На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансы государственных и муниципальных учреждений образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение                                                                                                           3
1.Государственные  и муниципальные учреждения образования  в современных условиях хозяйствования                                                         5
2.Порядок  и правила оказания платных  и «бесплатных» услуг бюджетными  учреждениями образования                                                                                  12
3.Планирование  доходов и расходов государственных  и муниципальных учреждений образования                                                                                     19
Заключение                                                                                                      29
Библиографический список                                                                            31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.  
    Применяются новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования. Финансы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. 
      Расходы на образование являются  именно такими инвестициями, поскольку  развитие всех отраслей экономики  напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
    Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.
    Государство гарантирует ежегодное выделение  финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета.
    В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
        1.Дать характеристику государственным  и муниципальным учреждениям  образования в современных условиях  хозяйствования;
    2.Рассмотреть порядок и правила оказания платных и «бесплатных» услуг бюджетными организациями образования;
    3.Рассмотреть  вопрос планирования доходов  и расходов государственных и  муниципальных учреждений образования 
 
 
 

1.Государственные  и муниципальные  учреждения образования в современных условиях хозяйствования
    Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.
    Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы регулирования государственной политики в области образования сформулированы в федеральном законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.
    Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранять единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.
    Реализация  государственных гарантий права  граждан на образование обеспечивается путём создания системы и соответствующих  условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчёркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счёт средств и местных бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из бюджета местного органа самоуправления.
    Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
    Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:  
     - дошкольные;  
    - образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;   
    - начального, среднего, высшего и  послевузовского профессионального  образования;  
     - дополнительного образования взрослых;   
     - дополнительного образования детей;   
     - специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;   
     - для детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей);  
     - другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.  
      Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.
    Кроме образовательных учреждений в систему  образования включается также широкая  сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по    хозяйственному содержанию зданий и др. 
      Каждое образовательное учреждение  создаётся одним или несколькими  учредителями, которые финансируют  его деятельность. В соответствии  со ст.120 ГК РФ «учреждением  признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.         
      Степень участия бюджета того  или иного уровня в финансировании  расходов зависит от целого  ряда факторов, в том числе:  от государственного устройства  и общей системы государственного  управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:  
     - на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждении профессионального образования;   
     - на реализацию федеральных образовательных  целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п. 
      В последние годы наметилась  тенденция к целевому выделению  средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды,  в том числе и на финансирование  федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.  
      Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование». 
      Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы «Об общественных объединениях и общественных организациях»,«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, «О некоммерческих организациях».  
      В настоящее время система  частного предпринимательства в  образовании отражает общественную  реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями,  но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:  
     - предпринимательской, условно-предпринимательской  или специфической деятельностью  самого образовательного учреждения;   
     - взаимодействие с юридическими  и физическими лицами, способными  осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Порядок  и правила оказания  платных и «бесплатных»  услуг бюджетными  учреждениями образования
    Объективная необходимость все более зримого  включения образовательных учреждений в рыночную среду определяется в первую очередь закономерным переходом от государственно-монополистических и командно-распределительных экономических отношений к системе рыночных отношений в масштабе всего хозяйства страны.
    При формировании нового экономического механизма  важно учитывать факторы внешние и внутриотраслевые. Внешние факторы означают необходимость согласования развития образования с изменениями экономики страны в целом. Сокращается и даже вовсе исчезает централизованное плановое материально-техническое снабжение школ, ПТУ и вузов материалами, оборудованием и другими промышленными товарами по твердым лимитным государственным ценам. Резко возрастает их свободная продажа по свободным ценам в соответствии с рыночным законом спроса и предложения. Увеличивается потребность учебных заведений в массе денежных средств, которую не может обеспечить государственная казна. Становится необходимым разными путями самостоятельно зарабатывать часть финансовых средств. Появляются платные образовательные услуги, увеличивается их объем, возникает рывок этих услуг. Растет количество учебных заведений, совмещающих свою основную деятельность с предпринимательской и т.д.
    На  смену прежней чрезмерной регламентации  и централизации хозяйственной, учебной и другой деятельности трудовых коллективов образовательных учреждений пришли процессы децентрализации, демократизации и предоставления широкой самостоятельности самим учебным заведениям.
    Российский  Закон «Об образовании» выделяет дополнительные образовательные услуги, закрепленные статьей 45. В ней констатируется, что государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и др.) за пределами соответствующих государственных образовательных программ и стандартов. Доход от такой деятельности за вычетом доли учредителя (собственника) используется по усмотрению учебного заведения на свое развитие, совершенствование и увеличение расходов на зарплату.
    Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с учащихся за образовательные  услуги, включая и те, что предоставляются в рамках государственных образовательных стандартов (ст. 46, п. 1). Поэтому с появлением новых частных, коллективных и других негосударственных учебных заведений еще больше расширяются позиции рынка образовательных услуг. Плата за эти услуги идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, в том числе на заработную плату, на развитие и совершенствование образовательного учреждения.
Вся деятельность как государственных, так и негосударственных  учреждений по оказанию образовательных услуг, в том числе и платных, не относится к предпринимательской. Такая уставная непредпринимательская деятельность освобождается от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю (ст. 40, п. 3). Наряду с этим образовательное учреждение имеет право в соответствии со ст. 47 того же Закона заниматься предпринимательской деятельностью, которая предусмотрена его уставом.
    Предпринимательство, или предпринимательская деятельность, представляет собой инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, направленную на выполнение работ, выпуск и сбыт продукции, оказание услуг в получение в результате этого прибыли,
Закон «Об образовании» (ст. 47, п. 2) к предпринимательской  деятельности относит любую деятельность:
1) по  продаже и сдаче в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
2) по  торговле покупными товарами, оборудованием; 
3) по  оказанию посреднических услуг; 
4) по  долевому участию в деятельности  других учреждений (в том числе  образовательных), организаций, предприятий;
5) по  приобретению акций, облигаций,  иных ценных бумаг и получению  доходов (дивидендов, процентов)  по ним; 
6) по ведению других приносящих доход операций, непосредственно не связанных с собственным производством.
    Важно подчеркнуть, что все эти виды деятельности относятся к предпринимательской лишь в той части, в какой получаемый от них доход не используется на нужды образования. К предпринимательской деятельности относится также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, приносящая доходы. Такая деятельность должна быть зарегистрирована с уплатой регистрационного сбора. Если она не зарегистрирована, то все доходы от индивидуальной трудовой педагогической деятельности подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета (ст. 48).
    Приверженцы форсированного и широкого внедрения платности образования в России часто ссылаются на зарубежный опыт. Однако нельзя забывать, что во многих цивилизованных развитых странах функционирует давно отлаженная система образования, которая возникла и столетиями развивалась в условиях конкурентной рыночной экономики и приспособлена к ней. К тому же платность за обучение и там играет не главную роль в финансировании сферы образования. Мировой опыт подтверждает, что на долю внебюджетных источников финансовых ресурсов приходится, как правило, не более 10%. Нельзя также не учитывать тот тяжелейший экономический кризис, в условиях которого совершается в нашей стране переход к платным формам в просвещении. Ведь сегодня у нас на грани бедности живут 46% детей в возрасте до 15 лет. А в семьях с тремя детьми и более бедность достигла чрезвычайного уровня: 72%/14/.
    Вместе  с тем в решении острой проблемы платности за обучение необходим  строго дифференцированный подход в  зависимости от особенностей каждого  эвена сферы образования, региональных и других местных условий. Перевод дошкольного образования, например, на платные начала стал одной из причин резкого сокращения числа детей, посещающих эти учреждения. Вряд ли можно прогнозировать заметное сокращение государственных ассигнований в общеобразовательную школу. Здесь плата за дополнительные образовательные услуги способна лишь незначительно смягчить бремя расходов госбюджета. Средние учебные заведения, работающие на самоокупаемости, чаще всего едва сводят концы с концами.
Более свободно государство в сокращении своих финансовых обязательств перед  вузами и средними специальными учебными заведениями. Развитие рынка рабочей  силы ставит эти звенья профессионального  образования в условия, приближающие их к работе предприятий коммерческого сектора экономики.
    Многие  вузы уже перешли на многоуровневую подготовку специалистов, что позволяет  им быстрей откликаться на запросы  рынка рабочей силы. Доля доходов  от дополнительной деятельности образовательных  учреждений с учетом платы за обучение части студентов, составляет порядка 10% к бюджетному финансированию.
    Сегодня даже при желании вузовских работников трудно увеличить этот процент из-за низкого уровня доходов большинства  семей. Богатых в стране мало. С  ростом благосостояния населения будет увеличиваться число тех, кто сможет платить за учебу в вузе. Главное в том, что Конституция сохраняет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.
    Сфера платных услуг в большинстве  вузов РФ развивается по следующим  направлениям:
      Обучение студентов на платной основе дополнительно к утвержденному государственным заказом контингента студентов;
      Курсы и факультеты подготовки молодежи для поступления в вузы;
      Углубленное изучение отдельных предметов;
      Издательские услуги;
      Арендная плата за предоставление помещения, оборудования, технических средств;
      Прочие доходы.
    К тому же надо разграничивать возможности  вузов разных профилей в привлечении  внебюджетных финансовых средств.
    Заметную  роль в расширении границ платности  за обучение играет появление и увеличение негосударственных вузов.
    Коренные  причины возникновения и развития негосударственных некоммерческих вузов в рыночной экономике заключаются  в ограниченности ресурсов государства и его неспособности удовлетворять возрастающие потребности населения в соответствующих видах высшего специального образования. Тем более, что нередко негосударственные вузы работают гораздо эффективнее государственных, благодаря более гибкой системе управления, способны быстрее приноравливаться к изменяющимся запросам общества и экономики. У негосударственного некоммерческого вуза наряду с таким обязательным источником поступлений финансовых ресурсов, как оплата за обучение, одним из ведущих источников его функционирования являются государственные инвестиции преимущественно в форме правительственных субсидий. Кроме того, немаловажны также взносы отдельных граждан, субсидии благотворительных фондов, дотации предприятий и т.д.
    Большая часть затрат таких вузов направляется на проведение учебного процесса и совершенствование обучения, ведение научно-исследовательской работы и другие цели.
    Опыт  России и других стран, переходящих  к конкурентному рынку, показывает, что здесь роль негосударственных  некоммерческих вузов и других учреждений еще важнее, чем для стран с развитой рыночной экономикой. Обусловлено это не только предельной ограниченностью ресурсов государства, но и сложностью социально-экономических задач переходного периода. Как уже отмечалось, в нашей стране за последние годы резко возросла потребность в специалистах экономического и юридического направления, в переподготовке кадрового потенциала с ориентацией на развитие рыночной экономики.
    При нормальной рыночной экономике основными  побудителями к получению высшего образования выступают: более высокая оплата высококвалифицированного труда; диплом об окончании вуза, свидетельствующий о приобщении к среднему классу; стремление оградить себя от безработицы. Само собой разумеется, кроме экономических действуют и другие стимулы: призвание, познавательные, духовные, нравственные потребности. Ограниченные пределы коммерческих рыночных отношений в образовательных учреждениях тесно связаны с развитием специальных некоммерческих организаций. Эти организации призваны получать фиксированные доходы для себя и компенсировать недостаток финансовых и других ресурсов, необходимых образовательным учреждениям для выживания и нормального функционирования. Частные и государственные некоммерческие организации получили широкое распространение за рубежом. Большое будущее принадлежит некоммерческим организациям и в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Планирование  доходов и расходов  государственных  и муниципальных  учреждений образования
    Финансирование  образовательных учреждений осуществляется на основании сметы доходов и расходов, в соответствии с которой должны расходоваться не только бюджетные средства, но и внебюджетные доходы учреждений. В то же время средства, которые с позиции бюджетного законодательства традиционно считаются бюджетными, являются доходами бюджета. При этом смета должна быть единой для всех средств учреждения, хотя на практике это пока не выполняется
    Рассмотрим  подробнее регламентацию составления  и исполнения смет образовательных  учреждений. Бюджетный процесс и смета 
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Смета доходов и расходов утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.

    Установленный Бюджетным кодексом порядок формирования бюджета на практике выполняется лишь в части ужесточения требований к расходам бюджетных учреждений. Причем эти нарушения повсеместны и имеют место не только на уровне муниципальных образований и регионов, но и на федеральном. 
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, как правило орган управления образованием, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет в соответствии с Кодексом. 
Бюджетный кодекс детально регламентирует процедуру планирования бюджетных средств

         Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.