспечивают долгосрочные преимущества продукции и позволяют устранить ее недостатки (см. табл. 3). Кроме того, приводятся основные идеи и новаторские решения, позволяющие удовлетворять запросы потребителей на более высоком уровне.
Таблица 3. Характеристика объектов интеллектуальной собственности
Объект интеллектуальной (промышленной) собственности и его определение
Критерий охраноспособности (охранный документ)
Регулирующий закон
Изобретение -- принципиально новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Объектами изобретения являются: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток, а также применение данных объектов по новому назначению
Новизна, наличие изобретательского уровня и промышленная применимость (патент)
Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3517-1
Промышленный образец -- художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид
Новизна, оригинальность и промышленная применимость (патент)
Тоже
Полезная модель -- новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей
Новизна и промышленная применимость (свидетельство)
Тоже
Фирменное наименование -- наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота
Истинность, исключительность и постоянство наименования
Положение о фирме, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г., и Гражданский кодекс РФ
Товарный знак (знак обслуживания) -- условное обозначение, способное отличать товары (услуги) одних юридических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических лиц
Новизна, различительная способность (свидетельство)
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
Наименование места происхождения товара -- название географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого в основном определяются характерными для данного объекта природными условиями и (или) людскими факторами
Содержание названия географического объекта, связь обозначения товара с его особыми свойствами (свидетельство)
Тоже
Коммерческие секреты (ноу-хау) -- конфиденциальные знания технического, организационного, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и применимы в хозяйственной деятельности
Коммерческая ценность, отсутствие свободного доступа, конфиденциальность
Гражданский кодекс РФ
3. Оценка рынка сбыта
Этот раздел бизнес-плана должен давать четкое представление о том, кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию (услуги) организаций.
Слабое знание рынка очень часто является одной из основных причин неудачи многих коммерческих проектов. Для того чтобы этого избежать и правильно определить место организации на рынке, необходимо последовательно разработать следующие подразделы:
потребители и их сегментация;
замер спроса и оценка целевых рынков;
позиционирование товара на рынке;
прогноз основных показателей рынка и объема продаж.
Потребители и их сегментация
В этом подразделе даются ответы на вопросы: кто является потребителем продукции (услуг) организации и кто может стать им в будущем?
Выявленных потребителей классифицируют по относительно однородным группам -- сегментам. В плане маркетинга указывают основных потребителей (пользователей продукции), принципы их сегментации, а также (пока предварительно) составляют словесные "портреты" типичных покупателей выделенных сегментов.
Данный "портрет" характеризует так называемый профиль сегмента, т.е. набор отличительных признаков, на основе которых разграничиваются 'группы потребителей, и по форме напоминает анкету. Например, в случае продвижения продукции массового спроса можно комбинировать такие критерии, как пол, возраст, стиль жизни, профессия, уровень доходов, удовлетворяемая потребность.
Кроме того, в данном подразделе должны быть определены географические границы рынка сбыта, районы поставки продукции и их специфика. Специфика указанных районов в сочетании с выделенными признаками однородных групп потребителей является основой для формирования "реальных" сегментов -- целевых рынков. В плане маркетинга их представляют в виде круговой диаграммы, каждый сектор которой должен отражать скорректированный на особенности района сбыта "портрет" типичного покупателя.
Учет местных особенностей может привести к гиперсегментации, когда выделенные сегменты распадаются на множество локальных групп, для чего необходима адаптация маркетингового комплекса к каждой из них. Это требует серьезных затрат, которые для небольшой организации могут обернуться финансовым кризисом.
Помимо гиперсегментации в плане маркетинга следует избегать и контрсегментации, когда потребности покупателей практически не дифференцируются и предлагается типовой вариант комплекса маркетинга без учета специфических требований. Это, как правило, делает организацию уязвимой в конкурентной борьбе.
Вполне возможно, что выделенные географические различия будут не столь существенны. В этом случае сегментация в своем структурно-графическом и описательном представлении базируется на разработанных ранее "портретах" потребителей. При этом выявленные целевые рынки по логике должны быть характерными, не дублировать друг друга и в сумме составлять единый рынок сбыта.
Следующий шаг исследования рынка -- оценка численности покупателей в каждом из выделенных сегментов и замер платежеспособного спроса, т.е. количества товаров, работ, услуг, за которые потребители готовы платить деньги. Спрос может измеряться в натуральных и (или) денежных показателях. Помимо емкости сегментов (количества потенциальных потребителей и объема продаж) в этом пункте качественно оценивается:
их существенность -- устойчивость выделенной группы потребителей в качестве сегмента;
доступность -- наличие независимых каналов сбыта товаров и приемлемых условий хранения, транспортировки, реализации продукции;
совместимость -- приспособление к возможному противодействию со стороны конкурентов в данном сегменте;
прибыльность -- рентабельность работы в конкретном сегменте.
На основе данных критериев выделяют наиболее выгодные для организации целевые рынки.
Позиционирование товара на рынке
Под позиционированием будем понимать действия организации по формированию товарного предложения и его имиджа, направленные на завоевание в сознании целевой группы потребителей особого благоприятного места. Эта деятельность всегда связана с воздействием на образ мыслей потребителей.
В бизнес-плане необходимо рассмотреть, как организация в настоящее время обеспечивает своим товарам конкурентное положение в выбранных сегментах рынка, по каким характеристикам потребители идентифицируют ее товар, какую нишу рынка стремится захватить организация. Также описывают способы обеспечения привлекательности товара для наибольшего числа целевых покупателей.
Позиционирование может основываться на отличительном качестве и цене товара, выгоде и возможности решения проблемы, особом способе использования, определенной категории потребителей, сервисе и др.
Прогноз основных показателей рынка и объема продаж
Прогноз основных показателей рынка и объема продаж в разрезе выделенных целевых рынков представляют в виде таблицы (табл. 4).
Таблица 4. Прогноз основных показателей рынка сбыта
Показатель
Год
Итого
п*+ 1
п + 2
п + 3...
Рынок продукта 1 (сегмент 1)
Объем продаж продукции, ед.
Средняя цена, руб./ед.
Объем выручки, тыс. руб.
Емкость целевого рынка, тыс. руб.
Доля предприятия на рынке, %
Коэффициент эластичности спроса
* п -- год разработки бизнес-плана.
Данные показатели определяют для каждого продукта (выделенного сегмента).
Ниже заполненной таблицы необходимо дать краткую качественную характеристику и интерпретацию величин, а также проанализировать тенденцию изменения данных показателей.
4. Анализ конкуренции и конкурентных позиций
Целью данного раздела бизнес-плана является обоснование выбора стратегии и тактики конкуренции организации в условиях конкретного рынка. Раздел в значительной степени основан на исследовании деятельности конкурентов и сравнении ее с деятельностью организации. Эту часть бизнес-плана можно представить в виде следующих подразделов:
определение профиля конкурентов;
сравнительная оценка маркетинговой деятельности конкурентов и организации;
оценка конкурентоспособности продукции (услуг) организации.
Определение профиля конкурентов
Определение профиля (совокупности важнейших характеристик) является распространенным приемом исследования деятельности конкурентов. Для этого в бизнес-плане по двум -- пяти реальным конкурентам, владеющим наибольшей долей рассматриваемого рынка, составляют своеобразное "досье", которое включает следующую информацию.
1. Общие характеристики компании-конкурента:
наименование и организационно-правовая форма;
количество сотрудников и филиалов (подразделений, дочерних фирм);
местонахождение и обслуживаемые географические районы (отрасли, сегменты рынка).
2. Результаты коммерческой деятельности и деловая активность компании-конкурента:
финансовое положение, ресурсы, себестоимость продукции, прибыльность, тенденции развития этих показателей;
обеспечение сырьем, материалами, комплектующими изделиями;
объемы продаж, доля рынка, тенденции развития этих показателей.
3. Товарно-маркетинговая политика компании-конкурента:
уровень известности (престижности) продукции;
особенности товаров, по которым их предпочитают покупатели;
внешнее оформление товара и характерные особенности упаковки.
4. Инновационная и инвестиционная активность компании-конкурента:
используемая технология производства;
патентная защита продукции;
основные направления НИОКР и примерные расходы на эти цели.
5. Стимулирование, распространение и продвижение товаров компании конкурента:
меры по стимулированию сбыта;
методы организации сбыта и каналы распространения товаров;
организация сервисного обслуживания.
6. Ценовая политика компании-конкурента:
реакция на ценовую конкуренцию;
уровень, дифференциация и гибкость цен;
применяемые ценовые стратегии.
7. Менеджмент и кадры компании-конкурента:
уровень организации рабочих мест управленческих и торговых работников;
уровень образования и профессионализма руководителей и сотрудников;
наличие целенаправленной системы мотивации труда работников и ее основные элементы.
Представленные выше разделы "досье" в своем содержательном наполнении (в виде пунктов) носят ориентировочный характер и могут быть скорректированы с учетом специфики рассматриваемого бизнеса.
Сравнительная оценка маркетинговой деятельности конкурентов и организации
Сравнительная оценка эффективности деятельности конкурентов и организации (конкурентный бенчмаркинг) должна проводиться систематически, поскольку рынки постоянно изменяются. Результаты такого анализа позволяют своевременно вносить коррективы в маркетинговую стратегию, а значит, и успешнее противостоять своим конкурентам.
Сущность конкурентного бенчмаркинга состоит в анализе соответствия позиций главных конкурентов основным параметрам, определяющим конкурентную борьбу и ключевые процессы предпринимательской деятельности. Для этого по каждому параметру дают оценку и определяют операционную эффективность, выраженную интегральным показателем.
На основе полученной информации о конкурентах, учитывая особенности отрасли, в этой части бизнес-плана необходимо сформулировать критерии (параметры) оценки, определить степень их значимости для потребителя и в соответствующей балльной шкале дать реалистичную оценку сильным и слабым сторонам конкурентов. Результаты анализа оформляются в виде таблицы.
В основе параметров оценки, как правило, лежит ценность товара. Их значимость выражает коэффициент весомости (Yt), значения которого по каждому параметру в сумме составляют единицу, а качественная (балльная) оценка (X,) осуществляется по 100-балльной шкале. Конечным результатом конкурентного анализа является определение интегрального показателя эффективности маркетинговой деятельности соперников (П), представляющего собой сумму произведений балльных оценок и коэффициента весомости по каждому сравниваемому параметру.
Основные выводы по данным таблицы связаны с интерпретацией значений интегрального показателя эффективности маркетинговой деятельности. Здесь важно определить их общий уровень, а также процентную разницу по отношению к показателю наиболее сильного конкурента.
Если преимущества организации превышают оценку конкурентных позиций ближайшего конкурента на 30%, ей надо позаботиться об изучении существующего опыта работы на данном рынке, внимательно присмотреться к тому, как действуют конкуренты.
Если превышение составляет 30--50%, организация занимает достаточно устойчивое положение на рынке. Превышение на 50--70% означает, что организация работает успешно и ей надо наращивать имеющиеся достижения. Если превышение больше 70%, организация, по существу, может контролировать рынок и надо думать над тем, как сохранить завоеванные позиции.
Отрицательное значение данного отношения говорит о необходимости улучшения конкурентных позиций. В этом случае в плане маркетинга необходимо обозначить соответствующие действия.
Оценка конкурентоспособности продукции (услуг) организации
Конкурентоспособность товара -- это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей, уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и быть проданным. Оценка поведения покупателей показывает, что в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Р) к затратам на его приобретение и использование (С) имеет максимальное значение по сравнению с другими аналогичными товарами.
Таким образом, при оценке конкурентоспособности необходимо выделять группу потребительских параметров, связанных с показателями качества продукта, и группу экономических параметров. Обе группы характеризуют соответственно числитель и знаменатель приведенной выше формулы.
Оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
отбор двух -- пяти продуктов-аналогов основных конкурентов, действующих на данном рынке;
определение набора и весомости сравниваемых параметров данных товаров, в том числе на основе оценки предпочтений потребителей;
расчет интегральных показателей конкурентоспособности (ИПК) данных товаров, интерпретация полученных данных и их анализ.
Для расчета ИПК потребительским и экономическим параметрам экспертным путем присваивают весомые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе. Далее также экспертным путем по каждому параметру определяют балльную оценку.
Расчет ИПК можно представить в форме таблицы (табл. 5).
Таблица 5. Определение интегральных показателей конкурентоспособности продукции
Параметр
Коэффициент весомости
Оценка по 10-балльной шкале
"наш продукт"
конкурирующий продукт 1
конкурирующий продукт 2
Потребительские параметры:
безопасность
надежность
долговечность
производительность
вес, габариты
эстетические показатели
эргономические показатели'
упаковка
гарантии, гарантийный срок
снабжение расходными материалами и т.д.
Итого
Экономические параметры:
цена
доставка
установка
эксплуатация
ремонт
утилизация и т.д.
Итого
ИПК
Интерпретация полученных ИПК базируется на следующем:
если К > К, то анализируемый продукт по конкурентоспособности превосходит продукт конкурента;
К < К - уступает;
К = К - находится на одинаковом уровне.
Особое внимание необходимо уделить второму этапу оценки КСП и тому, чтобы понятия, характеризующие параметры, с логической точки зрения не поглощали друг друга, были относительно независимыми и полностью * отражали сущность изделия (услуги).
5. План маркетинга в структуре бизнес-плана
Разработке плана маркетинга предшествует ряд работ исследовательского характера, связанных со сбором и обобщением внешней и внутренней информации о текущем состоянии организации, ее возможностях, факторах конкуренции и проблемах рынка. Формировать необходимые данные следует в рамках предыдущих разделов и подразделов бизнес-плана.
Собственно планирование маркетинговой деятельности организации предполагает формирование маркетинговой стратегии (стратегическое планирование) и разработку маркетингового комплекса и программы действий (тактическое планирование). Структурно эти компоненты плана маркетинга распадаются на два подраздела.
1. Формирование маркетинговой стратегии:
стратегические цели и задачи маркетинговой деятельности;
стратегия маркетинга как интеграция типовых решений.
2. Разработка маркетингового комплекса и программы действий:
- товарная политика:
- развитие товарных линий,
- создание новых продуктов и новых свойств,
продвижение товарного знака,
упаковка товара,
сервисное обслуживание;
ценовая политика:
установление исходной цены на товары,
корректирование цен;
организация сбыта:
система товародвижения,
каналы распространения товара;
формирование спроса и стимулирование сбыта:
продажа товаров на основе личного контакта,
рекламная деятельность,
связи с общественностью,
стимулирование сбыта;
финансовый аспект маркетинговой деятельности.
Определение целей деятельности конкретной организации должно исходить, с одной стороны, из ее текущего состояния, а с другой -- из возможностей в данной экономической ситуации. В любом случае цели должны быть понятными и измеримыми, реалистичными и достижимыми, количественно определенными, ограниченными во времени (т.е. привязанными к определенному сроку).
Многообразие целей и задач маркетинга требует системного подхода к определению их состава и последующей структуризации. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента используется модель в виде дерева целей, посредством которой описывается их упорядоченная иерархия. Формирование дерева целей идет сверху вниз, от общих целей к частным путем их декомпозиции и детализации, т.е. происходит упорядочение, за счет расщепления общих целей на частные, поддающиеся количественной и качественной оценке. Каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие вышестоящей цели; в связи с этим подцели каждого уровня с логической точки зрения должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга. Фундамент (основание) дерева целей составляют задачи, представляющие собой формулировку различных работ.
Важным моментом целеполагания является моделирование не только взаимосвязи целей, но и их динамики в аспекте маркетингового развития организации за определенный период времени (табл. 6).
Таблица 6. Маркетинговые цели организации и сроки их достижения
Номер цели
Формулировка цели
Срок достижения цели (месяц, год)
1
1.1
1.1.1
и т.д.
Очевидно, что количество целевых уровней зависит от масштабов деятельности организации. За основу декомпозиции, или критериев расщепления, могут быть взяты виды маркетинговой деятельности организации, география или региональная структура, элементы организационной структуры, временной аспект и т.д. Таким образом, используя тот или иной признак, можно построить несколько систематизации целей.
Дерево целей применяется в стратегическом планировании и моделировании бизнес-процессов с целью их упорядочения и наглядного представления. Результаты его используются в дальнейшем при разработке сбалансированной системы показателей (дерева показателей), которая позволяет оптимизировать процессы управления и планирования.
Стратегия маркетинга как интеграция типовых решений
Маркетинговая стратегия -- рациональное, логическое построение, комплекс принимаемых управленческих решений, руководствуясь которым организационная единица рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. При ее разработке необходимо соблюдать баланс внимания к покупателям и конкурентам. В связи с этим современная организация должна быть:
ориентирована на конкурентов, т.е. рассматривать каждую ситуацию с точки зрения действий своих соперников, а затем формировать ответную стратегию;
ориентирована на потребителей, т.е. концентрировать внимание на отношениях с покупателями, проводя маркетинговые исследования, сегментацию и позиционирование, разрабатывая для своих клиентов элементы комплекса маркетинга -- товар, цену, распространение, продвижение. В этой части плана маркетинга на основе проведенной оценки текущей маркетинговой ситуации, сформулированных долгосрочных целей необходимо адаптировать к специфике организации (кратко описать с указанием конкретных характеристик) и связать единым замыслом так называемые типовые (эталонные) маркетинговые стратегии. Маркетинговая стратегия как система взаимосвязанных решений должна отражать направления, связанные с комплексом маркетинга и основными конкурентными стратегиями.
Разработка маркетингового комплекса и программы действий
Товарная политика многих организаций предусматривает развитие товарных линий -- групп товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен. Организации могут предлагать рынку не одну, а несколько ассортиментных групп товаров, которые образуют товарную номенклатуру.
В данном пункте плана маркетинга с учетом принятой маркетинговой стратегии указывают конкретные решения относительно четырех элементов ассортиментной политики:
широты (количества выпускаемых компанией ассортиментных групп товаров);
насыщенности (общего числа составляющих их отдельных товаров);
глубины (количества вариантов исполнения каждого товара в рамках ассортиментной группы);
гармоничности (степени сходства между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства или иных показателей).
Кроме того, здесь приводят характеристику стадий жизненного цикла товаров, исходя из которой принимают решения относительно таких показателей оптимизации ассортимента, как:
темпы обновления ассортимента в целом и отдельных продуктов;
соотношение между принципиально новыми и освоенными продуктами;
уровень обновления продуктов текущего ассортимента (степень модернизации);
сроки выхода на рынок новых товаров и сроки изъятия из программы сбыта морально устаревших товаров.
В пункте плана маркетинга, посвященном созданию новых продуктов и новых свойств, приводится информация, отражающая:
способ получения нового товара или новых свойств. Как правило, эта проблема решается либо путем приобретений во внешней среде (посредством покупки предприятия, патента, лицензии на производство), либо путем разработки своего продукта, либо на основе сочетания обоих подходов;
основные направления разработки новых товаров (технико-экономических показателей). Новый (измененный) товар должен отвечать требованиям покупателей, выявленным ранее на основе маркетинговых исследований;
предполагаемые трудности и риски, с которыми организация может столкнуться при разработке и совершенствовании товара;
организационная структура отдела НИОКР (если он есть);
примерные расходы на разработку и исследования;
сроки разработки и производственного освоения новой продукции.
Одним из основных направлений товарной политики является продвижение товарного знака, или марки, -- названия, понятия, знака, символа, дизайна или их комбинации, предназначенных для идентификации предлагаемых продавцом (группой продавцов) товаров или услуг, а также для установления их отличий от товаров и услуг конкурентов. Экономический эффект товарного знака выражается в устойчивой способности приносить организации дополнительную прибыль в силу лояльности к нему потребителей -- так называемую марочную премию.
В этом пункте плана маркетинга рассматривают такие связанные с марочной стратегией решения, как:
выбор варианта марочной стратегии. Он определяется исходя из того, что организация планирует делать на выделенных целевых рынках: создавать новую продуктовую марку, расширять имя организации или семейство марки, улучшать репутацию существующей марки или принципиально изменить ее образ, позиционирование марки. На основе результатов сегментирования рынка и анализа позиций конкурентных продуктов для выделенной целевой аудитории необходимо сформулировать понятную и отличительную идею марки, раскрывающую ее цели и напрямую связанную с потребительскими свойствами товара, а также с мотивами и выгодой покупателя; разработка коммуникационных идей. Необходимо сформировать систему аргументов в пользу позиции марки, кратко раскрыть творческую позицию по созданию ее имиджа (выделенные идеи в дальнейшем станут основой для создания различных форм рекламного обращения); юридическая защита марочного названия, его графического изображения и других атрибутов марки (с учетом специфики бизнеса ими могут быть упаковка, мелодия, запах, элементы фирменного стиля). Согласно нормам российского законодательства в этой части плана маркетинга необходимо привести изображение товарной марки или нескольких марок (в случае многомарочного подхода).
Упаковка товара -- это изделие, оболочка товара, включающая, как правило, тару, в которую помещается изделие, этикетку и упаковочный лист (вкладыш). В последнее время упаковка стала одним из важнейших элементов товарной политики. Это связано с тем, что она может выполнять до пяти функций, к которым относятся:
предохранение товара от порчи и повреждений;
обеспечение рациональных единиц для транспортировки, погрузки, выгрузки, складирования и продажи товара;
содержание рекламы и (или) описание товара;
создание возможности обзора содержащегося в упаковке товара для привлечения внимания, "заманивания" покупателя;
обеспечение удобства использования товара.
От функций упаковки зависят ее дизайн, способы, а также стоимость (в несколько меньшей степени верно и обратное). Дизайн определяют пять рабочих параметров:
материалы, влияющие на вес и прочность упаковки;
форма, влияющая на размеры упаковки;
цвет;
текстура;
графика.
Существуют следующие виды упаковки: картонные коробки, жесткие ящики, обертки, бутылки, банки, мягкие тубы, термоформы, пакеты и др.
В данном пункте плана маркетинга кратко описывают функции и виды упаковки, ее дизайн (пять параметров), указывают примерную стоимость, а также (по возможности) приводят ее изображение.
Сервисное обслуживание представляет собой систему услуг, позволяющую потребителю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления сложного изделия, который экономически выгодно использовать в течение разумно обусловленного срока.
Хорошее обслуживание клиентов -- залог успешного предпринимательства: гораздо дешевле сохранить имеющихся покупателей, чем привлечь новых, а тем более вернуть утраченных. Организации, обеспечивающие высококачественный сервис, как правило, значительно превосходят по конкурентоспособности своих менее ориентированных на предоставление услуг конкурентов.
В плане маркетинга должна быть представлена информация о том, какие услуги по послепродажной поддержке товаров или дополнительное обслуживание по отношению к основной услуге включены в рамки сервиса. Например:
бесплатная доставка товара;
установка изделия, монтаж, приведение в рабочее состояние;
бесплатный ремонт в течение гарантийного срока;
платный ремонт по истечении гарантийного срока;
снабжение запасными частями и замена вышедших из строя деталей;
первоначальное обучение, консультирование.
Помимо краткого описания сервисных услуг в плане маркетинга должна быть оговорена форма их предоставления, а именно кем производится обслуживание: производителем, продавцом товара или специализированной организацией по контракту с производителем или продавцом. Кроме того, указывают примерную цену рассматриваемых услуг или сумму месячных расходов на сервисное обслуживание.
Ценовая политика. В части плана маркетинга, посвященной установлению исходной цены на товары, необходимо исходя из ценовых решений разработанной маркетинговой стратегии в разрезе выделенных сегментов рынка определить базовую цену (исходный ценовой уровень) производимых организацией товаров и услуг, которую она будет обоснованно варьировать при работе с посредниками и покупателями.
Процесс расчета цены включает ряд этапов (табл. 7).
Таблица 7. Определение базовой цены на продукцию
Этап ценообразования
Содержание этапа ценообразования
Рынок продукта 1 (сегмент 1)*
1. Постановка задачи ценообразования
Какие общие результаты реализации ценовой политики по данному виду продукции желательны для организации в среднесрочной перспективе.
На какие показатели оказывает влияние рациональное ценообразование, как они могут измениться
2. Определение спроса и чувствительности покупателей товара к цене
Какое примерно количество данного вида продукции в рассматриваемом сегменте рынка готовы приобрести покупатели при различных уровнях цен на нее. (Представить небольшую таблицу или график с указанием четырех -- шести значений координат.)
Насколько чувствителен спрос к изменениям цены на данный товар. (Оцените среднюю в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.