На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление рисками на примере ЗАО «Группа «Синара»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Российская Экономическая Университет  им. Г.В. Плеханова»
Уральский филиал
Кафедра «Финансы и бухгалтерский  учет» 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: Экономика организации 
 

на  тему: Управление рисками
на  примере ЗАО «Группа  «Синара» 
 
 

Выполнил:
Студент группы 3 ФК 18 В        _________________         М.Ф. Шарифгалиева                           подпись, дата 

Руководитель:         _________________         И.А. Самсонова
 доц.  кэн                     подпись, дата  
 
 
 
 
 
 

                                    

Екатеринбург

2011 г.

 
 

     Содержание
Введение……………………………………………………………………………………… 3
1. Операционные  риски……………………………………………………........................... 4
1.1 Понятие  операционного риска…………………………………………………………. 4
1.1 Методика  анализа ФСП и выявление риска…………………………………………… 7
1.3 Организация  управления операционными рисками…………………………………... 14
2. Характеристика  деятельности и анализ ФСП  ЗАО «Группа «Синара»……………….. 20
2.1 Характеристика  предприятия ЗАО «Группа «Синара»……………………………….. 20
2.2 Анализ  текущего ФСП ЗАО «Группа «Синара»………………………………………. 22
2.2.1 Анализ  структуры баланса……………………………………………………………. 22
2.2.2 Анализ  ФСП ЗАО «Группа «Синара»……………………………………………….. 24
3. Выводы  и рекомендации по улучшению  ФСП ЗАО «Группа «Синара»……………… 30
Заключение…………………………………………………………………………………… 33
Список  литературы………………………………………………………………………….. 35
Приложение  А……………………………………………………………………………….. 37
Приложение Б……………………………………………………………………………….. 39
Приложение  В……………………………………………………………………………….. 41
Приложение  Г……………………………………………………………………………….. 43
 

    Введение
    В 90-е годы прошлого столетия финансовые компании сосредоточили свое внимание на развитии управления финансовыми рисками. К этому их вынудили беспокойство по поводу рисков, вызванных постоянным ростом внебиржевого рынка ценных бумаг; финансовые потери крупных банков; нормативные акты, в частности Базельское соглашение.
    Затем серьезное внимание стало уделяться методам оценки и управления рыночными рисками. Далее появился интерес к кредитным рискам. К концу 90-х годов компании и надзорные органы все больше стали интересоваться рисками, «отличающимися от рыночных и кредитных». Их и назвали операционными. Эта собирательная категория включает в себя рисковые ситуации, связанные с такими случаями, как:
    ошибки персонала;
    ошибки систем;
    пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов;
    мошенничество и другие преступные действия.
    Установить  и контролировать определенные уровни рыночных и кредитных рисков не сложно. А вот выявить и оценить уровни операционных рисков и их источники  — задача нетривиальная.
    Исторически, операционными рисками считались  неизбежные издержки ведения бизнеса.
    Финансовые  организации и нормативные органы не могли прийти к согласию по поводу случайных обстоятельств, которые можно отнести к операционным рискам. Причислить ли к этой категории юридические и налоговые риски, некомпетентное управление, а также риски репутации? Дебаты велись не только на научном уровне. Они охватывали весь масштаб потенциальных проектов управления операционными рисками. 
    Еще одна проблема состояла в том, что  операционные риски не всегда можно  подразделить на четкие категории. Потери часто возникают в результате сложного сочетания событий, что затрудняет прогнозирование и моделирование рисковых ситуаций.
    Большую работу в этой области проделал Базельский комитет по банковскому надзору. Первые результаты были опубликованы в январе 2001 года, когда был выпущен консультативный документ, который вызвал множество откликов. Затем, в апреле 2003, были внесены некоторые изменения. Окончательная версия соглашения Basel II появилась в 2004 году.  В феврале 2003 года появилась еще одна публикация -   «Основные методы управления и надзора за операционными рисками» («Sound Practices for the Management and Supervision of Operational Risk»). Благодаря совместным усилиям исследователей и риск-менеджеров крупных банков, удалось выделить методики управления операционными рисками.
     В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение понятий операционного риска, методов анализа финансового состояния организации, и возможные способы управления операционным риском, как основы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
     Задачами  являются:
    Дать понятие и виды операционных рисков.
    Рассмотреть управление операционными рисками, методы анализа ФСП.
    Изучить способы минимизации операционных рисков.
     В соответствии с поставленными задачами структура работы состоит из трех глав:
     1 глава – понятие и способы управления операционными рисками;
     2 глава – анализ текущего финансового состояния на конкретном примере ЗАО «Группа «Синара»;
     3 глава – способы минимизации  операционных рисков.
В первой части курсовой работы раскрывается сущность такого явления как операционный риск, и дается уточненное и детализованное определение, учитывающее вероятностный и факторный характер воздействия риска на организационные процессы.
      Вторая часть посвящена  характеристике  деятельности предприятия и анализу  текущего финансового состояния  ЗАО «Групп «Синара». Рассматривается  история создания и основные виды деятельности предприятия, приведены данные годовой отчетности.
    Третья  часть – это выводы и рекомендации по управлению операционными рисками предприятия и общий вывод по ФСП компании.
 

     1. Операционные риски
      Понятие операционного риска
    Существует  множество определений операционного  риска. И соответственно множество взглядов на эту проблему специалистов, каждый из которых самостоятельно делает вывод, что относить к операционному риску в конкретной организации. Связано это с тем, что, по сути – это внутренний риск и каждая компания сама решает, что ей с этим риском ассоциировать
    ЦБ РФ дал следующее определение: «Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.»
    Согласно Базельскому соглашению по капиталу «операционный риск определяется как риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок во внутренних процессах, в действиях сотрудников или иных лиц, в работе информационных систем или вследствие внешних событий»
    То  есть, можно сказать, что операционный риск связан с ошибками персонала, систем или технологий предприятия. А поскольку в каждой конкретной финансовой организации и системы, и технологии, и организационная структура разные, то и операционный риск имеет свою специфику. Поэтому невозможно, основываясь на теоретических знаниях об операционном риске, делать выводы, выбирать стратегию по снижению уровня риска. Необходим тщательный анализ всех внутренних процессов, технологий и систем.
    Операционный  риск - это часть суммарного риска  предприятия, который делится на:
    - кредитный риск (кредитный риск и риск контрагента);
    - рыночный риск (риск процентной  ставки, валютный риск, товарный  риск, опционный риск);
    - операционный риск (процессы, персонал, юридический риск, репутационный  риск, стратегический риск).
    Необходимо  помнить также о том, что операционный риск может послужить причиной кредитного и рыночного рисков. Например, неверный ввод данных о сделке, что само по себе является операционным риском, может  привести к убыточной торговой позиции (рыночный риск) или неправильному размеру кредита (кредитный риск).
    Однако  управление операционным риском, в  отличие от кредитного или рыночного  риска, всегда связано с недостатком  внутренних данных о потерях.
    Операционный  риск можно разделить на риск, связанный с действиями персонала, с процессами и технологиями предприятия, системами, а так же внешними факторами.
    Персонал:
    Риск недобросовестного исполнения служебных обязанностей или установленных правил и процедур.
    Риск недостаточной квалификации работников, осуществляющих данную операцию (вероятность потери средств либо возникновения косвенных убытков вследствие низкой квалификации имеющихся сотрудников, несущих ответственность за выполнение работы на определенном участке бизнес-процесса).
    Риск недостатка (нехватки) ключевых и/или квалифицированных сотрудников на конкретном участке.
    Риск перегрузки персонала, выполняющего объем (количество) операций, больше чем это допускается психофизиологическими нормами.
    Риск мошенничества (риск возникновения убытков (недополучения прибыли) вследствие умышленных действий сотрудников).
    Риск ошибки
    Процессы:
    Риск методологии (технологии) осуществления того или иного процесса, порядков, регламентов и методов расчета и т.д. (методология осуществления того или иного процесса отсутствует, либо принятая методология устарела и/или не соответствует процедуре выполнения процесса на практике и требует оптимизации).
    Риск неверной организационной структуры предприятия, области ответственности и распределения полномочий должностных лиц и подразделений (наличие ошибок в системе распределения функций, ответственности, полномочий, приводящих либо к их дублированию, либо к их исключению (потере) функций в реализуемых бизнес-процессах).
    Отсутствие (несовершенство) системы защиты информации и (или) порядка доступа к информации, неправильная организация информационных потоков внутри организации.
    Системы:
    Технологический риск сбоев оборудования (банкоматы, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, и т.д.)
    Технологический риск сбоев (отказов) программного обеспечения и информационных технологий.
    Внешние факторы:
    Риск несанкционированного проникновения в процессы организации (электронные базы данных, архивы, хранилище, помещения и т.д.)
    Риск хищения активов (наличные средства, безналичные платежи, ценные бумаги, имущество и т.д.).
    Риск неблагоприятных действий со стороны клиентов, пользователей, контрагентов (нарушения со стороны уполномоченных лиц клиентов/контрагентов, отказ от выполнения контрактных обязательств и т.д.).
    Риск предоставления клиентом неверной и/или неполной информации.
    Риск возникновения потерь и неблагоприятных ситуаций из-за техногенных катастроф и т.д.

       1.2.Методика  анализа финансового состояния  предприятия и выявление риска

     Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно при этом понимание, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с какими альтернативными издержками это сопряжено.
     Конкретные  задачи финансового анализа определяются выработанными управленческими  решениями. В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:
    ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденции и проблем финансового состояния компании);
    план - факторный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);
    перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).
 
     В зависимости от степени ликвидности, т.е. способности и скорости превращения в денежные средства, активы предприятия подразделяются на следующие группы.
     А)    Наиболее ликвидные активы (А1) –  денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр. 250, 260 баланса).
     Денежные средства готовы к платежу и расчётам в любой момент, поэтому имеют абсолютную ликвидность. Ценные бумаги и другие краткосрочные финансовые вложения могут быть реализованы на фондовой бирже или другим субъектам, в связи, с чем также относятся к наиболее ликвидным активам.
     Б)   Быстрореализуемые активы (А2) –  дебиторская задолженность, платежи  по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы (стр. 240, 270 баланса).
     Ликвидность средств, вложенных в дебиторскую  задолженность, зависит от скорости платежного документооборота в банках, своевременности оформления банковских документов, сроков предоставления коммерческого кредита покупателям, их платежеспособности, форм расчётов.
     В) Медленно реализуемые активы (А3) –  материально-производственные запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Расходы будущих периодов в данную группу не входят (стр. 210+220-216 баланса).
     Ликвидность этой группы зависит от спроса на продукцию, её конкурентоспособности и др.
     Г)  Труднореализуемые активы (А4) – внеоборотные активы и дебиторская задолженность,  платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты (стр. 190, 230 баланса).
     Основные  средства и другие внеоборотные активы, приобретаемые для организации  производственно-коммерческого процесса, отличаются длительным периодом использования и подлежат реализации в случае ликвидности предприятия при конкурсном производстве.
     Первые  три группы активов могут постоянно  меняться в течение производственно-коммерческого периода и относятся к оборотным активам предприятия. Они более ликвидны, чем остальное имущество.
     В зависимости от возрастания сроков погашения обязательств пассивы группируются следующим образом.
     А)  Наиболее срочные обязательства (П1), погашение которых возможно в сроки до трех месяцев. К ним относятся кредиторская задолженность, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (стр. 620, 630 баланса).
     Б)  Краткосрочные пассивы (П2), погашение  которых предполагает в сроки  от трех месяцев до года. В их состав входят краткосрочные кредиты и займы, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства (стр. 610, 650, 660 баланса).
     В)  Долгосрочные пассивы (П3), погашение  которых планируется на срок более  одного  года. К ним относят  долгосрочные кредиты и займы (стр. 590 баланса).
     Г)  Постоянные пассивы (П4) – уставный, добавочный, резервный капиталы, нераспределённая прибыль (убыток), доходы будущих периодов. Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статье «Расходы будущих периодов» (стр. 490+640+216 баланса).
     Баланс  считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующее неравенство:
     А1 ? П1, т.е. наиболее ликвидные активы равны или перекрывают наиболее срочные обязательства;
     А2 ? П2, т.е. быстрореализуемые активы равны или пересекают краткосрочные обязательства;
     А3 ? П3, т.е. медленно реализуемые активы равны или перекрывают долгосрочные активы;
     А4 ? П4, т.е. постоянные пассивы равны  или перекрывают труднореализуемые активы.
     Если  соблюдены первые три неравенства, то обязательно выполняется четвертое неравенство, которое имеет следующий экономический смысл – наличие у предприятия собственных оборотных средств, т.е. соблюдение минимального условия финансовой устойчивости.
     Невыполнение  одного из первых трёх неравенств, свидетельствует о нарушении ликвидности баланса. При этом недостаток средств по одной группе активов не компенсируется их избытком по другой группе, поскольку в реальной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные (т.е. компенсация может быть лишь по стоимости).
     Следует отметить, что в большинстве случаев  достижение высокой ликвидности  противоречит обеспечению более  высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика состоит в обеспечении  оптимального сочетания ликвидности и прибыльности предприятия.[7]
     Алгоритм  традиционного финансового  анализа включает следующие этапы:
    Сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида финансового анализа).
    Обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности).
    Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов.
    Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность).
    Сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми).
    Анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения).
    Подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных.
     Анализ  финансовой устойчивости показывает, насколько компания платежеспособна по отношению к поставщикам ресурсов (контрагентам, персоналу), а также госбюджету.
     Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость
     Коэффициент автономии = Собственный капитал/Баланс - показывает процент собственных средств от всей суммы активов. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств. Ориентировочное нормативное значение - 0,5-0,7. Отрицательной тенденцией является его уменьшение.
     Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала = Собственный капитал/ Итого заемный капитал - показывает, какой объем собственных средств приходится на 1 рубль заемного капитала. Рекомендуемое минимальное значение - 1.
     Коэффициент соотношения дебиторской  и кредиторской задолженности  = Дебиторская задолженность/Кредиторская задолженность - показывает, какая величина дебиторской задолженности приходится на 1 рубль кредиторской задолженности. Рекомендуемое минимальное значение - 1.
     Коэффициент концентрации привлеченного  капитала = Итого заемных средств / Баланс
     Коэффициент долгосрочного привлечения  заемных средств = Долгосрочные обязательства/(Собственный капитал +Долгосрочные обязательства)
     Коэффициент структуры привлеченного  капитала = Долгосрочные обязательства / Итого заемных средств – показывает какую часть у предприятия в анализируемый период имеют долгосрочные обязательства.
     Коэффициент соотношения привлеченного  и собственного капитала = Итого заемных средств / Собственный капитал
     В практике рентабельных российских предприятий  в настоящее время существует устойчивая тенденция привлечения  кредитных ресурсов для развития производственной базы. В связи с  этим коэффициенты финансовой устойчивости могут отличаться от ранее рекомендованных значений, однако, это не говорит о снижении финансовой устойчивости, а говорит о том, что предприятия привлекают для развития производства более дешевые кредитные средства.
     Показатели  ликвидности баланса выражают способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обязательств – как по ближайшим, так и по отдаленным.
     Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы/Краткосрочные пассивы - показывает, в какой мере текущие обязательства обеспечиваются оборотными ресурсами. Значение должно быть более 1, положительная тенденция означает рост.
     Коэффициент быстрой ликвидности = Денежные средства + Дебиторская задолженность(за вычетом резерва по сомнительным долгам)/Краткосрочные пассивы - показывает, какие средства могут быть использованы, если срок погашения всех или некоторых текущих обязательств наступит немедленно. Ориентировочное значение – 0,8-1,5.
     Коэффициент абсолютной ликвидности =  Денежные средства + Легкореализуемые ценные бумаги/Краткосрочные пассивы - показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена в ближайшее время за счет денежных средств. Рекомендуемый диапазон значений данного коэффициента – 0,1 - 0,2.
     Значения  этих коэффициентов играют решающую роль для предприятий промышленности, поскольку для производства продукции им необходимо иметь большие по величине оборотные активы.
     Показатели  рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности любой компании.
      Чистая  прибыль = Нераспределенная прибыль + Отвлеченные средства
     Коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельность) = Прибыль от реализации / (себестоимость + коммерческие и управленческие расходы)
     Коэффициент рентабельности продаж (продукции) = Прибыль от реализации /Выручка от реализации
     Коэффициент рентабельности всего  капитала предприятия = Прибыль от реализации/Итог баланса
     Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Источники собственных средств
     Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль/Баланс
     Эффективность бизнеса оценивается с помощью  показателей "Рентабельность основной деятельности", "Рентабельность продаж", "Рентабельность собственного капитала" и др., показывающих размер чистой прибыли, которая была генерирована себестоимостью, выручкой от реализации, собственным и всем капиталом предприятия, и характеризующих степень привлекательности объекта для вложения средств.
    Следует отметить, что значения рассмотренных  факторов и их динамика во многом зависят от отраслевой специфики и финансово-хозяйственных условий (таблица 1 Приложение). Так, в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение. Напротив, показатель рентабельности продаж будет относительно высоким. Высокий уровень коэффициента, характеризующего структуру авансированного капитала, могут позволить себе предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию, что обеспечивает стабильное поступление денежных средств. Следовательно, предприятие может регулировать влияние того или иного фактора на уровень финансовой рентабельности.[6]
    Комплексная оценка финансового состояния предприятия  является завершающим, наиболее важным элементом анализа его финансового состояния. На ней определяются рейтинги, которые могут базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других.
    Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:
      отбор и обоснование системы показателей, используемых для расчета рейтинга;
      формирование нормативной базы по каждому показателю;
      разработка алгоритма итоговой рейтинговой оценки финансового состояния.
    В качестве показателей, используемых для  расчёта рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.
    Нормативные значения по каждому из показателей  могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надёжности: первый - лучший, последний – худший.
    а) Использование экспертно – бального метода.
    Каждому классу надёжности ставится в соответствие определённое число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.
    б) Итоговая рейтинговая оценка финансового  состояния предприятия.
    При использовании в процессе анализа  различных показателей и коэффициентов, характеризующих платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость иногда получают противоречивые данные. Такая ситуация требует обобщающей оценки финансового состояния.
    Для быстрого проведения рейтинговой оценки можно воспользоваться более простым вариантом, в котором используются следующие показатели:
    - коэффициент критической ликвидности;
    - коэффициент текущей ликвидности;
    - коэффициент автономии.
    Полученные  при расчётах значения данных коэффициентов  классифицируются следующим образом:
Таблица 2 – Классификация показателей по классам.
    Коэффициенты     1 класс     2 класс     3 класс
    критической ликвидности     более 1 от 1 до 0,6     менее 0,6
    текущей ликвидности     более 2 от 2 до 1,5     менее 1,5
    автономии     более 0,4 от 0,4 до 0,3     менее 0,3
 
    Каждому из показателей соответствует рейтинг  в баллах:
Таблица 3 – Рейтинг показателей в баллах
    Коэффициенты Рейтинг
    критической ликвидности 40 баллов
    текущей ликвидности 35 баллов
    автономии 25 баллов
 
    Для определения обобщающей оценки необходимо классность каждого показателя (табл. 2) умножить на его рейтинговое значение (табл. 3) и определить общую сумму баллов по трем коэффициентам. В зависимости от итоговой суммы баллов, классность предприятия определяется по следующей шкале:
    1 класс: от 100 до 150 баллов;
    2 класс: от 151 до 220 баллов;
    3 класс: от 221 до 275 баллов;
    4 класс: свыше 275 баллов;
    - К первому классу относятся  предприятия с устойчивым финансовым  положением, что подтверждается  наилучшими значениями, как отдельных  показателей, так и рейтингом в целом;
    - Ко второму классу относятся  предприятия, финансовое состояние  которых устойчиво в общем,  но имеются незначительные отклонения  от лучших значений по отдельным  показателям;
    - К третьему классу относятся  предприятия повышенного риска,  имеющие признаки финансового напряжения, для преодоления которых у предприятий есть потенциальные возможности;
    - К четвёртому классу относятся  предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.[5] 

    1.3 Организация управления операционными рисками
    Универсальную математическую методику для управления операционным риском разработать пока не удается. Этому есть ряд причин. Во-первых, катастрофические события, которые могут принести существенный ущерб организации, случаются крайне редко, и, соответственно, находятся за границами разумных доверительных интервалов, в хвосте статистического распределения вероятностей потерь. Во-вторых, трудно установить вероятность наступления риска, степень влияния отдельных факторов на риск. Поэтому управление операционными рисками сводится к анализу реализовавшихся событий и предотвращению риска до наступления события. Для операционных рисков используются сведения двух типов:
    данные о прошлых убытках;
    данные о рисковых индикаторах.
    К убыткам может приводить целый спектр событий: ошибки при заключении сделок, мелкое мошенничество, клиентские иски и проч. Потери могут быть либо прямыми (например, в результате кражи), либо косвенными (в случае вреда, нанесенного репутации компании).
    Их  можно разделить на три категории:
    событие;
    причина;
    последствие.
    Например, событием может быть невыполненная  сделка. Причиной может быть неадекватная подготовка, системная проблема или  усталость сотрудника. Последствиями  могут быть потери рынка, выплаты  контрагенту, иски или подпорченная репутация фирмы. Любое событие может иметь несколько причин и последствия. Если отслеживать все эти три «измерения» для событий, вызвавших убытки, то можно построить матрицу событий, выявляющую частоту, с которой определенные причины вызывают те или иные события и последствия. Даже если не проводить дальнейший анализ, такие матрицы помогут выявить области, где необходимо усовершенствовать процедуры, обучение, подготовку персонала и прочее.
    Ежедневный  мониторинг операционного риска должен включать в себя выявление операционных потерь, самостоятельную оценку риска подразделениями и отслеживание ключевых индикаторов риска.
    Индикаторы  рисков отличаются от событий, вызвавших  убытки. Они не связаны с конкретными  потерями, но указывают на общий уровень операционных рисков. Примеры индикаторов:
    количество дополнительных рабочих часов у персонала;
    степень укомплектованности штата;
    ежедневные объемы операций;
    уровень текучести кадров,
    время простоя систем.
    Цель  состоит в поиске связей между конкретными индикаторами рисков и частотой событий, которые влекут за собой потери. Если такие связи удается выделить, то далее индикаторы рисков можно применять для отслеживания периодов повышенного операционного риска.
    Базельский  комитет выделил семь основных категорий событий, которые приводят к потерям.
    Мошенничество внутри компании - потери, связанные с обманом, незаконной собственностью или несоблюдением законов или правил в компании, в которые вовлечена по крайней мере одна из внутренних сторон. 
    Внешнее мошенничество - потери, связанные с обманом или незаконной собственностью или несоблюдением закона третьей стороной. Сюда относятся воровство, грабежи, хакерские атаки и прочие подобные факторы. 
    Должностная практика и безопасность труда - потери, связанные с действиями, противоречащими законам или соглашениям относительно труда, здоровья и безопасности, повлекшие выплату компенсаций по искам о возмещении личного ущерба или за дискриминацию.
    Клиенты, продукты и бизнес-практика - потери, связанные с неумышленной или допущенной по небрежности ошибкой при выполнении  профессиональных обязанностей в отношении конкретных клиентов или в связи с природой или конструкцией продукции.
    Ущерб в отношении физических ресурсов - потери, связанные с утратой или повреждением ресурсов в связи со стихийными бедствиями или иными событиями. 
    Сбои  в бизнесе и  отказы систем - потери, связанные со сбоями в бизнесе или отказом систем. К этой категории относятся потери в связи отказом компьютерного оборудования, программного обеспечения, сетей или сбоями в работе коммунальных служб.
    Исполнение, поставка и управление процессами - потери, связанные со сбоями в обработке транзакций или в управлении процессами, а также потери, вызванные неудачными взаимоотношениями с поставщиками и производителями.
    Инфраструктура  управления рисками должна включать:
    выявление;
    оценку;
    мониторинг;
    сокращение операционных рисков.  
    Управление  большинством операционных рисков осуществляется внутри самих отделов, где эти  риски возникают. IT-профессионалы лучше всего разбираются с системными рисками. Персонал back-офиса может дать нужную информацию по расчетным рискам и т.д. Однако общее планирование, координирование и мониторинг должно обеспечиваться централизованно — отделом управления операционными рисками. Работа должна вестись в сотрудничестве с управлением рыночными и кредитными рисками в общей инфраструктуре.
    Следует принимать во внимание, что существуют первостепенные и второстепенные проблемы, а именно «крупные» и «мелкие» операционные события. Причем, «мелкие» операционные события случаются довольно часто, с определенной периодичностью. Они, как правило, не угрожают существованию фирмы, а их снижение ведет скорее к экономии и повышению эффективности работы организации, чем к снижению уровня риска. Что касается «крупных», но редких событий, то именно они могут приводить к разорению предприятия или нанести серьезный материальный ущерб и снизить его репутацию. Стратегия операционного риска должна быть направлена на снижение вероятности наступления «крупного» операционного события.
    Соответственно, управление операционными рисками  должно сочетать в себе как количественные, так и качественные методы оценки рисков.
    К качественным методам относятся:
    отчеты о потерях;
    управленческий надзор;
    опросы сотрудников;
    интервью по выяснению причин ухода
    самооценка руководства;
    внутренний аудит.  
    Количественные  методы разрабатывались преимущественно  с целью распределения капитала по банковским операционным рискам.  
    После проведения оценки операционных рисков (качественно или количественно) можно переходить к следующему этапу. Задача состоит в том, чтобы:
    избегать определенных рисков,
    для других рисков стараться нивелировать их последствия или
    просто принимать некоторые риски как одну из составляющих ведения бизнеса.
    Преимущества управления операционными рисками следующие:
    сокращение операционных потерь;
    снижение затрат на аудит и соответствие нормативным требованиям;
    обнаружение незаконных действий;
    снижение подверженности будущим рискам.
    Основную роль в работе с рисками, в том числе и операционными, априори играет риск-менеджмент, что должно быть справедливо. Но, исходя из специфики операционного риска, такой подход скорее неверный. Так как по своей природе операционные риски связаны с внутренней деятельностью, то управление ими нельзя передать в руки нескольких сотрудников. Риск-аналитик должен отслеживать, анализировать, предсказывать уровень риска, основываясь на внутренних данных работы предприятия (а именно персонала, технологий, систем, оборудования). Таким образом, его первостепенной задачей становится организация деятельности по предотвращению убытков, наносимых операционными рисками, за счет движения информационных потоков снизу вверх. Сотрудники подразделений должны заниматься вопросами операционных рисков. Только при наличии информации риск менеджер будет иметь возможность контролировать операционные риски.
    Следовательно, должна присутствовать культура риска, которая заключается в понимании  сущности риска, как на уровне руководства, так и на уровне рядовых сотрудников.
    В первую очередь, культуру риска определяет организационная структура управления риском в организации, которая включает в себя распределение области задач, полномочий и ответственности, а также:
-  безусловная и полная поддержка со стороны высшего руководства;
-  грамотность персонала (возможность выявить операционный риск);
-  ответственность сотрудников подразделений за отслеживание уровня риска;
-  информированность сотрудников об уровне риска и о принимаемых мерах для его снижения;
-  постоянный мониторинг риска;
- отлаженная система мониторинга и предоставления отчетности.  
Таким образом, в первую очередь необходимо:

· включить обязанности по управлению рисками в должностные инструкции сотрудников;
·  разработать систему распространения информации;
·  сообщать о риске заинтересованным сторонам с помощью соответствующих каналов и технологий;
·  использовать общую терминологию и единую концепцию риска;
·  разработать обучающие программы для сотрудников, занимающихся операционным риском (в том числе для начальников подразделений);
·  выбрать и обучить экспертов по вопросам риска (риск-координаторов);
·  согласовать методы риск менеджера с корпоративной культурой.
    При условии, что руководители подразделений  несут ответственность за своевременное оповещение риск-менеджмента о реализовавшихся потерях, за заполнение данных по ключевым индикаторам, принимают участие в экспертных опросах, сотрудники риск-подразделений будут получать достаточно информации для проведения анализа и определения уровня риска, а также для выбора стратегии по его снижению.
    Так как сотрудники играют главную роль в мониторинге операционных рисков, то встает вопрос их мотивации. Уведомляя риск-менеджера об операционном событии, сотрудник, как правило, тем самым раскрывает свою ошибку или ошибку своего сослуживца. Частично уйти от этой проблемы позволит то, что руководитель отдела отвечает за своевременное оповещение риск-менеджера об операционном событии. То есть сотрудники заполняют форму о потери не по своей инициативе, а по заданию руководителя.
    Поскольку на начальном этапе работы по сбору  внутренних данных основная задача –  собрать статистику и приучить персонал сообщать о потерях, то не стоит применять  меры наказания в случае, если риск-менеджер был уведомлен об операционном событии, в то время как на случай сокрытия потенциальных или фактических потерь должны быть введены штрафные санкции.
    Целесообразным  может оказаться периодическая (например, еженедельная) корпоративная рассылка с напоминанием сообщить о возможных потерях с краткой памяткой о том, что такое операционное событие.  

 

    2. Характеристика деятельности и анализ текущего финансового состояния ЗАО «Группа «Синара».
   2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Группа «Синара»
   Полное наименование: закрытое акционерное общество Группа Синара.
   Центральный офис Группы Синара расположен в г. Екатеринбурге.
   Место нахождения: 620086, г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, 16.
   ЗАО Группа Синара создано в результате реорганизации в форме слияния ЗАО «Группа «Синара» и ЗАО «Металлпром».
   ЗАО Группа Синара зарегистрировано инспекцией ФНС РФ по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 11.12.2006 г. свидетельство о государственной регистрации серия 66 № 005225934.
   Уставный капитал предприятия согласно учредительным документам составляет  –
    3 093 920 200 рублей. Уставный капитал сформирован полностью.
   Должностными лицами предприятия являются:
   Генеральный директор - Михаил Яковлевич Ходоровский
   Председатель Совета директоров -  Дмитрий Александрович Пумпянский
   Главный бухгалтер - Новокшенова Анна Николаевна
   Основными видами деятельности являются получение доходов от владения ценными бумагами, выполнение функций управляющей компании, сдача в аренду имущества.
   Группа Синара - диверсифицированная компания, объединяющая предприятия различной отраслевой направленности. Приоритетными бизнес-направлениями Группы являются транспортное машиностроение, финансовые услуги, девелопмент, агробизнес,  
гостинично-туристический, бизнес, энергетический бизнес.

   ООО «Уральские локомотивы» – совместное предприятие Группы Синара и концерна Сименс, созданное на базе Уральского завода железнодорожного машиностроения в июле 2010 года.
   ОАО «Уральский выставочный центр» создано в 2010 году Группой Синара совместно с Корпорацией развития Среднего Урала для реализации проекта по строительству международного выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО».
   Группа  Синара создана как инвестиционная компания,  внедряющая современные технологии управления бизнесом,  с учетом единых принципов ведения производственной,  технологической, инвестиционной, социальной и информационной политик. Деятельность компании направлена на эффективные инвестиции и повышение стоимости бизнеса.
   По  итогам деятельности Группы Синара в 2010 году выручка от реализации (без  НДС) составила 22,61 млрд руб. (в 2009 г. - 16,99 млрд руб.). Размер EBITDA – 2,41 млрд руб. (в 2009 г. - 448,40 млн. руб.). Чистая прибыль составила 239 млн. руб.
   История:  
2001 год – создание закрытого акционерного общества Группа Синара  
2003 год – приобретение промышленных и агроактивов  
2004 год – оформление Группы как  диверсифицированной  компании  
2005 год – Группа приобрела контрольные пакеты акций управляемых предприятий  
              –  оптимизация  корпоративной структуры управления  
2006 год –  реорганизация в форме слияния ЗАО "Металлпром" и ЗАО Группа "Синара", увеличение уставного капитала и активов общества  
2007 год – совершенствование корпоративного управления, начало структурирования активов предприятий Группы Синара по отраслевому принципу и формирование дивизиональных холдингов 
              – ЕБРР приобрел 25,9% акций СКБ-Банка   
              – учреждение  дивизионального холдинга ОАО «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) 
2008 год – укрупнение приоритетных бизнес-направлений, вхождение в состав новых предприятий 
              – совместно с Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтенс (Германия) разработана Стратегия развития Группы до 2022 гг.  
2009 год – формирование дивизионального холдинга «Синара – Девелопмент»  
2010 год – создание СП с концерном «Сименс» по выпуску современного подвижного состава; начало реализации проекта по строительству крупнейшего на Урале международного выставочного центра совместно с Корпорацией развития Среднего Урала

   1 июля 2010 года на Урале начало  действовать новое предприятие  — ООО «Уральские локомотивы»,  созданное Группой Синара и концерном Siemens. Предприятие расположено на базе производственного комплекса Уральского завода железнодорожного машиностроения, (здесь налажено серийное производство электровозов с коллекторным двигателем СИНАРА серии 2ЭС6). Немецкая сторона передаст технологические решения в области управления тяговым приводом. В итоге к концу 2010 года «Уральские локомотивы», помимо продолжения выпуска электровозов 2ЭС6, представят грузовой локомотив нового поколения с асинхронным двигателем 2ЭС10.
   В марте 2011 года ООО «Аэроэкспресс» и ООО «Уральские локомотивы» (СП «Сименс АГ» и группы «Синара») создают совместное предприятие по производству скоростных поездов «Дезиро». Эти поезда получили в России название «Ласточка» и будут использоваться в первую очередь на линиях т.н. аэроэкспрессов. Запуск производства «Ласточек» запланирован на начало 2012 года. Согласно планам, завод будет производить для РЖД порядка 200 вагонов ежегодно с 80 % локализацией производства к 2017 году. 

     2.2. Анализ текущего финансового  состояния ЗАО «Группа «Синара»
     2.2.1 Анализ структуры баланса
     Составлен на основе бухгалтерской отчетности (приложения А и Б).
     Внеоборотные  активы (ВА)
     Произошло увеличение ВА в валюте баланса на 1758785 тыс. руб.
     Структура ВА на конец отчетного периода:
    Долгосрочные финансовые вложения (ДФВ)79,69%;
    Основные средства (ОС) – 17,34%;
    Незавершенное строительство (НС) – 2,9%;
    Отложенные налоговые активы (ОНА) – 0,07%
     По  сравнению с началом отчетного  периода произошло уменьшение доли ОС, на 3,18%. Это свидетельствует о  выбытии небольшой доли ОС. Незначительно  увеличилась доля НС на 0,37% - предприятие  продолжает финансирование строительства какого то объекта. Доля долгосрочных финансовых вложений незначительно увеличилась (на 2,82%), так же стоит отметить что большая доля ВА состоит из ДФВ (79.69%) можно сделать вывод о том что у предприятие есть свободные денежные средства, которые оно инвестирует в доходные активы других организаций.
     Оборотные активы (ОА)
     Произошло значительное увеличение ОА в 6,19 раза (на 6076266 тыс. руб.)
     Структура ОА на конец отчетного периода:
    Запасы (З)- 0,67%
    Краткосрочные финансовые вложения (КФВ)- 87,36%
    Денежные средства (ДС) - 1,66%
    НДС - 0,02%
    Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) - 2,27%
    Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) - 8,02%
     Данное  изменение в ОА произошло в  следствии существенного увеличения КФВ, на 65,26 % и уменьшения доли КДЗ  на 61,31%. Предприятие получила денежные средства от дебиторов и вложило  их в зависимые общества.
     БДЗ увеличилась на 82826 тыс.руб., хотя доля её в ОА уменьшилась на 4,69 %. Такая же ситуация наблюдается в статье «Запасы», увеличение на 33812, но уменьшение в доли ОА на 0,59%. Также наблюдается значительное увеличение ДС на 116308, и их «простаивание».
     Капитал и резерв (КиР)
     Произошло увеличение КиР в 2 раза (на 2480428 тыс. руб.).
     Структура КиР на конец отчетного периода:
    Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (НП) - 47,76%;
    Уставный капитал - 51,04%;
    Добавочный капитал - 0,54%;
    Резервный капитал - 0,65%.
     В значительной степени увеличение КиР произошло вследствие значительного увеличение УК, на 28,87% или на 2300000 тыс. руб. Следует отметить что данные процесс произошел не в следствии переоценки ДК, а скорее всего за счет дополнительного вклада учредителей. Резервный капитал образован в соответствии с учредительными документами и его значение не изменилось (39696 тыс. руб.). У предприятия по прежнему значительная доля НП, которая хоть и уменьшилась в доли КиР (на 28,04%), но на самом деле увеличилась в своем значении, на 180427 тыс. руб., это произошло в следствии увеличения УК.
     Долгосрочные  обязательства (ДО)
     Произошло увеличение ДО на конец отчетного  периода в 2 раза, на 3045061 тыс. руб.
     Структура ДО на конец отчетного периода:
    Займы и кредиты – 99%;
    Отложенные налоговые обязательства -1%.
     Такое увеличение можно связать с тем, что предприятие начало производить  большое количество продукции и  для поддержки производство ему  необходимо дополнительные средства. Но с другой стороны не понятно, зачем  увеличивать долю ДО и привлекать дополнительные средства, когда у предприятия имеется определенное количество НП и свободных ДС (180427тыс. руб.+116308тыс. руб.), которых вполне хватит для покрытия дополнительного производства, если такое имеется.
     Краткосрочные обязательства (КО)
     Произошло увеличение КО в 2,8 раза (на 2309562 тыс. руб.)
     Структура КО на конец отчетного периода:
    Займы и кредиты(ЗиК)- 88,05%;
    Кредиторская задолженность - 11,57%;
    Резервы предстоящих расходов - 0,38%.
     Изменение КО произошло из-за значительного  увеличение статьи ЗиК, на 2387254 тыс. руб. и последующее увеличении их в доли КО  до 88,05%. Следовательно, предприятие увеличивает производственный выпуск продукции. Хорошим показателем является уменьшение КЗ на 78662 тыс. руб., и её закономерное уменьшение в доли КО (на 28,27%), за счет уменьшения расходов по статье «прочие кредиторы», на 126786 тыс. руб.  

     2.2.2  Анализ текущего финансового состояния предприятия.
     Только  финансовый анализ способен в комплексе  исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежными потоками, а также возможное финансовое состояние предприятия. Финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, как средство оценки качества управления, как способ прогнозирования будущих результатов.
     Проведём  краткий анализ предприятия, для  этого рассчитаем:
    ликвидность баланса;
    анализ платежеспособности;
    анализ финансовой устойчивости;
    рентабельность;
    проведём итоговую рейтинговую оценку.
     Анализ  ликвидности баланса предприятия.
     Ликвидности баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия.
Таблица 4 – Анализ ликвидности баланса
 
Активы
 
 
Начало 2009 г.
 
 
Конец 2009 г
Пассивы  
 
Начало
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.