На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
 
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ФИНАНСОВ И ИХ ОЦЕНКА……………………………………………….…4
1.1. КОНЦЕПЦИЯ МОНЕТАРИЗМА……………………………...4
1.2. КОНЦЕПЦИЯ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА………...……………...13
1.3. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………..23
 
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ФИНАНСОВ.………………………………………………...29
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….49
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СТАТИСТИКИ…………………………………………………………………51
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Выбор государством своего собственного пути развития невозможен без знания уже имеющихся концепций, без глубокого анализа накопленного опыта. Знание практического опыта современных концепций сущности финансов, понимание условий, в которых они осуществлялись, даст максимальный эффект, поможет уберечь от ошибок в ходе реформирования экономики, поиска собственного пути развития.
Цель курсовой работы – проанализировать и дать оценку основным современным концепциям сущности финансов.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1.      проанализировать основные положения концепции монетаризма
2.     дать анализ и оценить неолиберальную концепцию сущности финансов
3.      проанализировать концепцию экономики предложения
4.     проанализировать практическое применение одной из представленных концепций на примере России.
              Методология и методы исследования:
Методологической основой курсовой работы является принцип экономического анализа. Также в работе использованы общенаучные методы: индуктивный и дедуктивный, и собственно экономические методы: статистический, математический и логический методы.
На основе анализа статистических данных и литературы можно сделать следующий вывод: в экономической теории накоплен значительный материал для исследования выбранной темы.
 
 
 
 
 
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ФИНАНСОВ И ИХ ОЦЕНКА
1.1. КОНЦЕПЦИЯ МОНЕТАРИЗМА
За 20-й век рыночная экономика развитых стран претерпела ряд значительных изменений. Были проведены разные экономические политики в свое время и в соответствующем месте.
          Особую роль играет политика государства при решении экономических проблем. Во времена кризиса 30-х годов в Америке, а также в некоторых других странах, возникла потребность в разработке экономической модели функционирования государства, чтобы вывести страну из кризиса. В то время была разработана кейнсианская модель рынка. Было признано, что рыночная экономика имеет недостатки и что она не регулируется сама и необходимо увеличить роль государства в регулировании экономики.                                Главная проблема государственного регулирования обозначена как подстегивание эффективности спроса, а не борьба с инфляцией. Инфляция даже является дополнительным регулятором спроса. Люди покупают сегодня товар, потому что знают, что он завтра подорожает. Кейнсианский подход сыграл свою роль в первой половине 20-го века, а также в 60-е годы с целью поднятия экономики после второй мировой войны. Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х гг. В этот период  произошел поворот к неоклассической теории, связанный с определенной дискредитацией кейнсианства вследствие развития таких процессов, как “стагфляция”, т.е. одновременный рост безработицы и уровня цен, что не могло быть объяснено в рамках экономической теории Кейнса. Начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия.
           Монетаризм - это одно из направлений неолиберализма, возникшее в США в рамках Чикагской школы. Это течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.      
          «Монетаризм  - это  школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики…. Это «теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов». Можно также сказать, что монетаризм  -  это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.
            Монетарный — значит денежный (money— деньги, monetary — денежный). Монетаризм — наука не только о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты; однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объемом производства.
           Монетаризм возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако роль монетаристской теории усилилась в последней четверти ХХ в., когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои. Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций. Среди экономистов стал популярен лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины – монетаризма и "экономики предложения". 
          В науке стали говорить о "монетаристской контрреволюции", имея в виду восстание против "кейнсианской революции". В политике победил неоконсерватизм. Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен. Его важнейшими трудами являются: "Количественная теория денег", "Капитализм и свобода". 
Исходные положения (постулаты) монетаризма следующие:
1.     Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.
2.     Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность. 
3.     Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. 
4.     Необходимость изучения мотивов поведения людей. "Рынок есть взаимозаинтересованность, - говорит Фридмен. - Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения". Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы. 
 
Монетаризм М. Фридмена
Милтон Фридмен (род. в 1912 г.) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г., присужденной "за исследование в области потребления, истории и теории денег".
           Между тем М.Фридмен в своем творчестве многогранен и, что весьма важно, его научные интересы охватывают и область методологии экономической науки. Ведь уже многие годы в своих дискуссиях по данной проблеме экономисты не обходятся без анализа фридменовского эссе "Методология позитивной экономической науки" (1953), так же как и без эссе на подобную тему, написанные Л.Роббинсом (1932), Р.Хайлбронером (1991) и М.Алле (1990), или знаменитой лекции, прочитанной П.Самуэльсоном на церемонии вручения ему Нобелевской премии по экономике (1970), и др.
          Однако именно из позитивистского методологического эссе М.Фридмена можно почерпнуть неординарные суждения о том, что экономическая теория как совокупность содержательных гипотез принимается тогда, когда может "объяснить" фактические данные, только из которых вытекает, является ли она "правильной" или "ошибочной" и будет ли она "принята" или "отвергнута"; что в свою очередь факты никогда не могут "доказать гипотезу", так как они способны установить лишь ее ошибочность. В то же время очевидна его солидарность с теми учеными, кто считает недопустимым представлять экономическую теорию описывающей, а не предсказывающей, превращая ее в просто замаскированную математику.    По мысли М.Фридмена, утверждать о разнообразии и сложности экономических явлений, — значит отрицать преходящий характер знания, заключающего в себе смысл научной деятельности, и поэтому "любая теория с необходимостью имеет преходящий характер и подвержена изменению с прогрессом знания". При этом процесс обнаружения чего-то нового в знакомом материале, заключает Нобелевский лауреат, надо обсуждать в психологических, а не логических категориях и, изучая автобиографии и биографии, стимулировать его с помощью афоризмов и примеров.
          Основные работы: М. Фридмен (ред.) «Исследования в области количественной теории денег» («Studies in the Quantity Theory of Money») (1956); М. Фридмен, А. Шварц «Денежная история Соединенных Штатов, 1867 - 1960» («A Monetary History of the United States. 1867 - 1960») (1963);
Милтон Фридмен является приверженцем классической школы, разделяя один из главных ее тезисов - тезис о невмешательстве государства в экономику. Причем, в отличие от представителей неолиберального направления, защищающих рынок с идеологических и нравственных позиций, Фридмен защищает его с утилитарных позиций. «Пока сохраняется реальная свобода взаимообмена, главная особенность рыночной организации экономической деятельности состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого». То есть рынок выступает гарантом свободы выбора, а именно свобода выбора является условием эффективности и жизнеспособности системы.                   Жизнеспособна она прежде всего потому, что свободный обмен, на котором она основана, осуществляется только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. Иными словами, каждая сделка либо приносит выгоду, либо вообще не состоится, следовательно, общая выгода в ходе обмена возрастает. Механизмом же, обеспечивающим реализацию экономической свободы и взаимосвязь действий свободных индивидов, является механизм цен.
          Фридмен обращает внимание на то, что цены одновременно выполняют три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены, указывая на изменения спроса и предложения, несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Эта функция имеет важное значение для координации экономической активности. Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты. Третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект (поскольку цены одновременно являются и чьими-то доходами). Все эти функции цен тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются и на других. Поэтому стремление социалистических правительств отделить последнюю функцию от остальных и заставить цены способствовать реализации социальных целей Фридмен считал абсурдным. По его мнению, цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов. Если цены не выполняют третью функцию - распределения дохода, то человеку нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию.
           Эффективность экономической системы и ее гибкость зависит от возможности свободы индивидуального выбора, поэтому Фридмен является сторонником свободного рынка. Вместе с тем он признает, что «рыночная модель» не должна безраздельно господствовать в обществе. В книге «Капитализм и свобода» М. Фридмен утверждает, что современный капитализм представляет собой устойчивую саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает политическую свободу и хозяйственную эффективность. Поэтому не существует удовлетворительной, разумной альтернативы рыночному механизму. При этом рыночная модель не может существовать повсеместно в чистом виде, так как для общества в целом важно, в какой мере каждый его член имеет право доступа к общественным благам, без которых немыслимо существование современной цивилизации. Государственное вмешательство в эту сферу неизбежно, однако оно не должно вести к корректировке, искажению рыночного механизма.               Перераспределение средств на социальные нужды необходимо осуществлять через налоги субсидии, а не через ценовую политику. Поэтому задачей государства является не корректировка рыночного механизма при помощи методов регулирования совокупного спроса путём манипулирования денежной массой, антициклического регулирования с помощью гибкой кредитно-денежной политики, а создание условий для максимально свободного и стабильного функционирования рыночного механизма на основе проведения рациональной, долгосрочной денежной политики. По мнению Фридмена, главная функция государства «должна состоять в том, чтобы защищать нашу свободу как от окружающих недругов, так и от наших сограждан: поддерживать закон и порядок, обеспечивать выполнение договоров между частными лицами и поощрять рыночную конкуренцию».
            Стабильность движения денежной массы Фридмен рассматривает как одно из важнейших условий стабильности экономики в целом. Он предлагает отказаться от попыток использования кредитно-денежных рычагов для воздействия на реальные переменные (уровень безработицы и производства) и в качестве целей этой политики определяет контроль над номинальными переменными, прежде всего ценами. Достижение этой цели Фридмен видит в следовании «денежному правилу», предполагающему стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3-5% в год. Эти рекомендации напрямую связаны с разработкой так называемой «проблемы запаздывания».
            Экономические условия быстро меняются. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. «Если рассматривать кредитно-финансовую область - в большинстве случаев скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие решение рассматривают лишь ограниченную область и не принимают во внимание совокупность последствий всей политики в целом». Трудно, а скорее, и невозможно выяснить, какие именно факторы оказывают воздействие на экономическое развитие.
            Последствия кредитно-денежной политики государства проявляются с задержкой. Фридмен же показал, что это запаздывание составляет от 12 до 16 месяцев, и это было весьма тревожным выводом, потому что надежно предсказывать состояние рынка экономисты умеют, как считается, не более чем на год вперед. В этом случае рекомендации экономистов относительно сегодняшней политики будут представлять сомнительную ценность. Поэтому Фридмен предложил отказаться от гибкой кредитно-денежной политики, взяв за правило постоянно наращивать денежную массу небольшими и достаточно равными (по годам) порциями. При установлении размеров таких приращений Фридмен предложил ориентироваться на два показателя, полученных на основе обработки статистических данных. Это среднегодовой прирост объема валового национального продукта (в физическом выражении) за много лет и среднегодовой темп изменения скорости обращения денежной массы. Проделав необходимые вычисления Фридмен и получил рекомендуемый им темп роста денежной массы в 3-5%
Денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить  долгосрочный характер. По его мнению, центральному банку следует отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.     Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство должно учитываться при выработке практических рекомендаций.
            В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твердый норматив (согласно денежному правилу), а своего рода  вилку, вокруг которой должно колебаться денежное предложение (поступление денег), или «мишень», т.е., потолочный уровень, который не должен быть превзойден.
             Монетаристы сделали определённый шаг в исследовании хозяйственного механизма современного капитализма, в изучении функциональных связей капиталистической экономики, факторов, влияющих на динамику инфляции и безработицы. В известной мере их концепция оказала положительное воздействие на разработку антиинфляционных мероприятий в США и Англии в 80-е годы. Заслуживает внимания монетаристская оценка негативных проявлений кейнсианской теории государственного регулирования в части дефицитного финансирования, чрезмерного выпуска денег в обращение.
            Вместе с тем монетаристы - типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Полагаясь на эмпиризм, они рекомендуют определять размеры денежной массы приближенно к темпам роста выпуска продукции.
           Представители идей монетаризма в современной  буржуазной  политической экономии  опираются  на  работы  профессора   Чикагского   университета   М. Фридмена. Фридмен разрабатывает  свою  концепцию  инфляционного  процесса  и методов его сдерживания. Главную причину инфляции он  видит  в  «чрезмерном» увеличении  количества  денег  в  обращении.  Виновником  же  «чрезмерности» денежной массы  является  государство,  точнее,  его  возрастающие  расходы, главным образом на  социальные  нужды.  Предлагаемые  монетаристами  рецепты противодействия   инфляции   и   «общего   оздоровления»   капиталистической экономики  весьма  привлекательны  для  крупного  бизнеса.  Это   сокращение «благотворительных расходов государства, жесткая  денежная  политика,  направленная  на  сдерживание  и  стабилизацию темпов прироста денежной массы.
            Основное свойство денег - ликвидность. Имея деньги, можно приобрести любой товар. Но обладание денежным запасом связано с потерей потенциального дохода. Деньги, лежащие без движения, предназначенные для покупки товаров, означают утрату альтернативного дохода, который может быть получен от приобретения других активов (ценных бумаг, акций, облигаций).
             В своей интерпретации количественной теории Фридмен исходит из того, что спрос каждого ограничен размерами богатства, стремлением не упустить выгоду от приобретения альтернативных активов. В случае избытка денег их стремятся использовать для покупки ценных бумаг и получения дополнительных выгод.
             В отличие от предложения денег спрос на деньги относительно стабилен. На денежный спрос помимо доходов влияют: уровень цен (изменение покупательной способности денег), размеры процентных ставок.
Предложение денег представляет собой количество денег в обращении. Оно определяется размерами денежной эмиссии, кредитами коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг. Соответствие между спросом на денежную массу и предложением денег обеспечивает механизм рыночного саморегулирования.
            По мнению Милтона Фридмена основная проблема денежной политики заключается в обеспечении соответствия между спросом на деньги и их предложением. Устойчивый спрос на деньги – главная предпосылка стабильности цен, устойчивости совокупного платежного спроса, а значит, обеспечения стабильности системы в целом. Отсюда вытекает предложенная им рекомендация: прирост денег в обращении должен соответствовать приросту валового национального продукта (ВНП). В этом и состоит так называемое денежное правило Фридмена.
             Монетаристские рецепты используются в сочетании с другими методами, например, со стимулированием производства, снижением налогов, установлением фиксированного курса национальной валюты, регулированием цен и доходов, сокращением (а не безусловной ликвидацией) государственного бюджета, продажу и покупку ценных бумаг (политику открытого рынка), систему обязательных резервов, изменение учетной ставки и другое.
            Одна из монетаристских рекомендаций предусматривает применение неожиданных воздействий. Этот вывод обосновывается тем, что поскольку экономика неизбежно приспосабливается к любым систематическим воздействиям, то эффективной может оказаться политика, которую никто не ожидает и не может заранее к ней приспособиться.
 
 
1.2. КОНЦЕПЦИЯ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
               Мировая современная экономика представляет собой сложное сочетание многих взаимозависимых рынков, различных денежных систем и экономик различных государств, в которых цены и курсы национальных валют могут устанавливаться и государственной властью, и рыночными механизмами. И в результате чего экономический анализ современной экономики оказывается достаточно сложным, как и теории современной экономики. Это не могло не отразиться и на либеральных экономиче­ских теориях. Классический либерализм, возникший несколько веков назад, постепенно модернизировался. И в результате появился неоли­берализм, являющийся современной версией либерализма. Неолибераль­ная концепция базируется на принципе саморегулирова­ния рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Не­олибера­лы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяй­ства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вто­рых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономиче­ской деятельности. Государство должно обеспечить условия для кон­куренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.
Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в
30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Герма­нии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек.
Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения среди различных пред­ставителей различных направлений экономической мысли. Истоки неолиберальной экономической концепции нужно искать в классическом либерализме, имеющем многовековую историю. С точки зрения традици­онного либерализма 18-19 веков его идеология во многом основыва­лась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориенти­роваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности.
Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Эконо­миче­ская свобода означает свободу предпринимательства, освобожде­ние от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государствен­ного дик­тата. Государственный диктат может осуществляться по-раз­ному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюд­жетного перераспределения для финансирования государственных обя­зательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата го­раздо более опасные для экономической свободы. Это раз­личные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, ва­лютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию раз­личных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эф­фективности и др.).
На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять го­сударство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени бла­госостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управле­нии, все остальное сделает естественный ход вещей». Но следует ли из этого, что Вьетнам – более либеральная страна, чем Норвегия, а в Туркмении и Азербайджане проводились более либеральные ре­формы, чем в Польше и Чехии? Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относи­тельно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государ­ство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поста­вить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каж­дого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики).
Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе та­кие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникают новые концепции - неолиберализм и кейнсианство. Теоре­тически обосновал необходимость государственного регулирования ры­ночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает эко­номику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возни­кающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с по­мощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, ко­торые ныне в основном представлены частной инициативе... Государ­ство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, час­тично фиксированием нормы процента и, возможно, другими спосо­бами». Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либе­ралы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допусти­мости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев при­знают государственное регулирование не в форме госзаказов, регули­рования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпоч­тение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и на­ступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне.
Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-экономического регулирования, в частности объявляет целью прагматической социальной политики оптимальное воспроизводство «человече­ского капитала», а не утверждение всеобщего благоденствия (это предполагает использование социальных расходов преимущественно для развития систем переподготовки рабочей силы, а не увеличение посо­бий бедным и безработным). Это новейшая тенденция в либерализме не отрицает того, что его главной функцией в новейшее время являлось поддержание баланса между экономической свободой и социально-эко­номическом равенством.
Разброс мнений по этим вопросам очень велик. Существует почти противоположное понимание либерализма в европейской и американской традиции. В Америке слово «либерал» – почти синоним слова «социа­лист». Либерализм в этой традиции – это поддержка государственных социальных программ и соответственно увеличение налогообложения, поддержка национальных, религиозных, и социальных меньшинств. Аме­риканский либерализм более политического толка, чем европейский. В Европе слово «либерал», наоборот, является антонимом слова «социа­лист». Европейский либерал выступает за маленькое правительство и ограничение его вмешательства в экономику. Европейский либерализм более экономического толка (хотя очень важна и его политическая составляющая – конституционный либерализм, верховенство закона и защита прав и свобод).
Либерализм – это не только свобода предпринимательства, сво­бодные цены и открытые рынки, это, прежде всего совокупность ин­теллектуальных, культурно-нравственных, политических и экономиче­ских установок, ориентированных на признание личности, ее свободы, выделение человека в качестве смыслового центра, подчеркивание ценности человека в противовес ценности коллектива. Ранний либера­лизм защищал индивидуальные права и свободы исключительно как средство для максимальной пользы: «наибольшего благополучия для наибольшего количества людей», т.е. считалось, что права и свободы выгодны в конечном итоге для достижения экономического благополу­чия государства, но, начиная с Канта, они стали обретать самостоя­тельную ценность. Один из главных постулатов, сформулированных не­олибералом Ф. Хайеком – забота о создании условий для свободного развития личности: «Преследуя эту цель, либералу следует отно­ситься к обществу подобно садовнику, которому надо знать как можно больше о жизни растений, за которыми он ухаживает».
В своей экономической политике неолибералы выдвигают требова­ния уменьшить неравенство по богатству, используя программу соци­ального обеспечения и другие формы перераспределения. Один из ос­новных принципов неолиберализма, предложенный общепринятым идеоло­гом либерализма Дж. Ролзом формулируется так: «социальные и эконо­мические неравенства должны быть сглажены таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее преуспевающих». Статистические данные показывают, что в промышленно развитых странах, реализующих либеральную концепцию, происходит постоянное уменьшение разницы между доходами самых обеспеченных и низкооплачиваемых граждан.
Представители неолиберального направления.  Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхард
 Людвиг Эрхард (1897-1977) является одним из основных авторов концепции социального рыночного хозяйства. Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допустить заметной роли государ­ства в экономических процессах:
·         во-первых, необходимо ограничение деятельности монополий;
·         во-вторых, «безгосударственная» рыночная экономика порождает чрезмерный разрыв в доходах, необеспеченность положения отдель­ных социальных групп, что ведет к политической и социальной нестабильности. Поэтому государство должно осуществлять частичное перераспределение доходов в пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ.
В исключительных случаях государство может даже регулировать цены на критически важные товары и услуги (продовольствие, энергия, транспорт).
Эту концепцию Эрхард практически использовал для послевоен­ного экономического обновления Германии. В разрушенной войной Гер­мании царила гиперинфляция. Деньги перестали выполнять свою функ­цию, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). В 1948 году была проведена денежная реформа (в том числе и банковская реформа). В результате объем номинальной денеж­ной массы (наличных денег и депозитов) сократился в четырнадцать раз. Структурные преобразования позволили эффективно использовать значительную по размерам иностранную помощь. У государства нашлись средства для инвестиционных налоговых льгот, для поддержания угольной и металлургической промышленности, а также электроэнерге­тики. В итоге рост цен быстро прекратился, а к началу 1950 года был превзойден довоенный уровень производства.
              Последующий экономический рост и умеренное, но последователь­ное перераспределение части бюджетных средств в пользу менее обес­печенных социальных слоев создали условия для значительного роста жизненного уровня всех социальных групп в Германии.
 Экономическая теория Л. Мизеса
               Людвиг фон Мизес (1881—1973) – профессор Венского университета, в 1940 году эмигрировал в США. Он отвергал теорию общего равновесия, его интересовали главным образом приспособительные процессы в эко­номике и конкуренция в изменяющихся экономических условиях.
              В 1922 году Мизес выпустил книгу «Социализм», в которой утверждает, что централизованно устанавливаемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в плановой экономике. Если цена не уравнивает спрос и предложение, то ее нельзя исполь­зовать для выбора эффективных комбинаций факторов производства. Поэтому централизованная экономика, не управляемая свободно меняющимися ценами, управляется произволом чиновников, которые даже в случае их абсолютной честности и компетентности не имеют в своем распоряжении инструментов эффективного планирования. Социалистиче­ское общество никогда не сможет достичь рационального использова­ния ресурсов, поскольку он оно не может иметь настоящей системы цен.
              Свободные цены играют ключевую роль в эффективности функционирования рыночной экономики. Однако для этого они должны управ­ляться спросом, а не обесцениванием денег. Отсюда интерес Мизеса к инфляции.
              Он пришел к выводу, что в условиях инфляции в выигрыше оказываются те социальные группы, к которым раньше всего поступают денежные потоки, а все остальные – в проигрыше. Результатом является перераспределение имущества и доходов в пользу тех, кто «умеет опережать других повышением цен на товары и труд. Рядом с наилучше организованными картелями выступают наилучше организованные рабо­чие союзы. В проигрыше же окажутся трудно организуемые классы».
Мизес выступал против контроля над ценами и заработной пла­той, против низких темпов прироста денежной массы как основы антиинфляционной политики. Все дело в том, полагал он, что при инфляционном разогреве экономики производители и инвесторы получают не­верные сигналы от банков в виде заниженной процентной ставки. В результате происходит неоправданное перераспределение ресурсов ме­жду отраслями. Вперед вырываются обрабатывающие отрасли. Доходы их работников растут, но этот рост не подкрепляется соответствующим ростом потребительских товаров. Это ведет к росту цен на них. При­чина инфляции, таким образом, состоит в негибкости относительных цен, а эффективная борьба с ней предполагает структурные изменения в экономике, восстанавливающие чувствительность относительных цен к изменениям экономической конъюнктуры.
  Экономические взгляды Ф. Хайека
               Фридрих фон Хайек (1899—1992). Он родился в Вене, переехал в Англию, а затем в США. В 1974 году получил Нобелевскую премию по экономике. В своих трудах он развил идею А. Смита о возможности возникновения и существования спонтанного порядка в экономике. Смит считал, что спонтанный порядок создается невидимой рукой кон­куренции, которая регулирует цены на рынке. По мнению Хайека кон­куренция через механизм цен информирует участников рынка о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ресурсов, которыми обладает общество. В тоже время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства то­варов.
В своей последней книге Хаек характеризует рынок как сложную высокоорганизованную систему, где происходит процесс «бессознательной самоорганизации». Хайек считал, что экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение информации (знаний). Если информация распространяется беспрепятственно, то конкурентные цены приводят экономику в оптимальное состояние. Отсюда, по его мнению, следует, что высшей человеческой ценностью является свобода. Только она может гарантировать, что человек может самостоятельно распорядиться своим знанием, в условиях конкуренции это ведет к эффективному использованию знаний и тем самым к высокому уровню экономического благосостояния.
Экономическая свобода у Хайека – это прежде всего индивидуальная свобода каждого отдельного человека с тем единственным ограничением, которое не позволяет ему ограничивать индивидуальную свободу других людей. Основа экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжаться капиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя.
Система частной собственности – основная гарантия свободы. Пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти. Напротив, в обществе, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависит не от него, а от решения высшего органа.
Альтернативой государственному регулированию служит конструкция спонтанного порядка. Хаек отказался от использования понятия экономического равновесия. Вместо него он использует некоторое приближение к экономическому равновесию, называемое порядком. Для поддержания порядка особенно важны два правила:
·         отказ от присвоения чужой собственности;
·         выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств.
              Но при этом Хайек допускает значительно большую, чем традиционный либерализм, роль государства в экономике, прежде всего в отношении доли государственных расходов. Либерализм, по его мнению, состоит в обеспечении максимальной информационной прозрачности действий государства в экономике и политике, исключающей «приватизации» государства со стороны отдельных лиц или небольших групп, обладающей политической властью или властью богатства. В числе таких групп давления (лоббистов) могут быть профсоюзы, политические партии, промышленные концерны и банки. Целью лоббистов является получение отдельных льгот и привилегий для своей группы. Это могут быть налоговые льготы, дотации из государственного бюджета и т.д. Во всех этих случаях происходит перераспределение денежных, информационных и материальных ресурсов в пользу лоббистов. Хайек доказывал, что групповой эгоизм (лоббирование групповых интересов) нарушает свободную конкуренцию и эффективность распределения ресурсов в экономике снижается.
              Одновременно он отрицательно относился к чрезмерному вмешательству государства в экономику, прежде всего в процессы ценообразования. Государство, по его мнению должно в основном разрабатывать законодательные рамки функционирования конкурентного рынка.
              Особенно резко он выступал против расширительного финансирования растущего бюджетного дефицита. Более того, в монографии «Частные деньги» (1976) Хайек предложил отменить государственную монополию на выпуск денег. Деньги следует считать обычным коммерческим товаром, и они должны выпускаться частными эмитентами (коммерческими банками). Конкурирующими между собой. Такая конкуренция «приведет к открытию еще неизвестных возможностей, заложенных в феномене денег». Однако для этого конкуренция должна быть информационно прозрачной, и вся информация должна ежедневно публиковаться в финансовой прессе. Главный вред от государственной монополии на эмиссию денег заключается в том, что она, благодаря чрезмерному росту денежной массы, искажается относительные цены и тем самым нарушает эффективность свободного рынка.
1.3. Концепция экономики предложения
В конце 70-х — начале 80-х годов XX в. в западной экономической науке стала разрабатываться концепция «экономики предложения». Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Рональда Рейгана, а также правительств Маргарет Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников «рейганомики» и «тетчеризма».
Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая монетаристов и неолибералов. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.
Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов.
Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, сторонники данной концепции переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. В этом смысле они расходятся и с монетаристами, в концепции которых есть положение о необходимости формирования спроса государством за счёт бюджета. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции сторонники теории предложения видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции.
Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной «если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства». Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности — частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д.
Вместе с тем следует отметить, что сторонники этой концепции все же полностью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме. Они допускают использование государства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельности пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешательства резко сужены. Оно допускается на основе всемерного оживления рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешающих деятельности крупного бизнеса. В этом прослеживается близость с позицией неолибералов. Как утверждает А. Лаффер, «теория предложения — это по сути дела та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах». Неограниченная частная инициатива в условиях максимальной свободы действия рыночного механизма — вот тот исходный принцип, который взят за основу экономики предложения.
Большое место в работах авторов экономики предложения занимает проблема инфляции. Они во многом воспринимают монетаристское толкование этого явления: преувеличивают роль денег в функционировании хозяйства, исходят из денежной природы инфляции, оказывающей большое влияние на состояние экономики. В соответствии с этим теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.
Сторонники теории предложения ориентируются на внутренние, свойственные индивидууму субъективные мотивы поведения и стимулы. Считается, что таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм. Основным препятствием называют систему налогообложения, высокие налоговые ставки. По словам Л. Лаффера, люди работают не для того, чтобы платить налоги. В отличие от кейнсианцев, сторонники экономики предложения поиному относятся к сбережениям. Они исходят из того, что рост сбережений оказывает не отрицательное, а положительное влияние на экономический процесс, являясь источником наращивания инвестиций и повышения темпа динамического равновесия, как пишет Л. Лаффер, люди «сберегают для того, чтобы получить доходы от сбережений».
Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала. Заботясь о тех, кто получает монопольные прибыли, о получателях высоких доходов, сторонники экономики предложения включили в свою теорию в качестве важнейших требований снижение налогов и сокращение степени прогрессивности налогового обложения доходов. Такие меры рассматриваются как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных условий для поддержания деловой активности на основе неограниченного рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долговременного темпа экономического роста.
Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения опирается на «эффект Лаффера», базирующийся на математической модели, проектирующей соотношение и взаимосвязь государственных доходов и налогов. Согласно построению Лаффера, рост государственных доходов происходит лишь до определённого уровня налоговых ставок. Затем он замедляется, а при достижении критической отметки начинает снижаться. Если налоги поглощают всю предпринимательскую прибыль, что можно представить в основном как абстракцию, то произойдёт снижение темпов роста производства или даже его прекращение. Это повлечёт за собой резкое сокращение поступлений налогов в казну. Иллюстрируя действие механизма «эффекта Лаффера», сторонники экономической теории предложения настоятельно рекомендовали администрации США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.
Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь «временным отклонением в государственной политике». Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом будет «отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом». Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики.
По рекомендациям монетаристов и сторонников экономики предложения американская администрация с начала 80-х годов рассчитывала достаточно быстро стабилизировать экономику и обеспечить равновесие федерального бюджета. Но если рекомендации по устранению препятствий свободному предпринимательству, развязыванию рыночных сил способствовали оживлению экономической конъюнктуры после спада на рубеже 80-х годов, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике.
Таким образом, экономическая теория предложения сочетает в себе идеи различных школ, главным образом – монетаристов и неолибералов. Данная концепция ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Все эти положения имеют место в концепции монетаристов и неолибералов. Но, в отличие от монетаристов, авторы «теории предложения» ориентируют не на формирование спроса, а, скорее, на предложение ресурсов; в отличие от неолибералов – не абсолютизируют понятие частной собственности.
Глава 2 Практическое применение современных концепций сущности финансов
            Ни в одной стране мира конкретная концепция сущности финансов в чистом виде никогда не применялась. Исторические и национальные особенности, роль социального фактора – всё это накладывает свой отпечаток на конкретную политику, рождает свои компромиссные решения.
Рассмотрим практику применения неолиберальной концепции на примере России (большинство экономистов и политиков считает, что именно эта концепция реализовывалась в России) и проанализируем инновационную концепцию президента, объявленную им в 2008 году. Сравним, что достигнуто, чего планируется достигнуть.
 
Таблица 1
Среднемесячная начисленная заработная плата
работников организаций в ценах 1991 г.
и долларах США
Годы
Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего года
Средне-
месячная заработная плата в ценах 1991 г., руб.
Отношение средне-
месячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения,
процентов
руб.1)
долл. США (исходя из средне-
годового официального курса доллара США)
1991
548
...
548
335
1992
5995
22
369
299
1995
472392
103
246
179
2000
2223
79
238
172
2001
3240
111
286
204
2002
4360
139
332
226
2003
5498
179
368
244
2004
6740
234
407
264
2005
8555
303
459
268
2006
10634
391
520
293
2007
13527
529
607
331
Таблица 2
Реальный объем произведенного ВВП в среднегодовых ценах 1995 года
(трлн. рублей)
Год
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Валовой внутренний продукт
в рыночных ценах
1428,5
1377
1396
1321,4
1405,3
1546,5
в основных ценах (без снятия косвенно-измеряемых услуг финансового посредничества)
1335,1
1298,1
1316,4
1249,2
1320
1442,9
в том числе:
 
 
 
 
 
 
Производство товаров
596,9
561,4
565,5
523,9
578,3
650,2
из них:
 
 
 
 
 
 
Промышленность
372,1
362,4
370,7
353
389,1
432,4
Сельское хозяйство
95,6
90,6
92,9
75,4
88,3
99,5
Строительство
121,3
100,9
95,4
89,4
94,7
111,2
Производство услуг
738,2
736,7
750,9
725,3
741,7
792,7
в том числе:
 
 
 
 
 
 
Рыночные услуги
591,6
586,3
603,3
575,8
589,3
638,2
из них:
 
 
 
 
 
 
Транспорт и связь
162,9
155,6
152,7
147,5
161,7
171,6
Торговля (оптовая, розничная),      общественное питание и      заготовки
282,4
287,6
302,6
282,4
276,8
310,3
Нерыночные услуги
146,6
150,4
147,6
149,5
152,4
154,5
 
Таблица 3
Средние потребительские цены по Российской Федерации в 1990 – 1999 гг
Год
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Говядина (кроме бескостного мяса), кг
2.30
15.54
221.50
2201.27
5186.28
12547.00
14137.00
15787.00
30.04
42.01
Свинина (кроме бескостного мяса), кг
2.32
14.38
260.00
2672.81
6579.38
15053.00
16810.00
19055.00
33.99
43.37
Куры (кроме куриных окороков), кг
3.25
13.57
194.76
2238.98
5677.09
11587.00
13815.00
16061.00
30.74
39.28
Колбаса вареная I сорта, кг







21655.00
34.05
47.70
Колбаса вареная высшего сорта, кг







26767.00
43.81
61.56
Сосиски, сардельки, кг
2.62
12.78
280.20
3517.07
8969.05
19405.00
21132.00
21790.00
34.93
47.96
Колбаса полукопченая, кг
5.18
40.23
415.00
4501.04
11355.71
25099.00
28197.00
30340.00
47.88
69.76
Говядина, свинина тушеная консервированная, 350 г
1.18
8.87
163.90
1165.48
2991.46
6692.00
7375.00
7811.00
15.50
18.16
Рыба живая и охлажденная, кг
1.58
7.10
142.50
1469.09
4251.62
9900.00
10675.00
11849.00
18.74
27.05
Рыба замороженная неразделанная, кг
0.52
2.32
129.50
1088.73
3675.17
8325.00
9398.00
9912.00
18.93
23.83
Рыба соленая, маринованная, копченая, кг
1.58
5.72
272.60
2598.96
7495.95
17488.00
19912.00
21402.00
32.13
47.89
Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, 350 г
1.02
3.91
120.00
1040.71
3211.18
8050.00
8540.00
8468.00
13.85
19.96
Масло сливочное, кг
3.50
12.24
413.00
2912.58
12984.99
20075.00
22968.00
23238.00
64.44
66.83
Масло подсолнечное, кг
1.70
5.48
190.00
1364.90
5306.54
10460.00
8412.00
9589.00
23.43
25.74
Маргарин, кг
1.43
3.21
220.00
1664.29
6936.66
12379.00
11778.00
12175.00
31.08
33.55
Молоко цельное разливное, л
0.28
0.60
22.40
315.21
1222.18
2812.00
3187.00
2695.00
4.39
6.51
Сметана, кг
1.25
3.62
170.00
1685.67
5848.31
13058.00
14776.00
15831.00
24.79
33.47
Кисломолочные продукты, л
0.30
0.64
22.00
329.29
1289.87
3208.00
4301.00
4837.00
8.11
10.81
Творог жирный, кг
0.86
3.23
145.00
1276.49
4800.26
11224.00
12965.00
14215.00
22.48
31.66
Творог нежирный, кг
0.62
2.33
76.80
807.10
3134.79
7318.00
9163.00
10357.00
16.70
25.14
Сыры сычужные твердые и мягкие, кг
2.82
13.20
415.00
2756.82
8583.13
22514.00
24828.00
27025.00
56.33
74.32
Консервы томатные, кг
1.43
6.63
167.40
1587.54
4440.01
10035.00
11648.00
11937.00
22.81
31.29
 
Таблица 4
Основные экономические показатели
 
Август
2009г.
В % к
Январь-
август
2009г.
в % к
январю-
августу
2008г.
Справочное
августу
2008г.
июлю
2009г.
август 2008г. в % к
январь-
август
2008г.
в % к
январю-
августу
2007г.
августу
2007г.
июлю
2008г.
Валовой внутренний продукт,
млрд.рублей
17809,2
89,6
 
 
108,0
 
 
Индекс выпуска товаров и услуг
по базовым видам экономической
деятельности
 
89,3
100,0
87,5
105,5
101,3
107,2
Индекс промышленного
производства
 
87,4
97,0
86,0
104,7
99,1
105,3
Продукция сельского хозяйства,
млрд.рублей
381,8
87,4
119,0
96,3
116,8
134,4
109,0
Грузооборот транспорта,
млрд.т-км
379,6
92,2
98,9
84,9
101,6
98,9
103,4
в том числе железнодорожного
  транспорта
165,8
93,3
99,2
82,4
103,4
98,3
106,0
Объем услуг связи, млрд.рублей
111,4
97,3
102,1
102,7
115,4
105,0
114,1
Оборот розничной торговли,
млрд.рублей
1226,1
90,2
101,8
95,3
114,6
103,4
115,7
Объем платных услуг населению,
млрд.рублей
383,8
96,8
99,9
96,5
103,4
96,1
105,9
Внешнеторговый оборот,
млрд.долларов США
42,4
55,8
105,9
55,9
153,9
109,5
149,3
в том числе:
экспорт товаров
26,3
55,5
107,2
53,6
158,2
107,9
153,3
импорт товаров
16,1
56,2
103,8
59,9
147,3
112,1
142,9
Инвестиции в основной капитал,
млрд.рублей
656,2
80,6
104,6
81,1
110,1
105,3
116,9
Индекс потребительских цен
 
111,6
100,0
112,8
115,0
100,4
114,1
Индекс цен производителей
промышленных товаров
 
89,2
101,4
92,4
131,5
100,5
128,2
Реальные располагаемые
денежные доходы
 
93,2
97,4
99,3
107,6
102,1
107,1
Среднемесячная начисленная
заработная плата одного
работника
 
 
 
 
 
 
 
номинальная, рублей
18306
105,4
97,0
109,0
128,9
97,5
128,7
реальная
 
94,4
97,0
96,7
112,1
97,2
112,8
Общая численность безработных,
млн.человек
6,0
135,0
97,6
141,8
104,9
102,9
97,0
Численность официально
зарегистрированных безработных,
млн.человек
2,1
163,0
98,2
146,1
88,9
98,2
89,4

 
Таблица 5
Индексы промышленного производства

и т.д.................


 
В  %  к
соответствующему
периоду предыдущего года
предыдущему
периоду
2008г.
Январь
104,5
85,6
Февраль
107,5
103,0
Март
106,5
111,7
I квартал
106,2
93,8
Апрель
109,2
95,4
Май
106,7
98,1
Июнь
100,9
98,6
II квартал
105,5
101,8
I полугодие
105,8
 
Июль
103,2
103,3
Август
104,7
99,1
Январь-август
105,3
 
Сентябрь
106,3
101,4
III квартал
104,7

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.