На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие социальной пенсии и основания для её установления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     Федеральное агентство по рыболовству
                      Федеральное государственное образовательное учреждение
                                    Высшего профессионального образования
                    «Астраханский Государственный Технический Университет »
                                              ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 
 

                                                                     Кафедра «Экономика бизнеса и финансы» 
 
 

                                                              Реферат
                      по дисциплине «Управление пенсионным капиталом»
         на тему: «Понятие социальной пенсии и основания для её установления» 
 
 
 
 

                                                                                                                        Выполнил:
                                                                                                                студент группы
                                                                                                                          ДФФ-43
                                                                                                                      Тронько Е.И.
                                                                                                                        Проверил:
                                                                                                             к. э .н., доцент
                                                                                                                   Антонова О.В. 

                                                      Астрахань, 2011 г.
                                                  Содержание 

                                                                                                  Введение……...………………………………………………….……….……....….3
1. Сущность понятия социальной пенсии и условия её назначения...…….…....5
    1.1. Понятие социальной пенсии…………………………………...……...........5
   1.2. Основания установления социальной пенсии……………………………..7
2. Виды социальных пенсий………..…..………………………………………....10
    2.1. Социальная пенсия по старости…………………………………………...10
    2.2. Социальная пенсия по инвалидности……………………………………..15
    2.3. Социальная пенсия по случаю потери кормильца……………………….19
3. Изменение порядка индексации социальных пенсий россиян………….......25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список  использованной литературы……………………………………………..29
Приложение………………………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

    Идея пенсии стара как мир, история пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веков. Первоначально назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались демобилизовавшиеся римские легионеры. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, вместо оттенка избранности и отличия постепенно приобретая ярко выраженный социальный характер.
    Первые  в мире государственные пенсии появились  более 100 лет назад. Самая передовая  тогда страна Европы – Германия, ввела этот социальный институт в 1889 году в Германии – при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя – в 1908-ом году, а в Соединенных Штатах – государственная пенсионная система сложилась в 30-ые годы. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера – его вдове или детям. Интересно, что СССР, всегда гордившийся особой социальной защищенностью своего населения, предоставил народу право на пенсию по старости только в 1956 году – на 21 год позже, чем это сделали в США. Бесправным советским колхозникам старость стали оплачивать и вовсе лишь с 1964 года. Так что новый этап истории пенсионного обеспечения в России начался чуть больше 50 лет назад.
    Указанные законы имели ограниченную сферу  действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.
    В современной действительности, в  условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.
    Для таких категорий граждан был  издан Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который призван защищать население.
    Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.
    Социальная  пенсия – регулярная денежная выплата  нетрудоспособным гражданам, по каким  либо причинам, не имеющим права  на трудовую пенсию.
    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени; детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца; граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющих права на трудовую пенсию; граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
    Тема  реферата актуальна, поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по различным причинам оставшихся без  средств к существованию.
    Цель  работы: выявить особенности государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также теоретические аспекты социального обеспечения граждан.
    Задачами  реферата является изучение: понятия «социальная пенсия», видов социальных пенсий, категории граждан, имеющих право на получение социальных пенсий, размеров социальных пенсий и оснований для её установления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

                            
 
 
 
 

1. Сущность понятия социальной пенсии и условия её назначения.
    1.1. Понятие социальной  пенсии 

    Социальное  обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
    Право российских граждан на социальное обеспечение  закреплено в ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
    Социальное  обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
    Социальное  обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
    Если  говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные  формы помощи общества своим членам.
    Социальная  пенсия - это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Она является своего рода гарантированным государством минимальным пособием по старости. Ее финансирование полностью осуществляется из федерального бюджета, в отличие от трудовой пенсии, основным источником финансирования которой являются уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда страховые взносы за застрахованных лиц.
    В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.
    Как и трудовые пенсии, они назначаются  в связи с :
    достижением установленного законом возраста;
    наступлением инвалидности;
- потерей кормильца.
    Пенсия – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счёт государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.
    В соответствии с действующим законодательством  пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению  и трудовые пенсии.
    Пенсия  по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.
    Трудовая  пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определенно в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.
    В свою очередь пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются на:
    пенсии за выслугу лет;
    пенсии по старости;
    пенсии по инвалидности;
    социальные пенсии.
    Социальная пенсия - разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.
    Социальные  пенсии – это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве.  
 
 

      1.2. Основания установления социальной пенсии 

    Основания для установления социальных пенсий различны.
    Это: наступление инвалидности (I, II и III группы), наступление инвалидности в детстве, достижение соответствующего преклонного возраста — 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами (возраст в данном случае на 5 лет выше общего пенсионного возраста), смерть одного либо обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет. Пониженный пенсионный возраст для установления социальной пенсии установлен для граждан из числа малочисленных народов Севера: пенсия назначается им по достижении 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
    Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждены по поручению Правительства РФ Минздравом РСФСР 4 июля 1991 г. по согласованию с рядом других ведомств. В них включены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на различные сроки — от 6 до 12 месяцев, на 2 года, на 5 лет, до достижения 18-летнего возраста. Определен также порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. Оно выдается детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими центральными и районными больницами и поликлиниками, другими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам. Не позднее, чем за месяц до исполнения 18 лет дети-инвалиды направляются на освидетельствование в соответствующий орган медико-социальной экспертизы. На граждан, достигших 18 лет, которым устанавливается социальная пенсия в связи с инвалидностью, распространяются общие правила ее определения.
    Круг  лиц, имеющих право на социальную пенсию остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями:
    Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
    Дети-инвалиды.
    Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона.
    Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и  женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7-10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении».
    Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями того же Федерального закона.
    Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения им оплачиваемой работы.
    Медицинские показания, при которых ребенок  в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
    Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный  орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.
    Особый  порядок подачи заявления о назначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы России и не имеющих в России регистрацию по месту жительства или пребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не в территориальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России.
    Заявление о назначении пенсии может подаваться в любое время после приобретения права на пенсию (см. табл. 1). При этом, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления у гражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию. Например, женщина достигает возраста 55 лет 25 мая 2003 г., следовательно, подать заявление о назначении пенсии по старости она может в любой день, начиная с 25 апреля 2003 г., и если она обратится за пенсией до дня достижения 55 лет, включительно, то пенсия ей будет назначена со дня возникновения права на пенсию, т.е. с 25 мая 2003г.
    Если  гражданин, приобретает право на пенсию в период нахождения в местах лишения свободы, то он может подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.
    Если  право на пенсию приобретает несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо (пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, социальная пенсия), то заявление о назначении пенсии подается по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). А если законным представителем является соответствующее учреждение, в котором он пребывает (например, дом-интернат для умственно-отсталых детей), то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения этого учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              
 

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Виды  социальных пенсий
    2.1. Социальная пенсия  по старости 

    Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено  только лицам, постоянно проживающим  на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается.
    В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации", гражданам социальная пенсия назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.
    Социальная  пенсия по возрасту согласно ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).
    К коренным малочисленным народам Севера  (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
    Единый  перечень малочисленных народов  утверждается Правительством РФ по представлению  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают  эти народы. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста, т.е. 900 рублей в месяц (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
    В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с  условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.
    Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое — это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста.
    Обычно  многодетной признается женщина, имеющая  трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается  не всем таким женщинам, а лишь тем  из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
    Льготное  пенсионное обеспечение по признаку многодетности не распространено в мировой практике, даже в странах со сравнительно низкой рождаемостью. При этом не без оснований считается, что пенсионные льготы в отдаленной перспективе не могут повлиять на решение молодых родителей иметь определенное законодателем число детей. Да и многодетность в ущерб реальной возможности обеспечить хорошее воспитание и необходимый материальный достаток в семье не поощряется. Другими словами, сколько иметь детей в семье — это дело самой семьи. Возлагать на других застрахованных дополнительные расходы в связи с многодетностью признается несправедливым.
    Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается  органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в  медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании других документов. Мать ребенка записывается в книге записей рождений. На основании такой записи выдается свидетельство о рождении, которое служит доказательством происхождения ребенка от данной матери. Следует иметь в виду, что в определенных случаях женщина может быть указана в книге записей рождений матерью, хотя она и не является таковой. Это относится к случаям так называемого полного усыновления, т. е. к тем случаям, когда усыновители указываются в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка и им выдается свидетельство о рождении ребенка, где они указаны его родителями.
    Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка (но не более чем на 3 месяца), а также место его рождения. При этом изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается при усыновлении ребенка в возрасте до года.
    Из  этого следует, что если в свидетельстве  о рождении ребенка женщина указана  его матерью, то никто не вправе проводить  какие-либо действия, которые могут повлечь разглашение тайны усыновления. Это касается и работников органов социальной защиты населения. Итак, женщина, указанная в свидетельстве о рождении ребенка матерью, считается родившей ребенка.
    Усыновление вызывает определенные правовые последствия, устанавливает соответствующие права и обязанности. Согласно ст. 137 Семейного кодекса РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Семейный кодекс РФ решает вопрос о правах и обязанностях лишь между усыновленными и усыновителями, их потомством.
    Пасынки и падчерицы (дети одного из супругов), не усыновленные другим супругом, не учитываются, независимо от возраста, в котором они поступили на воспитание.
    Воспитание  детей родителями предполагается, как  и то, что они находятся на иждивении  родителей. Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т. д. Исключение — это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и государственной пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав — до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.
    Второе  основание — это воспитание матерью  ребенка — инвалида с детства  до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем  трудовом стаже не менее 15 лет.
    Происхождение ребенка — инвалида с детства  от матери (материнство) устанавливается  в порядке, изложенном выше, а его  воспитание матерью предполагается и не требует доказательств.
    То  обстоятельство, что ребенок являлся  инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся с отделе социальной защиты населения, который выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида.
    Третье  и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т. е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: общий стаж для мужчин — не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет.
    В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех  граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право  в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.
    Льготные  основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно. Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.
    Что касается второй категории инвалидов  — инвалидов I группы по зрению, то для  них пенсионный возраст снижен: для  мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин — на 15 лет, с 55 до 40 лет. Общий трудовой стаж снижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до 10 лет).
    Пенсионные  льготы в части пенсии по старости для инвалидов-слепых также введены многие годы назад. Российский пенсионный закон воспроизвел эти льготы. Их введение объяснялось тем, что пенсия по старости была в то время выше, чем пенсия по инвалидности, в том числе и I группы. Теперь положение иное: пенсия по инвалидности I группы, в частности по зрению, по отношению к заработку не может быть ниже пенсии по старости, обычно она выше.
    Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).
    Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и  воспринято практически без изменений  российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно).
    На  тех же условиях устанавливаются пенсии диспропорциональным карликам (это льготное основание, близкое к предыдущему, введено пенсионным Законом 1990 г.).
    Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие  справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.
    Закон не предусматривает увеличение размера  социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
    Размер  социальной пенсии по возрасту индексируется  с учетом темпов роста инфляции в  порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов. 

            2.2. Социальная пенсия по инвалидности 

    Пенсия  по инвалидности предусматривается  законодательством РФ и предоставляется  определенным категориям лиц, имеющим  установленную медицинской комиссией  инвалидность I, II, или III группы в результате трудовых увечий, профзаболеваний или  соматических заболеваний в период трудового стажа. Существуют основания для назначения пенсий. Это общие основания и пенсии военнослужащих.
    Пенсия  по инвалидности, назначенная в связи  с инвалидизацией на рабочем месте,  а также в связи с профзаболеванием не имеет зависимости от трудового стажа человека.  В то время как, для получения инвалидности лицам с общими заболеваниями необходим определенной длительности трудовой стаж, напрямую зависящий от возраста работника. Так, чтобы была назначена трудовая пенсия по инвалидности гражданам моложе двадцати трех лет требуется более одного года трудового стажа. Гражданам моложе двадцати лет пенсия назначается вне зависимости от трудового стажа.
    Согласно  Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам следующие:
    1. Получать социальную  пенсию могут лица  из числа нетрудоспособных  граждан. 
    Нетрудоспособным  может считаться гражданин, который  или достиг преклонного возраста, или имеет инвалидность, или потерял кормильца. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Как правило, при отсутствии других источников получения средств к существованию социальные пенсии являются для таких лиц важнейшей государственной гарантией материального обеспечения.
    В отдельных случаях социальная пенсия может быть назначена по выбору гражданина, который отвечает предусмотренным  в Законе условиям ее получения и  одновременно с этим отвечает условиям получения другого вида пенсии. Кроме того, социальная пенсия может быть назначена одновременно с пенсией по случаю потери кормильца.
    Например, инвалид с рождения, который получает социальную пенсию, установленную для  детей-инвалидов, в случае смерти отца, который являлся пострадавшим в результате радиационной катастрофы в Чернобыле и был единственным кормильцем в семье, дополнительно приобретает право на пенсию по случаю потери кормильца.
    Общими  условиями назначения социальной пенсии являются, во-первых, факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, во-вторых, отсутствие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, права на трудовую пенсию не имеют инвалиды, никогда не работавшие и не имеющие средств на накопительной части индивидуального лицевого счета.
    Постоянно проживающими на территории Российской Федерации являются граждане РФ, а  также иностранные граждане и  лица без гражданства, имеющие вид  на жительство. Разрешение на временное проживание, которое получает иностранный гражданин или лицо без гражданства до получения вида на жительство или установления гражданства, права на установление российской пенсии не дает.
    Категория "инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства" включает в себя инвалидов в возрасте от 18 лет независимо от группы инвалидности, времени и основания ее приобретения. Принадлежность к указанной категории определяется на основании справки об инвалидности или выписки из акта освидетельствования, выданной учреждением медико-социальной экспертизы.
    Категория "дети-инвалиды" выделена в качестве самостоятельной категории получателей  социальной пенсии. К ней относятся  дети от рождения до достижения возраста 18 лет (совершеннолетия), имеющие врожденную или приобретенную инвалидность.
    Еще одной категорией получателей социальной пенсии являются дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в  образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
    Категория "граждане из числа малочисленных  народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и  женщины)" включает в себя представителей народов этих народов, проживающих  в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, которые сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывают менее 50 тыс. человек и осознают себя самостоятельными этническими общностями.
    Категория "граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)" включает в себя лиц, достигших указанного пенсионного возраста. Напомним, что общий пенсионный возраст составляет 55 лет для женщин и 60 лет - для мужчин. Таким образом, пенсионный возраст для получения социальной пенсии повышен на пять лет. Возможности получить социальную пенсию досрочно (как, скажем, трудовую пенсию по старости) законом не предусмотрено.
    Социальная  пенсия выплачивается только лицам, которые являются гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории РФ. На иностранных граждан и лиц без гражданства дополнительно распространяется условие об отсутствии ограничения на получение пенсии, которое закреплено законами (обязательно наличие вида на жительство) и международными договорами РФ.
    Для назначения социальной пенсии гражданин  должен подать заявление о назначении социальной пенсии. От имени несовершеннолетних заявление подают их родители или  иные законные представители. Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению, зависит от категории обратившегося за указанной пенсией. Помимо паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, обычно требуются документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера; об установлении инвалидности; о смерти кормильца; о смерти родителя; подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью, и некоторые другие.
    2. Социальная пенсия  является самостоятельным  видом пенсий по  государственному пенсионному обеспечению (см. ст. 5 комментируемого Закона).
    В свою очередь, социальная пенсия делится  на несколько видов, среди которых:
    - социальная пенсия по инвалидности, которая назначается инвалидам  I, II и III групп, в том числе  инвалидам с детства, а также детям-инвалидам;
    - социальная пенсия по случаю  потери кормильца, получателями  которой могут быть дети в  возрасте до 18 лет, а также старше  этого возраста, обучающиеся по  очной форме в образовательных  учреждениях всех типов и видов  независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
    - социальная пенсия по старости, которая назначается гражданам  из числа малочисленных народов  Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и  женщины), и гражданам, достигшим  возраста 65 и 60 лет (соответственно  мужчины и женщины).
    Большая часть инвалидов и иных нетрудоспособных граждан получают социальную пенсию по инвалидности.
    3. Пункт 3 содержит  дополнительное условие  получения социальной  пенсии по старости.
    Такая пенсия не выплачивается гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), в период выполнения работы и (или) иной возмездной деятельности на основе гражданско-правового договора. Другими словами, пенсионерам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости выплачивается, только если они официально не работают.
    Право иных категорий граждан на получение  социальной пенсии не зависит от выполнения трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, от уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения.
    4. Право на социальную  пенсию также имеют  члены семей военнослужащих (за  исключением граждан,  проходивших военную  службу по призыву  в качестве солдат, матросов, сержантов  и старшин) и  лиц, приравненных  к ним, в случае  наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления.
    Членам  семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, не имеющим права на иной вид пенсии, выплачивается социальная пенсия.
    Размеры материального пособия по инвалидности варьирует в зависимости от причин инвалидизации и установленной группы инвалидности (см. табл.1).
    22 марта 2011 года в Федеральном  законе «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации», подписанным президентом страны и принятым Государственной Думой и одобренным Советом Федерации 25 марта 2011 года, произошло изменение расчёта индексации социальной пенсии. С 1 апреля 2011 года индексация социальной пенсии составила 10,27%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.