На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике в ОАО "Могилевхлебопродукт"

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1Организационно-экономическая характеристика  ОАО «Могилевхлебопродукт»
2 Предмет практического анализа  и экспериментальных исследований  
5
3 Оценка основных результатов деятельности                                          
9
4 Организация труда и управления на предприятии                                     
10
5 Товароведная экспертиза макаронных изделий                                     
15
6 Индивидуальное задание. Развитие торгового ассортимента                
25
7 Проект плана проведения исследований  в дипломной работе              
35
Список литературы                                                                                    
38
Приложения А Структура управления и подчиненности ОАО «Могилевхлебопродукт»                                                                                       
41
Приложение Б Инструкция по охране труда                                            
42
Приложение В  Упаковка, маркировка макаронных изделий                 
46
Приложение Г Удостоверение о  качестве макаронных изделий      
47

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевхлебопродукт»
 
Открытое акционерное общество «Могилевхлебопродукт» создано  приказом Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 17 декабря 1998 года №188 путем преобразования государственного предприятия «Могилевское производственное объединение хлебопродуктов» и зарегистрировано решением Могилевского областного исполнительного комитета от 24 февраля 2000 года №4-13 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №700099514.
Общество  является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Юридический адрес ОАО «Могилевхлебопродукт»: 212009, г. Могилев, ул. Космонавтов, 37.
Уставной фонд Общества составляет на 01.01.2010 года 11 594 185 150 руб., количество акций 231 883 703шт. Номинальная стоимость одной акции- 50 рублей. Количество акционеров всего 1182 человека, в том числе юридических лиц 14 человек, физических 1182 человека.
Целью деятельности акционерного общества является деятельность, направленная на получение прибыли. Основной вид деятельности – производство продукции высокого качества и доведения готовой продукции до потребителя.
Предприятие ОАО «Могилевхлебопродукт»  имеет 10 магазинов и 1 общественную столовую № 26. Рассмотрим деятельность магазина «Колос» № 2.
Магазин «Колос» № 2 ОАО «Могилевхлебопродукт»  расположен по адресу г. Могилев, ул. Лазаренко,57.
Время работы магазина с 08.00 до 20.00, без выходных. Обеденный перерыв с 14.30 до 15.00.
Магазин расположен в многонаселенном  районе, вблизи от общественного транспорта. Магазин встроен в первый этаж жилого дома.
Количество рабочих мест магазина составляет 8 человек, из них 1 - заведующий магазином, 6 - контролёров – кассиров, уборщица – 1человек.
К основным видам деятельности магазина «Колос» №2 относится розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами.
К основному ассортименту реализуемой  продукции  магазина можно отнести: колбасные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, бакалейные товары, хлебобулочные изделия, молочную продукцию, чай и кофе. В основном здесь реализуются товары отечественных производителей.
Основным методом продаж в магазине  является традиционный метод с комбинированием  продажи товаров по методу самообслуживания. Удельный вес реализации товаров  по методу самообслуживания составляет 51,3% от общего товарооборота. В данном магазине денежная форма расчетов с потребителями.
Площадь магазина составляет 85,3м : из них 51 м занимает торговый зал.
Торговый зал служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места кассиров. При этом устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Административно-бытовые помещения  связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Стены выкрашены в голубые тона, поверхность полов ровная, нескользкая, и прочная. Искусственное освещение  торгового зала равномерное, яркое  и имеет благоприятный спектральный состав. На окнах повешены жалюзи, на подоконниках имеются цветы.
Из оборудования в магазине имеется: универсальные горки, банет, 2 ларя, 2 холодильных витрины, 2 кассы.
Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине «Колос» №2 являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Горки можно легко демонтировать и устанавливать в других местах торгового зала.
Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина.
Значительное влияние на общее  впечатление о магазине оказывают  витрины. Они помогают ознакомиться с основным ассортиментом товаров. В них размещаются мясо и мясные полуфабрикаты, колбасы, сыры, кулинарные продукты. Витрины всегда чистые и прозрачные.
Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы. Они заняты обслуживанием покупателей в торговом зале. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, и т.д.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (уборщица).
Трудовые отношения на предприятии  регулируются трудовым договором (контрактом).  При заключении контракта работник и наниматель берут на себя обязательства  по охране труда (работник подчиняется  правилам внутреннего трудового распорядка, наниматель – обеспечивать условия труда в соответствии с законодательством, его оплату и другие условия, предусмотренные контрактом).
Оплата труда работников предприятия  осуществляется по повременно-премиальной  системе.
 
2 Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
 
Предметом практического анализа является развитие торгового ассортимента и обеспечение роста объема продаж.
Товарный ассортимент это вся  совокупность изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую  деятельность, фирма должна постоянно  развивать товарный ассортимент. Необходимость  этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:
- изменение спроса на отдельные  товары;
- появление новых или усовершенствование  уже существующих товаров в  результате проведённых исследований  в области техники и технологии;
- изменения в товарном ассортименте  конкурентов. 
Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
- целесообразность использования  свободных площадей и денежных  средств; 
- желание закупать товары широкого  ассортимента;
- целесообразность увеличения  числа потребителей за счет  побочных продуктов производства.
Задача высшего руководства  фирмы и состоит в том, чтобы, учитывая все эти факторы, обеспечить наиболее полное соответствие товарного  ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря планированию товарного ассортимента.
Но, несмотря на то, что изучение ассортимента товаров - очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров. Но недостаточно просто изучить и сформировать ассортимент товара надо еще уметь продавать.
Как увеличить объем продаж? Вопрос действительно вечный. Человек всегда стремится продавать все больше и больше. Редко можно встретить план компании, в котором в целях не значилось бы «Увеличить объем продаж на х %».
Например, на увеличение продаж работают имидж и репутация компании, привлекательная и надежная упаковка, поддержание постоянного качества продукции, точность и регулярность поставок, выигрышное расположение продукции (мерчендайзинг), профессиональный менеджмент и персонал компании. Очевидно, что чем большее количество возможностей использует компания для увеличения продаж, тем больших результатов она достигнет.
В качестве основных инструментов, позволяющих  повысить объем продаж, можно выделить следующие: ценообразование; маркетинговые воздействия, мотивационные методы.
Мотивационные методы увеличения продаж бывают:
Материальная мотивация представляет собой финансовое стимулирование обслуживающего персонала. Из методов данной мотивации следует выделить сдельный способ начисления зарплаты (процент от собственных продаж), премии (при выполнении определенного плана), специфические поощрения (процент от продажи, какой нибудь определенной группы товаров), консумационные премии, штрафы.
Психологическая мотивация представляет собой методы психологического воздействия, такие как горизонтальный карьерный рост (из контролера-кассира в старшего продавца), профессиональный рост (участие персонала в конкурсах,  фестивалях), соревнование (соревнование на наибольший чек).
Дисциплинарная мотивация основывается на возложении на сотрудника ответственности перед коллегами, например, круговая порука, инструкторская деятельность с практикантами.
Экономические методы увеличения продаж. Среди таких методов: снижение или повышение цен, система скидок и дисконтных карт и т.д.
Маркетинговые воздействия.
Под продвижением товара понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить. Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью.
Реклама - самый действенный инструмент в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность.
Хотя расходы на рекламу значительны, особенно при публикации объявлений в прессе, участии на выставках и ярмарках и т. д., затраты эти вполне оправданны. Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара, и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящие расходы на рекламу. Следует решительно опровергать расхожее мнение о том, что хороший товар в рекламе не нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар нуждается в рекламе, причем самой интенсивной, а рекламирование товара плохого качества приводит к огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия. На восстановление репутации в этом случае уйдут годы и миллионы.
Выделяют следующие виды рекламы: информативная, побудительная (может становиться сравнительной) и реклама-напоминание.
Информативная реклама используется для информирования потребителей о  новых продуктах с целью создания первоначального спроса.
Побудительная реклама используется для создания у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-то продукт  путем внушения потребителям, что  рекламируемый продукт является наилучшим в рамках, имеющихся у них средств.
Сравнительная реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение  определенной марки продукта с другими  марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида.
Реклама-напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стимулирование продаж - единовременные побудительные меры, призванные инициировать покупки потребителей. В то время как реклама приводит доводы в пользу покупки товара, стимулирование сбыта объясняет, почему это нужно сделать немедленно. Для увеличения объема продаж могут использоваться различные средства.
 
Предмет экспериментальных исследований
Предметом экспериментальных исследований являются макаронные изделия. Характеристика образцов макаронных изделий представлена в таблице 1.
 
Таблица 1 – Характеристика образцов макаронных изделий
Показатели
Образцы
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Тип и подтип макаронных изделий
Трубчатые Макаронные изделия рожок «Витой»
Трубчатые Макаронные изделия рожок «Новинка»
Фигурные
Макаронные изделия «Улитка»
Фигурные
Макаронные изделия «Спираль»
Сорт
Высший
Высший
Высший
Высший
Группа
В
В
В
В
Производитель
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Потребительская упаковка, вид
Пакет
Пакет
Пакет
Пакет
Материал
Целлофан
Целлофан
Целлофан
Целлофан
Срок годности
24 месяца
24 месяца
24 месяца
12 месяца
Продолжение таблицы 1
Масса нетто
1000г.
1000г.
1000г.
1000г.
Дата изготовления
09.02.2012
27.01.2012
10.02.2012
08.02.2012
Цена за 1 кг,
4080
4080
4080
4080

 
Макаронные  изделия должны соответствовать  требованиям СТБ 1963-2009 Изделия макаронные общие технические условия.
Для контроля качества готовой продукции делают выборку от каждой партии. Объем выборки устанавливают в соответствии с СТБ 1963-2009
Согласно  СТБ 1963-2009 п.6.2 Для контроля качества упаковки и маркировки транспортной тары макаронных изделий из партии должна быть отобрана выборка методом «вслепую» по ГОСТ 18321в соответствии с таблицей 2
 
Таблица 2 -  Выборка для контроля качества упаковки и маркировки транспортной тары макаронных изделий
Количество единиц транспортной тары в партии, шт.
Количество единиц транспортной тары, подвергаемых контролю, шт.
Приемочное число
Браковочное число
До 15 включ.
Все единицы
0
1
От16до 200 включ.
15
0
1
Св. 200
25
1
2

 
п 6.3 Для контроля массы нетто, массовой доли крошки, массовой доли деформированных изделий и массовой доли макаронных изделий с отклонением от средней длины для весовых макаронных изделий из выборки по п 6.2 отбирают подвыборку, объемом не менее трех упаковочных единиц.
п 6.4 Для контроля качества упаковки, маркировки макаронных изделий в потребительской таре из отобранных по п 6.2 единиц транспортной тары отбирают подвыборку способом «россыпь» по ГОСТ 18321 в соответствии с таблицей 3
 
Таблица 3 - Выборка для контроля качества упаковки и маркировки в потребительской тары макаронных изделий
Масса нетто единицы потребительской тары, г
Объем выборки, шт.
Приемочное число
Браковочное число
До 500 включ.
22
3
4
От 501 до 1 000  включ.
13
2
3
Св. 1 000
8
1
2

 
п. 6.5 Для контроля массы нетто, массовой доли крошки, массовой доли деформированных изделий и массовой доли макаронных изделий с отклонением от средней длины при условии их однородности для макаронных изделий, упакованных в потребительскую тару, из подвыборки по п 6.4 отбирают представительную выборку объемом не менее трех упаковочных единиц.
п 6.6 Для определения органолептических и физико-химических показателей (кроме массовой доли крошки, массовой доли деформированных изделий и массовой доли макаронных изделий с отклонением от средней длины при условии их однородности) макаронных изделий представительную выборку по п 6.5 и подвыборку по п 6.3 используют для составления суммарной пробы макаронных изделий.
По органолептическим  и физико–химическим характеристикам  макаронные изделия должны соответствовать требованиям, установленным в СТБ 1963-2009
 
    Оценка результатов деятельности предприятия за 2010 -2011 годы
 
Основные результаты деятельности магазина «Колос №2 » за 2010 и 2011 года представлены в таблице 4.
 
Таблица 4 – Основные технико-экономические показатели работы
Наименование
показателя
Порядок расчета показателей
Общая площадь, м2
в том числе  площадь торгового зала

85,3
51
85,3
51
 

Товарооборот, млн. руб.

809
1,440млрд.
178
Валовой доход, млн. руб.

520
1,048млрд.
201
Издержки обращения, млн. руб.

110
246
223,6
Прибыль, млн. руб.

360
730
203
Продолжение таблицы 4
Рентабельность %
Рентабельность =
прибыль/валовой товарооборот*100%
44,5
50,7
114
Товарооборачиваемость, дней

13
12
92,3
Продолжение таблицы 4
Численность работников, всего,
в т.ч. торговых

8
 
6
8
 
6

Производительность труда работников торгового зала, млн. руб./чел.
Производительность труда = розничный товарооборот / численность раб.
161
288
178,8
Розничный товарооборот на 1 м2 площади, млн.руб.

15,860
28,235
178
Удельный вес площади торгового  зала в общей площади магазина, %

58,6
58,6

Коэффициент установочной площади
Ky = Sу/ Sтз


0,31
0,31

Коэффициент демонстрационной площади
Kд = Sдем./ Sтз
0,76
0,76

Коэффициент непрерывности работы (общее время в сутки/24 часа)

0,437
0,479
109,6

 
По показателям валового дохода, валового товарооборота и розничного товарооборота наблюдается значительный рост. Валовой доход увеличен за счет роста цен. Однако одновременно с ростом вышеперечисленных показателей значительно увеличиваются и издержки обращения. Прибыль увеличилась на 203%.
Также мы может наблюдать рост производительности труда работников (на 178%.)
 
      Организация труда и управления на предприятии
 
ОАО «Могилевхлебопродукт» присуще функциональное разделение труда, которое находит свое отражение, прежде всего, в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения (торговый отдел, планово-экономический, отдел кадров и другие).
Организационная структура ОАО  «Могилевхлебопродукт» представлена в Приложении А. Управление в акционерном обществе осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет и дирекция. Данная организационная структура является линейно-функциональной структурой управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. В данном случае функциональные подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они принимают либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
При управлении предприятием действует  ряд принципов. Среди общих принципов  можно отметить следующие: принципы системности, многофункциональности, интеграции. Также применяются и частные принципы. К ним относятся: принцип плановости; принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности; демократизация управления; принцип государственной законности.
Структурным подразделением предприятия  является кадровая служба. Кадровая служба участвует в разработке единой кадровой политики и осуществляет ее через повседневную кадровую работу. Она прогнозирует перспективную и определяет текущую потребность в кадрах, источники ее удовлетворения; содействует успешной адаптации новых работников в коллективе; анализирует имеющийся кадровый состав,  планирует профессионально-должностное продвижение работников. Организует изучение профессиональных, деловых и моральных качеств работников на основе объективной оценки при широком использовании различных методов, а также проведение аттестации руководителей и специалистов. Организует учебу, различные исследования, оказывает методическую помощь руководителям подразделений по проблемам управления кадрами. Организует эффективную систему персонального учета, обработку поступающей кадровой информации. Готовит приказы, распоряжения, отчеты, справки, доклады, предложения по кадровым вопросам. Кадровая служба представляет все виды статистической отчетности по работе с кадрами, справки, отзывы, характеристики по запросам соответствующих организаций и работников предприятия.
 Источники комплектования кадрами  могут быть внутренними и внешними. Внутренние источники чаще всего используются при создании при передвижении работников по служебной лестнице. В этих случаях вакансии замещаются путем перевода работающих в организации лиц на другую работу. ОАО «Могилевхлебопродукт» применяет и такую практику, когда замещение появившихся вакансий организуется вначале за счет своих работников. И лишь затем ищут и рассматривают кандидатуры со стороны. В этом случае кандидата на должность знают, легче оценить его деловые качества, работнику не нужно проходить период адаптации к коллективу.
К основным внешним источникам подбора  кадров относятся: высшие, средние специальные, профессионально-технические учебные  заведения; местные центры занятости  населения.
В организациях проходят практику учащиеся учебных заведений, т.е. будущие молодые специалисты. Кадровые работники  встречаются с практикантами, предоставляют им информацию об организации, о перспективах ее развития, а также об условиях работы молодых специалистов.
В зависимости от выполняемых функций  на предприятии работников  подразделяют на следующие категории: административно-управленческий персонал (директор, заведующие магазинами, товароведы, экономисты, бухгалтеры и т.д.). Также торгово-оперативный персонал, который подразделяется на непосредственно связанный с обслуживанием покупателей (продавцы, кассиры-контролеры), а также персонал, который обеспечивает обслуживание покупателей (товароведы, Кроме того, выделяют такие категории, как оперативно-вспомогательный персонал; технический персонал (механики холодильных установок, мастера по обслуживанию кассового оборудования, слесари и т.д.); вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники и т.п.).
Рабочие места в ОАО «Могилевхлебопродукт» оснащены необходимыми для выполнения работы средствами. Они включают организационную оснастку (компьютеры, факсы и т.д.), рабочую документацию (положения, инструкции, справочники). Также средства безопасности, освещения, связи, сигнализации.
Магазины оборудованы основным технологическим и вспомогательным  оборудованием. По мере необходимости  осуществляется замена оборудования.
На предприятии имеют место  конфликтные ситуации. Наиболее часто  встречающиеся причины возникновения  конфликтов – организационные. К  ним относятся неясное определение  и доведение работникам их должностных  обязанностей, что приводит к некачественному выполнению задания; недооценка потенциальных возможностей работника; невыполнение работниками заданий, игнорирование указаний. Также можно выделить нравственно-психологические причины: отсутствие чувства ответственности работника перед коллективом, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе. Конфликты преодолеваются с помощью мер убеждения и принуждения. Успех метода убеждения зависит от аргументации и способности работников выслушивать, от готовности признать свою неправоту. При использовании принуждения руководитель может вынести наказание, осуществить перевод в другое подразделение, понизить в должности, расформировать конфликтующую группу.
Важное значение в принятии решений, при оценке достигнутых результатов имеют проведение переговоров и совещаний.
Совещания проводятся руководителями для решения каких-либо проблем. Их задача – помочь в подготовке реализации управленческих решений. На предприятии применяются две формы проведения совещаний: автократическая (руководитель поочередно задает вопросы и выслушивает ответы) и дискуссионная (совещание-общение, свободный обмен мнениями).
Показатели по труду  и формам его оплаты.
Одним из факторов  успешного развития розничного товарооборота  является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда, оплата труда, материальное стимулирование.
Режим труда работников предприятия  регламентируется  «Правилами внутреннего  трудового распорядка». Кроме того, режим труда и отдыха представлен в трудовом контракте. Оплата труда работников осуществляется на основании утвержденных окладов (тарифных ставок) и отработанного рабочего времени. Должностные оклады, (тарифные ставки) определяются, исходя из тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов, утвержденных в тарифном соглашении.
Оплата труда работников предприятия  осуществляется по повременно-премиальной  системе.
Средняя заработная плата работника  предприятия за 2011 год составила 1,3 млн. рублей, в динамике выросла на 45,1 % .
Организация охраны труда  и техники безопасности в ОАО  «Могилевхлебопродукт»
Значительное  внимание в ОАО «Могилевхлебопродукт» уделяется охране труда.
На предприятии  разработан ряд мероприятий по обеспечению соблюдения работниками требований охраны труда. К ним относится проведение вводного, первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажа по охране труда. Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда, которые проводятся в соответствии с Инструкцией об обучении, инструктаже и проверке знаний работников Открытого Акционерного Общества «Могилевхлебопродукт» г. Могилева по вопросам охраны труда. Создание обстановки непримиримого отношения к нарушениям требований охраны труда; пропаганда охраны труда в организации. Также осуществляется профессиональный отбор работников: отбор при приеме на работу по профессиональным требованиям; проведение периодической проверки знаний по охране труда. Важное внимание уделено обеспечению пожарной безопасности: установление и соблюдение противопожарного режима на предприятии; проведение занятий с работниками по пожарно-техническому минимуму; проведение инструктажей с работниками о мерах пожарной безопасности. К мероприятиям относятся нормализация санитарно-гигиенических условий труда: создание и поддержание на рабочих местах благоприятных условий труда; паспортизация санитарно-технического состояния производственных подразделений. Санитарно-бытовое обслуживание работников включает оснащение организации установленными нормативными актами, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, отвечающими установленным требованиям по их устройству и содержанию. А также проведение технических осмотров санитарно-бытовых помещений и устройств. Осуществляется защита работающих от воздействия опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для руководителей  и специалистов предприятия возложены  должностные обязанности по охране труда.
Директор осуществляет общее руководство работой по охране руда. Обеспечивает: создание здоровых и безопасных условий труда работникам; выполнение постановлений вышестоящих органов управления, предписаний государственных органов надзора и контроля и многое другое.
Начальник планово-экономического отдела осуществляет: руководство и организацию работы по внедрению, совершенствованию и повышению роли экономических методов управления, в том числе охраной труда; планирование денежных средств на реализацию запланированных технических и организационных мероприятий по охране труда. Участвует: в проведении дней «Охраны труда»; в составлении плана мероприятий по охране труда.
Главный бухгалтер осуществляет контроль за целевым расходованием средств выделяемых на охрану труда; бухгалтерский учет расходования средств на выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором.
Инспектор по кадрам осуществляет: оформление документов при приеме на работу работников только после прохождения ими предварительного медицинского осмотра и вводного инструктажа по охране труда.
Юрисконсульт осуществляет: контроль за соблюдением в организации законодательства о труде; согласование локальных нормативных правовых актов (документов) по охране труда, разрабатываемых для применения в организации. Подготавливает: с участием других подразделений Общества материалы о привлечении работников, нарушивших требования правил и норм по охране труда, к дисциплинарной и материальной ответственности.
 Инженер по охране труда осуществляет: контроль за соблюдением в Обществе законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и об охране труда; контроль за исполнением должностными лицами функциональных обязанностей по охране труда; общее методическое руководство по разработке структурными подразделениями планов работы по охране труда; согласование инструкций по охране труда. Обеспечивает: разработку годового плана мероприятий по охране труда Общества и месячного плана работы отдела по охране труда; проведение вводного инструктажа; контроль за допуском работников к самостоятельной работе, своевременным проведением инструктажей и проверки знаний по охране труда у работников Общества.
Заведующая  магазина обеспечивает: непосредственное руководство работой по охране труда в подчиненном им подразделении; исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, вычислительной техники, предохранительных и ограждающих устройств, рабочие мест, санитарно-технических устройств, проходов, закрепленной территории в соответствии с требованиями охраны труда. Также систематическую проверку состояния охраны труда на рабочих местах; выполнение подчиненными должностных обязанностей по охране труда. Инструкция по охране труда, находящиеся в каждом магазине, приведена в Приложении Б.
Работники обязаны соблюдать требования: правил внутреннего трудового распорядка; выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором; проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросу охраны труда.
Мероприятия коллективного договора по охране труда  предусматривают совокупность технических, санитарно-гигиенических мероприятий по устранению опасных и вредных факторов, улучшению и оздоровлению условий труда.
Уровень состояния охраны труда в структурных  подразделениях Общества должен анализироваться  на основании определенных показателей.
Показатели  для оценки состояния охраны труда  в структурных подразделениях: состояние производственного травматизма; выполнение мероприятий по охране труда; состояние пожарной безопасности; соблюдение санитарных норм на рабочих местах; соблюдение порядка обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда; обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты; соблюдение трудовой и производственной дисциплины.
 
      Товароведная экспертиза
 
В розничной торговле в последнее  время наблюдается тенденция  расширения ассортимента пищевых продуктов. При этом важно, чтобы реализуемая продукция соответствовала по качеству требованиям нормативной документации. Этот фактор является  одним из определяющих для совершенствования ассортимента, поскольку всегда востребован качественный товар. В конечном итоге это становится одним из направлений повышения эффективности деятельности торгового  предприятия.
Целью экспериментальных исследований является оценка качества производимых ОАО «Могилевхлебопродуктом» и реализуемых в магазине «Колос» № 2 макаронных изделий для того, чтобы определить преимущества и недостатки данной продукции. На основе выбранных образцов Приложения В будут проанализированы состав, энергетическая ценность, условия и сроки хранения, сопроводительные документы, органолептические и физико-химические показатели, упаковка и цена.
Для проведения экспертизы макаронных изделий  сначала необходимо ознакомиться с сопроводительными и нормативными документами. Сопроводительными документами являются накладная и сертификат соответствия (качества). По накладной сверяют номинальное и фактическое количество имеющегося или поступившего товара, а сертификат соответствия подтверждает соответствие данного товара требованиям стандарта или иного нормативного документа, в соответствии с которым был изготовлен продукт.
Перед проведением органолептической  оценки макаронных изделий  проводят групповую оценку внешнего вида потребительской упаковки и маркировки. Визуально оценивают состояние упаковки, т.е. ее чистоту, целостность и наличие деформации. Отмечают правильность, полноту и четкость надписи на этикетке, а также дизайн упаковки.
 
5.1 Анализ состава макаронных изделий
Изготовление высококачественной продукции определяется сырьем, используемым для ее производства. Данный аспект значим в ассортиментной  политике предприятия. Важно, чтобы при производстве макаронных изделий  было использовано сырье высокого качества. Состав исследуемых макаронных изделий представлен в таблице 5.
 
Таблица 5 – Анализ состава макаронных изделий
 
Производитель, вид макаронных изделий
Состав товара, указанный на маркировке
Особенности состава
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия Рожок «Витой»
Мука пшеничная в/с М54-28, вода
Нет
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия Рожок «Новинка»
На маркировке отсутствует состав
Нет
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия «Улитка»
Мука пшеничная в/с М54-28, вода
Нет
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия «Спираль»
Мука пшеничная в/с М54-28, вода
нет

Вывод: Ни каких особенностей в составе макаронных изделий производимых ОАО «Могилевхлебопродукт» нет. На маркировке макаронных изделий Рожок «Новинка» отсутствует состав.
 
5.2 Анализ маркировки макаронных изделий
При анализе маркировки сравним  фактическую маркировку исследуемых  товаров с требованиями нормативной  документации.
Анализ маркировки макаронных изделий произведен на основе СТБ 1100-2007 и СТБ 1963-2009, и результаты отражены в таблице 6.
 
Таблица 6 - Анализ маркировки макаронных изделий
Производитель, вид макаронных изделий
Требование СТБ 1100 и СТБ 1963-2009 к  содержанию маркировки
Фактическое содержание маркировки
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия Рожок «Витой»
Наименование продукта, группа продукта и класс, способ
приготовления, пищевая ценность, условия хранения, наименование и местонахождения
Соответствует СТБ 1100, СТБ 1963-2009, но отсутствует товарный знак
Нет
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия Рожок «Новинка»
На маркировке отсутствуют: способ приготовления, пищевая
Нет
Продолжение таблицы 6
  предприятия изготовителя, товарный знак, количество продукта, состав продукта, срок годности, дата изготовления, обозначения ТНПА, штриховой идентификационный код.
 ценность, условия хранения,  наименование и местонахождения предприятия изготовителя, товарный знак, состав, срок годности.
 
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия «Улитка»
Соответствует СТБ 1100, СТБ 1963-2009, но отсутствует товарный знак
Нет
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия  «Спираль»
Соответствует СТБ 1100, СТБ 1963-2009, но отсутствует товарный знак
Нет

Вывод: содержание маркировки макаронных изделий Рожок «Новинка» не соответствует требованиям СТБ 1100-2007 и СТБ 1963-2009
 
5.3 Анализ энергетической и пищевой ценности макаронных изделий
Анализ  энергетической ценности выбранных  продуктов произведем путем расчета  энергетической ценности по химическому  составу и сравним полученные результаты с данными, указанными на маркировке.
 
Таблица 7 – Анализ энергетической ценности макаронных изделий
Производитель, вид макаронных изделий
Химический состав по маркировке
Расчетная энергетическая ценность, ккал
Энергетическая ценность по маркировке, ккал
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия Рожок «Витой»
Белки – 10,5г, Жиры – 1,1г, Углеводы – 70,0г.
10,5*4+1,1*9+70,0*4=331,9
333
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия Рожок «Новинка»
Белки –
Жиры–
Углеводы –
-
-
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия «Улитка»
Белки – 10,5г, Жиры – 1,1г, Углеводы - 70,0г.
10,5*4+1,1*9+70,0*4=331,9
333
ОАО «Могилевхлебопродукт»
Макаронные изделия «Спираль»
Белки – 10,5г, Жиры – 1,1, Углеводы – 70,0 г.
10,5*4+1,1*9+70,0*4=331,9
333

Вывод: Из таблицы 7 видно, что расчетная энергетическая ценность ниже энергетической ценности, которая указана на маркировке, а на маркировке макаронных изделий Рожок «Новинка» отсутствуют сведения о химическом составе и энергетической ценности.
 
5. 4 Анализ условий и сроков хранения исследуемой группы товаров
Условия хранения и сроки годности по маркировке: хранить в чистых, сухих помещениях при температуре воздуха не более 30 С и относительной влажности воздуха не более 70%. Срок хранения 24 месяца.
Так как  все исследуемые макаронные изделия реализуются в одном магазине «Колос» №2, следовательно, для них созданы одинаковые условия хранения. Так как магазин не имеет складских помещений, то макаронные изделия все хранятся в торговом зале. Следовательно, условия хранения и сроки годности соблюдаются для всех макаронных изделий.
 
5.5 Анализ органолептических показателей макаронных изделий.
При анализе органолептических  показателей макаронных изделий, сравнивались данные фактические с требованиями СТБ 1963-2009, результат оформим в таблицы № 8,9,10,11.
 
Таблица 8 - Анализ органолептических показателей качества макаронных изделий ОАО «Могилевхлебопродукт» Рожок «Витой»
Наименование показателей
Требования нормативной документации СТБ 1963-2009
Фактические данные
Комментарии об отклонении
Цвет
Соответствующий сорту муки, без следов непромеса. Цвет макаронных изделий с использованием доп. сырья и пищевых добавок изменяется в зависимости от используемого доп. сырья и пищевых добавок.
Желтый, со следами непромеса
Не соответствует
       
Продолжение таблицы 8
Поверхность
Гладкая или рифленая. Допускается незначительная шероховатость
Рифленая, шероховатая, с трещинами
Не соответствует
Излом
Стекловидный
Мучнистый
Не соответствует
Форма
Соответствующая типу макаронных изделий, недеформированная.
Короткая изогнутая трубка с кривым срезом, сильно деформированная
Не соответствует
Вкус, запах
Свойственный данным макаронным изделиям в зависимости от используемого дополнительного сырья и пищевых добавок, без постороннего привкуса и запаха
Свойственный данному виду изделия, без постороннего вкуса и запаха
Соответствует
Состояние изделия после варки
Макаронные изделия не должны терять форму, склеиваться между собой, образовывать комья, разваливаться по швам.
В процессе варки макаронные изделия потеряли форму, расклеились и слиплись
Не соответствует
Хруст от минеральной примеси
Не допускается
Отсутствует
Соответствует
Посторонние включения.
Не допускается
Отсутствует
Соответствует

Вывод: цвет макаронных изделий Рожок «Витой» желтый со следами непромеса; поверхность рифленая, шероховатая, с трещинами; излом мучнистый; форма короткая изогнутая трубка с кривым срезом, сильно деформированная; в процессе варки макаронные изделия потеряли форму, расклеились и слиплись. На основании чего можно сделать вывод, что макаронные изделия не соответствуют требованиям СТБ 1963-2009
 
 
 
 
 
Таблица 9 - Анализ органолептических показателей качества макаронных изделий ОАО «Могилевхлебопродукт» Рожок «Новинка»
Наименование показателей
Требования нормативной документации СТБ 1963-2009
Фактические данные
Комментарии об отклонении
Цвет
Соответствующий сорту муки, без следов непромеса. Цвет макаронных изделий с использованием дополнительного сырья и пищевых добавок изменяется в зависимости от используемого дополнительного сырья и пищевых добавок.
Желто-серый
Соответствует
Поверхность
Гладкая или рифленая. Допускается незначительная шероховатость
Гладкая, незначительная шероховатость, с трещинами
Не соответствует
Излом
Стекловидный
Мучнистый
Не соответствует
Форма
Соответствующая типу макаронных изделий, недеформированная.
Короткая изогнутая трубка с прямым срезом
Соответствует
Вкус, запах
Свойственный данным макаронным изделиям в зависимости от используемого дополнительного сырья и пищевых добавок, без постороннего привкуса и запаха
Свойственный данному виду изделия, без постороннего вкуса и запаха
Соответствует
Состояние изделия после варки
Макаронные изделия не должны терять форму, склеиваться между собой, образовывать комья, разваливаться по швам.
Макаронные изделия Рожок «Новинка» в процессе варки склеились между собой
Не соответствует
Продолжение таблицы 9
Хруст от минеральной примеси
Не допускается
Отсутствует
Соответствует
Посторонние включения.
Не допускается
Отсутствует
Соответствует

Вывод: макаронные изделия  Рожок «Новинка» не соответствуют требованиям СТБ 1963-2009 по таким показателям как поверхность, излом и состояния изделий после варки.
 
Таблица 10 - Анализ органолептических показателей качества макаронных изделий ОАО «Могилевхлебопродукт» Улитка
Наименование показателей
Требования нормативной документации СТБ 1963-2009
Фактические данные
Комментарии об отклонении
Цвет
Соответствующий сорту муки, без следов непромеса. Цвет макаронных изделий с использованием дополнительного сырья и пищевых добавок изменяется в зависимости от используемого дополнительного сырья и пищевых добавок.
Желтый
Соответствует
Поверхность
Гладкая или рифленая. Допускается незначительная шероховатость
Гладкая, незначительная шероховатость
Соответствует
Излом
Стекловидный
Мучнистый
Не соответствует
Форма
Соответствующая типу макаронных изделий, недеформированная.
Объемные макаронные изделия сложной конфигурации
Соответствует
Вкус, запах
Свойственный данным макаронным изделиям, без постороннего привкуса и запаха
Свойственный данному виду изделия, без постороннего вкуса и запаха
Соответствует
Продолжение таблицы 10
Состояние изделия после варки
Макаронные изделия не должны терять форму, склеиваться между собой, образовывать комья, разваливаться по швам.
Макаронные изделия в процессе варки не потеряли форму и не склеились между собой
Соответствует
Хруст от минеральной примеси
Не допускается
Отсутствует
Соответствует
Посторонние включения.
Не допускается
Отсутствует
Соответствует

Вывод: макаронные изделия Улитка не соответствуют требованиям СТБ 1963-2009  только по одному показателю, и этот показатель излом.
 
Таблица 11 - Анализ органолептических показателей качества макаронных изделий ОАО «Могилевхлебопродукт» Спираль
Наименование показателей
Требования нормативной документации СТБ 1963-2009
Фактические данные
Комментарии об отклонении
Цвет
Соответствующий сорту муки, без следов непромеса. Цвет макаронных изделий с использованием дополнительного сырья и пищевых добавок изменяется в зависимости от используемого дополнительного сырья и пищевых добавок.
Желто - серый
Соответствует
Поверхность
Гладкая или рифленая. Допускается незначительная шероховатость
Гладкая, незначительная шероховатость
Соответствует
Излом
Стекловидный
Мучнистый
Не соответствует
Форма
Соответствующая типу макаронных изделий
сложной конфигурации, деформированная
Соответствует
Продолжение таблицы 11
Вкус, запах
Свойственный данным макаронным изделиям в зависимости от используемого дополнительного сырья и пищевых добавок, без постороннего привкуса и запаха
Свойственный данному виду изделия, без постороннего вкуса и запаха
Соответствует
Состояние изделия после варки
Макаронные изделия не должны терять форму, склеиваться между собой, образовывать комья, разваливаться по швам.
Макаронные изделия в процессе варки не потеряли форму и не склеились между собой
Соответствует
Хруст от минеральной примеси
Не допускается
Отсутствует
Соответствует
Посторонние включения.
Не допускается
Отсутствует
Соответствует

Вывод: макаронные изделия Спираль не соответствуют требованиям СТБ 1963-2009  по такому показателю как излом.
 
Таблица 12 - Физико-химические показатели качества макаронных изделий
Наименование товара, фирма
Массовая доля влаги,
Сохранность формы сваренных изделий
Массовая доля крошки для макаронных изделий
массовая доля деформированных изделий
массовая доля макаронных изделий с отклонением от средней длины при условии их однородности
Требования СТБ %, не более
Фактически
Требования СТБ %, не менее
Фактически
Требования СТБ %, не более
Фактически
Требования СТБ %, не более
Фактически
Требования СТБ, %
Фактически
Продолжение таблицы 12
Рожок «Витой»
13,0
10,0
90
54
5,0
7
4,0
46
25
48
Рожок «Новинка»
13,0
10,3
90
92
5,0
4,7
4,0
3,9
25
9,4
Макаронные изделия «Улитка»
13,0
12,0
90
95
5,0
2,4
4,0
3,8
25
3,2
Макаронные изделия «Спираль»
13,0
11,0
90
90
5,0
6,2
4,0
20
25
20

Вывод: в результате проведенного исследования по физико-химическим показателям было установлено, что макаронные изделия Рожок «Витой» и макаронные изделия «Спираль» не соответствуют требованиям СТБ 1963-2009.
 
5. 6 Анализ сопроводительных документов
Каждая  партия продукции должна сопровождаться удостоверением качества и безопасности:
-наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя;
- наименование макаронных изделий,  группу и сорт;
- дату изготовления;
-срок хранения;
- условия хранения;
- массу партии;
- количество упаковочных единиц  и массу нетто упаковочной  единицы;
- вид потребительской и транспортной  тары;
- номер и дату выдачи удостоверения  качества и безопасности;
- результаты испытаний по показателям  качества и безопасности;
- подтверждение о прохождении  радиационного контроля и уровень  радиационного загрязнения;
- подтверждение о соответствии продукции требованиям СТБ 1963-2009;
- обозначение стандарта.
Удостоверение качества и безопасности должно быть заверено подпись ответственного лица и печать.
Вывод: в магазине «Колос» №2 каждая партия макаронных изделий сопровождается удостоверением о качестве макаронных изделий, которое приведено в Приложение Г.
 
    Индивидуальное задание.  Развитие торгового ассортимента
 
Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.
Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара делится  на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит  из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Ассортимент продукции - подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.
Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции и ассортимент товаров.
Ассортиментные группы подразделяются:
1)  по местонахождению товаров:
- Промышленный ассортимент –  ассортимент товаров, выпускаемых  каким-либо промышленным предприятием или отраслью в целом. Отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки.
- Торговый ассортимент - перечень  товаров, формируемых организацией  с учётом спроса, материально-  технической базы и специализации  магазина. Формируется из промышленного.
2) по широте охвата товаров:
- Групповой ассортимент товаров  - показывает перечень укрупненных  товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты.
- Видовой ассортимент товаров  - отражает наличие в группе  товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов  могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п.
- Внутривидовой ассортимент товаров  - представляет разновидности продукции. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент.
- Простой - набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.
- Сложный - набор товаров представлен  значительным количеством групп,  видов, разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности.
- Развёрнутый - набор товаров,  который включает значительное  количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).
- Сопутствующий - набор товаров,  который выполняет вспомогательные  функции и не относится к основным.
- Смешанный - набор товаров разных  групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
3) по степени удовлетворения потребителей:
- Рациональный ассортимент - набор  товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.
- Оптимальный - набор товаров,  удовлетворяющий реальные потребности  с максимально полезным эффектом  для потребителей при минимальных затратах.
4) по характеру потребностей:
- Реальный - действительный набор  товаров находящийся в магазине у продавца.
- Прогнозируемый - набор товаров,  который может удовлетворять предполагаемые потребности.
- Учебный - набор товаров для  изучения и достижения учебных  целей.
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное.
Коэффициент широты (Кш) выражается как  отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Широта может служить косвенным  показателем насыщенности рынка  товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством  видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Действительный показатель полноты  характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров
Коэффициент полноты (Kп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что  потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости - отношение  количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (H) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой.
 Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:
- установление реальных и предполагаемых  потребностей в определенных товарах;
- определение основных показателей  ассортимента (широты, глубины, насыщенности, новизна);
- принятие решений относительно  включения в ассортимент новых  товаров и исключения их него убыточных или не пользующихся спросом товаров;
- оптимизация структуры ассортимента.
Решения, принимаемые предприятием в рамках ассортиментной политики, могут включать:
1. Сокращение (сужение) ассортимента - это изменения в ассортименте, связанные с уменьшением его  широты. Причинами сокращения ассортимента  могут быть падение спроса, недостаточность предложений со стороны поставщиков, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров.
2. Расширение ассортимента - это  изменение в ассортименте, связанные  с увеличением его широты. Причинами  расширения ассортимента являются  изменения в стратегии предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.
3. Увеличение или уменьшение  длины товарных групп - это  изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных  наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения,  касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок.
4. Обновление ассортимента - изменения  в ассортименте, которые характеризуются увеличением показателя обновляемости. При этом формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества.
5. Достижение большей или меньшей  гармоничности ассортимента - изменения в ассортименте, связанные со степенью близости между собой отдельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам. Преимущество гармоничного ассортимента для покупателей связано с большим удобством поиска близких по назначению или дополняющих друг друга товаров, для продавца - в том, что гармоничным ассортиментом проще управлять. В то ж время отсутствие гармоничности не является недостатком торгового предприятия, если предлагаемые товарные группы пользуются активным спросом.
6. Стабилизация ассортимента подразумевает  высокую устойчивость и низкую  степень обновления ассортимента. В основном такая политика  может реализовываться в течение какого-либо периода в отношении продовольственных товаров и других товаров повседневного спроса.
7. Совершенствование структуры  ассортимента - изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура ассортимента в большей степени будет удовлетворять структуре и содержанию спроса и задачам максимизации прибыли предприятия.
Ассортиментная политика в розничной  торговой сети - важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.
Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы - изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли.
Ассортимент же есть часть розничной  стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. В некоторых случаях  необходимость исключения определенного  товара из ассортимента совершенно очевидна.
Однако часто подобное решение  более или менее произвольно; тогда непременно следует учитывать  критерий рентабельности в его широком  понимании, т.е. задаваться вопросом: как исключение из ассортимента того или иного товара отразится на общей прибыли, получаемой товарным отделом в целом?
Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без знания которых нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.
Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам  наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Та часть  ассортимента, которая удовлетворяет  сформировавшийся спрос населения  по объему, структуре, цене и прочим факторам, переходит в сферу потребления, и характеризует, с одной стороны, сумму расходов населения на покупку  товаров, а с другой - денежную выручку  торговли от продажи товаров, т.е. товарооборот.
Процесс формирования ассортимента, его принципы и факторы
Процесс формирования ассортимента товаров включает три этапа.
1. Установление группового ассортимента  товаров. Групповой ассортимент соответствует профилю, специализации и типу магазина и разрабатывается на основе маркетинговых исследований рынка.
2. Определение структуры группового  ассортимента, т.е. количественных  соотношений отдельных групп  товаров (долей товарных групп  в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется на основе анализа объема и структуры товарооборота за прошлый период, состояния спроса и конъюнктуры торговли и т.д.
3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, т.е. подбор конкретных разновидностей товаров в рамках каждой группы. Этот этап требует хорошего знания покупательского спроса и ассортимента товаров, предлагаемого промышленностью и предприятиями оптовой торговли.
Товарооборот является одним из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия, т.к. от него, в конечном счете, зависит величина валового дохода и прибыли. Кроме того, товарооборот характеризует величину реализованного спроса и, следовательно, является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, сезонных колебаний в спросе и других факторов.
Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.
В настоящее время формирование торгового ассортимента во многих магазинах осуществляется не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Сущность этого подхода в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам, а по потребительским комплексам, объединяющим товары, ориентированные на одну группу потребителей или определенную потребность.
Потребительский комплекс - перечень групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку (пол, возраст, особенности образа жизни покупателей). Формирование ассортимента по потребительским комплексам выполняет две задачи:
- минимизация времени для покупателя, возможность удовлетворить свои  потребности в одном магазине или отделе;
- использование эффекта взаимосвязанности  покупок и извлечение дополнительной прибыли.
Основным инструментом, с помощью  которого осуществляется планирование и регулирование ассортимента торгового предприятия, является ассортиментный перечень. Он содержит список наименований товаров, представленных в продаже. Ассортиментный перечень торговое предприятие формирует самостоятельно. Он должен быть утвержден руководителем организации. Ассортиментный перечень обычно разрабатывается на год, в течение года в него могут вноситься изменения.
Принципы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли:
- обеспечение соответствия ассортимента  потребностям целевых потребителей организации розничной торговли; Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров по признаку потребительского назначения товаров. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
- обеспечение устойчивости ассортимента; Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
- обеспечение рентабельной деятельности  предприятия. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия.
На построение торгового ассортимента
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.