На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночный механизм и его функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1     Рыночный  механизм и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 
1.1  Виды и типы рынков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 
1.2 Функции рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.3  Конкуренция и ее виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11 
1.4 Предложение и спрос: рыночное равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 
1.5 Закон спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

1.6 Закон предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2     Конкуренция на рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.1  Новые  факторы формирования  конкурентной  среды международного нефтяного  бизнеса . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24 
2.2  Конкуренция между производителями строительных материалов растет. 32   
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. В самом общем  виде рынок – это система экономических  отношений, которые складываются в  процессе производства, обращения и  распределения товаров, а так  же движение денежных средств. Рынок  развивается вместе с развитием  товарного производства.
     Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был  швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания. Предшественником Л.Вальраса в построении модели общего равновесия был представитель французской школы экономистов-инженеров А.-Н.Иснар (1749-1803). Главная работа А.-Н.Иснара – «Трактат о богатстве», вышедший в 1781г.  Работа А.-Н.Иснара оказала влияние на Л.Вальраса, выявилось много общего в работе того и другого, включая общность аналитического инструментария вплоть до использования тем и другим одного из всего множества товаров в качестве счетного товара – numeraire.
     В свою очередь взаимодействие спроса и предложения рассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. От анализа спроса А.Маршалл перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом он исходил из того, что в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном – предложение.
     Позднее в 30-х гг. первое строгое доказательство существование общего равновесия осуществил немецкий математик и статистик  А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре. Они установили, что существует единственной состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)для любого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношении замещения.
       Данная тема является актуальной и в наши дни, так как с проблемами, которые рассматриваются в ней, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.
     Актуальность  определила цель исследования – изучить  рыночный механизм и его элементы в современной экономике.
         В соответствии с целью определяем следующие задачи курсовой работы:               
     - определить понятие рынка;
     - изучить конкуренцию и ее виды;
     - рассмотреть законы рыночного равновесия;
     - проанализировать элементы рыночной экономики;
     - рассмотреть функции рыночного механизма;
     - определить равновесную цену;
     - определить рыночный спрос и предложение.
     Предметом исследования является рыночный механизм и его функции. 
 
 
 

     1 Виды и типы рынков 

     Опыт  показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена  для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более  полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных  стимулов к высокоэффективной хозяйственной  деятельности.
     Можно дать несколько определений рынка:
     Рынок — это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного  обмена.
     Рынок — это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов иными словами, отношение  спроса и предложения.
     Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая  между собой производителей и  потребителей продукции.
     В настоящее время существует пять моделей рыночной экономики, используемых в различных странах: американская, немецкая, французская, шведская, японская. Некоторые страны при разработке своих моделей использовали опыт планирования в России. Каждая модель включает в себя различные виды рынков. Анализ их особенностей необходим для успешного формирования в России собственной модели рыночной экономики.
     Каждый  из участников рыночных отношений действует  в своих интересах: продавец заинтересован  продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли; покупатель желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребления максимально  полезный эффект. Сделка может совершиться  при каком-то промежуточном варианте – цене равновесия. Структура рынка – это внутреннее строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме. Основой, определяющей структуру рынка, являются формы собственности действующей в экономике (государственная, частная, коллективная, смешанная).
     Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике выступают  домашние хозяйства, организации бизнеса  и правительство.
     В зависимости от предмета обмена различают  рынки факторов производства, рынки  конечных продуктов и услуг, финансовые рынки, рынок интеллектуальных продуктов.
     Рынок товаров и услуг. Характерным  признаком потребительского рынка  является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наиболее подвержен  кризисам.
     Рынок факторов производства. Это в сущности три взаимосвязанных рынка:
     - рынок капиталов;
     - рынок землепользования и недвижимости;
     - рынок труда.
     Их  взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном  от ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается  ставка заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более дорогим, труд.
     Отличительной чертой рынка факторов производства является производный характер спроса. Главная цель бизнеса – прибыль, а капитал, труд, земля - это условия  необходимые для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса получать прибыль.
     Финансовый  рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один –  деньги, предоставляемые в пользование  в различной форме.
     Существует  несколько способов классификации  финансовых рынков:
     - по принципу возвратности (рынок  долговых обязательств и рынок  собственности);
     - по характеру движения ценных  бумаг (первичный и вторичный);
     - по форме организации (организованный  рынок и распределенный);
     - по срокам предоставления денег.
     Например, акции по принципу возвратности относятся  к рынку собственности, так как  на этом рынке покупают и продают  право на получение дохода от вложения денег.
     Акции нового выпуска будут реализованы на первичном рынке, а их перепродажа осуществляется на вторичном. Котировка крупных пакетов акций на фондовой бирже означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций обращается на распределенном, уличном рынке.
     Рынок интеллектуальных продуктов. К нему относятся изобретения, инновации, информационные услуги: произведения литературы и искусства.
     В соответствии с различными критериями рынки классифицируются:
     1. По экономическому назначению объектов:
     - рынок потребительских товаров  и услуг;
     - рынок товаров промышленного  назначения;
     - рынок инноваций;
     - рынок труда;
     - рынок ценных бумаг;
     - рынок жилья и т. д.
     2. По географическому положению:
     - местный рынок;
     - национальный;
     - мировой.
     3. По степени ограничения конкуренции:
     - монополистический;
     - олигополистический;
     - монопсонический;
     - свободный;
     - смешанный.
     4. По характеру продаж:
     - оптовый;
     - розничный.
     5. По уровню насыщения:
     - равновесный рынок;
     - избыточный рынок;
     - дефицитный рынок.
     6. По соответствию действующему  законодательству:
     - легальный рынок;
     - нелегальный (черный) рынок.
     7. По отраслям:
     - компьютерный;
     - книжный и т.д. 

       Функции рынка
 
     Функции рынка определяются стоящими перед  ним задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.
     Ценообразующая функция
     В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и  спроса на товары и услуги на рынке  формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
     В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ.
     Информационная  функция 
     Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую  всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном  количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном  предложении, низкие цены - об избытке  благ по сравнению с платежеспособным спросом.
     Стихийно  протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая  рынком информация позволяет каждому  участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение  с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты  и действия.
     Регулирующая  функция 
     Она связана с воздействием рынка  на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют  о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать  затраты, улучшать качество продукции.
     Образно говоря, на рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой  еще писал Адам Смит: "Предприниматель  имеет в виду лишь свой собственный  интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой  рукой направляется к цели, которая  совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им". [Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.]
     В то же время, являясь регулятором  хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования  ему подвластны. Это проявляется  в периодических спадах, инфляции, безработице.
         Посредническая функция
         Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
        Санирующая функция
        Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
     Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко  гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует  санирующий механизм рынка. И все  же монополизация нигде не подавляет  конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.
     В России общее количество малых предприятий  в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование  и вновь создаваемых предприятий  сравнялось. Одна часть предприятий  разорилась в результате банкротства  банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
     Формирование  рыночных цен - это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.
     Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или, напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?
     Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию  регулятора денежных и товарных потоков  лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия "невидимой руки", о которой писал Смит.
     1.3 Конкуренции и ее виды
     Конкуренция – основная отличительная черта  рыночных отношений. В зависимости  от способов ее осуществления различают  совершенную и несовершенную  конкуренцию. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой и другие параметры. Степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену характеризует совершенную или несовершенную конкуренцию.
     Совершенная конкуренция
     Рыночная  структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей)  не способен оказать существенного влияния на цену.
     Конкуренция является совершенной при наличии  следующих условий:
     Большое число фирм, производящих однородную продукцию
     - размеры по сравнению с общим  объемом рынка ничтожно малы  – менее 1%;
     - незначительное влияние со стороны  фирмы на цены;
     - исключается соглашение между  фирмами.
     2. Однородность продукции разных  предприятий в составе данного  сектора. Это простое условие  сложно реализовать на практике,так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического  места продажи, условий обслуживания. Рекламы, упаковки и других признаков.
     3. Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
     4. Равный доступ ко всем видам  информации. Это значит, что все  покупатели имеют полную информацию  о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной  технологии, ценах на факторы производства.
     5. Свободный перелив капиталов  из отрасли в отрасль (мобильность  факторов производства).
          6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
          На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля, возрастает  до 2% это никак не повлияет  на рыночную цену.
     Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой,  так как эти фирмы не могут  воздействовать на цену, они выступают  как принимающие цену.
     Спрос на продукцию отдельной фирмы  в условиях совершенной конкуренции  абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия.
     Это значит, что конкурентная фирма может  продать любое количество товара по цене или  ниже ее.
     Возникает вопрос, как горизонтально расположенная  линия спроса фирмы сочетается с  отрицательным наклоном кривой спроса?
     Кривая  спроса на рынке действительно имеет  отрицательный наклон, когда рассматриваются  все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей  стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара.  Именно это и показывает горизонтально  расположенная линия спроса фирмы.
     Совершенно  конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающейР даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше Р. Поэтому при выборе объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль, фирма будет рассматривать свой выпуск, как величину постоянную.
     Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может  привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
     Чисто конкурентные  рынки решают две  задачи:
     - участвующие в производстве фирмы  выпускают такой набор продуктов,  который наиболее предпочтителен  и полезен для потребителей;
     -производство осуществляется с минимальными для общества издержками.
     Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли – совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал.
     Группы  покупателей, действующие сообща, могут  воздействовать на цену, и рынок  из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.
     Несовершенная конкуренция
     Ограниченность  совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Несовершенная конкуренция  – это конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
     Чистая  монополия
     Полной  противоположностью совершенной конкуренции  является монополия.  «Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции.
     Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного  товара. Выпускаемая ею продукция  не имеет близких заменителей, а  доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.
     Чистой  монополии свойственны следующие  черты:
     Единственный  продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит данный товар или оказывает услугу, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.
     Наиболее  наглядный пример чистой монополии  – монополия отраслевого министерства в СССР. По данным Госкомстата производилось  в 1989 г.  из 340 групп промышленной продукции  209 производилось на одном  предприятии, а 109 – на предприятиях монополизировавших 90% союзного рынка  и более. [Овчинников Г. П.  Микроэкономика.  СПб,  1992.  С. 70]
     Аналогичная ситуация в масштабах страны встречается  редко, но в пределах маленького города явление вполне реально. В маленьком  городе существует один телеграф, один банк, одна гостиница и т. д.
     Нет близких заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который  не имеет близких заменителей. Это  означает, что у покупателя нет  альтернативного выбора, а у производителя  нет необходимости рекламировать  свой товар. Если чистые монополии производящие продукт общественного пользования  рекламируют его, то это скорее для  престижа, так как конкурентов  нет.
     Установление  цены. Если в условиях совершенной  конкуренции фирма выступает  как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены.  При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма  повышает или понижает цены, изменяя  объем производимого продукта.
     Барьеры для вступления в отрасль. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.
     Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существует три причины:
     - экономия от масштаба;
     - контроль над редкими и очень  важными ресурсами;
     - государственное ограничение притока  новых производителей.
     Типичный  пример естественной монополии –  муниципальные коммунальные службы. Фирмы становятся естественными  монополиями благодаря экономии от масштаба.
     Если  производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем нескольких, то данная отрасль  – естественная монополия.
          Естественная монополия представлена обычно крупными предприятиями с наивысшей производительностью и минимальными затратами. Долгосрочные средние затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Такие условия отражают, например, автомобильная, сталелитейная отрасли производства.
     При этом следует помнить, что рост масштабов  производства имеет пределы. Отрицательный  эффект роста масштабов возникает  из-за сложности управления крупномасштабным производством. Чтобы избежать негативных последствий, многие крупные фирмы  предпочитают отделять от себя различные подразделения, обладающие автономией и конкурентоспособностью.
     Вторая  причина существования монополий  – исключительное право на владение каким-либо редким и важным ресурсом. Хрестоматийный пример – деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монопольно владеет крупнейшими алмазными рудниками в Южной Африке и поэтому контролирует мировой рынок алмазов. Третья причина – государство создает барьеры для вступления новых производителей, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли большую роль в развитии таких фирм как как «Ксерокс» и «Истман Кодак», «Сони» и «Полароид» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит фактором усиления монопольной власти.
     Продавец  обладает монопольной властью над  рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения  собственного объема выпуска.
     В некоторых случаях правительство  оставляет за собой монопольное  право на производство и реализацию продукта, например, табака или спиртных продуктов. Примером является история  водочной монополии в России.
     На  монополистическом рынке возможна ситуация, называемая двусторонней монополией или билатеральная монополия.
     Двусторонняя  монополия (билатеральная монополия) – тип рыночной структуры, при  которой возникает противоборство единого продавца и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает  при использовании электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и  т. Д.
     Совершенная конкуренция и чистая монополия  – крайние варианты рыночных структур. Промежуточное положение между  ними занимают монополистическая конкуренция  и олигополия.
     Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры близкий к совершенной  конкуренции, а олигополия – ближе к монополии.
     Олигополия
     Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой  несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.
     Первая  характерная черта олигополии –  немногочисленность. Чем выше уровень  концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров.  Рынок в этом случае приближается к монополии.
     Самый распространенный способ измерения  степени концентрации производства состоит в определении доли четырех  ведущих фирм в общем объеме производства или продаж продукции данной отрасли.
     Типично олигополистическим является автомобильный  рынок. В России 4 автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей;  в США – 3 фирмы.
     Олигополистическая  ситуация может возникнуть в отраслях производящих  как стандартизированный (сталь, алюминий), так и дифференцированный (автомобили, сигареты) продукты.
     Вторая  черта – высокие барьеры для  вхождения в отрасль.
     Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т. д.
     Третья  черта – всеобщая взаимозависимость.
     Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической  политики учитывать реакцию со стороны  конкурентов.
     Необходимость тщательного учета действий  конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.
     Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения  олигополистов - от ценовой войны до сговора.
     В олигополии возможны два варианта поведения  фирм: некооперативное и кооперативное. При некооперативном каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Ответная реакция конкурента приводит к ценовой войне.
     Ценовая война – это циклическое  снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка. 

     1.4 Предложение и спрос: рыночное равновесие
     Для того чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.
     На  рынке продавцов и покупателей  много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При  совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей  не способен оказать существенного  влияния на цену товара. Численность  и состав групп продавцов и  покупателей изменяется при изменении  цены. При высокой относительной  цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при  падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение (рис. 1.1). При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.
     
     Рисунок 1.1 Рыночное равновесие 

     Способность конкурентных сил предложения и  спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже  и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная  цена не оставляет обременительный  излишек у продавцов и не создает  ощутимых нехваток для потенциальных  покупателей. Взаимодействие спроса и  предложения представляет собой  процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.
     При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой  на редкость стабильную систему, способную  противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования  такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.
     Если  в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень  влиять на цены. Сила монополиста тем  больше, чем выше входные барьеры  в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы. 

         1.5 Закон спроса
     Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос  воздействуют ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F (Ц), где – F показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей (рис. 1.1). Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991 – 1998 гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.  

     
     Рисунок 1.1 Кривая спроса 

     Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует  эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения  спроса (“чувствительность” его объёма) в зависимости от цены.
        Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности – 0,6, бензин – 1,5, жильё – 1,9, кино – 3,9.
       Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособность потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или не понижались цены на соль, спрос на неё неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен. Теперь проанализируем зависимость предложения от цены.  
 
 

     1.6 Закон предложения
     Предложение – это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Предположим, что на каком – то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать (рис. 1.2).  
 

     
     Рисунок 1.2 Кривая предложения 

        Степень изменения объема продаж в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
     Эластичным  предложение становится, когда его  величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения  – при условии равновесия цен  и за длительный период – имеет  тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определённую величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
     Неэластичным  предложением бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров  в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся  продуктов, которые невозможно хранить  в больших количествах (клубника). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для  изменения количества выпускаемых  товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичности предложения  полезно для прогнозирования  объема производства в зависимости  от изменения цен.
     Таким образом, нам стала известна прямая зависимость спроса и предложения  от рыночной цены. Эта зависимость  проявляется в регулирующем воздействии  цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое  положение продавцов и покупателей. Нами обнаружены два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая – проигрывает.
     Первый  вариант: рыночная цена возрастает, а это ведёт, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).
        Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).  
 
 

     2 Конкуренция на рынке 

     2.1  Новые факторы формирования конкурентной среды международного нефтяного бизнеса 

     Характер  конкуренции на мировом нефтяном рынке сегодня определяют три  ключевых фактора:  изменение мирового геополитического ландшафта, ужесточение  фискальных режимов в сфере налогооблажения нефтяных компаний, экспансия национальных нефтяных компаний на внутреннем и внешнем рынках, сопровождающаяся усилением участия государства в нефтяном бизнесе.
     Благоприятная ценовая конъюнктура текущего десятилетия  ослабила зависимость нефтеэкспортеров из развивающихся стран от их традиционных западных покупателей и инвесторов, что способствовало пересмотру правил игры на нефтяном рынке. Изменение геополитического климата находит выражение в росте антиамериканских настроений, усилении региональной экономической интеграции в группе развивающихся стран, возрастающей роли Китая в международном нефтяном бизнесе.
     Среди латиноамериканских стран особого  внимания заслуживает  Венесуэла  с ее новой нефтяной политикой, активно  проводимой  У.  Чавесом начиная со второй половины текущего десятилетия. В 2005 г. правительство этой страны приняло решение отдавать приоритет в разработке залежей в так называемом поясе тяжелой нефти реки Ориноко инвесторам из Латинской Америки и Карибского бассейна, а не международным компаниям из Соединенных Штатов. В феврале 2007 г.  был подписан президентский указ о национализации нефтяных месторождений, находящихся под контролем корпораций их США, Франции, Норвегии и Великобритании, что сопровождалось пересмотром нефтяных контрактов, уменьшением доли западного капитала в проектах по разработке нефтяных залежей и одновременно расширением присутствия Китая в нефтедобыче страны. Результатом такой политики стало вытеснение «мэйджоров» из нефтяного комплекса Венесуэлы и отказ в добыче тяжелой нефти в районе пояса Ориноко крупнейшим западным компаниям – «ExonMobil», «ConocoPhillips», ВР и «Total». Политика Чавеса развеяла надежды США на создание финансово-экономической зоны АЛКА, объединяющей Северную и Южную Америку, и положила начало созданию антиамериканского интеграционного объединения АЛБА («Боливарийская альтернатива для Америки»), в которую вошли Венесуэла, Куба  и Боливия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.