Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Религиозная, Философская,Научная картины Мира

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                       
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
“РЕЛИГИОЗНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ,НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА”
 
 
 
 
ВЫПОЛНИЛ:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………...3
1. 1.1 Религиозные версии  мироздания………………………………..................6
    1.2 Философская  картина мира……………………………………..................15
    1.3  Научная  картина мира……………………………………………………..27
2. Заключение ……………………………………………………………………..36
3. Список литературы……………………………………………………………..39
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.

Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. В своем единстве они образуют целостную картину мира. Взаимоотношения между философией, наукой и религией всегда были и по настоящее время остаются достаточно напряженными, часто достигающими стадии конфликта, что придает спорам вокруг рассматриваемой темы своеобразное обаяние.
Многовековые дискуссии  показывают, на наш взгляд, что человек, не будучи одномерным существом, культивирует и философию, и религию, и науку. Не счесть попыток доказать полнейшую несостоятельность каждой из них. Как нам представляется, все эти попытки, в конечном счете, не достигли желаемого. Сильная неприязнь то ли к религии, то ли к науке, то ли к философии неизменно посрамляет себя. В современную эпоху главенствует научный импульс. Обществу не обойтись без науки, это достаточно очевидно. Но почему все достоинства науки не позволяют человеку прожить без религии и философии? Необходимость философии наряду с наукой объясняется, во-первых, Тем, что она сама научна; во-вторых, ее вниманием к кардинальным вопросам бытия; в-третьих, стремлением преодолеть неопределенность альтернативы мысленного (научного), и мистического (религии).
Необходимость религии наряду с философией ее приверженцы и знатоки объясняют тем, что за последними вратами науки человек оказывается перед лицом Божественной веры. Во-первых, современный мир с его несправедливостью не находится в должном порядке, он возбуждает тоску о Другом. Во-вторых, трудности жизни ставят этические вопросы, перерастающие в вопросе- религии. В-третьих, при всей правомерности секуляризации освобождения от церковного влияния) идеология атеизма будет отвергаться. В-четвертых, религия означает социальное размытие отношения к абсолютному смыслу бытия, к тому последнему, что непременно касается каждого. В-пятых, этот смысл бытия воспринимается как Бог. В-шестых, там, где основной смысл бытия видят не в Боге, а в чем-то другом — в нации при национализме, в народе при национал - социализме, в расе при расизме, в партии при партийном тоталитаризме, в науке при сциентизме,— налицо квазирелигия. Приведенные аргументы совсем не доказывают, что Бог действительно существует.
Одно дело вопрос о  Боге, другое сам Бог. Для верующего человека вопрос о Боге неминуемо сопровождается утверждением о реальности Бога. Но актуальным является и другой ход мысли, когда должное внимание к религиозным темам не сопровождается верой в самого Бога или же указывается, что существование не доказано достаточно однозначным образом. Отношение человека к религии не исчерпывается однозначными "да" или "нет". То же характерно и для отношения человека к философии и науке. Например, английский философ Б.Рассел относился к религии довольно непримиримо, а философию ставил явно ниже науки. Гегель ставил превыше всего философию, считая науку и религию вторичными. Ницше довольно критически относился и к религии, и к науке, и к философии. В.Соловьев ставил религию выше философии и науки. Хайдеггер превозносил философию, критиковал науку и довольно индифферентно относился к религии.
Итак, религиозная, философская  и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Это — факт. Если он признается, то разумно ставить вопрос о том, как именно соотносятся друг с другом религия, философия и наука. Является ли указанное соотношение противоречивым или же взаимодополнительным; или же религия, философия и наука вообще никак не соотносятся друг с другом?
Между различными картинами мира нет железобетонных стен. Поэтому отнюдь не случайно мы являемся свидетелями энергичных действий по согласованию различных картин мира. Так, церковь, как правило, не только не ставит больше под сомнение данные науки и философии, но и стремится интегрировать их в религиозную картину мира. Сотворение мира Богом из ничего все чаще интегрируется с данными современной физики, в том числе по поводу Большого взрыва Вселенной. Иногда Божественным действиям придается всего лишь символический характер, тем самым опять же происходит примирение с логикой научных данных. С другой стороны, философия и наука стремятся преодолеть жесткую заданность границ религии. Например, вопрос о смысле бытия интересует философов и ученых, пожалуй, в неменьшей степени, чем теологов. Границы религии, философии и науки не заданы раз и навсегда, они очень подвижны. Всегда актуальным является согласование трех картин мира — процесс, чреватый неожиданными новациями. Возможно ли такое согласование? Думается, что да. Итак, единство религиозной, философской и научной картин мира — это шаг к целостному пониманию человека. Все три картины мира обусловливают и дополняют друг друга. Несмотря на то, что каждая из них внутренне многообразно расчленена,— так, философская картина мира объединяет десятки направлений, научная картина мира складывается из многих наук, а религиозная картина мира объединяет десятки религий,— во всех трех есть смысловые стержневые детерминанты. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, скрупулезно складывает мозаику единой картины мира. В плане налаживания указанного диалога философы обладают уникальными возможностями. Об этом недвусмысленно свидетельствует многовековая практика деятельности философского сообщества, нацеленная на развертывание картины мира максимально общего, универсального характера. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Балашов Л.Е., Коростелева Ю. Е., Марков М. И., Мень А. и др. 1
Актуальность данного  исследования определила цель и задачи работы:  
Цель работы – рассмотреть взаимоотношение религиозной, философской и научной картин мира, выявить особенности и черты каждой из них и нечто общее. 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:  
1.Исследовать религиозную, философскую и научную картину мира по отдельности.  
2.Рассмотреть соотношение религиозной, философской и научной картины мира;
Итак, рассмотрим религиозные, философские, научные версии мироздания по отдельности. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.1 Религиозные версии мироздания.
Сегодня к мировым  религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Имеется немало и других религий (иудаизм, язычество), а также религиозных течений, оказывающих влияние на жизнь людей отдельных народов. Ныне более половины населения Земли верующие: христиане — 1 млрд.400 млн., из них, католики — около 800 млн., протестанты — 400 млн., православные — примерно 200 млн.; мусульмане — около 800 млн.; буддисты — около 300 млн.; индуисты - приблизительно 600 млн.; приверженцы конфуцианства — около 300 млн. и т.д. Цифры говорят сами за себя.
Что такое религия? Понятие religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare — связывать, соединять. Каждый взрослый человек в какой-то мере знает о ее сущности. Религия — прежде всего вера в то, что, кроме материального эмпирического мира, существует духовный мир, источником и центром которого является всемогущий Бог. Каждая религия удваивает мир, причем первичным, по ее учению, является духовный мир. Бог считается создателем и природы, и растительно-животного мира, и человека. В нашу задачу не входит рассмотрение множества религиозных проблем, которые она порождает. Здесь также отсутствует вопрос, есть ли Бог на самом деле. Мы только отметим — на уровне рационального мышления невозможно доказать, существует Бог, или не существует. Например, если Бог есть, то какой это Бог — христианский, мусульманский, буддистский? Может быть, существует не один Бог, а не сколько (буддисты, например, насчитывают не менее 987 тыс.). Кроме того, каждая религия считает настоящим, истинным только свое учение. Даже три основных направления христианства: католики, православные, протестанты спорят между собой, чье учение более правдиво и т.д.
Здесь мы даем краткий  обзор версий мироздания трех мировых  религий — христианства, ислама и буддизма. В центре всех религиозных учений находится
бог, пространство, время, мир, человек; взаимоотношение между человеком и Богом.2
Христианский Бог триедин: Бог- отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой. Все три лица неслиянны и неразделимы. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им. Богу противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом. Он — создатель сферы зла. Дьявол не выступает созидательным началом, ОН может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. В христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее Дьявола, он — заведомый победитель. Бог вечен и все ему подвластно.
Библейский бог труден для понимания. Бог в ипостаси сына — это Иисус Христос. Он одновременно во всей полноте и Бог, и человек. родившийся от девы Марии. Личный Бог-Иисус Христос обладает земными качествами, он способен страдать, любить, терпеть физические муки. В то же время он щедрый чудотворец, способный накормить тысячи людей, вылечить больных, воскресить из мертвых. Одним словом, он добр, строг и могуч. Иисус Христос, как повествует Библия, своей земной смертью искупил грехи всего человечества.
Каково пространство христианского мира? В высший, божественный мир ходят ангелы и различные "чины", различающиеся по их близости к Богу. В содержание этого мира входят архангелы; ангелы господства, силы и власти, а в непосредственной близости от Бога находятся херувимы, серафимы, престолы. К духовному миру относится и сфера рая — неземное блаженство, в котором находятся праведные бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад, где души грешников расплачиваются за земные преступления. Храмы в земном мире — это тоже священное пространство, оно становится особенно близким к Богу во время богослужений.
Христианство имеет  и свое понимание времени, во многом отличное от других религий. Для политеизма, например, древних греков время выступало, прежде всего, как циклическое, история не имеет направленности. Суть христианской интерпретации времени: некогда из первозданного Хаоса появился Космос, и с тех пор мир живет космическими природными циклами, связанными в человеческом обществе с земледельческими работами.
Для христианства мировое  время выстроено линейно. История  не циклична, она следует в определенном направлении, и направление это определено Богом. Причем исторический путь имеет начало, затем происходят промежуточные этапы — события — и все венчается концом. Люди миновали следующие вехи пути: сотворение мира, грехопадение и пришествие Христа. Сейчас грешное человечество направляется к следующему этапу — второму пришествию и Страшному суду, после которых все в корне изменится.
В этом мире, по его канонам, противоречиво и трагично бытие человека.
С одной стороны, признается, что человек создан по образу и  подобию божьему, он может быть "сыном божьим"; с другой, грех Адама и Евы сделал грешными всех людей, даже новорожденного ребенка.
Бог, создавший человека, дал ему драгоценный подарок  — свободу. Человек должен правильно распорядиться ей, следовать христианскому учению, прежде всего, исполнять десять Заповедей и Нагорную проповедь. Тот, кто не будет их исполнять, а будет удовлетворять плотские наслаждения, жаждать власти и богатства, — его неминуемо ждет божье наказание.
Всех людей впереди  ждет Страшный суд, который определит судьбу каждого: одни обретут вечное блаженство в раю, другие, грешники — вечные муки в аду. И сейчас еще не поздно получить место в раю: нужно только следовать нравственным поучениям христианской церкви, молиться Иисусу Христу, вести праведный образ жизни, не поддаваться плоти и гордыни.[7; стр. 52]
Ислам возник в VII веке нашей эры в Аравии. Его основателем был Мухаммед. Будучи наемным пастухом, он испытал на себе тяготы жизни арабских кочевников-скотоводов. Мусульмане почитают Муххамеда как посланца,   пророка   Бога   —   Аллаха   (в   переводе   с   арабского   — "всемогущий"). Они верят, что Муххамед получил от Бога "откровение", записанное в священной книге Коран (что означает "чтение вслух"). По преданию, в пустыне Мухаммеду являлся ангел по имени Джебраил и читал ему по начертанным на небе письменам "откровения", которые Мухаммед должен был читать своим приверженцам. Текст Корана возник в середине VII века как запись изречений и поучений Мухаммеда, который сам ничего не писал. Коран разделен на 114 глав — сур, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая политику, правосудие, мораль, обрядовые предписания.
Вероучение ислама несложно. Он исповедует единобожие — веру в  то, что есть только один Бог-Аллах, всезнающий и всемогущий. Мир сотворил Аллах и управляет им. Существуют ангелы и злые духи-джины, которые исполняют волю Аллаха. В последний день мира все воскреснут из мертвых и получат воздаяние по своим делам: праведные и почитающие Бога будут наслаждаться в раю, а грешные и неверные — гореть в геенне. От верующего требуются смирение и покорность воле Аллаха. Каждый мусульманин обязан выполнять пять основных предписаний: верить, что нет Бога, кроме Аллаха и Муххамед — пророк его; каждый день совершать пятикратную молитву, намаз, а перед молитвой омовение; выплачивать в пользу бедных налог — заклят; раз в год соблюдать пост, уразу, то есть в течение месяца воздерживаться от еды, питья, курения от восхода до заката солнца; совершать паломничество, хадж, в священный город Мекку.
Коран подробно регламентирует нравственно-правовую сторону личности. Ислам запрещает бессмысленное кровопролитие и призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в отношении последних возможна священная война.
На основе шариата мусульманам  запрещается все, что может угрожать физическому, умственному и моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающимися нечистыми. Категорически осуждаются самоубийство, прелюбодеяние, аборт. Сурово осуждаются воровство, мошенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры, "черный" рынок и т.д. В семье четко распределены роли: муж — глава семьи, ее кормилец и защитник, жена занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Женщина считается подчиненной мужчине.
Ислам предписывает верующим быть справедливыми, за добро платить добром, за зло  — злом, щедро помогать бедным. Следует  также отметить, что мусульманское духовенство выполняет не только чисто религиозные, но и светские функции, в том числе судебные на пикше шариата — мусульманского законодательства. Богатство и бедность, то есть имущественное неравенство и частная собственность, признаются естественным фактом, установлением Аллаха.
Ислам оказал огромное влияние на культуру исповедующих его народов, на их мировосприятие, психологию, жизненный уклад.3
Самая древняя из современных мировых религий — буддизм. Он существует уже более 2500 лет и оказал большое влияние на жизнь народов Азии, особенно Индии, Тибета. В нашей стране буддизм распространен, прежде всего, в Бурятии и Калмыкии.
Существует множество легенд об основателе этой религии — Будде. Считается, что он родился в VI веке до н.э. в Восточной Индии и семье властителя небольшого государства. Юный принц Гаутама (по его имя от родителей) воспитывался в роскоши и получил по тем временам хорошее образование. Но однажды он увидел, что люди болеют, стареют и умирают. Это так его потрясло, что он бросил богатство и власть, отправившись искать истину, которая бы избавила его от страданий. Семь лет был странником-аскетом, голодал, терпел различные лишения, но не нашел выхода на пути умерщвления плоти. В тридцать пять лет в процессе медитации к нему пришло просветление, и он стал Буддой-Просветленным, познавшим тайные законы мироздания. С тех пор он стал ходить по стране, проповедуя своё учение. Суть учения Будды состоит в следующем: людям необходимо избавиться от желаний, потому что они порождают все наши страдания.
Иногда буддизм называют "религией без бога", но это не вполне справедливо. Здесь присутствует большое количество богов-Будд, которых насчитывается, как было сказано выше, не менее 987 тысяч. Боги в буддизме не бессмертны. Каждый из них многократно рождается, вертится в "колесе сансары", чтобы, в конце концов, прекратить перерождения и впасть в блаженное состояние, называемое "нирваной". Главным богом над другими богами и над человеческим миром является Гаутама, Будда, Однако он не творец мира и не его управитель. Он — советчик, наставник для низших богов и Будд.
По буддистскому учению, мир сложен в пространственном отношении, он насчитывает 31 сферу; здесь имеется ад, в котором виновные отбывают соответствующие наказания. Мир подвержен цикличности — действию закона времени. Он постоянно проходит крупные качественные периоды, называемые "кальпами". Каждая кальпа длится 4 млрд. 320 млн. лет. Периодически Вселенная сгорает в великом мировом пожаре по причине грехов живых существ.
В буддийском представлении  мир для всех живых существ  являет собой страдание. Человек в этом мире страдает всегда: когда он рождается; когда он желает, но не может получить желаемое; когда имеет желаемое, но теряет его; когда умирает.                                            
Согласно этому учению, для человека главным является осознанно четырех возвышенных истин" и готовность следовать "восьмеричному" пути спасения, или достижения просветления.
Суть "четырех истин" сводится к следующему. Центральная  идея содержится в первой истине — "Истине страдания", по которой страдание является фундаментальным свойством человеческого существования. Процесс: "Жить — значит страдать" происходит в результате отсутствия постоянства в жизни и вечной ее изменчивости.
Вторая истина получила название "Истина причины". Причиной страданий является жажда жизни, желания, страсти, влечения. Иначе говоря, человеческое "я" стремится бесконечно удовлетворять свои желания, все время, будучи привязанным, к людям, вещам и обстоятельствам.
Третья — "Истина освобождения" рекомендует освободиться от страданий путем отказа от желаний и подавив в себе все страсти.
Четвертая истина — "Истина пути" указывает пути уничтожения  страданий, достижения состояния нирваны, то есть угасания или исчезновения.
Достижение нирваны  является высшей целью буддистской личности. Почему люди должны стремиться к ней? Какими свойствами она обладает? По учению буддизма, нирвана — это блаженное состояние, в котором исчезает, размывается человеческое беспокойное "эго", вечно терзаемое страхом и пребывающее в страданиях. С исчезновением "я" мы растворяемся во Вселенной и больше не ведаем никаких болей и надежд, наступает желанное освобождение, бесстрастность и покой. Нирвана — это высшее блаженство спокойствия и невозмутительности, по сравнению с которыми любые эмоциональные радости оказываются низкими и несовершенными. Нирваны можно удостоиться, если следовать восьмеричному пути спасения: праведная вера в Будду, его учение, праведный образ жизни и созерцание. Весь путь требует также освобождения от 10 цепей: от любви к земной жизни, от чувственных страстей, от желаний, от ненависти, от гордости и т.д. Следуя подобным путем, человек достигает совершенства, становится архатом, то есть святым. Другими словами, он достигает нирваны (по существу небытия), которая кладет конец всем желаниям, а, следовательно, и страданиям.
В буддизме большое значение имеют правила поведения человека. Они требуют от него любви и  милосердия ко всему живому: нельзя убивать никакое живое существо. Нужно доброжелательно относиться ко всем — и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это влечет за собой новое зло и страдание. Абсолютным правилом буддизма является непротивление злу, прощение всех обид (нельзя даже наказывать за убийство). Чтобы в полной мере выполнить предписания буддизма, нужно уйти из мира и вести монашеский образ жизни. 11оскольку отрешение от жизни не может быть общим правилом, выявляется пять обязательных для всех заповедей: не убивать живого, не  брать чужого, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить и вина. Человек должен надеяться не на богов, но лишь на себя самого: никто не спасет его и не избавит от мучений сансары, если он не добьется этого сам, ведя праведный образ жизни. Боги, как и люди, сами не избавлены от страданий. Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно. Такова кратко версия мироздания буддизма.4
Итак, религиозный взгляд на мир продолжает оставаться в сознании у большинства людей и играет значительную роль в жизни народов,
здравомыслящих людей  возникает вопрос, почему религиозные  версии мироздания существуют и сейчас, в начале XXI столетия несмотря на великие достижения человечества в познании мира и противоречивость, иллюзорность самих религиозных учений? В дополнение к этому из истории религии напомним следующие антигуманные факты: религиозная инквизиция в средние века уничтожила сотни тысяч человек, в том числе великих философов и ученых; церковь организовывала крестовые походы, вдохновляла на захватнические, разрушительные и несправедливые войны; религиозные культы требуют жертвоприношений; религия и сейчас находится в конфликте с наукой.
Укорененность религии  среди людей объясняет ряд  фундаментальных причин.
Первая причина связана с несовершенством внутреннего мира человека, его мышления. Так, не сбылось ожидание близкого конца религии в результате прогресса науки. Наука не вытеснила религию, у нее имеется немало еще "белых" пятен в познании мира. Для верующего человека многие явления остаются непонятными и необъяснимыми. К ним, например, можно отнести следующие: в конце XX столетия неизмеримо выросло созданное человеком богатство, но в то же время остается огромное количество людей, обреченных на безработицу, нищету и голод. Покорение природы человеком обернулось экологической катастрофой. Техника, основанная на науке, призванная облегчить и улучшить жизнь людей, сделать ее достойной человека, грозит уничтожить всякую жизнь на Земле.
Вторая причина. Немалую роль в сохранении религии играют непрерывные войны в истории человечества (особенно две последние мировые войны), которые противопоставляют людей друг другу и несут горе, страдания, гибель, громадные разрушения материальных и духовных ценностей. Их систематическая повторяемость включает в себя что-то стихийно-бесчеловечное, неуправляемое человеческим разумом. У людей складывается впечатление бессмысленности жизни, "сизифова" труда и даже своего существования. Поэтому мистическое сознание устремляет свой взгляд с надеждой на Мировой Разум — Бога, который должен навести на земле мудрый порядок, коль сами люди не могут этого сделать.
Третья причина. Распространению религиозной версии мироздания способствует не столько учение о мире, сколько учение о нравственности человека, праведной его жизни: о добре и зле, справедливости, совести. Верующие люди высоко чтят именно гуманно ориентированную часть учения. Христианские заповеди "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т.д. , по их мнению, — это главные законы нравственной жизни человека, своего рода скрепы, объединяющие людей в общество. Нельзя забывать о претензиях религии на выполнение таких функций, как социальная интеграция и регуляция в обществе; о её стремлении к объединению общих интересов противоположных классов и социальных групп,        общих ценностей и нравственных принципов.
Правящая, государственная  власть крайне заинтересована в сохранении религии.
Имеется, безусловно, немало и других причин существования религиозных верований.
В настоящее время  высказываются различные предположения относительно будущего религии. Крайние из них сводятся к следующему. Первое: религии принадлежит будущее и её роль в жизни общества возрастает. Второе: религия не имеет будущего, постепенно она будет вытеснена научным мышлением, гуманистической светской этикой — этикой без Бога. Ряд мыслителей высказывают и такую идею: в будущем люди будут иметь единую, универсальную, всечеловеческую религию.5

2.2 Философская  картина мира.

Чтобы понять философскую  картину мира, отличающуюся от других взглядов на мироздание, следует предварительно рассмотреть ряд конкретных методологических проблем ее создания.
Прежде всего, что такое философия?
Философия — это система самых  общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношение человека к миру. В философии органически соединены два начала — научно-теоретическое и практически-духовное, что определяет её как уникальную форму общественного сознания. Иначе говоря, на современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философы рассматривают свою сферу знания с двух противоположных углов зрения: сознание, направленное "вовне", способствует формированию той или иной картины мира, с другой стороны, обращение сознания "вовнутрь" позволяет обратиться к самому человеку, осмыслить его место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. От всего остального его отличает способность мыслить, познавать, трудиться, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д.
Философская картина мира может  быть создана только профессиональными философами. Её невозможно создать на основе обобщения эмпирических фактов, они не могут служить базой для предельно широких философских обобщений. Знание о всеобщем не дает эмпирический опыт, ибо сбор и накопление фактов оставляет в стороне обобщение всеобщих сущностей. Она не может сформироваться и на основе научных обобщений, ибо предметное знание составляет только часть всеобщего мироздания. Отдельные науки отражают только конкретные законы, грани, стороны мира, а не мир в целом. Даже естественные науки в своей совокупности только частично отражают мир (до сих пор мы ограничены в знаниях, например, о человеке). Создание философской картины мира возможно только на основе признания: а) диалектического развития мира, развития от простого к сложному, от низшего к высшему; б) высшей в мире реальности.— человека и мира человека — социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это дает право философии быть методологическим орудием познания, освоения всей бесконечности Вселенной.6
Какими же чертами обладает философ?
Теоретик-мыслитель безразличен к мелочам жизни, к быту, не считается с общепринятыми мнениями и решениями, господствующей в обществе идеологией. Он, как правило, мыслит мировыми проблемами. Главной чертой его является критичность. Объектом критики выступает наличное бытие и неэтичное сознание. Его девиз — подвергать все сомнению. Кроме того, философ в обществе — возмутитель спокойствия. Власть предержащие не всегда довольны критическими идеями философов, они для них "неудобны". Настоящий философ — любомудр, талантлив, гениален, он и в других людях ценит мудрость, ум.
Так, Платон считал, что во главе  государства должны стоять философы — мудрые люди. А Аристотель говорил: мудрый должен быть руководителем, а менее мудрый должен ему подчиняться. Но в жизни не всегда так получается. Исторический опыт свидетельствует порой о другом — о том, что власть (особенно тирана, деспота) сильнее аргументов и разума.
В истории философии не было единой картины мира. Мир и человек рассматривались по-разному в зависимости от времени, той или иной эпохи, научных достижений, талантливости философов. Недаром говорится: сколько было философов, философских направлений, столько существовало и точек зрения.
Смысловым центром философской  картины мира выступают мир и  человек, их отношение между собой; точнее: отношение человека к миру. Как складываются отношения между ними? Ответить на этот вопрос не так просто. Он требует предварительного рассмотрения его слагаемых.
Понятие "мир" применяется людьми, как в обыденной речи, так и  в научных, философских исследованиях. В философском аспекте под миром понимается действительность, взятая как целое, качественное единство. Однако "мир как целое" никогда не бывает непосредственно нам дан, ибо каждый конкретный человек ограничен, он видит только небольшой сегмент реальности. Люда воспринимают мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы "мира как целого" всегда теряются в тумане (Э.Гуссерль). "Мир в целом" мы можем понять только на рациональном уровне сознания. Рассуждения о мире включают еще ряд других важных вопросов. Первый из них: мир один или миров много? Если миров много, то необходимо применить философскую категорию Универсум, которая означает единство многообразия.
Человекоразмерен ли мир (или Универсум)? — это тоже один из вопросов названной проблемы. Проще говоря, соответствует ли он способу человеческой жизни, людским потребностям и интересам, целям и идеалам человека? Или он бесчеловечен, бессмысленен, бездушен? Разные картины мира дают на него и разные ответы.7
Философский взгляд на мир зависит и от того, с каких онтологических позиций он рассматривается; В философии существуют монистические, дуалистические и плюралистические направления. Монистические взгляды берут за основу единые основания (материальные или духовные). Например, с точки зрения материализма, мир един, он материален и первичен по отношению к сознанию, которое является его свойством. Дуализм полагает, что в рамках Универсума имеются два начала: материя и дух, которые существуют вечно и развиваются параллельно друг другу. Это течение признает существование двух миров — материального и духовного. Плюрализм же полагает, что существует несколько онтологических начал, а следовательно, и несколько миров.
С точки зрения современной фил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.