На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Международный имидж россии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ 

     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет 
      им. Н.Г. Чернышевского
 
        Исторический факультет
          Кафедра политологии 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ 

     Специальность 030201.65 Политология 
 
 

                                                             Исполнитель: студентка 5 курса
Исторического факультета
953 группы
                                                            Колегова Любовь Евгеньевна   

                                                                   Научный руководитель:
кандидат  исторических наук,
доцент  кафедры политологии
Дроботушенко  Евгений Викторович
                                                                                                                                                                                                                                
 
 
 
 
 
 

Допущен (а) к защите
Зав. кафедрой
______________________ (Ф.И.О.)
«_ » ___________ 20_ г. 

                                                         Чита, 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Имидж государства как историко-политическая проблема…....9 

§1. Сущность и содержание понятия «имидж государства»…………………..9
§2. Особенности исторического процесса формирования имиджа России….15
 
Глава 2. Проблемы и перспективы  развития международного имиджа современной  России……………………………………………………………25 

§1. Имидж  России в современном мире и его  восприятие внутренней и внешней общественностью…………………………………………………………...25
§2. Практика формирования имиджа России: пути совершенствования…….36 

Заключение……………………………………………………………………...44
Библиография  ………………………………………………………………….47
Приложение……………………………………………………………………..54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          Международный имидж современного Российского государства, как динамичный феномен духовной жизни общества, имеет ряд особенностей, связанных с глобализационными процессами, бурным развитием различных средств коммуникации и со спецификой экономических и социально-политических процессов, имеющих место в современной России. На сегодняшний день восприятие нашего государства, как международной общественностью, так и внутри страны является неоднозначным и противоречивым, требующим теоретического анализа и целого ряда практических шагов.
          О России в последние годы говорится и пишется больше негативного, чем позитивного. В отношении современной России преобладает неопределенность и настороженность, вызванные во многом незнанием и непониманием сути происходящего в нашей стране. В основном информация в зарубежных средствах массовой информации о процессах, происходящих в России, подается с точки зрения «горячих новостей» (главные критерии: сенсационность, персональная привязка и негативность). В итоге — мрачные тона, оказывающие влияние не только на массовое сознание зарубежных стран, но и на деятельность политических институтов.
          Улучшение имиджа России в мире невозможно без активных, целенаправленных усилий со стороны государства, без продуманной и теоретически обоснованной программы действий по преодолению существующего восприятия России и формированию ее позитивного имиджа, без единого государственного органа, который бы координировал несогласованную и разрозненную в настоящий момент деятельность различных структур, призванных участвовать в этом процессе.
          Отсюда вытекает актуальность обращения к проблеме анализа международного имиджа современной России. Важно выявить причины изменения восприятия российской и международной общественностью имиджа России в сторону ухудшения. Для формирования позитивного международного имиджа современной России как необходимого условия интеграции нашей страны в мировое сообщество в качестве его полноправного члена нужно осуществление теоретически обоснованных практических мер. Разработка путей и механизмов формирования позитивного международного имиджа России должна осуществляться с помощью теоретического обоснования необходимости целенаправленного позитивного влияния на процесс формирования международного имиджа государства. Решение этих актуальнейших для России задач следует искать в плоскости практической политической деятельности, с использованием всего арсенала теоретических средств современной политической науки и практики международных отношений.
         Изучением проблемы имиджа России в мире занимались многие исследователи, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Из зарубежных авторов следует отметить американского профессора Джозефа Ная и его работу «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике».1 Дж. Най ввел в научный оборот термин soft power («мягкая сила») – одна из категорий, характеризующих мощь государства наравне с военным или экономическим потенциалом. Главное преимущество «мягкой силы» перед военной или финансовой мощью государства - в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных рычагов давления. Най рассматривает три компонента, с помощью которых государство способно оказывать воздействие: культура, ценности и внешняя политика.
         Особая роль в формировании негативного образа России принадлежит американским авторам З.Бжезинскому и Г.Киссинджеру.2 Они считают, что российская политическая культура и ментальность наших граждан препятствуют демократизации страны. С их точки зрения, Россия всегда будет оставаться авторитарной, экспансионистской страной, враждебной Западу.
          Важное значение для понимания механизмов формирования и восприятия имиджей имеет концепция символического капитала культуры, разработанная П. Бурдье,3 а также исследования в сфере семиотики, направленные на изучение формы и содержания знаков и знаковых систем, среди которых фундаментальные исследования Ж. Бодрийяра, Р. Барта,4 и др.
          В нашей стране проблематика «имиджа» стала предметом общественного внимания и научного анализа только в последнее десятилетие. Формируется новая область научного знания — имиджелогия. Категория «имидж» входит в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологии и др.), появились первые кафедры и факультеты имиджелогии. В 2002 году была официально зарегистрирована Академия имиджелогии. Появились также диссертационные работы, в той или иной мере затрагивающие проблемы международного имиджа государства, в частности российского. Это исследования О.Б. Березкиной, 5 О.С.Драгачевой,6 М.А. Коломенского,7 Е.В. Фролова,8 посвященные имиджу в политической культуре, влиянию имиджа лидера и институтов государственной власти на имидж государства, формированию внешнеполитического имиджа современной России.
           В последнее время издано несколько монографий по проблемам международного имиджа России, в частности, исследования Э.А. Галумова9 «Международный имидж России: стратегия формирования» и «Имидж против имиджа». В работе «Международный имидж России: стратегия формирования» проанализированы исторические, социально-политические и социокультурные факторы, обусловившие современное восприятие России в мире, рассмотрены основные трудности в деле его улучшения, предложены исходя из теоретических основ создания положительного образа страны возможные стратегии практической деятельности в этом направлении. Книга «Имидж против имиджа» посвящена вопросам взаимодействия Российской и Западной цивилизаций, проблемам позитивизации образа России на международной арене.
          Особое значение имеют труды известного российского политолога К.С.Гаджиева10, в частности, его работа «Имидж государства в конфликте идеологий», посвященная международному имиджу государства в контексте современного идеологического противоборства в мировой политике.
          Растет количество научных публикаций в данной области. Многих отечественных исследователей интересует проблема имиджа России в мире. В частности, проблема образа государства и его влияния на международные отношения рассматривается И.Ю. Киселевым и А.Г. Смирновой.11
         Различные факторы, влияющие на процесс формирования международного имиджа России, рассмотрены в исследованиях Т.А. Алексеевой, И.С. Семененко, В.И. Пантина, В.В. Лапкина.12
         Актуальность брендинга как инструмента  государственной политики и его значимости для продвижения имиджа страны рассматривается в работах таких авторов как, В.Н. Ляпоров,13 И.Я Рожков и В.Г. Кисмерешкин.14
         Компоненты имиджа государства, особенности его формирования, специфика имиджа России на современном этапе анализируются Т.Э. Гринберг.15
         В целом, стоит отметить, что проблема международного имиджа России остается все еще слабо разработанной, нет достаточно специальных исследований в этой области.
     Объектом исследования является современный международный имидж России, как в сознании собственных граждан, так и в восприятии различных общественно-политических субъектов вне страны.
     Предметом исследования выступает процесс формирования международного имиджа современного Российского государства.
     Цель  работы – проанализировать современное состояние международного имиджа России и особенности его восприятия внутренней и внешней общественностью, а также раскрыть проблемы и перспективы его развития.
     Для реализации поставленной цели определены следующие задачи: 

                раскрыть  сущность и содержание понятия «имидж государства», сопоставить с понятиями «образ», «бренд», «репутация»;
                осуществить анализ исторических аспектов формирования международного имиджа России, в частности, определить важнейшие этапы его становления;
                выявить основные факторы формирования международного имиджа России;
                проанализировать проблемы и перспективы формирования имиджа современной России в мире.
 
          Методологической основой работы стал междисциплинарный подход, давший возможность сочетать общенаучные и специальные методы исследования политологии, имиджелогии, теории коммуникаций. В работе использованы такие общенаучные методы исследования, как метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также частные методы общественных наук - исторический, социокультурный, институциональный - позволившие рассмотреть исторические этапы и социокультурные предпосылки формирования международного имиджа России.
         Для комплексного рассмотрения поставленных проблем использовался метод системного анализа, что дало возможность изучить международный имидж России как целостную систему, выявить его структуру и функции. 

         Теоретическая значимость работы заключается в проведенном анализе международного имиджа на современном этапе истории России как важнейшего фактора влияния на общественное мнение и публичное пространство.
     Практическая  значимость работы заключается в рекомендациях по формированию положительного имиджа современной России в мире.
          Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Имидж государства как историко-политическая проблема 

§1. Сущность и содержание понятия «имидж государства» 

          Истоки имиджа лежат в глубокой древности. Ораторы и стратеги, консулы и императоры нередко стремились предстать перед массами вовсе не такими, какими они были на самом деле, а такими, какими их хотели бы видеть другие. Поэтому имидж представляет собой некий отраженный, оценочный образ реальности: объектов, институтов и идей окружающего мира в сознании и формируется на основании прошлого опыта. Хотя имидж и формируется в сознании индивида, как отражение определенной реальности, он «...представляет собой некий разрыв с достоверностью, который характеризуется различной степенью абстрактности, правдоподобности, искусственности и сложности».16
           В прошлом веке термин «имидж» первоначально использовался в основном в коммерческой рекламе для дифференцирования товаров и имел довольно узкий смысл. В активный же лексикон понятие «имидж» вошло благодаря журналистской практике, где оно использовалось, прежде всего, для акцентирования внимания на сценическом образе поп-музыкантов и повышения привлекательности музыкальных шоу. Со временем имиджи стали использоваться и для дифференцирования общественных и политических лидеров. В связи с этим имидж представлялся как искусственно сформированный образ политика, предпринимателя, актера, товара, фирмы, социального или политического явления, а также массовых процессов. Искусная, хорошо продуманная тактика овладения человеческим сознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания в объект управления помогала обществу успешно функционировать, а политическим и государственным лидерам эффективно управлять и властвовать.
           В словарях термин «имидж» (от англ. image - образ, вид) определяется как целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации и рекламы.17
           Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды.18
           В научный оборот понятие «имидж» было введено американским экономистом К.Боулдингом в конце 50-х годов XX века, обосновавшим его полезность для успеха в бизнесе и политике. Имидж, с его точки зрения, - это определенный поведенческий стереотип, основанный не на действительных фактах, а на престиже, мнениях, иллюзиях, которые люди создают о самих себе, на мифологическом представлении о прошлом, на воображаемом представлении о будущем, и который способен влиять как на поступки отдельных личностей или групп, так и на поведение целых наций. Он же проследил ту важную роль, которую имидж играет в международных отношениях, как существующий национальный имидж влияет на особенности национальной политики.19
           Для того чтобы раскрыть сущность понятия «имидж государства» необходимо сопоставить его с категориями «образ», «бренд», «репутация». Некоторые политологи используют эти термины как равнозначные. Например, российские исследователи Э.А. Галумов, И.Н. Панарин, В.Л.Музыкант употребляют категории «имидж» и «образ» как синонимы. В частности, И.Н.Панарин определяет имидж как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании.20
           Другие политологи (О.С.Драгачева, И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин) достаточно четко разграничивают категории «имидж» и «образ». По мнению О.С.Драгачевой, образ является родовым понятием по отношению к имиджу. Образ- это результат и идеальная форма отражения объектов в сознании человека, возникающий в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем.21 И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин считают, что имидж есть результат сознательного использования политических ресурсов и технологий и в качестве такого составляет один из элементов национального образа; образ страны – существующий в массовом сознании набор представлений о ней, далеко не всегда соответствует реальному положению дел и объективным показателям национального развития.22
           Достаточно часто имидж интерпретируется как целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации. Таким образом, понятие «образ» не тождественно «имиджу»: главное отличие состоит в том, что имидж формируется вследствие преднамеренных усилий специалистов. То есть имидж – это категория управляемая.
           В последние годы весьма популярным в политической науке стало понятие «бренда». Основные принципы политического брендинга были сформулированы Жаком Сегела. Как отмечают современные политологи, сильная, востребованная идея и есть успешный бренд. В.Н.Ляпоров определяет бренд как «иллюзию вокруг вполне привычной вещи».23 В определенном смысле, бренд является символическим выражением имиджа, что позволяет различать эти два понятия. «Бренд государства» является его самоценным имиджем, имеющим повсеместную известность и устойчивую фиксацию в массовом сознании.
          Идентичность – представление государства о самом себе и положении среди других государств (самоимидж), ее можно рассматривать как составной корректируемый компонент имиджа. Идентичность носит персональный характер, тем не менее, частично формируется в ходе взаимодействия с другими участниками международных отношений, ее стоит отнести к социальному блоку характеристик.24
          Таким образом, следует сделать  вывод о том, что понятие «имидж» тесно взаимосвязано с понятиями образа, бренда, репутации, но в то же время эти понятия имеют отличительные особенности.
          В современной политической науке  существует множество определений имиджа государства (страны). В массовом сознании понятия «государство» и «страна» являются едиными, поэтому в данном случае следует их использовать как синонимичные.
          Политолог Ю.Г. Чернышов даёт  следующее определение имиджу  страны, исходя из традиционного понятия «имидж»: имидж страны – это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями.25
          Известный российский учёный Э.А. Галумов определяет имидж государства как комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране. Это – база, определяющая, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате тех или иных действий ее субъектов, взаимодействующих с внешним миром.26
          Одним из наиболее известных определений является дефиниция Всемирной организации по туризму, согласно которой имидж страны – это совокупность эмоциональных и традиционных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа.27
          В соответствии с социально-информационным подходом можно дать следующее определение имиджу государства: имидж государства - это совокупность представлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности: политической, социальной, экономической, экологической, научной, культурной, спортивной. Но если брать во внимание тот факт, что серьёзное воздействие на внешний имидж страны оказывают мифы и стереотипы, живущие в массовом сознании жителей разных стран и масштабно распространяемые зарубежными средствами массовой информации, то можно дать следующее определение: имидж государства - это имеющая характер стереотипа, эмоционально окрашенная совокупность представлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности.
         Синтезируя различные определения данного понятия, можно сказать, что имидж государства - это разностороннее, многоплановое явление, требующее междисциплинарного подхода к рассмотрению, включающее в себя множество совершенно разных аспектов (от культуры до внешней политики) и требующее внимательного и комплексного исследования, включающего как анализ восприятия образа страны её гражданами (оно в значительной степени определяет внутриполитическую ситуацию), а также анализ восприятия её другими странами.
         Структура имиджа государства включает в себя, прежде всего, имидж государственных институтов: имидж главы государства, органов государственной власти и силовых структур, правящей политической элиты и государственной бюрократии.
         Кроме этого, исследователи выделяют две группы факторов целенаправленного формирования международного имиджа России: условно-статичные и условно-динамичные факторы.28
         К условно-статичным или объективным факторам относят:
-    природный ресурсный потенциал;
-    национальное и культурное наследие российского общества;
- геополитические параметры (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т. д.);
- исторические события, повлиявшие на развитие российской государственности;
-     базовая форма государственного устройства и структура управления.
         Условно-статичные факторы - это те факторы, которые остались в прошлом либо не меняются с течением времени.
         Условно-динамичные или субъективные факторы изменяются в процессе трансформации страны и могут корректироваться при формировании имиджа. К ним относят:
-     социально-психологические настроения в российском обществе;
- характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России;
- морально-нравственные аспекты развития российского общества;
- устойчивость российской экономики (оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов, гарантий прав и свобод хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики и др.);
- правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям;
- функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в Российском государстве (эффективность властной конструкции).
          Все большую роль в формировании международного имиджа государства играют динамичные факторы, отражающие деятельность государства в современный период. Статичные факторы играют роль информационно-исторической базы, при помощи которой можно прогнозировать трансформацию международного имиджа государства в будущем. 

§2. Особенности исторического  процесса формирования имиджа России. 

          Нет сомнений в том, что современный международный имидж России формируется под влиянием исторического прошлого. Многие авторы считают, что именно исторический ресурс играет огромную роль в формировании имиджа современной России.
          По мнению исследователя А.П.  Федотова, можно выделить шесть периодов, когда судьба России тесно переплеталась с судьбой всего мира, влияя на нее и являя окружению новый образ:
I. Монголо-татарское  нашествие. 
II. Петровские  преобразования.
III. Отечественная война 1812 года.
IV. Создание СССР.
V. Великая  Отечественная война 1941-1945 годов. 
VI. Распад  СССР.29 
           Указанные исторические события  оказали влияние на процесс становления и изменения образов России.
         В начале XIII века под властью Чингисхана (1155-1227 гг.) сложилось сильное Монгольское государство, которое было типичной варварской державой. Пользуясь раздробленностью Руси на отдельные княжества, монгольские завоеватели на два с половиной столетия (XIII-XV вв.) установили иго над Россией. Все эти годы русские княжества являлись данниками монгольских ханов.
         Завоевание русских земель сопровождалось их жесточайшим разорением. Больше всего пострадали русские города – главные очаги русской культуры.30 С точки зрения исследователей, например Э. А. Галумова, к этому времени можно отнести зарождение представления о русских, как о народе долготерпеливом и покорном. Федор Карпов — дипломат и царедворец Василия III — например, писал в своем «Послании митрополиту Даниилу»: «Дело народное в городах и царствах погибнет из-за излишнего терпения, долготерпение среди людей без правды и закона общество достойное разрушает и дело народное сводит на нет, дурные нравы в царствах вводит и делает людей непослушными государям…».31
           В XIII веке монголо-татары, истощенные кровопролитной борьбой с Русью, начали отступать. А. С. Пушкин в письме П. Я. Чаадаеву следующим образом охарактеризовал ту эпоху: «...у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена». 32
           Тем самым Русь явилась щитом для Европы и ее культуры от монголо-татарского нашествия. Тогда и сложился ее образ как государства, способного перед лицом исторических опасностей объединиться под руководством сильной власти, выдвинувшей национальную идею: отстоять собственную независимость и суверенитет. Стойкость и выносливость с той поры тоже стали непременными атрибутами образа России.
           В долгой и беспощадной борьбе за сохранение своей независимости русские, полагая, что их единственный шанс на выживание лежит в жестокой концентрации политической власти, разработали свой вариант тоталитарного государства византийского типа. В результате удалось осуществить под эгидой Москвы объединение целой группы слабых княжеств в могучую державу. Для Московского государства уже в XVI веке были характерны имперские черты, сложившиеся на базе политических и династических связей с Византией и Древним Римом. Вместе с тем Россия того периода в глазах общественности разных стран выглядела страной со слабо освоенными территориями, её образ состоял «из полумифических сведений и представлений».33
            После 1453 года Россия остаётся единственной сколько-нибудь значимой и авторитетной православной страной, не попавшей под влияние мусульман. А взятие Иваном Грозным татарской Казани было новым шагом в освоении византийского наследия. Политику тогдашней России обрисовал монах Псковского монастыря Филофей в письме, адресованном великому князю Московскому Василию III. «Внимай, Господа ради, – пишет Филофей, – яко все христианские царства снидошася в твое царство: по сем чаем царства, ему же несть конца... яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство иным не останется, по великому Богослову».34  

           Весомый вклад в формирование имиджа России внес Петр I. Петровская политика своей целью имела включение русского православного государства в структуру государств западного мира — с тем, чтобы русский народ занял достойное место среди других европейских наций. Стратегия Петра Великого была направлена на то, чтобы при вхождении России в западное сообщество в качестве равноправного члена сохранить ее политическую независимость и культурную автономию в обстановке, когда западный образ жизни уже получил преимущественное признание.
           С другой стороны, политика Петра и его последователей представляла собой импровизированный ответ на западное давление, которое все более принимало форму вооруженной агрессии. Уже первые столкновения продемонстрировали относительную слабость России и выявили насущную необходимость отстаивания ею собственных позиций в Европе. Без освоения западных техники и технологий противодействие не имело шансов на успех.
           Серия войн началась в XVII веке, когда Россия, пытаясь объединить и расширить свои западные территории, вступила в конфликт со Швецией и польско-литовским королевством. Хотя русское государство и добилось некоторых территориальных приобретений, реальное соотношение сил было не в его пользу. Явное техническое превосходство западных армий не позволяло России чувствовать себя уверенно. Неудовлетворительное состояние русской военной техники послужило тем вызовом, ответом на который стали Петровские реформы. Петр I поставил перед собой нелегкую задачу: приблизить гражданское и военное устройство России к западному уровню и стандарту тех времен.
           По результатам Петровских реформ Россия круто изменила свой образ в глазах западной цивилизации. Блестящие военные победы, статус морской державы, бурный промышленный рост, реформа всех институтов власти – вот далеко не полный перечень преобразований, сформировавших, в конечном счете имидж Российской империи – государства, без которого в дальнейшем была уже немыслима мировая политика.
          Отечественную войну 1812 года также  можно считать особым этапом  в становлении имиджа Российского  государства. К 1811 году войска императора Франции Наполеона Бонапарта успели оккупировать Западную (кроме Великобритании) и Центральную Европу. Границы завоеванных территорий вплотную приблизились к России, выступавшей главным препятствием на пути Наполеона к мировому господству. Именно тогда Наполеон заявил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».35 Овладение Россией открывало ему прямую дорогу в Индию.
          Кутузов противопоставил наполеоновской стратегии победы, обеспечиваемой успехом в одном генеральном сражении, свою гениальную стратегию победы, предполагавшую использование всех сил, ресурсов и возможностей Отечества. Важнейшим из этих ресурсов явился народный характер войны, поддержка в решительную минуту политики государства всем русским обществом, включая и его наиболее бесправные слои. Прусский генерал Шарнгорст писал: «Отвага русских превосходит все, что человек способен совершить. У этого народа французский император найдет свой конец».36
           Россия явила миру свой новый облик, сформированный, в отличие от западных держав, с учётом огромной роли народных масс, их национальной самоидентификации, с учётом базисных основ соборности и стремления к общинному укладу жизни. Еще одна сторона образа России, укрепившаяся в тот период, – самопожертвование во имя Родины и сограждан, истоком имевшее беспримерное мужество Ивана Сусанина.
          Немаловажно было и то, что многие простые русские люди в ходе освободительной кампании побывали в странах Европы. Благодаря разнообразным неформальным контактам с населением вызволенных территорий европейское представление о русских, как о злых и мстительных казаках-варварах, существенно изменяется. В подавляющем большинстве наши соотечественники предстали перед народами Франции и Австрии в виде искренних, щедрых, добродушных, неприхотливых и обладающих чувством собственного достоинства тружеников.
          После разгрома Наполеона Россия оказалась на вершине успеха. Но он был кратковременным, ибо череда войн 1792–1815 годов завершала период, который можно назвать доиндустриальным. В Крымской войне (1853–1856 гг.) Россия могла как-то противостоять своим западным противникам более или менее на равных — да и то лишь в силу консерватизма французских и британских военных стратегов. Однако уже Гражданская война в Америке и агрессивные войны Пруссии (1861–1871 гг.) велись на новой индустриальной основе, с применением новейшей техники. И очень скоро обнаружилась неспособность Российской Империи к перевооружению на уровне западных технологий, что и предопределило её унизительное поражение в войне 1905 года с Японией.
          Полное крушение ожидало Россию, когда она столкнулась с отлаженной военной машиной Германии в Первой мировой войне. Недостатки социально-политической и экономической системы Империи, аккумулировавшиеся десятилетиями, сделались очевидными всем: страна больше не могла противостоять быстро индустриализировавшемуся миру. Ответом на этот вызов и стала Октябрьская революция 1917 года, ознаменовавшая приход к власти большевиков.
         Русская революция подготовила основу для образования 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Впервые в истории России было провозглашено: власть в государстве принадлежит народу.
        Сегодня исследователи отмечают, что, несмотря на утопизм многих из декларировавшихся целей, за годы своего существования СССР превратился в мощную, индустриальную державу с высокоразвитыми сельским хозяйством, наукой и культурой. Был достигнут ракетно-ядерный паритет с США. Ряд выдающихся свершений (таких, как, например, первый в мире полет человека в космос) надолго связал образ той нашей страны с эпохальными в истории цивилизации этапами. Несмотря на бытующие сегодня мнения об отсталости СССР в научно-техническом отношении от ведущих стран мира, к началу 60-х годов во всех союзных республиках действовали республиканские академии наук, огромное число институтов, театров, клубов, стадионов. Более того, СССР, иногда в ущерб собственным интересам, оказывал многим странам мира помощь в различных областях науки и промышленности, в военном строительстве и т. п.
        Вместе с тем, уровень благосостояния советских людей, в основном, значительно уступал европейскому. Однако материальный достаток в сознании общества шёл вторым планом по отношению к идеологическим ценностям. Господство безальтернативных СМИ позволяло власти ограждать население от «идеологически опасных источников информации». В сознании большинства людей образ СССР строился на таких общезначимых ценностях, как бесплатное жилье, образование, медицинское обслуживание, отсутствие безработицы.
           В то же время в мире превалировало противоречивое мнение по поводу того, что представляет собой Советская Россия. С одной стороны, оно обусловливалось отзывами тех людей, которые смогли побывать здесь и своими глазами увидели успехи социалистического строительства, неподдельную энергию народных масс, а с другой – основывалось на рассказах очевидцев о репрессиях 30-х годов. Кроме того, на имидж СССР большое влияние оказывали такие факторы, как постоянная демонстрация двойных стандартов во внешней политике. Достаточно сопоставить события в Испании в 1937 году и в Финляндии в 1939 году, чтобы понять природу существовавшей по отношению к Союзу общественно-политической дихотомии. Именно агрессия против Финляндии привела к исключению СССР из Лиги Наций. Загадочность и непредсказуемость внешней политики многие годы определяли образ СССР как государства, угрожающего целостной системе западных либеральных ценностей.
           Пятым глобальным историческим актом, способствовавшим выстраиванию нового имиджа России в глазах мировой общественности, явилась Великая Отечественная война. К ее началу Германией была оккупирована почти вся Европа: часть Франции, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Чехословакия, Югославия, Польша, Албания, Греция, Норвегия, Дания. В войне против Советского Союза Германия в полной мере использовала огромный промышленный, военный и человеческий потенциал многих государств Европы. Ее вооруженные силы к июню 1941 года насчитывали: 8,5 млн. человек личного состава, 11 тыс. танков и штурмовых орудий, 11,1 тыс. самолетов. Четыре года продолжалась Великая Отечественная война. Советский Союз потерял в ней свыше 25 млн. человек — как военных, так и гражданских лиц. Немецко-фашистские захватчики разрушили сотни городов, 70 тыс. сел и деревень, уничтожили 32 тыс. промышленных предприятий. Советский народ вынес основную тяжесть лишений. На советско-германском фронте противник потерял 607 дивизий. В кровопролитнейшем противостоянии СССР сыграл решающую роль в освобождении народов Европы от нацистского порабощения.
          Важнейшим следствием разгрома фашистской коалиции явилось бурное развертывание национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, что привело к распаду колониальной системы. И в этой связи образ СССР в глазах мировой общественности стал отождествляться со страной–победительницей фашизма и страной–освободительницей народов.
          Вместе с тем, после фултонской речи Черчилля в 1948 году, фактически объявившей о начале «холодной войны», образ СССР в представлении западной общественности опять заколебался. Этому способствовала не только поддержка Советским Союзом практически всех политических режимов, противостоявших западным представлениям о будущем мира, но и культивируемая в советском обществе атмосфера подозрительности к любому приезжавшему в страну иностранцу.
         Распад СССР, бесспорно, является  особым историческим событием, которое оказало влияние на становление нынешнего имиджа России. За происходившим в России в тот переломный для нее период пристально следили не только политические элиты, но и рядовые граждане. Падение Берлинской стены было воспринято европейским общественным сознанием как одно из ключевых событий XX века, символизирующее окончание «холодной войны».37 К середине 1990-х годов Россия в мире, в частности на Западе, стала восприниматься как нечто «инородное», так как у Запада обнаружилась «усталость» от длительного ожидания позитивных (с точки зрения западных стандартов) реформ, а также от непредсказуемости политической эволюции нашей страны.
          Из контекста деталей российской истории сложилась система устоявшихся мифов, которые играют важную роль в восприятии России  в мировом пространстве. Э.А. Галумов выделил несколько структурных типов западного мифа о России, а именно: бытовой, литературный и политический.
           Бытовой миф рождён в рамках литературы о путешествиях. Принято считать, что российская культура повседневности (бытовая культура) вызывает отторжение у иностранцев. Заметки посещавших Россию в разные периоды ее истории европейцев изобилуют указаниями на то, что в этой стране «неудобно жить».38 С точки зрения западной цивилизации организация быта в России стоит на достаточно низком уровне, вследствие этого, европеец, как правило, не идет на бытовое сближение. Он предпочитает оставаться в искусственно созданных для него условиях и занимает позицию пассивного наблюдателя. Со стороны же многие явления иной бытовой культуры остаются неясными, а объяснение их в рамках привычных европейских норм еще больше искажает действительность.39
          В основе литературного мифа – отождествление художественного мира русской классической литературы и российской реальности, как таковой. Предполагается, что по литературным коллизиям можно судить о жизненных реалиях, что литература тождественна последним. Творцами этого мифа о России чаще всего выступают сами русские. Западная позиция здесь пассивна: выбирается лишь понятное и укладывающееся в утвердившуюся ранее доминанту.40
         Политический миф базируется на представлении России страной политического деспотизма. Устойчивость столь нелестного суждения часто объясняют якобы присущей российскому населению склонностью и даже любовью к несвободе, к рабству.
         Таким образом, исторический процесс формирования международного имиджа России носит динамический характер. И, я думаю, нельзя не согласиться с точкой зрения известного российского специалиста Э. А. Галумова, согласно которой роль нашей страны в мировой истории является важнейшим фактором формирования имиджа страны и при исследовании проблемы создания и управления имиджем необходимо опираться на конкретные исторические условия развития государства.41
         Кроме этого, исторические традиции способны оказывать существенное влияние на формирование международного имиджа нашего государства. Исторические традиции принято рассматривать как передающиеся из поколения в поколение значимые архетипы, базовые культурные ценности. Такими значимыми для России базовыми архетипами, сформировавшимися в мире, являются утверждения: Москва- третий Рим, Россия - евразийская держава, Россия - мост между Европой и Азией, Россия - страна-победительница, освободившая Европу от Наполеона и фашизма. 
 
 
 

      
Глава 2. Проблемы и перспективы развития международного имиджа современной России 

§1. Имидж России в  современном мире и его восприятие внутренней и внешней общественностью 

     Современный имидж России соединяет в себе комплекс объективных взаимосвязанных  между собой характеристик государства и общества, власти и народа, сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности, эффективность взаимодействия которых выявляет сущностные характеристики социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных проблем. Структурная база, проективные рамки образа России в сознании собственной и мировой общественности в результате тех или иных интеракций закрепляется в исторических смыслах и национальных ценностях.
           Международный имидж России в различные эпохи был чаще негативным, чем позитивным. С ней ассоциировались агрессия, военно-полицейский режим, культурная отсталость и т.д. В досоветский период Россию представляли как «тюрьму народов» и «жандарм Европы», в советский период она стала «империей зла», в постсоветский период - царством нищеты, коррупции и преступности. Сегодня получают распространение новые стереотипы. Так, например, на постсоветском пространстве Россия предстает как внешняя угроза, как чуждая сила, уже однажды нарушившая нормальное развитие «коренных народов», нанесшая огромный ущерб репрессиями, русификаторской политикой и т.д.42
           По мнению многих исследователей, в частности И.С. Семененко,  В.В. Лапкина, имидж России в  современном мире формируется  из двух главных составляющих: из представления о себе и о своем месте в мире граждан России и из восприятия страны за ее пределами. Кроме этого, на международный имидж нашего государства оказывают огромное влияние такие факторы, как геополитические, социокультурные, а также политико-институциональные аспекты.
     Особенности геополитического и культурного  развития России многие исследователи, такие как, например, Т.Э. Гринберг, И.Ю. Киселев, относят к числу условно-статичных (объективных) факторов формирования имиджа России за рубежом. Причём оба этих фактора являются взаимосвязанными между собой, так как они определены некоторой «данностью», которая не поддается корректировке.43
           Достижения в области культуры, науки и спорта являются элементами  имиджевого потенциала нашей страны. Образ России традиционно ассоциируется с известными культурными явлениями и именами, такими как Толстой, Достоевский, Чайковский, символизирующими ее вклад в мировую цивилизацию. Культурная составляющая оказывается едва ли не доминирующей в позитивном восприятии страны.44 Символически за рубежом с Россией ассоциируются купола соборов, березки, бескрайние просторы, водка, продукты сельхозпроизводства, матрешки, балалайки, сувениры народных промыслов. За рубежом говорят о «загадочной русской душе», которая выражается в русской классике литературы и искусства, Большом и Мариинском театрах, Эрмитаже, красоте русских женщин, которая спасет мир.
           Геополитический фактор всегда  играл большую роль при определении  роли и места России в мире. Позиционирование России в мире всегда определялось неоднозначностью и двойственностью ее географического и геополитического положения. Страна воспринималась и воспринимается то, как особая часть «большой Европы» от Атлантики до Урала, то, как специфическая часть Азии. При этом характер восприятия России во многом зависит от общей геополитической ситуации в мире, от соотношения сил между различными центрами мировой политики.
           Так, отмечают политологи, в начале  XIX века, в эпоху наполеоновских войн, Россия рассматривалась в Западной Европе как преимущественно европейское государство. Об этом, помимо прочего, свидетельствует ведущая роль Российской империи в Священном союзе европейских монархий, возникшем после разгрома наполеоновской Франции. Однако уже в середине XIX века, в условиях обострения «восточного вопроса» и нарастания противоречий между Россией и западноевропейскими странами, к ней стали относиться как к восточной, «варварски-азиатской» державе, чуждой европейской культуре. В конце XIX – начале XX веков, когда Россия заключила союз с Францией, а затем вошла в состав Антанты, в ней вновь увидели европейскую державу. Но после революции 1917 года возник образ «азиатской деспотии», стремящейся к уничтожению самих основ западного миропорядка. Подобное восприятие СССР преобладало в странах Запада (за исключением периода 1941-1945 гг.) вплоть до второй половины 1980-х годов, когда западное общественное мнение в очередной раз открыло для себя Россию как близкую Западу и западной цивилизации державу. Характерное для рубежа 1980-1990-х годов благожелательно-позитивное отношение Запада к нашей стране довольно быстро сменилось отчужденно-равнодушным. К 2004 году противоречия между Россией и западным миром вновь обострились, это подталкивает Россию к поиску более тесных форм сотрудничества с Китаем, Индией и другими азиатскими государствами, это усиливает «восточную» составляющую ее образа.45
           Таким образом, в ситуации, когда  западные державы нуждаются в  геополитическом и военном союзе с Россией, она рассматривается как часть Запада, но как только потребность в таком союзе ослабевает, в ней начинают видеть врага.
           Политические институты государства  выступают активными субъектами политического процесса. Имидж политических институтов современной России оказывает большое влияние на формирование имиджа нашей страны в мире. Так, например, в мире преобладает мнение о незрелости российских политических институтов с точки зрения демократии, и именно это является ключевой составляющей негативного восприятия России в целом. Имидж российской власти как основного политического института находится на минимальном уровне как внутри российского общества, так и в мировом общественном сознании.
          Одним из важнейших элементов  политико-институциональной составляющей имиджа России на мировой арене выступает институт Президента. В мировой политике имидж главы государства является эффективным ресурсом формирования позитивного образа нашего государства. Именно личность главы государства идентифицируется с самой страной. Можно даже сказать, что имидж страны и имидж Президента находятся во взаимном влиянии. Французский экс-президент Жак Ширак любил повторять: «Я езжу за тем, чтобы «продавать» Францию в мире».46
          Стоит отметить, что оценка личностей  руководителей нашей страны за рубежом существенно меняется с приходом к власти в 2000 году В.В. Путина. Некоторые исследователи отмечают, что в период его президентства имидж России значительно повысился как в глазах россиян, так и в глазах мировой общественности. Как отмечает В.А. Кононенко, в первые годы своего пребывания на посту главы государства Владимир Путин провел масштабную кампанию по изменению имиджа России на Западе, в центре которой был он сам. Такого рода кампании обычно называют charm offensive (атака с помощью личного обаяния). Путин осуществил «атаку», чтобы заручиться доверием мировой элиты и изменить отношение к России как к нестабильному, ненадежному партнеру. Многим памятны такие яркие моменты, как саммит в Любляне летом 2001 года, когда лидеры России и США установили дружеские личные отношения, или выступление на немецком языке в германском Бундестаге.47
          Помимо этого, на мой взгляд, нельзя обойти выступление В.В.  Путина 10 февраля 2007 года в Мюнхене  на 43-й ежегодной Конференции по вопросам политики безопасности. Речь Владимира Путина квалифицируется специалистами как крупное событие в жизни международного сообщества, повлиявшее и на имидж России в целом.
          Эдуард Лозанский, президент Американского университета в Москве следующим образом прокомментировал речь Президента России: «Если у кого-то еще оставались какие-то сомнения, что Россия вернулась на международную арену в качестве серьезного игрока, то эти сомнения, безусловно, были развеяны после речи Путина в Мюнхене 10 февраля. Достаточно пробежать заголовки ведущих западных газет или послушать комментарии мировых лидеров и международных экспертов, чтобы осознать, что день 10 февраля 2007 года стал символической датой наступления нового мирового порядка, при котором Россию больше нельзя будет игнорировать или не принимать во внимание ее интересы. Приходится с горечью признать, что Америка и Европа не сумели использовать предоставленный им исторический шанс сделать Россию неотъемлемой частью западного мира».48
          Говоря об имидже В.В. Путина за рубежом в период его президентства, можно отметить следующее. В 2007 году журнал «Time» назвал Путина человеком года. «Путин проявил исключительное мастерство в руководстве страной, которую он принял в состоянии хаоса и привел к стабильности»,- заявил ответственный секретарь журнала «Time» Ричард Стенгел. При этом добавил Стенгел, «он - новый русский царь, он опасен в том смысле, что его не волнуют гражданские свободы, не волнует свобода слова».49 По мнению издания, Путин «вовсе не демократ в том смысле, как это качество понимают на Западе. Он не защитник свободы слова. Он выступает, прежде всего, за стабильность, стабильность за счет свободы, стабильность за счет права выбора, стабильность, которой его страна не видела последние 100 лет».
         Я думаю нельзя не согласиться  с мнением тех зарубежных экспертов,  которые именно с Путиным связывают  возрождение России. После многолетней спячки «Медведь» возвратился. Российские миллиардеры стали играть на глобальной сцене не последнюю роль, скупая недвижимость, спортивные клубы, места в элитных колледжах. Москва осуществляет свои интересы в мире при помощи не только традиционного, но и нового оружия: нефти, газа, леса. В решении глобальных вопросов она предлагает альтернативу тающему влиянию Америки, посредничая на переговорах в Северной Корее, на Ближнем Востоке, в Иране.50 Но у всего этого есть темная сторона. Для достижения стабильности Путин и его администрация резко ограничили свободы. Власти закрыли ряд телеканалов и газет, посадили в тюрьму бизнесменов, чье богатство и влияние было вызовом монополии Кремля на власть, обезвредили оппозиционные политические партии и арестовывали тех, кто выступал против его правления. Однако это по душе его русским подданным, цинично относящимся к прежним правителям, обещавшим волшебные плоды западной демократии, «Он постепенно становится избранным императором, которого многие сравнивают с Петром Великим», - говорит Дмитрий Саймс (Dimitri Simes), президент Центра Никсона и эксперт по современной России.51
         Таким образом, имидж Путина в мире, в частности на Западе и США, имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, он восстановил в стране порядок и стабильность, с другой – встает вопрос: какой ценой это ему пришлось сделать? И еще хотелось бы отметить, что значительную часть руководителей и политических деятелей нашей страны в мире воспринимали негативно. Исключение составляли Горбачев и Гайдар, а также Ельцин на начальном этапе своего руководства страной. Путин – первый российский лидер, который в целом в мире воспринимался позитивно, негативно воспринимался его приход к власти.
          Говоря о нынешнем Президенте  России и том, как его образ  влияет на имидж страны за  рубежом, можно сказать следующее. В самом начале своего президентства Д.А. Мед
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.