На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекция по «Судоустройству»

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛЕКЦИЯ  № 1
 
Тема: «Предмет, система и основные понятия  учебной дисциплины «Судоустройство».
 
План:
 
1. Понятие и предмет учебной дисциплины «Судоустройство».
2. Система и  источники курса «Судоустройство».
3. Понятие, признаки  и основные направления правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы.
4. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.
 
1. Понятие  и предмет учебной дисциплины «Судоустройство».
 
Предметом учебного курса «Судоустройство» являются теория и практика судебной организации, а также правовые нормы, определяющие задачи, полномочия, компетенцию и организацию органа судебной власти – суда.
Кроме вопросов, составляющих собственно судоустройство, в предмет курса входит изучение задач, полномочий и устройства, основных этапов развития правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по осуществлению правосудия (прокуратуры, органов предварительного расследования, юстиции, нотариата и оказания юридических услуг по лицензиям; вопросы организации и функционирования адвокатуры).
Также «Судоустройство» изучает организацию юстиции некоторых стран СНГ (России и Украины), Восточной Европы (Польши) и дальнего зарубежья (США, Англии, Франции, Германии и Японии).
Таким образом, судоустройство – это учебная дисциплина, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.
Основное значение курса проявляется в том, что он является необходимой вводной дисциплиной, предваряющей изучение других юридических наук (гражданский, хозяйственный и уголовный процессы, прокурорский надзор и др.). во-вторых, он способствует овладению юридическим языком и юридической терминологией. В-третьих, - прививает навыки работы с нормативными правовыми актами.
«Судоустройство» находится в тесной связи и взаимодействии с другими учебными дисциплинами. Прежде всего, это «Конституционное право», которая наряду с другими вопросами освещает место и роль судебной власти, суда и правоохранительных органов в системе государственной власти и государственного аппарата.
Связь курса  «Судоустройство» с курсом «Административное право» определяется тем, что последний изучает исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти государства. К этим органам относится и часть правоохранительных органов (Министерство юстиции, Министерство внутренних дел и др.).
Весьма тесна  связь курса «Судоустройство» с  дисциплинами «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Хозяйственный процесс», «Прокурорский надзор». Эти дисциплины объединяет, прежде всего, предмет изучения — правовые нормы, регулирующие деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и других правоохранительных органов при предварительном расследовании уголовных дел и их рассмотрении и разрешении в суде, при рассмотрении и разрешении гражданских и хозяйственных дел, при осуществлении прокурорского надзора.
Определенная  связь существует между курсом «Судоустройство» и курсами «Общая теория государства и права», «История государства и права Беларуси». Это обусловлено тем, что изучение многих вопросов организации и деятельности суда и правоохранительных органов, истории их становления и развития требует от студентов общетеоретических и исторических знаний.
 
2. Система  и источники курса «Судоустройство».
 
Система курса  «Судоустройство» традиционно подразделяется на три части: общую, особенную и специальную. В общей части приводятся сведения об основополагающих вопросах и понятиях курса (о предмете и системе курса «Судоустройство», о правовых источниках курса, о правоохранительной деятельности, о суде и судебной власти, о правоохранительных органах и органах юстиции, о правосудии, о конституционных основах судебной власти и т.д.). В особенной части подробно, в виде отдельных тем излагается современная организация и деятельность суда и конкретных правоохранительных органов Республики Беларусь, а также история их образования и развития. Специальная часть посвящена вопросам устройства судов и правоохранительных органов зарубежных государств.
Правовыми источниками  курса «Судоустройство» являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации и деятельности судов и правоохранительных органов, определяющие их систему, состав, структуру и порядок образования, а также единые начала деятельности.
Говоря об источниках курса, в первую очередь следует  обратить внимание на Конституцию Республики Беларусь, так как она обладает высшей юридической силой. В Конституции Республики Беларусь закрепляются следующие положения о судоустройстве:
    принадлежность судебной власти судам;
    принципы построения судебной системы;
    принципы судебной власти;
    конституционный контроль;
    правовые нормы, определяющие порядок формирования судейского корпуса.
Во вторую очередь  следует обратить внимание на законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов. Центральное место среди них занимает Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, принятый 29 июня 2006 г. и вступивший в силу с 1 января 2007 года.
Закон «О прокуратуре», принятый 8 мая 2007 года определяет систему  и организацию органов прокуратуры, кадры органов прокуратуры, прокурорский надзор и иные вопросы, касающиеся организации и деятельности прокуратуры.
Закон «Об адвокатуре», принятый 15 июня 1993 г., определяет организационные  формы деятельности адвокатуры, права  и обязанности адвокатов, дисциплинарную ответственность адвокатов и другие вопросы, связанные с деятельностью адвокатуры на территории Республики Беларусь. Этот закон повышает требования к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности, а также усиливает государственный контроль за качественным составом адвокатских кадров. Впервые в законе сформулировано понятие адвокатской тайны и установлен запрет на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката.
В последние  годы издан ряд декретов и указов, которые изменяют или дополняют законодательство о суде и правоохранительных органах. Примером этому может служить Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», принятый 3 мая 1997 г. В соответствии с ним адвокатская деятельность может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегии адвокатов. С изданием этого декрета индивидуальная адвокатская деятельность и частные адвокатские объединения прекратили свое существование.
 
Далее следуют постановления Совета Министров Республики Беларусь. Так, постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов (в том числе Заключения Конституционного Суда, Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда).
 
3. Понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы.
 
Государство для решения стоящих перед ним задач осуществляет различные функции, одной из которых является правоохранительная. Правоохранительная функция — это направление деятельности государства по обеспечению правопорядка и законности, защиты прав и законных интересов участников правовых отношений, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений. Правоохранительная функция государства реализуется посредством правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.
Правоохранительной  деятельности присущи специфические черты:
    назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена как на охрану и защиту прав и законных интересов участников правовых отношений, так и на обеспечение выполнения ими своих обязанностей;
    правоохранительная деятельность осуществляется только на основании предписаний нормативных правовых актов, а также в установленной процессуальной форме;
    правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами – судами и правоохранительными органами;
- как правило, правоохранительная деятельность связана с применением юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения и взыскания.
В зависимости  от стоящих целей и задач правоохранительная деятельность подразделяется на ряд направлений (функций). К числу таких направлений относятся: 1) правосудие; 2) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и управление в области юстиции; 3) прокурорский надзор; 4) выявление и расследование преступлений; 5) охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности; 6) оказание юридической помощи и юридических услуг физическим и юридическим лицам и иным субъектам правоотношений.
Следует иметь  в виду, что в учебной литературе зачастую указывается и на другие направления правоохранительной деятельности. К примеру, конституционный контроль, оперативно-розыскная деятельность, исполнение судебных решений, охранная деятельность и др.
     Правоохранительная деятельность осуществляется специально учрежденными для этого органами, которые соответственно и именуются правоохранительными органами. Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.
К правоохранительным органам в Республике Беларусь относятся прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции — Министерство юстиции, нотариат. Традиционно к правоохранительным органам относят также и адвокатуру.
Споры вызывает и вопрос об отнесении к правоохранительным органам судов. Суд — это указанный законодательством в качестве такового государственный орган, призванный осуществлять правосудие и иные, возложенные на него функции. Одни авторы, не отрицая, что суд осуществляет правоохранительную деятельность, все же не считают его правоохранительным органом. Другие, наоборот, полагают, что суд является обычным правоохранительным органом. Представляется, что все же суд является правоохранительным органом. Его особая роль в государстве состоит в том, что именуется органом судебной власти.
Каждый из правоохранительных органов выполняет следующие  функции:
- суд – правосудие;
- прокуратура  – прокурорский надзор;
- министерство  юстиции – организационное и  материально-техническое обеспечение  деятельности судов и управление  в области юстиции;
-  адвокатура  – оказание квалифицированной  юридической помощи;
- нотариат –  обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий.
Все действующие  суды и правоохранительные органы страны принято именовать органами юстиции. Помимо этого в теории судоустройства употребляется понятие «уголовная юстиция». Под уголовной юстицией понимается совокупность судов и правоохранительных органов, участвующих в предварительном расследовании уголовных дел и разрешении их в суде (суд, прокуратура, органы предварительного расследования).
Назначение  органов юстиции – обеспечение неотвратимости наказания за совершенные преступления.
 
4. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.
 
23 апреля 1992 г.  Верховным Советом Республики  Беларусь была одобрена Концепция  судебно-правовой реформы, определяющая долгосрочную программу преобразования и дальнейшего развития судебных и правоохранительных органов. Устанавливалось, что целями судебно-правовой реформы являются следующие:
– создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;
    утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, действенности законов;
    воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юридической науки.
Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов. Первый посвящен обоснованию причин проведения реформы. Во втором-восьмом разделах изложены перспективы развития и  реформирования судебной власти, предварительного расследования, прокурорского надзора, Министерства юстиции, органов адвокатуры, ОВД и государственной безопасности, общественных формирований юристов. Девятый раздел посвящен вопросам реформирования законодательства. Десятый – этапам реализации Концепции.
Процесс реализации Концепции показал невозможность  претворения в жизнь отдельных  ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В резолюции съезда отмечалась необходимость пересмотра соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 февраля 1995 г., других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Концепцией.
Следует отметить, что большинство высказанных  на съезде предложений было реализовано. В частности, разработана программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые ГК, ГПК, УК и УПК, ЖК и другие кодексы. Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о Республиканском Совете судей, избрал его первый состав. Его решения имеют историческое значение для развития национальной судебной системы, совершенствования отечественного судопроизводства. Он оказал активное влияние на формирование судейского сообщества и его органов.
Второй съезд  судей Республики Беларусь, состоявшийся в феврале 2002 г., констатировал, что  судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти состоялась. Важнейшим условием осуществления судебной власти в стран
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.