На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление системы профилактики беспризорности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


За последние  десятилетия XX века в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. В этих условиях безнадзорность несовершеннолетних становится одной  из наиболее острых проблем современной  общественной жизни. Не стала исключением и Вологодская область.
В число приоритетных направлений социальной политики, проводимой региональными органами власти, входят преодоление детско-подростковой безнадзорности и ликвидация ее последствий. В области  созданы и активно развиваются службы и учреждения профилактики, ведется дальнейший поиск новых форм и методов решения этой проблемы. Однако сложность такого социального явления, как безнадзорность, требует серьезных научных исследований с целью выработки эффективной государственной политики в данном направлении.
Следует отметить, что в последние годы в Вологодской  области к положению несовершеннолетних приковано пристальное внимание. В целях решения уже существующих и вновь возникающих проблем  разработана нормативно-правовая база, которая представлена документами, ориентированными на улучшение семейной политики, защиту прав детей, профилактику детской безнадзорности и беспризорности (табл. 1).
Таблица 1. Законодательные  акты Вологодской области, направленные на осуществление профилактических мероприятий по ликвидации безнадзорности несовершеннолетних
Законодательные акты Основные положения
Закон Вологодской области  «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»
Направления государственной  политики по охране семьи, материнства, отцовства и детства; органы, осуществляющие деятельность по охране; гарантии прав детей на охрану здоровья и социальную защиту, в сфере труда и занятости, на отдых и оздоровление; меры социальной поддержки молодых, многодетных и приемных семей
Постановление «О концепции семейной политики Вологодской  области» Принципы и цели осуществления семейной политики; основные направления осуществления семейной политики (улучшение материальных условий  жизни семьи и поддержка семей, нуждающихся в особой заботе государства, усиление помощи семье в воспитании детей и др.); ожидаемые результаты проведения семейной политики
Закон Вологодской области  «О комиссиях  по делам 
несовершеннолетних  и защите
их прав» 
Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; порядок образования областной, районных и городских комиссий; компетенция и права комиссий; порядок рассмотрения материалов (дел) в комиссиях (порядок подготовки материалов к рассмотрению на заседаниях, протоколов заседаний, постановлений комиссий)
Постановление «О мероприятиях по реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  Направления деятельности и мероприятия по социальному  обслуживанию семьи и детей (формирование нормативно-правовой базы, обеспечение управления социальным обслуживанием семьи и детей, научно-исследовательская работа, научно-методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей), ответственные исполнители и сроки реализации
Постановление «Об областном комплексном межведомственном плане мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004 – 2006 гг.»  Основные цели и  задачи; система мероприятий, сроки  реализации и объемы их финансирования; ресурсное обеспечение; организация управления и контроль за осуществлением мероприятий; критерии и оценка эффективности реализации мероприятий
 

Юридическим основанием для осуществления профилактических мероприятий по сокращению масштабов  безнадзорности на территории региона является ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно ему, в систему профилактики безнадзорности входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, здравоохранения, труда и занятости, социальной защиты, опеки и попечительства, правоохранительные, по делам молодежи, культуры и спорта; при этом каждый из субъектов выполняет свою роль, обозначенную рядом функций (табл. 2).
Таблица 2. Основные направления деятельности субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Субъекты  профилактики Основные направления  деятельности
Комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав Координируют деятельность организаций и учреждений, формируют  и контролируют работу всех звеньев региональной системы
Органы образования Контролируют соблюдение законодательства РФ и субъектов  РФ в области образования несовершеннолетних; участвуют в организации летнего  отдыха, досуга и занятости; создают  и организуют работу учебно-воспитательных и иных учреждений закрытого и открытого типа, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия
Органы здравоохранения Используют свои учреждения для обеспечения психологического здоровья подростков и располагают  стационаром областной психиатрической  больницы №1, областной семейной консультацией
Органы социальной защиты Осуществляют меры по профилактике безнадзорных и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей; контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям
Правоохранительные  органы Осуществляют работу с подростками, вставшими на путь правонарушения; проводят профилактическую работу с подучетными; организуют работу центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
Отделы по делам молодежи Осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности; проводят работу, направленную на профилактику отклоняющегося поведения подростков, его коррекцию, с привлечением государственных и негосударственных коммерческих и финансовых структур
Органы труда  и занятости Организуют и обеспечивают общественные работы для учащейся молодежи в летний период; профессиональное консультирование несовершеннолетних в центрах занятости населения и профессиональную диагностику несовершеннолетних на базе учебно-методического центра; осуществляют квотирование рабочих мест для молодежи; проводят профессиональное обучение детей и подростков с 16-летнего возраста, зарегистрированных в центрах занятости
Органы и  учреждения культуры, физической культуры и спорта Организуют и проводят работу по вовлечению несовершеннолетних детей в кружки и секции; организуют досуговую работу всеми имеющимися средствами
Органы опеки  и попечительства
Участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними; осуществляют меры по защите личных и имущественных  прав несовершеннолетних, нуждающихся  в помощи государства
Орган прокуратуры Осуществляет надзор за соблюдением законов органами и учреждениями профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Основным звеном рассматриваемой системы являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые выполняют координирующую роль в осуществлении мероприятий по сокращению масштабов безнадзорности в регионе. В состав данных комиссий входят: председатель комиссии, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены комиссий (представители сферы образования, здравоохранения, УВД, органов социальной защиты, молодежной политики, культуры и спорта). В каждом районе созданы и действуют межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних. Всего в Вологодской области насчитывается 29 комиссий: 1 областная, 2 городские (Вологда и Череповец) и 26 районных.
Одно из ключевых направлений в организации профилактической деятельности, ориентированной на снижение уровня безнадзорности, - развитие оптимальной  сети социозащитных учреждений. Региональная сеть учреждений социального обслуживания представлена 4 областными специализированными учреждениями для несовершеннолетних и учреждениями социального обслуживания семьи и детей в каждом муниципальном образовании.
В системе социальной защиты населения на 01.01.2007 г. функционировало 38 учреждений социального обслуживания семьи и детей (в период с 1996 по 2006 гг. их количество возросло в 12 раз): 16 центров социальной помощи семье и детям (в 2004 г. - 14), 21 специализированное учреждение для несовершеннолетних (в 2004 г. - 18) и 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями [1]. Кроме того, в 10 районах в состав комплексных центров социального обслуживания населения включены отделения по работе с семьей и детьми.
Стоит отметить, что рост в регионе количества безнадзорных детей и подростков непосредственно обусловлен усилением  влияния практически всех факторов риска попадания несовершеннолетних в данную категорию.
Поэтому первостепенной задачей является своевременное  выявление семей и детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации. С этой целью в области создан банк данных, который содержит информацию не только о количестве и категориях детей, но и о характере трудной жизненной ситуации, принятых мерах по социальному сопровождению каждого ребенка.
Важное направление  работы в профилактике безнадзорности несовершеннолетних - работа с семьей. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает практически все социальные проблемы, решить которые невозможно силами какого-либо одного ведомства [2]. Видимо, именно поэтому пока не выработана единая система работы с семьями группы риска.
Детские и молодежные общественные организации и объединения, наряду с семьей и школой, играют немаловажную роль в социализации детей  и их развитии и самоопределении (в области действует более 350 детских и молодежных общественных объединений и организаций). Но обращает на себя внимание слабая заинтересованность общественных объединений и негосударственных организаций в решении вопросов безнадзорности на территории региона.
Значительное  место в организации профилактической деятельности, направленной на снижение масштабов безнадзорности несовершеннолетних в регионе, занимает финансирование (т. е. все затраты, связанные с осуществлением профилактических мероприятий). В рамках исследования нами определены общие затраты на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, которые включают расходы, как прямо, так и косвенно касающиеся профилактической деятельности.
При определении  экономических затрат к числу  прямых были отнесены расходы на предупреждение социального сиротства, мероприятия  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбу с беспризорностью, опеку, попечительство, организационно-воспитательную работу с несовершеннолетними. Косвенные затраты включают расходы на комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками, организацию оздоровительной кампании среди детей и подростков, мероприятия по молодежной политике, деятельность учреждений по внешкольной работе, детских домов, домов ребенка и подведомственных учреждений, финансирование спортивно-массовых мероприятий.
Расчеты производились  по следующей схеме. Согласно закону Вологодской области "Об областном  бюджете" (данные за период с 2003 по 2006 г.) были выделены 3 раздела (образование, здравоохранение, социальная политика), непосредственно касающиеся проводимых профилактических мероприятий. На основе разделов, в рамках которых производятся действия по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, представлены конкретные мероприятия по данному направлению и расходы на их реализацию.
В соответствии с этими данными произведены расчеты расходов областного бюджета в динамике (2003 - 2006 гг.) по таким отраслям, как образование, здравоохранение, социальная политика. Так, в 2003 - 2006 гг. суммарные затраты на профилактику безнадзорности несовершеннолетних выросли в 2 раза: со 109,93 тыс. руб. до 234,4 тыс. руб. соответственно (табл. 3).
Таблица 3. Общие  затраты на профилактику безнадзорности несовершеннолетних (2003 - 2006 гг.; по отраслям; тыс. руб.)
Год Образование Здравоохранение Социальная политика Всего
2003 97 452,7 6 913,5 5 523,1 109 889,3
2004 117 111,1 5 043,8 8 686,8 130 841,7
2005 166 087,0 10 390,0 22 556,0 199 033,0
2006 221 691,7 7 904,0 4 770,0 234 365,7
Источник: Закон Вологодской  области «Об областном  бюджете». 2003 – 2006.
Фактически мероприятия по профилактике безнадзорности реализуются и финансируются за счет трех основных сфер: образования, здравоохранения, социальной политики. Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что наибольший объем финансирования осуществляется через сферу образования. В целом структура расходов на профилактику безнадзорности несовершеннолетних в 2003 - 2006 гг. в отраслевом разрезе указывает на недостаточно равную обеспеченность проводимых в регионе мероприятий по профилактике безнадзорности.
Таблица 4. Структура расходов на профилактику безнадзорности несовершеннолетних (2003 - 2006 гг.; по отраслям; %)
Год Образование Здравоохранение Социальная политика
2003 88,68 6,29 5,03
2004 89,50 3,86 6,64
2005 83,45 11,33 5,22
2006 94,59 3,37 2,04
Таким образом, доля расходов на профилактику детской  и подростковой безнадзорности в  общем объеме финансовых расходов Вологодской  области (в общих расходах консолидированного бюджета) составляла: в 2003 г. и в 2004 г. по 0,5%, в 2005 г. 0,9%.
К тому же стоит отметить, что затраты на профилактику безнадзорности несовершеннолетних на 1 ребенка общей численности населения в возрасте от 3 до 17 лет в период 2003 - 2005 гг. характеризуются положительной динамикой: в 2003 г. - 474 руб., в 2004 г. - 595 руб., в 2005 г. - 983 руб.
Кроме вышеперечисленных  расходов за счет средств областного и федерального бюджетов реализованы  профилактические мероприятия в  рамках <Областного комплексного межведомственного  плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004 - 2006 гг.>.
Следует отметить, что за этот период на осуществление  общей специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было предусмотрено 5 600 тыс. руб., на поддержку  развития учреждений системы профилактики - 6 970 тыс. руб., на организацию повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 160 тыс. руб., на научно-методическое обеспечение деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей - 145 тыс. руб., на обеспечение медицинским, бытовым, спортивным, развивающим оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной оргтехникой, оборудованием для трудовой реабилитации и профессиональной подготовки - 50 тыс. руб.
Финансирование  комплексного межведомственного плана мероприятий осуществляется за счет мероприятий сферы образования (5 250 тыс. руб.), молодежной политики (50 тыс. руб.), социальной политики (7 235 тыс. руб.), исполнительных органов государственной власти (90 тыс. руб.).
В связи с этим можно говорить о неравномерном распределении финансовых средств как по отраслям (ведомствам), в которых осуществляется профилактическая деятельность, так и по основным мероприятиям, направленным на сокращение масштабов безнадзорности несовершеннолетних в регионе.
В целом объем  финансирования Плана мероприятий  за счет средств областного бюджета  за 2004 - 2006 гг. составил 12 925 тыс. руб., в  том числе с разбивкой по годам: 2004 г. - 4 070 тыс. руб., 2005 г. - 5 085 тыс. руб., 2006 г. - 3 770 тыс. руб. Из этих средств на капитальные расходы за весь период выделено 6 850 тыс. руб., на текущие расходы - 6 075 тыс. руб. Фактически на мероприятия по безнадзорности было выделено: в 2004 г. - 2 130 тыс. руб., в 2005 г. - 2 405 тыс. руб., в 2006 г. - 2 206 тыс. руб. Представленные данные свидетельствуют о сокращении в 2006 г. финансирования из областного бюджета мероприятий по профилактике детской и подростковой безнадзорности по сравнению с 2004 и 2005 гг.
В сложившихся  условиях и в связи с высокой  степенью важности решения проблем детско-подростковой безнадзорности на территории региона авторами проведен экспертный опрос членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [3]. В рамках данного исследования выявлены недостатки существующей системы профилактики безнадзорности и возможности повышения ее эффективности.
Подводя итоги проведенного анализа, можно выделить следующие важные моменты:
1. Современное состояние  проблемы безнадзорности несовершеннолетних в Вологодской области. Безнадзорность в детско-подростковой среде более половины экспертов (53%) рассматривают как очень актуальную, 45% - как одну из значимых для области проблем.
Согласно полученным в ходе опроса результатам общая численность данной категории несовершеннолетних в регионе составила 10 610 человек, при этом средний показатель в г. Вологде - 2 000 чел., в г. Череповце - 2 500 чел., а по районам - 235 чел. В качестве первопричин безнадзорности члены комиссий в основном отмечают семейные (частое употребление алкоголя в семье - 91%, ослабление контроля со стороны семьи - 79%, отсутствие контроля со стороны родителей - 46%) и экономические (бедственное материальное положение семей - 64%) проблемы.
2. Общая характеристика региональной системы профилактики безнадзорности. По мнению специалистов, эффективность работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав характеризуется достаточно высоким уровнем (42%). Вместе с тем четверть респондентов отметили, что более результативной деятельности мешает недостаточный уровень координации работы членов комиссий и недостаточный объем полномочий.
Экспертами дана средняя оценка степени эффективности  работы ведомств (отраслей) по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Только треть специалистов (35%) положительно охарактеризовали существующую в области систему сбора информации о состоянии проблемы безнадзорности, при этом 44% отметили, что информация собирается случайным образом по мере ее поступления.
3. Проблемы в организации системы профилактики безнадзорности. В рамках исследования были выявлены проблемы, решение которых может способствовать более результативной деятельности по сокращению детской и подростковой безнадзорности в регионе.
При анализе  степени эффективности работы отраслей (ведомств) выявлен ряд недостатков: почти треть (28%) опрошенных отмечают нехватку финансирования, недостаточный объем полномочий у специалистов, отсутствие системного подхода в работе.
Недостаточно  высокая степень эффективности работы комиссий, по мнению экспертов, обусловлена также малым уровнем финансирования (16%), информированности о состоянии безнадзорности в регионе (11%), отсутствием системного подхода в работе (10%), недостатком знаний у специалистов (9%).
4. Предлагаемые меры по сокращению масштабов безнадзорности несовершеннолетних. С учетом того, что в Вологодской области сложилась крайне опасная ситуация, характеризующаяся ростом числа безнадзорных детей и подростков, в рамках исследования была предпринята попытка определить основные меры по снижению уровня безнадзорности в регионе.
В качестве их эксперты рекомендуют, прежде всего, решение  семейных и экономических проблем (уменьшение употребления алкогольных  напитков в семье - 82%, улучшение микроклимата в семье - 55%, повышение доходов семей - 52%). Вместе с тем половина специалистов (51%) отмечают в качестве одной из мер расширение сети досуговых учреждений, 46% - совершенствование воспитательной роли школы, 45% - совместные мероприятия с родителями (для сплочения семьи), 34% - расширение сети центров помощи семье и детям, кризисных центров, приютов и т. д.
Результаты опроса жителей Вологодской области, проведенного ВНКЦ ЦЭМИ РАН в 2006 г. [4], подтверждают данные, полученные авторами по итогам опроса членов комиссий по делам несовершеннолетних. Так, мерами, необходимыми для снижения уровня безнадзорности в регионе, большинство опрошенных (47%) считают повышение доходов семьи, 35% - проведение совместных мероприятий родителей и детей, 32% - организацию бесплатных кружков для детей и подростков, 28% - спортивных секций и меро-приятий, 28% - проживание в специализированном учреждении.
В перечне мер, которые должны способствовать росту  профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактику безнадзорности, большинство респондентов отмечают организацию обучающих мероприятий (58%), курсов повышения квалификации (55%), обеспечение научно-методической литературой, методиками профилактической работы (50%).
Треть экспертов  указывают на необходимость обеспечения  специалистов информационными изданиями, освещающими проблемы профилактики детской и подростковой безнадзорности (журналы, газеты, брошюры и т. д.), четверть - на необходимость проведения научно-практических конференций.
5. Организация межведомственного  взаимодействия субъектов  профилактики безнадзорности. Следует отметить, что решение проблем безнадзорности несовершеннолетних входит в компетенцию организаций и учреждений различной ведомственной подчиненности, в связи с чем требуется эффективное взаимодействие между ними.
По мнению специалистов, для повышения эффективности  взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению рассматриваемых  проблем необходимо четко разграничить компетенцию учреждений по учету безнадзорности и ее профилактике (52%), создать систему по отслеживанию масштабов безнадзорности (47%), обеспечить обсуждение на областном и районном уровне проблем в работе с безнадзорными детьми и подростками (43%).
Треть опрошенных считают, что для повышения эффективности взаимодействия на всех уровнях следует обеспечить консультации по содействию решению возникающих проблем, организацию научно-практических конференций и обучающих мероприятий; 21% экспертов предлагают чаще публиковать в СМИ информацию с анализом ситуации с безнадзорностью в детско-подростковой среде и о принимаемых руководством мерах по ее улучшению.
Таким образом, анализ и оценка деятельности субъектов  системы профилактики на территории Вологод-ской области (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ведомств различной подчиненности) позволили выделить ряд недостатков в организации профилактической деятельности.
Полученные результаты в большей мере свидетельствуют  о недостатках в системе сбора  информации о детско-подростковой безнадзорности.
Выявлены проблемы в работе с рассматриваемой категорией несовершеннолетних (отсутствие системного подхода, недостаточный объем полномочий, необходимость разграничения компетенции  ведомств и учреждений по решению  проблем безнадзорности, малый объем финансирования проводимых мероприятий, необходимость повышения профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность), требующие разрешения как на уровне региона в целом, так и отдельно взятого учреждения (организации).
Привлечение общественных объединений и негосударственных  организаций к сотрудничеству в  сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних может дать положительные  результаты. Однако, на наш взгляд, целесообразно  акцентировать особое внимание на возможности минимизации факторов риска возникновения и распространения безнадзорности несовершеннолетних.
Прежде чем  определить основные направления профилактической деятельности и предложить конкретные меры по совершенствованию системы  профилактики безнадзорности несовершеннолетних, следует обобщить результаты исследования.
Комплексный анализ безнадзорности несовершеннолетних в  Вологодской области позволил определить сильные и слабые стороны в  решении проблемы, а также последствия  сложившейся ситуации и возможности оптимизации вероятных угроз.
К числу сильных  сторон можно отнести наличие  областного информационного банка  данных о семьях и детях, находящихся  в социально опасном положении, областных программ, постановлений  и законов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних; существование в регионе квалифицированных специалистов по профилактической деятельности; наличие специализированных центров для несовершеннолетних; заинтересованность органов местной власти в построении эффективной модели профилактики безнадзорности.
В качестве последствий  сложившейся ситуации выделены:
• ухудшение  социально-экономической ситуации в стране и регионе;
• рост девиаций в детско-подростковой среде (алкоголизм, наркомания, токсикомания, правонарушения, суициды);
• ухудшение  психического, физического, нравственного  развития подрастающего поколения;
• снижение качества образовательного и трудового потенциала области;
• отсутствие действенных  мер, направленных на сокращение масштабов  детской и подростковой безнадзорности.
Вместе с тем  к ряду проблемных вопросов можно  отнести: рост числа семей и детей  группы риска; высокий уровень разводов, алкоголизма среди родителей; низкий материальный уровень семей, воспитывающих  несовершеннолетних детей; высокий  уровень наркомании, токсикомании, алкоголизма и преступности среди несовершеннолетних; ослабление воспитательной роли семьи и школы; слабое взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности на всех уровнях ее осуществления.
Данный анализ является основой для определения действий органов региональной и муниципальной власти по решению проблемы безнадзорности в детско-подростковой среде.
Исходя из полученных результатов, для создания эффективной  системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, было бы целесообразно первоочередные усилия направить на преодоление тенденции роста безнадзорности в регионе путем минимизации факторов ее распространения, а также создания комплексной системы профилактики детско-подростковой безнадзорности.
В связи с  поставленной целью возможно, на наш взгляд, выделение в деятельности органов социального управления трех основных направлений, способствующих повышению эффективности данной системы:
1. Более активная  и целенаправленная работа по  устранению причин и условий,  порождающих безнадзорность. На наш взгляд, профилактика причин, способствующих распространению детской и подростковой безнадзорности, - ключевой компонент системы профилактических мер в отношении данной категории несовершеннолетних. К основным элементам данного направления можно отнести:
- профилактику  семейного неблагополучия в семьях  с детьми;
- профилактику  домашнего насилия в отношении  детей (предупреждение жестокого  обращения с детьми со стороны  родителей, ликвидация последствий  насилия);
- профилактику  асоциального образа жизни родителей (наркомания, алкоголизм и др.);
- профилактику  девиантного поведения несовершеннолетних (преступность, алкоголизм, токсикомания  и др.).
2. Формирование  реально функционирующих механизмов  по организации эффективного  взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению проблем детской и подростковой безнадзорности, обеспечивающих более действенную работу всех субъектов профилактической деятельности.
В роли такого механизма, в частности, могут выступать  региональные (возможно, и муниципальные) законодательные акты, которые предусматривают компетенцию каждого ведомства (органа) и учреждения в осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и обеспечивают эффективное межведомственное взаимодействие.
3. Придание системе  профилактики безнадзорности в  детско-подростковой среде комплексного (системного) характера. 
С этой целью  комиссии по делам несовершеннолетних должны обеспечивать не только взаимодействие и координацию всех органов и  учреждений по решению проблемы безнадзорности, но и условия для комплексного решения вопросов, касающихся несовершеннолетних (обеспечение законных интересов и защита прав детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности; снижение показателей факторов возникновения и распространения безнадзорности; ликвидация социально-экономических последствий и потерь вследствие безнадзорности в детско-подростковой среде, организация социальной коррекции и адаптации на региональном и муниципальном уровнях).
Для решения  задач по снижению уровня безнадзорности несовершеннолетних в регионе могут быть предприняты следующие шаги:
• разработка и  внедрение региональной межведомственной программы по решению проблем  детской и подростковой безнадзорности, предусматривающей комплексную  оценку состояния, причин и последствий данного явления, профилактической деятельности;
• разработка и  введение в регионе общей системы  сбора информации и учета детей, не посещающих школу, не имеющих постоянного  места жительства, находящихся в  социально опасном положении;
• улучшение  ситуации в сфере с детско-подростковой безнадзорностью путем совершенствования  профилактической помощи данной категории  несовершеннолетних;
• совершенствование  научно-методического и информационного  обеспечения деятельности органов  и подведомственных им учреждений системы профилактики безнадзорности, укрепление кадрового потенциала;
• расширение сотрудничества субъектов системы профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде с общественными объединениями, негосударственными и религиозными организациями в оказании помощи несовершеннолетним.
Кроме того, предполагается создание в регионе (и, по возможности, в каждом муниципальном образовании) социальной инфраструктуры, в которой  был бы сосредоточен информационно-аналитический  банк данных о несовершеннолетних, которая контролировала бы горизонтальные и вертикальные информационные потоки, обеспечивала взаимодействие в области профилактики безнадзорности в детско-подростковой среде.
Вместе с тем  данный орган должен включать в себя все органы и учреждения, обеспечивающие потребности детей и подростков, защиту их прав и законных интересов, обеспечивать равноценные возможности и условия для развития, содержания, образования, воспитания подрастающего поколения, нравственного формирования личности и в целом полноценную социализацию несовершеннолетних.
Важным остается вопрос о финансировании мероприятий по сокращению уровня безнадзорности несовершеннолетних. В этой связи, на наш взгляд, необходимо привлекать дополнительные внебюджетные средства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (например, спонсорское финансирование) и компенсировать недостаток организационно-управленческих, кадровых и научно-методических ресурсов для решения проблемы безнадзорности.
С целью роста  профессионального уровня специалистов, осуществляющих профилактику безнадзорности, должна быть организована их комплексная подготовка (обучение, мероприятия, курсы повышения квалификации). В то же время первостепенное значение в плане получения и передачи информации о состоянии проблемы, динамике факторов, об оценке последствий и ознакомления с новыми методами и технологиями работы с данной категорией несовершеннолетних имеет проведение конференций, обучающих семинаров, круглых столов.
В связи с  необходимостью организации эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних следует четко определить организационно-правовые механизмы и формы его осуществления. Иными словами, требуется создание такой системы, которая будет успешно работать при условии обеспечения координации и взаимодействия всех субъектов профилактики детско-подростковой безнадзорности.
Такое взаимодействие должно включать проведение регулярных совещаний со специалистами с  целью оперативного обмена информацией  по проблемам безнадзорности и систематического сравнительного анализа работы комиссий по делам несовершеннолетних в районах и городах, данные которого доступны для ознакомления.
В заключение стоит  отметить, что совершенствование  региональной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и организация эффективного межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики будет способствовать улучшению тенденций в сфере детско-подростковой безнадзорности на территории Вологодской области.
Кроме того, результативность реализации предлагаемых направлений и мероприятий должна заключаться в сокращении числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, повышении роли семьи в воспитании подрастающих поколений, уменьшении девиаций в среде несовершеннолетних. Общим результатом данных процессов будет являться положительная динамика количества безнадзорных детей и подростков в регионе, сокращения негативных факторов, ее обусловливающих, и социально-экономических последствий безнадзорности несовершеннолетних.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карельская государственная педагогическая академия» 

Факультет дошкольной и социальной
педагогики  и психологии 

Кафедра дошкольной и социальной педагогики                                                                     
 

Управление  системой по социальной защите беспризорных и безнадзорных детей
(контрольная  работа по управлению системы социальной защиты детства) 
 

Выполнила:
Татьяна Александровна Блойгуева,
студентка 752 группы, ОЗО
                                             Проверила:
                         Михеева Галина Николаевна.         
                                                                  
 

Петрозаводск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….  3
1. Характеристика беспризорности и безнадзорности в России………………………….4
2. Причины детской беспризорности и безнадзорности…………………………………..7
3. Нормативно-правовые основы социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям ………………………………………………………………………………………….11
ВЫВОД……………………………………………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
ВВЕДЕНИЕ
     Положение детей в любом государстве - это  показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы прошлого столетия.
     Наиболее  значимым фактором, приводящим ребенка  к беспризорному образу жизни, является бедность. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.
     Беспризорные  дети, это дети, которые не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
     На  сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным  группам населения, становится одной  из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.
     Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких  условиях находится подрастающее поколение  сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.
     Создание  благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом. 
 
 
 

4
1. Характеристика беспризорности и безнадзорности в России
     В истории человечества детская беспризорность существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц  число беспризорных детей возрастает. Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, духовно - нравственные трудности нашей жизни стали существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. С каждым годом увеличивается количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и воспитание детей. Заявило о себе так называемое «социальное сиротство», т. е сиротство при живых родителях. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагоприятных (асоциальных) семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.
     В стране продолжается неуклонный рост числа больных алкогольными психозами  и алкогольным слабоумием. Критическим  является положение с психическим  здоровьем детей, продолжается рост числа умственно отсталых детей, что также обусловлено масштабами пьянства и увеличением числа больных алкоголизмом в стране. Растут показатели числа больных алкоголизмом среди детей, подростков и женщин. Такое явление в России как социальные сироты, является следствием алкогольной деградации и потери духовных ценностей.
     Наша  страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской  войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921- 1925 гг. Согласно официальной статистике, в 1922 г. в России насчитывалось 7 миллионов беспризорных детей, хотя реально их было гораздо больше. [13,45] За всю историю России вплоть до сегодняшнего дня это единственный период, по которому мы имеем определенные цифры по беспризорным детям. В 1920-е годы это была крупнейшая государственная и общественно-педагогическая проблема. В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая агитация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью. Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы.
     По  всей стране начали устраиваться тысячи детских уличных столовых и ночлежек, спасавших несчастных детей от голода и физической смерти. Со временем стали  организовываться приемники для  оказания первой социальной помощи, детские дома для детей школьного и дошкольного возраста, а также специализированные: для дефективных и умственно отсталых детей. Перед детскими домами была поставлена вполне конкретная задача, дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной трудовой деятельности.
     Беспризорные  дети - это дети, которые не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. По данным, утвержденным Генеральной прокуратурой РФ на
     5
начало 2005 года насчитывается два с половиной  миллиона беспризорников. По различным  источникам статистики в России от двух с половиной до шести миллионов беспризорных. Из этого количества зарегистрировано только два миллиона отвергнутых детей, в число которых входят дети, которые иногда живут в приютах, детских домах. В среднем на улицах обитают около трех миллионов детей брошенных родителям. Масса малолетних беспризорных в течение года непостоянна: она уменьшается с наступлением холодов и вырастает до максимума в летние месяцы.
      Уличных детей и подростков можно условно  разделить на три категории:
1. «Бездомные», или несовершеннолетние и молодые люди, которые утратили взаимосвязь с родителями или не имеют их, длительное время (более 3 месяцев) проживают вне дома или интернатного учреждения. У них нет постоянного места проживания, и они обитают группами в подвалах, на чердаках и в нежилых помещениях. Обычно такие дети из неблагополучных семей, долгое время не учатся и не работают. В большинстве своем, это – подростки и молодые люди более старшего возраста, 17–24 лет, со значительным стажем уличной жизни, наиболее рискованными формами поведения и багажом накопившихся социальных, психологических и медицинских проблем.
2. «Домашние», т. е. дети и подростки, которые постоянно проживают дома, куда чаще всего возвращаются на ночь. Они изредка пропускают занятия в учебных заведениях и проводят в уличных «тусовках» лишь дневные и вечерние часы и почти всегда ночуют дома. Чаще всего это – дети и подростки до 15 лет, без опыта проживания вне семьи.
3. «Бегающие» – промежуточная группа, состоящая из подростков 14–18 лет, периодически проводящих от нескольких недель до нескольких месяцев вне дома или
интернатного  учреждения, а затем возвращающихся назад. В течение этого периода  времени несовершеннолетние прекращают обучение. В периоды «уличной»  жизни такие дети практикуют рискованные формы поведения, которые могут повлечь тяжелые социальные последствия, а также нанести вред физическому и психическому здоровью.
     На  рост беспризорности в условиях нестабильности политической, социально-экономической  жизни влияют кризисные явления  в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
     В сложившейся ситуации государство  предпринимает меры, но они не достаточно эффективны для решения проблем  беспризорности и ее снижения. Детским  домам не хватает положенного  по бюджету финансирования, чтобы отремонтировать и обустроить помещения, в которых расселены дети. Воспитанникам детских домов не хватает одежды, школьно письменных принадлежностей, питания, тепла и ласки со стороны воспитателей и педагогов. В результате среди детдомовцев много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Распространяется жестокое и грубое обращение с детьми в интернатных учреждениях и в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Обычная семья дает ребенку больше, чем детский дом. Такие учреждения нужны
     6
 не  для содержания, а для дальнейшего  устройства беспризорника. Подростки  выходят из детского дома, не  подготовленными к самостоятельной  жизни, им не оказывается полноценная  ни практическая, ни психологическая  поддержка в дальнейшем устройстве  своей судьбы. По данным статистики примерно 40% выпускников детских домов и школ - интернатов становятся алкоголически и наркотически зависимы, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. И только 15% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. [16,30] 
      Характерная особенность последних лет - изменение  структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также  насильственных преступных деяний. Наиболее распространенным преступлением остаются кражи. На втором месте по распространенности среди несовершеннолетних стоит такое тяжкое преступление против собственности как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тыс. подростков. Дети прибегают к рэкету, действуют совместно со взрослыми криминальными элементами. По данным криминологических исследований более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. В течение прошлого года было выявлено 16,5 тыс. случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. В 2004 году 98,7 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти 5 тыс. подростков от рук преступников погибли, а 6,8 тыс. - получили тяжкие увечья. Около 28 тыс. несовершеннолетних без вести пропавших, в числе которых - 9,3 тыс. малолетних детей находились в розыске. [15,90]
      Анализ  уголовных дел свидетельствует, что 70% осужденных подростков на момент совершения преступлений нигде не учились  и не работали. Почти половина из них проживала в неблагополучных  семьях. Число подростков - доставленных в милицию за различные правонарушения в 2004 году превысило 1 млн. 250 тыс. Среди доставленных 310 тыс. - это подростки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. нигде не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще не грамотными. Около 300 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, органами внутренних дел были изъяты с чердачных и подвальных помещений, территорий вокзалов, аэропортов и других общественных мест.
      В среднем по России детская преступность - 9,6%. Следует отметить, что качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к "омоложению". Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности. Их на учете в подразделениях органов внутренних дел состоит более 93 тыс. [14,44]
      Специфическая проблема несовершеннолетних - токсикомания и наркомания. За последние три года число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, возросло почти в три раза, по токсикомании - в 3,5 раза, а количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за десять лет возросло в 13 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые. [9,19] В отличие от взрослых подростки рассматривают проблему злоупотребления психически активными веществами не с высоты
7
государственных интересов, а на уровне межперсональных отношений. Для подростков наркотики остаются, хотя и довольно доступной, распространенной, но все, же экзотикой, модным запретным плодом, в, то время как алкоголь стал для них обычным, бытовым средством одурманивания. Алкоголь вовлекает беспризорного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием для участия в группе, не объединенной, какими-либо целями, и зачастую вовлечением в социальные связи с окружающим миром. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям подростка в психологической защите со стороны группы. 
 

2. Причины детской беспризорности и безнадзорности 
 

     Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного  быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды. Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам. Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности, социальной апатии, физически вымирает.
     Наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:
- физическое  насилие;
- отсутствие заботы;
- сексуальное  насилие.
     Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию  и испытывали ущемление собственных  интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к  собственным детям. Основным факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции). Отсутствие заботы - это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие заботы может сопровождаться физическим или сексуальным насилием. Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.
     Сексуальное насилие - это в основном скрытые преступления, поэтому представляется трудным оценивать истинную распространенность явления. Оно может
     8
совершаться в семье и вне ее и сопряжено с физическим и психологическим насилием. Травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью. Распространенной реакцией ребенка в случае инцеста является побег из дома. Последствия насилия могут выражаться в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в суицидальных попытках, в глубоких личностных изменениях (депрессия, агрессия, враждебность).
     В целом признание роли социальных факторов в возникновении и развитии плохого обращения с детьми приводит, в свою очередь, к признанию того, что настоящая профилактика такого обращения должна быть направлена, в частности, на улучшение положения женщин и качества отношений между родителями и детьми, на борьбу с насилием в семье и бедностью. В государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка. Чем больше государственных, общественных, благотворительных учреждений будут принимать в этом живое, а не формальное участие, тем реальнее шансы сократить ряды беспризорных и безнадзорных детей.
     Причиной  побегов детей из дома нередко  являются разводы либо вступление в  брак одинокого родителя, прежде проживающего с несовершеннолетним ребенком. Усиление занятости родителей, вынужденных  совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи, перегруженность домашним трудом из-за отсутствия материальных средств на пользование услугами сферы быта сокращает возможность общения с детьми, совместных занятий с ними, увеличивает риск детской беспризорности. Семья является важнейшим институтом воспитания, она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.
      Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая отказывается от дезадаптированных детей. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций под влиянием рыночной стихии и в связи с оскудением государственного бюджета обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, неблагонадежной компании, бесцельному времяпрепровождению. Все эти и многие другие факторы ведут к социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.