На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальные статусы: сущность, виды, элементы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
Введение …………………………………………………………………..3
1. Социальные статусы:  сущность, виды, элементы……………………5
2. Личность и социальные роли (понятие социальной роли, ролевое напряжение, механизмы снятия ролевого напряжения………………………8
Заключение ……………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………..18
 
 


Введение

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Человек ежедневно взаимодействует  с разными людьми и социальными  группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может  быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них  соответствующее положение, обусловленное  взаимоотношениями с другими  членами группы. Для анализа степени  включения индивида в различные  группы, а также положений, которые  он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса  и социальной роли. На основании этого можно сделать вывод о большой актуальности темы «Социальные статусы и роли».
В данной работе будут рассмотрены  понятия социального статуса и социальной роли личности.
 


1. Социальные  статусы: сущность, виды, элементы

 
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
«Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются.
Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д.
Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.»1
Все социальные статусы можно  разделить на два вида.
Приписанный или предписанный социальный статус человека – это положение в обществе, которое он занял по факту своего рождения (где родился, к какому социальному слою принадлежит семья и так далее). Изменить предписанный социальный статус человек не в состоянии.
И второй вид – это достигаемый социальный статус человека или положение в обществе, которое личность приобрела благодаря своим способностям и задаткам в процессе достижения поставленных целей. Например, женщина – это предписанный социальный статус человека, а жена – достигаемый.
В рабовладельческих, феодальных, кастовых обществах преобладают  предписанные статусы и высоко ценятся  родственные связи. В демократических  обществах приобретённые статусы  явно преобладают над предписанными, а родственные связи ценятся сравнительно невысоко.
Границу между предписанными  и приобретёнными статусами точно  установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являющийся предписанным, человек может приобрести за заслуги (как это было с дарением звания дворянина в России). С другой стороны, статус, который обычно является приобретённым, может в определённом смысле передаваться по наследству (как, например, в советские времена, когда  сын прокурора вполне мог быть равнозначен по своим возможностям прокурору). Как правило, приобретённый  статус может не только приобретаться, но и утрачиваться, тогда как предписанный статус человек утрачивает гораздо реже (например, при значительных трансформациях государственного строя).
Общество само устанавливает  механизмы распределения статусов. Разграничение предписанных и приобретённых  статусов указывает не столько на типы статусов, сколько на способы  их распределения, один из которых может  преобладать. При этом то, в каких  сферах преобладают приобретённые  и предписанные статусы и в  каком соотношении они находятся, является важным показателем, характеризующим  структуру общества, его тип.
Как соотношение предписанных и приобретённых статусов личности может быть рассмотрена социальная структура (одна из основных категорий  социологического анализа общества).
Как уже отмечалось, существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же, нет.
В современном обществе важнейшими считаются следующие статусы: образование, доход, престижность профессии и  принадлежность к тому или иному  этносу. Для человека важно, чтобы  эти его социальные статусы находились в равновесии. Например, человек, получивший хорошее образование, но не имеющий  соответствующей ему работы и  доходов, скорее всего, будет неудовлетворён своей жизнью.
Существует ещё один предписанный, но постоянно изменяющийся социальный статус человека – это возраст. Именно необходимость приспосабливаться  к его изменениям рождает в  нашей жизни массу проблем.
Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
За каждым статусом —  постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или  статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних  ценят и уважают больше других.
Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».
Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:
    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
    когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир  и относится к другим людям  в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые  с пренебрежением относятся к  бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок  на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей  на потенциальных преступников, законопослушных  и свидетелей. Русский скорее проявит  солидарность с русским, чем с  евреем или татарином, и наоборот.
Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и  содержание социальных отношений людей.

2. Личность и социальные роли (понятие социальной роли, ролевое напряжение, механизмы снятия ролевого напряжения

 
Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается  почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
    из ролевого ожидания (экспектации) и
    исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут  быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются  в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Рассмотрим некоторые  определения социальной роли:
    фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
    функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
    общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
    поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
    обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
    устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
    совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
    социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
    существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
    система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
    открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
    представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
    предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
    набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор  норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального  статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в  экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.
По мнению Ю. П. Плaтoнoва, «виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями».2
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапаз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.