На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Возникновение психики живых организмов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ У ЖИВОТНОГО 

    1. Возникновение психики живых  организмов.
    2. Основные стадии развития психики  животного.
    3. Качественные отличия психики  человека от психики животного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Возникновение психики  живых организмов. 

      Возникновение психики связывают  с формированием на определенном  этапе развития способности к  активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей  осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе.Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окр. средой.
    Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную  реальность, необходимое человеку и  животным для ориентировки во внешнем  мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое  для управления своим поведением.
    Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.
    Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики:
    1. материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).
    2. эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).
    3. комбинации этих подходов.
    Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики  неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.
      Сама психика — как способность  ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.Раздражимость — основное свойство живых организмов, которое представляет собой способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологические) изменениями. Может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
    Как известно, начало эволюции психики  следует отчитывать с момента  возникновения клеточных структур, которые положили начало развитию организмов. Из двух видов клеток, созданных эволюцией (растительная и животная), именно животные клетки в дальнейшем положили начало к созданию и развитию психики. Именно на их основе развились простейшие животные организмы, которые привели к возникновению нервной системы, а затем и психики высокоразвитых живых существ. Законы эволюции не зависят, от причины возникновения первичных элементарных жизненных процессов. То ли они возникли вследствие абиогенеза, либо вследствие процессов, описываемых альтернативными теориями возникновения жизни на Земле, такими, как теория панспермии, теория стационарного состояния, теория самопроизвольного зарождения и др.
    Возникновение рецепторов привело к такой очень  важной элементарной психической функции, как раздражение. На начальном этапе  это были вкусовые рецепторы, обеспечивающие питание организма. Следующим этапом развития рецепторов - были рецепторы ощущения, которые заложили основу организации движения. Помимо этого, параллельно происходило накопление факторов раздражения биологическими системами, что привело к организации элементарных форм памяти. Эта память была достаточно кратковременной. Совмещение раздражений и кратковременной памяти привело к возникновению ощущений. В дальнейшем, у биологических организмов возникла долговременная память, которая в совокупности с ощущением дало новую психическую функцию - восприятие. Для проведения восприятия, биологический организм обязан произвести анализ ощущений для осуществления каких-либо действий. Этот анализ производится элементарными актами мышления, т.е. вместе с восприятием возникает такой элемент психики, как мышление, мышление на самом элементарном уровне. Этот вид мышления Сеченов И.М. назвал чувственно-автоматическим мышлением. Это психическое действие положило начало, возникновению так называемого бессознательного. Именно бессознательное, как мы это называем сегодня, ответственно за анализ всех наших неосознаваемых ощущений.
    Вместе  с тем, рассматривая эволюцию психофизиологии, мы видим, что рецепторы, первоначально  распространяются в биологическом  организме диффузно, т.е. примерно равномерно по всему телу. Затем они начинают концентрироваться вначале в  области органов пищеварения  и в области органов движения. В дальнейшем это привело к созданию хордовых, т.е. когда органы, ответственные за нервные процессы стали концентрироваться вдоль одной линии. В конечном счете, эта линейная концентрация привела к созданию головной части, вокруг которой стали концентрироваться органы слуха и зрения, вкуса.
    Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде. Предмет отличает от фактора среды множественность его свойств, связанных между собой в неразделимое единство (некоторые философы определяют предмет как «узел свойств»). 
 
Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений). 
 
Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора5. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Основные стадии  развития психики  животного. 

    Как уже было сказано, на первом этапе  всю функцию работы психической системы животного организма взяло на себя бессознательное, в этот период происходило развитие первой сигнальной системы. Затем, именно на уровне бессознательного происходило развитие элементарных актов мышления. Начало развития бессознательного примем с момента, когда у животного сформировались все пять органов чувств. На этот этап, с момента начала развития бессознательного до возникновения сознания, а именно появления кроманьонцев, первых людей, обладающих мышлением, ушло несколько десятков миллионов лет.
    Характеристика  стадий. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:
    1.Стадию  элементарной, сенсорной психики  (осуществляется отражение отдельных  свойств предметов, т.е. наличествует  ощущение); ); т.е. способность отражать отд. св-ва предмета. Осн. форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты – врожд.программа поведения или видовой опыт животного.
    2.Стадию  перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); осн.форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психич.образов. Осн.форма поведения – навыки.
    Навыки  – приобретенная программа поведения  или личный опыт животного.
    3. Стадию интеллекта (возникает отражение  отношений между предметами):
    А) сенсомоторный интеллект;
    Б) сознание.
    Осн.форма отражения – отражение межпредметных связей. Осн.форма поведения – интеллектуальная. Осн. черты интеллект.поведения: 1. способность решать 2-фазные задачи, в кот. сущ-ет особая ориентированно-исследовательская подготовит.фаза и фаза исполнения (отсутствует биологич.смысл); 2.Способность решать одну и ту же задачу разными способами; 3. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4. Использование примитивных орудий; 5. Наличие инсайта. / На этой стадии жив-ное способно познавать мир вне зависимости от биологических потребностей.
    1. Стадия элементарной сенсорной  психики. Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение.
    Развитие  этих форм психического отражения совершается  вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают. Что же представляет собой та деятельность животных, с которой связана простейшая форма их психики? Ее главная особенность заключается в том, что она побуждается тем или иным воздействующим на животное свойством, на которое она вместе с тем направлена, но которое не совпадает с теми свойствами, от которых непосредственно зависит жизнь данного животного. Она определяется, следовательно, не самими по себе данными воздействующими свойствами среды, но этими свойствами в их отношении с другими свойствами.
    Деятельность  животных на самой ранней, первой, стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных. Возможно, что элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории.
    2. Стадия перцептивной психики
    Следующая за стадией элементарной сенсорной  психики, вторая стадия развития, может  быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии.
    Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже  наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают. тот, мы будем называть операцией.
    Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физи-ологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первоначально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг является чисто обонятельной формацией, составляя как бы продолжение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удельный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.
    Одновременно  развиваются и органы внешних  движений - эти "естественные орудия" животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследование добычи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функции животных также все более кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.
    При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.
    3. Стадия интеллекта
    Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.
    Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или "ручного  мышления").
    Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие.
    Стадия  интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь  же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об условиях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Качественные отличия  психики человека  от психики животного. 

    Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
    Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время  как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
    В истории человечества благодаря  языку произошла перестройка  отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.
    Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция  развивается во взаимодействии с  другими функциями.
    Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно  лишь практическое мышление. Только в  процессе ориентировочного манипулирования  обезьяна способна разрешить ту или  иную ситуативную задачу. Абстрактные  способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.