Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Институт брака Китая

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение 3
 
ГЛАВА 1. Государственное регулирование семейно-брачных отношений 7
 
1.1. Законы о браке и правила регистрации брака 7
1.2. Особенности государственного регулирования семейно-брачных отношений 14
 
ГЛАВА 2. Основные тенденции трансформации института семьи и брака 21
 
2.1. Супружеские и внутрисемейные отношения в Китае 21
2.2.    Угрозы стабильности института семьи в КНР 26
 
Заключение 38
Список источников и литературы 40
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Актуальность исследования. Анализ структуры и функций семейной организации имеет важное значение для понимания основных процессов, происходящих в китайском обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья является важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества, она отвечает за воспроизводство населения, ей принадлежит ключевая роль в вопросах социализации человека, в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение. Проблемы семьи и брака приобретают всё большее значение в условиях глобализации, с усложнением и ускорением социально-экономического и социально-политического развития. Традиционно высокая значимость института семьи и брака в китайском обществе - микроединицей с точки зрения китайцев до сих пор считается семья. Особенности функционирования семейной организации оказывают глубокое влияние на темпы и результаты проводимых в Китае на данном историческом этапе политических и экономических преобразований.
Объект исследования: Институт семьи и брака в КНР.
Предмет исследования: состояние и основные тенденции эволюции семейно-брачных отношений китайцев на современном этапе исторического развития.
Цель исследования: изучить основные тенденции развития института семьи и брака в современном Китае.
Задачи исследования:
- выделить  особенности государственного регулирования  семейно-брачных отношений в Китае с 1949 по 1980 года;
- рассмотреть  круг вопросов, связанных с супружескими  отношениями в китайской семье,  обозначить сущность и динамику  их развития, выявить закономерности  и причины происходящих изменений;
Анализ источников и литературы
В основе жизнедеятельности китайского общества долгое время лежали конфуцианские правила взаимоотношений между людьми, и решение обозначенных задач невозможно без обращения к основополагающим сочинениям конфуцианского канона - «Лунь юю» («Беседы и суждения») и «Ли цзи» («Книга ритуалов»). Эти памятники культуры оказали глубокое влияние на всю национальную культуру не только Китая, но и других азиатских стран. Многие регламентируемые ими морально-этические нормы поведения действуют и по сей день: общинный дух, почитание старших, высокая значимость семейно-родственных связей в обществе, стремление к образованию и нравственному самосовершенствованию, трудолюбие.
Более подробно изучить особенности семьи и  брака мне помогли законы и нормативно-правовые акты, такие как «Закон КНР «О браке 1980 года», «Закон КНР о браке 1950 года», «Указание о последовательной пропаганде планирования семьи 1959 года», нормы Гражданского кодекса (главы "Семья" и "Наследование"). Обращение к ним даёт представление об особенностях государственного регулирования семьи и брака в Китае, в частности, о процессе становления современного семейного законодательства. Его изучение строится на комплексном анализе законов о браке, правил регистрации брака, судебных разъяснений и других нормативно-правовых документов. Данный вид информации позволяет говорить о позиции государства по наиболее значимым вопросам семьи и брака, оценивать эффективность проводимой им семейной политики, судить о масштабах изменений в семейно-брачных отношениях.
Мы также  имели возможность  ознакомиться с монографией У. Пэриша и М. К. Уайта «Деревня и семья в современном Китае». Этот источник, в котором, на примере провинции Гуандун, описывается социальное и экономическое положение деревенского населения, откуда происходит большинство беженцев, говорится о том, что деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции, помог изучить социальную и экономическую жизнь Китая, и особенно сельскую.
В качестве источниковой базы также использовались материалы статей о браке и семейной жизни, опубликованных в «Жэньминь жибао», «Чжунго цин нянь» и «Чжунго фунюй». Особенно интересен двухнедельный бюллетень «Баньюэ тан», предназначенный, вероятно, для сельских кадровых работников; журнал этот очень конкретно рассматривает различные сюжеты, которые «низовые» кадры должны решать, и среди них проблемы брака и повседневной жизни. Но, ссылаясь на них, нельзя забывать, что эти публикации санкционированы либо партией, либо организациями, непосредственно ей подчиняющимися, как Союз молодежи, издающий «Чжунго циннянь» или Федерация женщин, издающая «Чжунго фунюй».
Географическими рамками исследования является территория материкового Китая. Китайская Народная Республика - многонациональное государство, насчитывающее 56 национальностей, при этом более 98% от всего населения КНР составляют ханьцы.
Хронологическими рамками данной работы является период с 1949 (с момента образования Китайской Народной Республики) по 1980 год. Данный период времени достаточно полно показывает все этапы трансформации института семьи и брака, характеризует особенности происходящего.
Поставленная цель и задачи обусловили следующую структуру  работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
 


ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Законы о браке  и правила регистрации брака

Начиная с образования республики в 1911 г., ее руководители мыслили реформу семейной системы как элемент реформы общества и страны. Смягчение политического режима китайской родины, наконец восстановленной после падения маньчжурской монархии, должно было дать место смягчению режима в клане и семье. Такие взгляды были развиты в Гражданском кодексе; к его составлению приступили в 1907 г., но в своей окончательной форме он появился лишь в 1931 г. Между этими датами, особенно вслед за мощным движением национального и культурного обновления 4 мая 1919 г., идеи эмансипации получили широкое распространение среди образованных людей. Однако носители этих идей разделились: в то время как одни критиковали сам принцип конфуцианской семьи, другие рекомендовали лишь ее реформу.
Во время второй мировой войны, после Великого похода, каждый из «освобожденных районов» Северного Китая имел свой закон о браке; их было, по-видимому, не менее десятка.  В 1950 году закон о браке стал одним из первых законов, изданных новым режимом1.
Многочисленность этих текстов  достаточна, чтобы доказать, какое значение китайские коммунисты придают реформе брака и семьи. В течение многих лет борьбы это был рычаг для переворота установленного порядка в образе мышления, в обществе и системе производства и собственности. Это также идеологическое оружие в противоборстве с националистами, исключительное средство пропаганды, это призыв ко всем молодым людям и ко всем женщинам, которые не приемлют своей судьбы, которые восстают против брака, подготовленного их родителями, или против полного подчинения мужу и его семье.
После победы и установления Народной республики новая тема занимает свое место среди идеологических целей реформы брачных отношений. Эмансипация женщин должна была также стать средством высвободить значительную рабочую силу, до того мало используемую для строительства социализма: труд женщин. Закон о браке 1950 г. торжественно провозглашает социальные принципы: упраздняется феодальная система брака, произвольная и авторитарная, основанная на превосходстве мужчины над женщиной и на безразличии к судьбе детей; введена система брака, основанная на свободе для мужчины и женщины избирать друг друга в супруги, на моногамии, на равенстве прав полов и на защите законных интересов женщины и детей. Среди прав, в отношении которых закон утверждает равенство полов, прямо называется «право участия в труде и производстве»2.
Закон о  браке 1950 г. представляет собой текст  замечательно короткий, если принять во внимание сложность затрагиваемых им проблем: заключение брака, семейные отношения, охрана детства,   развод. Закон содержит всего 27 статей (в большинстве своем по нескольку  строчек). Содержащиеся в законе формулировки принципов имеют достаточно большие пробелы, что позволяет властям на местах втискивать в них требования политической линии данного момента, а отдельные лица не в состоянии оспаривать их решения по букве закона. Наиболее показательно в этом отношении положение с разводом. Закон 1950 года3 разрешает развод по требованию обоих супругов или одного из них, «если он настойчиво его требует», а попытки примирения окончились неудачей. Закон не указывает никакой конкретной причины как основания для развода. Он может, таким образом, показаться либеральным, однако  в действительности практика судов, на которые возложена обязанность его применения, свидетельствует,   что умолчание в тексте закона дает полную свободу   рук для судей, могущих или утвердить развод, или отказывать в нем. В зависимости от политической линии данного момента тот или иной мотив может быть признан подходящим или непригодным, а развод будет делом легким или трудным.
Закон о  браке 1950 года предусматривает, что  супруги должны зарегистрировать свой брак у местных административных властей. Эта процедура, которая кажется совершенно нормальной жителям Запада, для Китая — новость. Законодательные акты о браке, введенные в действие коммунистическими властями в освобожденных районах, уже предусматривали его официальную регистрацию, в то время как Гражданский кодекс националистов не содержал никаких положений на этот счет.4 Такая регистрация предстала как вмешательство властей в дело, до того рассматриваемое как чисто семейное, и являлась, по меньшей мере, такой же гарантией брака для супругов, что и традиционные формы образования семьи. Практика последующих лет показала, что регистрация брака фактически явилась средством контроля, подчиненным, как и развод, внутренним директивам и политической линии партии. В зависимости от периода, брак или разрешается желающим вступить в него, или в нем отказывают, следуя официальной линии в политической или демографической сфере5.
Спустя 30 лет после провозглашения Народной республики закон о браке был заменен другим аналогичным документом, принятым в сентябре 1980 года и введенным в действие 1 января 1981 года. Этот документ отличается от Закона 1950 года лишь несколькими важными пунктами. Главный из них касается контроля над рождаемостью, что Закон 1950 года полностью игнорировал. Слабо применяемый во время «культурной революции», контроль над рождаемостью приобрел в 70-е годы приоритетное значение. Закон о браке 1980 года отразил это, утверждая, что «супруги обязаны проводить планирование семьи». В том же круге представлений законный возраст для вступления в брак был поднят с 20 до 22 лет для мужчин, с 18 до 20 — для женщин. Впрочем, на данный период времени законный возраст не имел никакого практического значения и соблюдался не всегда.
Закон 1980 года, как и Закон 1950 года, предусматривает обязательную процедуру примирения в случае развода. Эта процедура зависит от произвола внутренних указаний, но новый закон все-таки оговаривает, что «если чувственные связи действительно порваны и попытки примирения остаются безрезультатными», то суд должен постановить развод; это, безусловно, некоторое смягчение (ранее существовавшего положения).
Наконец, Закон 1980 года гораздо более четко, чем Закон 1950 года оговаривает обязанности  членов семьи по отношению друг к другу. Он воспроизводит принцип, по которому «родители должны взрастить и воспитать своих детей; дети должны поддерживать своих родителей и помогать им», распространяя его на отношения между дедом и бабкой и внуками или между братьями и сестрами, если родители умерли. Закон разъясняет этот принцип, предусматривая возможность обратиться к правосудию, если соответствующие обязанности не соблюдаются6.
Поскольку в Китае нет ни целостной системы социального обеспечения, ни общих положений об отставке и уходе на пенсию, эти с виду бесцветные статьи имеют существенное практическое значение. Возлагая на семью тяготы забот о своих более слабых членах, Закон 1980 года открыто признает неспособность коллектива взять их на себя. Следовательно, закон укрепляет семейную структуру, в то время как предшествовавшие документы стремились ее ослабить.
Закон есть одно из средств политики, выражающей себя в директивах, пропагандистских кампаниях по «воспитанию», отражением которых являются передовые статьи китайских газет. И следить за политической линией коммунистической партии можно скорее не по эволюции законов, а по лозунгам и крупным заголовкам прессы. На самом деле повседневная жизнь не соответствовала модели, предполагаемой политикой. Постоянные провалы в экономическом плане, драмы, происходившие на почве коллективизации, и особенно демографическая проблема привели в конце концов к некоторому осознанию того факта, что реальность не следует строго навязываемым моделям.
Чтобы определить официальную политику, следует процитировать «общие положения» Закона о браке Китайской Народной Республики, принятого 10 сентября 1980 года Третьей сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва:
Ст. 1. Настоящий закон определяет основные принципы, управляющие матримониальной системой и отношениями между членами семьи.
Ст. 2. Применяется  система брачных отношений, основанная на свободном решении двух сторон, на единобрачии, на равенстве прав обоих полов. Охраняются права и законные интересы женщины, ребенка и престарелых родителей. Применяется планирование семьи.
Ст.  3. Запрещаются брак по решению   семей, брак по расчету и любые    браки, нарушающие свободу заключения брака, равно как и любые поборы при вступлении в брак.
Ст. 4. Запрещается двоеженство. Запрещаются  в отношениях между членами семьи плохое обращение и оставление в беспомощном состоянии2.
Ст. 5. Минимальный  возраст для вступления в. законный брак устанавливается в 22 года для  мужчин и 20 полных лет для женщин. Поощряется позднее вступление в брак и позднее рождение ребенка.
Ст. 6. Не разрешается вступление в брак ни мужчине, ни женщине в одном из следующих случаев: 1. Если между двумя сторонами имеется родство по прямой линии или родство по боковой линии до третьей степени родства; 2. Если одна из сторон болеет проказой, которая не излечена, или страдает любой другой болезнью, делающей это лицо, по заключению врачей, неспособным к браку.
Ст. 7. Для  выполнения формальностей по заключению брака будущие супруги должны лично обратиться в бюро регистрации браков для соответствующей записи. Если просьба отвечает условиям настоящего закона, брак регистрируется и бюро выдает свидетельство о браке. С вручением названного свидетельства их брачный союз установлен7.
Таким образом, бюро регистрации обязано  было «проверить, отвечает ли просьба условиям» закона. Но неизвестно, как конкретно происходила эта проверка. Цитируя внутренние указания администрации, «Жэньминь жибао» уточняет, что кандидаты на вступление в брак должны обратиться в бюро регистрации по месту жительства одного из них; в сельской местности — в контору народной коммуны. Они предоставляют свидетельство о местожительстве, а также документ с места работы, удостоверяющий дату их рождения, национальность и семейное положение. Они заполняют вопросник и, вероятно, отвечают на устные вопросы. Регистрация брака производится только после такого экзамена и возможных проверок. Фактически эта процедура может длиться несколько месяцев3.
Итак, существует определенный контраст между относительно расплывчатым законом и уточнениями инструкций, предназначенных для внутреннего употребления (которые можно легко изменять). Сверх того, в процедуру регистрации вмешиваются многие административные органы: разумеется, бюро регистрации, но также и органы гражданского состояния и производственных единиц. Следовательно, контроль над заключением брака — это механизм общественного контроля в целом. Это типичное создание коммунистической власти. По китайской традиции, брак считается делом исключительно внутрисемейным. Однако, начиная с первых китайских Советов, с начала 30-х годов, коммунисты ввели формальности регистрации. Они действовали так не только для того, чтобы сделать законодательство более эффективным, но, прежде всего, чтобы укрепить власть государства за счет власти главы семейства8.
Стоит отметить, однако, что административная процедура регистрации не касается исключений, предусмотренных во втором абзаце ст. 6 о состоянии здоровья, поскольку эта статья не делает обязательным добрачное освидетельствование. Последнее рекомендуется прессой, но специальные центры существуют лишь в нескольких крупных города. Следствием такого положения явилась возможность для чиновников бюро регистрации, зачастую некомпетентных в сути дела, ставить вопрос о «медицинском разрешении», что вызывало впоследствии просьбы о разводе из-за физических недостатков9.
В городах применение названной  процедуры носит общий характер, что не исключает эксцессов и беспорядков. Зато она менее постоянна в сельской местности. Случается, что крестьяне просто пренебрегают регистрацией своего брака.

1.2. Особенности государственного  регулирования семейно-брачных отношений

Следует признать, что несовершенство администрации часто компенсируется мощным контролем со стороны производственных единиц. Производственная единица, даньвэй,— это основная шестеренка в механизме китайского общества. Это, прежде всего место, где осуществляется трудовая деятельность каждого: производственная бригада в сельском хозяйстве, промышленное предприятие, административная контора. Но это также ячейка, от которой зависят материально, поскольку она распределяет помимо заработка многие важные блага: премии, талоны на питание, жилище. И, наконец, это основная ячейка социального контроля и политической мобилизации. С помощью специализированных секций (особенно безопасности и кадров) партийный аппарат каждой даньвэй следит за профессиональным, моральным и политическим поведением каждого лица. Мощные средства, которыми он располагает, позволяют ему вмешиваться путем поощрений или санкций в частную жизнь своих членов. Так, замеченный в плохом работник будет сначала «предупрежден», потом его оштрафуют, и, наконец, он будет отставлен от работы и подвергнут «критике масс»10.
В период политических кампаний власть даньвэй над ее членами часто трансформировалась в тиранию. До 1976 года многие производственные единицы имели собственные тюрьмы.
В области, относящейся к браку, закон не признает за даньвэй никакой особой роли. Именно инструкции о применении закона требуют от каждого кандидата в супруги аттестации из производственной единицы, предназначенной подтвердить, что он отвечает требуемым условиям. Но производственная единица в принципе не имеет права помешать или задержать представление запроса о регистрации. Однако столь мощный орган не колеблется в возможности повлиять на семейную жизнь своих членов. Его вторжения в брачные отношения были особенно многочисленны и жестоки во время «культурной революции».
С начала 80-х годов официальная  пресса критикует даньвэй, подменяющую закон своей властью и проявляющую слишком много авторитаризма.    Однако она же позволяет производственным единицам осуществлять известный контроль тогда, когда требуется выдать аттестацию, необходимую    для регистрации брака11.
Режим располагает многими иными  средствами для вмешательства в семейные отношения. Некоторые имеют прямо политический характер. Они восходят к кампаниям, проводимым коммунистической партией, и отвечают политической концепции социальной иерархии. После своего прихода к власти КПК всегда проводила коренное различие между «народом» (представителем которого она является) и «его врагами», которые должны находиться под надзором, подавляться либо элиминироваться. Внутри «народа» партия также создала хитроумную иерархию в соответствии с предполагаемой степенью верности каждой категории: национальная буржуазия, лица умственного труда, крестьяне, рабочие, члены партии, кадровые работники и руководители. Эта политическая иерархизация общества в разные периоды по-разному влияла на семейные отношения, причем это влияние находилось в прямой зависимости от принадлежности к той или иной из перечисленных выше категорий12.
Так, «враги народа» и их потомки  долгое время были жертвами матримониального гонения, а иногда настоящих преследований.
 Детям «четырех черных категорий»13 было трудно вступить в брак до той поры, пока Центральный комитет не объявил, что можно снять «колпак» с тех, кто достаточно перевоспитался. Если эти люди вступали в брак между собой, то говорилось: «добавили слой сажи к черной кастрюле» или «положили черное на черное», а если они женились на детях крестьян, бедняков или середняков, то говорилось, что они нарушили границу между классами: «крысиный помет портит всю миску супа». О другой стороне говорилось, что дети бедных или средних крестьян, вступая в брак с детьми «врагов народа», утрачивают классовую позицию. В результате это была напрасная любовь, которая не могла завершиться браком14.
Проблема в том, что эта политика неясна: одни выдвигают на первый план пропаганду режима, другие — его реальную практику, более дискриминационную. В периоды массовых кампаний вмешательство партии могло быть более грубым, особенно после начала «культурной революции». Однако, начиная с 1978—1979 гг. дискриминации по политическим мотивам была официально прекращена. Почти все жертвы репрессий, осуществлявшихся в ходе кампаний после 1956 года, были реабилитированы. Многие сотни тысяч «правых» и несколько миллионов кадровых работников — жертв «культурной революции» возвратились на свои посты. На детях помещиков и богатых крестьян больше не лежит груз «преступления», совершенных их родителями, и пропаганда рекламирует одинаковое отношение к молодежи любого происхождения15.
Правда, одна из крайних форм политического  вмешательства, кажется, исчезла — речь идет о принудительных разводах. Эта практика была связана с кампаниями чисток, потрясавших историю КПК со времен первых красных баз. Когда из партии вычищали одного из ее членов, партия создавала вокруг него атмосферу пустоты. Она требовала, чтобы его друзья и родня отдалились от «преступника». Часто даже не было нужды это требовать: чтобы избежать преследований и обеспечить будущее своих детей, жена сама требовала развода, часто с согласия мужа. Принудительные разводы стали еще более многочисленными во время «культурной революции». Однако известны случаи, когда женщины отказывались уступить политическому давлению. Другие же, напротив, чувствовали себя обязанными развестись и, чтобы выжить, готовы были вновь выйти замуж за человека лучшего политического положения.
После стабилизации политической жизни  в Китае, уменьшилось количество разводов по политическим мотивам, а  со временем такие случаи  совсем сошли на нет.
Однако  сомнительно, чтобы обладатели власти утратили все свои матримониальные привилегии. Эти привилегии отражают структурную характеристику режима: постоянные расхождения между законом, регламентацией и практической политикой, а также иерархизация власти дают кадрам полную возможность распоряжаться их применением и пользоваться льготами на матримониальном рынке.
Привилегии  коммунистических властей в области отношений полов и брачных отношений восходят к 30-м годам, к периоду Яньани. Именно тогда возникает дифференциация между простыми членами партии и их руководителями: первым — добродетель и воздержание, вторым — молодые девушки и внебрачные связи. Повторные браки многих высоких руководителей, в числе которых был сам Мао Цзэдун, женившийся в Яньани на актрисе Цзян Цин, объясняются не только трагедиями гражданской войны, но и привилегиями, которыми руководители уже пользовались.
После 1949 года эти привилегии стали более  прочными и разнообразными в соответствии с рангом каждого в иерархии. Многие кадровые работники воспользовались возможностями развода, предусмотренными Законом 1950 года, чтобы расстаться со своими прежними женами-крестьянками и заключить новые союзы с молодыми горожанками. Теперь кадровые работники, оказавшиеся на верхушке социальной иерархии, стали самыми высокоценными мужьями. Во время «культурной революции» значительное усиление давления политической власти на общество сделало привилегии маоистских кадров чрезмерными.
Появившиеся начиная с 1978 года свидетельства  о совершенных во время «культурной революции» злоупотреблениях столь многочисленны, что можно было бы составить целую библиотеку из рассказов и романов, в которых коммунистические кадровые работники представлены насильниками и сексуальными маньяками.
Представление о том, что служба Революции дает права сверх закона, было, кажется, особенно распространено среди кадровых работников после 1966 года. Отправка нескольких миллионов молодых людей, получивших образование, в деревню создала много стимулов для реализации этой идеи16.
Период 1970—1978 гг. знает много случаев  злоупотреблений такого рода. Можно думать, что они стали реже после возвращения молодежи из ссылки и восстановления в партии дисциплинарных комиссий. Но этот сюжет перестал быть табу для печати, ставшей теперь разоблачать преступления и насилия, которые могут совершать кадровые работники всех уровней, а также сыновья высоких руководителей (это показывает, что привилегии стоящих у власти передаются от одного поколения другому). Случаи, описанные в печати, это, конечно, такие, которые рассматривались в судах, зачастую приговаривавших виновных к смертной казни49.
Наряду  с насилиями и другими серьезными преступлениями существуют, конечно, и все многочисленные формы менее важных злоупотреблений. Привилегии и преимущества, которыми пользуются кадровые работники, распространяются на область семейных отношений, как и на другие области. Эти привилегии связаны с природой их власти и не оспаривались населением. Естественно, что кадровые работники являются наиболее желанными зятьями для тех, кто хочет обеспечить своим дочерям повышенный социальный статус и материальные преимущества: жилье, доступ к специализированным магазинам и т. п.,— связанные с положением кадрового работника17. Выход замуж за кадрового работника является к тому же гарантией политической безопасности, а для женщины, происходящей из сомнительной социальной среды и рискующей стать козлом отпущения в каждой новой политической кампании,— возможностью откупиться от такой участи.
Практика брака, как и все стороны жизни того времени, ограничивается: при выборе супруга преобладают политические факторы. Ныне роль этих факторов уменьшается, и вновь становятся важными материальные или финансовые критерии. Можно сказать, что кадровые работники вышли из моды, по крайней мере, в больших городах. Но в той мере, в какой они пользуются теми же или материальными преимуществами, они часто остаются желанной партией.
Закон, действующий с 1981 года, провозглашает свободу выбора супруга — принцип, заимствованный из предшествовавших текстов, изданных коммунистическими властями. Эту основную свободу закон несколько ограничивает. Необходимость регистрировать брак — единственное предусматриваемое им вторжение администрации18. Однако ряд собранных документов создает картину совсем иной практики. Административные органы осуществляют в основном ограничительный контроль над браком, семейной жизнью, разводом. Производственные единицы и органы, на которые возложен контроль над населением, играют важную роль в этой области, причем далеко не всегда действуют на основе закона19.
Администрация может отсрочить  брак далеко за пределы предусмотренного законом возраста, она строго ограничивает рождаемость, она произвольно разобщает супругов, давая им назначения, в соответствии с которыми они оказываются за тысячи километров один от другого, или, напротив, заставляет их жить вместе, отказывая в разводе.
Основания, выдвигаемые для оправдания такого вмешательства, зиждутся не на законе, а на идеологии. Стремясь подменить собой конфуцианские традиции, регламентирующие жизнь личности и семьи, коммунистическая идеология не может допустить, чтобы такая важная область, как семейная жизнь, ускользнула от ее засилья. И она формирует строгие правила личной и сексуальной морали, запрещает брак между некоторыми категориями населения по политическим признакам, делает развод обязательным для других или просто запрещает его женщинам.
Соблюдение этих правил, которые  часто остаются не зафиксированы письменно, доверено как органам пропаганды, так и администрации. Содержание и строгость их применения варьируется в зависимости от зигзагов политической линии партии, переходя от критических периодов, таких, как «культурная революция», к периодам разрядки, как в 1979—1980 гг.
В целом вмешательство властей  и идеология противоречат принципу свободы брака. Создается обстановка неравноправия. Эта система брака охватывает только часть классов общества, так как сохраняют свое влияние и традиционные критерии, а также, финансовые соображения в вопросе о браке. Но правящий класс, кадровые работники всех уровней и армия пользуются, а иногда и злоупотребляют своими привилегиями в области брака. Внизу городское и сельское население реагирует на это, иногда скрытно, а, иногда открыто восставая, если контроль (особенно над рождаемостью) нарушает их традиции и интересы. Некоторым удается даже извлечь из этого пользу, но чаще они подчиняются20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.