На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ВТО и Россия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 2
 
1.  Санирование коммерческого банка, как способ восстановления деятельности банка………………………………………………………………………………….7
1.1.  Критерии необходимости санирования банка…………………………..…..7
1.2.  План финансового оздоровления банка………………………………..…….12
1.3. Данные о кол-ве  выделенных средств на поддержку  в 2010 году…………..23
 
2.  Признание банка банкротом и его ликвидация……………………...………...24
2.1.  Основание признания банка банкротом…………………………………….. .24
2.2.  Процедуры ликвидации банка (временное управление банком, конкурсное производство)………………………………………………………..…………….…27
2.3.  Актуальные проблемы и перспективы из практики ликвидации банков…..46
2.4. Данные об основных  претендентах на банкротство  за 2008-09 года………52
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………....…………………………………………..57
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Сложившаяся напряженная  ситуация в экономике России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.
Опыт других государств, анализ действий государственных структур по преодолению последствий банковских кризисов позволяет выделить четыре крупных направлений таких действий:
    преодоление кризиса ликвидности;
    укрепление банковского надзора;
    реструктуризация банковской системы;
    рекапитализация банков.
В данной работе постараемся  проанализировать аспекты одного из основных направлений таких действий - реструктуризации банковской системы, предполагающей санацию и ликвидацию кредитных организаций.
Под реструктуризацией банковской системы понимается комплекс организационных  процедур, который приводит к оздоровлению банковского сообщества, ликвидации и "удалению со сцены" неплатежеспособных банков. Как правило, в рамках этой работы надзорные органы проводят тщательную "ревизию" банковских балансов, проверку качества кредитного портфеля банков и уточнение степени рискованности активов банков, определение масштабов потерь конкретных банков и банковской системы в целом, анализ внутренних причин, которые могли обусловить ухудшение финансового положения банков. Важнейшей задачей надзорных органов в этой связи является скорейшее прекращение деятельности банков, восстановление которых не представляется возможным. Задержка с ликвидационными процедурами может привести к переводу кризиса в вялотекущую фазу, когда неплатежеспособные банки продолжают функционировать, вводя в заблуждение население и предприятия относительно своей жизнеспособности. Такая деятельность, как правило, приводит к растаскиванию относительно хороших активов банка, образованию у него новых убытков, нанесению еще большего ущерба его клиентам.
В Программе реструктуризации банковской системы (март 1999), представленной в Правительство, Банк России предлагает поддержать 79 региональных банков.
Особый вопрос возникает в отношении  судьбы крупнейших многофилиальных  банков, многие из которых тогда  находились в исключительно сложном  положении. На наш взгляд, необходимость существования многофилиальных банков в России не может подвергаться сомнению, поскольку, во-первых, именно такие банки играют ключевую роль в обеспечении системы межрегиональных и межбанковских расчетов, во-вторых, именно только крупные банки могут удовлетворить кредитные потребностей крупнейших российских предприятий. Сохранение крупных кредитных организаций позволяет использовать уже налаженную инфраструктуру, как расчетную, так и кредитную. Как правило, уровень квалификации менеджеров среднего звена и специалистов существенно выше в крупных банках. Одновременно, оказывая этим банкам финансовую поддержку, государство фактически прощает собственникам и менеджменту этих банков те ошибки, из-за которых, во многом, банки и оказались в критическом положении. Отстранение же высших менеджеров может привести к потере значительной части квалифицированных кадров.
Отсутствие в то время действий или четких заявлений Банка России о будущих действиях по отношению  к крупнейшим многофилиальным банкам ставит их перед неизбежностью поиска самостоятельных путей выхода из кризиса. Группа крупных банков (Мост-банк, ОНЭКСИМбанк, "МЕНАТЕП", "Российский кредит", СБС-Агро, Мосбизнесбанк) начала осуществлять собственные программы "реструктуризации" принадлежавшего им банковского бизнеса. Суть и содержание этих программ примерно одинаковы: перевод текущего бизнеса, связанного с обслуживанием клиентуры, в новый банк, который является или относительно беспроблемным (Росбанк, Доверительный и инвестиционный банк, МЕНАТЕП-Санкт-Петербург, Импэксбанк, Первое О.В.К.), или заведомо "обреченным" на выживание в новых условиях в силу своих связей с властными структурами (Банк Москвы);
урегулирование отношений  с кредиторами и вкладчиками "старого" банка и его частичная рекапитализация за счет перевода части обязательств банка перед кредиторами в их участие в капитале банка, либо передача своих обязательств поглощающему банку;
организационное слияние "старого" и "нового" банка и, возможно, восстановление имени.
Будь такая программа  реструктуризации крупнейших банков организована и осуществлена Банком России, она не вызвала бы никаких нареканий ни со стороны кредиторов, ни со стороны общественного мнения, поскольку она вписывается в "классические" каноны программ преодоления банковских кризисов, тем более, что в неё легко можно вписать инструменты принуждения. Однако, такое вряд ли возможно в России поскольку, во-первых, Банк России "не горит желанием" брать на себя ответственность за проведение реорганизационных процедур с банками, во-вторых, в России практически невозможно найти крупные банки, находящиеся в устойчивом положении, которые могли бы взвалить на себя ношу по вытаскиванию других банков из кризиса, в-третьих, опыт ИНКОМбанка, "Империала", ТОКОбанка наглядно продемонстрировал, что собственники российских банков скорее согласятся обанкротить банк, нежели отказаться от своих прав собственников или поделиться ими с новыми инвесторами. В общем, спасение утопающих - дело рук самих утопающих!
В качестве причин, порождающих увеличение числа проблемных кредитных организаций, называют слабый анализ деятельности, низкий уровень менеджмента, отсутствие стратегического планирования, ошибки в проводимой банками финансовой политики, мошенничество в банках и прочие внутрибанковские проблемы. Несомненно, перечисленные факторы оказывают значительное влияние на устойчивость кредитной организации, однако было бы неправильно считать виновниками всех бед только сами банки. Убытки и мошенничество со стороны банков происходят в условиях, когда стимулы в экономике искажены, прибыль, полученная в результате принятия на себя спекулятивных рисков, попадает в частные руки, а убытки распределяются между всеми членами общества в условиях слабого контроля за спекулятивными сделками. С помощью организованного надзора и обеспечения жесткого соблюдения действующих норм иногда можно предотвратить случаи мошенничества, однако, этими способами невозможно предотвратить системные убытки, т.е. убытки, которые несет экономика страны вместе с ее банковской системой.
Схемы, разработанные Банком России (БР) для работы с проблемными кредитными институтами, предусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного характера, однако часто на практике санация (финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности) кредитной организации осуществляется на поздней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже меры принудительного характера мало эффективны. Распознание состояния кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с которого должно начинаться антикризисное управление, санация.
Во многих случаях ухудшение  состояния проблемных кредитных  учреждений начинается с хронической  неплатежеспособности. Разрешение банковских проблем зачастую откладывается  из-за нежелания или неспособности  определить масштаб проблем. Плохая бухгалтерская отчетность скрывает размер убытков (как в фондах, так и в денежной массе). Неплатежеспособные кредитные организации на первых этапах могут легко скрыть свои убытки, маскируя сомнительные кредиты. Неспособность решать проблемы скрытых убытков создает систему ложных стимулов в банковском деле, приводит к нерациональному распределению ресурсов, ведет к дальнейшему усилению диспропорций в макроэкономике.
Начало бурной деятельности по реструктуризации банковской системы сделало очевидным один факт: находящееся в состоянии жесточайшего бюджетного кризиса государство постарается принять в процессе минимальное финансовое участие. Как следствие этого на реальную государственную поддержку могла рассчитывать лишь небольшая часть кредитных организаций. Их потенциальный круг описывался в документе следующим образом. Российские банки были разделены на четыре группы: банки, финансовое положение которых более или менее стабильно; банки, ликвидация которых нецелесообразна по социальным соображениям; опорные региональные банки и, наконец, банки, подлежащие ликвидации. Поддержка государства могла быть оказана только банкам второй и третьей групп. При этом инструментом в оказании поддержки должно было выступать специально созданное Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Разворачивавшее свою деятельность АРКО в качестве приоритетного направления  избрало санацию будущих опорных  региональных банков, самоустранившись от решения проблем агонизирующих  московских гигантов. Собственно, ничего удивительного в этом не было: выделенных агентству 10 млрд. руб. едва ли хватило на пару таких банков. В сложившейся ситуации деятельность АРКО просто была логичным образом переориентирована на решение посильных задач.
Круг кредитных организаций, имеющих возможность рассчитывать на поддержку АРКО, сузился с принятием летом этого года Закона "О реструктуризации кредитных организаций". Вступление в силу Закона "О реструктуризации…", вводившего четкие критерии, определяющие возможность перехода кредитных организаций под контроль АРКО (для региональных банков - 20% активов или 20% вкладов населения региона), автоматически отсекло от программы часть банков, планы санации которых к этому моменту не были окончательно утверждены. Принимая под свое управление банк, АРКО, как правило, действует по стандартной схеме: приобретение контроля - мораторий - расшивка картотеки - переговоры и финансовые вливания. Именно в последнем звене этой цепочки проявляется его главная сила: полномочия агентства, положение в банковской системе, фактически делающее его, а не Банк России, кредитором в последней инстанции для проблемных региональных банков, позволяют ему договариваться и с акционерами, и местной администрацией, и кредиторами, и другими банками. Однако ни одна из этих мер не способна решить главную стратегическую проблему: восстановление доверия клиентуры банка и насыщение его реальным бизнесом. На реструктуризацию перешедших под управление агентства банков отводится 3 года. За это время требуется, в частности, довести достаточность капитала кредитной организации от менее чем двух до 10-11%. И если восстановление платежности банка за этот период представляется вполне реализуемой задачей, то обеспечение рентабельности активов, необходимой для поддержания приемлемых темпов роста капитала, - проблема достаточно сложная. Пожалуй, существуют лишь два пути ее решения: чисто технический, при котором плохие и высокорисковые активы кредитной организации будут проданы либо переданы АРКО, что изменит знаменатель коэффициента достаточности капитала, либо более "экономический", при котором положительные сдвиги будут достигнуты за счет банковских слияний. Второй путь, безусловно, предпочтителен, так как связан с меньшими затратами, да и вообще больше соответствует идеям необходимости укрупнения банковского капитала.
Итак, стратегическая линия  агентства вроде бы ясна. Его усилия, по всей видимости, будут сосредоточены  на восстановлении банковской системы  в регионах России.
Что же ожидает проблемные кредитные организации, не попавшие под покровительство АРКО? Их дальнейшая судьба напрямую зависит от желания и способности акционеров оказать помощь, а кредиторов - договориться. В соответствии с принятым в начале 1999 г. Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для попавшего в затруднительное положение банка существуют всего два варианта дальнейшего развития событий: применение мер по предупреждению банкротства, если он небезнадежен, либо банкротство, если болезнь уже слишком запущена.
Целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию санации, антикризисного управления кредитными организациями, а также алгоритмизации процедуры банкротства.
 
 
 
В ходе написания дипломной работы практической основой послужили  нормативные и публикуемые статистические документы БР, материалы семинаров и конференций, организованных БР с участием представителей надзорных органов других стран, а также материалы периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых приводится в списке литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Санирование коммерческого банка, как способ восстановления деятельности банка.
 
1.1 Критерии необходимости санирования банка.
Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.
Различие, которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. Ст. 32 рассматриваемого Закона говорит, что требование о реорганизации банка может поступить в случаях, когда банк: 1) из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов и/или не исполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней; 2) допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимумом за последние 12 месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении хотя бы одного обязательного экономического норматива; 3) нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20% (при этом в ст. 4 Закона названы несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринимаемых с целью недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 75 Закона «О Центральном банке РФ», которая включает широкий перечень нарушений, за которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций».
Содержание  санации. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (гл. II, ст. 7—10) однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:
    оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;
    изменение структуры активов и пассивов банка;
    изменение организационной структуры банка;
    иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.
 
Финансовая  помощь банку может быть оказана в формах:
    размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);
    предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;
    предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;
    перевода долга банка (с согласия его кредиторов);
    отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;
    дополнительного взноса в уставный капитал банка;
    прощения банку его долга;
    новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.
Изменение структуры  активов банка может предусматривать:
    улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
    приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
    сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;
    продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;
    иные меры, направленные на изменение структуры активов.
Изменение структуры  пассивов банка может включать в себя:
    увеличение собственного капитала;
    снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
    увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
    иные меры.
В соответствии с Законом  банк обязан уменьшить свой уставный капитал до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.
Изменение организационной структуры банка может проводиться:
    путем изменения состава и численности сотрудников;
    путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;
    иными способами.
Требование  о санировании банка и его  предъявление.
Соответствующие процедуры  подробно прописаны в Инструкции Банка России № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Выделим их основные моменты.
Исходные положения.
1. Банк, его учредители (участники) обязаны по собственной  инициативе принять необходимые  и своевременные меры для его  финансового оздоровления при  возникновении хотя бы одного  из оснований для подобных  действий, предусмотренных ст. 4 Закона  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.
2. Указанная инициатива  банка в соответствии со ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. Форма такого ходатайства приводится ниже (приложение 1 к Инструкции № 84).
 
Руководителю Главного управления (национального банка) Центрального банка РФ
 
ХОДАТАЙСТВО ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА
 
(полное наименование  банка, регистрационный №)

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» _______________ (полное наименование банка, регистрационный № ) ходатайствует об осуществлении мер по предупреждению банкротства.
В связи с  наличием оснований для осуществления  мер по предупреждению банкротства _________________________ (их перечень), руководством банка _______ (дата) в органы управления банка ________________________ (их полное наименование, юридический и фактический адрес) было направлено ходатайство об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка (копия ходатайства прилагается).
Однако в  сроки, установленные пунктом З  ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», органы управления банка не приняли соответствующее решение по ходатайству/ учредители (участники) отказались участвовать в осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка *.
Настоящим ходатайством даем согласие на назначение временной администрации с ограничением полномочий исполнительного органа управления банка, которой будет предоставлена полная возможность для оценки реального финансового состояния и участия в разработке мер по финансовому оздоровлению банка либо принятия иных мер по предупреждению банкротства банка.
Руководитель  кредитной организации 
 
Печать
 
* В случае  отказа необходимо приложить  подтверждающий документ (выписку  из протокола, копию письма  и т.п.).
 
3. Не позднее 20 дней  с момента принятия органами  управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий
Требование  Банка России о принудительной санации  банка.
1. При наличии хотя  бы одного из ранее указанных  достаточных оснований территориальное  учреждение Банка России вправе  направить в банк требование об осуществлении санационных мер, если:
    извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;
    в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;
    в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.
2. Требование к банку  о необходимости его финансового  оздоровления составляет территориальное  учреждение Банка России по  следующей примерной форме (Приложение 2 к Инструкции № 84).
 
ТРЕБОВАНИЕ  БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА
 
Руководителю банка 
                                                                              Копия: органам управления банка
 
В связи с _______________________ * Вам надлежит представить в территориальное учреждение Банка России план мер по финансовому оздоровлению банка ___________________________ (полное наименование банка) в срок не позднее 30 календарных дней с момента получения настоящего требования.
Основными причинами, послужившими основанием для предъявления банку настоящего требования, явились _______________**.
Территориальное учреждение Банка России рекомендует Вам  следующие меры по финансовому оздоровлению банка ________________
Реализация мер по финансовому оздоровлению банка  должна обеспечить устранение оснований для предъявления настоящего требования не позднее __________ __ г.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» на период до представления плана мер по финансовому оздоровлению банка /до устранения указанных выше причин для ____________________ (полное наименование банка) вводится запрет __________ ***.
План мер по финансовому  оздоровлению банка должен соответствовать  требованиям законодательства и нормативных актов Банка России.
С момента предъявления настоящего требования Вам надлежит дополнительно к отчетности, установленной нормативными актами Банка России, еженедельно не позднее 3 рабочих дней, следующих за отчетной неделей, представлять в территориальное учреждение Банка России отчетность по следующим формам:
- оборотную ведомость  по форме № 101;
- отчет по картотекам  к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по форме №311.
Руководитель территориального учреждения
Банка России
            Печать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
*Основания для осуществления мер, предупреждающих банкротство банка в соответствии со ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», либо непринятие таких мер в соответствии со ст. 11 указанного Закона, либо поступление ходатайства руководителя банка в соответствии с п. 4 ст. 11 указанного Закона.
           ** Основания,  предусмотренные ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», выявленные по данным анализа финансового состояния банка на основании бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности банка на последнюю отчетную дату, предшествующую предъявлению требования, и за последние 12 месяцев.
          *** Информация  о вводимых ограничениях и  запретах,    установленных  нормативными актами Банка России.
 
3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.
Названные органы управления банка, получив указанное ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и в течение еще не более 3 дней направить в территориальное учреждение Банка России извещение по установленной форме.
4. В срок не позднее  30 дней с момента получения  указанного требования Банка  России банк обязан разработать  план своего финансового оздоровления и представить его в территориальное учреждение Банка России, а последнее — установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования.
 
 
 
 
 
 
1.2 План финансового оздоровления банка
 
Разработка плана финансового оздоровления банка. Регламентирована главным образом в документе БР, именуемом «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» (письмо № 443 от 30.04.1997 г.). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя следующие 3 части.
Оценка ситуации в банке
Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально  много места, должна содержать самую  разнообразную информацию о банке.
Во-первых, такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О., телефоны, факсы членов органов управления банка.
Во-вторых, тоже общие  сведения о статусе банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и  нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.
В-третьих, описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале банка).
В-четвертых, характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).
В-пятых, общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной ей (ему) Банком России.
      В-шестых, анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).
Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).
Для демонстрации динамики развития банка представляются его  годовые балансы за последние 5 лет (если банк существует менее 5 лет, то за все годы его функционирования).
Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в себя:
    отчетность по формам и срокам, предусмотренным в письме Банка России № 429 от 25.03.1997 г. « Об отчетности кредитных организаций, представляемой Банку России в рамках надзора» (по состоянию на последнюю отчетную дату);
    балансы дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату), доля банка в уставных капиталах которых составляет более 35%;
    перечень и суммы взаимных требований и обязательств банка и его дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату);
    источники формирования собственного капитала банка — в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала (на последнюю отчетную дату);
    перечень дебиторов и кредиторов банка (на последнюю отчетную дату), на долю каждого из которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);
    характеристику качества кредитного портфеля (на последнюю отчетную дату):
состав просроченной кредитной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка в  общей сумме обязательств юридических  и физических лиц перед ним, доля просроченной задолженности в общей  сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери от кредитной деятельности (абсолютные суммы, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов);
    перечень и сумму внебалансовых обязательств банка (на последнюю отчетную дату);
    структуру доходов и расходов (за последние 3 месяца) — расшифровка счетов в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме;
    средневзвешенную стоимость привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских, средневзвешенную доходность активов, в том числе работающих, совокупных, размещенных на межбанковском рынке, выданных кредитов, размер процентной маржи (на последнюю отчетную дату);
    среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов (за последний год);
    описание ситуации и оценки рисков банка (валютного, процентного, кредитного, депозитного, отраслевого);
    перечень и расшифрованные суммы взаимных требований и обязательств банка и его участников и их аффилированных лиц (на последнюю отчетную дату);
    оценку состояния и рыночной стоимости инвестиций банка в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), в ценные бумаги и т.п. (на последнюю отчетную дату);
    данные о взносах банка в фонд обязательных резервов Банка России (за последние 6 месяцев).
 
Мероприятия, направленные на оздоровление банка.
Основной и по сути единственной целью таких мероприятий  является восстановление собственного капитала банка до величины, при  которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем  самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.
Здесь необходимо конкретно  отразить такие вопросы, как:
    способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;
    сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);
    источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);
    возможности и способы реализации имущества и других активов;
прочие мероприятия, среди  которых могут быть, например:
    изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;
    повышение надежности внутреннего контроля;
    использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);
    привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).
Должны быть назначены  ответственные исполнители, календарные  сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также доходность, которую они должны обеспечить.
 
 Результаты санирования.
Под результатами финансового  оздоровления банка понимаются ориентировочные  показатели, планируемые:
    на конец каждого квартала в период санации;
    на момент завершения санации.
Имеются в виду показатели, отражающие:
    динамику выполнения банком обязательных экономических нормативов;
    изменение объема собственного капитала банка;
    изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.
Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники территориального учреждения Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение.
Рассмотрение плана  санации в территориальном учреждении Банка России. Процедура рассмотрения в территориальном учреждении БР представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 84 и в | Указании № 18-У от 13.11.1997 г., содержащем новую редакцию «Методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (прежняя редакция была утверждена письмом Банка России № 513 от 8.09.1997 г.). Эта сложная процедура состоит из следующих моментов.
Процедурный аспект рассмотрения плана санации:
1. План должен содержать  полный пакет документов в  соответствии с Письмом Банка  России № 443 от 30.04.1997 г. Если  представленный пакет документов  не соответствует установленным требованиям, то территориальное учреждение Бани России вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями. Датой представления плана в территориальное учреждение Банка России считается дата его получения данным учреждением.
2. Территориальное учреждение  вправе потребовать от банка  представить аудиторское заключение  о реальности плана. Если в  самом требовании Банка России  о финансовом оздоровлении банка  уже было предписано представить  аудиторское заключение, то план не будет принят без такого заключения.
В срок не более 10 дней с  момента представления плана  территориальное учреждение должно его рассмотреть и подготовить  свое мотивированное заключение по нему. Заключение готовится в соответствии с Указанием № 18-У. В нем обязательно должен содержаться вывод либо о признании плана реальным, либо требующим доработки, либо нереальным. Заключение территориального учреждения вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России (департамент санирования).
3. В срок не более 5 рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану территориальное учреждение должно направить банку требование о начале осуществления плана с учетом необходимой его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по следующей форме (приложение 4 к Инструкции № 84).
 
 
 
 
 
 
ТРЕБОВАНИЕ  БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЛАНА  МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА
Руководителю  банка
                                                                      Копия: органам управления банка
 
Территориальное учреждение Банка России рассмотрело  представленный _______________________ (полное наименование банка) план финансового оздоровления в связи с принятием органам  управления банка решения от _ _______ __ г. /по требованию Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка от _ ______ __ г.
По итогам рассмотрения территориальное учреждение Банка России признало план финансового  оздоровления реальным/требующим доработки*. Вам надлежит в сроки, установленные  планом, обеспечить выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению банка.
Реализация  мер по финансовому оздоровлению банка должна обеспечить устранение оснований для предъявления настоящего требования не позднее _ _____ __ г.
С момента  предъявления настоящего требования Вам надлежит дополнительно к отчетности, установленной нормативными актами Банка России, представлять в территориальное учреждение Банка России еженедельно не позднее 3 рабочих дней, следующих за отчетной неделей, отчетность по следующим формам:
- оборотную  ведомость по форме № 101;
- отчет по  картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по форме №311;
- а также  ежемесячно — отчет о выполнении  плана финансового оздоровления  банка.
В случае невыполнения или несвоевременного выполнения плана финансового оздоровления либо неисполнения настоящего требования к _______________ (полное наименование банка) будут применены меры воздействия в соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций».
Руководитель  территориального учреждения
Банка России
Печать
 
 
 
 
 
*В случае направления  плана на доработку в требовании  должно быть указано, что доработанный план надлежит представить в территориальное учреждение Банка России в срок не позднее 15 дней с момента получения настоящего требования. В этом случае к требованию прилагается лист согласования (2-й экземпляр).
 
4. Направление плана  на доработку допускается только  при условии, если по предварительным  оценкам территориального учреждения банк имеет реальные возможности восстановить ликвидность и платежеспособность либо устранить иные причины, вызвавшие необходимость санирования.
При направлении плана  на доработку территориальное учреждение вправе направить в Банк России ходатайство  о назначении временной администрации и об ограничении или приостановлении полномочий исполнительных органов управления банка. Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и заключение территориального учреждения о необходимости его доработки.
Срок рассмотрения территориальным  учреждением доработанного плана  не может превышать 10 дней с момента  его представления. Повторное направление  плана на доработку не допускается.
5. По итогам рассмотрения  плана (в том числе доработанного)  территориальное учреждение вправе подготовить отрицательное заключение, признав его нереальным. В таком случае готовится либо требование о реорганизации банка, либо, если для этого имеются достаточные основания, ходатайство об отзыве у банка лицензии.
Если нереальным признан план санации, разработанный временной администрацией по управлению банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной администрации территориальное учреждение при наличии оснований, предусмотренных ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности», направляет в Банк России ходатайство об отзыве .у банка лицензии.
6. Если в период  рассмотрения плана санации банка  в Банк России поступили запрос  арбитражного суда или заявления  лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п. 1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» об отзыве у банка лицензии, то:
- территориальное учреждение  вправе представить в Банк  России заключение о нецелесообразности  отзыва у банка лицензии, если  оно признало его план оздоровления  реальным (к такому заключению прилагаются сам план и заключение о его реальности);
- в случае признания  плана нереальным территориальное  учреждение должно подготовить  ходатайство об отзыве у банка  лицензии.
Направление плана на доработку не допускается.
Содержательный аспект рассмотрения плана санации.
Планы санации банков должны рассматриваться в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (Указание БР № 18-У). Специалисты территориального учреждения Банка России прежде всего должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.
Установление реального финансового положения банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели деятельности банка группируются определенным образом, образуя так называемый расчетный баланс (см. приложение 1 к Указанию № 18), который, как считается, позволяет адекватно отразить результаты оценки его активов и пассивов.
Для определения недостатка собственного капитала прежде всего  рассчитывается сумма, необходимая для покрытия потерь (обесценения) активов, устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (к примеру, не начисленная задолженность перед бюджетами, кредиторами и вкладчиками), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определится путем оценки стоимости всех активов банка в особом порядке (см. приложение 2 к Указанию № 18). Если будет установлено, что расчетная стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли банка уменьшаются на сумму разницы, и наоборот. Аналогичным образом поступают с выявленными, но не учтенными в балансе обязательствами, а также с невыполненными внебалансовыми обязательствами банка.
В итоге недостаток капитала определяется как разница между  величиной собственного капитала, минимально необходимой для выполнения экономических нормативов, и величиной собственного капитала, фактически имеющейся у банка (обе величины — из расчетного баланса).
Для определения недостатка у банка ликвидных средств  на основе данных рас четного баланса находят разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. К найденному значению прибавляют суммы недовзноса обязательных резервов, обязательств, не учтенных в балансе, и не выполненных внебалансовых обязательств.
При оценке возможности  восстановления платежеспособности и  ликвидности банка в результате выполнения запланированных санационных  мер сначала проверяют соответствие этих мер требованиям законодательства и нормативных актов Банка России, а затем они оцениваются с точки зрения времени, необходимого для их выполнения, и с точки зрения того, в какой мере их реализация сможет помочь восстановлению платежеспособности и ликвидности банка.
Последний момент — самый  сложный. Так, при оценке учредителями (участниками) мер, в которых собираются принимать участие кредиторы и третьи лица, будет дотошно выясняться, имеются ли у банка надлежащим образом оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц. Если план санации предусматривает внесение этими лицами денег в уставный капитал или оказание финансовой помощи банку, то непременно будет анализироваться финансовое положение таких потенциальных инвесторов (санаторов) за период не, менее 2 лет, в частности достаточно ли у них чистых активов, какими остатками на банковских счетах они располагают, достаточно ли ликвидны их балансы и т.д.
В результате такого анализа  определяется, сможет ли инвестор на самом  деле вывести обещанные им средства из своего оборота на необходимый для санации срок.
При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций банка, будет внимательно  изучено, какие он имеет технические  и финансовые возможности развивать  доходные операции и позволяет ли сделать это ситуация на рынках и т.п.
Все санационные мероприятия, включенные в план, оцениваются сначала  по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные  показатели деятельности банка на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.
В зависимости от результатов  оценки плана санации учреждение Банка России должно сделать соответствующий  вывод и принять решение либо о продолжении санации банка, либо о применении к нему мер надзорного реагирования вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у него лицензии.
 
ПРИМЕР ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПЛАНОМ САНАЦИИ БАНКА «ПРИМЕР»
(приложение 3 к Указанию БР № 18)
1. Оценка  реального финансового положения.  По данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату капитал банка составляет 3,5 млн руб., норматив достаточности капитала Н1 = 6,4%. Не выполнены экономические нормативы Н2, НЗ, Н6, Н7, Н8, НЮ. Недостаток ликвидных средств составляет 23,12 млн руб. Финансовый результат деятельности банка за отчетный период положительный (прилагаются бухгалтерский и расчетный балансы).
В ходе экспертной оценки активов и пассивов выявлено следующее:
(1) у  двух банков-корреспондентов отозваны  лицензии. Остатки на счетах в этих банках составляют 460 тыс. руб. Корректировка (-460);
(2) государственные ценные  бумаги N-го выпуска, отраженные  по балансовой стоимости 500 тыс. руб., не переоценивались. На дату проверки их курс упал на 6%. Корректировка (-30);
(3) облигации Внешэкономбанка N-го транша учитываются по номинальной стоимости (150 тыс. руб.). На момент проверки рыночная котировка этих облигаций составляет 33% от номинальной стоимости. Корректировка (-100);
(4) банк имеет акции  своего акционера (на сумму 50 тыс. руб.), который в свою очередь владеет акциями самого банка на сумму 100 тыс. руб. Корректировка (-50);
(5) банк имеет акции  своей дочерней компании (100-процентное  участие) на сумму 100 тыс. руб.  При анализе ее баланса выяснилось, что чистые активы имеют отрицательное значение. Корректировка (-100);
(6) при анализе ссудного  портфеля (по кредитам , выданным  предприятиям) утановлено, что большинство  наиболее крупных кредитов, выданных  банком, при их классификации  неправомерно были отнесены ко 2-й группе. Резерв на потери по кредитам недосоздан в размере 6 млн руб. (при фактически созданном резерве в 2,58 млн руб.). При проведении оценки кредитная задолженность уменьшена на величину расчетного резерва в 8,58 млн руб. (6 млн + 2,58 млн). Оставшаяся кредитная задолженность в размере 17 млн руб. признана реальной ко взысканию, в том числе 9 млн - сроком погашения до 1 месяца и 8 млн — до 6 месяцев. Корректировка (-2580), (-UW). Кроме того, по кредитной задолженности сроком погашения до 6 месяцев планируется получить процентный доход из расчета около 20% годовых;
(7) при анализе документов, предъявленных к корреспондентскому  счету банка и находящихся  в картотеке к внебалансовому  счету 90904, установлено, что сумма  штрафов, пеней, неустоек составляет 650 тыс. руб. Корректировка (-650);
(8) по оценке независимых  экспертов балансовая стоимость  основных средств и хозяйственных  затрат — 2,925 млн руб. — является  завышенной примерно на 1,425 млн,  т.е. фактически составляет 1,5 млн.  При оценке в расчетном балансе  стоимость этого имущества с учетом исключения переоценки и износа (остатки на лицевых счетах балансовых счетов 10601, 60601, 60602 - 2,01 млн) составила 915 тыс. руб. Соответственно сумма корректировки по этому показателю составит: 1500 - 915 = = (+585) тыс. руб.;
(9) при анализе вексельного  портфеля банка установлено, что  на балансовом счете 51405 «Учтенные банком векселя» числятся безнадежные к погашению кредиты в сумме 1,5 млн руб., которые были переоформлены в векселя. Корректировка (-1500);
(10) установлено, что не оплаченные банком из-за отсутствия средств на корреспондентском счете платежные документы клиентов в сумме 5 млн руб. отражались не на счете 47418, а на счете 60323. Кроме того, филиалы банка направляли платежные поручения на перевод денег клиентов через головной офис банка. Однако из-за отсутствия средств на корреспондентском счете указанные операции не проводились. Списанные со счетов средства клиентов филиалов банка отражались на счете 30301, в результате чего образовалось кредитовое сальдо в сумме 1,3 млн руб. В связи с вышеуказанными нарушениями недосозданы обязательные резервы, депонируемые в БР, на 880 тыс. руб. ((5 + 1,3) х 14%). Таким образом, недостаток ликвидности у банка составляет 24 млн руб. Корректировка (+(-) 5000), (+(-) 1300);
(11) являются фактически безнадежными ко взысканию межбанковские кредиты по двум банкам-дебиторам на сумму 2,7 млн руб. в связи с отзывом у них лицензий. Корректировка (-2700);
(12) при анализе состава  прочей дебиторской задолженности  установлено, что нереальной ко взысканию является задолженность в размере 2,1 млн руб. Корректировка (-2100).
С учетом вышеизложенных корректировок значение капитала банка  следует уменьшить на 13,1 млн руб. (см. пример составления расчетного баланса). Таким образом, реальное значение капитала банка Кс = 3,5 - 13,1 = (-) 9,6 млн руб.
При условии одновременного выполнения всех нормативов на минимальном уровне требуемое значение капитала составляет 4,8 млн руб. (Кн). При этом недостаток собственных средств составит: Кн - Кс = 4,8 - (-)9,6 = 14,4 млн руб.
2. Определение реальности  мероприятий по финансовому оздоровлению  и оценка их влияния на восстановление  платежеспособности и ликвидности  банка
Банк представил на рассмотрение план санации, основными мероприятиями  которого являются:
(1) увеличение уставного капитала за счет взносов новых участников на сумму 25 млн руб;
(2) внесение кредиторами  денег в сумме 3 млн руб. в  уставный капитал со своих  счетов, открытых в банке в  соответствии с представленными  соглашениями;
(3) взыскание безнадежной дебиторской задолженности (возврат выданных кредитов) в сумме 2 млн руб.;
(4) отсрочка погашения  обязательств в размере 14 млн  руб. на срок 12 месяцев в соответствии  с мировыми соглашениями, заключенными  с кредиторами банка, с уплатой  5% годовых;
(5) сокращение административно-хозяйственных расходов с доведением их до минимального уровня (80 тыс. руб. ежемесячно).
При этом банк планирует  использовать свободные деньги следующим  образом:
    70% средств будут размещены в безрисковые кредитные операции из расчета
35% годовых;
    30% средств будут размещены в государственные ценные бумаги из расчета
28% годовых.
При оценке мероприятий, предусмотренных  планом санации, установлено следующее.
В соответствии с данными балансов, представленных потенциальными участниками банка, только 2 предприятия обладают чистыми активами, достаточными для выполнения своих обязательств по увеличению уставного капитала банка на сумму 2 млн руб. (единовременные поступления).
Предусмотренный планом санации возврат безнадежной  кредитной задолженности в полной сумме и в установленные сроки представляется проблематичным, так как ряд дебиторов находятся в тяжелом финансовом положении (в частности, у 2 банков, получивших межбанковский кредит, отозвана лицензия). На основании подтверждающих документов (решения арбитражных органов) относительно реальным можно считать взыскание дебиторской задолженности в сумме 1 млн руб. (не ранее чем через 6 месяцев).
Таким образом, с учетом внесения средств в уставный капитал  новыми участниками, капитализации  части кредиторской задолженности и взыскания части безнадежной кредитной задолженности реальный недостаток собственного капитала уменьшится и составит 14,4 - 2 - 3 - 1 = 8,4 млн руб.
Недостаток ликвидных  средств (24) с учетом отсрочки платежей (14) и капитализации части кредиторской задолженности (3) составляет 24-14-3=7 млн руб. Реальные поступления денег (единовременные взносы участников в уставный капитал (2) и ожидаемый в течение месяца плановый возврат кредитов высоконадежных ссудозаемщиков (9) составляют 2+9=11 млн руб.
Таким образом, сумма  свободных средств, которую банк может разместить в активные операции, составит 11 -7 =4 млн руб.
С учетом планируемых  банком поступлений денег от размещения в доходные операции, платы за отсрочку платежей и административно-хозяйственных расходов прибыль (без учета налогов) составит:
в течение первых 6 месяцев:
((8 х 20%) + (4 х 70% х 35%) + (4 х 30% X 28%) - (14 х 5%) — (0,08 х 12))/2 =
= (0,8 + 0,98 + 0,34 - 0,7 - 0,96)/2 = 0,64 млн руб.;
в течение 2-го полугодия:
((4 + 8) х 70% х 35%) + ((4 + 8) х 30% х 28%) - (14 х 5%) - (0,08 х 12))/2 =
= (2,94 + 1,02 - 0,7 - 0,96)/2 = 2,3 млн руб.
Итого за год прибыль  составит 2,94 млн руб.
При расчете были сделаны  допущения на отсутствие у банка  иных активов, приносящих доход, отсутствие в будущем расходов, учитываемых  на счетах 70201...70205 и частично на счете 70209, неизменность уровня административно-хозяйственных расходов и процентных ставок, а также ненаправление полученной в течение года прибыли в активные операции.
Таким образом, даже при  условии выполнения в полном объеме и в запланированные сроки  мероприятий по размещению свободных денег для полного восстановления платежеспособности при имеющемся недостатке собственного капитала в размере 8,4 млн руб. банку потребуется около 2,5 лет.
Учитывая, что мировые  соглашения об отсрочке платежей заключены  на 12 месяцев, указанный план санации не может быть признан реальным, и учреждению Банка России следует либо возвратить план санации на доработку, либо применить к банку санкции, предусмотренные ст. 75 Закона «О Центральном банке РФ», вплоть до подготовки ходатайства об отзыве у него лицензии.
 
Контроль за ходом санации банка.
Порядок установления и  ведения контроля предписан в  разделе 6 Инструкции № 84. Особое внимание здесь следует обратить на такие  пункты.
1. Территориальное учреждение  Банка России специально контролируют  деятельность банка с момента предъявления ему требования о санировании либо с момента принятия органами управления банка решения о самостоятельном проведении санации. Это означает, в частности:
    в период до подготовки заключения по плану санации территориальное учреждение устанавливает контроль за изменением финансового состояния банка на основании отчетности, представляемой самим банком;
    в дополнение к обычной отчетности банк начинает еженедельно представлять территориальное учреждение оборотную ведомость по ф. № 101 (приводятся остатки на счетах на конец последнего рабочего дня недели с указанием оборотов за отчетный период) и отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по ф.№ 311;
    территориальное учреждение вправе для анализа динамики финансового стояния банка требовать представления отдельных форм отчетности на ежедневной основе, в том числе не указанные в предыдущем пункте.
2. С момента, как  подготовлено заключение, признающее  план санации реальным (либо требующим  доработки), территориальное учреждение начинает контролировать ход санации, а именно соблюдение календарных сроков выполнения мер, предусмотренных планом, и достижение планируемых (ожидаемых) результат» от их реализации. Ход выполнения плана (отдельных мер) оценивается на основании количественных и качественных показателей, отражающих степень выполнения (невыполнения) банком ежемесячных ориентиров деятельности, достижение которых планируется (ожидается) в результате проведения санационных мер.
3. С момента, как  банку предъявлено требование о санировании, он должен представлять в территориальное учреждение Банка России:
    еженедельно — отчетность по формам и в сроки, указанные выше. Территориальное учреждение вправе установить банку индивидуальные сроки представления такой отчетности;
    ежемесячно — отчет о выполнении плана санации. Отчет должен представляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (если территориальное учреждение не назначит иной срок), и содержать:
    отчет о соблюдении сроков и достижении планируемого (ожидаемого) эффекта от мер, реализация которых планировалась в отчетном периоде (с приложением копий документов, подтверждающих выполнение предусмотренных планом мер);
    расчетный баланс банка с указанием динамики величин активов и пассивов на отчетный период с пояснительной запиской, содержащей расшифровку балансовых корректировок.
4. В период контроля  за ходом санации территориальное  учреждение Банка России при  необходимости проводит внеплановые  проверки деятельности банка,
5. На основании анализа  получаемой информации территориальное учреждение должно подготовить заключение о выполнении плана санации банка. Если финансовое состояние санируемого банка ухудшается или если план санации выполняется не в полном объеме или с нарушением установленных сроков, территориальное учреждение вправе предъявить банку требование о доработке плана либо о его безусловном выполнении.
6. Заключение территориального  учреждения о ходе выполнения  плана санации банка представляется  в центральный аппарат Банка  России ежемесячно (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) с приложением расчетного баланса банка, составляемого территориальным учреждением, и отчета о выполнении плана санации.
 
1.3. Данные о кол-ве выделенных средств на поддержку в 2010 году.
 
В прошлом году меры по финансовому оздоровлению осуществлялись в 14-ти банках, из них соответствующие процедуры в 12-ти кредитных организациях были начаты в 2008 году. Такие данные были озвучены на заседании Комитета по финансовому рынку Государственной Думы. Большинство банков, финансовое оздоровление которых началось в 2008 году, в течение 2009 года демонстрировали положительную динамику развития, выполняя плановые показатели финансового оздоровления и увеличивая объемы кредитования предприятий и организаций.
Наиболее значимыми проектами Агентства по страхованию вкладов в 2009 году стало участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банков АКБ «Российский капитал», «КИТ Финанс Инвестиционный банк» и «Банк ВЕФК-Сибирь» (позднее переименован в «НОМОС-БАНК-Сибирь»).
Всего на цели санации банков агентством по состоянию на 1 января 2010 года фактически направлено 304,6 млрд руб., из них за счет заемных средств Банка России – 187,6 млрд руб., за счет средств имущественного взноса Российской Федерации в агентство – 117 млрд руб. По состоянию на 1 января 2010 года задолженность агентства перед Банком России составляет 166,9 млрд руб.
 
 
2. Признание банка банкротом и его ликвидация.
 
2.1 Основание признания банка банкротом.
 
 Закон «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России.
Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:
    в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;
    в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.
В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.
В то же время Закон  допускает подачу такого заявления  в арбитражный суд и иными  лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).
В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 35) вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:
    сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Копия заявления направляется в Банк России;
    кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;
    Банк России;
    прокурор (в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
    налоговый или иной уполномоченный орган — в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.
Перечисленные лица (кроме  Банка России) имеют право направить  в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.
Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве (в соответствии со ст. 40 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указанная копия приказа БР составляет обязательный элемент пакета документов, прилагаемых к заявлению о признании банка банкротом). Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии.
С заявлением в арбитражный  суд может обращаться и Банк России. Так, в Положении № 264 записано, что  если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих  обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение Банка России в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру арбитражного управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то Банк России обязан в 5-дневный срок снова обратиться в арбитражный суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
Арбитражный суд, возбуждая  дело о банкротстве банка, принимает  во внимание в первую очередь следующие  нормы законодательства
Таблица  3.1.
Признаки  банкротства и условия возбуждения  дела о банкротстве банка
 
По Закону «О несостоятельности
(банкротстве)  »
По Закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций»
Признаки банкротства
 
 
 
 
 
 
Рассмотрение
 дел о банкротстве
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения
 
Дело о банкротстве может  быть возбуждено, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено Законом
Кредитная организация считается  неспособной удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения.
 
 
 
Дело о банкротстве может  быть возбуждено, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и
если эти требования не исполняются в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения.

 
Следует также иметь  в виду состав лиц, участвующих в  рассматриваемом процессе
 
 
Таблица 3.2
 Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве банка
 
По Закону «О несостоятельности
(банкротстве)»
По закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
Лица, участвующие в  деле о банкротстве
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лица, участвующие в  арбитражном процессе по делу о банкротстве
    должник;
    арбитражный управляющий;
    конкурсные кредиторы;
    налоговые и другие органы (в отношении обязательных платежей);
    прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению);
    государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);
    иные лица (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);
 
 
 
    представитель работников должника;
    представитель собственника;
имущества должника – унитарного  предприятия;
    иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом;
 
    лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
    Банк России (при возбуждении производства по делу о банкротстве банка по заявлению Банка России);
 
 
 
 
 
 
 
 
    Лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
    Банк России (в случаях когда заявление о признании банка банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом)

 
Необходимо  иметь в виду по меньшей мере следующие  статьи Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Кроме того, необходимо принять  во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
• наблюдение — процедура  обеспечения сохранности имущества  должника и проведения анализа финансового  состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
• внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
• конкурсное производство — процедура, имеющая целью соразмерное  удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение арбитражного управляющего, ликвидатора);
• мировое соглашение — утверждаемое арбитражным судом  соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения  о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении  таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.
При рассмотрении дела о  банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение (ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятельность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внешнего управления), а в отношении мирового соглашения — неудачным. В Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 23) эта ошибка исправлена: банк, ликвидируемый по решению и под руководством АРКО, и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
 
 
2.2 Процедуры ликвидации банка
 
Временное управление банком. Арбитражный суд, принявший заявление о признании банка банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в банке процедуру наблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, — временного управляющего (ст. 41 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Далее временное управление в общем случае ведется на основаниях и в порядке, предусмотренных в ст. 56—67 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Последствия введения наблюдения
1. Введение наблюдения  не является основанием для  обязательного отстранения руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.
2. Органы управления  должника с согласия временного  управляющего могут совершать  только такие сделки, которые связаны с:
    передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;
    распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника; 
    получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника.
3. Органы управления  должника не вправе принимать  решения о: его реорганизации  и ликвидации; создании юридических  лиц или об участии в иных  юридических лицах; создании филиалов  и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных  эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников должника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
4. Арбитражный суд  вправе отстранить руководителя  должника от должности, в случае  если тот не принимает необходимых  мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
5. С момента введения  наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Временный управляющий, его права и обязанности
Временный управляющий  назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.
Временный управляющий имеет право:
    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;
    обращаться в арбитражный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;                  
    обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
    получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
    Временный управляющий обязан:
    принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;
    анализировать финансовое состояние должника;
    определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства должника;
    устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,
    уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
    созвать первое собрание кредиторов.
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.
Окончание наблюдения
  1. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.
2. Если первое собрание  кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в арбитражный суд в установленный срок, то арбитражный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.
3. Даже если первое  собрание кредиторов приняло  решение обратиться с ходатайством  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства либо если ни  одно решение собрания не представлено  в арбитражный суд, то последний вправе вынести опр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.