На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роли и функции облигаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение
Глава 1. Общая характеристика и классификация облигаций
      Государственные и муниципальные облигации
1.2 Корпоративные  облигации
      1 .3. Стоимостные характеристики облигаций
Глава 2. Выпуск и  размещение корпоративных облигаций  ОАО “ЛУКОЙЛ”
        2. 1. Организация размещения облигаций  ОАО “ЛУКОЙЛ”.
        2. 2. Основные этапы размещения  облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ”
        2. 3. Подготовка проспекта эмиссии.
        2. 4. Период открытого маркетинга.
Глава 3. Проблемы и  пути совершенствования 
Заключение
Список литературы 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Инвестиции в облигации - наиболее надежное вложение средств  на рынке ценных бумаг. Этот инструмент рекомендуется для тех, кому важна  полная сохранность капитала с доходом  несколько выше, чем по вкладу в  банке.Привлекательность облигаций состоит в том, что они удостоверяют отношения займа между ее владельцем (инвестором) и лицом, выпустившим облигации (эмитентом). Эмитент, выпустивший облигации, обязуется погасить в определенный срок ссуду и выплатить ссудный процент, который представляет собой часть чистой прибыли, полученной благодаря займу.
     Следующая  черта привлекательности в том,  что инвестор может получить  два вида дохода: проценты, которые  выплачиваются ежегодно, ежеквартально  и т.д. и доход в виде дисконта, который представляет собой положительную  разницу между ценой приобретения (ниже номинальной стоимости)  облигации. Привлекательность инвестиции  в облигации и в том, что  можно получать сложные проценты, которые выплачиваются по облигациям, представляют собой проценты, которые  начисляются по постоянной ставке  с учетом доходов, начисленных  в виде процентов по предыдущим  срокам выплат. Этот инструмент очень похож на банковский вклад - деньги в него вкладываются на определенный срок под заранее известный процент. Но у облигаций есть два основных преимущества: как правило, более высокая доходность по корпоративным выпускам облигаций и возможность забрать деньги без потери набежавших процентов. Если при досрочном закрытии срочного счета в банке проценты теряются, то облигации полностью ликвидны - их всегда можно продать без потери причитающихся процентов за каждый день владения облигацией. Поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, и какими качествами обладает данный объект инвестирования, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие на судьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций.
    Поэтому  целью написания данной курсовой  работы является раскрытие роли  и функций облигаций, более  детальное рассмотрение основных  характеристик облигаций, а также  анализ их доходности. Задачи, которые были поставлены мною в процессе написания курсовой работы, сводятся к следующему:
    · во-первых, это общая характеристика облигаций,  как финансового инструмента  на рынке ценных бумаг;
    · во-вторых - рассмотрение основных классификаций  облигаций по различным признакам  и изучение наиболее распространенных  на данный момент в России  государственных и корпоративных  облигаций с точки зрения наивысшей  доходности и ликвидности;
    · в-третьих,  это детальное изучение основных  характеристик облигаций;
     · в-четвертых,  это рассмотрение методов анализа  доходности облигаций. 

     Исходя  из поставленных задач, курсовая  работа структурирована следующим  образом: в главе первой дается  определение облигации, общая  характеристика и классификация  облигаций; во второй главе  рассматриваются основные характеристики  облигаций, такие как цена, срок  обращения, оговорка об отзыве, доходность, ликвидность и др.; третья  глава посвящена изучению методов  анализа доходности облигации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая характеристика и классификация  облигаций
   Согласно  Федеральному закону РФ «О  рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ под облигацией понимается  эмиссионная ценная бумага, закрепляющая  право ее держателей на получение  от эмитента облигации в предусмотренный  ею срок ее номинальной стоимости  и зафиксированного в ней процента  от этой стоимости или иного  имущественного эквивалента. Облигация  может предусматривать иные имущественные  права ее держателя, если это  не противоречит законодательству  РФ.
     По  сути, облигация является контрактом, удостоверяющим: факт предоставления  ее владельцем денежных средств  эмитенту; обязательство эмитента  вернуть долг в оговоренный  срок; право инвестора на получение  регулярного или разового вознаграждения  за предоставленные средства  в виде процента от номинальной  стоимости облигации или разницы  между ценой покупки и ценой  погашения.
    Облигация  может предусматривать иные имущественные  права ее держателя, если это  не противоречит законодательству  Российской Федерации. В отличие  от держателей обыкновенных акций  владельцы облигаций не имеют  прав собственности или доли  в капитале фирмы или институте,  выпустившем облигацию. Это обусловлено  тем, что облигации являются  кредитными обязательствами, держатели  облигаций всего лишь дают  в долг свои деньги эмитенту; при таком характере отношений  они не получают доли в собственности  или каких-либо других прав  и привилегий, которые могут сопровождать  участие в собственности.
     Облигации  являются постоянным (по величине) требованием к прибыли эмитента (определяемым размерами периодически  выплачиваемых процентов), а также  фиксированным требованием к  активам эмитента (равным величине  суммы погашения). Как правило,  проценты на облигации выплачиваются  каждые шесть месяцев. Однако  из этого правила существуют  исключения: в некоторых случаях  интервал выплаты процентов сокращается  до одного месяца, и совсем  редко выплата осуществляется  один раз в год. 
     Покупатель  облигаций выбирает надежность  и предсказуемость. Облигации  обычно имеют строгое расписание  выплат процентов и определенную  дату погашения, что позволяет  инвестору достаточно точно планировать  свои доходы. При формировании  инвестиционного портфеля, состоящего  из различных ценных бумаг  (голубых фишек, акций второго  эшелона), облигации обычно используют  для максимальной защиты основной  суммы инвестиций. Облигации это  хороший инструмент для накопительного  инвестирования, когда инвестор  постепенно копит деньги, например, для будущего обучения детей,  покупки дома, или для обеспечения  дополнительного пенсионного капитала.
Облигации классифицируются:
1. По субъекту  прав: именные и на предъявителя. Именные облигации обычно выпускаются для определенных владельцев, а имена держателей официально регистрируются эмитентом, который обслуживает счета владельцев ценных бумаг и автоматически выплачивает проценты владельцам путем выписывания именных чеков. В противоположность этому держатели или владельцы облигаций на предъявителя считаются их собственниками, а эмитент этих облигаций не ведет официального списка собственников. 

2. По характеру  обеспечения: обеспеченные и необеспеченные Обеспеченные облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:
· облигации с  залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;
· облигации залогом  фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого  предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании;
· облигации с  залогом оборудования. Такие облигации  обычно выпускаются транспортными  предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).
    Смысл  залогового обеспечения заключается  в том, что в случае банкротства  компании или ее неплатежеспособности  держатели обеспеченных облигаций  могут претендовать на часть  имущества компании. Необеспеченные облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.3. В зависимости от эмитента, выделяют государственные, муниципальные (местных органов управления), корпоративные (предприятий и акционерных обществ) и иностранные (зарубежных заемщиков) облигации. 4. По физической форме выпуска облигации делятся на документарные (т.е. отпечатанные типографским способом, в виде бланков, сертификатов и т.д.) и бездокументарные (существующие в электронной форме, в виде записей компьютерных файлов на магнитных носителях).5. По сроку обращения различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет) и бессрочные облигации.6. По форме выплаты дохода облигации делятся на купонные (с фиксированной или плавающей ставкой) и дисконтные (без периодических выплат доходов). Последние также часто называют облигациями с нулевым купоном (zero coupon bond). В ряде развитых стран имеют хождение облигации с выплатой процентов в момент погашения.
      Купон  - это свойство облигации, определяющее  величину годового дохода в  виде процентов, но существуют  также бескупонные облигации. К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником. Дисконтные облигации выпускаются с большой скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимость растет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашения они стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования.7. По характеру погашения: облигации с единовременным погашением и возможностью погашения сериями8. По возможности досрочного погашения: без такой возможности и с такой возможностью, но с согласия владельца 9. По характеру требований к активам эмитента: старшие и младшие 

       Старшие облигации -это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают облигации с залогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью; облигации с финансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица; сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются специфическими видами оборудования; наконец, облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенные активы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы, поэтому подобные выпуски являются менее надежными, а следовательно, не должны смешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной).Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации. Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям. Конвертируемые облигации обычно по очередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций -- они могут быть обращены (конвертированы) в определенное число акций того же эмитента. Такая конвертируемость «вынуждает» цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым «прямым», или неконвертируемым, облигациям, цена их обычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента. 
 
 
 
 
 
 

1.1 Государственные  и муниципальные  облигации
  Облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти, а муниципальные - местными органами власти. Государственные облигации подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками. Решение об эмиссии может подразумевать деление выпуска на транши. Транш -- это часть ценных бумаг данного выпуска, которые размещаются в любой момент времени в течение периода его обращения после даты первого размещения в рамках заявленного объема эмиссии этого выпуска. Обычно считается, что самыми безопасными инвестициями (с точки зрения невозврата средств эмитентом) являются вложения в государственные облигации. Таким образом, эти инструменты являются особенно привлекательными для инвесторов, которые стремятся получать регулярный надежный доход и относительно небольшой прирост капитала в течение достаточно длительных периодов времени. Хотя по своей экономической сути все виды государственных ценных бумаг есть долговые обязательства, на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других облигаций. Основными государственными ценными бумагами являются следующие:
· государственные  краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
· облигации федерального займа с переменным купонным доходом
(ОФЗ-ПК);
· облигации федерального займа с постоянным купонным доходом
(ОФЗ-ПД);
· облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). 

Среди современных  российских облигаций наибольшее распространение  получили такие государственные  облигации:1. Государственная краткосрочная  облигация (ГКО), эмитентом которой  является Министерство финансов РФ. Это  бескупонная именная облигация, выпускаемая в бездокументарной форме. Эти облигации выпускаются  сроком на 3 месяца, 6 месяцев и год. Эти облигации выпускаются на короткий период для покрытия дефицита государственного бюджета и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО имеют безбумажную форму  выпуска, т.е. собственность на них  оформляется в виде электронных  записей на счетах-депо. Доход инвестора  по ГКО складывается за счет того, что  эти облигации продаются на аукционах  с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между  номинальной стоимостью и ценой  приобретения на аукционе при первичном  размещении или на вторичных торгах. Инвесторами могут выступать  любые лица, но по техническим причинам участие физических лиц на этом рынке  затруднено.2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Они представляют собой  семейство облигаций с фиксированным  доходом (ранее на рынке присутствовали ОФЗ с переменным доходом, эмитированные  в настоящий момент ОФЗ с переменным доходом на рынке фактически не обращаются), эмитированных Министерством Финансов РФ. Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение  срока обращения с годовым  или полугодовым интервалом выплачивается  определённый при эмиссии купонный доход.
    При заключении  сделки купли/продажи осуществляется  оплата покупателем купонного  дохода накопленного с начала  текущего купонного периода до  даты заключения сделки (НКД). Котировки  ОФЗ указываются без учета  НКД. Выпускались такие виды  ОФЗ:
· облигация федерального займа (ОФЗ) с постоянным или переменным купоном. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Облигация является именной  среднесрочной или долгосрочной бумагой;
· облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ), эмитируемая  Министерством финансов РФ. Облигация  является среднесрочной бумагой  с плавающим купоном, величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или официальных  показателей, характеризующих инфляцию;
· облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
· облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).
Помимо вышеперечисленных  инструментов на данном рынке также  представлены государственные облигации  Банка России (ОБР), выпускаемые Банком России в целях реализации денежно-кредитной  политики. 

1.2 Корпоративные облигации
Инвесторы во всем мире из основных ценных бумаг отдают предпочтения акциям и облигациям, причем доля последних  в общем обороте значительно  превышает долю всех остальных, вместе взятых. Это обоснованно тем, что  мировые рынки ценных бумаг имеют  намного более серьезную историю  развития и не показывают двузначных процентов роста, как российский рынок. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» дает новое понятие облигации, признаки эмиссионной ценной бумаги, акции. Определяет такие виды ценных бумаг, как именные. Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.
    Корпоративные  облигации преобладают в структуре  источников финансирования экономики,  занимая более 70% всех средств,  привлекаемых через рынок ценных  бумаг. Их приоритет обусловлен  долгосрочностью и постоянством  отношений собственности. На рынке первичного размещения корпоративных облигаций можно обобщенно выделить три группы участников: эмитента, андеррайтера и инвестора. Эмитент. Это субъект, эмитирующий облигационный займ. Цель эмиссии - привлечь заемные средства для пополнения оборотных средств (краткосрочные займы) либо профинансировать долгосрочный проект, к примеру, программу модернизации предприятия (долгосрочные займы). Эмитент заинтересован в привлечении средств под наименьший процент на долгий срок. 

Привлекательность выпуска корпоративных облигаций  для эмитента. В отличие от эмиссии  акций займы путем выпуска  облигаций обладают неоспоримыми преимуществами. Например, корпоративные облигации  позволяют, не изменяя и не перераспределяя  собственность, обеспечивать предприятиям доступ к рынку капитала. Более  того, из-за того что российские компании до сих пор крайне низко оценены  фондовым рынком, эмитентам сейчас просто нет смысла эмитировать дополнительные акции, размещая их на свободном рынке  по низкой цене и тем самым размывая доли уже существующих акционеров. Стоимость размещения облигационных займов зависит от двух составляющих: кредитной истории эмитента (развитости фондового рынка ценных бумаг) и его кредитоспособности (устойчивости финансового положения). Снижение стоимости заимствований есть результат развития вторичного рынка облигаций и повышения доверия инвесторов к эмитенту. С этой точки зрения чрезвычайно важна выработка стратегии развития рынка корпоративных облигаций эмитента, направленная на создание положительной "кредитной истории".
     Андеррайтер. Это финансовые структуры, обеспечивающие размещение облигаций эмитента. Функции андеррайтинга выполняют инвестиционные компании и банки. В процессе размещения ценных бумаг могут участвовать несколько андеррайтеров, образующих консорциум. Цель создания консорциума - диверсифицировать риски андеррайтеров по размещению облигационного займа (увеличивается число потенциальных инвесторов за счет вовлечения в процесс размещения нескольких андеррайтеров, имеющих свои клиентские базы). Среди группы андеррайтеров эмитентом выбирается генеральный менеджер, который координирует размещение эмиссии и с которым эмитент устанавливает параметры предстоящей эмиссии (вид облигации, срок обращения, процентная ставка и пр.). Генеральный андеррайтер, как правило, берет на себя функции финансового консультанта эмитента по данному выпуску.
    Инвесторы. Они, в конечном счете, покупают облигации. Корпоративные облигации интересны институциональным инвесторам, надолго аккумулирующим денежные средства. Основной объем инвестиций в корпоративные облигации сегодня осуществляется банковскими структурами, на которые приходится 90-95% рынка. Остальная часть приходится на организации коллективного инвестирования и независимых инвесторов. Корпоративные облигации приобретаются организациями для диверсификации инвестиционного портфеля и как инструмент, позволяющий получить доходность выше, чем по государственным ценным бумагам. Для активных игроков фондового рынка, инвестиционных компаний, корпоративные облигации малоинтересны в силу низкой ликвидности вторичного рынка.
   Привлекательность  выпуска корпоративных облигаций  для инвестора. Основными рисками,  которые несут инвесторы при  вложении в рублевые ценные  бумаги, являются девальвация национальной  валюты и риск изменения рыночной  процентной ставки. В корпоративных  облигациях, в отличие от векселей  и государственных ценных бумаг,  данные риски минимизированы  за счет введения купонных  выплат с плавающей процентной  ставкой, индексирующихся в определенные  интервалы времени (ежеквартально  либо раз в полгода) в зависимости  от изменения доллара к рублю  и доходности ОФЗ-ГКО. Корпоративные  облигации, дающие премию к  рынку ОФЗ-ГКО, могут стать  вполне реальным и доступным  инвестиционным инструментом, гарантирующим  инвесторам внутри страны фиксированную  доходность. При инвестировании  в ценные бумаги действует  основное правило: чем выше  риск, тем выше доходность. Правда, в российских реалиях для корпоративных  облигационных займов доходность  при размещении может быть  даже ниже доходности по государственным  ценным бумагам (сейчас это  прежде всего ОФЗ). Это связано  с нерыночным характером ряда  размещаемых ныне займов. Однако по мере становления облигационного рынка количество рыночных займов неизбежно будет возрастать. Сравнивая же доходности рыночных корпоративных выпусков крупных компаний с доходностью государственных облигационных займов и векселей, получаем хрестоматийную картину в плоскости риск-доходность: государственные облигации - корпоративные облигации-векселя (рост доходности по мере увеличения риска).При сравнении вложений в ту или иную облигацию инвестор оценивает следующие риски: отраслевой риск, связанный с особенностью ведения бизнеса в конкретной отрасли; риски заемщика, связанные со структурой компании, ее стратегией, финансовым положением; риски данного обязательства и прочих обязательств эмитента; ликвидность облигации. Такая оценка требует глубокой аналитической проработки. Провести такой анализ для всех обращающихся на рынке бумаг не в состоянии даже крупные инвестиционные банки. Мелкие же инвесторы лишены возможности такого анализа даже для избранного узкого круга бумаг. Основные виды корпоративных облигаций подразделяются на: Обеспеченные или ипотечные облигации.
      Обеспеченные  или ипотечные облигации могут  быть выпущены компанией только  в том случае, если у нее  есть какие-то конкретные высококачественные  активы. Обычно это только земля  или здания, но, например, винокуренные  заводы могут предоставлять в  качестве залога запасы продукции,  которая должна поступить в  продажу, например, только через  десять лет или больше. Другими  словами, это имущество, которое  может использоваться в качестве  фиксированного залога по облигации  и которое компания планирует  использовать в течение длительного  периода времени (например, десять - двадцать пять лет).
     Компания  не имеет права продавать активы, выступающие в качестве фиксированного  залога, не получив разрешения  владельцев облигаций. Владельцам  облигаций, как правило, разрешается  конфисковать конкретные активы  в том случае, если компания  не может выполнить требований  кредита (в число которых может  входить требование к тому, чтобы  сумма активов превышала сумму  займа на определенную величину), и продать эти активы для  того, чтобы компенсировать основную  сумму долга. Следующая черта  такого вида облигаций заключается  в том, что компания может  создать "Выкупной фонд", который  будет использоваться в процессе  погашения. Это означает, что каждый  год компания откладывает определенную  сумму денежных средств, которые  она использует для выкупа  некоторых облигаций на открытом  рынке. Одним из следствий использования  такого подхода (в соответствии  с законом спроса и предложения)  является то, что кредитор будет  готов получать более низкую  процентную ставку.
    Поскольку  данный инструмент "высшего качества", то требуется, чтобы компания  использовала прибыль за каждый  год (или свой капитал) для  оплаты данного вида облигаций  до того, как будут удовлетворены  требования других кредиторов.
   В развитых  странах практически не было  случаев падения цен на недвижимость  за исключением периода с 1987 по 1995 годы. Таким образом, данный  метод рассматривается как наиболее  безопасный способ кредитования (после государственных заимствований)  и представляет собой самый  "качественный" облигационный  продукт. Облигации, которые не  имеют фиксированного залога, относятся  к следующей категории и могут  обеспечиваться плавающим залогом.  Обеспечением могут быть материальные  или нематериальные активы, включая  торговые марки и долгосрочные  контракты, или гарантии третьих  лиц.  

      Эти  инструменты опять-таки будут  использоваться компанией, которая  хочет привлечь долгосрочное  финансирование, и будут рассматриваться  компанией в качестве способа  заимствования в том случае, если  у нее нет недвижимости для  залога или компания просто  не хочет передавать в руки  владельцев облигаций фиксированный  залог. Поскольку качество здесь  ниже, то кредиторы будут рассчитывать  на более высокую ставку, чем  по обеспеченным облигациям. Обычно  по таким облигациям не создается  гарантийный фонд, и следовательно,  компания должна будет выплачивать  только проценты до наступления  срока погашения, когда должна  быть погашена основная сумма  долга. Необходимо понимать, что  в условиях инфляции с точки  зрения покупательной силы валюты  через десять - двадцать лет основная  сумма долга будет в денежном  выражении представлять меньше  затрат, чем сейчас. В отличие  от облигаций с фиксированным  залогом владельцам облигаций  с плавающим залогом обычно  не разрешается конфисковывать активы в случае невыполнения компанией условий займа. Однако владельцы таких облигаций могут потребовать ликвидации компании для того, чтобы в результате продажи активов вернуть свои деньги. При условии, что залог активов был юридически правильно оформлен, такие виды займов будут погашаться после обеспеченных облигаций, но до удовлетворения требований всех других кредиторов.  

Необеспеченные  облигации. Необеспеченные облигации будут выпускаться только в тех случаях, когда компания имеет активы (или будет их иметь в результате получения займа), которых будет достаточно для погашения основной суммы займа. Конечно, кредиторы потребуют от компании наличия сильного баланса и счета резервов по текущим доходам, которые могли бы содействовать погашению займа. Этот вид находится на еще более низком уровне качества и соответственно представляет более серьезный риск для инвесторов. Следовательно, заемщик должен ожидать, что ему придется заплатить более высокую процентную ставку, чем по предыдущим видам облигаций. Компания, скорее всего, будет использовать этот вид облигаций только в том случае, когда она не может позволить себе выпустить инструменты более высокого качества. Поскольку данный вид займа является необеспеченным, то владельцы таких облигаций в случае неспособности компании ответить по своим финансовым обязательствам будут стоять на одном уровне с другими необеспеченными обязательствами (в число которых будут входить банковские овердрафты и торговая кредиторская задолженность). Следовательно, если компания не выполнит обязательства, то может случиться так, что после ее ликвидации останется недостаточно средств для погашения основной суммы долга.
Конвертируемые  необеспеченные облигации. Конвертируемые необеспеченные облигации аналогичны необеспеченным облигациям, и единственное различие состоит в том, что эти облигации могут быть конвертированы в какой-то момент в будущем в долевые инструменты. Другими словами, при конверсии происходит аннулирование облигаций, и вместо них осуществляется дополнительный выпуск обыкновенных акций, причем дополнительного платежа от инвестора не требуется.
      Из-за  того что в этом процессе  принимают участие долевые инструменты,  компания может выпускать облигации  с более низким купоном, поскольку  она предоставляет владельцам  облигаций бесплатную возможность,  которая может стоить значительно  больше, чем сама облигация, поскольку  стоимость обыкновенных акций  растет с ростом прибыльности  компании.  

Пока облигация  остается облигацией, она будет оставаться на том же уровне, что и другие необеспеченные займы, но при переводе в долевой инструмент она попадает на уровень ниже всех кредиторов, но наравне с другими акционерами. Некоторые компании считают, что  валюты международных рынков более  привлекательны для инвесторов, чем  та валюта, с которой работают на внутреннем рынке облигаций. Соответственно они могут выпустить облигации  на иностранном рынке в валюте этой страны. Каждая страна, в которой  осуществляются такие выпуски, склонна  присваивать таким эмиссиям национальные названия.  

К трем основным странам  относятся: США, где неамериканские эмитенты выпускают долларовые облигации, называемые "Янки"; Япония, где ценовые облигации неяпонского эмитента называются "самураи"; Великобритания, где стерлинговые облигации небританских эмитентов называются "Бульдоги". Корпоративные конвертируемые облигации 

Наиболее известным  примером выпуска корпоративных  конвертируемых облигаций являются конвертируемые облигации АО "Нефтяная компания ЛУКойл".
     Целями  выпуска стало привлечение инвестиций  для технической реконструкции  дочерних компаний АО и погашение  их задолженности перед федеральным  бюджетом. Конвертируемые облигации  выпускались как свободно обращающиеся  беспроцентные (целевые) облигации  на предъявителя, подлежащие конвертации  в обыкновенные акции АО, временно  закрепленные в федеральной собственности,  по окончании срока закрепления.  Выпуск осуществлялся под залог  федерального пакета, составляющего  11% уставного капитала АО. В качестве  владельцев облигаций определены  любые юридические и физические  лица. Выпускаемые в обращение  облигации обмениваются на акции  АО, депонированные в финансовом  институте, по окончании срока  закрепления. Размещение облигации  осуществляется на конкурсном  основе среди андеррайтеров, которые  будут размещать эти бумаги  на вторичном рынке. 
Основная типология  корпоративных облигаций: По способу размещения. Выпуск облигаций может осуществляться как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Займы, размещаемые по открытой подписке, относят к так называемым "рыночным". Соответственно займы, размещаемые по закрытой подписке, относят к "нерыночным". "Нерыночные" займы размещаются среди заранее известного круга инвесторов, как правило, по доходности ниже государственных ценных бумаг. Их целью может быть, например, финансирование внутренних программ промышленных холдингов "за свой счет" и минимизация налогообложения. По виду обеспечения. Облигации могут быть обеспечены определенным имуществом общества, могут быть выпущены под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами или вообще быть без обеспечения.
     По  фиксации ставки. Облигации бывают  с фиксированной ставкой процента  и с плавающей ставкой процента. В облигациях последнего типа  процентная ставка изменяется  в зависимости от индексов, которые  выбираются индивидуально для  конкретных выпусков. В качестве  индексов могут быть использованы  валютный курс (доллар/рубль), индекс  доходности ОФЗ и др. Основным  достоинством облигации с плавающей  ставкой является потенциальное  удешевление стоимости заимствования.  Главным фактором в выборе  облигаций с фиксированной или  плавающей ставкой являются ожидания эмитента: если он ожидает снижения доходности, то выгодно прибегать к облигациям с плавающей ставкой, если он ожидает рост доходности, то рекомендуется размещать облигации с фиксированной ставкой. С точки зрения инвесторов, использование бумаг с плавающей процентной ставкой затрудняет расчет доходности бумаги.
        Отзывные облигации с опционами.  Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в определенные моменты времени. Единственный выпуск подобных облигаций был осуществлен компанией Аэрофлот (купонные облигации с плавающей ставкой, которые компания может погасить, если купон превысит 25% годовых). Облигации с put-опционом дают право инвестору на досрочное погашение своей облигации. В российской практике даты погашения совпадают со временем выплаты очередного купона по облигации. Облигации данного типа являются наиболее распространенными на российском рынке. По срокам обращения. Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года. Наиболее распространенный инструмент на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основная масса эмитентов представлена нефтяными, газовыми и энергетическими компаниями. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет. На российском рынке они пока отсутствуют.  Корпоративные облигации на фоне других финансовых инструментов.
       Сравнительный анализ. Почему корпоративные облигации, а не банковский кредит? Это самый главный вопрос, на который эмитент должен сам себе дать ответ. На развитых финансовых рынках корпорации оформляют средне- и долгосрочные заимствования в виде облигационных займов примерно в 50-80% случаях (по объему привлекаемых средств).
      Зависимость.  Всегда есть контролируемая возможность  разместить облигационный заем  среди большого числа заемщиков,  тем самым снизить зависимость  от одного кредитора. В случае  банковского кредита всегда существует  потенциальная опасность переуступки  банком долга компании недружественной  структуре. Дефицит крупных кредитных  учреждений, способных выделить  необходимый кредитный лимит  для промышленных предприятий,  повышает указанный риск и  приводит к зависимости от  одной кредитной организации.
     Оформление. Подготовка эмиссии ценных бумаг  занимает, как правило, 2-6 месяцев.  Оформление банковского кредита  может занимать и более продолжительное  время (подготовка ряда документов, оформление залога, подписание документов  и согласование параметров кредита).
      Кредитная  история. Облигационные заимствования  создают кредитную историю и  рейтинг эмитента, тем самым они  способствуют благоприятному отношению  со стороны потенциальных инвесторов, кредиторов и контрагентов и  позволяют компании размещать  новые займы на более выгодных  условиях. Некоторые российские  компании размещают свои первые  облигационные выпуски не столько  для привлечения средств объемы  эмиссий слишком малы по сравнению  с реальными потребностями, сколько  для формирования имиджа, кредитной  истории.
     Управление  займом. Облигационный заем позволяет  эмитенту управлять объемом долга  путем покупки и продажи облигаций  на вторичном рынке в соответствии  с текущим состоянием платежного  баланса. В то время как банку  не выгодно досрочное погашение  основной суммы долга.Срок займа. Правильно сконструированный облигационный заем предоставляет возможность компании привлекать средства на срок до пяти лет (более долгосрочных бумаг в России пока не размещалось). Большинство банковских кредитов дается не более чем на три года. 
 

Объем заимствования. Корпоративные облигации позволяют  расширить потенциальную базу кредиторов и инвесторов. Как следствие, имеется  возможность существенного увеличения объемов заимствования. Потенциальный  объем заимствования через кредит ограничен финансовыми ресурсами  отдельных крупных банков. 

1.3. Стоимостные характеристики облигаций 

Применительно к  облигациям различают номинальную  и рыночную цену.Номинальная стоимость указывается на самой облигации и обозначает сумму, которая предоставляется в займы и подлежит возврату по окончанию срока займа. Она является базовой величиной для расчета дохода, который приносит облигация. Процент, либо дисконт, по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за определенный период времени рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и ценной приобретения облигации.
     Облигация,  как правило, имеют относительно  высокую номинальную стоимость  и ориентированы на состоятельных  индивидуальных и институциональных  инвесторов. В этом заключается  одно из их отличий от акций,  номинальная стоимость которых  устанавливается в расчете на  более широкий круг инвесторов. Для облигации номинальная стоимость  является важным параметром, значение  которого не меняется в течение  срока действия облигационного  займа. По первоначально установленной  величине номинала облигации  погашаются после окончания срока  их обращения.
    Рыночная  цена. Кроме номинальной стоимости,  у каждой облигации есть ее  рыночная цена. В отличие от  номинала, рыночная цена постоянно  меняется в зависимости от  текущей конъюнктуры на рынке  процентных ставок, спроса и предложения  облигаций на бирже. Рыночная  цена определяется на бирже  в процессе торгов. Рыночная цена  котируется не в рублях, а в  процентах от номинала облигации.  И может быть, как выше (например, 101,2), так и ниже номинала (98,7). Эту  цену называют еще чистой ценой  облигации. Как правило, облигации выкупаются по номинальной стоимости. Однако текущая цена облигации может не совпадать с номиналом и зависит от ситуации на рынке. Если цена, уплаченная за облигацию ниже номинала, говорят, что облигация продана со скидкой или с дисконтом (discount bond), а если выше - с премией (premium bond).
Расчет стоимости  облигации. В зависимости от ситуации на рынке купонная облигация может продаваться по цене как выше, так и ниже номинала. Разность между номиналом облигации и ценой, если она, ниже номинала, называется скидкой, дисконтом.
     Для  удобства сопоставления рыночных  цен облигаций с различными  номиналами в финансовой практике  используется специальный показатель, называемый курсовой стоимостью  или курсом ценной бумаги. Под  ним понимают текущую цену  облигации в расчете на 100 денежных  единиц ее номинала, определяемую  по формуле: 

K = ( P / N ) x 100 

где K - курс облигации; P - рыночная цена; N - номинал. 

   Курс облигации-  цена, по которой продаются и  покупаются облигации гос. займов. Номинальная (нарицательная) цена облигаций устанавливается при выпуске, включается в государственный долг и выплачивается держателям облигаций в момент погашения. Государство устанавливает также эмиссионный курс -- цену, по которой облигации продаются банкам. Практически эмиссионная цена обычно бывает ниже номинальной. Рыночный курс (цена) облигаций устанавливается путем котировки на финансовом рынке и публикуется в биржевых бюллетенях. С момента эмиссии облигации идо погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже, равна или выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из конъюнктуры, сложившейся на фондовом и финансовом рынках, а также в зависимости от двух главных качеств самого займа: перспективы получения номинальной стоимости облигаций при их погашении (чем ближе срок погашения в момент приобретения облигации, тем выше ее рыночная цена). 

     Права  на получение регулярного фиксированного  дохода (чем выше доход от облигации,  тем выше ее рыночная цена).Рыночная  цена облигаций зависит также  от ряда других параметров, важнейшим  из которых является надежность, или риск инвестиций. Поскольку  номиналы облигаций могут существенно  отличаться, часто возникает необходимость  в сопоставительном измерителе  их рыночных цен. Таким измерителем  является курс облигации. Купонная норма доходности - это процентная ставка, по которой владельцу облигации выплачивается периодический доход. Соответственно сумма периодического дохода равна произведению купонной ставки на номинал облигации и, как правило, выплачивается раз в год, полугодие или квартал. Расчет доходности облигаций 

       Инвестор приобретает облигацию  с целью получения дохода. Для  определения эффективности инвестирования  средств в облигацию и сопоставления  различных облигаций используют  не абсолютные значения дохода, а относительные, т.е. пользуются  показателем доходности. Доходность  за некоторый период времени  (текущая доходность) определяется  как отношение полученного дохода  к затраченному капиталу, который  принес данный доход. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.