На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание музыкально - эстетической культуры младших школьников на уроках музыки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
 «СВЕТЛОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»
 
 
 
 
 
 
Выпускная квалификационная работа
 
 
Воспитание  музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
 
 
 
 
 
 
                                                                Специальность:
                                                                050709 Преподавание
                                                                в начальных классах
 
 
                                                                Выполнила:
                                                                студентка 4 курса, группы «3.11»
                                                                очной формы обучения
                                                                Джунгурова Екатерина Николаевна
 
 
                                                                Руководитель:
                                                                Горбатенко Н.А.,
                                                                преподаватель  эстетических  дисциплин
 
 
 
Светлоград, 2012
 


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………………………….. 3
 
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы воспитания музыкально-эстетической
                   культуры школьников…………………………………
        Эволюция понятия «музыкальная культура» в музыкальной
педагогике……………………………………………..…….  6
1.2. Характеристика и  структура музыкально-эстетической  культуры
младших школьников……………………………………….……...18
 
ГЛАВА 2.  Методико-педагогические аспекты воспитания музыкально-
    эстетической  культуры младших школьников  на уроках 
    музыки…………………………………………………… 27
2.1. Результаты исследования  уровня музыкально-эстетической
культуры младших школьников………………    
2.2. Методические рекомендации  по формированию музыкально-
эстетической культуры младших школьников на уроках музыки………………………………………………………..33
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....  39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………  43
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система начального образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Система музыкально – эстетического воспитания учащихся, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.
Опираясь на многолетний  опыт деятельности педагогов, в плане  воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально – воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры школьников. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкально-эстетической культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.
Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека – факт очевидный и общепринятый.
Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других.
Музыкально – эстетическая культура – составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Тельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования МЭК у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса. Все чаще предметом исследования ученых становится МЭК в контексте изменившейся социокультурной ситуации.
С позиции системного подхода процесс развития МЭК  во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, К.И. Киященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие – как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем.[7, 87]
Междисциплинарный подход к исследованию развития МЭК школьников предполагает изучение данного феномена во всех его связях и взаимодействиях. Непосредственно МЭК школьников посвящены труды Р.А. Тельчаровой, B.C. Цукермана и др.
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки изложены в трудах A.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.
 Проблема целенаправленного развития МЭК учащихся на уроках музыки в педагогике изучена недостаточно полно.
Несмотря на наличие большого количества исследований в этой области, на современном этапе разработки системы формирования музыкальной культуры школьников возникает множество нерешенных проблем. Эти проблемы касаются как теории создания и развития теории музыкально – эстетического воспитания, так и педагогических условий организации и проведения занятий. Необходимо констатировать: тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия учителями музыки, зачастую не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок и корректировки программ музыкально – эстетического воспитания.
Вместе с тем, современная литература содержит ряд ценных обобщений и аналитических наблюдений, которые получили свое дальнейшее развитие.
В связи с актуальностью  данной проблемы выбрана тема исследования: «Воспитание музыкально - эстетической культуры младших школьников на уроках музыки».
Цель исследования: определение сущности и структуры музыкально-эстетической культур младших школьников.
Объект исследования: музыкально-эстетическая культура младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников на роках музыки.
Гипотеза исследования: программные музыкальные произведения, используемые на уроках музыки в начальных классах будут способствовать воспитанию музыкально-эстетической культуры.
В связи с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме развития музыкально-эстетической культуры школьников.
2. Раскрыть специфику и структуры музыкальной культуры младших школьников.
3. Опытно-экспериментальным  путем определить уровень развития  музыкально-эстетической культуры младших школьников.
4. Разработать методические  рекомендации по воспитанию музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
                    ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
                    КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
                
1.1.Эволюция  понятия «музыкальная культура»  в 
      музыкальной  педагогике
 
Приступая к исследованию сложной и интересной проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников, в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие «культуры» как общенаучной категории, имеющей длинную историю и отражающую достаточно сложную и неоднозначную реальность.
Понятие «культура» прошло сложный  путь исторического разития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот  определений. Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere – взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина – это «возделывание», «обработка», «уход», в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, то есть занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл «воспитание», «обучение», «образование», то есть взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек.
Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «cultura juries» – выработка правил поведения, «cultura lingual» – совершенствование языка и т.д.
Более четкое значение термину  «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.[15,18] В XVIII веке перед идеологами Просвещения остро стала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturate – природа.
Таким образом, продолжая  античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Кроме того, очень важным обстоятельством является и то, что в идеологии Просвещения термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. [15,21]
Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.
Приходится констатировать, что развитие культуры всегда было связано с просвещением и воспитанием подрастающего поколения.
В современном понимании  данного понятия «…культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия». [11,23] Она включает в себя не только результат духовной деятельности, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т.д.
Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что  создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.
Очевидно, что, соблюдая логику избранной темы исследования, необходимо принять более узкое понимание истолкования содержания понятия «культура». Исходным пунктом такого подхода к культуре является положение, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX – XX в.в. А.Швейцуга: «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». [30, 14]
Музыка является результатом  человеческой деятельности. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»,1 – сказал немецкий поэт Л. Тик. .[11,9] Кроме того, культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, то есть в собственном физическом и духовном облике.
И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка, особенно для подрастающего человека, является дверью в некую новую реальность, путь в неизвестное; она бывает веселой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.
Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомится с явлениями культуры, одним из которых является музыка. Однако для более глубокого познания мира культуры необходимо разобраться в том, что составляет специфику или сущность культуры. В современной культурологии сложился ряд походов к пониманию сущности культуры. Насчитывается более двадцати концепций, среди которых предметно-ценностный, деятельностный, ценностно-смысловой и информационно-знаковый подходы приняты подавляющим количеством исследователей.
В основу предметно-ценностного  подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При таком понимании возможна трактовка культуры как «склада» или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком. В интерпретации некоторых ученых (М.С. Коган и др.) данный подход к определению культуры определен как суммативная концепция. Культура в данном случае трактуется как сумма продуктов деятельности и общения людей, наследие, оставленное предшествующими поколениями и обеспечивающее прогресс человечества. Слабой стороной данной концепции является то, что сам человек при этом как бы «выпадает» из культуры.
Сторонники деятельностного  подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе культуры и трактуют ее как способ жизнедеятельности человека. Определенная часть сторонников деятельностного подхода интерпретируют культуру как определение человека, взятого с точки зрения его всеобщности, как важнейшая сторона воспроизводственной деятельности общества, человеческой истории. При этом культура выступает как концентрированный организованный опыт человека, как основа понимания, осмысления, принятия решений, «как напряженный поиск человеком самого себя и своего места в мире» (А.С. Ахиезер). [26,14] С этим подходом в известной мере солидаризируется Е.А. Орлова, которая определяет культуру как «…процесс, результат и поле реализации человеческих потенций». [1,4]
С точки зрения деятельностного подхода, специфика культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерными чертами и потенциями в динамике их осуществления.
Культура в такой  интерпретации выступает как  оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности, человечности общества, всего, что в него входит, что оно создает. Иными словами, культура – это человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия, гуманистическая сторона общественных отношений.
Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее культура – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и пр.)
Несколько иную трактовку сущности культуры дает смысло-ценностный подход. Культура в этом подходе трактуется как мир ценностей – смыслов и идеалов.
Сторонники этого подхода не отрицают деятельностного подхода к культуре. Однако они подчеркивают, что отличительная особенность человеческой деятельности является сознательная постановка цели, свободное целеполагание и реализация потребности человека на основе этого целеполагания.
«Человечным» явление  культуры становится потому, что в  нем воплощено то, что называется «смыслом». Смыслы образуются в сознании человека, когда он в соответствии со своими потребностями оценивает и регулирует происходящее вокруг него в самом явления и процессы. Общее отношение человека к миру определяется смыслом. По мнению М. Бубера, «культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в мир человеческого (смыслового) бытия».[11,23]
Весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Таким образом, смысло-ценностный подход (аксеологическая концепция культуры) – это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм человечества. На основании данного подхода культура определяется как «…универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего» .[11,24]
Со смыслоценностным подходом в значительной мере солидаризуется информационно-символическая интерпретация культуры. Несмотря на различную интерпретацию ряда важных понятий, общим для этих подходов является то, что в их рамках культура или постигается через изучение области символического, или сводится к ней. Символ является тем средством реализации ценностей и смыслов культуры, которое доступно для непосредственного изучения.
Вместе с тем сторонники информационно-символического подхода  к культуре делают акцент на знаково-символической  стороне культуры. С точки зрения этого подхода, выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся носителями информации – знаками.
Знак есть предмет, выступающий  в качестве носителя информации о  других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, обработки  и трансляции.
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире знаков. Явления культур – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, то есть вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Именно постольку, поскольку явления выступают в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, они становятся фактом культуры.
С информационно-семиотической точки  зрения (семиотическая концепция), определение культуры звучит следующим образом: «культура – это социальная информация, которая хранится и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» .[26,16]
Помимо перечисленных, личностная (поведенческая) концепция представляет культуру как актуализацию социальной природы человека: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации.
Безусловно, данная концепция наиболее близка традиционной педагогике с ее заботой преимущественно о культуре поведения ребенка.
Социологизаторская концепция  характеризует через понятие  «культура» определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума. Эвристическая концепция сводит культуру к креативной деятельности человека по совершенствованию того, что дается ему в природе, обществе, себе самом как космопланетарном, биосоциальном, культурно – историческом существе.
Стоит отметить, что каждая из концепция культуры по-своему интересна, каждая имеет право на существование. Однако культура, конечно, не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно поэтому возможно существование различных, иногда противоречащих друг другу концепций культуры, и выделение культурологических аспектов а различных отраслях знания. Именно этим объясняется и терминологическая путаница, и возникновение специальной науки о культуре – культурологии.
Оригинальной позиции придерживался Д.С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них – плод исторического развития, и если природа издавна и повсеместно влияет на человека и культуру, то человек влияет на природу – лишь недавно и не всюду.
Таким образом, обобщая и резюмируя  сказанное выше, можно отметить, что разнообразные культуроведческие концепции сходятся в следующем:
• культура отличает человека от других живых существ;
• через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;
• культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.
В этой связи особый интерес представляет музыкальная культура личности как одна из составляющих понятия «художественная культура».
 
1.2 Характеристика и структура  музыкально-эстетической 
      культуры  младших школьников
 
Понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности».
Современное понятие «художественная  культура» включает в себя «совокупность  процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» .[26,67]
Художественная культура – совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».
В современной педагогической науке эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой – некоторые авторы, отмечая «огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способствовать его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности, [30,8] подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству воспитания.
Уже состоявшийся опыт музыкальной педагогики выделяет две функции музыкального образования. Первая функция – классическая, то есть формирование музыкальной культуры личности, выходящей на уровень духовно-нравственных ценностей и общих гуманистических  убеждений. Творческое развитие и образное мышление – сопутствующие богатства, обретаемые в опыте общения с музыкальным искусством. Вторая функция - прагматическая, обслуживающая потребность в творческом специалисте. Поэтому ныне активизируется развитие способностей к творчеству и образно-конструктивному мышлению, что перегруппировывает средства искусства, уточняет взаимосвязи специальных методик для достижения практических целей неутилитарного по своей природе музыкального образования. Возрастает роль способностей человека к синтезу и обобщению. Важным становится развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность человека гармонизировать  мир, воспринимать его картину целостного. Именно эти способности развиваются у человека прежде всего за счет предметов эстетического цикла.
Развитие музыкальной  культуры школьников – фундаментальная  цель музыкального воспитания. Проблема культуры личности рассматривается  представителями различных направлений: философии, культурологи, искусствоведения, педагогики и музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н.Когана, Э.В.Соколова, Г.А.Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплавное явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. Они выделили важные критерии культуры личности:
1. Соответствие  ее  общечеловеческим представлениям  о ценностях жизни, человека  и общества.
2. Отношение личности  к культурному опыту всех поколений  человечества.
3. Участие человека  в творчестве, в созидании новых  материальных и духовных ценностей.
4. Устойчивость позиций  человека, его ориентация на определенные  ценности.
В современной отечественной  науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». В понятие «музыкальная культура» входят различные виды музыкальной деятельности и результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившиеся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, эстетические оценки и т.д.). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.
Музыкальную культуру детей  можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети младшего школьного возраста). В ней можно выделить два компонента:
    индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившееся в результате практической музыкальной деятельности;
    музыкальная культура младших школьников, которая включает в себя произведения народного профессионального музыкального искусства, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.
Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры младшего школьника. (см. Приложение 1)
Социологический аспект данного понятия разработан музыковедами Р.И.Грубером, В.С.Цукерманом, А.Н.Сохором. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой). Философско-эстетические основы теории музыкальной культуры мы находим  в работах Р.А.Тельчаровой, педагогические – у Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдуллина, Г.М.Цыпина.
Так, например, Ю.Б.Алиев  под музыкальной культурой личности ученика подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное отношение, потребность в музыке; музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке и т.п.) .[1,21-22]
Р.А.Тельчанова выделяет два определяющих  компонента музыкальной культуры личности: музыкальную деятельность и музыкальное сознание. Критериями сформированности музыкальной культуры личности Тельчанова  считает:
1) степень овладения  навыками, умениями в области  музыкального искусства, влияние музыки на другие виды деятельности;
2) развитость музыкальных  интересов и потребностей, направленных  на систематическое приобщение  к музыке;
3) степень музыкальных  убеждений, проявляющихся в приверженности  к передовым музыкально-эстетическим  идеалам. [24,131]
Таким образом, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально- культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Сквозная линия системы  музыкального образования  создание музыкального образа в формах  музыкально-творческой деятельности ( в частности,  детей начальной школы) на уроках музыки как предмета искусства и понимание музыкального образа, общение с ним – его музыкальное восприятие. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого в контексте общечеловеческой культуры.
Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное понимание  мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание),воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
В начальной школе  происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению мим опыта музыкально-творческой деятельности.
Музыкальное образование  младших школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающей мла
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.