На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная теория Толкотта Парсонса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный  Технический Университет
 
 
 
 
 
 
Кафедра СГД
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
На тему: «Социальная теория Толкотта Парсонса»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: студент АиУ 12-2
Совет Айтолкын
Проверил: ст преподаватель
Марченко К.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Караганда 2012
Содержание
 
      Введение 
      Основная часть
      Толкотт Парсонс
      Создание теории Толкотта Парсонса
      «Структура социального действия»
      «Социальная система». «К общей теории действия»
 
      Заключение
      Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Во Введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность выбранной  темы, устанавливается цель работы, формулируются задачи для осуществления  указанной цели, определяется понятийный аппарат, необходимый для раскрытия  темы.
 
В Заключении (1-2 страницы) даются общие выводы по теме реферата в соответствии с поставленными задачами, а также оценивается степень достижения цели, выдвинутой во Введении .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Введение
 
В данной работе мы наиболее полно рассмотрим и изучим теорию Толкотта Парсонса. Основным аспектом его теории является построение общества на основе социального равновесия или порядка, который в свою очередь будет поддерживаться на основе выделенных Парсонсом социальных систем. Парсонс в своей работе рассматривает разделение общества по социальным системам, но также показывает принадлежность индивида к этим системам. Далее будет сказано об индивиде в обществе и какую социальную роль он в нем играет. Я отвечу на вопросы, какую роль Парсонс отводит индивиду и что лежит в основе «социального поведения» индивида.
Я рассмотрю теорию социального действия Парсонса, ее основные составляющие и ее сущность, теорию «Социальная система» и «К общей теории действия». Мы введем термины «действие» и «актор». Я скажу нечто о целях действия, ситуации действия, ориентации действия и мотивации действия.
Для наиболее полного рассмотрения моей темы я использовала такую литературу, как: «О структуре социального действия», «Социология» — учебник для вузов, потому что именно здесь материал представлен более структурировано и понятно, глобальную сеть Internet, а также книги самого Толкотта Парсонса. Именно в этой литературе мне удалось найти наиболее полную информацию по моей теме.
Цель моей работы — наиболее полно раскрыть и указать главные  моменты в теории структурно-функционального  анализа, основоположником которого стал Толкотт Парсонс. Именно правильная интерпретация и понимание сущности его теории лежат в основе моей работы.
Моя задача заключается не только в наиболее полном освещении  заданной темы, но также в правильном ее представлении. Моя работа состоит из чтения материала, затем дальнейшего его анализа и выборки нужной информации. Моя главная задача — изучить теорию Толкотта Парсонса и представить в наиболее полном и раскрытом виде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          Основная часть.
 
     Толкотт Парсонс.
 
Жизнь Т. Парсонса очень бедна внешними событиями. Родился он в 1902 г. в г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо), первоначально намеревался стать врачом и изучал естественные науки, но потом его интерес сместился в сторону экономических наук. В 1925 г. он поступил в Лондонскую школу экономики, в 1926 г. перешел в Гейдельбергский университет и под руководством Альфреда Вебера начал работу над докторской диссертацией на тему "Капитализм в современной немецкой литературе: В. Зомбарт и М. Вебер". После защиты диссертации в 1927 году он стал преподавать в Гарвардском университете, в 1931 г. возглавил основанный там факультет социологии, где и работал до конца своих дней. Был Президентом Американской социологической ассоциации (1949), её секретарем (1960—1965). Был членом других социологических учреждений, в частности возглавлял в 60-х гг. комитет по связям с советскими социологами, был уважаемым профессором, пережил период исключительной популярности в научных кругах, когда почти все вновь появляющиеся научные сочинения пестрели ссылками на его работы, и период сильнейшей критики, буквально каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица: «Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог».
Он всегда оставался самим  собой, очень простым в жизни  и в поведении, интенсивно работающим ученым, выпускавшим книгу за книгой, даже когда интерес к его работам  уже сильно упал.
Предвидел ли Т. Парсонс новое оживление внимания к его концепциям, неизвестно, но он твердо верил в то, что они имеют для науки определенную ценность. До новой волны интереса к концепциям того типа, разработке которых он посвятил свою жизнь, он не дожил, но работы его остались в науке и, по-видимому, дождутся своего часа. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.
Следует подчеркнуть, что  социология имеет свою собственную  историю, свою собственную специфическую  проблематику, которая разрабатывается, конечно же, различными подходами, но эти подходы чаще всего суть лишь различные аспекты фундаментальных  социологических проблем.
В связи с этим хочется  подчеркнуть, что Т.Парсонс - это не фигура в социологии наряду с другими. Т.Парсонс - это главная фигура теоретической социологии XX в. Именно он является создателем социологической теории как таковой, ставшей ядром современного социологического мышления. Два момента позволяют заявлять об этом в столь жесткой форме. Первое - именно Парсонсом были выявлены, сформированы и разработаны решения базисных проблем любой социологической теории - теория социального действия и теория социальной системы. Именно эти два блока проблем составляют ядровую проблематику любой социологической теории. Второе - именно Парсонсом, и никем иным до него, был создан язык социологии, разработаны основные понятия и увязаны в единую систему. Любому профессионалу известно, что это равнозначно созданию и дисциплинарному формированию науки, превращению ее в университетскую дисциплину. После Парсонса социология перестала быть частным мнением или системой взглядов отдельных профессоров, в ней появилась строгая понятийность, задающая масштаб оценки. Онтологическая система Парсонса являет собою совершенно новый этап в развитии социологии. Более того, в некотором смысле она означает разрыв с европейской традицией социологической мысли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Создание теории Толкотта Парсонса.
 
Толкотт Парсонс, безусловно, один из самых крупных и интересных социологов - теоретиков XX столетия. Ко времени, когда появились на страницах научных журналов его первые статьи, в Европе, разоренной мировой войной и социальными катастрофами, стоящей на пороге еще более тяжелых социальных потрясений, сходит со сцены первое поколение великих создателей социологической теории (Эмиль Дюркгейм умер в 1918 г., Макс Вебер — в 1921 г., В. Парето — в 1923 г.), а США, хотя быстро набирали научный потенциал, все-таки еще оставались окраиной научного мира. В 1978 г. США превратились в сильнейшую научную державу. Значение Парсонса как ученого не только в том, что он способствовал этому превращению, но, что важнее для мировой социологии, он осуществил преемственность в развитии социологической теории. Глубоко вникнув в работы социологов - классиков и проникнувшись их идеями, он ассимилировал богатейший потенциал их теоретических разработок в свои концепции, которые по этой причине никогда не отличались беспочвенностью и не страдали поверхностностью. Обращаясь к теоретическим работам Т. Парсонса, мы всегда ощущаем в них этот глубинный и богатейший пласт — бережно сохраненное наследие классического периода социологии, не устаревающее и плодоносное и в наши дни.
Наиболее ранний интерес  Т. Парсонса лежал в области политической экономии, о чем говорит одна из самых ранних его статей «Капитализм в современной немецкой литературе: Зомбарт и Вебер» (1928,1929)2.
Другая статья указывает  на содержание этого интереса — «Желания и активность в учении Маршалла» (1931). Очевидно, что проблемы мотивации активности должны были привести его в социологию, ибо, начиная с конца XIX века, эта проблема «вербовала» в социологию ученых-экономистов. Многие, заинтересовавшись проблемой мотивации деятельности, так и «оставались» в социологии, становились социологами, иногда крупными, обогащая ее своими работами. Тема взаимодействия политической экономии и социологии была уже ко времени Т. Парсонса, можно сказать, традиционной, особенно для экономистов.
Т. Парсонс идет здесь отчасти уже проторенным путем, о чем говорят его статьи начала 30-х гг. — «Экономика и социология: Маршалл и образ мышления его времени» (1932), «Социологические элементы в экономической теории» (1934— 1935), «Некоторые размышления о природе и значении экономики» (1934).
Затем интерес его все  сильнее начинает переноситься в  сферу социологии. Наконец в 1937 году выходит первый монументальный труд Парсонса «Структура социального действия». Он сразу выдвигает молодого ученого в ряды крупных социологов-теоретиков.
Ему было в это время 35 лет, а, по его собственному замечанию, ученый-гуманитарий по-настоящему складывается только к 40 годам, в отличие, например, от математика или физика, которые, если ничего не сделали выдающегося к 30 годам, то и в дальнейшем вряд ли что-то оригинальное и интересное создадут. Парсонс сократил срок, им же самим определенный для «созревания» ученого-теоретика в своей сфере, — главным образом за счет своей колоссальной трудоспособности. За несколько лет он проделал огромную работу по освоению того, что было сделано теоретиками в социологии до него. Труд, который должен был бы стать просто обзором концепций, выбранных «под проблему», отмечен печатью глубины и оригинальности.
В своем предисловии к  книге Т. Парсонс утверждает, что отбирал авторов для анализа по одному первоначально весьма простому и прагматичному основанию: «В основе лежал факт, что все они различным образом касались сферы экономических проблем, связанных с объяснением некоторых основополагающих характеристик современного экономического порядка: «капитализма», «свободного предпринимательства», «экономического индивидуализма», как их по-разному называют». Тем не менее оказались и некоторые другие качества, объединяющие этих авторов: все они работали примерно в одно и то же время, в конце XIX в. и в первые десятилетия XX в., — более ранних классиков социологии Т. Парсонс не брал, хотя их концепции совсем еще недавно пользовались огромным успехом в обществе. Их охотно читали и горячо обсуждали не только ученые, но и люди, далекие от науки вообще: врачи, педагоги, литературные критики, даже купцы и государственные служащие, читающие новинки европейской мысли. Они были актуальны и интересны, так как представляли готовый материал, который можно было прямо употреблять для выработки собственного мировоззрения, в них были представление об эволюции (общества и мира вообще), понятие прогресса, схемы структуры обществ различного типа, что читающую публику сильно привлекало. Однако ко времени Т. Парсонса эти теории неожиданно быстро устарели. И Парсонс начинает свою книгу экскурсом на тему о том, почему теперь «не говорят больше о Спенсере».
Это действительно интересный вопрос. Ведь концепции Спенсера и  Конта выполняли весьма важную функцию: они выдвигали и оформляли  первоначальные понятия социологии.  Т. Парсонс объясняет этот факт, крушением основных посылок социальных философий, выработанных в середине XIX века. То, что было наиболее привлекательным элементом в этих философиях (и в теориях первых социологов-классиков), уже на переломе веков было поставлено под сомнение. Говоря словами самого Т. Парсонса: «Богом Спенсера была Эволюция, называемая также прогрессом. Спенсер был одним из самых последовательных приверженцев этого божества, хотя далеко не единственным его почитателем. Вместе со многими другими социальными мыслителями он верил, что человек приближается к вершине долгого линейного процесса, непрерывно и неуклонно идущего из глубины веков, от времен возникновения первобытного человека. Более того, Спенсер верил, что к этому наивысшему пункту уже подходит индустриальное общество современной ему Западной Европы. Он и его единомышленники были убеждены в том, что этот процесс будет продолжаться до бесконечности. Позже многие ученые стали сомневаться в этом».
Но крушение этой основной посылки самых первых социологических теорий повело к радикальному пересмотру и ряда других представлений, на ней основанных. Изложим некоторые из них также словами Т. Парсонса: «По крайней мере на высокой стадии развития экономической жизни общества мы имеем дело с автоматическим саморегулирующимся механизмом, который действует таким образом, что цель, преследуемая каждым индивидом в своих личных интересах, в результате оказывается средством для максимального удовлетворения желаний всех. Необходимо лишь убрать препятствия на пути действия этого механизма...». И когда указанное представление было поставлено под сомнение, «пошатнулся еще один догмат веры в области социальных наук».
Эти и ряд других идеологем, характорных для XIX века, к началу века XX стали все активнее изгоняться из научного употребления. И новое поколение социологов, хотя продолжало в своих представлениях опираться на какие-то схемы развития общества в целом, тем не менее главное свое внимание сосредоточило на разработке концепций о различных сторонах и структурах общества, об отдельных его механизмах и отдельных процессах в нем. И вот к этим-то социологам обратился Парсонс за разрешением своего вопроса: чем же вызывается и как формируется активность человека в обществе (первоначально, как свидетельствует приведенное выше его собственное высказывание о выборе авторов, его интересовала, прежде всего, экономическая активность человека).
Этот вопрос был «сквозным» для экономистов-теоретиков, с конца XIX века активно «воевавших» с моделью «экономического человека».
Тогда еще в социологии не было концепций, относящихся к  конкретным и более узким сферам деятельности индивида, в самом зачатке  была индустриальная социология, не сформировалась и энвиронменталистская концепция, и другие, появившиеся лишь впоследствии. Рассматривалось социальное действие человека вообще, но именно социального человека и именно под воздействием социальных и культурных механизмов, нет. Поэтому Парсонс, анализируя выбранные концепции, скрупулезно и детально прорабатывает все концептуальные блоки и схемы, задействованные в этих концепциях, с их многочисленными разветвлениями.
И в конце этого анализа  Т. Парсонс пришел к неожиданному выводу: он обнаружил в этом ворохе разнообразных схем, понятий, логических ходов поразительную общность, проявившуюся в концепциях всех выбранных им авторов. Она заключалась в самом подходе к материалу. Короче говоря, Парсонс извлек из всего этого множества различным способом упорядоченных понятийных конструкций то, что в 70-х гг. нашего века (т.е. примерно на 40 лет позже) было названо философами, работавшими в сфере методологии, парадигмой. Т. Кун в своей работе «Структура научных революций» так определяет это понятие: парадигма — это «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В то время, когда Парсонс писал свой первый труд, еще не было этого понятия, поэтому он назвал вскрытую им парадигму «теория социального действия».
Чем же отличается эта «модель  постановки проблем» в социологии, называемая «социальное действие»? Она предлагает в качестве исходной единицы анализа не общество в целом, не личность и не культуру — все это слишком крупные и сложные структуры, а отдельное действие. Начав с разбора мотивационных механизмов, действующих на уровне социализированной культурной личности, мы неизбежно выйдем на социальные системы и ценностно-нормативные структуры культуры. Именно эти ходы проследил Парсонс во всех концепциях, вовлеченных в его анализ.
Во время работы над  своей первой книгой «Структура социального  действия» Парсонс сформировался как социолог, и именно как социолог-теоретик. Дальнейшей задачей всей его жизни была работа над построением общей теории социологии.
Труд, который Парсонс этим решением взвалил на свои плечи, был огромен, так как в отличие от парадигмы, представляющей в принципе довольно компактную обобщенную схему, теория предполагает глубокую проработку, развертку этой схемы, наполнение ее конкретным содержанием.
 
 
      «Структура социального действия».
 
Теория действия — это  концептуальная схема для анализа  поведения живых организмов. Она рассматривает это поведение как ориентированное на достижение целей в ситуации с нормативно регулируемой затратой энергии. Существует четыре момента, которые необходимо отметить в концептуализации такого поведения:
1) поведение ориентировано на достижение целей или задач или какого-либо предвидимого положения дел;
2) оно имеет место в  ситуациях;
3) оно нормативно регулируется;
4) оно включает затрату  энергии или усилий, т.е. "мотивацию" (которая может быть более или менее организованной независимо от ее включенности в действие).
Так, например, человек, управляющий  автомобилем, едущий к озеру, чтобы  ловить там рыбу, может быть в своем поведении проанализирован следующим образом. В этом случае:
1) «чтобы ловить рыбу» — цель, на которую поведение нашего человека ориентировано;
2) его ситуация — данная дорога и данный автомобиль, а также то место, в котором они находятся;
3) затраты его энергии  нормативно регулируются — например, его направленное движение имеет рациональное  значение: достигнуть озера;
4) и он затрачивает  энергию, чтобы прибыть туда: он  держит руль, нажимает акселератор, сосредоточивает внимание и адаптирует свои действия к изменяющимся условиям дороги и транспорта на ней.
Если поведение может  быть так проанализировано, и когда  такой анализ произведен, его можно  называть «действием». Это значит, что любое поведение живого организма может быть названо действием; но для того, чтобы его можно было так назвать, оно должно быть проанализировано в терминах предвидимого положения дел, к которому оно направлено, ситуации, в которой оно имеет место, нормативной регуляции (т.е. рассудка), поведения и затраты энергии или «мотивации», включенных в него. Поведение, которое можно подвести под эти термины, следовательно, и является действием.
Каждое действие есть действие актора, и оно имеет место в ситуации, состоящей из объектов. У каждого актора есть система его отношений к объектам; это мы называем «системой его ориентации». Объектами могут быть целевые объекты, запасы, средства, условия, препятствия или символы. Они могут становиться катектическими, и они могут обладать различной значимостью, которая им придается (т.е. они могут означать различное для разных людей). Благодаря значимости и катексису, которые им придаются, объекты организуют систему ориентации актора.
 
    «Социальная система». «К общей теории действия».
 
Система ориентации актора создается из большого числа отдельных ориентации. Каждая такая «ориентация действия» есть «представление» (эксплицитное или имплицитное, сознательное или бессознательное), которое есть у актора по отношению к ситуации, с точки зрения того, что он хочет (его цели), что он в ней видит (как ситуация ему представляется) и как он намеревается поступать с объектами, которые видятся ему как предметы его желаний (его эксплицитный или имплицитный нормативно регулируемый «план» действия).
Систему действия можно взять  как единицу и найти более  широкую систему – систему  условий человеческого существования. Она включает в себя 4 подсистемы:
L - телическая (высшие целевые ориентации)
I – система действия
G – органическая
A – физико-химическая
Элементы систем разного  уровня соответствуют друг другу.
Какую социальную проблему мы бы на взяли, нам нужно найти правильный систематический контекст (соответствующие подсистемы).
Действия эмпирически не разрозненны, но совершаются как бы плеядами, которые мы называем системами. Мы имеем дело с тремя системами, тремя видами организации элементов действия; элементы организуются в социальные системы, в системы личности и культурные системы. Все три вида концептуально абстрагированы от конкретного социального поведения, эмпирические референты этих трех абстракций существуют не в одном и том же плане. Социальные системы и личности рассматриваются как способы организации мотивированного действия (социальные системы — это системы мотивированного действия, организованные вокруг отношений акторов друг к другу; личности — это системы мотивированного действия, организованные вокруг живого организма). Культурные же системы — это системы символических эталонов (эти эталоны создаются или демонстрируются индивидуальными акторами и передаются социальными системами в процессе диффузии, а также от личности к личности посредством обучения).
О человеке можно сказать, что он имеет «общие ценности» с другими, если он:
1) либо желает, чтобы группа, к которой он и эти «другие» принадлежат, осуществила какие-то групповые цели, которые желательны также и для других,
2) либо он ценит конформность по отношению к тем требованиям, которые предъявляются «другими».
 
 
Социальная система - это система действия, обладающая следующими характеристиками:
1) Она включает процесс  взаимодействия между двумя или более акторами; этот процесс взаимодействия сам по себе и есть главный центр внимания для наблюдателя.
2) Ситуация, на которую  ориентирован актор, включает других акторов. Эти другие акторы — «другие» — объекты катексиса (удовлетворения). Действия «других» принимаются во внимание когнитивно как данные. Различные ориентации «других» могут быть либо целями, которые нужно достигнуть, либо средствами для осуществления целей. Ориентации других могут, следовательно, быть объектами оценочных суждений.
3) В социальной системе  может осуществляться как независимое, так отчасти и согласованное действие, в котором согласие зависит от коллективной целевой ориентации или общих ценностей и от консенсуса нормативных и когнитивных ожиданий.
 
Система личности - это система действия, которая обладает следующими характеристиками.
1) Это система, обеспечивающая взаимосвязанность действий отдельного актора.
2) Действия актора организованы в структуру с помощью диспозиции потребностей
3) Поскольку действия некоторого множества акторов не могут оцениваться как случайные, но должны быть организованы на основании совместимости и интеграции, постольку и действия отдельного актора определяются совместимостью и интеграцией с действиями других акторов.
Точно так же, как цели или нормы, которые актор внутри социальной системы должен осуществлять или соблюдать, получают содействие или ограничение со стороны целей и норм, осуществляемых или соблюдаемых другими акторами, цели или нормы, включенные в отдельное действие отдельного актора, получают поддержку или сопротивление других акторов, а также других целей и норм того же самого актора.
 
Культурная система — это система, которая обладает следующими характеристиками.
    Она формируется не с помощью взаимодействия или с помощью организации действий отдельного актора (как такового), а с помощью организации ценностей, норм и символов, которые руководят выбором актора, и которые ограничивают виды взаимодействия, возможные для данного актора.
    Таким образом, культурная система — это не эмпирическая система, в том смысле как социальная система или личность, поскольку она представляет собою особый тип абстрагирования элементов указанных систем. Эти элементы, однако, могут существовать отдельно как физические символы и передаваться от одной эмпирической системы действия к другой.
    В культурной системе эталоны регулирующих норм (и других культурных элементов, которые управляют выбором конкретных акторов) не могут быть случайными или несвязанными друг с другом элементами. Если, следовательно, система культуры участвует в организации системы эмпирического действия, она должна обладать определенной степенью консистентности.
    Таким образом, культурная система — это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов.
 
Социальные системы, системы  личности и культурные системы являются главным предметом рассмотрения в теории действия. В первых двух случаях эти системы сами рассматриваются как актеры, действие которых ориентировано на цели и удовлетворение диспозиции потребностей, имеющих место в ситуациях, требующих затрат энергии и нормативно регулируемых. Анализ систем третьего типа существенен для теории действия, потому что системы ценностных эталонов (критериев выбора) и других моделей культуры, если они институционализированы в социальных системах и интернализованы в системах личности, руководят актором как в ориентации на цели и нормативные регуляторы значений, так и в экспрессивных действиях, везде где диспозиция потребностей актора требует выбора в обстановке действия.
Для того чтобы основательно разобраться со всеми механизмами, оказывающими влияние на действия социального  и культурного человека, необходимо втянуть в сферу анализа колоссальный по объему, сложный по своей структуре  и к тому же весьма разнохаракторный материал, ибо приходится иметь дело с человеком, не просто реагирующим на ситуацию, но одаренным сознанием и мышлением: он ставит себе цели, планирует свои действия, предвидит будущее положение вещей. Он не просто стремится удовлетворить возникшую потребность, но хочет обеспечить себе источник удовлетворения данной потребности и впредь, а также не повредить при этом удовлетворению и иных потребностей. Для этого ему необходимы доброжелательность и содействие других социальных субъектов, которые осуществляют свои собственные действия в тех же ситуациях, причем эти благожелательность и содействие также должны быть устойчивыми и длительными. Так в действие втягиваются не только потребности и интересы, но и отношения с другими людьми и целыми группами, а в конечном счете — со всем обществом, упорядочивающим все эти отношения и создающим возможность коллективных действий.
Исходное звено — социальное действие — оказалось бесконечно расширяющимся конструктом, постепенно вбирающим в себя все многообразие социологических понятий и концептуальных схем, а вслед за ними — также понятий и схем культурологических, социально-психологических и чисто психологических. Их нужно либо вводить в социологическую теорию, что весьма затруднительно, потому что, происходя из другой системы, они несут в себе все ее связи; либо создавать их социологические аналоги, что чревато другими сложностями, поскольку тогда возникают параллельные концептуальные ряды, близкие по содержанию, но с различными оттенками, что порождает путаницу в их употреблении и смешение понятий.
Парсонс пошел другим путем: он представил понятие «социальное действие» как единицу, «сквозную» для всех социальных наук, которые в этой точке должны прийти к единству и организоваться наконец в систему, оставаясь при своих концептуальных схемах. Вся задача тогда заключается в нахождении способа соотнесения этих своеобразных, исторически сложившихся схем между собой.
Под этим представлением о  возможности объединения всех социальных наук у Парсонса лежит понятийный конструкт, включающий три глобальные сферы, каждая из которых является для двух других частью их «окружения», или среды: общество, личность и культура. По существу сферы эти — концептуальные системы различных наук, изучающих одно большое поле — человека, с его сознанием, представлениями, социальной организацией. Но поскольку исторически они сложились как разные научные дисциплины, имеющие в свою очередь собственные подразделения и разветвления, то на уровне общей теории мы имеем теперь три различных предмета изучения (не считая более конкретных уровней, где существуют свои предметы). Однако при ближайшем рассмотрении предметы эти пересекаются и частично накладываются друг на друга: так, существуют большие общие секторы, изучаемые, например, социологией и психологией (та же сфера мотивации личности, которую социологи и экономисты изучают с точки зрения своих проблем, а именно: стимулирования труда, объяснения колебаний спроса на рынке и др.; психологи же — с точки зрения своих проблем; причем те и другие стремятся воспользоваться понятиями, выработанными науками о культуре), социологией и культурологией и т. д. В этих сферах соприкосновения разных наук происходит столкновение различных систем понятий, но одновременно — и процесс взаимодействия наук.
В первой главе своей книги «Социальная система» Т. Парсонс попытался дать схему соотнесения концептуальных систем различных наук, с разных сторон изучающих социальное действие. При этом характерно, что Парсонс не предлагает создавать концептуальные конструкты социального действия заново, игнорируя все, что было сделано науками до сих пор; он просто пытается отрефлектировать и очертить сферы пересечения концептуальных космосов разных наук, располагая понятия, описывающие социальное действие, по «осям» тех наук, которые в этом описании должны участвовать. Естественно, конструкт получился очень сложный и громоздкий, трудный для восприятия. Взаимопонимание ученых различных наук гораздо легче достигалось на «ближних подступах» к объекту изучения, т.е. на более конкретных уровнях теоретизирования. На том же абстрактном уровне, на котором попытался проделать эту работу Парсонс, процесс теоретизирования казался сложным и неудобным — и особого отклика не получил.
В 1958 г. Парсонс пишет вместе с крупным антропологом Кребером статью «Понятия культуры и социальной системы», где разводит эти понятия, граница между которыми до сих пор оставалась весьма неясной. В статье Парсонса и Кребера «культура» предстает как самостоятельный предмет, описываемый через систематизированный комплекс понятий, содержание которого развивается автономно от предмета, описываемого как «общество». Такое разграничение позволяет проследить взаимное влияние этих систем друг на друга, поскольку понятия одного предмета для другого являются в исследованиях независимыми переменными.
Общественная  жизнь - это бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей (индивидов), а общество - мотивированная совместная деятельность людей и состоит из индивидов как физических организмов, которые действуют в определенной среде. Любое социальное явление, по Парсонсу, можно объяснить, если исследовать человеческое поведение (индивидуальное социальное действие).
Субъектом социального 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.