На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правоприменительная деятельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Актуальность темы исследования. Современный  этап развития нашего общества характеризуется  крупнейшими преобразованиями Российского  государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
В последние годы в юридической  науке идут процессы, связанные с  признанием нового, «широкого» правопонимания. Однако в силу инерции нередко  не происходит выработки новых, соответствующих  широкому пониманию права, подходов к другим правовым явлениям. Относится это и к таким понятиям, как «реализация» или «действие права» и механизмы такой реализации (действия). Одной из важных задач юридической науки является исследование механизма действия права. Это имеет не только познавательное, но и практическое значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования, повышения эффективности законодательства, упрочения законности. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ 2002 года, проблема реализации законов названа в числе приоритетных: «...Не может быть оправдано то, что принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу...»1.
В юридической литературе описаны различные механизмы реализации права, но ни один из них не отражает всех стадий и аспектов действия права. Поэтому необходим системный анализ механизма реализации права, что обусловливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
В научных работах о понятии, методах, механизмах реализации права имели место разноплановость и отсутствие единства терминологии. Порой с одинаковыми названиями рассматриваются разные по объему, смыслу, содержанию явления. Так, некоторые авторы не различают понятии «механизм реализации права» и «механизм реализации норм права».
Анализ различных механизмов правореализации  приводит к выводу о целесообразности освещения «единого» механизма, охватывающего все стороны и  все аспекты реализации (действия) права, который базируется на широком правопонимании и учитывает то обстоятельство, что нормы законов и других нормативных актов должны отражать то право, которое органически присуще данному обществу.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной правовой литературе тон для исследования рассматриваемой проблемы задали работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, в которых уделено значительное внимание анализу объективной природы права, критике абсолютизации роли государства по отношению к праву и др.
По мере развития юридической науки  шло накопление знаний по предмету. С начала 60-х годов начинает активно  исследоваться специально-юридическая  проблематика механизма действия права. Появляется цикл работ по вопросам правового регулирования, его предмета, метода, механизма (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.М. Горшенев, Д.А. Керимов, Л.С. Явич и др.). В те же годы объектом исследования становится правоприменение (П.Е. Недбайло, Ю.Н. Бро, А.Т. Элькинд, Н.Н. Вопленко, В.В. Лазарев и др.), от чего впоследствии отделилась тематика реализации права. Существенное значение имеют работы по правотворчеству (О.А. Гаврилов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, СВ. Поленина, P.O. Халфина и др.), комплексному исследованию эффективности правовых норм (В.Н. Кудрявцев, В.В. Глазырин, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко).
Исследования в области философско-гносеологического  аспекта (Д.А. Керимов, В.К. Бабаев, П.Е. Недбайло, A.M. Васильев и др.) существенно расширили  горизонты видения права. Такой подход породил на рубеже 70-х годов социологическое изучение права. Это новое направление, обоснован ное В.П. Казимирчуком, приобрело значительное число сторонников и прочно утвердилось в правоведении. Комплексному исследованию подвергается социальный механизм реализации права, анализируется социальная природа его функций. В правоведение входит так называемая поведенческая проблематика, которая от криминалистического видения права «повернулась» к изучению его позитивных свойств и проявлений.
Идеи комплексного механизма действия права высказывались давно. Так, С.С. Алексеев писал, что «сам факт наличия обособленных друг от друга подходов к проблеме МПР - свидетельство еще недостаточно высокого состояния ее разработки. В этом плане, по-видимому, наиболее теоретически значимых и практически важных выводов можно ожидать от исследований, в которых удастся соединить разные подходы».
Вопрос о теории подобного механизма  поставили в своих работах  В.П. Казимирчук и В.Н. Кудрявцев. Речь шла об учете механизмов или систем правовой информации и социально-психологического восприятия права, влияющих на формирование правомерной деятельности.
Как отмечал В.П. Казимирчук, концепция  механизма действия права в целом  и каждого из входящих в нее  вопросов возможна только на основе комплексных, глубинных социально-правовых исследований2. Одними из первых по исследованию комплексного механизма действия права были работы В.И. Гоймана.
В выпускной квалификационной работе (дипломе по праву) осуществлена попытка соединения всех ранее проведенных наработок с целью описания системного механизма действия права.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере правообразования, правотворчества и правореализации.
Предмет исследования представляет система  взаимодействующих факторов, оказывающих  влияние на правовое поведение (деятельность) субъектов общественных отношений  и определяющих в конечном счете  состояние законности и правопорядка.
Основная цель исследования - на основе изучения и обобщения описанных в литературе механизмов действия права раскрыть существо системного механизма реализации права, охватывающего все стороны воздействия на реализацию правовых предписаний в деятельности (поведении) субъектов права.
Для этого в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
- изучение литературы, освещающей  вопросы, связанные с понятием, структурой, разновидностями механизмов  реализации (действия) права и его норм;
- формулирование определения системного механизма реализации (действия) права;
- на основе анализа разнообразных  подходов к описанию механизмов  реализации (действия) права и его  норм в современных условиях  предложение структуры системного  механизма действия права, его  стадий (этапов) и составляющих элементов.
Методология и методы исследования сформировались в результате изучения автором литературы по современной  философии, юриспруденции, истории, политологии, социологии, а также идей, положений, принципов, сформулированных в отечественном и зарубежном законодательстве. Использовались труды как зарубежных ученых-правоведов, так и юристов дореволюционной, советской и современной России.
В целях более глубокого понимания  сущности механизма действия права  в исследовании применяются системный, диалектический, логические, сравнительно-правовой, историко-правовой и др. методы познания.
 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ (ДЕЙСТВИЯ) ПРАВА

1.1. Понятие механизмов реализации права

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.
Реализация права — это осуществление  юридически закрепленных и гарантированных  государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей  и их организаций.
Слово «реализация» происходит от латинского «геalis» - вещественный и буквально  означает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями, благами.
Вместе с тем реализация права  имеет еще один смысловой оттенок: право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.
Следующий момент, усложняющий анализируемое  понятие, заключается в том, что  и само право представляет собой  многогранное явление, включающее в  себя право естественное и позитивное, объективное и субъективное. Реализация права должна быть понята с учетом такого его разнопланового содержания.
Реализация права есть сложный  процесс, протекающий во времени. В  нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.
Современная постановка проблемы механизма  реализации (действия) права имеет давние и глубокие корни в предшествующих социально-правовых системах. В изначальных формах проявления проблема механизма действия права в практическом аспекте находит отражение на довольно ранних этапах развития человеческой цивилизации3.
Одной из важных задач юридической  науки является исследование механизма  действия права. Все это имеет не только познавательное, но и практическое значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования, повышения эффективности законодательства, упрочения законности4.
В отечественной правовой литературе тон для исследования рассматриваемой проблемы задали работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, в которых уделено значительное внимание анализу объективной природы права, критике абсолютизации роли государства по отношению к праву и др5.
По мере развития юридической науки  шло накопление знаний по предмету. С начала 60-х годов начинает активно разрабатываться специально-юридическая проблематика механизма действия права. Появляется цикл работ по вопросам правового регулирования, его предмета, метода, механизма (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.М. Горшенев, Д.А. Керимов, Л.С. Явич и др.). В те же годы объектом исследования становится правоприменение (П.Е. Недбайло, А.Т. Элькинд, Н.Н. Вопленко, В.В. Лазарев и др6.), от чего впоследствии отделилась тематика реализации права7.
Существенное значение имеют работы по правотворчеству (О.А. Гаврилов, Н.И. Колдаева, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, СВ. Поленина, P.O. Халфина и др.)8, комплексному исследованию эффективности правовых норм (В.Н. Кудрявцев, В.В. Глазырин, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко)9, специально-юридическому анализу действия закона (В.Д. Попков, А.А. Тилле, М.Д. Шаргородский)10, теории юридических норм (М.И. Байтин, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, Т.Н. Радько)11.
Исследования в области философско-гносеологического  аспекта (Д.А. Керимов, В.К. Бабаев, П.Е. Недбайло, A.M. Васильев и др.) существенно расширили горизонты видения права12. Несомненно, что такой подход породил на рубеже 70-х годов социологическое изучение права. Новое направление, обоснованное В.П. Казимирчуком, приобрело значительное число сторонников и прочно утвердилось в правоведении. Появляются серьезные исследования по вопросам правового поведения, правового сознания, правовой активности, правовой культуры (А.Ф. Гранин, В.Н. Кудрявцев, Н.Я. Соколов, Е.А. Лукашева, В.В. Оксамытный, Е.В. Назаренко, В.П. Сальников и др.)13. Комплексному исследованию подвергается социальный механизм действия права, анализируется социальная природа его функций. В правоведение входит так называемая поведенческая проблематика, которая от криминалистического видения права «повернулась» к изучению его позитивных свойств и проявлений.
Важную роль сыграли работы, связанные  с анализом охранительного аспекта  в механизме действия права (С.Н. Братусь, О.Э. Лейст, И Ребане, А.Г. Талюпа, В.А. Ардашкин и др.)14.
В середине 60-х годов в советской  юридической науке началось исследование механизма правового регулирования  общественных отношений15. Так, например, Н.Г. Александров проанализировал взаимосвязь права и общественных отношений. Он делает акцент на объективное существование общественных отношений, независимо от воли людей как результат их бесчисленных перекрещивающихся волевых действий16. До этого же разнообразные правовые явления рассматривались обычно в статике и изолированно друг от друга17.
В научных работах о понятии, методах, механизмах действия права  имеют место разноплановость  и отсутствие единства терминологии. Порой с одинаковыми названиями рассматриваются разные по объему, смыслу, содержанию явления. Так, Ю.С. Решетов  использует термин «реализация права» для обозначения реализации норм права, а Л.Н. Завадская называет этим термином их установление и осуществление. Таким образом, появились трудности с освещением механизмов, а так же с их классификацией. Поскольку в юридической литературе утвердился нормативный подход к праву (последнее рассматривалось как совокупность правовых норм), авторы идентифицировали «право» и «нормы права», часто в исследованиях не было четкого разграничения этих понятий, шла, как бы, «игра слов», подмена одного явления другим.
В свете изложенного необходимость  различать, с одной стороны, реализацию (действие, осуществление) уже существующих норм права, а с другой же стороны  — «реализацию (или действие) права», которая должна включать и процессы формирования правовых норм. Применяемые же понятия во многих случаях таких различий не делают, и используемые формулировки зачастую не дают возможности понять, о чем же собственно идет речь18.
Принимая во внимание эти особенности, представляется целесообразным провести классифицирование различных механизмов не по их названиям, предлагаемым самими авторами, а исходя из реального описания механизма.
Классификация этих механизмов возможна по различным основаниям:
1) по выделению стадий (этапов) действия  права. В качестве стадий можно взять: реализацию норм права (как наиболее ранний из рассмотренных в науке вариантов), затем стадия правотворчества, и, наконец, стадия правообразования, т.е. процесс появления права до нормативных актов;
2) по содержанию механизма (юридический, психологический, социальный и т.д.);
3) по характеру механизма (рассматривается  реализация норм права или  права вообще).
Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.
В романо-германской правовой системе  процесс правореализации включает в себя следующие этапы.
Первый этап — возведение естественного  права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон означает:
 а) их конституционное закрепление; 
б) их закрепление в текущем законодательстве.
На втором этапе включаются различные  механизмы реализации закона, с помощью  которых происходит перевод предписаний  закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах: разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.
Третий, заключительный, этап представляет собой собственно реализацию права. Именно здесь права из возможности превращаются в действительность, и это превращение происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.
В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.
Возведение правовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно  анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент — ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.
Механизм реализации правового  притязания в англосаксонской правовой системе более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и сформировалось англосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов — верхняя палата английского Парламента19.
Итак, для понимания того, что  такое реализация права, необходимо уяснить следующее: в реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т. е. субъект права. Все иные лица — обязанная сторона, правоприменитель, законодатель—действуют в конечном счете в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие механизм реализации права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно.
Частью механизма реализации права  выступают механизмы защиты субъективного права, т.е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом  поведении, происходит в трех формах (см. схему на с. 380).
Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т.е. пассивное поведение. Так, ч.3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей»20. Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Все охранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется  прямо, логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции  нормы установлена юридическая ответственность, то очевидно, что такие действия запрещены законодателем. Подобного рода запреты установлены нормами Особенной части Уголовного кодекса и нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ «кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования»21.
Форма третья — использование субъективного  права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).

1.2. Место механизма реализации права в системе правового регулирования

 
В изучении механизма реализации права необходимо преодолеть две крайности. Во-первых, излишнюю «юридизацию» поведения в сфере правового регулирования, правореализации. Нельзя практически всю правомерную деятельность субъектов считать результатом воздействия на их волю, сознание, поведение юридических средств, умалять значение социально-экономических, психологических, нравственных и иных регуляторов поведения. Это относится прежде всего к таким формам реализации, как соблюдение и использование права, осуществляемым преимущественно путем правомерного поведения, вне специальных институционных правовых форм. Во-вторых, недооценку специфики юридических средств воздействия, требующих специальной правореализующей деятельности22. Хотя последняя близка к правоприменительной реализации, их нельзя отождествлять23.
Существует и другая тенденция  — рассматривать юридические  средства в «одном ряду» с общесоциальными  регуляторами без учета специфики  права как институционного образования, своеобразия юридического инструментария24. Между тем право, правовые средства занимают самостоятельное место в процессе совершенствования социализма. Курс на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества, активизацию всей системы политических, идеологических институтов требует оптимального использования правовых форм воздействия на общественные отношения, правовых механизмов.
В юридической науке под правовым регулированием принято понимать специально юридическое воздействие объективного и субъективного права, всей системы  юридических средств на общественные отношения в целях достижения определенных результатов25. Взятые в единстве и взаимодействии, эти средства составляют целостный механизм правового регулирования (МПР). Конструкция МПР позволяет выявить место, «субординацию», функции правовых средств в процессе правового регулирования на его различных стадиях, участках. При этом они берутся не изолированно, а в сочетании с иными социальными регуляторами, социально-экономическими факторами, поведением и деятельностью индивидов в сфере правового регулирования. Оптимальное сочетание социально-психологических, нравственных регуляторов с правовыми средствами, методами, приемами воздействия, выявление «глубинных» пластов действия права — магистральный путь исследования МПР в современных условиях.
В МПР имеются относительно самостоятельные блоки, подсистемы правовых средств, обеспечивающие процесс правового регулирования на отдельных его стадиях. Основанием выделения таких подсистем могут служить выполняемые ими специфические функции.
На начальной стадии правового регулирования общая регламентация, упорядочение общественных отношений осуществляются при помощи регулятивных и охранительных норм, выраженных в системе нормативных актов и обособленных в правовых институтах, субинститутах, комплексных юридических образованиях. Этот блок правовых средств обеспечивает введение и поддержание юридических режимов, выражающих особенности отдельных отраслей права и правовых институтов (юридические режимы централизованного и децентрализованного регулирования, правовые режимы труда отдельных работников, правовые режимы жилой площади и т. п.).
Следующий блок правовых средств обеспечивает регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений как главного средства перевода общих предписаний  правовых норм в плоскость их практического действия. Здесь основные правовые средства — юридические факты в их институционном выражении (договоры, односторонние (правоустанавливающие акты) и правообеспечительные средства. Особое и самостоятельное значение имеют такие способы правового регулирования, как позитивное связывание, дозволение, запрет. На завершающей стадии правового регулирования право реализуется с помощью специальных правовых средств, собственно и составляющих механизм реализации права.
Правовые средства — такие институционные образования (формы, установления), реальное функционирование, использование которых: приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного социально-экономического результата26. На уровне законодательного закрепления правовые средства образуют статическую часть механизма правового регулирования. Правильный выбор законодателем правовых средств обеспечивает их оптимальное взаимодействие с экономическими, социально-политическими, нравственными и иными рычагами ускорения социально-экономического развития советского общества.
Правовые средства обладают универсальным  характером. Благодаря им обеспечиваются правомерное поведение в сфере  правового регулирования, правореализующая и правоприменительная деятельность, направленные на решение комплекса социально-экономических задач. По содержанию, функциям правовые средства в механизме реализации права подразделяются на регулятивные и охранительные.
Основополагающее, первичное значение имеют регулятивные правовые средства, которые непосредственно используются субъектами в их практической деятельности по претворению в жизнь правовых требований и возможностей. Обособляясь в отраслях правах, правовых институтах, комплексных правовых образованиях, а в плоскости практического действия права — соответствующих индивидуальных установлениях и формах, закрепляющих порядок осуществления прав и обязанностей, конкретизирующих меры возможного и должного поведения (договоры, недоговорные обязательства и средства их исполнения, трудовые соглашения, порядок и средства исполнения плановых заданий, соглашения о порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности и др.), регулятивные средства устанавливают способы и порядок осуществления права, обеспечивают надлежащую правореализующую деятельность субъектов.
Охранительные правовые средства направлены прежде всего на охрану правового  порядка, восстановление нарушенного  права, воздействуют на нарушителя правопорядка. Они вступают в действие, реально  функционируют в случаях, когда регулятивные средства не обеспечивают надлежащей реализации права. К рассматриваемым средствам: относятся юридические санкции и акты их реализации, притязание, выраженное в виде жалобы, заявления, иска и т. п., охранительные правоотношения и дополнительные права и обязанности участников этих отношений, акты правоохранительных и иных органов, применяющих меры защиты и ответственности. «Вклиниваясь» в процесс реализации права при возможных сбоях в использовании регулятивных правовых средств, правовых аномалиях, охранительные средства призваны устранить препятствия в реализации прав и обязанностей, защитить и по возможности восстановить нарушенное право и тем самым обеспечить реализацию права, достижение нужного социально-экономического эффекта.
Правовые средства выполняют задачи разного уровня, отсюда их различная роль в механизме правореализации. На уровне общих задач правового регулирования правовыми средствами в целом выступают юридические нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, индивидуальные государственно-властные веления правоприменительных органов. Решая специальные задачи на тех или иных участках правового регулирования, данные средства образуют определенные юридические режимы, обеспечивающие особый порядок их использования. Это — юридические режимы труда работников разных категорий, правовые режимы индивидуальной трудовой деятельности, режимы жилой площади и т. д. Наконец, правовые средства оперативного порядка используются в реализации права на уровне конкретной, отдельной задачи. К ним относятся установления и формы, используемые в оперативной правореализующей деятельности специальными органами, должностными лицами, отдельными гражданами и организациями (особое соглашение или протокол о порядке исполнения договора, штраф, жалоба, иск и т. д.).
Таким образом, механизм реализации права  — особая правовая подсистема МПР, блок регулятивных и охранительных  правовых средств различного уровня, при помощи которых объективное  и субъективное право претворяются в жизнь, воплощается в фактическом поведении субъектов27. Функционирование механизма реализации права в процессе практического осуществления субъективных прав и обязанностей отличается значительным своеобразием. Использование правовых средств в реализации права всегда имеет «материальное» продолжение, в конечном счете включает вещественные элементы, воплощается в волевой деятельности субъектов, т. е. зависит от человеческого фактора.
 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА  РЕАЛИЗАЦИИ (ДЕЙСТВИЯ) ПРАВА

2.1. Правореализующая деятельность участников правоотношений

 
Право реализуется двумя способами: путем фактического правомерного поведения  субъектов и специальной правореализующей деятельности участников правоотношений. Фактическое правомерное поведение  юридический характер в целом  носит условно. Субъекты отношений реализуют здесь правомочия на собственные действия, не нарушают правовых запретов. Их фактическая деятельность определяется прежде всего обще-социальными и экономическими факторами и соприкасается с правом лишь постольку, поскольку правовые средства открывают простор для использования обще-социальных регуляторов и стимулов либо устанавливают запреты на совершение определенных действий, не допуская произвола в фактическом поведении субъектов.
Акты фактического поведения субъектов включаются в механизм правореализации в тех случаях, когда они порождают определенные юридические последствия, направлены на реальное осуществление прав и обязанностей. Так, если работник фактически приступил к исполнению своих трудовых обязанностей, то при наличии соглашения о приеме-поступлении на работу его действия порождают комплекс прав и обязанностей независимо от издания приказа о приеме на работу.
Правовое воздействие традиционно  изучается в учении о государстве  и праве в разделе реализации права. Реализация права, т.е. воплощение регуляторов общественных отношений в естественных повседневных ситуациях осуществляется путем воздействия норм права на поведение людей. Влияние права на сознание и поведение людей оказывается на основе самого факта существования правовых требований. Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций.
Воздействие права и регламентация (регулирование) правом – смежные и близкие по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим – например: исходя из того, что право само по себя является регулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения – т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права - регулирующую.
Однако для четкого их разграничения, обратимся к толкованию понятий  «воздействие» и «регулирование».
«Воздействие», представляет собой  систему действий, имеющих целью  повлиять на что-либо28, добиться необходимого результата29. Иными словами воздействие – это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону.
«Регулирование» (от лат. regulo – устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то) – это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы – создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.).
Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.
На наш взгляд достаточно точно  различия между правовым воздействием и правовым регулирование дает С.А. Комаров:
1. Предмет правового регулирования  несколько уже предмета правового  воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).
2. Если правовое регулирование  как специально-юридическое воздействие  в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы30.
По мнению С.С.Алексеева, правовое воздействие характеризует право  в действии, все направления и  формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора.
По сути, правовое (юридическое) воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические (средства агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и пр.). И эта духовная составляющая правового воздействия не является приоритетной.
Правовое регулирование — это  специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:
- во-первых, по своей природе  является такой разновидностью  социального регулирования, которая  строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;
- во-вторых, осуществляется при  помощи целостной системы средств,  реально выражающих саму материю  писаного права как нормативного  институционного образования —  регулятора.
Иными словами, правовое регулирование  в отличие от общего духовного  идеологического воздействия права всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы. В этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как нормативного институционного образования31.
Есть мнение, что правовое воздействие  закрепляет статику в праве, так  как в данном случае нет прямого  опосредования общественных отношений, поведения их участников. Правовое регулирование – это динамика в праве, так как право активно вмешивается в жизнь людей, регулируя их поведение32. На наш взгляд это не совсем верно.
С точки зрения развития и сменяемости  основного способа правового  регулирования – норм права (нормативных актов), правовое регулирование, безусловно, динамичный, кинетический процесс, но с точки восприятия его объектом регулирования – это процесс пассивный. То есть регулирование – это нечто даваемое сверху, процесс, в котором объекту отводится пассивная роль принимающей стороны.
Воздействие же является активным, динамическим началом, близким по значению к словам «действие», «влияние». Действие всегда представляет собой объективированный  акт, который может быть регламентирован  законом непосредственно либо определен через правовые начала и смысл законодательства, а также подвергнуться юридической оценке. Как справедливо замечает М.Н. Марченко, о воздействии можно говорить лишь тогда, когда сила субъекта воздействия способна вызвать определенные изменения в объекте воздействия33. В данном случае даже возможно противодействие, т.е. нежелание и посильное сознательное сопротивление объекта внешнему воздействию.
Правовое воздействие динамичнее, более гибкое, чем правовое регулирование, поскольку может влиять на общественные отношения, не только напрямую вмешиваясь в них, но и через правовые идеи, ориентиры, оказывая не совпадающее по времени с нормой права воздействие на общественную жизнь. В качестве основного средства воздействия на поведение людей в сфере правового регулирования государство использует правовую норму. Ее свойства оказываются наиболее подходящими для того, чтобы распространить государственное веление на неопределенный круг общественных отношений и относительно определенный круг лиц34.
В процессе правового воздействия правовая норма может отсутствовать, она может существовать в своем прообразе - правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму.
В результате воздействия не обязательно  возникает упорядоченность, происходят лишь изменения, которые могут привести и к разрушению объекта. Регулирование же должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата, существующего в виде абстрактной модели. Отличие правового регулирования от правового воздействия не в «степени» или в применяемом инструментарии, а в сознательности, рациональности волевого фактора, в логичности и целесообразной направленности его действия, в его полезности.
Правовое воздействие относится  к числу социальных феноменов, которым присуща социальная субъективность, выражаемая в сознательном отношении, как к цели, так и к выбору способов и методов, продолжительности, степени интенсивности и т.д. - воздействия. Именно сознательное, рациональное начало предопределяет начало волевое, т.е. динамизм, силу и активность воздействия.
Разум, сознание должно непременно присутствовать при правовом воздействии, поскольку  воздействовать правом можно лишь в  той мере, в какой действия людей  подвластны их сознанию. Именно действия людей, а не сами люди как таковые, имеют значение для закона, а следовательно для регулирования и воздействия.
С.А. Комаров определяет правовое воздействие  как результативное, нормативно-организационное  влияние на общественные отношения  как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)35.
Правовое регулирование, в свою очередь, представляет собой организованное упорядоченное, институционное воздействие на поведение и деятельность социальных субъектов и их отношения юридическими средствами с целью получить необходимый развитию общества результат. Цель этих возможных воздействий диктует необходимые формы и средства - запреты, дозволения, позитивные обязывания, но во всех случаях регулятивное воздействие адресовано человеку, каким бы ни было его социальное место, каким бы статусом он ни обладал.
Исходя из изложенного выше, дадим  определения основным понятиям данного исследования:
Правовое воздействие – это  процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все  возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.
Процесс правового воздействия  начинается с постановки целей и  заканчивается их выполнением, достижением  определенного результата. Цель всех средств в совокупности – обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения. Воздействие – это в конечном итоге результат. Регулирование – процесс, инструмент, способ.
Исследователи выделяют основные признаки правового регулирования:
- правовое регулирование – это  один из видов социального регулирования, т.е. регулирования, существующего в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Социальное регулирование осуществляется разными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют социальные нормы – право, мораль, обычаи и т.д. Право – один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование – один из важнейших видов социального регулирования.
- правовое регулирование – это  в основе своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и, следовательно, является государственным регулятором общественных отношений. Тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами и организациями или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные органы и организации, а также народ устанавливают нормы позитивного права с согласия или прямого разрешения (санкции) государства.
- правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные отношения. Право, регулируя общественные отношения, известным образом воздействует на них, в связи с чем правовое регулирование рассматривается в юридической науке обычно в качестве одной из форм воздействия права на общественные отношения.
- правовое регулирование – это  воздействие на общественные  отношения, осуществляемое при  помощи норм позитивного права  и других правовых средств.  Нормы права и другие правовые  средства в совокупности составляют механизм правового регулирования.
- правовое регулирование – это  такое воздействие на общественные  отношения, которое имеет своей  целью их упорядочение. Вследствие  этого правовое регулирование  есть не что иное, как целенаправленное  воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок36.
В литературе, равно как и в  нормативных актах, понятия «правовое  воздействие» часто упоминается  с конкретной отраслью права: уголовно-правовое воздействие, административно-правовое воздействие и пр. Это неслучайно, поскольку все отрасли права имеют свои индивидуальные, характерные способы (методы) правового воздействия на регулируемые отраслью отношения. Более того, каждый институт права имеет свои и только ему свойственные приемы и средства правового воздействия на общественные отношения. Поэтому конкретные способы и методы правового воздействия можно назвать одними из характеризующих критериев отрасли права или института права (наряду с понятийным аппаратом, принципами, юридическими конструкциями и пр.).
Надо отметить, что в литературе непосредственно способам правового  воздействия отводится не много  внимания. «Способ правового воздействия» часто отождествляется с «методом правового регулирования», и уже «методы правового регулирования» рассматриваются как инструменты воздействия права на общественные отношения и его участников, преимущественно применительно к отдельным отраслям права (изучаются отраслевые методы).
Отсюда способ правового воздействия определяется через категорию метода (методики, последовательности действий, системы действий, применяемых при осуществлении чего-либо). Способ отвечает на вопрос «как происходит правовое воздействие», «каким образом», что характеризует его как инструментарий правового влияния.
Способы правового воздействия  – многочисленны, и их классификация  различается у отдельных авторов.
По форме правового воздействия  – т.е. по воплощению, внешней реализации правового влияния на общественные отношения различают следующие:
правовая культура,
правовая идеология,
правосознание,
правовые принципы,
правотворческий процесс,
непосредственно правовое регулирование (механизмы правового регулирования)37.
Примерно таким же образом классифицируются способы правового воздействия и у авторов учебника Общей теории права под. ред. А.С. Пиголкина38. Надо сказать, что данная классификация соответствует скорее не инструментам воздействия, а результатам, которые складываются в процессе правового воздействия на индивида. То есть, вследствие длительного, целенаправленного влияния права, лицо становится наделенным правовой культурой, следует определенной правовой идеологии, обладает правовым сознанием и т.д.
Другие авторы вообще не рассматривают  отдельно правовое воздействие, а только в связи его с государственным властным влиянием. То есть различают государственно-правовое воздействие на отдельные сферы жизни человека39:
- государственно-правовое воздействие  на политику;
- государственно-правовое воздействие  на экономику;
- государственно-правовое воздействие на культуру;
- государственно-правовое воздействие  на социальную сферу и т.д. 
Такая позиция основывается на том, что право вне государства  не имеет собственного влияния. Право  как способ регулирования общественных отношений возникает в государстве и не существует вне его. А поскольку влияние это не является абстрактным, оно направлено на нормирование конкретных сфер жизни и деятельности человека в государстве (они являются объектами правового воздействия).
Воздействие права на политику осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, публичное право (конституция, конституционные законы) способствует закреплению политического строя общества, обеспечивает систему разделения властей. Права граждан на участие в политической жизни государства являются элементом функционирования механизма политической системы. Посредством участия в выборах, создания партий и движений граждане реализуют свои права и тем самым воздействуют на политику. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной  власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.
Экономические отношения могут  нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Правовая нормативная форма естественным образом отвечает сущности экономических отношений, рыночной экономики. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вмешательство государства в экономические отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права. Таким образом, право есть способ саморегулирования экономики. Правовое воздействие государства на экономику призвано в первую очередь обеспечить легальность совершаемых экономических действий, защиту интересов участников рыночных отношений, что положительно влияет не только на развитие внутренних экономических мощностей государства, но и закреплению позитивного образа для иностранного экономического сотрудничества.
Воздействие государства и права  на культуру реализуется в том, что  государства всячески способствует развитию материальной и духовной культуры общества. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство посредством права охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством. Государство заботится о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры. Конституция РФ гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44).
На основе права формируется  особый пласт культуры — правовая культура, носителями которой выступают  общество в целом, государственные  органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граждане.
Как верно подытоживает Л.С. Явич, активное воздействие права на породившие его общественные отношения не ограничивается и не может ограничиваться сферой хозяйственной жизни страны, оно охватывает область государственной деятельности, определенные стороны развития культуры, науки, техники, идеологии. Без права и законности нельзя себе представить нормальное и успешное осуществление государственных функций, развертывание политической демократии, развитие человеческой личности, удовлетворение ее растущих духовных и материальных потребностей, совершенствование социального обслуживания населения и т.п.40
Довольно привычной и наиболее часто встречающейся классификацией способов правового воздействия  является разделение их на информационное воздействие и ценностно-ориентационное. Это как бы каналы, по которым осуществляется общее воздействие права на общественные отношения.
Информационное воздействие права  основано на том, что оно является одной из разновидностей социальной информации. При помощи юридических  норм до сведения участников общественных отношений доводится позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимого результата, о последствиях нарушения норм.
Ценностно-ориентационное воздействие  базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право является одновременно носителем многих политических, моральных, духовных ценностей и поэтому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном и запрещенном поведении формулировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образа поведения.
Кроме этих, в работах В.Н. Кудрявцева41 выделяются два дополнительных канала воздействия права – принудительное и стимулирующее. Как замечает С.С. Алексеев, принуждение и стимулирование характеризуют в основном собственно юридическое воздействие, т.е. правовое регулирование – таким образом, они выражают деятельность государства и состоят государственно-властном нормировании общественных отношений; при этом стимулирование и принуждение присутствуют также в определенной своей части в информационном и ценностно-ориентационном воздействии.
Несмотря на тесное переплетение всех каналов (форм) правового воздействия, их нельзя исследовать в одном  ряду, поскольку они находятся в различных плоскостях правового воздействия. Поэтому правовое регулирование, информационное воздействие и ценностно-ориентационное воздействие будут рассматриваться отдельно.
Здесь следует обговорить следующее: в литературе, особенно учебной, встречаются различные термины для обозначения в целом одного и того же явления. Так, «информационное» воздействие именуется «информационно-психологическим», «ценностно-ориентационное» может именоваться «воспитательным», «социальным». По сути эти уточнения являют собой лишь расшифровку конкретной функции права при одном направлении воздействия. То есть, воздействуя на духовные, моральные и социальные качества личности, право оказывает воспитательное (педагогическое) и социально-направляющее действие. Как замечает Н.Н. Лебедева42, в рамках данных форм осуществляется влияние правовой информации на мотивы субъектов, на их внутренний мир, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности, социальную среду действия права, общественные отношения, а в целом на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Таким образом, право оказывает существенное влияние на формирование правовой культуры как общества, так и личности.
На базе данной классификации будет  строится дальнейшее изложение в нашей работе, а именно – характеристика отдельных каналов правового воздействия.
Итак, мы выделяем отдельно:
- правовое регулирование;
- информационное воздействие;
- ценностно-ориентационное воздействие.
Система нормативного юридического воздействия представляет собой правовое регулирование в собственном смысле этого слова.
Правовое регулирование начинается с момента создания, установления правовых норм, закрепляющих те или  иные интересы. Однако реально, в жизни  общества, оно проявляется в воздействии норм права на поведение людей, порождающем юридические обязательные, защищаемые государством последствия в различных сферах жизнедеятельности общества. В результате такого воздействия общественные отношения между людьми приобретают правовой характер, форму правовых отношений43. Правовое регулирование поэтому часто называют «нормативно-правовое регулирование».
Правовое регулирование – это  осуществляемое при помощи норм позитивного  права и других правовых средств  воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Соответственно предметом правового регулирования являются «общественные отношения, осуществляющиеся через определенное поведение людей; такие отношения, которые могут быть объектом правового воздействия и объективно требуют юридической регламентации»44. То есть проще говоря предмет правового регулирования – это определенная сфера общественных отношений, обусловленная спецификой человеческой деятельности.
Процесс реализации права осуществляется определенными методами и способами.
В теории права «методу правового  регулирования» даются различные определения  и толкования. Считаем важным отметить то, что исследователи часто выделяют «общий» метод и «отраслевой». К примеру А.М. Витченко определяет общий метод правового регулирования  как «совокупность специфически-нормативных средств воздействия права на общественные отношения, позволяющих отграничивать правовое регулирование от других форм воздействия права на общественные отношения»45.
Советские исследователи права  давали и такие определения метода правового регулирования: «способ воздействия государства на те или иные общественные отношения, применяемые им приемы для установления взаимосвязи сторон»46, «внутренне связанная, органически единая и цельная совокупность главных юридических особенностей, характеризующих данную отрасль права и соответствующих специфическим особенностям предмета - данного вида общественных отношений»47. Современная наука теории государства и права под методом правового регулирования понимает «приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств»48.
При характеристике любой отрасли  права принято выделять отдельные, специфически методы правового регулирования. Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений раскрывается в четырех основных признаках:
- характере правового положения  участников регулируемых отношений;
- особенностях возникновения правовых  связей между ними;
- специфике разрешения возникающих конфликтов;
- особенностях мер принудительного  воздействия на правонарушителей.
Подытожив вышесказанное, можно констатировать, что все определения так или  иначе называют под методом правового  регулирования совокупность приемов  и способов воздействия правовых норм на общественные отношения.
В структуре метода правого регулирования  выделяют следующие составляющие:
1) установление границ регулируемых  отношений; 
2) издание соответствующих нормативных  актов, определяющих круг прав  и обязанностей субъектов отношений;
3) наделение участников отношений  правоспособностью и дееспособностью,  что позволяет им вступать  во взаимосвязи; 
4) определение мер ответственности  в случае нарушения правовых  установлений49.
Общепринято выделять следующие методы правового регулирования: авторитарный (императивный, централизованный, метод  субординации, подчинения) и автономный (диспозитивный, децентрализованный, метод  координации, равноправия).
Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера (применяется в гражданском, семейном праве).
Метод централизованного, императивного  регулирования базируется на отношениях субординации между участниками  общественного отношения. При его  помощи регулируются отношения, где  приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве)50.
Метод правового регулирования  обладают следующими базисными характеристиками:
- свойственны только государству  в лице его органов;
- касаются только юридических  норм;
- обеспечиваются государственным  принуждением.
Метод правового регулирования, как  верно отмечает В.Д. Сорокин, может  существовать и выполнять свою социальную функцию только как система, складывающаяся из трех первоначальных способов воздействия – дозволения, предписания (обязанности) и запрета. Система этих трех способов юридического воздействия обеспечивает совершенно необходимую универсальность механизма правового регулирования, в котором его компоненты взаимно обеспечивают один другого, что придает системный характер самому методу правового регулирования51.
Способы правового регулирования, как видно, соответствуют делению  норм права на дозволяющие, запрещающие  и обязывающие. Некоторые исследователи  выделяют также рекомендательные нормы (совет).
Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать  те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет – фактически также предписание, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться) те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных  правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершению по своему усмотрению52.
Первые два способа – юридическое  запрещение и позитивное предписание (обязывание) относят к императивному  методу. Дозволение – к диспозитивному.
С.С. Алексеев, называя способы «средствами» (что, на наш взгляд, по смысловому значению равнозначно), несколько иначе распределяет их по относимости к методу: в императивном (централизованном) методе центральным средством правового воздействия является позитивное обязывание; при децентрализованном методе регулирования вступают в действие дозволения и запреты. Такое разделение исследователь обосновывает тем, что «дозволения и запреты находятся на стыке между правом и тем слоем социальной жизни, который выражает социальные и духовные требования к праву. Они выступают как бы в качестве активного центра, призванного принимать активные импульсы, сигналы от общественной жизни, ее духовных начал, а затем уже в виде общих регулятивных начал, воплощающих господствующие социальные ценности, как бы распространять их на все право, и тем самым определять характер и направления правового регулирования общественных отношений»53. А в императивном методе центральное действующее звено – обязывающие юридические нормы, исходящие от государства; здесь не «духовные начала» и «социальные ценности» задают тон, а государство в лице властвующих органов и лиц.
Позиция Алексеева, надо сказать, весьма интересна. Однако мы в работе склоняемся к употреблению традиционного разграничения  способов правового регулирования  по методам, когда основой дифференциации являются автономия воли с одной стороны (дозволение) и императивные нормы прямого действия – с другой (запрет, обязательство). При диспозитивном методе отсутствуют отношения власти и подчинения, а в императивном они присутствуют. Соответственно дозволение возможно отнести к одному методу, а запрет и обязывание – к другому. Основой разграничения является воля участвующего субъекта и его позиция как «подчиненного» или «равного».
Юридические запреты создают барьер для нежелательного, вредного социального  поведения. Часто юридический запрет выражает собой облаченный в юридическую форму моральный запрет (с соблюдением требований юридической техники, с указанием юридической санкции). То есть мораль обличается в юридическую личину, и тем самым регулирует общественные отношения. Основное назначение запретов – «утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие порядки и отношения»54.
Обеспечение соблюдения запрета являются меры юридической ответственности (уголовные, административные). Реализация субъектом правоотношения юридического запрета выражается в пассивном характере поведения – «не делать» - отсутствие действия, указанного в запрете
Для обязываний характерно навязывание  – лицо вынуждено делать то, чего бы оно может быть и не делало бы по собственной воле, не будь соответствующей обязанности (бремени). В отличие от запрета, обязывание имеет активный характер, предусматривающее активное поведение со стороны субъекта. При реализации юридической обязанности одна сторона является носителем бремени – обязана совершать какие-то действия, а другая сторона имеет право требовать совершения данных действий.
Юридическое дозволение как раз  призвано обеспечить свободу действий и поведения человека. Это управомочивающие нормы, которые или прямо формулируются в тексте нормативного акта, либо конкретно не указано, но вытекает из комплекса юридических норм (хоть и не указано, но дозволено, поскольку не запрещено).
Дозволение имеет шаткие границы  с запретом – злоупотребление  дозволенным часто ведет к  нарушению нормы, соответственно, запрещению такого поведения.
Кроме всего обозначенного, в правовом регулировании различают еще  и тип правового регулирования  – т.е. общую направленность воздействия  на общественные отношения, которая  зависит от того, что лежит в  основе регулирования – дозволение или запрет.
Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что  не запрещено (законодательством). Регулирование  по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых  общество не может нормально существовать. Все, что не подпадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.
Общезапретительный тип формулируется  иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершить только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции55.
Таким образом, способы  правового регулирования, выраженные в соответствующих нормах, являются действенным элементом механизма  правового регулирования общественных отношений. Нормы права изменяются под воздействием экономических, политических, социальных и иных факторов, но триединство запрета, дозволения и обязательства остаются устойчивой базой для упорядочения жизни индивидов и сообществ в государстве.
В процессе реализации права  происходит своеобразная «материализация» отдельных правовых средств, которые становятся вещественными материальными частями механизма правореализации. Так, реализация санкций правовых норм в виде штрафа предполагает взимание определенной денежной суммы, действия по установленному порядку оплаты этой суммы, обжалованию и т. д.
Обладает спецификой механизм реализации и при исполнении юридических обязанностей. На данной стадии субъекты непосредственно используют правовые формы, типовые программы поведения, заложенные в правовых институтах, обязывающих нормах. Правовые средства при исполнении права отличаются значительным потенциалом, внешней силой, обеспечивающей неукоснительное проведение в жизнь правовых предписаний. Поэтому здесь реализация права не может быть обеспечена только фактическим правомерным поведением, а требует особой правореализующей деятельности как наиболее активной формы претворения в жизнь субъектами норм права. Они строят свое поведение в соответствии с требованиями правовых предписаний, предпринимая активные юридические действия. Последние осуществляются в институционных правовых формах (хозяйственные договоры и трудовые соглашения, письменные формы сделок, юридически оформленные кредитные отношения, жалобы и заявления, акцепты платежных требований и др.) и служат средствами автономного индивидуального регулирования, направленного на исполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав.
Правореализующая деятельность нередко требует особых процессуально-процедурных  форм — определенного регламентированного правовыми нормами порядка, особых правил совершения правореализующих действий, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей. Правореализующая деятельность, индивидуальные акты, связанные с исполнением юридических норм, близки к актам применения права. Вместе с тем они отличаются качественным своеобразием. Применение права обладает государственно-властным характером. Институционные результаты правоприменения — индивидуальные властные решения (предписания) — имеют общеобязательный характер, их исполнение обеспечивается особым механизмом государственно-правового принуждения. Правоприменение — разновидность государственного управления56. Вместе с правотворчеством правоприменение составляет единый блок государственно-правового руководства обществом.
Будучи в основном дополнительной стадией правового регулирования, правоприменение может предшествовать возникновению конкретных правоотношений, непосредственно «устанавливать»  права и обязанности в случаях, когда последние не могут возникнуть у субъектов без правоприменительной деятельности (жилищные, пенсионные правоотношения, юридические обязанности, связанные с прохождением воинской службы, и др.). Здесь правоприменение выступает «движущей силой» механизма реализации права.

2.2. Правоприменительная деятельность

 
Правоприменительная деятельность «вклинивается» в механизм реализации права, если возникают препятствия  к реализации субъективных прав, добровольно  не исполняются юридические обязанности  либо исполняются с дефектами, неправильным использованием правовых средств. Устраняя эти препятствия, правоприменение доводит до конца процесс реализации права на завершающей стадии правового регулирования. Оно обязательно и необходимо во всех случаях применения мер государственного принуждения и правового поощрения.
Характер государства  как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость  деятельности по применению права. В  данном случае государство в целях  упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права — это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.
Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений57.
Поскольку применение права  имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное и гражданское судопроизводство), в других — устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).
Характером применения права предопределяется, что правоприменительный  орган — это, как правило, полномочный  орган государства (высший или местный орган власти и управления, суд, органы прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям трудящихся. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам ныне принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).
Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность58.
Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой  главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества, поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. Посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания; обеспечиваются права личности и т.д59.
Стадии правоприменительного процесса:
1. Установление фактических обстоятельств,  на которые рассчитана правовая норма.
2. Выбор (отыскание) правовой  нормы, подлежащей применению  к данным фактическим обстоятельствам.
3. Проверка подлинности текста  статьи нормативного правового  акта и ее анализ с точки  зрения законности.
4. Проверка действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.