На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Актуализация работы с семьёй будущего первокласссника

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Республики Татарстан
ГАОУ  ДПО «Институт  развития образования  Республики Татарстан»
Факультет профессиональной переподготовки
Кафедра управления и экономики  образования 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная
(дипломная)  работа
       Деятельность ДОУ по актуализации воспитательного потенциала семей  будущих первоклассников 

                                                                                                                                              
                                           Работу выполнила:
                                           Тюканова Лидия  Германовна,
                                           слушатель ФПП по специальности
                                          «Менеджмент  в сфере образования»,
                                            Заведующий  МДОУ
                                          «Детский  сад №  41 «Ручеёк»
                                           Зеленодольского  района
                                           Республики  Татарстан 

                                           
                                            Научный  руководитель:
                                            Латыпова Расиля  Ильдусовна,
                                               

                                                 к.п.н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань  2011
Оглавление 
       Введение …………………………………………………………………..
    Глава 1. Теоретические  основы проблемы подготовки дошкольников к школе.
      Значение подготовки дошкольников к школе. ………. …………..……
      Развитие  исторической  мысли  в  проблеме  подготовки 
      дошкольников к школе.

      Организация совместной деятельности семьи  дошкольного учреждения.
      Формы взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения  с семьей …………………………………………………………………………..
     Глава2. Экспериментальное исследование по  проблеме  взаимодействия    дошкольного образовательного учреждения с семьей в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
2.1. Организация, формы и методы экспериментального исследования...
2.2.   Анализ результатов экспериментального исследования…………....…
Заключение……………………………………………………………………..
Список  литературы…………………………………………….………………
Приложения…………………….………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            «От того, как будет           чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
            познания, что он будет 
            переживать, зависит его 
            дальнейший  путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский 

Введение.
Введение  

Актуальность  исследования. Изменения современной  социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость  переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего исследования заключается в анализе перспектив взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются значительными социально - экономическими изменениями.
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).
Но практика показывает, что работа педагогов  с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.
Взаимодействие  ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать  систематическую помощь семье в  вопросах воспитания и формировать  единую воспитательную среду для ребенка.
Однако  зачастую влияния, оказываемые ДОУ  и семьей на ребенка, разнонаправлены. В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям ДОУ и семьи  в сфере воспитания.
Цель  исследования выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи  работы:
- анализ  теоретических исследований в  изучении психлогических и педагогических  предпосылок взаимодействия (ДОУ  и семьи),
- изучение  методологических основ данного взаимодействия.
Объект  исследования: система необходимых  для эффективного взаимодействия семьи  и ДОУ условий, требуемых для  работы с дошкольниками.
    Начало  школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути 
ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

    Переход из условий игры в условия учебной  деятельности - переломный 
момент в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений:

    из  школьного детства с играми и  относительно малым числом постоянных 
обязанностей он переходит в мир новой нормативности, который качественно 
меняет образ жизни.

    Новое положение в обществе состоит  в том, что ребенок не просто уходит 
из детского сада в школу, но и в том, что его учеба станет обязательной, 
общественно значимой деятельностью. За результат своего учения ребенок должен будет нести ответственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он должен учитывать систему строгих, одинаковых для всех школьников правил.

    В каком возрасте лучше начать системное школьное обучение; в шесть или 
семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по 
традиционной системе; по системе Д. Б.
Эльконина; В. В. Давыдова, а может быть специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? 
Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как 
подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он 
столкнется с первыми трудностями.

    Эти   вопросы  беспокоят  родителей   и   воспитателей,   будущих 
первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам. 
Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном итоге благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    Семья и дошкольные учреждения — два  важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка  необходимо их взаимодействие.
    В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение  родителей к активному участию  в педагогическом процессе детского сада.
    Однако  проблема взаимодействия ДОУ с семьей в настоящее время решена не полностью. Семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь с семьей не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
    В связи с этим, вопрос поиска и  осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: «Деятельность ДОУ по актуализации воспитательного потенциала семей  будущих первоклассников». 
 

    Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки дошкольников к школе.
    1.1. Значение подготовки  дошкольников к  школе. Значение готовности 
к школе велико, так как резкая смена социально - психологических условий жизни ребенка, столь же резкий рост физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, безусловно, отражается на физическом и психическом состоянии первоклассника. Факторы воздействия школы на ребенка многообразны, особенно если ребенок не подготовлен. 
Это - 1) неспособность его справиться с учебной нагрузкой;

    2) неприятие ребенка школьным коллективом;
    3) смена постоянного на протяжении  многих лет коллектива;
    4) враждебное отношение педагога.
    Оценивая  влияние школы на физическое здоровье детей, большинство авторов подчеркивают достаточно  выраженные  изменения  в  нервной  системе, соматовегетативных отношениях, психической сфере.
    С физиологической точки зрения процесс  приспособления ребенка к школе 
происходит в три этапа.

    Первый  из них - ориентировочный, когда организм на комплекс новых 
воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем - это этап "физиологической бури", продолжительность которого 2-3 недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и "в долг берет", что свидетельствует о чрезвычайно высокой "цене"
уплачиваемой им.
    На  втором этапе "буря" начинает стихать, а "цена" снижается. Отмечается 
неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные 
вариации на эти воздействия.

    На  третьем этапе организм находит  наиболее подходящие варианты 
реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. 
Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее 
сложным оказывается период с первую по четвертую недели. Окончание его 
приходится на 10-15 октября.

    Что же конкретно происходит с организмом в первую неделю обучения?
    Прежде  всего,  отмечается  низкий  уровень  и  неустойчивость 
работоспособности, напряжение сердечнососудистой системы, низкие показатели координации различных систем между собой. Если сравнивать эти воздействия с воздействием на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно, поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на 5-6 недели обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособности, снижение напряженности основных
жизнеобеспечивающих систем организма.
    Наряду  с психофизиологической адаптацией происходит и психологическая 
адаптация первоклассника к школе. Исследования
Э. М. Александровой показали, что только 56% детей обладают адекватной формой 
такой адаптации. Остальные 30% - дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушение сна, склонность к страхам, и 14% - дети с нарушением форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установках контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личностными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих 
так называемый гармоничный тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане - это интеллектуальные, общительные и уверенные в себе дети с достаточно развитым самоконтролем.

    Очевидно, что поступление в школу сказывается  на нервно - психическом 
состоянии ребенка самым неблагоприятным образом. Остановимся на некоторых фактах
дезадаптации первоклассников. Функциональные нарушения центральной нервной системы в виде неврологических реакций отмечается у 70% школьников. При этом, чаще всего, регистрируются: астенический синдром (53%), проявляющийся в повышенной истощаемости и утомляемости организма, снижение порогов чувствительности, неустойчивости настроения и нарушения сна; гипердинамический синдром (39%), выражающийся в двигательном беспокойстве, неусидчивости, эпизодической агрессивности; соматовегетативных расстройствах 
(39%), для которой характерны головные боли, боли в области сердца, живота и так далее; наконец реакции страха (19%). У трети первоклассников появляются вредные привычки - сосание пальца,
обкусывание ногтей.
    Важно отметить различное протекание процесса адаптации к школе у 
мальчиков и девочек. Показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Например, к концу учебного года утомление у мальчиков в 8-10 раз выражено больше, чем у девочек. Учителям нужно иметь в виду, что более успешно выполняются задания, если они воспринимаются ребенком как соответствующее его полу. Например, интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки - в смешанной по полу группе. Уровень притязания у мальчиков выше, они более автономны, и как бы
запрогромированны не любить поощряемые взрослыми виды деятельности.
    Если  мальчики отвечают на фрустрацию (препятствие  получения 
желаемого) чаще реагируют уменьшением общения, то девочки более жестким, направленным на достижение цели, поведением.

    Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к 
школе протекает легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

    При легкой адаптации функциональные нарушения  проходят к концу 
первой четверти. При адаптации средней тяжести ухудшение самочувствия более выражено и может наблюдаться в течение первого полугодия. У учащихся с тяжелой формой адаптации к школе отмечаются значительные нарушения здоровья и самочувствия, которые не только не проходят, но и усугубляются к концу учебного года. Тяжелое протекание адаптации говорит о
непосильности учебной нагрузки и режима обучения, для организма ребенка.
    Длительность  и острота протекания адаптации  к школе зависит от 
состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем меньше готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

    Специальные исследования показывают, что число  детей "неготовых" к 
школе уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 30 %; среди 
шестилетних - 51 %; среди детей шести с половиной лет 32 %; среди семилетних детей не готовы к обучению в школе 13 % детей. При этом ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается это ему труднее, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, - ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояния здоровья, психоневрологическим расстройствам.

    Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. К. Д. 
Ушинский еще в XIX веке писал по этому поводу: " лучше начать обучение 
несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как-то, так и другое, имеют свои стороны
". Все дети развиваются по разному:  один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба здоровью и развитию в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития:
    состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т.д., т.е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.
    Как показывает практика, те или иные трудности  в процессе школьного 
обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и 
определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к 
школьному обучению.

    Так, например, причинами невнимательности на уроке могут быть: плохое самочувствие; отсутствие интереса к учебе; негативные переживания, связанные с ситуацией школьного обучения, - так называемая " школьная тревожность"; непонимание объяснений учителя из-за отсутствия некоторых базовых знаний и умений.
    Причинами " плохого письма" могут быть: недостаточное развитие мелкой 
моторики пишущей руки; несформированность графического навыка; отсутствие интереса к графическим упражнениям.
    Большое количество ошибок при выполнении и " грязь" в тетрадках также 
могут иметь различные причины: отсутствие интереса к учебе и негативное 
отношение к школе; непонимание учебной задачи, поставленной педагогом; неумение контролировать свои действия и сравнивать их результаты с образцом;

    отсутствие  навыков учебной работы и необходимых  для обучения знаний; низкий уровень обучаемости.
    Педагогические  воздействия будут целенаправленными  и оправданными, а 
помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они 
ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

    Итак, для того, чтобы адаптация ребенка  к школе прошла успешно, а 
дальнейшее обучение способствовало развитию личности и не вызвало отклонений в поведении, здоровье, психике, надо организовывать всестороннюю подготовку к школе, в том числе и психологическую.

    Важно отметить, что проблема психологической  готовности к обучению 
сложилась не в одночасье. Решение этой проблемы было обусловлено накоплением исторического опыта, трудами многих ученых, педагогов, психологов.
Перелистаем страницу, заглянем в прошлое. Как начиналось изучение проблемы готовности к школе.
    1.2.  Развитие  исторической  мысли  в   проблеме  подготовки 
дошкольников к школе.
Проблема психологической готовности к школе с давнего времени начала волновать исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого целесообразно начинать учить детей в школе. Как показывает практика, даже дополнительный год учебы с 6 до 7 лет мало, что дает ученику, если он не готов к школьному обучению. И здесь остро 
встает проблема психологической готовности к школе. Для психологии эта 
проблема не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, 
изучающих школьную зрелость детей
(Г. Гетцер,1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970, 1978 и другие).
    Традиционно   выделяют   три   аспекта   школьной   зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
    На  основании выделенных параметров создаются  тесты определения 
школьной зрелости.

    Американские  исследователи этой проблемы в основном интересуются 
интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.

    В российской психологии детальная проработка проблемы готовности к 
школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского 
содержатся в работах Л. И.
Божович (1968), Д. Б. Эльконина (1981; 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991).
    В работах Л. И. Божович выделяются несколько параметров психического 
развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень
мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование " внутренняя позиция школьника", представляющая собой сплав познавательной потребности в общении на новом уровне.
    Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место 
ставил
сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее 
важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

    Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе 
выделяет:

    1) произвольность как одну из  предпосылок учебной деятельности;
    2) уровень сформированности семиотической функции;
    3) личностные характеристики, включающие  особенности общения, развитие эмоциональной сферы.
    Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.
    В работах Е. Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности 
детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.

    Во  всех исследованиях признается факт, что эффективным школьное 
обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

    1.3. Организация совместной  деятельности семьи   дошкольного учреждения.
    Взаимодействие  семьи и ДОУ - важнейшее условие  успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся  единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека. 

    Однако  родители и воспитатели, семья и  ДОУ часто не могут услышать и  понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание  многих воспитателей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронтации с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению. Родители реагируют на упреки в свой адрес по-разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять воспитателей.. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения отношений, сведение счетов и т. д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение. 

    Наиболее  полезна для детей позиция  родителей - друзей и помощников ДОУ  и позиция воспитателей - друзей и помощников семьи. А для установления правильных взаимоотношений с ДОУ  необходимо личное общение родителей  с учителями и взаимное информирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в воспитании  и развитии в ДОУ, так и в семье. 

    Знание  общих тенденций развития семьи  и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи. 

     
    1.4. Формы взаимодействия  дошкольного образовательного  учреждения  с  семьей 
    Процессы  демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
    Практики  и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
    —между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
    —между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
    —между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
    —между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.
    Укрепление  и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский  сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни  и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
    На  современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного  учреждения заложены следующие принципы:
    1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
    2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
    3)  помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
    4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
    5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
    Идея  взаимосвязи общественного и  семейного воспитания, а также  взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Концепции модернизации образования».
    Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
    В соответствии с этим меняется и позиция  дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
    О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».
    «Вопрос о работе с родителями — это  большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих  родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет ...на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила» [13]. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
    В 50-70 гг. изучались условия нравственного  воспитания детей в семье (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В.Я. Титаренко), которые выявили зависимость  уровня коллективистской направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.
    Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи  ДОУ с семьей и необходимость  совершенствования форм и методов  работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.
    Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется  комплексом факторов:
    —планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
    — практическая помощь семье в воспитании детей;
    —организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
    — вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
    —активизация их педагогического самообразования и др. В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.
    Под педагогической культурой родителей  понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые  отражают степень их зрелости как  воспитателей и проявляются в  процессе семейного и общественного  воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
    Весьма  существенно при этом и отношение  родителей к воспитанию. Ответственное  отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать  своих детей — неотъемлемая составная  часть педагогической культуры родителей.
    В области дошкольной педагогики родителям  важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием  и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.
    Педагогическую  культуру рассматривают в связи  с общими социально-педагогическими  условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
    В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.
    Признаками  такого сотрудничества являются:
    —       осознание цели деятельности каждым участником процесса;
    —       четкое разделение и кооперация труда  между его участниками;
    —      личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
    —       положительные межличностные отношения.
    В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а  соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».
    Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
    Можно выделить и основные задачи, стоящие  перед дошкольным учреждением в  работе с родителями:
    1) изучение семей детей;
    2)  привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
    3)  изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
    4)   просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
    Основным  противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям.)
    Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей дошкольного и раннего школьного возраста. Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности яслей и начальных школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три — предложены, в основном, профессионалами и два — родителями. (Разумеется, они не исключают друг друга.)
    1. Профессионалы, старающиеся помочь «неблагополучным» детям, рассматривают родителей как важный потенциал в улучшении перспектив развития детей, но в то же время и как «часть проблемы». 

    2. Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.
    3.  Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда экспериментов по привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехам своих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» — скорее, они способны стать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь активным желанием помочь своим детям.
    4. Еще один аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращение в дошкольное учреждение за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своих детей.
    5. Родители считают себя умелыми взрослыми.
    Содержание, организация, и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
    1.  единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
    2.  взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
    3. установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
    4. взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
    5. изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
    6. использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лекторий, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;
    7. индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;
    8.      систематическую плановую связь  детского сада с родителями  в течение всего года с учетом  задач и содержания образовательной  работы с детьми;
    9. привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
    На  основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей  в деятельность ДОУ.
    1. Первые контакты между семьями  и ДОУ:
    — приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия;
    — посещение сотрудниками семей на дому;
    — представление родителям письменной информации об учреждении;
    — встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения;
    — составление договора.
    2. Дальнейшая взаимосвязь родителей  и персонала реализуется в  процессе:
    — ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
    — неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; 

    —  ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
    —  рекомендаций посетить врача и т.п.;
    —  посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.
    3. Родителям предлагается оказывать  помощь ДОУ в качестве организаторов  или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.
    4. Родители могут участвовать и  в ежедневных занятиях детей:  оставаться в ДОУ, чтобы ребенок  привык к учреждению; помогать  и участвовать в разных мероприятиях, напри­мер в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
    5. Родители продолжают дома работу  с детьми по программам или  осуществляют часть домашнего  плана.
    6. Родители могут участвовать в  принятии решений по поводу  их детей; родительские комитеты  принимают участие в решении  вопросов, касающихся работы учреждения  в целом.
    7. Эффективны общественные мероприятия  для родителей; посещение ими  курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п.
    8. ДОУ оказывает помощь родителям  в конкретных проблемах по  уходу за ребенком, методах его  воспитания; в накоплении информации  по семейному воспитанию и  практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
    Важно и привлечение родителей к  участию не только в образовательной, но и в финансовой деятельности ДОУ.
    Многие  перечисленные аспекты участия  родителей требуют от персонала  напряженных размышлений, а возможно, и переоценки своей профессиональной роли: переориентация на работу с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.
    Формирование  сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
    Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.
    Сотрудничество  педагогов и родителей позволяет  лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в  разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
    В то же время преобладающая часть  родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
    Определяющая  роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам ДОУ. Союз, взаимопонимание педагогов и  родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог  исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.
    Не  все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению  усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
    На  современном этапе в работе с  родителями появляется понятие «включение родителей» б деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
    Для формирования сотрудничества между  взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
    Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя  интересов  друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов. 

    Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана  специальная методика, которая включает три этапа:
    первый  — актуализация потребностей родителей  в образовании собственного ребенка;
    второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
    третий  — партнерство педагогов и  родителей в деятельности дошкольного  учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет  об­щечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
    Внедрение такой методики позволяет создать  усложненную систему работы с  родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
    Основные блоки по работе с родителями
    Для реализации содержания этой работы в  дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость. 

    Анализ  практики работы педагогов и руководителей  дошкольных учреждений выявил 2 вида форм совместной работы:
    Совместные  мероприятия педагогов и родителей
    Однако  часто используются в основном стандартные  формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые  проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
    Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим  содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
    Причинами являются:
    1)     недостаточное знание специфики  семейного воспитания;
    2)     неумение анализировать уровень  педагогической культуры родителей  и особенности воспитания детей;
    3)     неумение планировать совместную  работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
    Анализ  теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном  этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
    Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
    Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.
    Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или  детского творчества, тренинги, метод  игрового моделирования и др.
    Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
    Из  сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
    Интересной  формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
    В теории и практике определен ряд  общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:
    —  изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
    —  обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
    — использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
    — расширение средств и способов работы с родителями;
    —  обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
    Проведение  родительских собраний по старой структуре  не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.
    В настоящее время все чаще дошкольные учреждения стали проводить родительские конференции, которые предусматривают  расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, 'по обмену опытом и др. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.