На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие дознания и органов дознания. Система органов дознания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие дознания и органов дознания. Система органов дознания...4
1.1. Понятие  дознания и органов дознания……………………………………...4
1.2. Система органов  дознания…………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………….…………19
Список  использованной литературы…………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Слово «дознание» происходит от широко распространённых в прошлом русских слов «дознать», «дознаться», то есть точно разузнать, удостовериться в чём – нибудь. Непосредственно термин «дознание» был впервые употреблён в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 года и определялся как «первоначальные изыскания, проводимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении…». Под дознанием понималась первоначальная проверка имеющейся информации о преступлении, проводимая полицией. Однако советская власть полностью отменила царское законодательство. После 1917 года первоначальную регламентацию дознание получило в инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабочее - крестьянской милиции, принятой в 1918 году.
     Милиция стала первым органом, которому в  советском уголовном процессе были даны функции дознания. Немаловажным вопросом считалось соблюдение принципа социалистической законности, получившего выражение в требовании руководствоваться при производстве дознаний постановлениями Рабочее - крестьянского правительства.
     В 1923 году был принят новый Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, который установил процессуальные полномочия органов дознания исходя из характера уголовных дел.
     В последние годы реформирование уголовного и уголовно -процессуального законодательства значительно расширило спектр деятельности подразделений дознания. В результате с 2002 г. увеличилось число преступлений, относящихся к подследственности дознания, возрос объем работы объем работы дознавателей, чем и объясняется актуальность и повышенный интерес к данной теме. 
 
 

     Понятие дознания и органов  дознания. Система  органов дознания. 

      Понятие дознания и органов  дознания.
     Дознание  как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно - процессуальным законом.
     Органами  дознания являются правоохранительные органы государства, на которые возлагаются следующие процессуальные задачи:
     - производство дознания по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно;
     - выполнение неотложных следственных  действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
     Согласно  п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно - розыскной деятельности.
     Формулировка "...а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению  оперативно - розыскной деятельности" таит в себе проблему. Во - первых, наличие в УПК РФ норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы), нельзя признать положительным явлением. По смыслу ст. 1 УПК РФ этот Кодекс является единственным основанным на Конституции РФ источником уголовно - процессуального права, значит, в ней обязательны исчерпывающие ответы на все вопросы и о субъектах уголовно- процессуальных правоотношений, и об их содержании. Во - вторых, в числе органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", имеются и такие, которые к органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны и Службы внешней разведки Российской Федерации.
     Деятельность  Федеральной службы безопасности Российской Федерации имеет своей задачей обеспечение личной безопасности высших должностных лиц государства, а также безопасности зданий, строений и сооружений, в которых размещены органы государственной власти, и строится на основании Федерального закона от 27 мая 1996 г. "О государственной охране"1  и подзаконных нормативных актах, изданных на его основе. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. "О внешней разведке"2  названная Служба является составной частью сил обеспечения безопасности государства и функционирует в целях: обеспечения Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно - технической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере экономики; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно - техническому обеспечению безопасности государства. Органами дознания являются органы внутренних дел. Эти органы представляют собой звенья единой огромной, подчиненной Министерству внутренних дел РФ системы органов исполнительной власти, осуществляющих свою юрисдикцию на определенной территории (территориальные органы внутренних дел) или же на определенном участке железнодорожного, водного, воздушного путей (органы внутренних дел на транспорте), а также на режимных объектах (три вертикали системы). Почти в каждое звено входят как милицейские, так и не полицейские службы. Оперативно - розыскную деятельность в органах внутренних дел осуществляют милицейские подразделения уголовного розыска, борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и др. Поэтому уголовно - процессуальное понятие органа дознания прежде всего, и не без основания, ассоциируется с полицией, которая подразделяется на территориальную и транспортную, на криминальную и полицию общественной безопасности. Каждое полицейское звено осуществляет свою юрисдикцию на определенной территории (район, город, их части, область, край, республика) или на объектах и территории железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Эта юрисдикция определяется Законом Российской Федерации  от 7 февраля 2011 г. "О полиции" и Положением о полиции общественной безопасности (местной полиции) в Российской Федерации и детализируется в ведомственных нормативных актах (инструкциях, приказах, наставлениях, уставах), регламентирующих деятельность различных полицейских подразделений.
     По  УПК РСФСР 1960 г. к органам дознания относились не органы внутренних дел  как таковые, а милиция, которая в исчерпывающем перечне органов дознания (ст. 117) была указана первой. Полномочиями органа дознания обладали начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции), а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Из такой позиции в своей деятельности исходили и Генеральная прокуратура, и МВД России3. А юрисдикция относительно недавно (в 90-е гг. прошлого столетия) созданных региональных управлений по борьбе с организованной преступностью распространяется сразу на несколько административно-территориальных единиц.4 Причем "в чистом виде" органы милиции функционируют лишь в крупных мегаполисах в виде, как правило, отделений милиции. За этим исключением милиция входит в состав районных и городских отделов внутренних дел, краевых, областных и городских управлений и главных управлений внутренних дел, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, отделов и управлений внутренних дел на транспорте. Эти органы внутренних дел, каждый на своей территории, и являются органом дознания, а Министерство внутренних дел Российской Федерации - орган дознания, чья компетенция распространяется на всю Россию. Служба в органах внутренних дел вообще и в милиции в частности строится на принципе единоначалия, а требования, предъявляемые к дисциплине, приближены к воинским. Поэтому вся законная власть в органах внутренних дел сосредоточена в руках их начальников - от начальника отделения милиции до Министра внутренних дел России. Сказанное относится и к осуществлению функции дознания. Начальник органа внутренних дел полновластен в деле организации как оперативно- розыскной, так и процессуальной деятельности в возглавляемом им государственном учреждении и в первую голову ответствен за состояние дел в этой сфере и перед гражданами и организациями, и в порядке подчиненности ("по начальству"), и перед прокурором, осуществляющим надзор.
     При нынешнем объеме деятельности, о которой идет речь, начальник органа внутренних дел, тем более крупного, не в состоянии ежечасно контролировать ее и поэтому делегирует свои полномочия заместителям соответственно их функциональным обязанностям, прежде всего руководителям криминальной полиции и полиции общественной безопасности, т.е. основных полицейских служб, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность.
     Вышеизложенное  позволяет предложить следующее определение: орган внутренних дел как орган дознания - это самостоятельное звено в системе территориальных и транспортных органов государства, входящих в систему МВД России, в лице его руководства, т.е. в лице начальника данного органа (от начальника отделения полиции и райотдела внутренних дел до Министра внутренних дел России), а также первых заместителей и заместителей, возглавляющих криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Именно в таком контексте следует понимать определение, содержащееся в п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ. Подследственность полиции уголовных дел "по линии" дознания законом четко не определена. Но ее несложно установить методом вычитания: полиция вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание о любом преступлении, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ. Таким образом, на долю криминальной полиции и полиции общественной безопасности приходится подавляющий объем работы по дознанию, отчего данный орган дознания принято называть основным. Изложенное позволяет заключить, что в качестве органа дознания в законе следовало бы указать не органы внутренних дел, а полицию (в лице их  подразделений, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность). Это способствовало бы более точному пониманию и единообразному применению УПК РФ на практике.  

     1.2. Система органов  дознания
     К органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, и в силу этого признака к органам дознания относятся также следующие органы.
     1. Органы федеральной службы безопасности, компетенция которых определяется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. "О федеральной службе безопасности".
     Исчерпывающим образом компетенция органов  федеральной службы безопасности в уголовно-процессуальной сфере определена п. 2 ч. 2 ст. 157 и п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Прежде всего это дела о преступлениях против государственной безопасности, выявленных в ходе контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности данного органа
     2. Пограничные органы Федеральной  службы безопасности как органы  дознания - это оперативные органы и органы морской охраны, входящие в систему Федеральной пограничной службы РФ. Те и другие осуществляют свою уголовно- процессуальную юрисдикцию по делам о преступлениях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной оперативно-розыскной и административной деятельности. Эти органы вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации, наиболее распространенными из которых являются незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе (ст. 253 УК РФ), а также о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ), задержанной в отсутствие таможенных органов.
     3. Таможенные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела, которое представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно- тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных законодательством о внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу5. Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
     4. Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно- розыскной деятельности" право осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний. В силу этого обстоятельства по буквальному смыслу отсылочного пункта. В соответствии с 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ эти подразделения относятся к органам дознания. В других нормах УПК РФ, имеющих характер "непосредственно работающих" (а не просто определяющих понятия), эта идея конкретизируется следующим образом: функцией дознания в системе Минюста России наделены начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, входящих в данную систему (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Прежде всего здесь имеются в виду начальники исправительных учреждений: колоний-поселений, исправительных колоний общего, строгого и особого режима; воспитательных колоний, тюремных и лечебных исправительных учреждений (ст. 74 УИК РФ). Органом дознания является также начальник следственного изолятора, т.е. учреждения, предназначенного для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) по уголовному делу, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
       Компетенция органов дознания, о  которых идет речь, ограничена  делами о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками исправительных учреждений или следственных изоляторов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами, в том числе и в первую очередь отбывающими наказание и лицами, в отношении которых заключение под стражу избрано в качестве меры пресечения6.
     5. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального  закона "Об оперативно-розыскной  деятельности" к числу осуществляющих такую деятельность относятся органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые соответственно своей основной задаче - противодействовать незаконному обороту названных средств и веществ (Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976) – наделены правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в данной области.
     6. Согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение  уголовного дела и выполнение  неотложных следственных действий возлагаются также:
     - на капитанов морских и речных  судов, находящихся в дальнем плавании;
      - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
     - руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных  от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
     - глав дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации;
     - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
     Причем  органами дознания перечисленные участники  уголовного процесса даже не называются. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.
     7. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к  органам дознания относятся: главный  судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав субъекта Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти должностные лица находятся в ведении Департамента судебных приставов и службы судебных приставов Управления военных судов названного Министерства и осуществляют свои обязанности на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах". В качестве органов дознания они вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
     8. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами  дознания являются:
- командиры  воинских частей, т.е. организационно  самостоятельных боевых, административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);
- командиры  соединений воинских частей;
- руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);
- начальники  гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами.
     Вышеперечисленные военачальники как органы дознания вправе возбудить уголовное дело и произвести по нему неотложные следственные действия, если преступление совершено подчиненными им военнослужащими7, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении данной воинской части, соединении, военно- учебном заведении или гарнизоне (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Предоставление права производства дознания военачальникам является частным проявлением общего обыкновения, согласно которому в Вооруженных Силах и других военных формированиях функционирует своя собственная система уголовной юстиции (военный орган дознания – военный следователь - военный прокурор - военный суд), что основывается на глубинных исторических российских традициях, согласно которым Вооруженные Силы всегда играли и играют особую роль, занимали и занимают особое положение в государстве, пользовались и пользуются особым вниманием с его стороны.
     9. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к  органам дознания относятся органы  Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которые вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской
Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Из содержащегося в ст. 40 УПК РФ перечня органов дознания явствует, что функциями и правомочиями такого органа наделены, во-первых, руководящие должностные лица (командиры воинских частей, соединений и военных учреждений, начальники пенитенциарных учреждений, капитаны морских судов и начальники зимовок), а во-вторых, государственные органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы, которые с преступлениями определенной категории, как правило, соприкасаются раньше других по роду своей повседневной деятельности. В первом случае эти правомочия персонифицированы. Осуществлять их может только конкретный государственный служащий, который в настоящее время занимает соответствующую должность, проще говоря, тот, кто может предъявить служебное удостоверение личности, подтверждающее эту должность. В тех случаях, когда функциями дознания наделен орган, а не должностное лицо, такой персонификации нет.
     Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ).
     Правомочными (по должности) производить дознание являются руководители органов дознания (начальники и их заместители) и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания может в разовом порядке, делегируя ему свои правомочия, поручить производство дознания своему подчиненному. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные, юридически грамотные лица начальствующего состава (офицеры полиции) - сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, ГИБДД, участковые уполномоченные и другие, для которых такое поручение (по характеру преступления) непосредственно связано с их повседневными служебными обязанностями. Согласно ст. 41 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются полномочия органа дознания. При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно- розыскные мероприятия, не допускается.
     Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).
     В качестве дознавателя может выступать  не только штатный дознаватель, но и  иное
должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее  поручение начальником органа дознания или его заместителем8. При этом лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не вправе проводить дознание (ч. 2 ст. 41).
     По  своим полномочиям дознаватель  близок к следователю. Основное отличие  состоит в том, что дознаватель  менее самостоятелен в процессуальном отношении, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).
     Дознаватель вправе:
     1) возбуждать уголовное дело, относящееся  к подследственности органов  дознания (п. 1 ч. 1 ст. 145). Вместе с  тем поручать проверку сообщения  о преступлении и принимать  по нему решения поручает дознавателю  начальник подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1);
     2) отказывать в возбуждении уголовного  дела (п. 2 ч. 1 ст. 145); прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются  понятием направления расследования (о толковании этого понятия см. § 5 настоящей главы). Другими словами, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю также указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела либо об окончании дознания и направлении дела прокурору, которые обязательны для исполнения дознавателем.
     3) передавать сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145);
     4) самостоятельно производить следственные  и иные процессуальные действия  и принимать процессуальные решения,  за исключением случаев, когда  на это требуются согласие начальника органа дознания или согласие прокурора, а также судебное решение.
     Единственным  процессуальным действием, которое  требует получения дознавателем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК). Необходимо, однако, учитывать, что это ограничение касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания (например, органы внутренних дел). Эти сотрудники уполномочены осуществлять предварительное расследование в форме дознания в силу своей должности. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (главному и старшему судебному приставу, командиру воинской части, соединения и т.д.), процессуальные полномочия органа дознания лишь делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе требовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов — в зависимости от того объема своих полномочий, на выполнение которых он специально уполномочил данного сотрудника. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу.
     Дознавателю требуется согласие прокурора: на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление 30-суточного срока дознания еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. 13, 14 ч. 2 ст. 37).
     Прокурор, помимо дачи согласий на указанные  действия и утверждения названных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).
     Дознавателю необходимо получить судебное решение:
- об  избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
- залога;
- о продлении срока содержания под стражей;
- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
- о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93;
- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114;
- о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Органы  дознания в уголовном процессе - государственные органы и должностные  лица, которые в пределах своей  компетенции выполняют уголовно- процессуальные обязанности в целях  выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.
     Дознание  в органах внутренних дел осуществляется по составам преступлений, предусмотренных  более чем 80 статьями Уголовного кодекса  Российской Федерации. Это преступления, относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, за которые предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.
     На  органы дознания возлагаются:
1) дознание  по уголовным делам, по которым  производство предварительного  следствия необязательно,
2) выполнение  неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
     Сейчас  дознание по своим функциям ничем  существенно не отличается от следствия: дознаватели расследуют много эпизодные дела с большим количеством как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных дел, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти.
     Работа  дознания строится в соответствии с  принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также  законности и гуманизма. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Нормативно - правовые акты:
1. УПК  РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ ( в ред.от 30.10.2009) // СЗ РФ. - 2001. - №52 (Ч.1). - Ст. 4921.
2. Таможенный  кодекс Таможенного союза РФ  от 27 ноября 2009 г. N 17) (с изменениями  от 16 апреля 2010 г.)
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475, с послед. изм. и доп.
4. Федеральный Закон от 27 мая 1996 г. "О государственной охране"(СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594, с последующими изменениями и дополнениями
5. Федеральный Закон от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 143) 

2. Учебно - методическая  литература
6. Смирнов А., Калиновский К. Комментарий к УПК РФ. - М., 2009.
7. Уголовно - процессуальное право / Под ред. П.А. Лупинской. - М., 2005.
8. Уголовно - процессуальное право РФ / Сост. Т. Кочетков. - Екатеринбург, 2008.
9. Уголовный процесс / Под ред. В. Глебова, Е.Зайцевой. - М,, 2007.
10. Уголовный процесс. - Под ред. В. Киселева. - М., 2008.
11. Уголовный процесс / Под ред. В.И. Радченко. - М., 2006.
12. Уголовный процесс / Под ред. И. Тарасова. - М.,2008.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.