На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая История протестантских церквей в России

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 16.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное 
образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
История протестантских церквей в России.  
 
 

Выполнил:
Студент гр. ГФ 09-01 Одинцова В.Н.
                  16   мая  2010г.
Проверил:
Преподаватель Лаптева М.А.
                  « _____»   ________  2010г. 
                   
                   
                   

Красноярск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение ……………………………………………………………………3
     1 Понятие религиозного сектантства…………………………………......3
        1.1 Протестантизм, как ответвление христианской религии  ..…….…3
        1.2 Краткий обзор истории протестантизма в России ….……………..4
        1.3 Протестантские церкви в Сибири..………………………………….5
     2 Направления протестантизма…………………... ………………………7
        2.1 История зарождения меннонитства в России .…………………......7
        2.2 История зарождения лютеранства в России……………………......9
             2.2.1 Московское царство ……………………………………………9
             2.2.2 Советские годы………………………………………………...11
             2.2.3 Постсоветский период………………………………………...12
        2.3 История зарождения баптизма  в России…………………………..13
     3 Участие протестантов в разных сферах жизни……………………….13
     Заключение  ……………………………………………………………….15
     Список  литературы…………………..…………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Данная  тема выбрана мной с целью глубокого  изучения истории протестантских церквей  в России, поскольку это интересно, но не особо освещаемо в книгах и периодике.
Цели: изучить, как происходило развитие и распространение  протестантских церквей в России; рассмотреть основные направления  протестантизма и какие их них получили наибольшее распространение; выяснить, как происходило развитие протестантских церквей в Сибири; узнать количество таких церквей в России и основной состав верующих. 

Понятие религиозного сектантства
Религиозное сектантство — это один из типов  религиозного объединения, отличающийся рядом признаков. Во-первых, сектантство есть оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям; это своеобразная форма протеста социальных групп недовольных своим положением. Во-вторых; для сектантства характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов и установок, отсюда, существующая во многих сектах идея избранничества и духовного перерождения. Еще одним из признаков сектантства является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. В России все религиозные секты можно объединить в 2 большие группы: возникшие исключительно на русской основе — старообрядческие секты, вышедшие из недр православной религии; и секты, пришедшие в Россию с Запада - это секты (или церкви) протестантского толка. Нас интересует вторая группа.
Протестантизм, как ответвление  христианской религии
 
Протестантизм, как одно из ответвлений  христианской религии, возник в Западной Европе в эпоху Реформации (XVI в.). Борясь за дешевую церковь, протестанты отказывались от многих положений христианского учения, в первую очередь от института священнослужителей и монашества, считая, что любой человек может непосредственно обращаться и возносить свои молитвы к Богу. Каждый верующий является "носителем Слова Божьего", отсюда в протестантских церквах такое большое значение отводится пропагандистской и миссионерской деятельности. Протестантские церкви, но сравнению с православными или католическими, строги в убранстве, богослужение проще и ведется на родном языке верующего, главная роль в нем отводится проповеди и пению гимнов. Протестанты не поклоняются иконам. У них нет культа святых, из христианских таинств они отвергают все, кроме крещения и причастия, причем, крещение человек принимает в сознательном возрасте и оно воспринимается не как таинство, а как символический обряд принятия в лоно церкви. Однако зарождающиеся капиталистические отношения и новая протестантская религия не изменили к лучшему жизнь бедноты, в поисках выхода народные массы вновь вступают на путь религиозных исканий, теперь уже в рамках протестантизма. В сознании верующих возникновение сект представлялось религиозным возрождением, борьбой за "чистую веру", поисками подлинного "братства". Наиболее ранняя из протестантских церквей, которая впоследствии появится в России, была церковь меннонитов, возникшая в XVI веке в Нидерландах. 
 
Это была довольно миролюбивая секта, не выдвигающая никаких программ. Меннониты призывали верующих жить по принципу непротивления злу, подчинения властям, правда до тех нор, пока это не противоречит воле и закону Божьему. В то же время организация меннонитов отличалась крайним консерватизмом: верующие отказывались от службы в армии, не имели права вступать в брак с инаковерующими, тем более с неверующими, хлеб употребляют в пищу только серый и грубого помола, не принимают ни каких новшеств. В России первые секты меннонитов появились при Екатерине II в начале XV111 в. Это были немцы, приглашенные императрицей для заселения окраин России из среды наиболее богатой и зажиточной их части. Что касается русского крестьянства, то проповедническая и миссионерская работа здесь результатов не имела. Среди меннонитов не было единства, часть их позднее сблизится с баптистами и станет называть себя церковью братских меннонитов в отличие от традиционных церковных меннонитов. 
 

Краткий обзор истории протестантизма в России
Первые  протестантские (немецкие) общины появились  в России ещё при жизни Лютера (при царе Василии III). И в дальнейшем московские цари предпочитали приглашать в Россию протестантов, а не католиков; всем им гарантировалась полная свобода вероисповедания. Всем иноверцам ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру; попытки миссионерства карались с крайней жестокостью (обычно костром).
Первыми протестантами на территории России были постоянно проживающие здесь представители иностранного купечества, приглашенные специалисты, а также военнопленные. Протестантизм в России исторически был представлен различными вероисповеданиями. Первым протестантским приходом в Москве, официально открытым в 1559 году при царе Иване Грозном, стала лютеранская Церковь в Немецкой слободе. В конце ХVI столетия появляются, наряду с лютеранскими, и первые реформатские общины. Новообразованные в Москве и других российских городах протестантские общины постепенно обзаводятся своими церковными зданиями.
Количество  протестантов в России увеличилось  с присоединением Прибалтики и Польши, а в XIX веке — Финляндии. В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и др. крупных торговых городах. Начиная с Петра I, делами российских иноверцев ведал Синод (позднее — Юстиц-коллегия). Им дозволялись браки с православными при условии, что дети будут воспитываться в православии. При Екатерине II поощрялось расселение немцев в Саратовской и Самарской губерниях. 
В 1832 г. Николай I утвердил Устав протестантских церквей в Российской империи. По уставу, общины избирали высший совет (конвент), следивший за соблюдением религиозных и государственных законов. Правовое положение пастора приравнивалось к дворянскому, часть его жалованья шла из казны. 
До середины ХIХ столетия протестантизм в  его различных формах исповедовали почти исключительно народы российской империи и национальные диаспоры, исторически исповедующие протестантизм, но при этом практически не было протестантов из славянских народов России. Однако, начиная с 60-х годов Х1Х столетия, ситуация качественно меняется. В пореформенной России протестантизм становится одной из религий, которую исповедует часть славянского (в том числе русского) населения страны.
Во второй половине Х1Х века на российской почве  утвердились и развились протестантские общины баптистов, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня. В ХХ столетии к общинам евангельско-баптистской и адвентистской вероисповедной принадлежности добавились и пятидесятнические церкви.
Несмотря  на то, что протестантские церкви, развившиеся  на российской почве, подвергались преследованиям, их численность постоянно увеличивалась. К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.
Протестантские  церкви в Сибири
Со второй половины XIX века протестантские церкви появляются в Сибири: 1860-1865 годы - первые меннонитские общины, 1891-1893 годы — баптисты и адвентисты. Связано это было, в первую очередь, со строительством Сибирской магистрали и дальнейшей колонизацией этого края. К началу XX века на территории Сибири уже насчитывалось около 4000 членов различных сект протестантского толка. Общины были не многочисленны, так как из-за преследования властей они носили полулегальный характер, несмотря на это, число членов сект росло: к 1908 году количество верующих удвоилось и составляло 7, 5 тыс., а к 1915 году насчитывало уже 11 тыс. Революция и Декреты Советского правительства о свободе вероисповедания и равенства всех религий дало толчок росту протестантских общин в Сибири, этому способствовал приток сюда беженцев с Поволжья, многие из которых были членами той или иной протестантской церкви. Правящие верхи в них сумели адаптировать свои учения к существующей обстановке, применяя лозунги наиболее популярные в то время "Братство и мир народов", "Помощь бедноте" и др. "Мы, как и коммунисты, также стремимся к социализму. Разница между нами и коммунистами только в том, что мы идем к социализму духом и всепрощением, а коммунисты — путем насилия", — говорил один из протестантских проповедников в 1920 году. Конечно, у людей уставших от многочисленных войн и революций, не нашедших опоры в идеологии православия и старообрядчества, идеи, выдвигаемые адвентистами и баптистами, нашли отклик. Особенно бурно росли церкви баптистов, развернувших массовую проповедническую деятельность. Центром баптизма в Сибири до 1926 года был Омск, позднее - Новосибирск. В Омске в 1917 году состоялся первый свободный съезд русских баптистов, одна из выдвигаемых задач на съезде была пропагандистская деятельность. Как решалась эта задача свидетельствует такой факт: в 1917 году баптисты в Сибири имели 100 баптистских общин, 100 молитвенных домов, 150 местных и разъездных пресвитеров и проповедников; в 1927 году — 150 общин, 130 молитвенных домов, 610 пресвитеров и проповедников. Что касается других церквей протестантского толка, то они были менее многочисленны, хотя тоже наблюдался рост их членов. В 1923 году в Омске состоялся первый съезд сибирских меннонитов. К этому времени относится появление в Сибири секты "Свидетелей Иеговы", возникшей в среде меннонитов, поддерживающих связь с Америкой. В середине 1920-х годов возникают и церкви пятидесятников. 
 
В 1929 году в Омске прошел Сибирский краевой съезд безбожников, отметивший, что 1920-е годы были временем наиболее бурного развития протестантских церквей в Сибири: к 1927—1928 гг. здесь существовало 15 сект, 400 сектантских общин общей численностью около 30000 человек, из них большинство являлись членами протестантских сект 21570 человек. Самой многочисленной была церковь баптистов — 16500 человек, меннонитов — 3700 человек, адвентистов 7-го дня — 1200, пятидесятников — 120, иеговистов более 50 человек. Когда началась борьба государства с религией, численность верующих, в том числе и протестантов, резко сократилась, так в Западной Сибири к 1923 году только число баптистских общин и групп уменьшилось на 10, 9%. 
 
Направления протестантства
Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:
    Лютеранство
    Евангельские христиане-баптисты
    Евангельские христиане-пятидесятники
    Меннониты
    Методисты
    Адвентисты седьмого дня
    исконно российские формы протестантизма: молокане и духоборы.
    История зарождения меннонитства в России 
Первое  переселение меннонитов в Россию, из Мариенвердерской низменности (в  Пруссии), состоялось в 1789 году, по приглашению  правительства, в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли.  

В 1789 г. был заселен Хортицкий округ Екатеринославского уезда и губернии. Вновь прибывшие в 1793—1796 годах 118 семейств частью расселились в существовавших уже колониях, частью в новых, в уездах Александровском и Новомосковском. Несмотря на огромные выгоды, предоставленные меннонитам, они, по донесению Контениуса (1799), находились в «недостаточном состоянии» от частых неурожаев, каменистой почвы и падежа скота во время суровых зим. Ввиду этого правительство переселило в 1800 г. 150 семейств на Молочные воды (Мелитопольского уезда Таврической губернии), дав им до 120 тыс. десятин, а Хортицкий округ (до 35 тыс. десятин) предоставило в распоряжение оставшихся колонистов, частью как надел, частью в виде запаса на прибылое население, с уплатой в казну 21/2 коп. за десятину. В том же году меннонитам было дозволено варить пиво и мед, курить хлебное вино, как для собственного употребления, так и для продажи, а посторонним «навсегда» воспрещено иметь в их колониях харчевни, питейные дома и шинки. Тогда же образованы меннонитские еврейские общины, с довольно широким самоуправлением (об административном устройстве колоний см. Поселения иностранцев в Российской империи).  

До 1820 г. колонизация меннонитов распространялась почти исключительно пришельцами  из-за границы; за это время число  колоний увеличилось в Молочанском округе до 40, а в Хортицком — до 18. С 1820 г. впуск в Россию иностранных поселенцев был приостановлен.   

С 1854 г. данцигские, мариенбургские и эльбингские  меннониты стали селиться в Самарской  губернии, сначала в Новоузенском уезде, а потом и в Самарском, и до 1874 г., когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив также по 15 десятин на душу. Все земли находились обыкновенно в вечно-потомственном владении целой колонии, без права отчуждения в посторонние руки. Распределялись они по угодьям и подворно или посемейно, без дробления. Двор переходил в единоличное пользование к одному из сыновей, признанному способным продолжать хозяйство, или к лицу из того же общества, купившему его с аукциона. Это повело, с одной стороны, к скоплению в одних руках обширных участков, с другой — к увеличению числа безземельных. О них впервые позаботился М. И. Корнис, бывший председателем молочанской комиссии сельского хозяйства. Он пытался устроить в 1841 г. торгово-промышленную колонию для безземельных, но успел поместить только 30 семейств; в 1866 г. правительством была закрыта сама комиссия. Между тем общественная экономическая неурядица росла; особенно жесток был раздор между хозяевами и безземельными Молочанского округа.  

В 1869 г. изменен закон наследования, допущена дробность наделов; правительство стало раздавать безземельным запасные земли и ввело большую правомерность в составе сельских сходов.  

Когда в 1874 г. все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями; значительная их часть решилась выселиться из России. Посланный «задержать» выселяющихся граф Э. К. Тотлебен был уполномочен обещать им льготы относительно отбывания военной службы, которые им действительно и предоставлены (см. ниже). Но эти льготы не вовсе прекратили переселение. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 г. около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской.   

Дальнейшие  переселения, вызванные, между прочим, голодовками (например, в 1879—1880 гг.) были незначительны. Так, например, из Самарской губернии с 1880 по 1889 г. выселилось всего 71 семейство (390 душ обоих полов): 46 семейств в Хиву, где часть получила от хана 4-десятинный надел, а часть определилась в столяры, плотники и т. п.; 10 семейств — в Сыр-Дарьинскую область, где они основали 4 колонии, получив по 15 десятин на душу и правительственную ссуду на устройство школ и общественных мельниц; 13 семейств — в Америку (штаты Небраска и Арканзас), 1 семейство — в Оренбург, 1 семейство — в Омск. Меннониты, с самого водворения в России, разделились на два толка: фламандский и фрисландский. Принадлежащие к последнему отличаются меньшей строгостью в соблюдении обрядов.  

В 1855 г. в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились сектанты — Hupfer’ы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того «иерусалимские братья» — прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую церковную общину и отвергли власть конвента, ведавшего делами духовного презрения и церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви, они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент меннонитов, выселившихся на Кавказ в 1864—66 гг. (в числе 200 с лишним семейств).

История зарождения лютеранства  в России

Московское  царство
В Россию лютеранство попадает вместе с немецкими  пленными и ремесленниками. Русские  цари видели в лютеранах врагов своих  врагов (католиков). Уже в 1576 в Москве открывается первая лютеранская  церковь. До этого немецкие проповедники даже пытались обратить Ивана Грозного в свою веру, но безуспешно. Лютеранам долгое время под страхом смерти запрещалось распространять свое учение среди русских.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.