На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Культура как предмет культурологии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Культура  как предмет культурологии

    Понятие культуры. Культура как смысловой  мир человека
       Исторически термин культура  возник в Риме и первоначально  обозначал обработку, возделывание. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев).
     Культура  – это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек, пытаясь найти смысл своего существования, окружающий мир превращает в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры. Культура – это предельная область, культура передается из поколения в поколение и выступает в качестве механизма выработки, закрепления и трансляции ценностей.
    Структура культуры
Культура
Специализированный  уровень (элитарный) Трансляционный (каналы связи) Обыденный уровень (массовый)
кумулятивный (от лат. "Накоплять") (здесь сосредоточился прогресс, социокультура) I II III дом, хозяйство, нравы и обычаи, мораль, прогресс, технологии
сфера образования (передача от поколения к поколению) СМИ (связи  между элитарным и массовым уровнем) учреждения  культуры (знания о культуре и культурных ценностях становятся доступными для широкой публики)
экономическая культура
политическая  культура
правовая  культура
научно-техническая  культура
художественная  культура
религиозная культура
    Функции культуры.
     Преобразующая – освоение и преобразование окружающей действительности.
     Защитная – расширение сфер человеческой деятельности влечет за собой появление новых опасностей, что требует от культуры адекватных механизмов защиты. Необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление с/х вредителей требует защиты экологии. Угроза экологической катастрофы – основная защита.
     Трансляция  или передача – культура выполняет роль социальной памяти. Выступает единственным способом передачи от поколения к поколению.
     Познавательная. Концентрирует в себе лучший социальный опыт, следовательно, создает условия или возможности к познанию.
     Регулятивная  или нормативная. Регулирует различные виды общения и личной деятельности, опираясь на право и мораль.
     Ценностная. Представляет собой систему ценностей и формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентацию. По их уровню и качеству судят о степени культурности того или иного человека.
     Коммуникативная. Коммуникация – процесс обмена информации между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура создает конкретные правила и способы коммуникации.

      Основные  школы и концепции  культурологии

    Философия Гегеля как теория культуры.
     Гегель, великий немецкий философ, представитель  классической немецкой философии вводит в культурологии понятие «мировой культуры». «Мировая культура» есть реализация мирового разума или мирового духа, который развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве. Этот дух преследует свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как сумму замыслов отдельных людей, следовательно, общие закономерности, целостность и логика развития мировой культуры. Непосредственно субъекты культурного творчества выступают в гегелевской философии лишь как объекты мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.
    Философия культуры Шпенглера.
     1918 год – книга «Закат Европы»  (книга-диагноз). Впервые поставлен  вопрос о судьбах европейской  культуры, ответ неутешительный.
     Шпенглер  сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Выделяют несколько типов «душ»: апполоническая – греческая культура, мистическая – восточная, фаустовская – европейская и т.д.
     Культура  есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть=исчерпание «души» культуры=цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.
      Концепция Зигмунда Фрейда.
     Фрейд (английский психолог и врач) открыл в человеке бессознательное начало, в психике человека он выделял: «оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» – это бессознательное начало человека, которое имеет бисексуальную природу и предназначено для удовлетворения природных потребностей людей. «Я» – это разум и сознание человека, то есть то, что позволяет человеку жить в природе. «Сверх-Я» – это нормы и запреты социокультурного характера. «Сублимация» – это использование «оно» и его сексуальной биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то влечение «оно» обретает форму влечения к познанию, искусству и высокому идеалу.
    Концепция К.-Г. Юнга.
     Юнг открыл культурные истоки бессознательного, которые хотя и не имели природного характера, но передавались по наследству биологическим путем. Это бессознательное  родилось на заре человеческой истории, в коллективном психическом опыте, следовательно, коллективное бессознание. Первооснова его – архитип – это некое фундаментальное переживание, лишенное предметности, первосмысла (архитип стадности, огня, тени и т.д.). С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, если сознание не принимает опыта архитипа, то архитипы вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовые беспорядки, войны, психические эпидемии (фашизм, коммунизм).
     Выход – диалог культуры и архитипов, возвращение человеку утраченной гармонии с природой (Рерих «Живая этика»).
    Концепция А. Тойнби.
     А. Тойнби (английский историк) занимался  развитием мировой культуры, которую представлял как серию ответов, даваемых творческим человеческим духом на те вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Если это происходит, то общество развивается, при этом возможны различные варианты ответов на одни и те же вызовы, что обеспечивает альтернативы культурно-исторического процесса.
    Ценность  как основополагающий принцип культуры.
     П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни  в эмиграции в США, исходил  из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д.
     Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный, культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, ток и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности.

      Культура  Древнего Востока

    Запад и Восток как предмет  культурологического  анализа.
  Запад Восток
Специфика образования государства Государство возникает  как следствие выделения человеческой индивидуальности (появление частной собственности), то есть государству предшествовало появление человеческой свободы, следовательно, идея значимости личности. Потребность в  государстве возникала раньше проявления свободы индивидуальности. Государство – ответ на конкретные природные условия, которые требовали жесткого объединения, следовательно, идея абсолютного единства, отрицание индивидуальности и свободы.
Принцип воспитания Приоритет инициативы и творчества. Идея абсолютного  единства, принцип «забивания гвоздей».
Социодинамика развития Подвижность, постоянный поиск нового, неравномерность. Стабильность  и статичность.
Отношение философии и религии Противопоставление. В философии рационально-научное объяснение жизни. Органическое  единство, в философии вопросы религиозно-нравственного толка (добро и зло).
Отношение к природе Создание техники  и технологий, которые опосредуют отношения с природой. Стремление  к гармонии, развитие естественным способом.
Особенности менталитета Нацеленность  вовне, динамизм ориентации на ценности технического развития. Погруженность во внутренний мир человека, отказ  от разрушения старого и т.п.
    Социальные  и мировоззренческие  основы культуры.
     Древний Восток был родиной великих культур, которые вырвали человека из первобытного мифа, но не преодолели мифологического способа отношения человека к миру. Мир восточной культуры – это по-прежнему мир космоса, в котором человек только маленькая частица, но восточные верования занимают как бы  промежуточное положение между мифом и религией, то есть миф здесь поставлен на службу государства, следовательно, преодолен настолько, насколько это требует административно-государственный порядок (в китайской мифологии боги управляются по тем же принципам, что и государство) + сама власть носит черты религиозности: и греческие фараоны, и китайские императоры сами именуются богами. Символом восточной культуры может являться символ египетского духа – сфинкс (человеческая голова, которая выглядывает из человеческого тела).
    Человек и государство  как проблема конфуцианской культуры.
     Конфуцианство возникло в VI веке до н.э. Основатель учения Конфуций – латинизированное от китайского Кун-цзы (учитель Кун). Главная идея  конфуцианства – совмещение государства и человечности путем распространения принципов отношений в большой семье на все общество. Конфуций предполагает распространить принцип с помощью ритуализированного этикета, который должен стать государственной нормой. Соблюдая ритуализированный этикет, человек обретает «жень» (гуманность), причем основой конфуцианской гуманности является семейный долг и уважение к человеку. Благоденство восточного государства Конфуций связывает с идеальным государем («благородным мужем») – гуманным правителем, который будет относиться к своим поданным как отец к детям, таким образом, конфуцианская попытка совмещения государства и человека обернулась построением тоталитаризма с человеческим лицом, то есть за счет безраздельного подчинения человека клановому долгу. Конфуцианская этика на первый план ставит отсутствие мужского потомства (первое несчастье), второе несчастье – отсутствие ученой степени или сына с ней, отсутствие богатства на III месте, ибо приходило со степенью и должностью.
    Даосизм: свобода как растворение  в природе.
     Универсальность человека связывали с природой. Создатель даосизма Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности следование естественности, слиянием с бесконечным путем великой природы, следовательно, даосизм (Дао – путь). Дао – путь единой жизни, которая пронизывает все сущее или все живое. Ради слияния с Дао мудрец отказывается от индивидуальности. Слияние с великим Дао возможно только путем недеяния, но эта не пассивная созерцательность, это такое полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в нарочитой активности. Нравственным идеалом даосизма считают отшельников, которые с помощью религиозных медитаций, дыхательных и гимнастических упражнений добиваются высокого духовного состояния, которое позволяет преодолеть ему все страсти и желания и погрузиться в общение с Дао=слиться с природой, жить в соответствие с ее ритуалами. Во II-III в. до н.э. существовали неодаосизм и религиозный даосизм. Неодаосизм признавал участие в государственной жизни. Тождество (слияние) с Дао=магическое телесное бессмертие.
    Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни.
     Буддизм отчасти был обусловлен следующими причинами:
     1. Климатогеографический фактор (удушающая  жара, тропические ливни), следовательно,  чувство униженности перед природой.
     2. Исторически сложившееся жестко  кастовое деление, следовательно, жизнь представлялась как цепь нескончаемых страданий, которые не заканчивались со смертью человека, так как в силу закона Кармы следовало перерождение души, а, следовательно, возобновление страданий. Гаутама – сын раджи небольшого княжества попытался найти путь внутреннего освобождения, доступного для каждого независимо от касты. Шесть лет он провел в скитаниях и самоотречении и на 7 год обрел полную свободу, почувствовав себя Буддой – просветленным. Суть учения:
1. Жизнь  есть страдание.
2. Причина страдания – желания и привязанности.
3. Чтобы  избавиться от страданий, надо  с корнем вырвать желания и  привязанности.
4. Существует  путь из 8 ступеней, внутреннего самопреобразования. На вершине этого пути нирвана.
     Нирвана – внутреннее состояние, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними открывающийся человеку мир, то есть на вершине буддийской мудрости свобода обернулась отказом от жизни как таковой, полным отрицанием бытия. Буддизм ближе всех стоит к религии, так как обращается не только к злым делам, но и помыслам. Распространяется не только на поступки, но и внутреннюю мотивацию (сродни христианству).
    Художественные  и эстетические особенности  культуры Древнего Востока.
      Традиционализм.
      Символизация. Эта черта вызвана желанием остановить в символе идею, чтобы тем самым обнажить многомерность смысла. Каждый элемент китайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, аист – одиночества). Символичность, следовательно, умение читать контекст произведения искусства, следовательно
      Элитарность. Кроме того, что произведения искусства были дорогими, они были также рассчитаны на образованного зрителя, способного прочитать сложный контекст произведения.
      Двойной план: акцент делается не на то, что явлено, а на то, чего нет, что пребывает в покое. Для этого в Восточной культуре происходит соединение вечного и мгновенного, но только лишь для того, чтобы через движение показать вечный покой.
      Особый язык Восточной культуры, отвечающий идее постоянства: экономный графический знак, четкий контур, строгая, ясная линия.
      Безымянность древневосточной культуры: художник не стремился выразить в своем творении личностного начала, его обязанность – реализация всеобщих смыслов.

      Античная  культура

    1. Характерные черты  древнегреческой  культуры.

     Термин  античность ввели итальянские гуманисты  для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства). Европейская цивилизация своими корнями уходит в античную культуру. Древние греки освоили опыт восточной культуры (Египет и Вавилон) и определили собственный путь в развитии социально-политических отношений, философского мировоззрения, художественно-эстетических подходов.
     Демократичность греческой культуры  (государство не существовало вне или над гражданами, они сами в своей совокупности и были этим государством, следовательно, свободная, лишенная даже оттенка официальности жизнь древнего грека (это определяло то чувство единства личного и официального, индивидуального и коллективного, интимного и монументального).  Эстетические идеалы греческой культуры: красота, мера, гармония. Красота понималась, прежде всего, как соразмерность, определенность, порядок. Мера – это исходный принцип всего сущего, характеристика совершенства «ничего лишнего» – запись на фронтоне дельфийского храма Аполлона. Гармония – единство в многообразии. Античная культура – тип рациональной европейской культуры.
     Скульптор Поликлит – V в. до н.э. Свою теорию практически  он выразил в собственных статуях атлетов («Копьеносец», «Юноша с победной повязкой»). Математические расчеты базировались на наблюдении реального человеческого тела, но тело ассоциировалось, прежде всего, с внутренним миром человека, с его положительными, нравственными качествами. Гармоничность тела не воспринималась без гармонии духа. Достигнуть идеала можно было гимнастическими упражнениями + образованием + воспитанием. Воспитание – единство физического и умственного развития в равной степени, ко второму относилось поприще муз (пение, музыка, танцы, поэзия), антропоцентризм, именно в Афинах философ Протагор изрек свою знаменитую фразу: «Человек есть мера всех вещей». Антропоцентризм подразумевал культ тела человека, даже своих богов они представляли в образе человеческом, и наделяли высшей телесной красотой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда.
     Греческая культура взяла человеческое тело мерилом  всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре. Математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец).

    2. Художественная культура  древнего Рима

     К концу I века до нашей эры угасают  эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям  общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами (главный принцип жизни – хлеба и зрелищ). Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.
     Этапы Римской культуры:
     1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация,  которая обогатила римскую культуру  искусством градостроительства (планировка  улиц, перпендикулярное пересечение и ориентирование на стороны света; мосты; различные варианты сводов).
     2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим –  город государства греческого  типа. По преданию в Риме 7 царей  (3-этруски), при них город был  обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском  холме.
     3. Период республики. XI-I в. до н.э.  Большое влияние завоеванных  греческих городов, следовательно,  влияние греческой культуры. Римские  боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд.
     4. Период империи. Конец I в. до  н.э. – V в. н.э. Римская империя  – огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр – Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.

      Средневековая культура

    Христианство  как ценностная основа средневековой европейской  культуры
     Христианство  зародилось в первом веке нашей эры  и в начале формировалась в лоне иудаизма, как одна из его сект. Отличие христианства от языческих религий: в христианстве существует единый бог, в отличие от полителизма, в христианстве бог есть надмирный творец и властелин мира.
     Христианство  положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Человек был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творческой способностью. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека, следовательно, греховность самого человека и телесная смерть, но сам образ бога в человеке остался неповрежденным и вся история христианства – это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, сам человек не может избегнуть телесной смерти, однако душа человека и его духовное Я бессмертны. Путь к спасению, к вечной жизни уже в единстве с богом лежит через физическую смерть и требует от человека духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, которая объединяет верующих в одно мистическое тело – тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность).
     В учении Иисуса Христа огромное место  занимает морально-этическая проблематика, то есть христианство – это не столько  религия о мироздании, сколько  о том, как жить человеку, в чем  смысл его человеческого бытия. Краеугольным камнем христианства считают заповедь любви: любви к богу, к ближнему, к своему врагу.
      
    Художественная  культура средневековья.
Название  стиля Время Основные  черты Примеры
1. Романский X-XII Приземистость, толстые каменные стены, храмы-крепости, узкие окна. Доминиканский монастырь.
2. Готика XII-XIV Ребристые своды  позволили уменьшить давление на стены? более тонкие стены, широкие окна, устремленность ввысь. Собор Парижской  Богоматери.
3. Пламенная готика XIV Украшение каменной резьбой стен и форма окон в  виде пламени горящей свечи.  
     В средние века культура выполнила  роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре, когда она выполнила свою роль и здание европейской культуры было построено, ее разобрали и забыли. Но без нее западная культура не возникла бы.

      Культура  европейского возрождения

    Понятие, периодизация. Отношение  к средневековому и античному наследию
     Это была эпоха перехода от средних веков  к новому времени, то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII века; в Италии это XIV-XVI века, для других государств XV-XVII века. В России эпоха возрождения падает на XVI-нач.XVII. Но в XVI веке возрождение становится общеевропейским явлением, так как высокое или классическое возрождение.
     Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства, следовательно, формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения – это эпоха великих географических открытий. 1517 – открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, следовательно, привело  к расширению экономических границ и возникновению мировой торговли; целый ряд европейских городов (Флоренция) становятся сосредоточением золотого и серебряного запасов, следовательно, возможность финансирования крупных проектов: от войн до кругосветных путешествий, оформляется финансовый капитал, общеевропейская банковская система; обращение к античности, следовательно, возникновение новых философских концепций, следовательно, новых моделей взаимоотношений человека с окружающим миром. Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).
    Особенности европейской культуры возрождения.
     В период возрождения искусство становится главным видом духовной деятельности. Идеальный человек должен быть художником. Особенности: живопись выходит на первый план, это не случайно, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, разнообразие, следовательно, у живописи больше возможности передать эту красоту, разнообразие; тесная связь науки и искусства, жажда познания вылилась в форме художественного познания, через художественное творчество выходили в область науки; через перспективу в область оптики и физики, через проблему пропорциональности к анатомии и математике. Леонардо считал искусство главной наукой, так как оно давало самое точное и безупречное отображение жизни. Художники эпохи возрождения разработали принципы прямой линейной перспективы, передачу объема, создали сложные многофигурные композиции; универсальность, разносторонность и творческая одаренность мастеров эпохи возрождения.  По сути, это были титаны. Например, Леонардо да Винчи (1452-1519) – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело (1475-1564) – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени); Рафаэль (1483-1520) – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер (1471-1528) – основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»). Создал несколько десятков картин, 250 гравюр на дереве, сотни рисунков и акварелей, создал гениальный труд о художественной перспективе. Все эти художники олицетворяли главные ценности культуры возрождения: интеллект, гармония, мощь (три главных принципа эпохи возрождения).
     Светскость  – наряду с библейскими сюжетами появляется портретная живопись, бытовая  картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность (традиции античности), в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею красоты и гармонии. Это было обновление начала, культурная форма регенерации времени (от лат. возрождение), то есть попытка начать историю заново, которая в художественной культуре выразилась в идее обновления, НО это была очень противоречивая эпоха: расцвет культуры сопровождался великой трагедией: мечта о свободном человеческом обществе осталась только мечтой, так как в реальном мире проблемы общественных отношений решались войнами, заговорами, ядом или кинжалом. В историю эпохи возрождения вошло семейство Борджиа во главе с римским папой Александром III, убийцей и развратником. Макиавелли сумел обосновать и найти обоснования этим действиям (то есть разврату и убийствам). С. Малатест обладал широкими познаниями в области философии, пользовавшись авторитетом среди гуманистов, проявлял утонченный вкус в суждениях о живописи, одновременно изверг и кровопивец.

      Культура  европейского Просвещения

    Становление идеологии просвещения  и национальные особенности.
     Истоками  идеологии просвещения являлись античная философия и философия ренессанса. Приоритет в формировании просветительской идеологии принадлежал Англии. Специфика:
     -         лояльность по отношению к церкви и государству, так как уже к началу XVII века в Англии существовала парламентская монархия, следовательно, демократическая борьба политических течений и партий, а церковь проводила гибкую религиозную политику (не выступала в оппозиции просвещения, а наоборот поддерживала лозунги);
     -         именно в Англии родился прагматизм (философия выгоды), который в качестве своего культа выбрал деньги. Идеологом английского просвещения стал Джон Локк (1632-1704), главное сочинение – "Опыт о человеческом разумении", где он говорит о неотчуждаемых правах: жизнь, свобода, собственность.
     Франция. Просветительская идеология играла особую роль, так как явилась гегемоном духовной жизни всей Европы в XVIII веке (французскому образцу подражали все европейские государства).
       Специфика: антифеодализм и антиабсолютизм, следовательно, политический радикализм + оппозиционность существующему строю.
     Идеологи: Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак  Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1712-1784). Французские просветители идеализируют прошлое (республиканский строй античности), наиболее радикальная форма – руссоизм (проповедь атеизма) – подчинение личности общественным целям и отказ от различных форм государственности, воспитания человека будущего.
     Германия. Специфика:
     -         существование католического просвещения. Если во всех остальных странах тот, кто боролся с церковью, тот выходил из нее, то в Германии каждый желающий стремился исправить ее изнутри по принципу: кто сильно любит, тот сильно бьет. Э. Кант (1724-1804) – философ, ученый. Основная работа – «Критика чистого разума». В этой работе он сформулировал три  вопроса, которые, исчерпывают все духовные проблемы человека:
     1. Что я могу знать? (метафизика).
     2. Что я должен делать? (мораль).
     3. На что я могу надеяться? (религия).
     Кант  сравнивал себя с Коперником по важности своего открытия в философии, он открыл активность нашего сознания «наш рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей, так, например, человек, надевший синие очки, все видит в синем цвете, разница лишь в том, что очки можно снять, а форму нашего мышления, логику утратить нельзя». Все новое рождается в нашем подсознании, учение о рассудке – аналитика, учение о разуме – диалектика. Рассудок изучает чувственный мир, разум изучает идеи. Особенности культуры эпохи просвещения.
     1. Деизм, как учение свободомыслия  открывало возможность выступать против религиозного фанатизма за свободу совести, за освобождение науки от церковной опеки.
     2. Светскость – вытеснение религиозных  начал из всех сфер культуры .
     3. Апелляция просветителей к природе,  следовательно, космополитизм. Выражался в осуждении национализма.
     4. Научность. Этому в немалой  степени способствует расцвет  математики и естественных наук. Наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией.
     5. Рационализм, тесно связан с  научностью. Человек может и должен действовать разумно, а общество может и должно быть устроено рационально. НО век разума имел и другие противоречивые тенденции: реализму противостояла тяга ко всему фантастическому (в элитарных кругах – масонство, в народных массах – авантюризм и тяга к приключениям).
     6. Идея прогресса. Прогресс через  разум – путь развития европейской  цивилизации. Этот путь принес  ряд разрушительных последствий  (изобретение доктора Гельятина, атомная бомба).
     7. Абсолютизация воспитания в формировании  нового человека. Достаточно создать целесообразные условия воспитания для детей и в течение одного, двух поколений все несчастья общества будут искоренены (особая роль садов и парков).
     8. Публичность и театральность.  Возник новый вид связей: искусство  и общество – салоны, которые не только играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, но и становились местом диспутов по важным допросам государственности.
    Стилистические  и жанровые особенности  искусства XVIII столетия.
Стили культуры эпохи просвещения Смысловое обоснование Жанровые  особенности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.