На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в условиях Нижнего Новгорода

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


А.Н.Смирнов
(Статья опубликована  в журнале «Экономические споры:
проблемы  теории и практики», №3, 2007 год, стр. 114-124)
Авторские права  защищены  

Полномочия органов  местного самоуправления в сфере  природопользования и охраны окружающей среды в условиях Нижнего Новгорода 

В условиях проводимой в настоящее время административной реформы, а также реформы местного самоуправления особое значение приобретают  вопросы четкости в определении  предметов ведения органов власти и управления, а также разграничение  полномочий органов публичной власти, поскольку государственный экологический  контроль и управление рассредоточены не только по федеральным министерствам  и ведомствам, но и передаются постепенно исполнительным органам субъектов  РФ и органам местного самоуправления.
Данная статья посвящена исследованию деятельности органов местного самоуправления в  экологической сфере – эффективности  функционирования и проблемам, возникающим  в области муниципального  экологического контроля.
Как установлено  Конституцией РФ, организация и осуществление  власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом  местного самоуправления. Этот принцип  обеспечивает  децентрализацию системы  управления в Российской Федерации  и делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов  населения с учетом исторических и иных местных особенностей.
В соответствии с основным законом страны, местное  самоуправление – это такой способ организации и осуществления  власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью.
Согласно статье 12 Основного закона, органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления нов рамках его полномочий.
В соответствии  со статьей 72 данного закона – установление общих принципов организации  системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении  РФ и ее субъектов. По предметам совместного  ведения издаются  федеральные  законы и принимаются в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, несмотря на независимость местного самоуправления в Российской Федерации, именно органы государственной власти устанавливают полномочия местного самоуправления в различных сферах общественной жизни.
 В контексте  статьи 18 Конституции РФ муниципалитеты  как субъекты публичной власти  в своей деятельности – нормотворческой,  исполнительной, организационной и  в пределах  компетенции должны  решать вопросы охраны окружающей  среды на территории муниципального  образования.
Обозначим ряд  проблем, которое в современных  условиях  приобретают особое значение. Во-первых, проблема взаимодействия органов  местного самоуправления и государственных  органов власти при проведении  экологического контроля. Во-вторых, для  России актуальной является не только проблема регулирования природоохранных  и природоресурсных отношений, но также распределение полномочий по всем уровням публичной власти.
Классификацию природоохранных полномочий органов  местного  самоуправления можно  проводить по различным основаниям. Наиболее удачная классификация, на мой взгляд, представлена в работе А.П. Анисимова и А.П.  Алексеева  «полномочия органов местного самоуправления в области охраны  окружающей среды».
Таким образом, во-первых по видам нормативных правовых актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными правовыми  актами РФ, ее субъектов, а также  закрепляемые  в нормативных правовых  актах муниципальных образований.
Во-вторых, по видам  муниципальных органов власти можно  выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и  главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции.
 В-третьих,  по порядку закрепления полномочия  органов местного самоуправления  в природоохранной сфере можно  разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые  переданы путем делегирования  или наделения, а также полномочия, возникшие в результате  заключения  специальных договоров.
В-четвертых, по своему характеру экологические  полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и  специальные. Общие  полномочия определяются правовыми актами трех видов: а) Конституцией РФ и конституциями (уставами) ее субъектов; б) законами РФ и ее субъектов о  местном самоуправлении; в) уставами и иными нормативными правовыми  актами муниципальных образований. Особенность общих полномочий в  том, что они могут реализовываться  не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно  к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Специальные полномочия фиксируются как законодательством  о местном самоуправлении, так  и  законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного  мира, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.
В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов  местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – по охране отдельных видов природных  объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо  охраняемых природных  территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении  различных видов деятельности (в  сельском хозяйстве, градостроительстве,  при обращении с бытовыми отходами и т.д.)
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что органы местного самоуправления располагают полномочиями двоякого рода. Во-первых, решают вопросы  местного значения. Во-вторых, реализуют  отдельные  государственные полномочия, которые передаются местному самоуправлению органами  исполнительной власти.
 Что касается  наделения органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями, то с одной  стороны, оно  осуществляется федеральными законами  и законами субъектов РФ, с  одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств.  С другой стороны, отдельные  государственные полномочия могут  передаваться органам  местного  самоуправления на договорной  основе. В таких договорах должны  указываться: цель и сроки передачи, взаимные обязательства, материальные  и финансовые средства, передаваемые  для выполнения этих полномочий, ответственность сторон. Принципиальное  значение имеет то, что решение  вопроса о передаче полномочий  органам местного самоуправления  должно осуществляется только  законами, поскольку Конституция  РФ  не предусматривает иного  способа наделения  муниципалитетов  государственными полномочиями.
По мнению  разработчика Ф.З. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» Тихомирова Ю.А., решение  данного вопроса видится в  том, что необходим федеральный  закон о порядке  передачи отдельных  государственных полномочий органам  местного самоуправления.
Однако гораздо  большее значение имеет норма  о том, что без передачи материальных и финансовых средств, органы местного самоуправления не должны осуществлять переданные полномочия. Решение данного  вопроса определяет все дальнейшие законодательные изменения в  области передачи на муниципальный  уровень государственных «экологических»  полномочий.
На эту проблему неоднократно обращали внимание ведущие  ученые, практики, руководители муниципалитетов. По мнению общественных деятелей, политиков, глав муниципальных образований  – в настоящее время основной проблемой органов местного самоуправления является -  «несоответствие прав муниципалитетов и их финансовых возможностей».
Кроме того, существует и проблема разграничения предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти и органами местного самоуправления в экологической  сфере.
Основная  тенденция  нынешнего реформирования органов  власти такова, что Российская Федерация  снимает с себя большинство полномочий и передает их на региональный уровень  и уровень муниципалитетов. В  настоящее время значительному  изменению подвергаются практически  все законодательными «экологические»  акты в связи с расширением  полномочий  органов власти субъектов  РФ, а также расширением перечня  вопросов местного значения.
Что касается экологической  сферы, что следует отметить, что  значительные изменения внесены  в основной «экологический» закон  – «Об охране окружающей среды». Данный закон занимает центральное  место в системе экологического законодательства, устанавливая полномочия для субъектов власти всех уровней: государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, местного самоуправления.
Из  ФЗ « Об охране окружающей среды»
1. К вопросам местного  значения городских,  сельских поселений  относится организация  сбора и вывоза  бытовых отходов  и мусора.
2. К вопросам местного  значения муниципального  района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного  значения городского  округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды  в границах городского округа;
  организация сбора,  вывоза, утилизации  и переработки  бытовых и промышленных  отходов.
4. В субъектах Российской  Федерации - городах  федерального значения  Москве и Санкт-Петербурге  полномочия органов  местного самоуправления, предусмотренные  настоящим Федеральным  законом, исходя  из необходимости  сохранения единства  городского хозяйства  могут быть возложены  законами соответствующих  субъектов Российской  Федерации на органы  государственной  власти городов  федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга.
5. В субъектах Российской  Федерации - городах  федерального значения  Москве и Санкт-Петербурге  полномочия органов  местного самоуправления  внутригородских  муниципальных образований  в области охраны  окружающей среды  определяются законами  субъектов Российской  Федерации - городов  федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга.
Далее, в целях  анализа полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, природопользования, необходимо рассмотреть нормативные  правовые акты, устанавливающие компетенцию  муниципалитетов в указанной  области.
Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в экологической сфере составляют в настоящее время, помимо  Конституции  РФ, общепризнанные нормы международного права, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, федеральные  подзаконные акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований  и иные муниципальные правовые акты.
Принципиальная  особенность законодательного регулирования  вопросов местного значения в настоящий  момент заключается в одновременном  действии трех основополагающих законов  о местном самоуправлении:  № 1550-1 от 06.07.1991г., № 154-ФЗ от 12.08.1995г. и № 131-ФЗ от 06.10.2003г. Главный принцип  их совместного действия состоит  в том, что в установленный  переходный период (до 2009 года) законы 1991 г. и 1995 г. регулируют вопросы местного самоуправления в части, не противоречащей нормам закона 2003 года и утрачивают силу с 01 января 2009 г.
Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991г. № 1550-1, принятый еще Верховным Советом РСФСР, предусматривает достаточно широкие  полномочия органов местного самоуправления в области охраны природы и  использования земли. В частности, в соответствии со статьей 71 вышеназванного закона, городская администрация  – осуществляет управление и контроль в области использования и  охраны земель, вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, других природных  ресурсов, обеспечивает проведение мероприятий  по охране окружающей среды, организует проведение экологической экспертизы, принимает решения о наложении  штрафов за ущерб, причиненный  природной  среде.
Принятый 12 августа 1995г. Федеральный Закон № 154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». Явился важным документом для становления  и развития местного самоуправления в России, поскольку именно на основании  данного закона принимались уставы, устанавливались финансовые и экономические  основы местного самоуправления.
Анализ текста закона  дает основание сделать  вывод о том, что он далеко не совершенен, и не все нормы, реализовывались  на практике. В частности, в законе не было четкого правового разграничения  полномочий между органами государственной  власти (федеральными и субъектов  Федерации) и органами местного самоуправления. Кроме того, проблема  недостаточного обеспечения финансово-экономической  самостоятельности муниципалитетов  так и не была решена.
В экологической  сфере указанным законом установлены  основные  полномочия муниципалитетов, это: участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования, контроль за использованием земель.
Федеральным законом  «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, внесены значительные коррективы в правовое регулирование местного самоуправления в РФ.  В частности, законом более четко регламентированы задачи и функции муниципальных  органов, более подробно прописаны  экономические основы осуществления  местного самоуправления.
Обращает на себя внимание, что новый закон  существенно изменяет характер законодательства о местном самоуправлении, ограничивая  возможность контроля субъектов  РФ за органами местного самоуправления.
Здесь следует  отметить, что в области охраны окружающей среды, данным законом предоставлены  полномочия муниципальным районам  и городским округам по вопросам организации мероприятий по охране окружающей среды, организации  благоустройства  и озеленения территории создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов.
Обращает на себя внимание, что нормы статьей 15  и 16 указанного закона, которые  устанавливали компетенцию муниципальных  районов  и городских округов  по вопросам организации и осуществления  экологического контроля объектов производственного  и социального назначения, были вскоре исключены Федеральным законом  от 31.12.2005г. № 199-ФЗ. 

Анализируя федеральные  законы, следует отметить, что Федеральным  законом от 06.10.2003г.  № 131-ФЗ органам  местного самоуправления предоставлены  более существенные полномочия по «организации мероприятий по охране окружающей среды», чем простое «участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования», или
«обеспечение  проведения мероприятий по охране окружающей среды», установленные в ранее  принятых законах.
В этой связи  следует подчеркнуть, что в любом  случае  перекладывание компетенции  по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на муниципальный  уровень требует, как минимум  разработки эффективной системы  реализации этого закона, как максимум, передачи  финансовых средств для  реализации полномочий муниципальным  органам.
 В противном  случае и дальше будет «углубляться  противоречие между двумя тенденциями:  сверху вниз идет сброс дополнительных  обязанностей по решению местных  и государственных задач, а  снизу вверх увеличивается откачка  финансовых средств, и сокращается  для муниципальных бюджетов в  общей бюджетной массе России».
 В конце  2004 года федеральным законом №  122  были внесены изменения   не только в социальную сферу,  значительным изменениям подверглись   все сферы общественных отношений,  в том числе экологическая.  Указанный закон расширил полномочия  органов местного самоуправления  в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды.
В настоящий  момент к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация  мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;  организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вопросы местного значения городского округа: это-организация  мероприятий по охране окружающей среды  в границах городского округа; - организация  сбора, вывоза, утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов.
Предметы ведения  местного самоуправления регулируются также законодательными актами  субъектов Федерации.
 На уровне  Нижегородской области действуют  следующие нормативные акты, устанавливающие  полномочия органов местного  самоуправления в экологической  сфере:
Во-первых, Закон  Нижегородской области от 08.04.1996г. № 27-З «Об организации местного самоуправления в Нижегородской  области».
К вопросам государственного значения, в решении которых принимают  участие органы местного самоуправления, в соответствии с данным  законом, отнесены: участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении  экологической безопасности.
Во-вторых, Устав  Нижегородской области, статьей 11 которого  установлено, что в регионе осуществляются меры по охране окружающей среды и  обеспечению экологической безопасности.
Отметим, что  в ранее действовавшей редакции Устава области, были более подробно прописаны экологические требования, в частности, указывалось, что в  регионе обеспечиваются  обязательность государственной  экологической  экспертизы, осуществляется охрана биологического разнообразия,  реализуются меры, обеспечивающие экологическую безопасность. Особой охране подлежат государственные  природные заповедники, заказники, памятники природы, редкие виды растений и животных.
Кроме того, законами области устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы  платы за использование природных  ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются льготы при  внедрении  природоохранных технологий.
Таким образом, законодательство Российской Федерации  и ее  субъектов создало  достаточную  правовую базу для участия органов  местного  самоуправления в реализации задач по охране окружающей среды.
Но основной нормативный правовой акт муниципального образования, определяющий вопросы  местного значения – это его устав.
Уставом города Нижнего Новгорода к полномочиям  представительного органа местного самоуправления – Городской Думы относятся: определение порядка  осуществления муниципального земельного контроля, утверждение правил землепользования и застройки города, утверждение  местных программ использования  и охраны земель. Полномочия городской  администрации – это осуществление  муниципального земельного контроля, а также реализация полномочий в  области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов. Кроме того, установлены полномочия, предусмотренные федеральными законами об экологической экспертизе.
 В Уставе  города Нижнего Новгорода, действовавшем  до 01 января 2006 года к полномочиям  представительного органа местного  самоуправления (ст.22) были отнесены: определение порядка распоряжения  земельными участками, установление  порядка использования природных  ресурсов, так же объявление природных  объектов местного значения, представляющими  экологическую ценность, памятниками  природы.
Полномочия исполнительного  органа в области охраны окружающей среды (ст. 37) практически не претерпели изменений. К компетенции городской  администрации относились: управление и контроль в области использования  и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного  мира, других природных ресурсов, информирование население об экологической обстановке, а также принятие решения о  наложении штрафов за ущерб, причиненный  природной среде.
Следует отметить, что закрепление именно в уставе структуры и полномочий органов  местного самоуправления, является важнейшей  задачей муниципалитетов.
К сожалению, федеральный  законодатель крайне непоследователен в установлении компетенции органов  местного самоуправления в экологической  сфере. Этот вывод достаточно наглядно подтверждают постоянные изменения, вносимые в федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Федеральным законом  от 29.12.2004г. № 199-ФЗ «О внесении  изменений  в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением  полномочий органов государственной  власти субъектов РФ по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а  также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» в закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения, касающиеся в частности введения муниципального экологического контроля. 

Однако Федеральным  законом от 31.12.2005г. № 199-ФЗ данные изменения  были исключены (в частности ст. ст. 68,68.1.).
Отметим, что  единая структура природоохранных  органов на уровне местного самоуправления в настоящее время отсутствует. Большинство структурных подразделений  именуются управлениями (комитетами, департаментами, отделами) охраны окружающей среды (природных ресурсов, экологии) соответствующего муниципального образования. Однако есть и иные  оригинальные названия. Например, в г. Иркутске –  отдел охраны окружающей среды городского комитета по делам горожан, в г. Улан-Удэ  – Комитет  по строительству, в  г. Ростове – на – Дону – муниципальная  инспекция, а в г. Воткинске –  Управление водолесопользования и природных ресурсов. Это допустимо, поскольку статья 68 закона «Об охране окружающей среды» предусматривала осуществление муниципального экологического контроля, как органами местного самоуправления, так и уполномоченными ими органами.
В г. Н. Новгороде  основными полномочиями в области  охраны окружающей среды и природопользования наделен Комитет охраны  окружающей среды и природных ресурсов, входивший  ранее в  структуру органа местного самоуправления. Позже в структуре  администрации города Н. Новгорода  произошли изменения, которые привели  к тому, что  в настоящее время  из структуры органов местного самоуправления Комитет исключен. Его функции  переданы муниципальному учреждению «Комитету  охраны окружающей среды и природных  ресурсов», не входящему в утвержденную Городской Думой структуру городской  администрации.
Следует особо  подчеркнуть, что пунктом 3.3. Постановления  Администрации г. Н. Новгорода от 16.06.2003г. № 64 «О муниципальных предприятиях города Нижнего Новгорода и муниципальных  учреждениях города Нижнего Новгорода», учреждению предоставлено право  осуществлять  предпринимательскую  и иную приносящую доход деятельность.
С нашей точки  зрения, наделение муниципального учреждения, которое может заниматься, в том  числе, и коммерческой деятельностью  властными полномочиями в области  охраны окружающей среды, приводило  к нарушению действующего законодательства.
В первую очередь  – закона «О конкуренции  и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», статья 7 которого запрещает  совмещение функций органов местного самоуправления с функциями  хозяйствующих  субъектов, а также наделение  хозяйствующих субъектов функциями  органов местного самоуправления.
Как известно, муниципальные  правовые акты могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, судом, а в части, регулирующей осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами, - уполномоченным органом государственной власти РФ. В связи с этим, Федеральная  антимонопольная служба, в чьей компетенции  находится рассмотрение  данного  вопроса, обратила внимание на признаки нарушения антимонопольного законодательства.  Антимонопольный орган – специально уполномоченный Федеральный орган  исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере  антимонопольной деятельности. 

Антимонопольный орган осуществляет государственный  контроль за соблюдением законов, регулирующих отношения в области конкурентного  права – рассматривает факты  нарушения антимонопольного  законодательства, принимает по ним решения и  выдает предписания в пределах своей  компетенции.
Отметим, что  нормы закона о конкуренции распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием, в том числе и  органов местного самоуправления. Под  действие норм данного закона подпадают  и так называемые иные органы и  организации, наделенные функциями  и правами органов власти.
Речь идет, в  том числе, об учреждениях, создаваемых  органами местного самоуправления, которые  на платной основе без законных на то  оснований реализуют некоторые  функции властных органов. В рассматриваемом  нами случае, указывается, с одной  стороны, на осуществление контрольно-надзорных  функций муниципальным учреждением  «Комитетом охраны окружающей среды  и природных ресурсов», а с  другой стороны, на вторжение в сферу  свободного предпринимательства муниципального органа.
С нашей точки  зрения, проблема заключается в том, что государство, устанавливая полномочия муниципальных органов, не всегда четко  закрепляет порядок их финансового  обеспечения. С одной стороны  это противоречит Конституции РФ, устанавливающей обязательность такого обеспечения, а с другой стороны, приводит к тому, что органы местного самоуправления не могут в полном объеме выполнять возложенные на них функции  и вынуждены создавать  учреждения, которые, выполняя функции  органов публичной власти, сами финансируют  свою деятельность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.