На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Муниципальные выборры:законодательство и практика проведения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дипломная работа
 
 
 
на тему: «Муниципальные выборы: правовые основы, практика проведения»
 
 
 
                                                                                     Выполнила студентка                         заочной формы обучения
      (на базе  второго     высшего образования)
     Специальность   «Юриспруденция»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1.
Муниципальные выборы, как  форма непосредственного осуществления  населением местного самоуправления
8

Принципы организации  и проведения муниципальных выборов  компании
8

Муниципальный избирательный  процесс и избирательные кампании
26
Глава 2.
Правовые основы муниципальных  выборов
44
2.1.
Законодательство о муниципальных  выборах
44
2.2.
Анализ действий избирательных  комиссий на выборах в марте 2011г. депутатов Собрания Балаковского муниципального района
52
  Заключение
67
  Библиографический список
70

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации  определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума,  выборов  и других форм прямого волеизъявления, чрез выборные и другие органы местного самоуправления.1   Свободные муниципальные выборы являются высшей формой прямой демократии на территории муниципальных образований. Посредством муниципальных выборов население муниципального образования формирует выборные органы местного самоуправления. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, стало движущим механизмом ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности.
Муниципальные правовые отношения  и институты, начиная с 1993г., находятся  в состоянии реформирования, происходит поиск наиболее оптимальных путей  их становления и развития. С момента  принятия   Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»2, реформа местного самоуправления вступила в новую фазу. Одновременно с этим продолжается преобразование и совершенствование политических институтов нашего государства, ее избирательной системы. Эти процессы протекают параллельно, взаимно влияя друг на друга, выдвигая новые требования к законодательству и правоприменению.
В настоящее время складывается новая для России сфера практической и теоретической деятельности, новая, мало освоенная область знаний —  область исследования муниципальных  электоральных институтов, являющихся базисом реформируемых органов  местного самоуправления.3 Совокупность этих правовых институтов образует комплексный, межотраслевой институт муниципального избирательного права, формирующийся на стыке таких отраслей юридических знаний, как избирательное и муниципальное право.
Муниципальные выборы, посредством  которых формируются подотчетные  и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы  организации и функционирования местного самоуправления. За счет своей  приближенности к населению муниципальных  образований, муниципальные выборы отличаются значительным своеобразием по сравнению с выборами в органы государственной власти. Можно отметить, что каждый элемент муниципального избирательного процесса, начиная с  правового статуса муниципальных  избирателей и кандидатов на выборные местные должности и заканчивая процедурами голосования, обладает своей спецификой, иногда достаточно ярко выраженной. Поэтому исследование общественных отношений, являющихся предметом муниципального избирательного права, и норм, их регулирующих, является, несомненно, актуальным и значимым.
Вместе с тем, базовые принципы проведения муниципальных выборов  — свобода, честность и нефальсифицированность, всеобщность, равенство, тайность голосования, обязательность и периодичность — в основе своей, по своей глубинной сути остаются неизменными.
Степень научной разработанности. При написании работы были использованы труды Бучина А.А., Воробьева Н.И., Борисова А.Н., Васильева В.А., Васильева С.В., Вискулова В.В., Бондарь Н.С., Вешнякова А.А., Веденеева Ю.А., Зиновьева А.В., Поляшовой И.С., Иванченко А.В., Кутафина О.Е., Кучина А.С., Колюшина Е.И., Мокрый В.С., Миронова Н. М., Мельникова Н.Н., Фасеева И.Ф., Фадеева В.И., Матвеева Р.Ф., Нифанова А.Н., Пылина В.В., Сергеева А.А.,  Щур Л.В.
Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования выступают  общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения выборов органов и должностных  лиц местного самоуправления как  высшей формы прямой муниципальной  демократии. Предметом исследования являются нормы конституционного, международного, муниципального, избирательного права, регулирующие правовой статус субъектов  муниципального избирательного процесса,  организацию и проведение муниципальных  выборов.
Цель и задачи исследования. Целью  дипломной работы является установление закономерностей муниципального избирательного процесса, совершенствование муниципальных  избирательных отношений и юридических  норм, их регулирующих. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих  задач:
1) анализ муниципальных выборов  как формы непосредственного  участия населения муниципальных  образований в осуществлении  местного самоуправления и установление  их специфики;
2) исследование правовых принципов  муниципального избирательного  процесса (муниципальных избирательных  стандартов);
3) изучение порядка нормативно-правового  регулирования муниципальных выборов;
4) исследование конкретного механизма реализации права жителей муниципальных образований на непосредственное участие в местных делах путем муниципальных выборов;
5) анализ особенностей муниципальных  выборов депутатов представительных  органов местного самоуправления (на примере Балаковского муниципального района саратовской области);
6) изучение особенностей муниципальных  избирательных систем, применяемых  на местных выборах;
Методологической основой исследования дипломной работы являются диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные  и частнонаучные методы (абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, лингвистический).
Нормативную базу исследования составили  законодательство Российской Федерации  и субъектов Федерации, постановления  и определения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения  Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению; статистические данные, касающиеся   проведению муниципальных  выборов  в Балаковском муниципальном районе; обзор справочно-правовых систем «Гарант-максимум» и «Консультант Плюс»; официальные интернет-сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления;   контент-анализ периодических изданий по вопросам избирательного права и процесса и муниципального права.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что сформулированные в нем  выводы, заключения и предложения  по совершенствованию муниципального избирательного права, способствуют развитию и дополнению целого ряда правовых институтов конституционного, муниципального, избирательного права, уточнению знаний о них. В выпускной квалификационной работе сформулированы новые подходы  к научно-теоретическому осмыслению проблем выборов в органы местного самоуправления, которые могут лечь в основу новых научных исследований в данных областях права.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что  ней анализируются система формирования муниципальной публичной власти и место в ней муниципальных  выборов. В работе показаны муниципальные  выборы как форма непосредственного  осуществления населением местного самоуправления, принципы их проведения и нормативно-правовое обеспечение.
В дипломной  работе раскрываются порядок и проблемы формирования путем прямых и косвенных выборов  представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также других органов, которые формируются (или могут  формироваться) путем избрания —  органов территориального общественного  самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, контрольных  и других органов.
Структура работы. Дипломная  работа состоит из введения, двух глав, четырех  параграфов, заключения и библиографического списка.
 
 
Глава 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ВЫБОРЫ, КАК ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ВЫБОРОВ
Согласно ч. 2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов. Муниципальные выборы — это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами.4 Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо муниципальные выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования. Согласно ч.1 ст.131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Муниципальные выборы, как  Одина из форм прямого волеизъявления граждан,  проводятся:
во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);
во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования  и иных выборных должностных лиц  местного самоуправления.
Таким образом, можно дать более полное определение: муниципальные  выборы — это форма прямого  волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных  образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.
Как сказано выше, жители муниципального образования в соответствии с численностью муниципального образования  самостоятельно определяют то, какие  именно выборные органы местного самоуправления будут действовать в  том или ином муниципальном образовании. Так, в статье 12 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года, установлено, что Представительный орган Балаковского муниципального района - Собрание Балаковского муниципального района - состоит из 25 депутатов, избираемых населением Балаковского муниципального района на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Глава Балаковского муниципального района избирается Собранием Балаковского муниципального района из своего состава на срок полномочий Собрания Балаковского муниципального района и исполняет обязанности Председателя Собрания Балаковского муниципального района. Следовательно в Балаковском муниципальном районе выборным (избираемый населением на муниципальных выборах) является Собрание депутатов Балаковского муниципального района.
Рассматривая вопрос о  видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные  и досрочные выборы.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока  полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования  и не может быть менее двух и  более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его  избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Досрочные муниципальные  выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов  и должностных лиц местного самоуправления.
Так, полномочия представительного  органа местного самоуправления согласно Закону об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Закона (ответственность представительного  органа муниципального образования  перед государством). Полномочия представительного  органа муниципального образования  могут быть также прекращены:
а) в случае принятия указанным  органом в порядке, установленном  в уставе муниципального образования, решения о самороспуске;
б) в случае вступления в  силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности  данного состава депутатов представительного  органа муниципального образования, в  том числе в связи со сложением  депутатами своих полномочий;
в) в случае преобразования муниципального образования (объединение  или разделение муниципальных образований  и т. д.).
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
    его смерти;
    отставки по собственному желанию;
    отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г.;
    признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
    отзыва избирателями;
    установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
    досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Муниципальные выборы могут  быть также повторными и дополнительными.
Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях (при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, когда не все мандаты оказались замещенными, и др.).
Дополнительные выборы назначаются  в одномандатном избирательном  округе в случае досрочного прекращения  полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут  быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » от 12 июня 2002г.
Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат  не может быть избран на срок более  одного года.
Таким образом, муниципальные  выборы, являясь наряду с местным  референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных  образований, занимают особое место  в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.
Регламентация принципов  организации и проведения выборов  в органы государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового регулирования в области  общественных избирательных отношений. Избирательное право представляет собой совокупность институтов, нормы  которых регулируют содержание субъективного  избирательного права граждан, а  также формально-юридические гарантии, условия и порядок осуществления  данного права. Поэтому вопрос о  принципах избирательного права  не может быть ограничен рамками  субъективной формы участия граждан  в избирательном процессе, представленной в категориях всеобщего равного  и прямого избирательного права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда органично  входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие демократическую  природу выборов как политического  института народовластия и обеспечивающие свободное и открытое участие  граждан в процессах и структурах государственной власти.5
Конституционными принципами российского избирательного права  в целом и муниципального избирательно права в частности,  являются всеобщность, равенство, непосредственность избрания, тайна голосования, добровольность. Однако, анализ действующего федерального и регионального законодательства, касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов публичной власти в части правового регулирования политических прав и свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации.
Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации", согласно которой  демократические свободные и  периодические выборы в органы государственной  власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей  народу власти. Дополнительные определения  сформулированы в статье 3, предназначенной  для юридической квалификации в  целом принципов проведения выборов, - открытость и гласность.
Состояние и уровень юридической  разработки системы общенормативных принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их исчерпывающую - перечневую и содержательную - характеристику. Примером открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения выборов.
 Обязательность выборов. Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе через избирательный процесс.
Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", при  этом основной акцент сделан, главным  образом, на условиях и процедуре  назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов  показала, что введение института  назначения выборов не гарантирует  в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных  выборов.
Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных  отношений - их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть продления или сокращения времени  выполнения полномочий выборных органов  государственной власти, - является важнейшим инструментом обеспечения  или, напротив, ограничения избирательных  прав граждан.6 Именно эти моменты процедуры организации выборов получили развернутую оценку в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в постановлении от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления". Правовые позиции Конституционного Суда основывались на том, что осуществление права граждан Российской Федерации на участие в свободных периодических выборах предполагает наличие регулирующих выборы предписаний в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации, конкретно определяющих сроки полномочий выборных органов и тем самым - периодичность выборов. Эти предписания нормативных актов должны соответствовать предписаниям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, имеющим более общий характер, например, устанавливающим максимальные предельные сроки полномочий выборных органов субъектов Российской Федерации, без определения конкретных сроков и тем более дат голосования. Суд отметил, что отсутствие такой нормативной базы, как и затягивание сроков полномочий выборных органов, нарушает гарантии всеобщего и равного избирательного права, ограничивает выявление действительной воли избирателей.7
Периодичность выборов. Этот принцип связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени.
Нормативная регламентация  времени деятельности выборных институтов публичной власти призвана, с одной  стороны, обеспечить стабильность их функционирования, а с другой - гарантировать сменяемость (ротацию) депутатов и выборных должностных  лиц по итогам голосования. Периодичность  проведения выборов является одним  из необходимых условий демократичности  и легитимности формируемых через  избирательный процесс государственных  институтов. Принцип периодичности выборов квалифицируется рядом международных документов как общее условие признания их правосубъектности. Так, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, отмечено, что воля народа, являясь основой власти правительства, "должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах...". В подпункте 5.1 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня 1990 года подчеркнуто, что к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся "свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования".
Правовое определение  принципа периодичности выборов  в федеральном избирательном  законодательстве не завершено в  той мере, в какой это необходимо для последовательной реализации положений  соответствующих международно-правовых актов. Так, если сроки полномочий выборных федеральных органов государственной власти юридически установлены на уровне конституционно-правовых норм, то срок полномочий региональных органов государственной власти может варьироваться в более широком временном диапазоне, хотя законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, устанавливает срок полномочий региональных органов, аналогичный срокам деятельности федеральных органов, а в статье 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо предусмотрено, что максимальный срок полномочий выборных региональных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не должен превышать пять лет. Выборный срок полномочий органов местного самоуправления согласно российскому законодательству не может быть меньше 2-х лет и не может превышать срок в пять лет. Например, срок полномочий депутатов Собрания Балаковского муниципального района составляет, согласно Уставу БМР, 5 лет.
Открытость и гласность  выборов. Открытость и гласность  относятся к универсальным принципам  организации выборных институтов публичной  власти. Федеральное избирательное  законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного  принципа в деятельности избирательных  комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и  гласность избирательных кампаний для всех участников избирательного процесса - кандидатов, избирательных  объединений и блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в  частности, введением в избирательный  процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической  публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении  и расходовании средств избирательных  фондов, обязательностью официальной  публикации полных данных о результатах  выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.
Свобода выборов.  Принцип свободы выборов предполагает добровольность участия гражданина в избирательном процессе и, как следствие, недопустимость любых форм воздействия с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Ранее существовало внешнее противоречие между отдельными составными элементами организации и проведения демократических выборов, заключающееся в том, что действующее избирательное законодательство предусматривало, с одной стороны, институт признания выборов состоявшимися или несостоявшимися в зависимости от количества избирателей, принявших участие в голосовании, и, с другой стороны, институт добровольности и свободы участия избирателей в выборах. В настоящее время это противоречие устранено: минимальный порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися отменен. Систематическое толкование понятия "свободные выборы", основанное на текстах Конституции Российской Федерации и определениях федерального избирательного законодательства, заключается в том, что через избирательный процесс не только формируются институты публичной власти, но и обеспечивается легитимный и представительный характер выборных органов государственной власти, а эти политико-правовые качества демократии обнаруживают себя только через свободные выборы и непосредственно связаны с юридически фиксированной квотой участия избирателей в выборах, которая является необходимой формой признания политическим сообществом права выборных органов государственной власти осуществлять функции публичной власти в пределах и сроки, установленные законами.8
  Альтернативность выборов. Принцип альтернативности составляет исходную предпосылку организации и проведения демократического конкурентного избирательного процесса. Открытая юридическая формула данного принципа развернута в статье 32 вышеуказанного Федерального закона. Так, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число оставшихся зарегистрированных кандидатов будет меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий (в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах).
Принцип альтернативности выборов  является нормативным начальным  и конечным условием проведения избирательных  кампаний и юридического признания  их результатов. Собственно понятие "альтернативность выборов" было введено в юридический  оборот определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной  Думы. Конституционный Суд квалифицировал альтернативность в качестве важнейшего условия подлинно свободных выборов, обеспечивающего избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления.
Федеральное избирательное  законодательство не содержит полной характеристики принципа альтернативности выборов. Юридически не определено, должно ли это политическое качество избирательного процесса охватывать все его стадии и на каких условиях возможно проведение безальтернативных выборов применительно  к их отдельным категориям - повторные  выборы, повторное голосование; должен ли он соблюдаться при проведении выборов всех уровней - федеральных  и региональных - или существуют определенные ограничения и исключения из данного правила. Неоднозначная трактовка реализации принципа альтернативности позволила ряду субъектов Российской Федерации установить в своем законодательстве режим безальтернативных выборов. Представляется, что принцип альтернативности является общим условием организации и проведения всех выборов и федеральное законодательство прямо должно квалифицировать его в качестве императивного требования демократической избирательной практики.9
Гарантии избирательных  прав граждан при проведении муниципальных  выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и  определения результатов муниципальных  выборов устанавливаются федеральным  законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут  применяться при проведении муниципальных  выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации  видами избирательных систем уставом  муниципального образования определяется та избирательная система, которая  применяется при проведении муниципальных  выборов в данном муниципальном  образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных  систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности  избирателей в муниципальном  образовании, вида муниципального образования  и других обстоятельств. Итоги муниципальных  выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Стандартами демократических  выборов, говорится в Рекомендациях  Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ для международных  наблюдателей Содружества Независимых  Государств по наблюдению за выборами (одобрены 5 декабря 2002г. в Санкт-Петербурге), являются такие принципы организации  избирательного процесса, как право  гражданина по достижению установленного конституцией и (или) законодательством  возраста избирать и быть избранным  в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на выборные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебного контроля, а также гражданского (общественного) и международного наблюдения за выборами.
1. Местное самоуправление  как форма осуществления народом  своей власти необходимо предполагает  право граждан избирать и быть  избранными в органы местного  самоуправления, наделенные полномочиями  по решению вопросов местного  значения. Законодательное регулирование  этого права должно обеспечивать  всем гражданам равные избирательные  права, равные возможности для  их реализации независимо от  пола, расы, национальности, языка, религии  или вероисповедания, политических  и иных убеждений, социального  происхождения и иных подобных  обстоятельств. Я думаю, что  вместе с тем нельзя рассматривать  в качестве дискриминационных  ограничений разумные, установленные  законом, требования для осуществления  избирательных прав граждан, а  также ограничения, обусловленные  необходимостью защиты конституционного  строя, обеспечения национальной  безопасности и общественного  порядка и т.п.
2. Согласно Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3), Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 3), Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. (ст. 23) муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с международными избирательными стандартами всеобщее избирательное право применительно  к муниципальным выборам означает в принципе, что каждый человек  имеет право избирать и быть избранным  в органы местного самоуправления.
Вместе с тем это  право может быть ограничено требованиями, предъявляемыми к реализации активного  и пассивного избирательного права. Федеральное законодательство устанавливает, что активным избирательным правом граждане обладают, во-первых, по достижении 18 лет. Во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пределах соответствующего избирательного округа. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом участвовать в муниципальных выборах обладают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Принцип равного избирательного права призван обеспечить участие  граждан в муниципальных выборах  на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос; в тех же случаях, когда избирательная система  предусматривает наличие у избирателей  более одного голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Поэтому, если на выборах в представительный орган муниципального образования  образуются избирательные округа с  разным числом мандатов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Гарантией равного избирательного права является также законодательное  требование к образованию избирательных  округов: они образуются примерно с  равным числом избирателей с установленными законом допустимыми отклонениями от средней нормы представительства  избирателей. Принцип равного избирательного права предполагает также: равенство  возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных  выборах.
Принцип прямого голосования  на муниципальных выборах означает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных  законом, — и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.
Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.
3. Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Открытость и гласность муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения муниципальных выборов, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.
Деятельность избирательных  комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении  результатов выборов осуществляется также открыто и гласно.
Обеспечение гласности и  открытости муниципальных выборов  предполагает также создание необходимых  условий для объективного освещения  избирательной кампании средствами массовой информации, для осуществления  общественного контроля и международного наблюдения за муниципальными выборами.
5. Обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов предполагает создание равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов, избирательных объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для исключения возможностей фальсификации их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных кампаний кандидатов, политических партий.
6. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается
7. Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
8. Судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, федеральными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демократический характер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законом, международными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные  выборы, как и выборы государственных  органов власти, только в том случае выполняют свое социальное предназначение, играют роль действенного демократического инструмента выявления воли граждан, когда они являются подлинно демократическими, свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные сроки. Для этого Федеральное избирательное  законодательство, основываясь на международных  избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.
 
 1.2. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ.
Избирательная система определяет особенности избирательного процесса, избирательных кампаний. Избирательный  процесс – законодательно установленный  порядок подготовки и проведения выборов, включающий ряд стадий (этапов), каждая из которых имеет особые цели, круг участников, процессуальные документы. Понятие «муниципальный избирательный  процесс» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальный избирательный процесс имеет те же стадии, что и избирательный процесс на иных выборах. В их числе: назначение выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление и уточнение списков избирателей, выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов, предвыборная агитация, проведение голосования, установление итогов голосования и определение результатов выборов,  официальное опубликование результатов выборов, отчет организующей выборы комиссии о расходовании бюджетных средств.  Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения представительного органа муниципального образования о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.10
Согласно Федеральному Закону №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» период подготовки и проведения выборов начинается со дня официального опубликования  решения уполномоченного должностного лица или представительного органа государственной или местной  власти о назначении муниципальных  выборов до дня представления  избирательной комиссией, организующей эти выборы, отчёта о расходовании средств муниципального бюджета, предназначенных на эти цели.
Таким образом, организация  выборов – это система установленных  законодательством действий субъектов  избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных  прав граждан избирать и быть избранными.
Остановимся подробнее на стадиях муниципального избирательного процесса.
Первой стадией считается  назначение выборов. Муниципальные  выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления.  Назначение выборов знаменует собой старт  избирательной кампании, а самостоятельное  значение этой стадии избирательного процесса обеспечивается строгостью законодательного регулирования, отношений, связанных  с определением видов назначаемых  выборов, тех, кто их назначает, и  сроков назначения.
Очередные выборы назначаются  в связи с истечением срока  полномочий органов местного самоуправления. Он не может быть менее двух лет  и более пяти лет (ч.1 ст. 8 ФЗ-№67от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Муниципальные власти не могут изменить (продлить или сократить) срок полномочий действующих органов или депутатов не допускается. Если такое решение всё же состоялось, то оно применяется только после завершения полномочий этого действующего органа или депутата. Запрет на изменение срока полномочий действующих выборных органов местного самоуправления означает, что решения, изменяющие их, должны вступать в силу только по истечении сроков полномочий выборных органов местного самоуправления, действующих на момент принятия таких решений.
И всё же исключение из этого  правила есть. Продление или сокращение сроков полномочий муниципальных органов  не более чем на один год допускается  лишь в целях совмещения выборов  органов местного самоуправления с  днём голосования на выборах в  региональные или федеральные органы государственной власти. Решение  об изменении сроков полномочий в  этом случае осуществляется нормативным  правовым актом муниципального образования, который доводится до сведения Центральной  избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ).
Внеочередные (досрочные) выборы назначаются в связи с досрочным  истечением полномочий органов местного самоуправления. Основания такого прекращения  полномочий получили закрепление в  ч.16 ст.35, ст. 73 ФЗ-№131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как правило, ими являются: самороспуск представительного органа местного самоуправления; вступление в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа. Основаниями досрочного завершения полномочий глав муниципальных образований являются: прекращение ими гражданства РФ; выезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации; вступление в законную силу обвинительного приговора суда; отставка по собственному желанию и т.д.
Обязательного указания требует  ещё одно основание, касающееся представительных органов местного самоуправления и  глав муниципальных образований. Это  особый вид публично-правовой ответственности  муниципальных органов перед  государством в соответствии со ст.72-74 ФЗ№ 131 «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». За невыполнение решений суда, признавших акты местного самоуправления несоответствующими российскому законодательству, полномочия местных представительных органов и глав муниципальных образований могут быть прекращены досрочно по решению региональных органов государственной власти. Именно в таких случаях назначаются досрочные выборы. При признании выборов несостоявшимися, или недействительными назначаются повторные выборы. Они же имеют место в том случае, когда избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца (в случае, если местный представительный орган остался в неправомочном составе) либо не позднее чем через год со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными (п.5 ст.71 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Это не влечёт за собой прекращение полномочий всего органа власти, как это бывает при досрочных выборах. Голосование на дополнительных выборах проводится не позднее чем через год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Повторные и дополнительные выборы не назначаются, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.
 Решение о назначении  выборов принимает уполномоченный  на то орган или должностное  лицо. В роли уполномоченных выступают  либо местные представительные органы, либо региональные органы государственной власти. Сроки назначения муниципальных выборов регулируются ФЗ-№67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований. Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Решение о назначении повторных выборов публикуется в течение трех дней со дня его принятия.
Образование избирательных  округов и избирательных участков относится ко второй стадии выборов. Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и  проведения муниципальных выборов. От избирательных округов  непосредственно  гражданами РФ избираются депутаты представительных органов местного самоуправления и  главы муниципальных образований.
Российское избирательное  законодательство устанавливает три  вида избирательных округов:
1) единый, включающий в  себя всю территорию муниципального  образования (он предназначен  для выборов руководителей муниципальных   образований, а также депутатов  представительных органов местного  самоуправления, избираемых по пропорциональной  системе);
2) одномандатный, в котором избирается один депутат;
3) многомандатный, предназначенный для избрания нескольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 ФЗ-№67  от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах избирательного участка).
Муниципальное образование  разбивается на одномандатные и  многомандатные округа  на выборах в представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности  избирателей. Избирательная комиссия, организующая выборы в муниципальные  органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных округов. Схема округов — документ, утверждаемый местным представительным органом. Она должна содержать: границы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номера избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но  и ее графическое изображение. При отсутствии органа представительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.
Избирательные участки —  это территориальные единицы, создаваемые  для проведения голосования и  подсчета голосов. Они образуются главами  муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных  образований, территориальными избиркомами  не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находящиеся  в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных  и отдаленных районах, которые могут  образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования. К организации участков предъявляются специальные требования. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирателей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.
После утверждения избирательных  округов и избирательных участков происходит формирование  избирательных  комиссий. Избирательные комиссии —  коллегиальные органы, формируемые  в порядке и сроки, установленные  законодательством, организующие и  обеспечивающие подготовку и проведение муниципальных выборов.
Избирательная комиссия субъекта Федерации — это организующая выборы избирательная комиссия, т. е. комиссия, на которую избирательным  законодательством возложено руководство  деятельностью всех избиркомов по подготовке и проведению муниципальных выборов.11 Данное определение позволяет понять, почему в систему комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, включаются избирательные комиссии субъектов Федерации.
Следующий уровень избиркомов — основной. Он включает избирательные  комиссии муниципальных образований, а также территориальные избирательные  комиссии. Из всей системы только за избирательной комиссией муниципального образования законодательно закрепляется право по обеспечению подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления (п. 1 ст. 24 ФЗ-№67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Территориальные комиссии формируются для  организации выборов в органы государственной власти (п. 1 ст. 26 ФЗ № 67). Однако на территориальные комиссии могут быть возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местных выборов. Такое решение принимается комиссией субъекта Федерации по обращению представительного органа местного самоуправления.
Окружные избиркомы создаются  в случаях, предусмотренных законом, в период выборов по одно - или  многомандатным округам.
Участковые комиссии —  самое массовое звено в цепи избиркомов. Они контролируют соблюдение на территории участка порядка проведения предвыборной агитации, уточняют список избирателей, что позволяет наделить их статусом комиссий, организующих выборы, пусть  даже в предельно ограниченном пространстве (на закрепленном избирательном участке).
   Положения ФЗ-№67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»  кардинальным  образом изменяют представление  о правовом положении и порядке  формирования избирательных комиссий.
  Существующий одновременно  механизм возложения на территориальные  комиссии полномочий по проведению  выборов в органы местного  самоуправления позволяет им  выступать также организаторами  муниципальных выборов. Комиссии  муниципальных образований являются  органом местного самоуправления. На это указывает №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации» в пункте 2 статьи 24.  
Окружным и участковым комиссиям по выборам органов  местного самоуправления скорее подойдет характеристика коллегиальных органов, выступающих в форме самоорганизации  граждан.
Правовое положение избирательных  комиссий, организующих подготовку и  проведение муниципальных выборов, характеризуется следующими особенностями:
1) срок полномочий избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления (комиссий субъектов Федерации, муниципальных образований и территориальных комиссий) равен четырем годам. Комиссии этой группы действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Окружные избирательные  комиссии действуют до дня официального опубликования решения о назначении следующих муниципальных выборов. Фактически продолжительность их деятельности приравнивается к сроку полномочий представительных органов местного самоуправления и зависит только от него.
Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня опубликования  результатов выборов. В случае обжалования  или опротестования итогов голосования  на соответствующем избирательном  участке полномочия данной участковой комиссии прекращаются после вынесения  окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией  или судом;
2) составы избирательных комиссий  формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, местного самоуправления, общественных объединений. В комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, каждого избирательного объединения или блока, общественного объединения.
Кроме указанных субъектов, правом выдвижения претендентов в избирательные  комиссии обладают: представительные органы местного самоуправления, избирательные  комиссии субъектов Федерации предыдущего  состава, ЦИК РФ (при формировании комиссий субъектов Федерации); собрания избирателей по месту службы, учебы, жительства и работы, избирательные  комиссии муниципальных образований  предыдущего состава, региональные избирательные комиссии, избирательные  объединения (блоки), допущенные к распределению  мандатов в местном представительном органе (при создании избиркомов муниципальных  образований).
  Окружные, территориальные  и участковые комиссии назначаются  вышестоящими избирательными комиссиями, организующими подготовку и проведение  выборов (прежде это право принадлежало  местным представительным органам). Избирательные комиссии муниципальных  образований назначаются представительным  органом местного самоуправления. Наконец, комиссии субъектов Федерации  формируются региональным законодательным  органом и высшим должностным  лицом субъекта Федерации в  равной пропорции.
Органы, ответственные за формирование комиссий, обязаны назначить  не менее одной второй от общего числа их членов на основе предложений  партий, избирательных объединений  и блоков. Таким образом, доля партийного присутствия возросла  до одной  второй. Государственные и муниципальные  служащие не могут составлять более  одной трети от общего числа членов комиссии;
    численный состав избиркомов определяется законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. В федеральном законодательстве устанавливаются параметры лишь трех комиссий — ЦИК РФ (15 человек) субъектов Федерации (от 10 до 14 человек) и территориальных (от 5 до 9 человек), т. е. тех комиссий, которые ответственны за организацию подготовки и проведение выборов в органы государственной власти;
    избирательные комиссии, реализуя две основные функции (осуществление и защита избирательных прав граждан, подготовка и проведение выборов), наделены разнообразными полномочиями. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, законодательных актах субъектов Федерации, уставах муниципальных образований применительно к каждому уровню избиркомов. Решения комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти регионов, муниципальных образований, избирательных объединений (блоков), организаций, должностных лиц, избирателей. В рамках собственной компетенции комиссии независимы от органов государственной власти и местного самоуправления;
    в основу деятельности избирательных комиссий положены принципы, раскрывающие существо их деятельности:
1. Принцип коллегиальности; 
2. Принцип гласности; 
3. Принцип обязательности  решений комиссий.
Параллельно началу деятельности избирательных комиссий начинается этап выдвижения кандидатов в избираемые органы местного самоуправления.
В Российской Федерации установлены  минимальные ограничения для  баллотирования в органы государственной  власти и местного самоуправления. К ним относятся: отсутствие гражданства; признание гражданина по решению  суда недееспособным; содержание в  местах лишения свободы по приговору  суда (п. 2, 3 ст. 4 №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»). Ограничения касаются как активного, так и пассивного избирательного права.
Вместе с тем осуществление  избирательных прав в условиях муниципальных  выборов имеет особенности. Одна из них связана с предоставлением  права избирать и быть избранным  в органы местного самоуправления иностранным  гражданам, постоянно проживающим  на территории соответствующего муниципального образования. Но это правило распространяется не на всех иностранцев. Оно касается лишь тех лиц, с государствами  которых Российской Федерацией заключены  международные договоры. Другая особенность  — ограничение в реализации пассивного избирательного права военнослужащими, проходящими службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений, если до призыва (учебы) они проживали  за пределами муниципального образования, на территории которого проводятся выборы органов местного самоуправления. Эта  категория граждан РФ не включается в списки избирателей и не учитывается  при определении числа избирателей (п. 5 ст. 17 №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»).
Реализация пассивного избирательного права обременена дополнительными  ограничениями, обусловленными установками  федерального законодательства о выборах.12 К ограничениям подобного рода может быть отнесено:
1) установление минимального  возраста, необходимого для избрания  депутатом представительного органа  местного самоуправления, главой  муниципального образования (21 год). Указанный минимальный возрастной  предел не может быть превышен  законами субъектов Федерации.  Напротив, допускается его снижение, что расценивается федеральным  законодателем как дополнительное условие реализации гражданином своего права быть избранным. Установление законами субъектов РФ максимального возраста кандидата невозможно.
    запрет на регистрацию гражданина в качестве кандидата при наличии в отношении него вступившего в законную силу решения суда о лишении данного лица права занимать муниципальные должности в течение определенного срока (п. 7 ст. 4 №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участ
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.