На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по педагогике

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопросы к экзамену по модулю
«Основы организации педагогической деятельности» 

Возникновение пед. профессии.
Еще в древности дети, с ранних лет включаясь в трудовую деятельность, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, старейшины рода образовали первую социальную группу людей -- воспитателей, обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. человека. Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность и что нужна спец. организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения. С момента возникновения пед. профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель -- это воспитатель, наставник. Основное содержание пед. профессии составляют взаимоотношения с людьми. Пед. профессия по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физ. самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. Пед. деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им соц. опыта, психолого-пед. и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. В современной научной литературе пед. творчество понимается как процесс решения пед. задач в меняющихся обстоятельствах.  

Сущность педагогической деятельности. Отличие профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной.
Пед. деятельность предст. собой особый вид соц. деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению опред. соц. ролей в обществе. Применительно к пед. деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относит. самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н. В. Кузьмина выделила в структуре пед. деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструкт. деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция уч. материала, планирование и построение пед. процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий уч-ся) и конструктивно-материальную (проектирование уч.-материальной базы пед. процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение уч-ся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникат. деятельность направлена на установление пед. целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности, представляет организат. компонент пед. деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Конструкт. компонент пед. деятельности м.б. представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. Одним из важнейших требований, которые предъявляет пед. профессия, является четкость соц. и профес. позиций ее представителей. Позиция педагога -- это система тех интеллектуальных, волевых и эмоц.-оценочных отношений к миру, пед. действительности и пед. деятельности в частности, кот. явл. источником его активности. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профес. готовность к пед. деят-ти. В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также пед. воображение и способность к распределению внимания. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности.  

Профессиональные функции педагога.
Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.
Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:
- гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.;
- исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д.;
- информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;
- побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.
Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.
Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.
Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.
Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.
Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности. 

Основные виды профессиональной деятельности педагога.
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.
Преподавание - это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Логику преподавания можно жестко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
Хороший мастер производственного обучения не только передает свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом заключается суть профессионального становления молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, может привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
Производственно-технологическая деятельность. Мастер производственного обучения занимается разработкой технической и технологической документации, выполнением производственных работ. Выполнение этой деятельности занимает у педагога профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством. 

Структура педагогической деятельности.
Н.В. Кузьмина выделила в педагогической деятельности три компонента:
Конструктивный компонент. Он, в свою очередь, распадается на 3 составляющих:
а) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса),
б) конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся),
в) конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторский компонент. Он связан с включением учащихся в различные виды деятельности.
Коммуникативный компонент. Педагог должен выстраивать целесообразующие отношения с учениками, родителями, спонсорами и т.п.
Но эти компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены почти к любой другой деятельности, не только педагогической, а с другой стороны - они не раскрывают с достаточно полно  все стороны и области педагогической деятельности.
А.И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. 

Педагогические способности и их формирование.
Педагогические способности - определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие - вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее - наблюдательность). Они позволяют учителю адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности.
Составной частью коммуникативных свойств личности учителя можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого - любовь к детям.
И наконец, третьим компонентом коммуникативных свойств личности учителя можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в желании разумно организовать жизнь и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит от наличия у учителя педагогического такта.
Отметим некоторые вспомогательные свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей. Это прежде всего определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других. Немаловажное значение имеет и речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т.д. Такое качество, как некоторая артистичность натуры (живое воображение, умение фантазировать), тоже играет определенную роль в успехе педагогической деятельности.
Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий учителя. Как показывают опыт и специальные исследования, целенаправленное формирование и развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально. Так, важнейший элемент перспективных свойств личности - наблюдательность - развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического опыта, так и в результате специальных усилий педагога. Он в состоянии развить свою социально-психологическую наблюдательность, т.е. способность не только подмечать у учеников различные черты характера и склонности, но и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в соответствии с ситуацией и т.д. Тем более поддаются развитию многие вспомогательные свойства личности, входящие в структуру педагогических способностей: владение словом, воображение и фантазия. 

Профессиональная культура учителя.
Профес. культура есть определенная степень овладения членами профес. группы приемами и способами решения спец. профес. задач. Профес.-пед. культура учителя выступает частью пед. культуры как общественного явления. Носителями пед. культуры являются люди, занимающиеся пед. практикой как на профес., так и непрофес. уровнях. Носителями же профессионально-пед. культуры являются люди, призванные осуществлять пед. труд, составляющими которого являются пед. деятельность, пед. общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. Связь общей и профес. культуры, ее специфические особенности: -профес.-пед. культура -- это универсальная хар-ка пед. реальности, проявляющаяся в разных формах существования;-профес.-пед. культура предст. собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу пед. деятельности; -профес.-пед. культура -- это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию; -единицей анализа профес.-пед. культуры выступает творческая по своей природе пед. деятельность; -особенности реализации и формирования профес.-пед. культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными хар-ками, сложившимся социально-пед. опытом личности. Компонентами профес.-пед. культуры являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент образован совокупностью пед. ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный пед. процесс на современном этапе развития образования. Технологический компонент включ. в себя способы и приемы пед. деятельности учителя. Пед. деятельность по своей природе технологична. Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных пед.ценностей происходит на личностно-творческом уровне.
Профессионально-пед. культура предстает в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности учителя и пед. общения, раскрывая и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентации, способностей личности относительно пед. деятельности и пед. общения.  

Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя.
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Инновационная деятельность учителя -- социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
Акмеология -- наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство -- это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности -- недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. 

Сущность профессионального самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самообразования педагога.
Всегда учитель осознавал свою деятельность как особенную миссию - быть духовным наставником юношества, учителем жизни.
Если воспитывать и образовывать, т. е. учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может сам жить стихийно, не меняя себя.
В гуманистических педагогических воззрениях всех времен особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении персоны учителя. К.Д. Ушинский говорил, что стремление к поиску человеком своего места в жизни является врожденной потребностью человека, признавая, что учитель и вся воспитательная система определяют характер и результаты этого поиска.
Достижение человеком счастья связывается им с выбором и определением учителем главной цели, смысла жизни, которым должно быть то главное дело его жизни, тот труд, в котором обретается человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь». Такое высокое значение в жизни имеет лишь свободный труд, такой, который является результатом осознанного выбора, произведенного в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своего места в жизни, своей роли на земле. Работа учителя пронизана его убеждением в том, что помочь развивающейся личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может лишь воспитатель, который сам прошел подобный путь.
Л.Н. Толстой видел суть воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в образовании той атмосферы, той среды, в которой молодой человек развивается, поэтому им упраздняется вопрос воспитания и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в том, что самым главным является личностное совершенствование, а не профессиональное, и в том, что необходима разработка целой области науки, ориентированной на самосовершенствование воспитателя, проявляется в таком высказывании Л.Н. Толстого: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего - работы каждого человека над своей душой, - может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать... думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детей».
Известный педагог конца XIX в. П.Ф. Каптерев видел главное условие становления учителя как свободного и самостоятельного деятеля в его работе над собственным развитием и усовершенствованием. Он считал, что учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному совершенствованию, не развивающийся сам, не может способствовать развитию других и в личностном плане находится значительно ниже ученика, постоянно ищущего себя и работающего над собой.
Нельзя полагаться на то, что высшее педагогическое образование автоматически сделает студента личностью.
Самоопределение представляется процессом и результатом выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; кроме того, это основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Такое определение дает возможность выявить множественность смыслов и граней данного сложного явления.
Самоопределение является динамичным явлением как процесс, как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с понятиями «выбор», «принятие решения», «поступок». Кроме этого, является статичным, стабильным состоянием субъекта (результат выбора), связанным с определением границ своего Я, своего места в мире и в жизни, получения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиций, установок, которые характеризуют отношение человека к окружающему миру и самому себе.
Следует отметить относительность самоопределения как стабильного состояния субъекта, связанную с тем, что в течение не только жизни, но и вполне небольшого ее периода наблюдается расширение в сознании личности границ своего Я, изменение системы отношений, отношений с миром, позиций, ценностных ориентаций, установок.
Следующая особенность самоопределения заключается в его одновременном деятельностном и ценностно-смысловом характере. Выбор, произведенный личностью при принятии решений, включает в себя не только действие, но и отношение личности к таким аспектам бытия, относительно которых наблюдается ее самоопределение.
Также самоопределение, с одной стороны, может являться достаточно длительным, непрерывным процессом, а с другой - одномоментным актом, описывающим конкретные действия человека во время принятия решения в определенной проблемной ситуации.
Неоднозначность понятия «самоопределение» определяется множественностью векторов его направленности: на себя, на самопознание и определение своей сущности; и вне себя - на определение места в мире и отношения к нему, включения в разные сферы жизнедеятельности. Самоопределение, которое направлено на себя, обычно рассматривается как личностное самоопределение, а все другие его виды соотносятся с теми сферами жизнедеятельности, в которых самоопределяется человек.
Специфика личностного самоопределения состоит в том, что данный процесс - результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей и желаний в их соотнесенности друг с другом и окружающим миром и выбора основных стратегий и направлений личностного роста.
Профессиональное самоопределение не сводится к выбору профессии, оно является определенным актом или стадией профессионального становления, а как его сущностная основа - своеобразным механизмом и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и обретения человеком смыслов своей работы, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность.
Саморазвитие представляет собой процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, являющегося результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие может рассматриваться и как деятельность личности, направленная на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже существуют, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, к примеру памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков и т. д.
Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) является деятельностью человека, направленной на формирование у себя новых и усиление существующих позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию имеющихся недостатков.
Понятие «самосовершенствование» содержит в себе более гуманный смысл, так как, в отличие от самовоспитания, которое предполагает воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение имеющегося лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижение акме (греч. acme - расцвет, вершина).
Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Еще одна составляющая процесса, ведущего к личностному и профессиональному росту педагога, - это самообразование. Традиционно самообразование считается приобретением знаний путем самостоятельных занятий, т. е. как самостоятельное обучение (научение). Другая трактовка самообразования связана с пониманием его как самосозидания, самостроительства человека, производимого через просвещения себя, самостоятельное приобщение к культуре. Самообразование представляет собой один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, так как только через вхождение в культуру он образует тот идеальный образ себя, который является ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе.
Таким образом, самообразование несводимо к простому накоплению информации. «Образоваться - значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура - и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя». Русский философ начала XX в. В.В. Розанов возражал против самообразования, направленного на обременение сознания, памяти большим числом ненужных сведений, его цель он видел в духовном развитии человека, возведении его к свободному и сознательному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в свободном окидывании взором разных миров, в полном отчете себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одного к другому». 

Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориальный аппарат педагогики.

  Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании человека.

  Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев). Состоит из: 1) науки об образовании 2) искусства воспитательной практики по формированию и развитию личности.

  Педагогика - от греч «пайд - дитя, гогос - веду». Изначально педагоги - рабы, сопровождавшие детей господина в школу. Потом - вольнонаёмные люди, занимавшиеся наставлением, воспитанием и обучением детей.
  Объект - явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Объект педагогики -- воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
  Предмет - образование (= реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)) и воспитание. Предмет педагогики -- целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
  Функции обусловлены предметом:
  1) Теоретическая - 3 уровня:
  - описательный (объяснительный) = изучение передового и новаторского пед. опыта;
  - диагностический = выявление пед. явлений, условий и причин, способствующих успешности (эффективности) деятельности педагога и уч-ся;
  - прогностический = экспериментальные исследования пед. действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности (создание теорий обучения и воспитания, модели пед. систем, опережающие образовательную практику).
  2) Технологическая - 3 уровня:
  - проективный = разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и пособий), определяющих нормативны ведения  пед. деятельности;
  - преобразовательный = внедрение достижений пед. науки в образовательную практику для её совершенствования и реконструирования;
  - рефлексивный = оценка и коррекция результатов внедрения научных исследований на практику обучения и воспитания.
  Задачи:
  - формирование воспитательной среды,
  - организация деятельности воспитанников,
  - создание воспитательного коллектива,
  - развитие индивидуальности личности.  

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Основные тенденции развития образования в современном мире.
Непрерывность образования. Профессиональное образование считается сегодня непрерывным процессом, обусловленным потребностями современного производства в непрерывном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в развитии их возможностей в условиях качественного изменения труда как внутри одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности.
Определение сути непрерывного образования приведено в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Но трактовка этого положения была сильно сужена стремлением свести непрерывное образование к постоянно возобновляемому обучению или к повышению квалификации через установленный промежуток времени.
Смысл непрерывного образования состоит преимущественно в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, которые позволяют самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, легко ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, благополучно адаптироваться к меняющимся условиям и добывать нужные знания и умения.
Основными свойствами профессионала будут в данных условиях развитое системное мышление, владение методологическими познаниями, которые позволяют не только оперировать имеющейся информацией, но и получать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию.
Такая тенденция находит свое отражение в сотворении системы многоуровневой педагогической подготовки, образовательных программ, которые обеспечивают взаимосвязь и преемственность содержания педагогического образования на всех его ступенях (среднее, высшее, постдипломное). Эти тенденции направлены на непрерывную гуманитаризацию образования, являются средством гуманизации и касаются прежде всего изменения структуры и характера содержания профессионального образования. При этом имеется в виду не только и не столько повышение доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана, так как их число не всегда переходит в новое качество. Основанные на ана-литико-логическом изучении различных научных категорий и фактов, даже такие предметы, как этика, эстетика, история, литература, не всегда задевают глубоко внутренний мир личности, не создают эмоционально-ценностного отношения человека к миру и самому себе.
Гуманитаризация профессионального образования представляет собой путь, ведущий студента к культуре, к пониманию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью является «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного формирования личности. Этот процесс может и должен происходить не только при изучении гуманитарных предметов, но и через гуманитарную направленность специальных курсов, их ценностно-смысловую наполненность.
Демократизация образования представляет собой следствие гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, через предоставление им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: индивидуального обучения, экстерната, дистанционного обучения и т. д.; увеличения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, вырабатывания студенческого самоуправления.
Одними из проявлений этой тенденции служат индивидуализация и дифференциация обучения, происходящие посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения.
Намного расширяются права учебного заведения в определении специальностей, по которым проводится профессиональное обучение, учебного плана и программ. Вместе с тем нужно учитывать те опасности, которым подвержено профессиональное образование в условиях демократизации.
В системе образования каждой страны есть две объективные тенденции. Первая состоит в обеспечении равных образовательных возможностей для любого человека, которые достигаются единообразием образования. Вторая связана с удовлетворением нужды личности в разнообразности и вариативности образования, снабжающего ее индивидуальные склонности и запросы.
Советская система образования строилась в основном на принципе единообразия, которое дает, с одной стороны, социальное равенство, с другой - реальные цели и задачи подготовки «среднего» ученика и «среднего» работника, которые могут в любом случае найти свою социальную и профессиональную нишу. Именно единообразие системы образования дало возможность в стране обеспечить высокий уровень общей и профессиональной подготовки на основе разработки единых программ, учебников и методических пособий, которые обязательны для исполнения во всех учреждениях образования.
Другая тенденция наиболее отчетливо выражается в американской системе образования и определяет развитие нынешней российской системы образования. Отмечая ее позитивное значение, которое заключается в гуманизации и демократизации педагогического процесса, его личностной направленности, нужно учитывать те проблемы и недостатки, которые появляются при ее реализации. Американские педагоги беспокоятся по поводу снижения общего уровня образования при свободном выборе предметов, отсутствия государственных стандартов образования. По их мнению, американская система образования порождает специалистов, подобных корявому дереву, вытянутому в одном направлении, но недоразвитому и усеченному в другом.
Интеграция образования. Тенденция к интеграции определена необходимостью предоставления наибольших возможностей студенту в получении интегрированной профессиональной подготовки, которая дает его свободное перемещение в быстро изменяющейся сфере образования, успешную социализацию и вхождение в культуру. Группировка разных педагогических специальностей дает возможность расширить сферу федеральных интересов в подготовке специалистов на общеотраслевом и общепроизводственном уровнях. 

Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.
Современную науку отличает всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, что формирует систему целей воспитания, систему знаний, умений, навыков, систему методов обучения и воспитания.
Группа педагогических систем, предполагающая контакт с обучаемыми, состоит из педагогических систем в семье, в школе, в вузе, во внешних организациях и т.д.
Как основополагающая система, выделяется педагогический процесс. Процесс обучения - это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостное явление.
Целостный педагогический процесс:
- отражает целенаправленные усилия людей по реализации педагогической деятельности;
- систематизирует разрозненные факты, знания, умения и навыки, нормы поведения, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.
Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (учебной, трудовой, физкультурной, бытовой, творческой).
Содержание целостного педагогического процесса составляют определенные образовательные стандарты, отражающие необходимый минимум обществоведческих знаний, трудовых умений и навыков.
Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:
- уровень обученности ребенка;
- уровень его воспитанности.
Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе выступают интегрирование, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.
Ю.К.  Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
- целевой;
- стимулирующе-мотивационный;
- содержательный;
- операционно-действенный;
- контрольно-регулировочный;
- оценочно-результативный.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения
В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:
- учение;
- преподавание.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.
В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика. 

Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками.
- с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.
- с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить. Психология и психодиагностика являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.
- с биологией, изучающей природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Соотношение природных и социальных факторов развития человека, индивидуализация образовательного процесса - одна из центральных для педагогики.
- с антропологией как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
- с медициной: появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания. Коррекционная педагогика: 1) сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих); 2) тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих); 3) олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития); 4) логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).
- с экономикой.
- с социологией,
- с политологией
- с различными гуманитар. и естеств науками
  - с информатикой
- с культурологией.  

Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога.
Наука развивается тогда, когда она пополняется все новыми и новыми фактами. Для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают базируются на совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания педагогических знаний, деятельность по получению таких знаний и обоснование исследовательской работы.
Структура методологического знания = четыре уровня:
1) Философский = общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Вся система философского знания.
2) Общенаучная методология =  теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
3) Конкретно-научная методология = совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в педагогике.
  4) Технологический уровень = методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Методы педагогического исследования-- это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования:
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, классификация, моделирование и др.);
- эмпирические (наблюдение, изучение документов, результатов педагогической деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогический консилиум, метод рейтинга, метод компетентных судей); психологические методы в педагогическом исследовании (психодиагностика, тестирование); социологические методы в педагогическом исследовании (опрос: беседа, интервью, анкетирование; социометрия; контент-анализ).
Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс. 

Научное исследование в педагогике, его основные параметры и критерии.
Методы исследований - это способы познания объективной реальности, являющиеся средством получения и анализа информации об объекте исследований.
Существенным фактором развития педагогики является постоянное пополнение и совершенствование методов ее исследования. Обогащение педагогической науки новыми методами происходит во многом благодаря тесной связи ее с другими науками. В Отношении исследовательской деятельности педагогики наблюдается постоянный прогресс. Изначально педагогические мысли и умозаключения возникали на основе философско-социологических теорий. Но, начиная с XVIII в., содержание педагогической науки стало пополняться за счет теоретических выводов на основе практических наблюдений. Крупнейшими деятелями такой педагогической практики того времени являются Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. специальные организованные педагогические эксперименты с целью выявления закономерностей в процессах воспитания и обучения начали производиться в XIX веке. И уже к началу XX в. термин педагогический эксперимент принял оформленное определение и получил широкое распространение. Видными представителями экспериментальной педагогики были немецкие и американские ученые В. Лай и Э. Мейман, С. Холл, Э. Торндайк.
Процесс исследований для получения достоверных данных должен быть построен соответствующим образом. Во многом его содержание определяет понимание сущности изучаемых явлений, правильность которого обеспечивает философия.
В педагогической науке исследовательская деятельность имеет определенную специфику, обусловленную неоднозначностью протекания педагогических процессов. В отличие от других наук, в педагогической практике невозможно обеспечить равные условия нескольких экспериментов. За счет того, что постоянно изменяется «материал» и условия экспериментальной деятельности, результаты тоже будут различаться. Ведь достаточно изменить один маленький компонент в проведении эксперимента и состав извлекаемой информации может значительно измениться. В этом случае, правдивость получаемых данных достигается за счет количественной составляющей исследований и обобщения полученных результатов. При проведении исследовательской деятельности в педагогике следует строго придерживаться морально-этических правил по отношению к объектам экспериментов. В ходе педагогических процессов очень важно не нанести ущерб здоровью и развитию учеников, что достигается тщательной продуманностью в планировании, проведении и организации экспериментальной педагогической деятельности.
В настоящее время существует целая система педагогических исследований, к которым относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования, математическая статистика, теоретический анализ педагогических идей и др. 

Логика и методы педагогического исследования.
Педагогическое наблюдение - наиболее простой и доступный метод исследования. Он позволяет изучать восприятие испытуемыми педагогических воздействий в условиях естественной среды. При осуществлении такого метода четко определяется направление и объект исследований, тщательно фиксируются результаты наблюдений с последующей их переработкой с целью заключительного вывода. Наблюдение может быть эффективным при его систематическом, организованном и массовом применении, а так же нуждается в синтезе с другими методами педагогического исследования в силу того, что имеет поверхностный характер и не имеет доступа к внутреннему содержанию педагогических явлений.
Педагогическая беседа является дополнительным методом педагогических исследований. В ходе специально направленной беседы выявляются отношения обеих сторон педагогической деятельности к тем или иным педагогическим фактам. При правильном, тщательно продуманном содержании вопросов можно выяснить причины проявления активного интереса или отсутствия такового у учеников, раскрыть зависимость качества восприятия материала от эмоционального, творческого подхода к его изложению учителя. Для получения наиболее полной и достоверной информации, педагогическая беседа должна быть построена по определенным правилам и проводиться квалифицированным специалистом. Процесс беседы не имеет универсального характера, а корректируется с учетом личностных особенностей объекта исследований, необходим продуманный заранее план, элементы которого могут варьироваться в процессе беседы, в зависимости от ситуации и желания собеседника отвечать на предложенные вопросы, обсуждать ту или иную тему. Педагогическая беседа не всегда имеет успех и не является достоверным источником получаемой информации, так как нет уверенности в правдивости излагаемых собеседником мыслей и фактов.
Изучение опыта - традиционный, широко используемый метод педагогических исследований. Он заключается в изучении и анализе практического опыта исторических и современных педагогов и школ, достигших устойчивых положительных результатов своей деятельности. При использовании этого метода основное внимание уделяется подходам и методикам, расходящимся с устоявшимися господствующими канонами педагогической теории и практики. Зачастую, эмпирически возникшие способы обучения или воспитания приводят к прогрессу в достижении основных целей педагогики. Но если такие педагогические приемы останутся скрытыми от педагогической науки в целом, не подвергнутся анализу и теоретическому обоснованию, они не будут иметь научной ценности и не получат широкого практического применения. Из этого следует, что изучение опыта - очень важный и продуктивный метод педагогических исследований, неизменно сопутствующий развитию педагогической науки в целом.
Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся позволяет устанавливать многие важнейшие взаимосвязи, оказывающими влияние в дальнейшем на составление учебных планов и программ. Главными источниками информации данного метода являются классные журналы, читательские формуляры, конспекты лекций, расписание занятий, календарные и поурочные планы педагогов, ведомости успеваемости, тетради учеников. Изучая перечисленные материалы можно определить влияние организации учебного процесса на успеваемость и состояние здоровья обучаемых, роль оценки успеваемости, как стимула к обучению, сопоставить содержание учебного материала с творческой активностью учеников, получить представление об интересах посредством анализа выбираемой литературы.
К социологическим методам педагогических исследований относятся анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок. Эти методы эффективны за счет массовости своего характера. Например, с помощью анкетирования можно за сравнительно небольшой промежуток времени произвести опрос достаточно большого количества людей, выяснить, таким образом, отношение сразу ко многим педагогическим фактам и произвести комплексный анализ. Рейтинг - оценка испытуемыми тех или иных процессов и явлений в педагогической практике. Близкое к рейтингу понятие метода компетентных оценок предполагает оценку поведения, восприятия учебного материала, проявления творчества и активности учеников компетентными лицами, т. е. педагогами.
Педагогическое тестирование в настоящее время получило широкое распространение во всех видах учебных заведений. Можно выделить два направления проведения тестов: определение скорости и определение мощности. В первом случае, время тестирования строго ограничено, при этом раскрывается способность учеников быстро ориентироваться в ситуации, умение переключаться с одной темы на другую, возможность использования одновременно нескольких способов мышления. По тестам мощности, где времени на ответы отводится достаточно много, определяется глубина и основательность знаний тестируемых, а скорость роли не играет.
Методы математической статистики имеют количественный характер и используются для количественного анализа собранной информации. С помощью этого метода удается установить процентные соотношения различных показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов. 

Система образования в России.
Система образования, имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется Министерством образования Российской Федерации. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Для осуществления педагогической деятельности на каждом этапе созданы подходящие для этого социальные институты, организованные с учетом специфики возрастных особенностей учащихся и в соответствии с профилирующим направлением образования. В России допускаются различные организационно-правовые формы образовательных учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общественных организаций. В зависимости от этого образовательные учреждения могут использовать различные программы обучения и образования, характеризующиеся различными методами достижения цели. Однако все социальные институты, выполняющие образовательные функции подчиняются действиям законодательства Министерства образования Российской Федерации. Дошкольные образовательные учреждения созданы в дополнение к воспитательной деятельности семьи. Они призваны оказывать помощь в полноценном развитии физических и умственных способностей ребенка в возрасте до 6 лет. Особенно важны подобные учреждения для детей, имеющих различные отклонения в умственном или физическом развитии и нуждающиеся в коррекционном педагогическом воздействии.
Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.
На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.
Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.
Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.
Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.
К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. Образовательный процесс в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.
К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом определенного уровня соответствующей профессии. Возможность получения образования этого уровня дает наличие полного среднего или среднего профессионального образования.
Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность.
Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.
К таким документам относится, например, учебный план - это утвержденный Министерством образования Российской Федерации документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах.
Учебная программа - документ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся. 

Управление как функция сложных систем; управление (менеджмент) как деятельность, процесс. Элементы педагогического менеджмента как системы.
Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент - это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.
Слово «менеджмент» употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией.
Предмет науки общего менеджмента - общие закономерности, принципы и методы управления организациями.
Два основных смысла понятия «менеджмент»:
1) процесс управления;
2) группа людей, составляющих орган управления. Определение понятия «менеджмент» Оксфордским словарем: 1) способ обращения с людьми;
2) административные навыки и умение особого рода;
3) искусство управления; 4) орган управления и люди, его составляющие.
Основные значения термина «менеджмент» в русском языке: 1) наука управления; 2) процесс управления людьми в организациях; 3) орган управления и люди, его составляющие.
Специальный менеджмент - управление объектами с учетом их специфики или управление специфическими процессами, ресурсами. Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Объект общего менеджмента - люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объект специального менеджмента - своеобразные отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Объектом специального менеджмента могут быть некоторые разновидности специальных процессов (финансовые потоки, исследуемые финансовым менеджментом).
Управление - деятельность управляющей подсистемы, которая заключается в выработке управляющего воздействия, его осуществлении для достижения цели деятельности системы в целом.
Главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность, - цель.
Управление как сознательная целенаправленная деятельность свойственна только человеку и организационным системам.
Организационная система - общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей.
Признаки группы людей как организационной системы: 1) если имеет одну цель, которую принимают как общую цель все члены группы; 2) если группа состоит, по крайней мере, из двух человек, которые считают себя частью этой группы; 3) если имеет членов группы, которые сознательно работают вместе, для того, чтобы достичь значимой для всех цели.
Свойства организационной системы: 1) способность выявлятьиудовлетворятьсвои потребности; 2) целостность; 3) регламентированное поведение и деятельность членов организации; 4) наличие организационной культуры; 5) способность к самообучению и саморазвитию.
Управление - это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью на основе достоверной информации. Объектами управления могут выступать любые системы, в том числе образовательная. Управление образовательными системами в нашей стране осуществляется государственными органами, которые выступают в роли субъектов управления.
Существует ряд принципов, на которых строится управление педагогическими системами:
1. демократизация и гуманизация;
2. системность и целостность в управлении;
3. научность;
4. рациональное сочетание централизации и децентрализации;
5. единство единоначалия и коллегиальности в управлении;
6. оптимальность и эффективность в выборе методов решения задач управления;
7. объективность и полнота информации.
В Российской Федерации существует и действует Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, на основе которого реализуется управление системой образования в России. В этом законе образование провозглашается приоритетной сферой государственной деятельности. Это означает первостепенность задач образования по сравнению с задачами других направлений. Кроме того, в законе «Об образовании» прописаны основные принципы, по которым осуществляется управление образовательной системой.
Педагогический менеджмент или менеджмент учебно-воспитательного процесса, по нашему мнению, представляет собой совокупность принципов, методов и форм эффективной педагогической системы управления процессом обучения, воспитания и развития в образовательном учреждении. (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003; А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова, 2004; Ю.В. Каминский, А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова, 2005; Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, 2005). Нами была проведена разработка основных принципов педагогического менеджмента и изучены возможности реализации его элементов в учебно-воспитательном процессе медицинского суза.
Структурными компонентами педагогического менеджмента следует считать создание мотивации, целепологание, осуществление системы контроля за формированием профессиональных знаний, умений, навыков, качеств мышления и поведения (ЗУНКМП), установление коммуникативных связей на субъект -субъектном уровне или принципов педагогического общения (стиль, потребности, вероятностные затруднения, модель, индивидуальные и колл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.