На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Права человека в Республике Беларусь: состояние и перспектива

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Права человека в Республике Беларусь: состояние  и перспектива
Posted in
    аналитика
Старонка  для друку
Т.С. Протько
Ситуация с  правами человека в стране - один из главных показателей её демократичности, цивилизованности. Контроль за выполнением  международных стандартов и норм в области прав человека осуществляет с помощью различных организаций, одной из которых является Международная  Хельсинкская Федерация и как  её действительный член - Беларусский  Хельсинкский Комитет. Мы ведём мониторинг нарушений прав человека в Минске, областных и крупных районных центрах. Основными материалами  для анализа являются письменные обращения граждан в БХК (только в Минске в этом году их было более 400), расследования, проведённые нами, соответствующими государственными органами, независимой или государственной  прессой. Результаты мониторинга легли  в основу всех представленных на конференции  докладов и сообщений, они зафиксированы  в наших пресс-релизах, заявлениях. Ситуация нами анализируется уже  в течении двух лет и мы можем  говорить о некоторых тенденциях в её развитии, как худших, так  и лучших.
Начну с лучших. У нас пока тихо: не стреляют, не бастуют, любят людей разных национальностей, не уничтожают иноверцев. Кроме того власти республики, наконец, осознали, что права человека - не просто "болтовня", а нормы современного цивилизованного  общества между государствами, без  выполнения которых не о каких  инвестициях и кредитах и говорить нельзя. Осознание это ещё не стало  массовым - мы приглашаем на нашу конференцию  гораздо больше ответственных государственных  чиновников, чем их сегодня присутствует. Но то, что уже присутствуют и, как  мне пообещал министр юстиции  г-н Воронцов, будут активно участвовать  в дискуссии - безусловно, добрый знак.
Как хорошую  тенденцию отмечу увеличение положительных  и серьёзных ответов от государственных  органов на наши запросы.
Безусловно полезно  растущее распространение текстов  международных документов по правам человека, в первую очередь, Всеобщей декларации. В школах в старших  классах введён спецкурс по правам человека. Благодаря чему многие наши граждане узнали и, главное, поверили в  то, что у них есть права. Наиболее активные уже даже вступили в борьбу за их выполнение.
Приятной тенденцией стало уважительное в подавляющем  большинстве случаев отношение  сотрудников госаппарата к членам Хельсинкского Комитета, нашей правозащитной  деятельности.
Во многом наличием перечисленных положительных тенденций  мы обязаны деятельности Консультативно-наблюдательной группе ОБСЕ, её главе послу Г. Вику. Конечно, мы все ещё тайно надеемся, что наши друзья или на Западе, или  на Востоке, решат все или большинство наших проблем. Но главное, на мой взгляд, чему хорошо учит нас г-н Вик - это то, что свои проблемы нам придётся решать самим, сообща вместе и тем, кто у власти, и кто только хочет стать руководителями страны.
В том, что этих проблем много, никого из присутствующих в этом зале убеждать не надо. Постараюсь выделить главные, своеобразные "болевые  точки", о которых нам сообщали граждане и о которых надо говорить чаще и больше, чтобы быстрее начался  процесс их решения.
Главной чертой нашего государства, существенно отличающей его от цивилизованных европейских  государств, является сегодня катастрофически  уменьшившаяся и постоянно уменьшающаяся  роль законности в развитии государства  и общества. Даже в советские времена  правовой нигилизм не был таким распространённым и массовым. И что особенно плохо - правовым нигилизмом поражены высшие эшелоны нашей власти, интеллигенция. Их особенно не возмущает то, что  декреты и указы президента выше законов, что начальник юридического управления может руководить деятельностью  министров и даже главы Кабинета, что создаются внеконституционные штабы, комиссии с внеконституционными  полномочиями. Наверное, верховенство декретов президента над законами, принятыми Национальным собранием, объясняется незаконностью самого парламента, который сформирован  президентом, а не избран народом. В  этом, по видимости, проявляется своеобразная логика правового нигилизма. Но, неуважительное отношение к силе закона руководителей  страны, оборачивается "законом силы" для граждан. Отсюда рост преступности, в первую очередь, воровства, разбоев, просто хулиганства.
Следствием правового  нигилизма является и увеличивающийся  нигилизм в действиях государственных  чиновников, особенно на местах.
Мы с тревогой отмечаем, что механизм восстановления нарушенных прав граждан в нашей  стране крайне несовершенен. Судебная реформа, о которой много говорилось в первой половине 90-х годов практически  так и не началась. Конституция  только декларирует независимость  суда, реально он зависим от исполнительной власти, лично от президента. Граждане сомневаются в справедливости, беспристрастности  суда. По их просьбе мы вынуждены  посылать в суды наблюдателей, а  в отдельных случаях, когда давление власти на суд очевидно - и общественных защитников. Доходит до того, что  в отдельных случаях сами судьи  рады присутствию наблюдателей - у  них появляется возможность действовать  в соответствии с Законом, а не пожеланиями тех или иных руководителей. Об этом в частной беседе не раз  говорилось членам Хельсинкского Комитета.
Очень много  претензий у наших граждан  к работе правоохранительных органов. Главные из них - грубость, открытое пренебрежение к правам задержанных. Наши наблюдатели сообщают, что рядовые  милиционеры, особенно молодые просто не знают, что есть нормы, строго регламентирующие их поведение и деятельность. Избиения задержанных после массовых акций  или за незаконные валютные операции - с целью получить признание - или  просто пьяных - достаточно широко распространены. Но есть и особые случаи. Наше представительство  в г. Петрикове неоднократно обращало внимание на беззакония, которые происходят в Петриковском районном отделении  милиции. Приведу только один из них:
6 июля 1999 года  поступило заявление от Елены  Хомец, жительницы деревни Мордвин  Петриковского района Гомельской  области, 23 июня 1999 года в 18 часов  участковый инспектор Пинчук и четыре милиционера забрали Елену Хомец с поля, привезли домой и без предъявления каких-либо письменных или устных обоснований обыскали дом и чердак. Искали водку, ружья и патроны. Е. Хомец - 80 и её сестре - 82 года, обе сестры инвалиды и живут вместе. С первых дней войны были в партизанах, отца убили, самих сестёр ранили. "У каждого в деревне есть горелка. Надо горелка, на всякий случай, но у нас горелки не нашли, мы уже сильно старые и больные, больше нет силы гнать. У нас нашли ружьё мужа, лежало под диваном, разобранное и завёрнутое в тряпку. Милиционеры его забрали, перевернули всё в чемоданах и шкафах. После их прихода пропало 200 долларов и старые серебряные монеты, завещанные мужем младшему сыну. В этот день они обыскивали всю деревню. Забирали самогонку, которую люди припасли на хресьбины, вяленую рыбу. Такое мародёрство в нашей деревне было в годы войны, тогда нас ограбили, всю деревню спалили, в дома заходили по несколько, людей бросали в колодцы и убивали. Нас так напугали, мы ночь не спали, плакали. Болело тело и голова".
Мы неоднократно обращали внимание руководства МВД  на ситуацию в Петрикове, дело Петриковского  РОВД включено в наш полугодовой  доклад, однако, никакой реакции  пока не видно.
Очень часто  поступают жалобы на действия работников автоинспекции. Чаще всего люди молча  сносят обиды, потому что "добиться правды невозможно" - так пишут  они в БХК в своих заявлениях. Справедливости ради должна отметить, что один раз нам "добиться правды" всё-таки удалось. В июле к нам  поступило заявление от О. Бадерина, жителя Пинска об издевательствах, которым  его подвергли на Минской кольцевой  дороге. Описание случая с Бадериным  опубликовала газета "Навины" в  статье "Полицейское государство", подготовленной по материалам нашего мониторинга. Мы были рады прочитать  в последующих номерах, что виновные найдены и наказаны.
Постоянное присутствие  на массовых акциях, расследование  жалоб дали нам возможность познакомиться  со многими сотрудниками милиции.
Никто из нас  не считает их деятельность ненужной или вредной. Но мы хотим, чтобы все  случаи нарушений законности в правоохранительных органах были тщательно расследованы и справедливо оценены. Профилактика правонарушений сегодня необходима и среди тех, кто обязан правонарушения пресекать. Сейчас много говорится  о действиях правоохранительных органов 17 октября в Минске во время  Марша свободы. Наши наблюдатели  находились и около демонстрантов  и за милицейскими щитами. Многие действия милиции вызвали у нас недоумение. Кстати, мы отмечаем на пикетах оппозиции  присутствие людей, которые намеренно  публично оскорбляют пикетчиков. Я  была свидетелем, как один из таких "обличителей" подошёл к дежурившему  у пикета офицеру милиции и  сказал: "Я сделал всё, что мог, и можно мне уйти". Когда  я спросила у офицера: "Это, что, ваши люди?" - он покраснел и сказал, что никакого отношения к провокатору  не имеет. Возможно, какой-то другой офицер имел к этому отношение.
Милиция должна бороться с преступностью, а не с  демонстрантами. Это понимают и граждане и рядовые сотрудники правоохранительных органов, которых вынуждают присутствовать на митингах и пикетах и которые, послушав митингующих, во многом с ними соглашаются. Не знаю, может быть Министру внутренних дел нравится, когда нашу страну российские телеэкраны называют "полицейским государством", но мне кажется это стыдно.
Правоохранительная  система составной своей частью имеет Структуру по исполнению наказаний. Международные договоры гарантируют  людям, находящимся в заключении, определённые минимальные условия, позволяющие сохранить человеческое достоинство. Обвинительный уклон в судебных разбирательствах, объективный рост преступности, вызванный экономическими обстоятельствами, распространением правового нигилизма, вызывает постоянный рост числа заключённых. О том, в каких условиях находятся люди, наказанные только лишением свободы, в этом году говорилось много - оппозиционные деятели, побывав в СИЗО, старались привлечь внимание к этой проблеме. Но решить её очень непросто. Об этом можно судить из ответа, полученного нами из Управления внутренних дел Гомельского облисполкома, куда мы направили жалобу заключённых, поступившую в БХК. Начальник областного управления по исполнению наказаний пишет:
"В настоящее  время в учреждениях системы  исполнения наказаний Гомельской  области из-за недостаточного  финансирования сложилось крайне  тяжелое положение с обеспечением  оборудованием и предметами культурно-бытового  назначения.
Особенно остро  эти проблемы проявляются в женской  исправительно-трудовой колонии № 1 и следственном изоляторе № 3, расположенных  в г. Гомеле, где при лимите наполнения 1350 и 1100 человек содержится 2800 и 2000 граждан  из числа спецконтингента соответственно, т.е. численность находящихся в  учреждении превышает нормативное  в 1,8 и более раз.
Кроме этого  в женской колонии имеется  дом ребенка, где находятся 60 детей  возрастом до 3 лет, чьи матери отбывают срок наказания в учреждении.
В Ветковском районе Гомельской области находится женская  исправительно-трудовая колония - поселение  № 21, куда осужденные поступают как  из ИТК-4, так и из зала суда. Практически  все имущество этой категории  граждан состоит из того, что в  данный момент на них одето. Разорванные  социальные связи не позволяют получить какую-либо помощь от родственников.
Для снятия напряженности  в единственной в республике женской  колонии в настоящее время  проводятся работы по перепрофилированию бывшего военного городка "Гомель-30", находящегося в г.п. Заречье Речицкого  района Гомельской области, в исправительно-трудовое учреждение и размещения там осужденных женщин. Вопрос также стоит в сложности  приобретения предметов коммунально-бытового назначения: банно-прачечного оборудования, кроватей, постельных принадлежностей, кухонной и столовой посуды, водонагревательных приборов, автомобиля скорой помощи и  др."
В настоящее  время бюджетная задолженность  гомельских мест заключения - около 3-х  млрд. руб. Где найдут эти деньги - никто не знает. Аналогичная ситуация и в других областях.
Остаётся нерешённой проблема социальной адаптации и  обустройства лиц, вернувшихся из заключения. К нам обратились представители  христиан веры Евангельской, которые  посещают тюрьмы и ведут там душеспасительную деятельность. Они рассказывают, что  люди, отсидевшие в тюрьме по 6-10 лет  теряют жильё, семью, они не могут  устроиться на работу и многие вынуждены  принимать предложение "о командировках  к Казахстан" за наркотиками.
Есть ещё одна возможная проблема - дети в тюрьмах. Я думаю, полнее о ней расскажут  выступающие, отмучу только, что детская  преступность и её рост - тревожное  явление нашей действительности, порождаемое насилием над детьми, происходящим в семье, школе, на улице. В БХК имеется ряд заявлений детей о том, что в школе "достали серёжку из уха и сломали", пригрозили постричь и т.д.
Ст. 31 Конституции  РБ даёт право каждому жителю Беларуси самостоятельно определять своё отношение  к религии, единолично или совместно  с другими исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных  культов, не запрещённых законом. Деятельность религиозных организаций регулируются законом, а также Государственным  Комитетом по делам религий и  национальностей. Однако, решение этого  Комитета значит больше, чем конституционные  нормы. В БХК обратились священники Беларусской православной народной церкви Акалович Л. и Спасюк И. с жалобой  на затягивание регистрации общины. 7 ноября милиция составила протокол за незарегистрированное богослужение в пос. Пограничный Береставицкого р-на Гродненской обл. Священник  Спасюк И. объявил голодовку и  остался в молитвенном доме. Почему не регистрируется эта община можно  получить представление из официального отказа в регистрации. Г-н Билык  А., председатель Комитета, пишет в  ответе священнику И. Спасюку:
"Различные  силы неоднократно предпринимали  попытки расколоть православную  церковь Беларуси и навязать  свою идеологию белорусскому  народу. Этой цели служат и  так называемые "Белорусские зарубежные  автокефальные церкви", возглавляемые  самозванными "епископами" и "митрополитами". Они стремятся перенести свою  деструктивную деятельность и  на территорию Беларуси.
В православии  существует единый принцип получения  каноничности автокефалии - признание  ее прежде всего матерью-церковью, т.е. признание той церковью, из которой  вышло новое церковное образование, пожелавшее стать автокефальным.
Если Вы, протоиерей Иоанн, попытаетесь создать какую-либо группировку под прикрытием православия, она не сможет быть каноничною, что  нарушит мир, спокойствие и согласие в обществе. Следовательно, Ваши действия противоречат статье 16 Конституции  Республики Беларусь, в которой говорится: "Запрещается деятельность религиозных  организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, её конституционного строя и гражданского согласия..."
Уставы неканонических православных религиозных общин  не подлежат регистрации, т.к. деятельность таких общин нарушает законодательство Республики Беларусь."
Из ответа очевидно - государственный орган открыто  лоббирует интересы одной из церквей  в Беларуси. Это даёт право говорить о нарушении принципа отделения  государства от церкви. Следует отметить, что принцип "неразрешения" религиозной  общины не снимает, а только усиливает  напряжённость. Верующие всё равно  молятся, их штрафуют: они возмущаются, переходят на полулегальное существование.
Важным фундаментальным  правом в условиях современной цивилизации  является право на получение, хранение и распространение полной, достоверной  и своевременной информации о  деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной, международной  жизни. Граждане имеют право обращаться в государственные органы, должностные  лица обязаны рассмотреть обращение  и дать ответ по существу в определённый законом срок. Эти права закреплены в ст. 34, 40 Конституции РБ.
О том, как работает главный механизм распространения  и получения информации - наши печатные и электронные СМИ - подробно будет  освещено в докладе г-на Анисько  С. Я коротко отмечу главное - из электронных  и печатных СМИ, наиболее массовых, мы не получаем полной информации о  событиях, как внутри страны, так  и за рубежом. Достаточно привести примеры  Чечни, выборов в местные Советы, подпольных выборах Президента, состоянии  нашей экономики и др. Достоверность  информации, помещённой или переданной СМИ трудно проверить или невозможно. Чтобы получить представление о  том, как выполняется право получения  информации от государственных организаций  и должностных лиц приведу  пример - ответ КГБ на наш запрос о функциях выше упоминавшейся комиссии с надконституционными функциями  во главе с председателем КГБ:
"В Комитете  государственной безопасности с  пониманием относятся к Вашему  желанию получать достоверную  информацию о работе правоохранительных  органов и специальных служб  Беларуси.
По существу вопроса о создании комиссии для  подготовки доклада Президенту страны о ходе расследования некоторых  уголовных дел, получивших большой  общественный резонанс, сообщаем, что  в сюжете программы белорусского телевидения "Панарама" от 30 августа  с.г. достаточно подробно рассказано о  целях создания комиссии и задачах, которые предстояло решать.
Можно лишь добавить, что каких-либо дополнительных надведомственных полномочий председателю комиссии, а  также другим ее членам не предоставлялось. Никаких действий, нарушающих определенные законодательством полномочия должностных  лиц правоохранительных органов, прокуратуры  и суда ни комиссия в целом, ни ее члены не предпринимали".
Комментарии, как  говорят, излишни.
Администрация Президента вообще на этот запрос не ответила.
Свободное информационное пространство необходимо не только для  получения информации. СМИ - самый  влиятельный механизм, с помощью  которого формируется общественное мнение. Поэтому общественные, политические деятели максимально стремятся  использовать СМИ для высказывания своих убеждений, суждений о происходящем. В демократическом обществе функционируют  правые, левые, центристские, либеральные, националистические, коммунистические и другие СМИ. У нас 98% всех СМИ  выражают только одну точку зрения - власти. Газеты так и называются - орган Президента, Парламента, районной администрации. Оппозиционные политики практически лишены возможности  воздействовать на общественное мнение через государственные СМИ. В  условиях административно-командной  государственной экономики действительно  массовых негосударственных СМИ  просто не может быть. В связи  с этим для свободного высказывания гражданами своих мнений, особенно политическими и общественными  деятелями, используются другие способы. Это, в первую очередь, шествия, митинги, конференции, семинары, концерты. В 1999 г. давление государства на организаторов  вышеперечисленных акций, особенно оппозиционных, усилилось. Во всех районных, областных городах приняты постановления, ограничивающие свободу проведения шествий, митингов, пикетов. Формальной причиной ограничений является соблюдение прав тех, кто в этих мероприятиях не участвует. Реальной причиной - попытка  уменьшить влияние оппозиционных  сил на формирование общественного  мнения. Поэтому для публичных  мероприятий выбраны глухие полуразвалившиеся стадионы, площадки на окраинах городов. Мы дали запросы в исполкомы крупных городов республики и получили соответствующие разъяснения.
Проблемы с  проведением массовых мероприятий  очень болезненно воспринимаются активной частью населения страны, вызывают конфронтацию в обществе. Поэтому  на все массовые акции в Минске, областных и районных городах, где  у нас есть региональные подразделения, БХК посылает наблюдателей. Отчёты, которые мы получаем, свидетельствуют  о том, что в ряде случаев местные  власти провоцируют граждан на правонарушения, например, разрешая одним шествия  по пр. Скорыны в Минске, как это  было 7 ноября для КПБ, и запрещая его для участников Марша Свободы 17 октября, разрешая митинг и не разрешая шествие.
Очень трудно оппозиционно настроенным гражданам или тем, кого власти считают оппозицией, провести не только шествия, пикеты, митинги. В  последнее время большой проблемой  стало проведение конференций, семинаров, круглых столов. Местная власть требует, чтобы у нее обязательно спрашивали разрешения. Например, Брестские власти не разрешили проведение круглого стола  по правам детей, организованного Брестским  отделением БХК на основании того, что Брестское отделение, которое, кстати, хорошо известно в Бресте, не зарегистрировано в облисполкоме и  не получило разрешение городских властей. Но самым распространенным способом является давление на руководителей  гостиниц, домов культуры - тех мест, где можно провести конференцию  или семинар. Я не уверена, смогли бы мы использовать этот зал, если бы не договорились об участии представителей государственного аппарата управления в нашей работе и не убедили  в своей лояльности руководство  гостиницы. Нас очень тревожит эта  практика, которая становится повсеместной.
Существенно ограничивается фундаментальное право объединяться в организации и участвовать  в их деятельности. Декрет президента № 2 позволяет отказать в регистрации  как НПО, так политическим партиям  и профессиональным союзам на основаниях, которые не соответствуют обязательствам Беларуси перед ОБСЕ и международным  стандартам, статье 36 действующей Конституции. Так, в ст. 11 Декрета приводится ряд  причин для отказа в регистрации  или перерегистрации, которые должны оставаться вне компетенции государства - цели организации, методы ее работы, само название организации, ее символы. При  перерегистрации от БХК требовали  внести изменения в Устав - защищать интересы только своих членов, а  не любых граждан, обратившихся к  нам за помощью. Это требование Министерства юстиции противоречило не только вышеназванным актам, но и Декларации о правах людей защищать свои права, принятой в декабре 1998 года. Следует  отметить, что в Министерстве не знали о существовании Декларации.
Вообще для  нашего государственного аппарата характерно незнание и непонимание тех международных  обязательств, которые взяла на себя Республика Беларусь в области прав человека. Особенно это касается региональной власти. Поэтому БХК выступил инициатором  организации совместно с КНГ  ОБСЕ семинаров для руководителей  районов по ознакомлению их с основными  международными документами и механизмами  по защите прав человека. Однако эта  наша инициатива пока не нашла поддержки  у руководства нашей страны, затерялась где-то "в коридорах власти". Мне кажется, что многих нарушений, которые связаны с действиями чиновников среднего и низшего звена, просто не было бы, если бы они знали  об обязательствах Беларуси перед мировым  сообществом, если бы были уверены в  обязательности и необходимости  их выполнения.
Мы никогда  не достигнем эффективного управления, если белорусские управленцы по незнанию или из других побуждений будут пренебрегать правами человека.
Нас беспокоит  тот факт, что для осуществления  сомнительных с точки зрения закона действий все более активно привлекаются государственные служащие. Назову две  области, где это особенно тревожно. Наши наблюдатели по выборам в  местные Советы 4 апреля этого года сообщали о многочисленных фактах, препятствующих свободному волеизъявлению граждан в процессе голосования. Члены сельских избирательных комиссий рассказывали мне о том, что им дают указания "обеспечить" необходимый  процент явки избирателей, проведение "своего кандидата". Люди помимо своей  воли участвуют в противоправных действиях, объясняя это боязнью  потерять работу, возможными репрессиями  со стороны своих начальников.
Вторая область - препятствия в осуществлении  деятельности региональных отделений  НПО и политических партий. Для  деятельности региональных организаций  необходимы помещения для офисов, формально есть установленная законом  норма и даже льгота по их оплате. Но получить помещение у государства  трудно, а в ряде случаев просто невозможно. Чиновники лукавят, утверждая, что все помещения заняты. Члены  исполкомов не дают разрешений на массовые акции, хотя отлично понимают, что  никакого нарушения движения транспорта от того, что пройдет митинг или  шествие, в районном городе не будет.
Хочу отметить следующее. Государство нарушает права  человека, от него зависит и их восстановление. В восстановлении этих прав государственным  служащим в демократических странах  помогают правозащитники. Мы можем  отметить, что в текущем году проявилось небольшое движение для выполнения этого правила в Беларуси. Мы можем  констатировать, что прокуратура  начала реагировать на наши обращения. Пока в большинстве случаев формально, даже с некоторой иронией. Но мы рады и этому - в этих ответах, как в  зеркале, отражается правосознание  наших чиновников. Мы сразу видим, кто конкретно является нарушителем, кто препятствует восстановлению нарушенных прав. По предложению члена БХК  В. Быкова, с которым я встречалась  и беседовала, мы будем вести персональный учет систематических нарушителей  прав человека. Результаты нашего мониторинга  мы будем передавать в государственные  органы, а имена нарушителей опубликуем в "серой" книге.
1999 год отмечен  в истории Беларуси отмечен  и относительно новыми для  нашей страны нарушениями прав  человека. Это наличие политических  узников и исчезновения политических  оппонентов. Уголовное преследование  за инакомыслие не является  изобретением сегодняшних руководителей  страны. Оно особенно успешно  применялось в 30-е годы, использовалось  в борьбе не только с политическими,  но и любыми оппонентами большевистских  властей. Процесс массовой реабилитации  жертв необоснованных репрессий  - в нашей стране с начала 90-х  годов реабилитированы десятки  тысяч человек - казалось, навсегда  похоронил этот легкий для  власти способ своего укрепления. Однако в этом году он возродился  в лучших традициях 30-х годов.  Можно долго рассуждать на  тему, являются ли Статкевич, Старовойтов,  Леонов, Климов, Чигирь, Щукин честными  или нечестными, но посажены за  решетку они были за свое  инакомыслие. Я не встречала  ни одного человека, который бы  с этим не согласился или  сомневался в этом. Особенно очевидно  это в отношении Чигиря. Инкриминируемые  ему сегодня "преступления" не помешали Чигирю в свое  время занять пост премьер-министра. Бесспорно, только участие в  кампании по подпольным выборам  президента в качестве одного  из кандидатов привело его  на скамью подсудимых. И в прежние  годы люди страдали за свои  убеждения - в БХК достаточно  заявлений о том, что за активное  участие в общественной и политической жизни люди лишались работы, престижных должностей, званий, продвижения по службе. Но в этом году эти явления приобрели особенно циничный характер, стали предметом общественного внимания и обсуждения.
Слово "цинизм" мне кажется наиболее подходящим для характеристики отношения власти к исчезновению людей. По официальным  данным, число тех, кто пропадает  в стране, велико - в этом году более 2,5 тыс. Причины исчезновения - разные. Закон силы, о котором говорилось выше, диктует свои способы разрешения споров и конфликтов. В этом году он распространился и на сферу  политической деятельности: исчезновения людей стали "громкими", они  широко обсуждаются, являются предметом  повышенного международного интереса. В этих условиях расследования, которые  обязано проводить государство, должны быть особенно оперативными и  эффективными. Мы же наблюдаем не просто равнодушие, а даже некоторое злорадство по отношению к судьбе исчезнувших. То глава государства недвусмысленно намекает на нахождение Винниковой за границей - по дороге из Лондона в  Израиль, то государственные газеты, радио и телевидение дружно начинают утверждать, что кто-то видел Гончара  в Вильнюсе, что Захаренко - жертва криминальных разборок и т.д. И никто  не приносит извинения родственникам  исчезнувших за страдания, которые  причиняет им эта информация.
Наличие политических узников, исчезновение политических оппонентов - тревожные характеристики, свидетельства  неблагополучия в стране.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.