На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Статистика свободного времени населения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Статистика  свободного времени  населения
     Введение
     1. Бюджет времени населения, его  структура
     2. Показатели использования свободного  времени
     Заключение
     Библиографический список
     Введение
     Изучение  жизненного уровня населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике. Поэтому для получения детальных  сведений о материальном и культурном уровне жизни населения статистика приводит в широких масштабах  обследования его бюджетов. Бюджетная  статистика позволяет исследовать  доходы, расходы и потребление  населения, а также дать характеристику производства валовой продукции  в личных подсобных хозяйствах по данным бюджетных исследований. Также  изучаются показатели личного потребления  семей и показатели уровня потребления  непродовольственных товаров. Статистический учет и отчетность, отражающие совокупность массовых явлений и процессов, характеризующие  их с количественной стороны, выявляющие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. Статистические методы являются основным средством  изучения массовых, повторяющихся явлений, играют важную роль в прогнозировании  поведения экономических показателей.
     Социальная  статистика является одним из важнейших  разделов в общей теории статистики. В структуре данного раздела  можно выделить множество значимых направлений. Применительно к каждой области исследования разрабатывается  система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию  статистических материалов в целях  регулирования социальной обстановки в стране и регионах.
     Социальная  статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места  и времени, которые отражаются с  помощью специального статистического  инструмента - статистического показателя. Показатели социальной статистики играют важную роль при выявлении характеристик  общества. Показатели необходимы при  процессах социального планирования и управления. Наряду с прочими  особенностями, социальная статистика отличается тем, что не все явления  и процессы социального мира могут  быть представлены с помощью показателей.
     Важно проведение дальнейших усовершенствований методов сбора и анализа социальной информации, что позволит принимать  рациональные управленческие решения  на всех уровнях: от небольшого предприятия  до государства.
1. Бюджет времени  населения, его  структура
     Основным  источником информации о бюджете  времени населения служат выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами. Первые такие обследования в нашей стране были проведены в 20-х гг. под руководством С. Г. Струмилина (1877 - 1974 гг.) с охватом  разных социальных групп населения (рабочих, крестьян, служащих и учащихся). Из последних работ такого рода, проведенных Госкомстатом СССР, можно назвать следующие: выборочное обследование затрат времени на ведение домашнего хозяйства и использование свободного времени в 53 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1977 г.); обследование бюджета времени в 52 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1980 г.); обследование 51 тыс. семей тех же социальных групп, постоянно ведущих бюджет (1985 г.); обследование бюджета времени 200 тыс. членов семей рабочих, служащих, колхозников и пенсионеров (возраст опрашиваемых 12 лет и старше), из них более 80 тыс. работающих женщин (1990 г.). Во всех обследованиях была получена детальная и достоверная информация об использовании бюджета времени населения страны.[11]
     По  принятой классификации в суточном фонде времени выделяются следующие  элементы: рабочее время и время, связанное с работой, время на ведение домашнего хозяйства, на работу в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном и другом земельном  участке; время на воспитание детей; свободное время; время на удовлетворение физиологических потребностей (из них  сон); другие затраты времени.
     Рабочее время и время, связанное с  работой, состоит из рабочего времени  по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также  времени передвижения к месту  работы и обратно, включающего ожидание транспорта, продолжительность поездки  на работу и передвижение пешком,
     В затратах времени на ведение домашнего  хозяйства выделены затраты на работы по дому (приготовление пищи, стирка, глажение, шитье, вязка, уход за одеждой, обувью, уборка квартиры, ремонт бытовых  приборов, мебели, жилья, отопления, уход за детьми, прочие виды домашнего труда, например, изготовление предметов домашнего  обихода для личных нужд, переработка  продуктов и др.) и затраты времени  на покупку продуктов, непродовольственных  товаров и услуг. Сюда относятся затраты времени на покупку товаров в магазинах, ларьках, на рынках, на получение услуг в ателье и мастерских по пошиву и ремонту одежды, обуви, по ремонту и изготовлению мебели, ремонту бытовых приборов, культтоваров и др., в предприятиях химчистки и крашения, прачечных, банях, душевых, затраты на посещение поликлиник, жилищных контор, банковских учреждений и других организаций, В этой группе затрат предусматривается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и времени на ожидание в очереди.
     Наибольший  вес во всем времени составляют затраты  на удовлетворение физиологических  потребностей, складывающихся из времени  на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за собой и др.
     Выделение других затрат времени в составе  внерабочего связано с практической невозможностью детального учета всех видов временных затрат в их классификации. Речь идет о нетипичных затратах или  о таких, которые по тем или  иным причинам могут быть скрыты опрашиваемыми (праздное времяпрепровождение, удовлетворение мнимых потребностей, антиобщественные поступки). Вместе с тем их исследование необходимо, и для их учета нужны  специальные обследования.[5]
     Особое  место в составе внерабочего  времени и в общем бюджете  времени населения занимает свободное  время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развитие и отдыха населения. Его величина, удельный вес и структура дли  каждой группы населения во многом обусловлены величиной рабочего времени и времени, связанного с  работой, а также затратами времени  на физиологические потребности, покупку  товаров и получение услуг, на ведение домашнего хозяйства. В  этом смысле оно носит <остаточный> характер.
     Организация учета бюджета времени населения  включает; помимо классификации временных затрат, решение вопросов б моменте его наблюдения, о представительстве в совокупности обследуемых различных типов семей (одиночки, семьи, состоящие из двух, трех, четырех лиц и более) и различных отраслей, различных территорий и т. д. Учитывается возможность размещения различных видов деятельности в одно и то же время - для этого в опросном листе предусмотрено выделение забалансовых затрат времени.
     Бюджеты времени населения разрабатываются  по социальны группам, возрастно-половым  признакам, уровню образовав обследуемых, источникам средств существования  и др. Структур бюджета времени  населения определяется тем, является ли день наблюдения рабочим или нерабочим, предвыходным, выходным или днем отпуска. В разработках материалов выборочных обследований чаще всего фигурируют раздельно бюджеты времен групп населения по рабочим и выходным дням. Примером представления данных о бюджете времени в бывшем СССР может служить:
     Общие затраты времени на ведение домашнего  хозяйства среднем на одну работающую женщину составили 3 ч. 13 минут (рабочий  день) и 6 ч. 18 мин. (выходной день). Структура этих за трат такова: работа по дому - 81,8 и 85,9%, в том числе: приготовление пищи - 41,8 и 33,4; стирка, глажение - 12,6 и 18 шитье, вязка, уход за одеждой, обувью-8,2 и 10,9; уборка квартиры - 10,2 и 13,3; ремонт бытовых приборов, мебели, жилы отопление - 1,2 и 1,8; уход за детьми - 6,0 и 5,6; прочие виды домашнего труда - 1,8 и 2,0. К последним относятся затраты на покупку товаров и получение услуг - 18,2% (рабочий день) и 14,1(выходной день), в том числе: на покупку продуктов - 13,9 и 9,ЭД на покупку непродовольственных товаров-4,0 и 3,7; на получение услуг - 0,8 и 0,5%.[9]
     Для сравнения приведем бюджет времени  среднего европейца, выведенный международной  группой «Информационная реклама» по материалам опроса, проведенного в20 странах (без СНГ). На первом месте  в бюджете времени у него сон - 8 ч 03 мин, или 33,4% суточного времени, а рекордсмены по сну - бельгийцы (8 ч 30 мин). На втором месте работа - в  среднем 7 ч 20 мин, или 20,6% (самый короткий день у англичан - 6 ч 25 мин, а самый  длинный у португальцев - с двумя  дополнительными часами работы в  сутки). Далее просмотр телепрограмм - 3 ч 27 мин (у англичан более 4 ч, у скандинавов - 30 мин), воспитание - около 3 ч в среднем (у шведов - 5 ч 30 мин, у португальцев и бельгийцев - 1 ч 50 мин), учеба - 5 ч 10 мин, домашние поделки - 2 ч 50 мин, посещение ресторанов, баров и пивных - 2 ч 17 мин. Меньше всего у среднего европейца уходит времени на покупки (1 ч 09 мин), контакты с административными органами (1 ч 06 мин), еда на работе (45 мин), каждодневный туалет (43 мин), косметический уход (27 мин).
     2. Показатели использования  свободного времени 

     В классификации затрат свободного времени  сейчас выделяются следующие: посещение  театров, кино, концертов, спортивных и  других зрелищных мероприятий; просмотр телепередач, прослушивание радио; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т. п., прочие виды отдыха: социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.
     Продолжив приведенный ранее пример о распределении  суточного фонда времени рабочих  и служащих по данным бюджетного обследования семей в марте 1985 г., расшифруем свободное время.
     Приведем  другой пример, характеризующий использование  свободного времени женщинами-рабочими и служащими в бывшем СССР по итогам обследования бюджета времени в  марте 1990 г.[2]
     Свободное время дифференцировано у мужчин и женщин. Прежде всего, отметим, что у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин, однако в обоих случаях оно сокращается. У работающих женщин оно сократилось в 1990 г. по сравнению с 1985 г, с 2 ч 07 мин до 1 ч 23 мин в рабочие дни; с 6 ч 02 мин до 4 ч 36 мин-в выходные. Возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, в садовом, дачном и других земельных участках, Свободное время населения сокращается и с возрастом. Так. у женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16-19 лет, в 1,7 раза.
     Общая закономерность в использовании  рабочего времени работающими членами  семей сводится к тому, что большая  его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепередач  и прослушивание радио. Так, по рабочим  дням у мужчин и женщин на это  уходит 60% свободного времени, а на чтение - в среднем 10%. В выходные дни свободное  время используется более разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в  среднем до 40% и увеличиваются  затраты времени на встречи, визиты, игры, посещение кафе и т. п.
     Статистика  позволяет выявить особенности  бюджета времени у разных групп  населения. Например, по данным отечественной  государственной статистики, доля свободного времени у разных групп населения  колеблется от 5 до 34% суточного фонда  времени.
     Среди членов обследованных в 1990 г. семей почти 20% составили учащиеся. Вот как распределилось свободное время у учащихся в возрасте 18-19 лет: его продолжительность в среднем за день составляет 4 ч 12 мин, в том числе; просмотр телепередач 1 ч 23 мин, чтение - 29 мин, посещение театров, концертов, музеев -4 мин, дискотек - 10 мин.
     На  бюджет времени населения влияет сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в целом и особенно несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов - для мужчин и женщин с учетом социальной или социально-профессиональной группы.[7]
     Что касается других стран, то по результатам  международного исследования, проведенного учеными Мичиганского университета, меньше всего свободного времени остается у японцев, традиционно отличающихся трудолюбием и высокой работоспособностью: немногим более 13ч в неделю - у мужчин и около 11 ч - у женщин. На другом полюсе датчане, у которых время на отдых составляет 54 ч в неделю - у мужчин и на 1 ч меньше - у женщин. На среднего мужчину в США приходится в неделю 20,4 ч отдыха и на женщину - около 22 ч.
     Наша  страна (в том числе СНГ) в этом исследовании фигурировала в числе  лидеров по продолжительности рабочей  недели: мужчины в неделю проводили  на работе в среднем 54 ч (для сравнения  в Японии-52, США-44, в Дании-33,4 ч). Среди  женщин здесь также было наше лидерство: продолжительность рабочей недели составляла более 39 ч.
     Изучение  структуры свободного времени у  отдельных социальных групп, половозрастных категорий населения, жителей города и села, сезонных и территориальных  различий составляет основную задачу статистики бюджета времени населения. Она решается с помощью разного рода группировок и известных показателей статистики. Для оценки различий в структуре временных затрат у отдельных групп и категорий населения уместно воспользоваться показателями среднего линейного и среднего квадратического структурных различий, построенных по аналогии с показателями вариации. Только в данном случае берутся разности не между вариантами и средней величиной, а между структурными составляющими бюджета времени двух сравниваемых совокупностей.[7]
     Более универсальным показателем, обобщающим различия в структуре временных  затрат, считается коэффициент А. Салаи: 

       

     где и - затраты времени на m-й элемент затрат в i-и и j-й группах;
      - число элементов затрат времени.
     Этот  показатель принимает значения в  интервале их различий. Воспользуемся  приведенными ранее данными о  распределении свободного времени  у мужчин и женщин по рабочим дням (в часах и минутах) и рассчитаем А. Салаи, переведя часы в минуты, поданным табл. 8.3: 

       

     Как видно, различия у мужчин и женщин в использовании своего свободного времени в рабочие дни невелики.
     Расчет  того же показателя по выходным дням дал  следующий результат: 

       

     Здесь различия оказались более значительными  и возросли по сравнению с рабочими днями почти в 1,4 раза. Наибольшее влияние на этот результат оказали различия у мужчин и женщин в использовании ими свободного времени на просмотр телепередач и прослушивание радио (преимущество здесь у мужчин в 1 ч, или в 1,4 раза), чтение (у мужчин преимущество составило 36 мин, или в 1,9 раза) и особенно прогулки и занятия спортом (существенное преимущество у женщин -40 мин, или в 3,4 раза).
     Изучая  структуру свободного времени населения, важно выделить долю общественно  полезных его затрат, исключив из общей  его величины затраты на встречи, визиты, рестораны, кафе и т, п. По тем  же данным этот показатель составил:
     по  рабочим дням 

       

     по  выходным дням 

       

     В статистике свободного времени широко могут применяться показатели структуры  численности обследованного населения  отдельных социальных групп, имеющего те или иные затраты времени, а  также показатели продолжительности  выполнения определенного вида занятий  как по всем опрошенным, так и  по той части их, которая имеет  данные затраты в своем бюджете  свободного времени, и др.
     Статистика  бюджетов времени тесно связана  с изучением социальной и демографической  структур населения. Принадлежность к  той или иной группе может существенно  влиять на затраты времени на определенный вид деятельности, на общую структуру  бюджета времени. Доказательство существенности различий средних затрат времени  на чтение, образование, ведение домашнего  хозяйства и другие занятия для  разных групп населения можно  получить, используя t-критерий Стьюдента  или F-критерий Фишера, а также непараметрический  критерий хи-квадрат.[7]
     Информация  о специфике использования свободного времени различными типами домохозяйств необходима для развития системы  образования, индустрии отдыха при  выборе ориентации на развитие индивидуальных форм рекреационной деятельности лиц  разных возрастных групп или на совместный отдых членов семей разного состава: с малолетними детьми, с детьми-подростками  и т. д.
     Заключение
     Одним из важнейших обобщающих характеристик  условий для развития человека и  удовлетворения его потребностей выступает  бюджет времени населения. Актуальная задача социальной статистики и социологии - выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего  времени, взаимосвязи бюджета времени  населения и бюджета его доходов и расходов. С этой целью нуждаются в согласований программы обследования бюджета времени населения, текущего учета и отчетности, переписей населения и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.