На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Игротерапия как средство коррекции поведения конфликтных дошкольников

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ
    Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И. 
В последнее время активно  развиваются исследования проблем  возникновения, течения и разрешения межличностных конфликтов.  Во многих работах указывается, что личностные особенности, определяющие поведение  человека в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские  конфликты нередко становились  объектом психологического изучения. Имеющиеся работы посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых  поведенческих проявлений. Наша работа посвящена выявлению психологических особенностей детей, склонных к конфликтам со сверстниками, и коррекции конфликтного поведения детей методом игротерапии, так как игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника. Игра является для детей средством куммуникации. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заниматься.
Исходя из темы исследования, мы поставили  перед собой следующую цель: определить эффективность коррекционной работы по преодолению конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования данной работы является метод игротерапии.     Предмет исследования: психологические особенности детей, склонных к конфликтному поведению.
Гипотеза исследования: мы предположили, что:
    Для детей, склонных к конфликтам со сверстниками, характерны такие психологические особенности, как неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, низкий социальный статус, агрессивность, импульсивность.
    Игротерапия может стать эффективным средством коррекции конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
 
   Выпускная  квалификационная работа состоит  из: введения, трех глав, выводов,  практических рекомендаций, списка  литературы и приложений. Список литературы включает в себя 46 изданий. В работе используется описание  8  рисунков.
  
 
 

 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Психологический  конфликт у дошкольников  и  способы его разрешения.
      Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции, приобретает первостепенное значение.
Одной из задач детской психологии является изучение межличностных отношений, а также поиск эффективных  методов и приемов подхода  к ребёнку, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова, Я.Л. Коломинский) отмечают, что знание законов развития эмоциональной  и психической жизни ребенка  позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия  и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент  познавательной деятельности, который  обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого  духа.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной  восприимчивостью.  У  ребенка  интенсивно формируется  наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. При всей очевидной важности отношений ребёнка со сверстниками существует явная недооценка роли последних в формировании личности ребёнка. Отношения  со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, - необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребёнка.(Е. О. Смирнова, 2001)
Опасность заключается и в том, что появившиеся  у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного  возраста могут обнаружиться и в  новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя  развитию полноценных отношений  с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений  общения со сверстниками вызвана  тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых  со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ  коллективистских качеств, а также  гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно  трудно. (С. Н. Новоселова, 1983)
Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому  Пиаже считает, что общество детей  возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова (1981), а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему ранняя диагностика и  коррекция симптомов конфликтных  отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников  приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению  индивидуального подхода к формированию личности ребенка.
Дети приходят в детский сад  с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в  то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя  и сверстников и создает отношение  к себе.
В свою очередь требования и потребности  окружающих находят разный отклик у  самого ребенка, среда оказывается  разной для детей, а в отдельных  случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может  проявляться неоднозначно: как малообщительное  или агрессивно-общительное поведение. Но, независимо от специфики, детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие  следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и  возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как  правило, упускается воспитателем, и  педагогическая коррекция оказывается  уже неэффективной. (Лисина М. И., 1997)
В центре внимания данной работы - внутренние конфликты, приводящие к психологической  изоляции от сверстников, к выпадению  ребенка из совместной жизни и  деятельности дошкольной группы.
Конфликтная ситуация перерастает  в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и  сверстников. Подобная ситуация возникает  в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников  и объективными возможностями ребенка  в игре (последние оказываются  ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами  игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой  деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта. Причинами может являться недостаточная  инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных  устремлений, когда, например, желание  командовать побуждает ребенка  оставить игру с любимым товарищем  и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких  взаимодействий могут возникнуть два  вида противоречий: рассогласование  между требованиями сверстников  и объективными возможностями ребенка  в игре и рассогласование в  мотивах игры ребенка и сверстников. (Галигузова Л. Н., 1992)
Таким образом, следует рассматривать  два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности  в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах.
Необходимо также четко обозначить понятие самого внутреннего психологического конфликта, так как в литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены.
Внешние очевидные конфликты у  дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими  совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают  в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной  частью деятельности, а с самой  деятельностью, с ее сформированностью  у ребенка, противоречиями между  требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах  игры ребенка и сверстников. Такие  противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное  самочувствие, он не может удовлетворить  своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая  изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они  тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности. (Коломинский Я. Н., 1984)
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как  к нему относятся сверстники. Степень  популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является сюжетно-ролевая игра, а  общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина (1978), "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе''.
Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения  по поводу игры, так как именно здесь  складываются и реально проявляются  усвоенные нормы и правила  поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения  в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. А.С. Залужный дал классификацию  социального взаимодействия и взаимоотношений  детей и указал на существование  трудностей в них. Детьми дошкольного  возраста специально занимался В.Н. Мясищев (1968), один из методологов исследований "трудного" детства, подчеркивая, что личность формируется в коллективе, он утверждал, что ее развитие и воспитание - вопрос организации взаимоотношений с коллективом.
Особенно яркую страницу в историю  изучения проблемы вписал Л.С. Выготский. Он отмечал, что в одних и тех  же условиях могут формироваться  разные особенности психики, так  как человек дает на те или иные воздействия среды специфически свои, индивидуальные реакции. Специфические  реакции на однотипные воздействия  среды будут зависеть прежде всего  от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Воздействия среды, писал Л.С. Выготский (1984), сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.
Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение  в работе А.И. Анжаровой. Наряду с  вопросами дружбы и товарищества она изучала некоторые трудности  в отношениях детей, и в первую очередь явления детской замкнутости, в основе которой, по мнению А.И. Анжаровой (2001), лежат глубокие нарушения процесса общения.
Прежде чем приступить к более  детальному исследованию психологического конфликта у дошкольников (нарушению  отношений со сверстниками) необходимо рассмотреть общую структуру  межличностных процессов, которую  можно представить в виде схемы. Многие авторы (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (праксический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический).
Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую  перцепцию, способствующую осознанию  субъектом качеств другого, то межличностные  отношения будут аффективным, эмоциональным  компонентом структуры межличностных  процессов.
В принятой в настоящей работе системе  понятий при определении общения  мы будем исходить из положения М.И. Лисиной (1986) о том, что общение - это всегда субъект-субъектные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.
Таким образом, общение - это коммуникативная  деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач  совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.
Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные  отношения актуализируются в  общении и в большей своей  части в поступках людей, сама реальность их существования значительно  шире. Выражаясь образно, межличностные  отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его  часть предстает в поведенческих  аспектах личности, а другая, подводная  часть, большая, чем надводная, остается скрытой.
Рассмотрение феномена детских  отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к  его описанию и анализу. Межличностные  отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и  деловым) и лишь частично проявляются  в общении и поведении детей, требуя специальных методик для  обнаружения. Рожденные, опосредованные игрой, межличностные отношения  тем не менее могут существовать и независимо от нее, как и от любой  другой детской деятельности, в чем  существенно отличаются от ролевых  и деловых, всецело "утопленных" в игре. Вместе с тем они тесно  переплетаются и, будучи очень эмоциональными у дошкольников, нередко "врываются  в игру". Благодаря особой эмоциональной  насыщенности межличностные отношения  гораздо более других "привязаны" к самой личности ребенка и  могут быть очень избирательными и устойчивыми. Относительно устойчивый деловой план отношений в игре может сосуществовать с глубоким конфликтом в межличностных отношениях детей, что свидетельствует о возможном несовпадении этих планов, необходимости их дифференциации.
Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое  порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или  деловые) и межличностные отношения.
Первые два типа детских отношений  в игре составляют ее внешний план, так как открыты для непосредственного  наблюдения. Они достаточно хорошо изучены и описаны в отечественной  литературе и составляют важную главу  в истории исследования детских  отношений в игре.
Таким образом, становится очевидной  необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью  межличностных отношениях детей. Очевидной  становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту  плоскость отношений ребенок  наиболее тесно соприкасается с  миром переживаний, ибо без эмоционального "тепла" межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в  группе он не может быть эмоционально удовлетворен.
Данные, полученные в результате изучения работ различных авторов, свидетельствуют  о том, что на первых этапах исследования детской группы основными симптомами детского неблагополучия являются малая  общительность ребенка или, наоборот, открыто конфликтующее со сверстниками поведение. Малая общительность - объективно существующее явление. У таких детей  резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность  в большинстве рассматриваемых  различными авторами случаев свидетельствует  о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят  суженность ее сферы, неучастие ребенка  в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.
      Малая общительность может вызываться отсутствием у ребенка достаточно развитых игровых умений и навыков: сниженной подвижностью, тормозящей реализацию адекватных способов сотрудничества: невозможностью реализовать индивидуальные, не связанные с игрой потребности: несформированностью потребности в совместной игре (в этих случаях сам ребенок уходит от совместных игр.).
Разными по содержанию причинами вызывается и неблагополучие детей, открыто  конфликтующих со сверстниками: недостаточное  владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых способов положительного общения; неправильная сформированность потребности в  совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций.
Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Исследователи выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних психологических конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами были дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности. Разобрав более подробно возникновение и развитие двух этих типов психологического конфликта у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно будет судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для диагностики данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.
 
 
1.2. Значение  игры в развитии детей дошкольного возраста.
        В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Игра  является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконину (1978), происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
О первостепенных значении игры для естественно развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, точно так же и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне.
Хотя  Зигмунд Фрейд (1930) очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал:
“Нам  следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая  и всепоглощающая деятельность ребенка  – это игра. Возможно, мы можем  сказать, что в игре каждый ребенок  подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции”.
Фрэнк (1992) предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. «В игре ребенок обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и новых паттернах общения…Таким образом, ребенок непрерывно открывает для себя новое, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в отношениях с миром. Аналогичным образом в игре ребенок пытается разрешить свои проблемы и конфликты, манипулируя игровым материалом».
Уолтман (1990) пишет: “Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность концептуализировать, структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра, в этом смысле, дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него не приятны, запутаны, сложны. Маленькому ребенку недостает семантической беглости, способность к пониманию у него еще только формируется, различные типы текучих игровых материалов идеально подходят, по-видимому, для выражения его чувств и отношений”.
Согласно  Пиаже (1968) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.
Игру  детей можно оценить более  полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно  выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют  себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая  деятельность, которой они могут  заняться. Игра – это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, чтобы он говорил – значит автоматически  воздвигать барьер в терапевтических  отношениях, накладывая ограничения, которые  фактически говорят ребенку: «Ты  должен подняться на мой уровень  общения и использовать для этого  слова». Взрослый несет ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку.
Большинство детей сталкивается в жизни с  проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые и сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное.
Таким образом, трудно преувеличить значение игры для  развития детей дошкольного возраста, так как игровая деятельность влияет на формирование произвольного  поведения и всех психических  процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую  роль ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Чтобы понять детей, найти  подход к ним, необходимо взглянуть  на ребенка  с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как  маленьких взрослых. Их мир реально  существует, и они рассказывают о  нем в игре.
 
1.3. Использование игровой терапии в разрешении детских конфликтов.
Для межличностного общения в современном  социуме характерны различные ситуации. Каждому взрослому человеку знакомо  состояние неловкости, замешательства, ощущение собственной неполноценности, когда не знаешь, как утешить человека в горе, что ответить на пренебрежительное  или вызывающее обращение, каким  образом отстоять свою правоту, чем  развеселить приунывшую кампанию. Все  эти проблемы общие и для взрослых, и для детей. Дети различных возрастов  должны уметь решать их самостоятельно, поскольку взрослого может не оказаться рядом. Для этого требуется  не только понимать, что происходит, но и владеть определённой техникой общения.
       Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры; ее результат не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Термин “игровая терапия” предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой. Мы не скажем о ребенке, который читает книгу: “Он играет”.
 В  соответствии с определением  игры, игровая терапия определяется  как динамическая система межличностных  отношений между детьми, обученными процедурам игровой терапии,  обеспеченными игровым материалом, что облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы дети могли наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации. (Лэндрет Г. Л., 1994)
Большинство взрослых, умеют вербально выразить свои чувства, огорчения, тревоги и  личные проблемы. Игра является для  ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для  выражения чувства, исследования отношений  и самореализации. Когда им предоставляется  такая возможность, дети разыгрывают  свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Динамика выражения и средства общения  у детей несколько иные, но чувства (страх, удовлетворение, гнев, счастье, фрустрация, удовольствие) сходны с  чувствами взрослых. Если взглянуть  на игру с этой стороны, то окажется, что игрушки для детей –  слова, а игра – речь. Свести терапию  к вербальной экспрессии – значит отрицать существование наиболее графической  формы экспрессии: деятельности.
        Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать то, что им самим неловко сделать и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Игра – символический язык для самовыражения; и игра может открыть нам: что пережил ребенок; как он реагирует на то, что пережил; чувства,  связанные с тем, что он пережил; какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка и особенности его Я-концепции.
Понимание поведения ребенка в игре дает взрослому подсказки, позволяющие ему более полно погрузиться во внутреннюю жизнь ребенка. Поскольку мир ребенка – это мир действия и действительности, игровая терапия дает возможность войти в этот мир. Таким образом, детей не принуждают обсуждать то, что произошло; они скорее проживают в каждый момент игры свой прошлый опыт и связанные с ни чувства. Поскольку ребенок погружается в игру целиком, экспрессия и чувства переживаются детьми как совершенно особые, конкретные и сиюминутные; это позволяет взрослому реагироват
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.