На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет и государственный долг: проблемы и решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»
  

Кафедра экономики и управления  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: Государственный бюджет и государственный долг: проблемы и
решения 
 
 
 
 

Выполнила
студентка ЭИ-071, 2 курса                                                              Е.В. Сосновская 
 

Руководитель                                                                                   Н.П. Винницкая  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2008
РЕФЕРАТ 
 
 

    Курсовая  работа: 43 с., 3 табл., 3 рис.,  12 источников. 

    БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ. 

    Объектом  и предметом исследования является государственный бюджет и государственный долг.
    Целью данной курсовой работы является изучение функционирования государственного бюджета и особенностей государственного долга и их анализ в Республике Беларусь.
    Задачей курсовой работы является изучение сущностей, целей, задач и методов управления государственным бюджетом и государственным долгом, а также оценка государственного бюджета и государственного долга в Республике Беларусь. 
 

      Автор подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                     _____________________
                                                                                               (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ  
 
 

Введение………………………………………………………………………. 4
    1. Экономическая сущность государственного бюджета и государственногодга………………………………………………………………
6
   1.1. Государственный бюджет: сущность, устройство, доходы и расходы……………………………………………………………………………….. 6
   1.2. Бюджетный дефицит: сущность, причины и пути сокращения……. 15
   1.3. Государственный долг: понятия, виды, последствия и способы управления……………………………………………………………………... 22
2. Особенности государственного бюджета и государственного долга в Республике Беларусь………………………………………………………….. 26
   2.1. Оценка государственного бюджета Республики Беларусь, бюджетный дефицит и пути его сокращения…………………………………….. 26
   2.2. Анализ государственного долга на современном этапе…………….. 32
   2.3. Зарубежный опыт: внешний долг Польши и стоимость его обслуживания………………………………………………………………………… 36
Заключение…………………………………………………………………… 41
Список  используемых источников………………………………………….. 43
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
 
    Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
    Бюджет, денежное обращение – зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствуют об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают культура, духовность и нравственность в любом обществе.
    В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
    Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.
    Переход от административно – командных  методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы Беларуси и ее основного звена – бюджетной системы.
    В настоящее время новая бюджетная  система Беларуси находится в стадии становления: отрабатывается законодательный механизм перераспределения между территориальными уровнями власти и органами местного самоуправления.
    Существует  серьезное отставание теоретических разработок в области финансов применительно к условиям современной Беларуси, что связано и с чисто практическими трудностями, возникающими в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для Беларуси условиях. Бюджетный процесс Беларуси регулируют более, чем 20 нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в Беларуси и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
     В условиях СССР вопросы формирования, исполнения и утверждения бюджета  интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленный круг налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления.
    Решение проблем, связанных с формированием  и использованием бюджетов всех уровней, обеспечивает снятие социальной напряженности в стране. Именно поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм.  
        Бюджет нашей страны - это "больное место ", каждый год его принимают после длительных политических баталий.
       Не менее актуальным в наши  дни является вопрос о государственном долге. Это бремя многих стран мира. Государственный долг тормозит развитие экономики, " пожирает  " бюджет.
       В данной курсовой работе  предпринята попытка рассмотреть проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.
    Для достижения данной цели в работе ставятся следующие  задачи:
    рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
    изучить факторы роста бюджетного дефицита в Республике Беларусь;
    - провести  анализ  бюджетного дефицита Республики  Беларусь на 
современном этапе;

    - проанализировать государственные долговые обязательства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
 
 
      Государственный бюджет: сущность, устройство, доходы и  расходы
 
 
 
    История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. долгое время государство не имело бюджета.
    В переводе с английского языка  бюджет означает мешок. Когда палата общин Англии утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца ХVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.
    В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
    Применительно к Республике Беларусь различают  вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет- это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.
    Нижестоящий бюджет- это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.
    Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.
      В экономической литературе  государственный бюджет рассматривается,  во-первых, как финансовый план  формирования и использования  денежных средств для обеспечения  задач и функций государства  и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными; они являются частью финансовых отношений, но имеют определенную специфику. Эта специфика проявляется в следующем:
    1) бюджетные отношения представлены  в основном перераспределительными отношениями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения валового внутреннего продукта (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.п.). Результатом такого перераспределения является формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. данные органы являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.
    2) бюджетные отношения выполняют  особое назначение — распределяют валовый внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов.
    Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы.
    Бюджетная система- это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два  уровня: республиканский бюджет и  местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания.
    В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех уровней:
    1) государственного или федерального  бюджета, или бюджета центрального правительства;
    2) бюджетов членов федерации (штатов в США, земель  
в ФРГ, провинций
в Канаде, субъектов Федерации в России);
    3) местных бюджетов.
    В унитарных государствах доходы и  расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в  федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.
    В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
    В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся:
    1) на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    2) бюджеты базового уровня (районные  и городские (городов областного  подчинения);
    3) бюджеты областного уровня и  бюджет города Минска.  
Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

    Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета.
    Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных  бюджетов районов, бюджетов городов  областного подчинения и областного бюджета.
    Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит  из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
    Бюджет, как экономическая категория, выполняет  две функции- распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).
    Распределительная функция бюджета проявляется  через распределение и перераспределении денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.
    Границы действия распределительной функции  очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства (хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения и др.).
    Вовлечение  в бюджетное перераспределение  элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры страны.
    Контрольная функция бюджета проявляется  в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных расходов и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.
    Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.
    Бюджетный механизм определяет методы мобилизации  доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.
    Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в  интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
    Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи С чем средства, поступающие в распоряжении государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов). Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны (а также ее регионов).
    Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений- доходы и расходы бюджета.
      Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета- понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.
    В унитарном (едином) государстве различают  доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.
    В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета  классифицируются по следующим группам:
    1) налоговые доходы;
    2) взносы на государственное социальное страхование;
    3) неналоговые доходы;
    4) безвозмездные поступления.
    К налоговым доходам относятся:
    1) установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;
    2) суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
    3) пеня;
    4) налоговый кредит, отсрочка и  рассрочка;
    5) проценты за пользование налоговым  кредитом, отсрочкой и рассрочкой;
    6)денежные  взыскания (штрафы), предусмотренные  за нарушение налогового и таможенного законодательства.
    К неналоговым доходам относятся:
    1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
    2) доходы от предпринимательской  и иной, приносящей доходы, деятельности;
    3) денежные взыскания (штрафы), за  исключением тех штрафов, которые  относятся к налоговым доходам;
    4) прочие неналоговые доходы.
    К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
    Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
    Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые  и др.), но и по другим признакам, в  зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов- это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся:
    1) налоговые доходы, зачисляемые в  бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
    2) взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
    3) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
    4)  безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.
    Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной  системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом республики Беларусь.
    Регулирующие  доходы- это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета:
    1) по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
    2) в зависимости от гражданства субъектов налогообложения уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
    3) по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;
    4) в зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);
    5) по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования;
    6) по конкретным видам на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования, а ко вторым налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.
    Конкретный  перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается  ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
    Необходимо  отметить, что состав и структура  бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также объемом ВВП.
    Одной из важнейших народнохозяйственных задач страны в 2006—2010 гг. является рост доходов бюджетов. Основными резервами увеличения доходов бюджетов являются:
    рост  валового внутреннего продукта;
    2) расширение налоговой базы бюджетов, что возможно за счет увеличения доходов предприятий, а также домашних хозяйств;
    3) сокращение расходов бюджета  на содержание административно  управленческого аппарата, снижение затрат на энергоресурсы во всех отраслях народного хозяйства и др.
    Расходы государственного бюджета- это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.
    Осуществляя расходы, государство оказывает  прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики: промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется также косвенным образом- через дотации, субсидии, субвенции и т.п.
    Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в  количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета  ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию социально-экономических процессов в стране.
    Формирование  расходов бюджета основывается на государственных  минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
    Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов на очередной финансовый год.
    В целях определения роли и значения расходов бюджета в социально-экономической  жизни страны, существует ряд признаков классификации расходов государства. Важнейший из них является функциональный.
    Функциональная  классификация бюджетных расходов республиканского бюджета отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества:
    1) общегосударственные расходы;
    2) национальная оборона;
    3) судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечения безопасности;
    4) общеэкономические вопросы;
    5) сельское хозяйство, рыбохозяйственная  деятельность;
    6) лесное хозяйство;
    7) промышленность, энергетика, строительство  и архитектура;
    8) транспорт;
    9) дорожное хозяйство;
    10) связь;
    11) гидрометеорологическая деятельность;
    12) картография и геодезия;
    13) государственная поддержка других  отраслей национальной экономики;
    14) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области национальной экономики;
    15) охрана окружающей среды;
    16) жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги;
    17) здравоохранение;
    18) физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
    19) образование;
    20) социальная политика;
    21) расходы на государственные инвестиционные проекты и программы.
    Рассмотрим  некоторые их них.
    Общегосударственные расходы включают в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование Президента Республики Беларусь, Парламента страны, других органов государственного управления и иных органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.
    Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимые для: обороны и Вооруженных сил Республики Беларусь; обеспечения военно-мобилизационной и войсковой подготовки; проведения научных исследований в области национальной обороны; функционирования Министерства обороны страны; осуществления других расходов на национальную оборону.
    Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включат в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно- исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска; обеспечение функционирования таможенных органов и др.
    Расходы на общие экономические вопросы- это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, на мероприятия по развитию предпринимательства.
    Расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную  деятельность это расходы на обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций республиканского подчинения. Развитие сельскохозяйственного производства в части финансирования государственных мероприятий и программ по развитию села и агропромышленного комплекса; мероприятия по сохранению и расширению сельскохозяйственных угодий; иные расходы в области сельского хозяйства; государственное регулировании рыбохозяйственной деятельности и др.
    Расходы на развитие промышленности, строительства, архитектуры и градостроительство связаны с реализацией государственной промышленной политики, политики в области энергосбережения, строительства, архитектуры и градостроительства, поддержкой топливно-энергетического комплекса, иные расходы на перечисленные выше отрасли и сферы деятельности государства.
    Значительная  часть расходов бюджета направляется на социально-культурные мероприятия. Они включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др. Определенная часть расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
    В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в расходной части местных бюджетов создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.
    Общий размер резервных фондов в республиканском  бюджете не может превышать 2 % расходов республиканского бюджета.
    Размер  резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 % расходов местных бюджетов.
    Средства  резервных фондов Правительства  Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета, а также на покрытие временного кассового разрыва нижестоящих бюджетов.
    Предельный  размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается  законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 % расходов республиканского бюджета.
    Средства  резервного фонда Президента Республики Беларусь расходуются на финансирование непредвиденных расходов.
    Расходование  средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.
    Функциональные  расходы из областных бюджетов, бюджетов базового и первичного уровня, а также из бюджета г. Минска во многом аналогичны тем видам расходов, которые производятся из республиканского бюджета.
    По  экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее финансирование, а также включают другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.
    Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Кроме того, капитальные расходы бюджета включают расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и прав на объекты интеллектуальной собственности.
    В соответствии с бюджетным Кодексом Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
    1) расходы на функционирование  бюджетных организаций;
    2) бюджетные трансферты населению;
    3) субсидии организациям и физическим  лицам;
    4) бюджетные трансферты за границу;
    5) межбюджетные трансферты;
    6) расходы на увеличение стоимости  основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;
    7) бюджетные ссуды, бюджетные займы;
    8) расходы на обслуживание долговых  обязательств Республики Беларусь.
    В последние годы заметно меняется состав расходов бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как отчисления в бюджет Союзного государства, расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции, расходы свободных экономических зон, расходы на малый бизнес и предпринимательство, а также расходы на прочие мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры, расходы государственных целевых бюджетных фондов, расходы на содержание органов финансовых расследований, ассигнования крестьянским (фермерским) хозяйствам и др. Появление новых расходных статей в бюджете объясняется, прежде всего, дальнейшим развитием рыночных отношений в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой. 
 

      Бюджетный дефицит: сущность, причины и пути сокращения
 
 
 
    Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических  показателей любой страны. Как  только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.
    В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику- политику бюджетного дефицита.
    Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.
    Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций попытаемся дать его определение.
    Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
    Такие дополнительные доходы образуются главным  образом в результате эмиссии  денег, выпуска государственных  ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.
    Отсутствие  положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
    Однако  чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию финансово-кредитной системы, корректировке бюджетной политики.
    В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
    Таким образом, в конечном итоге дефицит  бюджета является следствием:
    1) чрезмерных государственных расходов;
    2) ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);
    3) циклических спадов в экономике.
    Вряд  ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, а с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
    В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления  уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.
    Безусловно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание  объема ВНП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда БВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.
    Имеется в виду, что во время спадов резко  сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.
    Принято считать, что в условиях динамично  развивающейся экономики бюджетный  дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и  живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.
    С начала ХХ в. общие государственные  расходы по отношению к ВВП  во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные  решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
    Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько  позиций, сколько и вариантов  составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным.
    Уже давно возникло мнение, что бюджетный дефицит- это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п.
    Часто дефицит оправдывается тем, что  заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран с переходной экономикой, включая и Беларусь.
    Существуют  много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
    1) увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
    2) увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);
    3) увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
    4) увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
    5) увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
    6) сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;
    7) уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
    8) сокращение доходов из-за их низкой собираемости и др.
    Заметим, что большинство из перечисленных  факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга.
    По  этому поводу следует заметить, что  в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли они вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.
    Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный  дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита наращивание государственного долга, инфляция.
    Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
    Для нивелирования отрицательных последствий  бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.
    При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—З % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
    При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать  к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.
    В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в  развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.
    Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.
    Необходимо  помнить, что дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производительном характере решающей части расходов и наличии рационального механизма финансового маневра государственными ресурсами.
    В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
    В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали сокращению государственных расходов.
    Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
    1) повышение эффективности общественного  воспроизводства, которое будет  способствовать росту финансовых  ресурсов основного источника увеличения доходов бюджета;
    2) дальнейшее развитие и укрепление  рыночных отношений, проведение  рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности,  имея в виду, что рациональное  сокращение сферы государственной  экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
    3) расширение круга плательщиков  должно осуществляться одновременно  с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных  отношений налоговые ставки должны  гарантировать стабильные перспективы  хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов, изыскании резервов роста эффективности производства основы увеличения доходов бюджета;
    4) развитие территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;
    5) оптимизацию объема и реструктуризацию  расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
    6) в целях изыскания дополнительных  источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволят профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
    7) обоснованное принятие новых  социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
     и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.