На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Российское государство при первых Романовых. ХVII в

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
Кафедра российской и мировой  истории
 
 
 
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
 
Российское государство  при первых Романовых. ХVII в.
 
 
 
Составитель: Студентка гр.: ЮГРс-111
Кузьменкова Е.Н.
Проверил: Долаева С.Д.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Земский собор 1613 года.
1.1 Воцарение Романовых.
1.2 Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.
2.Правление Алексея Михайловича.
2.1 Соборное уложение 1649 года.
2.2 Развитие крепостного права.
2.3Начало формирования абсолютизма.
3.Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви.
4.Борьба за ликвидацию последствий смуты во внешней политике. 4.1Смоленская война.
4.1Смоленская война.
4.2 Строительство Белгородской засечной черты.
4.3 Азовское сидение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 ГОДА.
1.1Воцарение Романовых.
 
 
После освобождения правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей "для земского совета” и для “государского избрания". В истории сословного представительства Земский собор 1613 г. - самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI - XVII вв.
В неделю Православия, 21 февраля, в Успенском соборе после торжественного молебна все выборные люди, от знатного боярства до простого крестьянина и  казака, единогласно избрали царем  своего Михаила Фёдоровича Романова. “Да примет он ,- говорилось в избирательной грамоте, подписанной участниками собрания,- скипетр Российского царства для утверждения истинныя нашея провославныя веры, и чтобы Господь Бог Его Государским призрением во всем Московском Государстве расточенные и разоренные исправил и во едино благочестие совокупил и междоусобие утолил и вся благая Московскому Государству устроил”.
Царь Михаил Фёдорович  был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая  старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н.И. Костомаров говорит следующее: "Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая  посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать". Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.
 
 
1.2 Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова.
 
Внутренняя политика Михаила  Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В 1619 году, из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политики государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия.
Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии, шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов.
С целью повышения авторитета центральной власти были введены  новые государственные печати, а  так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам.
В Москве увеличилось число  иностранцев. Михаил Федорович активно  приглашал их на русскую службу. А за городской чертой даже возникла особая Немецкая слобода.
Внешняя политика первого  Романова была весьма продуктивна.
В 1617 году был заключен «Столбовский мир» или как его еще называют «Вечный Мир» со Швецией. Согласно которому Россия теряла выход к балтийскому морю, но получала назад свои территории, которые раннее были завоеванные шведами. Границы установленные «Столбовским миром» просуществовали вполть до «Северной войны».
В 1618 году заключается вечный мир с Польшей, получивший название «Деулинское перемирие». Согласно этому документу Россия уступала Речи Посполитой Смоленские и Черниговские земли, а взамен польский король отказывался от претензий на русский престол.
 
2.Правление Алексея  Михайловича.
 
Михайловича Алексей Михайлович (1629-1676) вступил на престол 28 сентября 1645 г. в возрасте шестнадцати лет. С детства воспитывался в православной вере и благочестии. Ответственными за воспитание и обучение наследника были поставлены Борис Иванович Морозов – «дядька» царевича, и Василий Иванович Стрешнев. Оба были пожалованы в новые чины: Морозов из стольников в бояре, Стрешнев – в окольничие. Алексей Михайлович был образованным человеком, первым из русских царей стал подписывать документы собственной рукой.
Алексей Михайлович был женат  дважды. В 1648 г. его женой стала  Мария Ильинична Милославская. От этого брака у царя было тринадцать детей, будущие цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич и правительница Софья Алексеевна. В 1671 г. Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной. В этом браке родилось трое детей, в том числе будущий царь и император – Пётр I. В отечественной исторической литературе существуют различные оценки правления Алексея Михайловича. Практически все исследователи подчёркивали истинное христианское благочестие царя, высокие нравственные черты личности, но при этом отмечали его слабость как политического государственного деятеля.
В последнее время царствование Алексея Михайловича рассматривается  как переходный этап, когда кончалась  Московская Русь Средневековья и  начиналась Россия Нового времени, сложились  предпосылки для последующих  Петровских реформ. В управлении государством при Алексее Михайловиче укрепилась самодержавная власть.
 
2.1 Соборное уложение 1649 года.
 
Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права – Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии  в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства.
Как кодекс права Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего процесса в развитии феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей – поместий и вотчин. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов – сословий, что привело  определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую, безусловно, влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии.  Уложение 1649 г. – качественно новый в истории феодального права России кодекс, значительно продвинувший разработку системы феодального  законодательства. В то же время Уложение является крупнейшим памятником письменности феодальной эпохи.
Уложение 1649 г. более двухсот  лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в  большой мере было использовано при  создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. – Уложения о наказаниях. Использование Уложения 1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя.
В 1649 г. Соборное уложение было издано дважды церковнославянским шрифтом (кириллицей) общим-тиражом 2400 экземпляров.
В 1830 г. вошло в «Полное  собрание законов Российской империи». Впервые в истории издании  памятника Уложение было названо  «Соборным». В изданиях ХVIII – начала XIX в. оно называлось «Уложением». Первопечатные издания 1649 г. не имели названия. В предисловии к изданию кодекса в Полном собрании законов Российской империи говорилось, что до этого было 13 изданий Уложения гражданской печати, в которых имеются опечатки и отступления от первоначального текста. В основу издания Полного собрания законов Российской империи положены тексты первоначальных изданий, как «вернейшие и постоянным употреблением их в присутственных местах утвержденные». В действительности воспроизводился текст издания 1737 г. со всеми его орфографическими  особенностями. Более того, издатели Полного собрания законов Российской империи предприняли дальнейшую правку орфографии текста применительно к своему времени. В Полном собрании законов Российской империи был издан только текст Уложения без оглавления, которое имеется в первопечатных и последующих изданиях. Изменена дата решения о составлении Уложения: указано 16 июня 1649 г. вместо 16 июля, что значится в предисловии к кодексу в свитке и в других изданиях. Кроме того, издатели Полного собрания законов Российской империи снабдили в сносках отдельные статьи кодекса текстами актов XVII в. с целью проиллюстрировать некоторые положения статей. В 1874 г. Е. П. Карнович воспроизвел первый том Полного собрания законов Российской империи в своем издании. Новым в сравнении с Полным собранием законов Российской империи было приложение указателей предметного (с раскрытием содержания терминов), имен, местностей и словаря древнерусских терминов.
Следующее издание Соборного  уложения 1649 г. состоялось в 1913 г. в память трехсотлетия дома Романовых. Отличающееся высоким полиграфическим качеством, оно содержит важные приложения: фотовоспроизведение частей текста из свитка Уложения, подписей под ним и другое.
В начале XX в. появились учебные  издания Уложения 1649 г. В 1907 г. Московский университет выпустил полное и частичное издания текста. Следующий выпуск был предпринят в 1951 г. Московским юридическим институтом. В 1957 г. Уложение вошло в состав «Памятников русского права». Всесоюзный юридический заочный институт подготовил издание текста Уложения 1649 г. в извлечениях. Все перечисленные учебные издания воспроизводят текст Уложения по ПСЗ. Советские издания снабжены предисловиями, дающими краткую характеристику эпохи, причин и условий возникновения кодекса и оценку правовых норм. Издание 1957 г. кроме предисловия снабжено краткими постатейными комментариями, далеко не равноценными по главам и в основной своей массе передающими содержание статей.
Итак, все издания Соборного  уложения 1649 г. по своему назначению делятся две группы – имеющие практическое применение и использующиеся в учебных целях. Издания XVII - первой половины XIX в. следует отнести к первой группе, поскольку они находили применение в юридической практике. В 1804 г. вышел в свет подготовленный М. Антоновским «Новый памятник, или Словарь из Соборного уложения царя Алексея Михайловича», служившим пособием для юристов. Учебные издания кодекса появились в начале ХХ в. и продолжаются до настоящего времени.
Между тем уже несколько  столетий столетия идет изучение Уложения – крупнейшего памятника феодального права – как в целом, так и по отдельным проблемам – происхождение кодекса, источники, состав, нормы уголовного, гражданского, государственного и процессуального права.
 
2.2 Развитие крепостного  права.
 
Изначально, одним из главнейших занятий русского рабочего народа было земледелие. После возвышения Москвы, в XV веке, основным фактором хозяйственной и социальной истории Московской Руси становятся огромные земельные просторы при постоянном недостатке рабочих рук для их обработки. Да и пространства “доброй” земли в Северо-восточной Руси были не столь велики. Гораздо больше было земли “средней” и ”худой”, которая, ко всему прочему, была первоначально почти сплошь покрыта лесами. Чтобы добраться до пашни, крестьянин должен был расчистить лес, срубить деревья,  а затем уже “ деревню распахати и поля огородити”. Трудовая заимка была основанием крестьянского права на владение землей, а границы владений каждого двора определялись стереотипной фразой – “куды коса да соха да топор ходили”. Землю, приобретенную трудовой заимкой каждый крестьянский двор считал своей, но верховное право собственности на всю землю принадлежало великому князю, а потому обычной формулой для крестьянского участка в это время была “земля великого князя, а моего (или нашего) владения”.
“И великий князь, и  все частные землевладельцы, преимущественно бояре и монастыри, были заинтересованы в том, чтобы “называть” на свои земли как можно больше крестьян - “новоприходцев”, - писал С.Г. Пушкарев [“Обзор русской истории”, “Кавказский край”, Ставрополь, 1993 г., стр.221]...Они предоставляли им на несколько лет льготы от платежей и повинностей, а также давали им “ссуду” и “подмогу” для первого обзаведения на новом месте “. Прикрепления крестьян к земле в это время еще не наблюдается. Обезземельные крестьяне считались свободными, они могли переходить от одного помещика к другому, и хотя, куда бы они ни пришли и на какой бы земле они не осели, они должны были нести за нее всякие повинности и находились в зависимости от землевладельца, тем не менее, крестьяне могли выбирать для себя более выгодные условия поселения, что в свою очередь приводило к столкновению интересов землевладельцев, которые были одинаково заинтересованы в удержании крестьянской рабочей силы. Так, известно о существовании уже в начале XV веке междукняжеских договоров, согласно которым князья обязуются не переманивать друг у друга крестьян.
Отношения между перехожим  поселенцем и землевладельцем оформлялись в виде частных договоров, которые имели либо словесную форму, либо форму “рядной” записи. К наиболее важным условиям, оговаривающимся в этих договорах, относились:
1 Оброк. За занятый участок крестьянин ежегодно вносил арендную плату – оброк, который обыкновенно уплачивался натурой, но иногда и переводился на деньги. Закон не устанавливает точной величины оброка, а рядные записи, очевидно, предполагают ее известной, так как большей частью она определялась не для каждого отдельного крестьянина, но для целой вотчины или села.
 
2.3Начало формирования  абсолютизма.
 
Важной причиной возникновения  абсолютизма в России было экономическое  развитие страны в XVI- XVII веках. В этот период экстенсифицируется сельское хозяйство через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнёта; происходит специализация районов на производстве определённых сельскохозяйственных продуктов. Поместная форма землевладения способствует разложению натурального хозяйства - взамен продаваемых на рынках продуктов сельского хозяйства помещики покупали изделия западноевропейских мануфактур и предметы роскоши. Однако, такого рода рыночными связями были охвачены далеко не все вотчины: лишь крупные землевладельцы имели возможность создавать многоотраслевое хозяйство, организовывать промыслы и сбывать товарные излишки не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. То есть, в России начинается процесс первоначального накопления капитала, хотя , в отличии от Англии, он протекал в феодальной форме - богатства накапливались у крупных землевладельцев.
Одной из важных предпосылок  формирования абсолютизма явилась  социальная сфера. Собственно экономические  изменения в жизни общества не предопределяют развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют  перемены в социальной структуре  общества, и прежде всего в облике господствующего класса - класса феодалов. Утверждение в XV-XVI веках поместной  формы землевладения выдвинуло  дворянство, а в XVII веке укрепились позиции купечества. С середины XVII века претерпели изменения права  феодалов на землю: Уложение 1649 года закрепило  сближение поместий с вотчинами  в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 годах за отставными служилыми  людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий. На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов ( боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между “родовитыми” и “подлыми людьми” стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства.
Итак, с середины XVII века сословно-представительная монархия перерастает  в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя-монархия, но содержание и внешние атрибуты её меняются.
Но говоря о становлении  абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнёта, то в России наблюдались обратные процессы.
 
3 ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА.РАСКОЛ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ
 
В XVII столетии история русской  православной церкви ознаменовалась двумя  важными событиями: всплеском борьбы за примат духовной власти над светской и возникновением раскола. Оба явления связаны с именем патриарха Никона - человека незаурядного интеллекта и столь же сильного физически. Родился он недалеко от Нижнего Новгорода в мае 1605 г. Начинал карьеру сельским дьячком, а затем священником. В 31 год Минов Никита на Соловках постригся в монахи под именем Никона. В одну из поездок в Москву он был представлен царю Михаилу Федоровичу, а затем Алексею Михайловичу. Благочестивый монах очаровал последнего своей начитанностью, а также житейской мудростью (он был старше царя на 25 лет) и был возведен в сан архиепископа, а в 1649 г. стал Новгородским митрополитом. В Новгороде он прославился милосердием - устроил четыре богадельни, а также приобрел славу блестящего проповедника. Возросло к нему расположение и благосклонность царя в связи с умиротворением им новгородцев, восставших в 1650 г. С этого времени царь стал называть Никона "пастырем, наставником душ и телес", а также "собинным (личным) другом". Уже в эти годы Никон стремится воплотить в жизнь вынашиваемую им идею о превосходстве духовной власти над светской. Будучи в Новгороде, он начал вводить новшества в церковных обрядах: вместо "многогласия", когда одновременно читали и пели, что затрудняло для молящихся понимание происходящего, ввел единогласную службу.
Реализацию идеи примата  церкви над государством Никон начал  с наступления на Уложение 1649 г., ограничивавшего рост монастырского  землевладения. Вопреки запрету Никон расширял патриаршие владения за счет царских пожертвований и приобретения новых земель. На небывалую высоту он вознес церковное благолепие, его патриаршее облачение, украшенное жемчугом, золотом и драгоценными камнями общим весом в полтора пуда, стоило свыше полумиллиона золотых рублей (на деньги начала XX в.).
Никон понял, что поединок с царем он проигрывает, и решил  проявить смирение, согласившись, чтобы  патриархом стал митрополит Крутицкий и подписался в письме к царю в 1658 г. так: "Смиренный Никон, бывший патриарх". В действительности Никон вовсе не собирался стать "бывшим патриархом". Это был тактический шаг, рассчитанный на восстановление прежних отношений с царем путем выражения покорности.
Дело Никона приобрело  затяжной характер вследствие того, что  он был поставлен на патриаршество  Вселенским собором, к созыву которого немало усилий приложил сам царь. Вселенский собор должен был и лишить его патриаршества. Именно поэтому Алексей Михайлович до 1663 г. не отваживался предъявить Никону решение Московского собора, принятого еще в 1660 г. и лишавшего его и патриаршества, и священства. Никон не принял этого постановления, и царю ничего не оставалось, как пригласить в Москву вселенских патриархов.
Вызов и приезд вселенских патриархов в Москву потребовал продолжительного времени, и суд на Никоном начался 6 декабря 1666 г. Обвинительную речь против патриарха произнес сам царь. 12 декабря собор объявил приговор: Никона обвинили в том, что он досаждал государю, вторгался в дела, не подведомственные патриарху, отречением от патриаршества бросил паству на произвол судьбы, препятствовал избранию нового патриарха, глумился над архиереями, поносил греческих патриархов и др.
Собор низвел Никона до простого монаха и определил место ссылки Ферапонтов монастырь. Непокорный Никон  не проявил смирения. В декабре 1666 г. его заточили, как он выразился, в кельи "смрадные и закоптелые". Нелегко жилось привыкшему к роскоши  Никону, он постоянно "докучал" царю жалобами: то требовал, чтобы доставляемая ему рыба привозилась живой, то выражал недовольство, что прислали "одних грибов таких негодных и с мухоморами, что и свиньи есть их не станут", то негодовал, что к нему "прислан портной швечишка неумеющий". Не могут не вызвать сочувствия слова, адресованные Никоном царю в 1672 г.: "Теперь я болен, наг и бос. Со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая, и они не терпят ни горячего, ни холодного, ни кислого. Ноги пухнут..." Царь Алексей Михайлович несколько облегчил условия жизни опального патриарха и перед смертью даже просил у него прощения.
При царе Федоре Алексеевиче  гонения на Никона усилились, он был  переведен в Кириллов монастырь  и заточен в такую же дымную келью, как и в Ферапонтовом монастыре. Впрочем, царь Федор, вопреки желаниям противников Никона, велел перевезти  опального патриарха в Воскресенский монастырь. В дороге Никон скончался 17 августа 1681 г.
 
Поводом для возникновения  раскола, как известно, послужила  церковно-обрядовая реформа, которую  в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной  организации в России, а так  же ликвидировать все разногласия  между региональными православными  церквями. Они составляли Восточную  православную церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России.
С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской  империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия.
К началу XVII века русская  православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств.
В русской православной церкви с течением времени накопилось много  различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная  литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных  книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком  говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
 
 
4.БАРББА ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
 
4.1Смоленская война.
 
В 1632 году, решив воспользоваться  наступившим в Польше после смерти Сигизмунда "бескоролевьем", Россия начала войну с Речью Посполитой за возвращение Смоленска, потерянного по Деулинскому перемирию.
 В декабре 1632 г. Михаил  Федорович отправил для осады  Смоленска армию в 32 тысячи  человек под командованием воевод  М.Б. Шеина и А.В. Измайлова.  Город защищал трехтысячный польский  гарнизон. Но, несмотря на перевес сил, город взять не удалось.
 В августе 1633 г. на  выручку смоленскому гарнизону  подошла польская армия под  командованием короля Владислава (23 тыс. чел., по другим данным - 40 тыс. чел.). Польская армия предприняла  несколько попыток овладеть ключевой  позицией стоявшей в осаде  русской армии на Покровской  горе. Первые атаки поляков были  отбиты, но после двухдневного  сражения российские воеводы,  потеряв надежду отстоять свои  позиции, решили покинуть Покровскую  гору. Взятие Покровской горы  досталось полякам малой кровью. По их свидетельству, они не  ожидали быстрого взятия столь  мощных укреплений (насыпанные там  валы равнялись по высоте смоленским стенам). После этой крупной неудачи русские, уже сделавшие к тому времени ряд удачных подкопов под смоленские стены, перешли к обороне. Шеин отдал инициативу Владиславу, который не преминул воспользоваться пассивностью российского командования.
 В октябре 1633 г. войско  Владислава взяло Дорогобуж, где  находились крупные запасы провианта.  Затем польская конница обошла  русский лагерь и заняла дорогу, которая связывала Шеина с  Москвой. В результате осаждавшие превратились в осажденных. Предпринятая попытка прорвать кольцо окружения окончилась неудачей. Потеряв до 2 тысяч человек, русские отступили в свой лагерь.
 С наступлением зимы  отрезанная от баз снабжения  армия Шеина стала страдать  от холода и нехватки съестных  припасов. Эпидемии, голод и потеря  надежды на помощь извне вынудили  Шеина вступить в переговоры. 15 февраля 1634 г., так и не дождавшись  подкреплений из Москвы, он подписал  капитуляцию. По ее условиям  русское войско отпускалось домой  со знаменами и личным оружием  (без артиллерии) с обязательством  четыре месяца не воевать против  Польши. В обратный путь отправилось  лишь 8 тысяч чел. Еще 2 тысячи  больных остались под Смоленском  на милость победителей. Полякам  достался огромный военный трофей  — 300 русских пушек. Шеину разрешили  взять с собой лишь 12 именных орудий.
 Это была одна из  самых крупных неудач русской  армии в XVII столетии. В Москве  командующие армией — Шеин  и Измайлов были признаны виновными  в поражении и публично казнены  на Лобном месте. Однако успех  Владислава под Смоленском был  сведен на нет упорной обороной  крепости Белая, гарнизон которой остановил дальнейшее наступление польского войска.
 
4.2 Строительство  Белгородской засечной черты.
 
Появление Засечных Черт на территории Российского государства  историки относят к XIII веку. Именно в летописях того периода впервые  упоминаются засеки — препятствия на путях движения врага. В 1556 году было закончено строительство Большой Засечной Черты, проходившей по южным рубежам страны, через земли Рязанщины.
 
4.3 Азовское сидение
 
Героическая оборона Азова донскими казаками в 1637— 1642гг. Азов — мощная турецкая крепость, на которую опирались крымские татары, совершая разорительные набеги на южные районы России. Большую роль в охране границы играло донское казачество, часто объединявшееся в своих действиях с запорожскими казаками.
Летом 1637 года казаки, воспользовавшись внутренней борьбой в Крыму, захватили  Азов. Победители устроили в городе погром, без жалости истребляя  турок и крымских татар, и засели в городе, готовясь к обороне. Источники  повествуют, что незадолго до этого  казаки убили турецкого посланника, который направлялся в Москву, обвинив его в том, что он якобы  угрожал всех донских казаков  разорить или перебить. Известия об убийстве посла и взятии Азова  в Москве были восприняты отрицательно. В «Повести об осадном сидении  донских казаков», написанной в ХVII веке, приводится обращение царя к казакам: «Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть». Хотя для Москвы было выгодно завладеть Азовом (отсюда удобно было следить за действиями крымских татар), но войны с Турцией царь явно опасался.
Казаки удерживали Азов пять лет, успешно отражая все штурмы крымцев, которые мстили за свои неудачи набегами на пограничные с ними южные русские земли. Турция, занятая войной с Персией, только в мае 1641 года двинула к Азову войско во главе с пашой Гусейном-дели, чтобы выбить отсюда казаков. Силы турок были громадны — более двухсот тысяч человек с сотней осадных орудий. С турками был и крымский хан со своим полчищем. Казаков в Азове было около двадцати тысяч, но они с отчаянным мужеством отражали все атаки. Турки и татары несли потери и запросили у султана помощи. Получив подкрепление, турки, чтобы ускорить взятие крепости, начали спешные земляные работы, в которых главными руководителями были итальянские и немецкие инженеры. В несколько дней у самых городских стен вырос огромный земляной вал. Установив на нем пушки, турки начали бить снарядами по городу. Стрельба эта продолжалась 16 суток. Казаки отчаянно защищались: подвели под вал два подкопа и взорвали их, истребив тысячи неверных; проникли подкопами под самые таборы неприятелей и произвели в них страшные опустошения. От беспрерывной стрельбы из осадных орудий город, три крепостных стены, башни и замок были снесены до основания. Осада затягивалась. Наступил сентябрь 1641 года. Казаки, окопавшись в четвертом земляном городке, держались твердо. Время от времени к ним прорывались по Дону из Черкасска подкрепления: подвозили снаряды и провиант. В стане врагов стал ощущаться недостаток в снарядах и провианте. Отряды, посылаемые крымским ханом за добычей, уничтожались казаками, охранявшими придонские территории. В турецкой армии стали появляться недовольство и ропот. Но султан требовал немедленного взятия Азова, и в конце сентября турки усилили натиск, чтобы сломить твердость казаков. Две недели казаки не уступали, делали отчаянные вылазки, уничтожали врагов, захватывали у них порох и снаряды, подводили новые подкопы и взрывали турецкие укрепления. Потери со стороны казаков были огромны, силы истощались, но они поклялись друг другу лучше умереть, но не сдаваться. В ночь на 26 сентября д
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.