На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие элит. Элиты и демократия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение._____________________________________________________3
 
    Понятие элит. Элиты и демократия.____________________________4
 
 
    Теория элит Гаэтано Моска.__________________________________6
 
    Концепция элит Вильфредо Парето.___________________________7
 
 
    Концепция элит Роберта Михельса.____________________________8
 
Заключение.__________________________________________________10
 
Список  литературы.___________________________________________12
 
 


Введение.
 
В данной работе будут рассмотрены: понятие  элит, основные теории  элит.
Различны  интерпретации термина «элита». Одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.
Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.
А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим, в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
Все обоснования этого деления первоначально  строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию  элит на опыте наблюдения за реальными  политическими событиями, были представители  итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.
 
    Понятие элит. Элиты и демократия.
Властные  отношения предполагают наличие  двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются  асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни значительных по численности рядовых граждан. Это управляющее меньшинство  именуется «элита». 
     Термин «элита» (от франц. Elite – лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX-XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы. 
     При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: «политическая элита» и «властвующая элита». Наиболее емким является понятие «властвующая элита»: это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть.
    Властвующая элита складывается из следующих элементов:
      Экономическая элита – группа людей, контролирующая основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, владельцы и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д. Они выступают наиболее ощутимой группой давления на власть, используя для этого как непосредственные контакты с политиками, так подконтрольные себе СМИ и деньги, направленные на финансирование партий и избирательных кампаний.
      Военная элита – генералитет и высшее офицерство. Влияние на власть определяется концентрацией в ее руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать, а также степенью милитаризма самого общества.
      Бюрократическая элита – чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обусловливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.
      Идеологическая элита – выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующие идеологию общества и сознание масс.
      Собственно политическая элита включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. В более широких трактовках к ней относят и политические фигуры среднего звена, значимые для региональной политики.
Исходя  из трактовки политической элиты  как одного из элементов властвующей  элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы. 
     Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших, это те, кто обладает такими добродетелями, как мудрость и справедливость. Значительное влияние на формирование элитарных теорий оказали идеи Н. Макиавелли и Ф. Ницше. Но современное понимание проблемы складывается в конце XIX-начале XX вв. Возникновение элитарных концепций стало своеобразной реакцией на теории демократии и на марксистское учение о роли народных масс в истории. В первых элитарных теориях содержалась критика демократии. Показательной в этом плане является оценка демократии со стороны русского философа и историка Л.П. Карсавина. Он отмечал, что демократическое государство анархично: совершенно не управляет страной «народ» (демос), почти не управляет парламент, немного управляет кабинет министров, а более всего – бюрократия, единственный постоянный элемент власти. 
     Ныне большинство политологов пытаются найти компромисс между элитизмом и принципами демократии, разрабатывая концепции демократического элитизма.
Основоположники элитарной теории – В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс – одинаково были убеждены в том, что обществом на всех этапах цивилизации управляет немногочисленное правящее меньшинство. Деление общества на немногочисленный правящий класс  и политически инертную массу  они считали законом социальной эволюции. По мнению современных элитаристов, и нынешние демократии представляют собой фактически власть элиты. Говорить о том, что общество способно функционировать без элиты, по мнению американского элитариста Г.Меджида, можно только в целях политической демагогии. Демократия отличается от других политических систем не отсутствием элиты, а лишь ее составом, способом рекрутирования и мобильностью элиты.
Невозможность демократии как правления народа доказывается элитаристами ссылками на «некомпетентность» масс и их «стремление  поклоняться лидерам». По мнению французского социолога Р.Жилуэна, демократия покоится на «ложной идее», что политика – легкая вещь, доступная массам. Народ, по мнению элитаристов, это «толпа», мышление которой «упрощено», «стереотипно», массы подвержены магии слов, они всегда жертвы машины внушения, находящейся в руках элиты. Поэтому, согласно элитаристам, демократия как правление народа не только невозможна, но и нежелательна.
В 30-40 гг. 20 века предпринимаются попытки совместить элитаризм с демократией. Одной  из первых стала концепция «демократического  элитаризма», предложенная Дж. Шумпетером и К.Маннгеймом. Шумпетер призвал  отказаться от понимания демократии как «правления народа» и трактовать ее как «правительство, одобряемое народом». Политический процесс в  этом случае предстает как конкуренция  элит за позиции власти и за голоса избирателей, влияние же масс на политику ограничивается выбором между конкурирующими элитами.
В США либеральный  вариант элитаризма развивался школой Г.Лассуэла. Он утверждает, что элита  современного буржуазного общества в отличие от предшествующих типов  элит обладает знанием и умением  управлять и потому более подходит для руководства современным  сложным и дифференцированным общественным механизмом, чем закрытая аристократическая  каста.
Таким образом, элитаристы убеждены, что современными демократическими обществами реально  управляет элита.
 
2. Теория элит Гаэтано Моска.
Г. Моска  в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс  является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного  меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.
Правящий  класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в  сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая  в обществе ту идеологию, которая  способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством.
Правящий  класс постепенно обновляется. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется  в стремлении передать власть наследникам  или ближайшим соратникам, что  постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется  посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает  дегенерацию элиты. Оптимальное  сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.
 
3. Концепция элит Вильфредо Парето.
Согласно  Парето, индивиды  неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное  неравенство  представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют ЭЛИТУ (правящий класс,  господствующий класс,  высший слой, аристократию). В каждой сфере деятельности существует своя элита.
В. Парето так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества.
Каждый тип  элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать  потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы  требует постоянной замены одной  элиты другой.
По мнению Парето, в обществе, наряду с элитой, всегда существует "контрэлита" (потенциальная  элита) - лица, которые по своим психологическим  качествам могли бы войти в  элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Самый  нижний слой общества составляет неэлита - те, кто не располагает ни субъективными, ни объективными возможностями войти  в элиту. Сама элита не является неизменной, а находится в непрерывной  трансформации. Когда контрэлита достигает  определенных показателей в своем  развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв  свои лучшие качества, переходит в  неэлиту. Известен тезис В. Парето, что  история - "это кладбище аристократий". Подобный круговорот элит исследователь  описал как "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить  социальное равновесие, так как обеспечивает приход к власти элит, обладающих качествами, востребованными общественной ситуацией. Обновление может осуществляться в  двух формах: поступательной (выборы и кооптация в свои ряды представителей контрэлиты) и обвальной. Последний вариант - это революции и перевороты.
Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает  как история постоянной смены  аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным  меньшинством. Поэтому революции, с  точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной  элиты.
 
 
 
4. Концепция элит Роберта Михельса.
 
Р. Михельс  исследовал социальные механизмы, порождающие  элитарность общества, и пришел к  выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами.
Для эффективного функционирования организациям (в том  числе и политическим партиям) требуется  создание системы иерархически организованного  управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в  руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование  правящ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.