На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Действие уголовного закона в пространстве и во времени

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Уголовное право»
по теме: «Действие  уголовного закона в пространстве и  во времени»
Оглавление
    Введение
    1. Действие уголовного закона во времени
    2. Пространственное действие уголовного закона
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение

    Понятие преступление в уголовном праве является основополагающим и поэтому от его определения и раскрытия содержания зависит решение практически всех других уголовно-правовых вопросов. В период подготовки проекта нового УК РФ четко определились два направления в понимании сущности преступления и формулировании его понятия. Для первого, традиционного в российском уголовном законодательстве направления, предопределенного Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919г., характерно материально-формальное определение преступления, при котором общественная опасность относится к основным признакам и объективной характеристике преступления.
    Второй, новый для отечественного уголовного права, но традиционный в зарубежной теории и законодательстве подход основывается на принципе nullum crimen sine lege (нет преступления без указания того в законе). Сторонники данного подхода ориентированы на формальное определение преступления, когда в качестве фундаментального признака преступления выступает его противоправность, то есть предусмотренность уголовным законом, а материальное его свойство - общественная опасность - не принимается во внимание. В УК РФ 1996г. проведена позиция первого из названных выше направлений.
    УК РФ 1996г. устанавливает ряд гарантий против необоснованных репрессий. Одной из них служит положение, сформулированное в ст. 8 УК, о том, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Это означает, что привлечь кого-нибудь к уголовной ответственности можно лишь тогда, когда в совершенном деянии содержатся признаки какого-либо состава преступления. В этом смысле принято говорить о составе преступления как о единственном основании уголовной ответственности. Хотя более точным было бы утверждение о том, что таким основанием по новому УК является не состав преступления, а деяние, содержащее признаки состава преступления.
    Уголовное преследование лица без установления в его деянии состава преступления является грубейшим нарушением законности. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Если будет установлено отсутствие в деянии состава преступления. Об этом прямо сказано в п.2 ст.6 УПК РСФСР. Таким образом, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, предусматривая возможность уголовного преследования только при наличии в деянии состава преступления, устанавливает рамки доказывания по каждому уголовному делу и ограничивает усмотрение следователей и судей при расследовании и судебном разрешении этих дел.
    Институт действия уголовного закона в пространстве и времени раскрывает одну из важнейших характеристик уголовного закона - возможность его применения к лицу, совершившему преступление, что определяет актуальность темы исследования. Проблема действия уголовного закона в пространстве получила широкое освещение в работах отечественных и зарубежных ученых-юристов, однако имеющиеся исследования относятся главным образом к уголовному законодательству, предшествовавшему ныне действующему уголовному закону, содержащему ряд новых положений о действии уголовного закона в пространстве. Эти нормы-принципы еще не получили надлежащего научного освещения. В частности, к ним можно отнести вопрос о применении уголовного закона РФ к гражданам России совершившим преступления за пределами РФ.
    1. Действие уголовного закона во времени

    В УК РФ установлено правило действия уголовного закона во времени, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9).
    Термин «действие уголовного закона во времени» предполагает следующие варианты его воплощения: перспективное действие закона; и ретроспективное действие закона - обратная сила. Для правильного применения уголовного закона требуется установить, что считается временем совершения преступного деяния. Преступление может совершаться одномоментно (например, убийство путем выстрела), а может осуществляться в течение более или менее длительного периода времени (например, уклонение от уплаты налога, хищение в несколько приемов и т. п.). УК дает предписание считать временем совершения преступления время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9).
    Перспективное действие уголовного закона это распространение действующего закона на юридические факты и правоотношения, возникающие после его вступления в силу. Установление закона, подлежащего применению, осуществляется путем сопоставления времени действия закона и времени возникновения нормируемых отношений Комментарий к УК РФ под редакцией А.В. Наумова. - М.: Юристъ. 2002. С.48.
    Время действия закона характеризуют два момента: вступление в силу (начало действия закона) и утрата силы (прекращение действия закона).
    «Рождение» закона, как и его «жизнь», - это не единовременный акт, а протяженный во времени процесс, состоящий из следующих этапов: а) принятие, б) подписание, в) предание гласности г) вступление в силу Уголовное право. Общая часть. - М.: Юрид. литература, 2004. С.36.
    Момент вступления уголовных законов в силу устанавливается в общем законодательстве каждого государства и потому до некоторой степени зависит от усмотрения законодателя, могущего «привязать» его к любому из перечисленных этапов. В одних случаях, как свидетельствует практика, законы вступали в силу с момента их принятия, в других - с момента подписания, в третьих - с момента опубликования, в четвертых - спустя определенное время после опубликования. Однако усмотрение законодателя в свете современного правопонимания должно быть весьма ограниченным: при любых обстоятельствах закон не должен вступить в силу ранее, чем он опубликован.
    Обнародование (опубликование) закона - чрезвычайно важная акция, ибо главное благо, которое несет правовое государство - упорядоченность и предсказуемость жизни.
    Если закон издается для того, чтобы им руководствовались то он должен отвечать, по меньшей мере, следующим требованиям: 1) быть обнародованным, ибо нельзя требовать исполнения неизвестного закона; 2) быть общедоступным, из чего следует что для ознакомления с ним не надо затрачивать больших усилий; 3) быть ясным и понятным не только для его авторов, но и для его адресатов.
    Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», все законы РФ, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в законе не указана иная дата. Федеральным законом «О введении в действие УК РФ» указано, что настоящий УК РФ вступает в силу с 1января 1997 г. В соответствии со ст.2 этого закона с 1 января 1997 г. утрачивают силу УК РСФСР 1960 г. и все законы, которыми он был изменен или дополнен.
    Разрыв во времени между моментом официального опубликования закона и его вступления в силу необходим для того, чтобы ознакомить население с его содержанием, а также для того, чтобы должностные лица правоприменительных органов могли изучить закон и точно уяснить его смысл и содержание.
    Часть вторая этой статьи имеет важное значение в особенности для тех случаев, когда между совершенным действием (например, нарушением правил безопасности при размещении объектов атомной энергетики) и наступившими последствиями (например, заражением окружающей среды) имел место значительный разрыв во времени. В этом случае уголовная ответственность наступает по закону, действовавшему во время нарушения указанных правил независимо от времени наступления указанных в ст. 215 УК РФ тяжких последствий.
    Время совершения длящихся и продолжаемых преступлений определено в постановлении Пленума Верховного Суда СССР «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» от 4 марта 1929 г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 14 марта 1963г. Временем совершения длящихся преступлений, то есть преступлений, характеризующихся непрерывным осуществлением определенного преступного поведения (например, побег из места лишения свободы) является время совершения действия (бездействия), образующего состав преступления. Временем совершения продолжаемого преступления, есть преступления, характеризующегося совершением ряда тождественных действий, направленных к единой цели и совершенных по единому умыслу, является совершение первого такого действия Барабышев А.Н. История развития уголовного права. УК РФ. - СПб.: Альфа, 2001. С.77.
    В связи с принятием нового уголовного закона в судебно-следственной практике нередко возникают проблемы, связанные с обратной силой уголовного закона. Обратная сила уголовного закона - это распространение нового закона на те уголовно-правовые отношения, которые возникли до его вступления в силу.
    Закон может быть наделен обратным действием прямым распоряжением законодателя, выраженным в самом законе или в особом акте о введении его в действие, как это имело место в декрете от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», ст. 6 которого гласила, что «настоящий декрет имеет обратную силу с тем, однако, что от преследования за дачу взятки, если таковая была произведена до издания этого декрета, освобождаются те лица, кои в течение трех месяцев со дня издания настоящего декрета заявят судебным властям о даче ими взятки»; или косвенным образом, когда обратимость закона (без особого о том указания) вытекает из его смысла, как и следовало из толкования содержания ст. 58 УК 1926 г., которая установила наказание за «активные действия или активную борьбу против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны» Барабышев А.Н. История развития уголовного права. УК РФ. - СПб.: Альфа, 2001. С.79. В свою очередь, прямое распоряжение законодателя о придании закону обратной силы может иметь форму: а) ясно выраженного словесно указания об этом, б) распространения его действия на правоотношения независимо от времени их возникновения и в) установления срока введения закона в действие ранее, чем состоялось его принятие.
    Уголовный закон имеет обратную силу в следующих случаях:
    o если он устраняет преступность деяния;
    o если он смягчает наказание;
    o если он иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
    Устранение уголовным законом преступности деяния означает, что он не признает более преступными действия (бездействие), считавшиеся таковыми до момента его вступления в силу. Например, УК РФ 1996 г. декриминализировал недонесение о государственных преступлениях (ст. 88-1 УК РСФСР 1960 г.), уклонение от лечения венерической болезни (ст. 115-1 УК 1960 г.), разглашение сведений, составляющих врачебную тайну (ст. 128-1 УК 1960 г.) и др. Лица, привлеченные к ответственности или осужденные за подобные деяния, подлежат безусловному освобождению от уголовной ответственности или наказания, поскольку уголовный закон в этой части имеет обратную силу.
    Смягчение новым законом наказания может выражаться в понижении минимального и максимального пределов наказания, в дополнении санкции новыми, более мягкими видами наказания, в исключении более строгих видов наказания и т. д. Так, например, УК РФ 1996 г. смягчил ответственность за клевету, совершенную без отягчающих обстоятельств. УК РСФСР 1960 г. предусматривал за это преступление лишение свободы на срок до одного года, исправительные работы на такой же срок, штраф, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание. По УК 1996 г. клевета наказывается штрафом, обязательными работами либо исправительными работами на срок до одного года. Таким образом, новый уголовный закон не предусматривает возможности назначения лишения свободы и в этой части имеет обратную силу.
    Новый уголовный закон может улучшать положение лица, совершившего преступление, иным образом: сделать более льготными условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, правила сложения наказаний, сократить сроки погашения или снятия судимости, сроки давности и т. д. К примеру, УК РФ 1996 г. является более «льготным» в вопросе предоставления условного осуждения, поскольку не требует от суда отменять эту меру в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока неосторожного преступления или преступления небольшой тяжести (ч. 4 ст. 74). Понятно, что эта норма улучшает положение заинтересованного лица, а значит, имеет обратную силу.
    Не имеют обратной силы соответственно уголовные законы:
    o устанавливающие преступность деяния,
    o усиливающие наказание,
    o иным образом ухудшающие положение лица.
    Что же касается совершения длящихся преступлений, то есть когда преступное состояние продолжается непрерывно, например, дезертирство или незаконное хранение оружия, то при изменении уголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяние продолжается и после вступления этого закона в силу. Также должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из ряда отдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу был совершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новый закон Уголовное право. Общая часть. - М.: Юрид. литература, 2004. 37.
    Статья также уточняет круг лиц, на которых распространяется обратная сила УК РФ. Кроме лиц, дела которых за совершенные ими преступления не были рассмотрены до 1 января 1997 г., обратная сила нового УК распространяется также на лиц, отбывающих наказание, и лиц, имеющих судимость за преступления, совершенные до 1 января 1997 г.
    Закон имеет обратную силу в той его части, в какой он:
    - в гипотезе сужает пространственные границы места совершения преступления или круг адресатов нормы, т.е. придаст субъекту преступления какой-либо специальный признак, устраняя тем самым ответственность за подобные деяния иных лиц, или ограничивает круг лиц, могущих быть признанными особо опасными рецидивистами, либо вовсе устраняет данную категорию рецидивистов; повышает возраст ответственности или сужает перечень преступлений, за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие определенного возраста; шире трактует невменяемость и т.д. Комментарий к УК РФ под редакцией А.В. Наумова. - М.: Юристъ. 2002. С.49;
    - в диспозиции уменьшает круг предметов посягательства; сужает сферу наказуемости предварительной преступной деятельности либо соучастия в преступлении; исключает одну из альтернативных форм преступной деятельности или один из способов совершения преступления; исключает из материальных составов какое-либо из альтернативных общественно опасных последствий либо сдвигает их границу (минимально необходимый для криминальности деяния или установления квалифицированной ответственности за него предел) в сторону увеличения тяжести; ограничивает ответственность путем конкретизации способа совершения преступления и причиняемых последствий; ограничивает применение уголовной ответственности дополнительным условием и виде, например, административной преюдиции; исключает квалифицирующие, т.е.усугубляющие ответственность признаки (рецидив, размер ущерба и т.п.);заменяет ранее известный закону квалифицирующий признак на однородный, но более узкий и потому смягчающий ответственность (например, повторность - на систематичность); исключает из альтернативы один из мотивов, одну из целей преступления или форм его вины либо ограничивает применение нормы посредством указания специального мотива, цели или вины как обязательных признаков состава данного преступления (например, в состав деяния, ранее считавшегося преступным независимо от мотивов его совершения, вводит такой мотив, как корысть); расширяет перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, или сужает круг обстоятельств, отягчающих ее (указанные обстоятельства столь разноплановы, что могут относиться не только к диспозиции нормы, но и к другим ее элементам, однако во избежание повторений они приведены здесь) Комментарий к УК РФ под редакцией А.В. Наумова. - М.: Юристъ. 2002. С.39;
    - в санкции расширяет сферу действия условного осуждения или отсрочки исполнения приговора либо облегчает обязанности, возлагаемые на лиц, к которым они применимы; ослабляет элемент кары, содержащийся в том или ином виде наказания (например, смягчает режим отбывания лишения свободы); расширяет перечень лиц, к которым не может быть применено данное наказание (в частности, смертная казнь) или сужает основания для его Уголовное право РФ. Учебник под ред. д.ю.н. проф. Кашепов В.П. - М.: Былина, 2001. С.59 применения; заменяет один вид наказания на другой, более мягкий; заменяет аналогичным образом все или хотя бы одно из входящих в нее наказаний; снижает максимальный и минимальный пределы наказания или один из них при неизменности другого; снижает аналогичным образом пределы всех или одного из образующих ее наказаний при неизменности пределов другого (других); исключает из альтернативы наиболее строгий вид (виды) наказания при сохранении самой альтернативы;
    - устанавливает альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другое наказание, т. е. превращает безальтернативную санкцию в альтернативную с возможностью выбора более мягкого наказания; не изменяя пределов основного наказания, отказывается от одного или нескольких дополнительных; переводит дополнительное наказание из обязательного в ранг факультативного; заменяет правила назначении наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров на более мягкие; сокращает сроки погашения судимости Комментарий к УК РФ под редакцией А.В. Наумова. - М.: Юристъ. 2002. С.49.
    В соответствии со ст. З Закона «О введении в действие нового УК» пересмотр всех уголовных дел для выяснения вопроса о возможности применения обратной силы нового УК возлагается на соответствующие органы по месту совершения преступления или по месту отбывания наказания.
    УК РФ 1996 г. установил ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), коммерческий подкуп (ст. 204), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272) и т. д. Кодекс 1996 г. усилил наказание за простое убийство (ч. 1 ст. 105), похищение человека (ст. 126), незаконное использование товарного знака (ст. 180) и т. д. Он же ухудшил иным образом положение лиц, совершивших преступления, установив ответственность с 14-летнего возраста за захват заложника (ст. 206), включив в перечень отягчающих обстоятельств такие, как совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды; совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти (ст. 63). Эти нормы обратной силы не имеют и применяются только к тем деяниям, которые совершены после вступления в силу нового уголовного закона.
    На первый взгляд, не должно возникать трудностей в оценке вновь принимаемого закона - устраняет он наказуемость или вводит вновь. Однако оказалось, что все не так просто.
    Первые трудности возникли в 1993 году, когда законодатель внес изменения в ст. 125 и ввел ст. 125(1) УК. Статья 125 в старой редакции предусматривала ответственность за похищение или подмен ребенка. После изменений, внесенных Законом от 29 апреля 1993 г., в этой статье осталась норма об ответственности за подмен ребенка. Одновременно тем же законом в Уголовный кодекс была введена новая статья - 125(1), в которой была предусмотрена ответственность за похищение человека. В частности, ч. 2 этой статьи предусматривала повышенную ответственность за похищение несовершеннолетнего Завидов Б.Д., Борбат А.В. Отдельные достоинства и парадоксы изменений и дополнений (поправок) в УК РФ в свете федеральных законов // Рос. следователь. 2005. N 1. С. 62 - 63..
    В это время в судах рассматривался ряд дел о похищении детей с целью получения за них выкупа. Адвокаты подсудимых поставили вопрос о прекращении всех этих дел, аргументируя это следующими соображениями. Из ст. 125 УК похищение ребенка исключено, поэтому привлекать виновных по этой статье нельзя в силу ч. 2 ст. 6 УК. Статья 125(1) введена после совершения преступления и в силу ч. 3 ст. 6 УК она не может иметь обратной силы. Поэтому получалось, что деяние, общественная опасность которого не только не исчезла, но даже резко возросла, не должно влечь уголовной ответственности. Судебная практика по этому пути не пошла, так как нельзя считать декриминализацией замену ответственности за общественно опасное деяние, которое ранее было предусмотрено одной нормой закона, а после изменения законодательства подпадает под действие другой нормы.
    Приведенный пример не является единичным. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. исключил из Уголовного кодекса ст. 212(1), предусматривавшую ответственность за угон транспортных средств, но одновременно дополнил Кодекс ст. 148(1) - «Неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом без цели хищения». Из анализа последней статьи видно, что этим составом преступления охватывается угон транспортных средств, который ранее подпадал под действие ст. 212(1). Сопоставление санкций рассматриваемых статей показывает, что основной состав обоих преступлений предусматривает одинаковое максимальное наказание - три года лишения свободы. Что же касается квалифицированных составов этого преступления, то их санкции существенно возросли: по ст. 212(1) могло быть назначено максимальное наказание, не превышающее 7 лет лишения свободы, по ст. 148(1) срок возрос до 10 лет. В связи с этим нельзя считать, что деяние, предусматривавшееся ст. 212(1), декриминализировано Там же.
    Более сложное положение создалось в связи с исключением из Уголовного кодекса ст. 68, предусматривавшей ответственность за диверсию. Федеральный закон от 1 июля 1994 г., исключив названную статью из УК, одновременно ввел туда новую статью - 213(3) («Терроризм»). Однако она, охватывая полностью состав диверсии, распространяется на значительно более широкий круг деяний.
    Рассмотрим эту ситуацию на примере конкретного уголовного дела, описанного в печати. В марте 1996 года в «Российской газете» была опубликована статья В. Климова «Мину закладывали в поезд. Разнести могло страну». В статье речь шла о группе лиц, закладывавших мины и взрывавших поезда, следовавшие в Азербайджан. Автор поднимает важный и далеко не простой вопрос, поэтому рискнем привести длинную цитату:
    «Внезапную помощь террористам оказало... российское законодательство. Точнее, отсутствие четких и ясных законов и натужные попытки подогнать законы под требование времени внесением бесконечных поправок. Когда преступная группа творила свои черные дела, в силе была ст. 68 Уголовного кодекса, в которой подобные действия квалифицировались как диверсия. За период следствия - а он был длительным - эту статью УК отменили. Ввели новую, о терроризме, в соответствии с которой и предъявили обвинение. И вот тут случился юридический казус, которым не замедлил воспользоваться адвокат. По статье УК за диверсию судить нельзя, так как ее уже нет. А по статье за терроризм тоже, поскольку ее не было в момент совершения преступления».
    Далее автор пишет, что суд согласился с доводами адвоката и, признав, что подсудимые - террористы, осудил их за «умышленное повреждение тех или иных хозяйственных объектов» (в переводе на язык Уголовного кодекса - «за умышленное уничтожение или повреждение имущества»).
    Если судить по статье, то приговор исходит из декриминализации преступления, предусматривавшегося ст. 68 УК. Вряд ли нужно доказывать, что это не так. Общественная опасность террористических действий отнюдь не исчезла. В данном случае она даже усилилась. Изменения в законе вызваны желанием законодателя расширить объект преступления и дифференцировать ответственность за терроризм.
Таким образом, термин «действие  уголовного закона во времени» предполагает следующие варианты его воплощения: перспективное действие закона; и  ретроспективное действие закона (обратная сила). Обратная сила уголовного закона - это распространение его действия на деяния и порожденные ими уголовно-правовые последствия, совершенные или возникшие до его вступления в силу.
2. Пространственное  действие уголовного закона
Действие уголовного закона в пространстве определяется следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным, универсальным.
Сущность территориального принципа, который является основным, заключается в том, что все  лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в  соответствии с ее Уголовным кодексом. При этом не имеет значения, являются ли эти лица гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства  или иностранцами. Этот принцип нашел  свое закрепление в ч. 1 ст. 11 УК РФ Комментарий к УК РФ под редакцией  А.В. Наумова. - М.: Юристъ. 2002. С.46.
К территории Российской Федерации  относятся:
o сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной  границы РФ, определяемой Законом  РФ «О Государственной границе  Российской Федерации» от 1. 04. 1993 г.;
o водное пространство, включая  внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной  границы), территориальное море (примыкающий  к суше и внутренним водам  морской пояс шириной в 12 морских  миль, отсчитываемых от линии  наибольшего отлива как на  материке, так и на островах, принадлежащих  РФ);
o исключительная экономическая  зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами  территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от  тех же исходных линий, что  и территориальное море, а в  некоторых случаях определяемых  на основании договора РФ и  прибрежного государства);
o континентальный шельф  РФ (морское дно и недра подводных  районов, находящихся за пределами  территориального моря РФ на  всем протяжении естественного  продолжения ее сухопутной территории  до внешней границы подводной  окраины материка);
o воздушное пространство (столб воздуха над сушей и  водами в пределах Государственной  границы, а также территориальными  водами);
o недра (часть земной  коры, расположенная ниже почвенного  слоя и дна водоемов).
По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность  также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном  воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных  к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется  в том случае, если иное не предусмотрено  международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ).
Согласно Договору о принципах  деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.
Территориальный принцип  имеет свои исключения. Так, вопрос об уголовной ответственности дипломатических  представителей иностранных государств (послов, посланников, поверенных в  делах, военных атташе и т. д.) и  других граждан, пользующихся иммунитетом (членов семей глав и дипломатического персонала, проживающих вместе с  названными лицами и не являющихся российскими гражданами, и др.), в  случае совершения указанными лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).
Ограниченным иммунитетом  от уголовной юрисдикции РФ на началах  взаимной договоренности пользуются консульские  должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные  лица международных организаций, члены  парламентских и правительственных  делегаций.
Право экстерриториальности распространяется также на служебные  и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей.
Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей  дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств  для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной  практике известно много случаев  предоставления убежища в помещении  посольства лицам, преследуемым правоохранительными  органами государства, в котором  аккредитовано представительство.
Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы  совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать  законы страны пребывания, и могут  нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей  стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения  законов РФ, например, совершения шпионажа, объявляются персоной «нон грата» и  выдворяются за пределы России.
Территориальный принцип  действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Принцип  гражданства позволяет привлекать к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству граждан РФ и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные ими за границей. Тем самым сфера действия российского уголовного закона еще более расширяется. Однако уголовная ответственность наступает только в том случае, если деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В случае осуждения названных лиц в России наказание, назначаемое им судом, не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законодательством иностранного государства, на территории которого преступное деяние было совершено.
В дополнение к первым двум принципам существуют еще два, значительно  увеличивающие пространство действия российского уголовного закона. Это  реальный и универсальный принципы.
Реальный принцип дает основания для привлечения к  уголовной ответственности иностранных  граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они  направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного «потерпевшего», в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.
Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без  гражданства, не проживающим постоянно  на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных  соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы  виновное лицо не понесло наказания  в иностранном государстве и  привлекалось к уголовной ответственности  на территории России.
Универсальный принцип конкурирует  с выдачей преступников. В самом  деле, лицо не является российским гражданином, преступление совершено вне пределов РФ, вред не причинен непосредственно  интересам российского государства. В связи с этим иногда более  целесообразным является выдача преступника, задержанного на территории РФ, тому государству, на территории которого преступление было совершено, или гражданином (подданным) которого преступник является. В международном  праве действует правило: «или наказывай, или выдай». Вопрос о выдаче решается на основе двусторонних соглашений между  государствами - договоров о правовой помощи или других международных  договоров Звечаровский И.Э. Современное  уголовное право России: понятие, принципы, политика. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001 С.81.
Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип  невыдачи собственных граждан. В  силу действия принципа гражданства  такие лица будут отвечать по УК РФ.
К рассмотренным четырем  принципам действия уголовного закона в пространстве иногда добавляют  и пятый - покровительственный. Сущность его состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся  за пределами РФ, несут уголовную  ответственность за преступления, совершенные  ими на территории иностранного государства, по УК РФ, при условии, что иное не предусмотрено международным соглашением. Таким образом, на территории воинских частей, расположенных за границей РФ, распространяется специальный правовой режим: если на такой территории совершается  преступление, виновное лицо подлежит ответственности по российскому  уголовному закону (ч. 2 ст. 12 УК РФ). При  этом уголовный закон не требует  установления того, является ли деяние преступлением в иностранном  государстве, и не говорит о необходимости  учитывать верхний предел санкции, предусмотренной иностранным законом, как это сделано в ч. 1 ст. 12 УК РФ применительно к обычным случаям  совершения российскими гражданами.
Исторически принцип строго территориального действия законов  очень быстро вступил в противоречие с развитием экономических связей между странами, вызванных созданием  международного рынка. По этому, если бы каждое государство было вольно устанавливать  любые нормы и любым образом  регулировать отношения своих граждан  с гражданами другого государства, результатом могла оказаться  изоляция этого государства. Постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались принципы установления подлежащего применению права Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001 С.39.
В настоящее время уже  не подвергается сомнению то, что законы имеют территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие.
Сказанное относится главным  образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном  и экстерриториальном действии законов  возникает и по отношению к  правовым нормам, издаваемым властью  территориальных единиц данного  государства.
Принцип территориального и  экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различных  отраслях права. Наиболее строго территориальный  принцип соблюдается в таких  отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а  наибольшая экстерриториальность наблюдается  у норм гражданского, торгового, семейного  права. Не урегулирован в уголовном  законе вопрос об экстрадиции (выдаче) лица, преследуемого за политические убеждения.
В современных условиях институт экстрадиции играет важную роль в  укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Не меньшее влияние возможности  экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью Уголовное право  РФ. Учебник под ред. д.ю.н. проф. Кашепов  В.П. - М.: Былина, 2001. С.47.
Нельзя не отметить, что  в целом институт экстрадиции  остается пока еще малоизученным, нередко  ему отказывается в праве на самостоятельное  существование. Вследствие этого экстрадицию  часто принимают за выдачу, а вопросы  экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что  анализу подвергаются лишь те нормы  института экстрадиции, которые  в той или иной мере оказываются  связанными с выдачей. Вместе с тем, вопросами выдачи экстрадиционная  деятельность не исчерпывается. Также  безосновательно выглядит сужение  тех возможностей, которыми на сегодня  реально располагает институт экстрадиции. Это приводит к искаженным представлениям о формах, содержании и результатах  экстрадиционной деятельности. Недостаточно исследованными остаются также вопросы, связанные с понятием экстрадиции, ее принципами и концепциями Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический  центр Пресс, 2004. С.27.
Следует отметить, что нормативное  регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как  и экстрадиционная практика в  целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс  свою посильную лепту. В настоящее  время продолжается работа над нормативными документами с участием РФ по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется  договорной работой, как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Вместе с тем от внимания ускользают такие важные обстоятельства, как  формирование экстрадиции в самостоятельный  институт современного права, смена  общей концепции экстрадиционной  деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи.
Институт экстрадиции  как самостоятельный институт права - это относительно новое явление  в международной практике государств и новообразование в праве. Вследствие этого институт экстрадиции продолжает оставаться малоисследованной областью научного анализа. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что, вырастая из института выдачи, институт экстрадиции  претерпел значительные изменения. Нормы, относящиеся к институту  экстрадиции, явно не вписываются в  те границы, которыми располагает институт выдачи.
Согласно, например, точке  зрения проф. Р.М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и  общепризнанных нормах и принципах  международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого  или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило  преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения  его к уголовной ответственности  или для приведения к исполнению приговора.
В то же время другая позиция  состоит в том, чтобы усматривать  в экстрадиции не только аспекты  выдачи преступников и наказания  виновных, но и более широкий круг вопросов. В частности, речь идет о  правовой помощи и сотрудничестве между  государствами, понимаемых в более  широком плане. В этом случае понятие  экстрадиции уже более широкое. Оно охватывает не только выдачу преступников, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как  меры по обеспечению необходимых  правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих  юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение  доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т.д.
Анализ международно-правовых документов, законодательных и иных нормативных актов по вопросам экстрадиции  позволяет говорить о том, что  в последнее время все чаще актуальность приобретает более  широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный  и важный институт права. Понятие  экстрадиции и реалии экстрадиционной  практики государств и его нормативного регулирования не позволяют подменять  этот институт институтом выдачи.
С точки зрения ряда правоведов, следует признать, что институт экстрадиции  в современных условиях утвердился как самостоятельный, востребованный и общепризнанный институт международного права. Его нормы, процедуры, концепции  и принципы играют важную роль в  развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении  правовых гарантий соблюдения прав и  свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и  другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.
Вопросам экстрадиционной  деятельности, а не просто вопросам выдачи преступников посвящены многие важные международно-правовые документы  и решения. В их числе документы  ООН (например, Типовой договор о  выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.; Римский  статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.), конвенции (Европейская  конвенция о выдаче 1957 г., Европейская  конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания  наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г.) и межгосударственные договоры. Сегодня уже можно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.