На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Иван Калита

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Введение:   Положение Москвы в 14-15 вв.
     В  14-15 вв. Москва стала основой объединения  Руси в единое  государство , центром образующей русской народности . Уже московские князья  Юрий   Данилович   (княжил в 1303-1325гг) и Иван Калита (княжил в 1325-1340гг)   получили   от   ханов ярлыки на княжение, которое   с этого   времени   прочно   удерживалось     московскими князьями .При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву , и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси  . Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Москва была центром развитого ремесла  , в особенности производили металлические изделия и оружия . Высокого развития достигли также строительное мастерство , иконное и книжное дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной Европы , так как была связана водными путями (Москва-река , Ока , Волга и др.) с Поволжьем , Средней Азией , Закавказьем и Персией . С верховьев Дона начинался путь по Дону , Азовскому и Черному морям в Константинополь . Купцы , торговавшие с итальянскими колониями в Крыму , в частности с г. Сурож (Судак) , назывались в Москве «гостями-сурожанами» . Через город Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги – с водными путями на Белоозеро и далее на Сурож .Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом и Смоленском . По своим   размерам Москва принадлежала к числу крупнейших европейских городов . Главную массу московского населения составляли ремесленники , мелкие торговцы , холопы и крепостные феодалов . Незначительной по численности , но наиболее экономически и политически мощной группой населения являлись феодалы во главе с великим князем , а также примыкавшие к ним крупные купцы . Для Москвы 14-15 вв. характерна большая имущественная дифференциация населения , резкие классовые конфликты .
    В 14-15 вв. значительно увеличилась городская  территория и изменился внешний  вид города . При Иване Калите территория Кремля была расширена и обнесена дубовыми стенами (1339-1340);в нем были построены каменные церкви , образовавшие  Соборную площадь . Первой каменной постройкой был Успенский собор . В 1367 , при Дмитрии Донском , были возведены каменные стены , предопределившие в основном расположение стен современного Кремля , кроме великокняжеского двора , находились дворы ближних бояр , монастыри и т. д. В 1404 в Кремле была установлена «часозвоня» (башня с часами ). Вокруг Кремля разрастался торгово-ремесленный посад . Подступы к Москве охраняли монастыри -сторожи – Данилов , Симонов , Андроников . Наиболее населенную часть Москвы составлял «великий посад» между Москвой-рекой и Неглинкой . К Западу от Неглиннки располагалось менее заселенное Занеглименье .Район Замоскворечья назывался Заречьем . Поселения продолжались и за Яузой . К Москве-реке здесь примыкали слободы котельников и кузнецов .
                                                          Иван 1 Калита.  
Иван Данилович (год рождения не известен – умер в 1340) – московский князь с 1325,московский великий князь 1328 – 1340; сын московского князя Даниила Александровича. Иван Калита долгое время оставался в тени брата Юрия который беспрестанно был в отлучках, но после того как Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана Даниловича, это был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными землями, скупая их у мелких князей. За большое состояние его прозвали Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита . . Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать.«Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белоозерск, Галич, Углич…»Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения. С этого времени начинается бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди русских князей. Ко времени правления Ивана 1 Калиты относится расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы , которая стала основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым правительством , с единым руководством . Ведя осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов как орудие для выполнения своих замыслов , Иван1 Калита ослабил Тверское княжество ,соперничавшее с Московским .Современники отмечают , что при Калите установилась “тишина велика на 40 лет , прекратились татарские набеги . Он диктовал свои условия Новгороду , Пскову , посылал своих данников на Печору ,его влияние распространялось на всю Северо – Восточную Русь . Иван Данилович считал себя великим князем “всея Руси”.                                                                                          Внутренняя политика Ивана 1 Калиты, способствовавшая расширению московских посадов и слобод , привела к тому , что Москва во времена его княжества стала крупным ремесленным центром . . Калита добился переноса русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно – идеологического влияния московских митрополитов , поддерживавших московских князей .
     Кремль  при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной (1339 ) , в нем были построены первые каменные церкви , в том числе Успенский собор ,   сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор, где хоронили московских князей . Каменные постройки , возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились , так как были заменены новыми при Иване 3 . Богатство московского князя подчеркивается его прозвищем «Калита» , что означает  «денежная сумка» .
     При  Иване Даниловиче получил окончательное  воплощение новый принцип строения  государства - принцип этнической  терпимости. Подбор на службу  осуществлялся по деловым качествам,  независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного  крещения. На службу принимали  и татар, бежавших из Орды, и  православных литовцев, покидавших  Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой,  связующей всех, кто пришел на  службу к московскому князю,  стало православие. Спасаясь от  татар, русские люди собирались  к Москве, которая могла их  защитить.
  Во время  правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно
принимая сторону  одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти  достижения ордынской политики в  Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.
   Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.  По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый
                     «Тишина велика» для Москвы.
    В начале 14 века улус Джучи распался на Синюю и Белую Орды. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне рек Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотая Орда. Ханом этой Орды стал Узбек. Под его руководством Золотая Орда еще более усилила свой гнет на русские земли, чем способствовала территориальному росту Литвы и ее князя Гедемина. Чтобы как-то уравнять два государства Иван Калита тоже получил покровительство Орды. В 1321 году Гедемин взял Киев, что превратило его княжество в как южный, так и западный центр создания государственности. Закончился период феодальной раздробленности и в Польше, где 25 апреля 1332 года был коронован Казимир Великий. В 1345 году литовским князем стал Ольгерд, при жизни которого Великое Литовско-Русское княжество превзошло по территории Великое Владимирское княжество, заметим, что Орда не воспрепятствовала образованию столь могучего государства в противовес Владимиру и Москве
     Княжение  Ивана 1 Калиты отличалось одной особенностью , драгоценной для москвичей . “Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси , - пишет летописец , - и была отныне тишина великая на 40 лет ,и перестали татары воевать Русскую землю , и отдохнули христиане от великой истомы  и тягости , от насилья татарского , и была оттоле тишина великая по всей земли».Запись сделана спустя много лет после смерти Калиты, княжившего до того 15 лет, по крайней мере спустя четверть века после его смерти . Но послушаем отзыв современника , написанный тотчасже после смерти Ивана Калиты и, пожалуй восторженный, «О сем князи великом Иване,  пророк глаголет: «В последнее время в опустевшей земли на западе восстанет цесарь правду любя; суд не по мзде ,ни по поганым странам ; при сем тишина великая в Русской земли и воссияет во дни его правда», яко же и быть при его царстве. Сей  князь великой Иван , имевший правый суд паче меры … безбожным ересям преставшим при его державе ,многим книгам написанным его повелением , ревнуя правоверному цесарю греческому Мануилу , любой святительский сан» . Писцы так и написали в «опустевшей» земле , дав первый случай московского аканья в наших письменных источниках . 
Порой деятельность Калиты представляется нам в темных красках. Он считается главным вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников. Однако современники по-своему оценивали деятельность Калиты . Они видели в нем прямого продолжателя политики Александра Невского ,Добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами , которую вскоре проведет с собой на Куликово поле Дмитрий Донской, внук Калиты. Современники видели разорение русской земли, пожары и разрушения Твери, Торжка, Кашина и других городов, бесчисленное количество пленных, угоняемых татарское рабство. И вот среди разрушенных городов «точию соблюди и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и град его Москву и всю его отчину». При нем Москва сделалась городом славным «кротостью», свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий, а это должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города. Преобладание Москвы над Тверью, чего так добивался Юрий, было окончательно достигнуто при его младшем брате.
       Великое княжение ненадолго удержалось  у тверского князя. Александр  Михайлович встал во главе  тверичей, которые расправились с татарами, насильничавшими в Твери. В наказание татарское войско опустошило Тверь и заставило Александра бежать в Псков . «Великий же Спас милостивый человеколюбец господь своею милостью заступил благоверного князя великого Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отчину от иноплеменник , поганых татар» . Ценой разорения Твери на этот раз была спасена Москва. Благосклонный к московскому князю , летописец умалчивает , что Тверь разорили с помощью Калиты , ходившего в Орду и вернувшегося с большой татарской ратью . В 1328 г. Иван Данилович снова ходил в Орду и вернулся с ярлыком на великое княжение , оказавшимся в руках ,умевших крепко держать полученное добро . Москва прочно сделалась столицей Северо-Восточной Руси .
      По отношению к Орде московский  князь вел традиционную политику  отца и деда . В Орде он незаменимо встречал большие почести от хана Узбека , приходившегося ему свояком . Узбек прислушивался к мнению Ивана Даниловича , умевшего направлять события в свою пользу . В 1339 г. «по думе его» хан вызвал в Орду русских князей , и в том числе Александра Тверского , вскоре подвергнутого мучительной казни . Калита хорошо знал хищные золотоордынские порядки , тщательно собирал с русских земель «выход» и готов был идти навстречу денежным домогательствам татар с тем , чтобы собирать в их пользу еще дополнительный  запрос . Но напрасно видеть в Калите какого-то рьяного низкопоклонника перед Ордой . Самый тяжелый денежный побор был все-таки легче опустошительных татарских набегов . Во всяком случае , Москва пользовалась при Калите полным и невиданным до него покоем : «…и быть оттоле тишина велика на 40 лет , и престала погань воевать Русскую землю и убивать христиан , и отдохнула, и опочили христиане от великой истомы и многая тягости и от насилия татарского».
    После  тверского восстания Орда окончательно  отказывается от системы баскачества и передает сбор дани в руки Великого князя. Сбор дани-“ордынского выхода”, установление контроля над рядом соседних территорий (Угличем, Костромой, северным Галичем и др.), а в связи с этим - расширение земельных владений, что притягивало боярство, в итоге, усилили Московское княжество. Кроме того, Калита сам приобретал и стимулировал покупку своими боярами сел в других княжествах, что укрепляло влияние Москвы, привлекало под власть Калиты боярские фамилии из других княжеств.                                                                                                                                              Иван Данилович считал себя уже не только московским, но и великим князем “всея Руси. Он властно диктовал свои условия Новгороду и не склонялся на мольбы новгородцев о мире. Заняв Торжок, он разорил новгородские земли в течение нескольких зимних месяцев. Даже далекий Псков испытал на себе тяжелую руку великого князя , добившегося временного изгнания из него Александра Михайловича Тверского . Владения московского князя стали заметно продвигаться на Дальний Север .В 1337 г. московская рать ходила в область Северной Двины , принадлежавшую Новгороду . В то время Двинская область осталась в новгородском владении , но Иван Данилович уже распоряжался на Печере и жаловал «…сокольников печорских , кто ходит на Печеру» , различными льготами .
       Калита заложил основы могущества Москвы. Он первый начал объединять вокруг нее русские земли. После долгого промежутка времени он был первым авторитетным князем, влияние которого распространилось на всю Северо-Восточную Русь.
   Москва делается церковным центром всей Руси.
      При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли. Еще в 1299 году митрополит Максим оставил опустошенный Киев, где не мог найти безопасности и переехал жить во Владимир на -Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Калита умел приобрести расположение приемника Максимова, Петра который поэтому поводу проживал в Москве больше, чем в других городах ,  умер и погребен в ней.  "Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси, - то и сам прославишься родом своим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославит себя Бог в нем! " Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора. Выбор святого мужа казался внушением Божьим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца. Переход русских митрополитов из Владимира в Москву и усилил  тем самым церковно–идеологическое влияние московских митрополитов, поддерживавших московских князей, оно давало ей вид главного города всей Русской земли, ибо князей было много, и один не успеет еще подчинить себе всех других, а митрополит был один. Кроме того, престол митрополичий способствовал возрастанию и обогащению Москвы, ибо в нее совсех  сторон приезжали лица, имевшие нужду до верховного святителя Русской церкви; наконец митрополит должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого жил. Другие князья предвидели следствия утверждения митрополичьего престола в Москве и сердились, но помочь было уже нельзя. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о «царствующем городе « с тем местом, где жили и государь и митрополит . Пышные богослужения по случаю поставления в епископы , когда в столице собирались высшие иерархи из других городов , постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси , встречи и проводы митрополитов и епископов , одним словом , блестящие церковные церемонии , до которых были падки средневековые люди , сделались достоянием Москвы . Можно было не признавать притязаний московского князя , но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита .
   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.